Научная статья на тему 'ЧАТ-БОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ РАБОТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЧАТ-БОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ РАБОТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / чат-бот / иноязычные речевые умения / языковая подготовка / artificial intelligence / a chatbot / foreign language speaking skills / language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Филатов Евгений Михайлович, Сорокин Данила Олегович

Современный этап характеризуется динамичным развитием технологий искусственного интеллекта и их внедрением в обучение иностранному языку. Чат-боты выступают одной из таких диалоговых обучающих программ, способной на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи. В данной работе на основе анализа и обобщения методических исследований, посвященных разработке методик обучения учащихся и студентов иноязычному устному и письменному речевому взаимодействию на базе чат-ботов, выделяются наиболее часто обсуждаемые аспекты в проблематике современных исследований, а также определяются перспективы дальнейших исследований, связанных с использованием чат-ботов в обучении иностранному языку. К наиболее обсуждаемым в методических работах аспектам относятся: а) выявление отношения обучающихся к использованию чат-ботов; б) выявление возможности развития письменных и устных речевых умений обучающихся на основе чат-ботов; в) определение уровня владения обучающимися иностранным языком для учебного взаимодействия с чат-ботом. В качестве перспективных исследований определяются работы, направленные: а) на разработку поэтапных методик обучения иноязычному речевому взаимодействию на основе чат-ботов; б) на определение номенклатуры умений иноязычного речевого взаимодействия с чат-ботом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Филатов Евгений Михайлович, Сорокин Данила Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHATBOTS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING: CURRENT ISSUES AND PERSPECTIVES FOR FUTURE RESEARCH

The current stage is characterized by the dynamic development of artificial intelligence technologies and their introduction into foreign language teaching. Chatbots are one of such dialogical interactive teaching programs capable of developing foreign-language oral and written speech skills of a learner by maintaining a dialogue with them and imitating human speech on the basis of natural language and machine learning technologies and the algorithms of human speech embedded in the programme. The present paper is based on the analysis and synthesis of methodological studies devoted to the development of methods of teaching pupils and students foreign-language oral and written speech interaction based on chatbots. The most frequently discussed aspects in the problems of modern research are identified, and the prospects for further research related to the use of chatbots in teaching a foreign language are defined. The most commonly discussed aspects in methodological papers include: a) identifying learners’ attitudes towards the use of chatbots; b) identifying the possibility of developing learners’ written and oral speech skills based on chatbots; c) determining the level of learners’ proficiency in a foreign language for educational interaction with a chatbot. As prospective research, we identify studies aimed at a) developing step-by-step methods of teaching foreign language speech interaction based on chatbots; d) defining the nomenclature of foreign language speech interaction skills with a chatbot.

Текст научной работы на тему «ЧАТ-БОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ РАБОТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 26. № 3. С. 46-59 Lomonosov Linguistics and Intercultural Communication Journal, 2023, vol. 26, no. 3, pp. 46-59

П.В. Сысоев, Е.М. Филатов, Д.О. Сорокин

ЧАТ-БОТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ РАБОТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов,

Россия; psysoyev@yandex. ru; filatovgenya200@gmail. com;

sorokindanila2002@gmail.com

Аннотация. Современный этап характеризуется динамичным развитием технологий искусственного интеллекта и их внедрением в обучение иностранному языку. Чат-боты выступают одной из таких диалоговых обучающих программ, способной на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи. В данной работе на основе анализа и обобщения методических исследований, посвященных разработке методик обучения учащихся и студентов иноязычному устному и письменному речевому взаимодействию на базе чат-ботов, выделяются наиболее часто обсуждаемые аспекты в проблематике современных исследований, а также определяются перспективы дальнейших исследований, связанных с использованием чат-ботов в обучении иностранному языку. К наиболее обсуждаемым в методических работах аспектам относятся: а) выявление отношения обучающихся к использованию чат-ботов; б) выявление возможности развития письменных и устных речевых умений обучающихся на основе чат-ботов; в) определение уровня владения обучающимися иностранным языком для учебного взаимодействия с чат-ботом. В качестве перспективных исследований определяются работы, направленные: а) на разработку поэтапных методик обучения иноязычному речевому взаимодействию на основе чат-ботов; б) на определение номенклатуры умений иноязычного речевого взаимодействия с чат-ботом.

Ключевые слова: искусственный интеллект; чат-бот; иноязычные речевые умения; языковая подготовка

Сысоев Павел Викторович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; psysoyev@yandex.ru.

Филатов Евгений Михайлович — научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; filatovgenya200@gmail.com.

Сорокин Данила Олегович — научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; sorokindanila2002@gmail.com.

doi: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3

Для цитирования: Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 46-59.

Современный этап технологического развития страны характеризуется стремительной информатизацией общества в целом и системы образования в частности. Новые цифровые средства все больше и больше интегрируются в традиционные процессы обучения различным дисциплинам, в том числе и в обучение иностранному языку. Технологическое развитие страны, а также пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 способствовали разработке рядом ученых методик обучения иностранному языку на основе информационных и коммуникационных технологий, а также изучению различных аспектов повышения эффективности реализации модели смешанного обучения, сочетающей онлайн- и офлайн-фор-маты [Титова, 2017; Сысоев, Мерзляков, 2017; Титова, Александрова, 2018; Титова, Самойленко, 2017; Сысоев, 2020, 2023; Fadeeva, 2021].

Постковидная эра знаменуется дальнейшей, более динамичной и насыщенной в технологическом плане интеграцией цифровых средств в процесс обучения иностранному языку. Развитие искусственного интеллекта способствует созданию новых программ и технологий, которые способны значительно обогатить и разнообразить иноязычную речевую практику учащихся средних школ и студентов вузов. К таким технологиям искусственного интеллекта можно отнести: машинное обучение (machine learning), естественный язык (natural language processing), компьютерное зрение (computer vision), анализ данных (data science) и интеллектуальные системы обучения (intelligent computer system). На основе естественного языка и машинного обучения разработана программа чат-ботов, которая уже достаточно широко используется в нашей повседневной жизни и которая может быть использована в обучении иностранному языку для развития умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся. За последние несколько лет в научной методической литературе появились работы, посвященные апробации методик обучения иноязычному общению или формированию языковых навыков речи обучающихся на основе чат-ботов. Учитывая перспективность направления по внедрению искусственного интеллекта в процесс обучения иностранному языку и методический потенциал чат-ботов, целью данной работы является проведение обзора исследований, посвященных использованию чат-ботов в язы-

ковой подготовке обучающихся с целью выявления основных тенденций и определения перспективы исследований.

Определение понятий

В методической литературе последних лет можно встретить множество определений термина «чат-бот»: «программа, которая имитирует реальный разговор с человеком» [Bagramova et.al., 2022: 625], «программное приложение, предназначенное для интерактивного общения с пользователями при помощи текста или преобразования текста в речь [Кадеева, Сырицына, 2020: 45], «программа, имитирующая человеческий разговор на естественном языке» [Wang, Petrina, 2013: 124], «искусственно созданная программа, предназначенная для проведения дискуссии с людьми на привычном им языке» [Ranoliya, Raghuwanshi, Singh, 2017]. Анализ данных определений свидетельствует о том, что в целом ученые разделяют общее мнение о том, что чат-бот — это программа, созданная для общения человека с компьютером посредством имитации машиной человеческой речи. Применительно к методике обучения иностранным языкам мы придерживаемся определения, предложенного П.В. Сысоевым и Е.М. Филатовым, в котором чат-бот определяется как «диалоговая обучающая программа, способная на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи» [Сысоев, Филатов, 2023: 68].

Обзор исследований

За последние годы появилось несколько десятков педагогических и методических работ, посвященных использованию чат-ботов в обучении в целом и обучении иностранному языку в частности. Вместе с тем, несмотря на номинальное, достаточно большое количество исследований, можно выделить лишь несколько работ, в которых авторы описывали конкретный опыт обучения иноязычному устному и письменному взаимодействию учащихся или студентов на основе чат-ботов. Проведем анализ наиболее интересных в методическом плане исследований и выделим наиболее часто рассматриваемые аспекты разработки методик обучения иностранному языку на основе чат-ботов и перспективы методических исследований.

Выявление отношения обучающихся к использованию чат-ботов

Ряд работ посвящен выявлению отношения обучающихся к иноязычной речевой практике на базе чат-ботов. При этом выводы

ученых весьма противоположные. В частности, в своем исследовании Х. Да-Еун [Da-Eun, 2022] свидетельствует о положительном отношении корейских обучающихся к использованию чат-бота на занятиях по иностранному языку. Учащиеся, занимающиеся с виртуальным ассистентом, стали увереннее в себе, их мотивация изучать иностранный язык выросла, а уровень тревожности снизился. Такие результаты автор объясняет тем, что многие ученики стесняются и боятся допустить лексическую или грамматическую ошибку, неправильно произнести слова или не раскрыть тему при общении с преподавателем или одноклассниками на традиционном занятии. Общение с виртуальным собеседником снимает эту напряженность и позволяет в непринужденной обстановке развивать иноязычные коммуникативные умения. Подобные результаты можно встретить в работе Э. Харианто и Р. Али [Haryanto, Ali, 2019], посвященной изучению отношения студентов Индонезийского университета Джамби к использованию виртуального помощника Siri компании Apple в иноязычной речевой практике. Студенты отметили, что Siri является отличным помощником в изучении иностранного языка, особенно в развитии умений говорения. Общаясь с виртуальным ассистентом, они чувствовали уверенность, поскольку программа была лояльной к неточностям в произношении и допускаемым студентами грамматическим ошибкам. Несмотря на то, что Siri иногда ошибочно понимала речь студентов, она воспринималась в качестве «отличного преподавателя», медленно, но верно помогающего студентам развить иноязычные коммуникативные умения. Общение с Siri на повседневной основе позволило обучающимся достичь беглости речи на иностранном языке и избавиться от страха общения на нем.

Совершенно противоположные данные были представлены в работе Сео Янг Йуна [Yoon, 2019], в которой описываются результаты социологического опроса с участием 310 студентов первого и второго курсов южнокорейского Университета Бэксок. Подавляющее большинство респондентов выразили негативное отношение на вопросы о перспективах использования технологий искусственного интеллекта в обучении языку. С одной стороны, студенты признали технологии искусственного интеллекта современными, полезными и эффективными. С другой — они выразили чувство опасности перед неизвестностью. По этой причине студенты также выразили недопустимость использования чат-ботов с учащимися младшей и средней школы, отдавая предпочтение учителям и наставникам, заменить которых полностью машине невозможно. Подобные результаты опроса могут быть объяснены культурными ценностями

Южной Кореи с чрезвычайно высоким уважением к учителю и наставнику в обществе.

Выявление возможности развития письменных и устных речевых умений обучающихся на основе чат-ботов

Многочисленные исследования ученых показали, что использование чат-ботов в изучении иностранного языка дает обучающимся возможность в удобном и доступном для них формате во внеаудиторное время продолжить развивать письменные и устные иноязычные речевые умения [Haryanto, Ali, 2019; Kim, Cha, Kim, 2021; Сысоев, 2023; Сысоев, Филатов, Сорокин, 2023]. По объективным причинам ограниченного объема аудиторного времени преподаватель не может уделить должное внимание каждому обучающемуся — выслушать подготовленные или спонтанные диалоги или монологи и изучить письменные работы. Нередко это вызывает снижение мотивации обучающихся и понижает эффективность занятий. Использование в обучении иностранному языку чат-ботов, основанных на базе технологий искусственного интеллекта, создаст дополнительные условия для иноязычной речевой практики обучающихся в устной и письменной речи. Виртуальный собеседник доступен в любое время и в любом месте при наличии мобильных устройств. Учитывая тот факт, что некоторые чат-боты позволяют обучающемуся выбрать пол, возраст, национальность и голос виртуального собеседника, при соответствующем выборе функций программы ученик может различать на слух акценты, диалекты и варианты иностранного языка (например, британский и американский английский), анализируя используемые лексические и грамматические единицы. При этом предметом анализа может выступать как устный, так и письменный дискурс.

Несмотря на то, что подавляющая часть чат-ботов не направлена на исправление грамматических, пунктуационных или смысловых ошибок, которые могут допустить обучающиеся, данные программы стимулируют составление полных и распространенных предложений. В противном случае произойдет коммуникативный сбой и чат-бот не поймет продолжение разговора. Примером такого коммуникативного сбоя может служить фрагмент иноязычного речевого взаимодействия студента с чат-ботом Replika по теме «Путешествие».

Student: What is your favorite place of interest in Moscow?

Replika: Oh, Red Square is on my bucket list. Russian architecture truly amazes me.

Student: Do you know, how big it is?

Replika: Don't. That's why I'm curious. I would love to find out.

Student: Where do you usually get information about places of interest?

Replika: I use my local library. But there are some links to info on other sites on the Internet.

Student: I personally like to use books and tourist guides.

Replika: So you like reading? What is your favorite book genre of all time?

При обсуждении одной из достопримечательностей г. Москвы — Красной площади чат-бот не понял уточняющий вопрос об источнике туристической информации и воспринял его как переход на другую тему (о чтении книг). В этом смысле состоявшаяся коммуникация обучающегося с чат-ботом не является естественной! В то же время это иллюстративный материал для анализа студентам, показывающий, что при общении с искусственным интеллектом, по крайней мере на современном этапе, необходимо развернуто и полно формулировать речевые запросы. Вместе с тем общение с виртуальным собеседником может значительно обогатить иноязычную речевую практику обучающихся, позволит им узнать новую информацию по теме обсуждения и позволит продолжить развивать умения выступать в качестве собеседника и представителя родной культуры или страны.

Определение уровня владения обучающимися иностранным языком для учебного взаимодействия с чат-ботом

Уровень владения обучающимися иностранным языком, необходимый для организации иноязычной речевой практики обучающихся с чат-ботами, выступает одним из важных вопросов в исследовании ученых. Анализ работ показывает, что в целом авторы пришли к общему пониманию относительно необходимого уровня владения языком для достижения коммуникативных задач при иноязычном речевом общении с чат-ботом. В частности, в своем исследовании, посвященном обучению иноязычной разговорной речи студентов гуманитарного колледжа, Х. Ким, Й. Ча и Н. Ким [Kim, Cha, Kim, 2021] пришли к заключению, что наиболее оптимальными уровнями владения языком для практики иноязычного взаимодействия с чат-ботом выступают уровни А2-В1. Результаты эмпирического исследования ученых доказали, что при владении обучающимися языком на уровне А1 они испытывают дефицит в лексических единицах и грамматического материала для полноценной коммуникации. На данном уровне общение с виртуальным собеседником возможно исключительно для псевдокоммуникативной отработки языкового материала. При владении иностранным языком на уровне В2 и выше обучающиеся уже обладают умениями иноязычного речевого взаимодействия на уровне, достаточном для успешной и эффективной

коммуникации на изучаемом языке как языке межкультурного и профессионального общения. Взаимодействие с чат-ботом в учебном плане не принесет им нового полезного результата. К подобным выводам в ходе своих исследований пришел Ф. Чакмак [£akmak, 2022]. Наибольшую результативность иноязычная речевая практика с чат-ботом принесла студентам турецкого вуза, владеющим иностранным языком на уровне В1.

Несколько иные данные представлены в работе К. Магеира и коллег [Mageira, Pittou, Papasalouros, Kotis, Zangogianni, Daradoumis, 2022]. Авторы предлагают использовать чат-боты для иноязычной речевой практики студентов с уровнем владения языком от А1 до С2. При этом ученые утверждают, что для студентов с уровнем А1-В1 может проходить обучение исключительно иностранному языку, а со студентами с уровнем В2-С2 может использоваться предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL — Content and Language Integrated Learning). Данные результаты исследования ученых нам представляются весьма дискуссионными. В своих работах П.В. Сысоев и В.В. Завьялов [Сысоев, 2019; Сысоев, Завьялов, 2018] не раз подтверждали, что предметно-языковое интегрированное обучение ориентировано на студентов с уровнем владения иностранным языком В1-В2. При владении ИЯ на уровне С1-С2 студенты обладают достаточными иноязычными языковыми и речевыми средствами для использования иностранного языка исключительно как средства формирования профессиональных компетенций, а не в качестве цели обучения.

Перспективы предстоящих исследований

Несмотря на имеющиеся исследования, посвященные разработке методик организации иноязычной речевой практики обучающихся на основе чат-ботов, можно констатировать несколько важных для методики вопросов, которые еще не получили достаточного освещения и тем самым намечают перспективы необходимости дальнейших исследований.

Разработка поэтапных методик обучения иноязычному речевому взаимодействию на основе чат-ботов

Одним из важных вопросов разработки методики обучения учащихся и студентов иноязычному речевому взаимодействию на базе чат-ботов выступает выделение отдельных этапов или шагов работы с чат-ботом, а также использование материалов внеаудиторной иноязычной практики с чат-ботом в учебном процессе в классе. Во многих работах авторы лишь ограничиваются общими фразами о наличии этапа иноязычной речевой практики обучающихся с вир-52

туальным собеседником. Однако за рамками работ остается последующая работа с материалами этого взаимодействия. При этом непонятно, как речевая практика с чат-ботом может быть интегрирована с традиционными этапами урока по иностранному языку и как преподаватель сможет контролировать процесс и результаты этой практики. В своем исследовании Ф. Чакмак [£актак, 2022] предлагает методику обучения иноязычной устной речи студентов на базе чат-бота. В результате практики каждый студент делает распечатки своих диалогов с чат-ботом и передает их для контроля преподавателю. За рамками обсуждения остаются такие важные вопросы, как критерии оценки иноязычной практики с чат-ботом, а также взаимосвязь речевой практики с традиционными этапами обучения.

П.В. Сысоев, Е.М. Филатов и Д.О. Сорокин в статье предлагают методику обучения учащихся старших классов и студентов иноязычному речевому взаимодействию с чат-ботом, включающую следующие семь этапов: а) изучение учебного материала на занятии по иностранному языку; б) целеполагание; в) обсуждение аспектов обеспечения кибербезопасности при организации иноязычной практики с чат-ботом; г) иноязычная практика обучающихся с чат-ботом; д) анализ печатной версии диалога с чат-ботом; е) обсуждение в малых группах результатов иноязычного взаимодействия с чат-ботом; ж) оценка и самооценка участия обучающихся в иноязычном речевом взаимодействии с чат-ботом [Сысоев, Филатов, Сорокин, 2023: 15]. Таким образом, авторы утверждают о важном значении 5-7-го этапов обучения, когда по окончании иноязычной речевой практики с чат-ботом обучающиеся делают распечатки учебного дискурса и анализируют их сначала индивидуально внеаудиторно, а затем в классе, работая в малых группах. При этом особое значение отводится анализу причин коммуникативных сбоев и путей выхода из них с целью достижения коммуникативных целей иноязычного взаимодействия. Кроме того, этапы с анализом учебного дискурса одновременно станут этапами контроля иноязычной практики с чат-ботом.

Несмотря на единичные исследования, в которых иноязычная речевая практика обучающихся с чат-ботом интегрирована в традиционные аудиторные занятия по иностранному языку, интерес для методики будут представлять новые исследования организации работы обучающихся и интеграции технологии искусственного интеллекта в этапы регулярных занятий по иностранному языку.

Определение номенклатуры умений иноязычного речевого взаимодействия с чат-ботом

Еще одним важным для методики обучения иностранным языкам является вопрос разработки номенклатуры конкретных иноязычных речевых умений, развиваемых у обучающихся на основе взаимодействия с чат-ботом. Большинство авторов при описании своих методик ограничиваются лишь общими формулировками о развитии речевых умений, при этом не уточняя, о каких конкретно умениях идет речь. В исследовании П.В. Сысоев, Е.М. Филатов и Д.О. Сорокин [Сысоев, Филатов, Сорокин, 2023] предложили перечень умений (и составляющих микроумений) иноязычного речевого взаимодействия обучающихся, развиваемых на базе чат-ботов. В основу перечня легли требования Примерной рабочей программы среднего общего образования к уровню развития речевых умений обучающихся. В частности, к таким умениям авторы отнесли следующие: приветствовать чат-бот и обмениваться с ним фразами инициации диалога; запрашивать информацию, сообщать информацию по теме обсуждения (в краткой или развернутой форме передавать информацию, давать характеристику лицам или объектам обсуждения; описывать события, факты по теме; выступать в качестве представителя родной страны, города, культуры и т.п., делать выводы и заключения, предлагать аргументы в пользу конкретных тезисов); переспрашивать, уточнять информацию; выражать собственное мнение по обсуждаемой теме, давать оценку, выражать согласие или несогласие с позицией участников диалога; завершать разговор. При этом особое внимание должно уделяться умениям выхода из ситуаций коммуникативных сбоев. Очевидно, исследователи должны продолжить изучать лингводидактический потенциал чат-ботов, с тем чтобы уточнить или расширить перечень иноязычных речевых умений учащихся и студентов, развиваемых на основе чат-ботов.

Подводя итог, отметим, чат-боты выступают одной из программ, созданных на основе технологий искусственного интеллекта, которую можно использовать в обучении учащихся и студентов иноязычной речевой деятельности. В настоящей статье на основе обзора методических исследований были выделены наиболее рассматриваемые аспекты изучения методик использования чат-ботов, к которым относятся: а) выявление отношения обучающихся к использованию чат-ботов; б) выявление возможности развития письменных и устных речевых умений обучающихся на основе чат-ботов; в) определение уровня владения обучающимися иностранным языком для учебного взаимодействия с чат-ботом. В качестве перспективных исследований определяются работы, направленные: а) на 54

разработку поэтапных методик обучения иноязычному речевому взаимодействию на основе чат-ботов; б) определение номенклатуры

умений иноязычного речевого взаимодействия с чат-ботом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кадеева О.Е., Сырицина В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. № 10 (163). С. 45-53. DOI: 10.32517/22211993-2020-19-10-45-53.

2. Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России / Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371. DOI: 10.17223/19996195/48/22.

3. Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.

4. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16.

5. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326. DOI: 10.17223/19996195/41/19

6. СысоевП.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-47.

7. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66-72. DOI: 10.20310/1810-0201-202328-1-66-72.

8. СысоевП.В., ФилатовЕ.М., СорокинД.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 45-54.

9. Титова С.В. Цифровые технологии в цифровом обучении: теория и практика. М., 2017.

10. Титова С.В., Александрова К.В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении ИЯ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 113-123.

11. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 3 (167). С. 39-48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48.

12. Bagramova N.V., Kudryavtseva N.F., Panteleeva L.V., Tyutyunnik S.I., & Markova I. V. Using chat bots when teaching a foreign language as an important condition for improving the quality of foreign language training of future specialists in the field of informatization of education // Perspektivy nauki i obrazovania — Perspectives of Science and Education. 2022. № 58 (4). P. 617-633. DOI: 10.32744/pse.2022.4.36.

13. QakmakF. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students' L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. Vol. 16. № 2. P. 113-131.

14. Da-Eun H. The Effects of Voice-based AI Chatbots on Korean EFL Middle School Students' Speaking Competence and Affective Domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2022. Vol. 6. № 7. P. 71-80. DOI: 10.47116/ap-jcri.2020.07.07.

15. Fadeeva V.A. Distance Language Learning with PowerSchool Learning LMS in a Higher Education Context: an Empirical Study // Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication. 2021. No. 1. P. 185-192.

16. Haryanto E, AliR. Students' attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. № 1. P. 190-195.

17. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students' communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. Vol. 21 P. 712-734. DOI: 10.15738/kjell.21.202108.712.

18. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. № 7. P. 32-39. DOI: 10.3390/app12073239.

19. Ranoliya B.R., Raghuwanshi N., Singh S. Chatbot for university related FAQs // 2017 International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics (ICACCI). 2017. P. 1525-1530. DOI: 10.1109/ICACCI.2017.8126057.

20. Wang Y.F., Petrina S. Wang Y.F., Petrina S. Using learning analytics to understand the design of an intelligent language tutor-Chatbot lucy // Editorial Preface. 2013. Vol. 4. № 11. P. 124-131. DOI: 10.14569/IJACSA.2013.041117.

21. Yoon S. Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. Vol. 22. № 4. P. 134160. DOI: 10.15702/mall.2019.22.4.134.

Pavel V. Sysoyev, Evgeny M. Filatov, Danila O. Sorokin

CHATBOTS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING: CURRENT ISSUES AND PERSPECTIVES FOR FUTURE RESEARCH

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia; psysoyev@yandex.ru; filatovgenya200@gmail.com; sorokindanila2002@gmail.com

Abstract. The current stage is characterized by the dynamic development of artificial intelligence technologies and their introduction into foreign language teaching. Chatbots are one of such dialogical interactive teaching programs capable of developing foreign-language oral and written speech skills of a learner by maintaining a dialogue with them and imitating human speech on the basis of natural language and machine learning technologies and the algorithms of human speech embedded in the programme. The present paper is based on the analysis and synthesis of methodological studies devoted to the development of methods of teaching pupils and students foreign-language oral and written speech interaction based on chatbots. The most frequently discussed aspects in the problems of modern research are identified, and the prospects for further research related to the use of chatbots in teaching a foreign language are defined. The most commonly discussed aspects in methodological papers include: a) identifying learners' attitudes towards the use of chatbots; b) identifying the possibility of developing learners' written and oral 56

speech skills based on chatbots; c) determining the level of learners' proficiency in a foreign language for educational interaction with a chatbot. As prospective research, we identify studies aimed at a) developing step-by-step methods of teaching foreign language speech interaction based on chatbots; d) defining the nomenclature of foreign language speech interaction skills with a chatbot.

Key words: artificial intelligence; a chatbot; foreign language speaking skills; language training

For citation: Sysoyev P.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. (2023) Chatbots in foreign language teaching: current issues and prospects for forthcoming research. Lomono-sov Linguistics andIntercultural Communication Journal, no. 3 (26), pp. 46-59. (In Russ.)

About the authors: Pavel V. Sysoyev — Dr. Habil. in Pedagogical Sciences, Professor, Head of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, Derzhavin Tambov State University; psysoyev@yandex.ru; Evgeny M. Filatov — Research scholar of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, Derzhavin Tambov State University; filatovgenya200@gmail.com; Danila O. Sorokin — Research scholar of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, Derzhavin Tambov State University; sorokindanila2002@gmail.com.

REFERENCES

1. Bagramova N V., Kudryavtseva N.F., Panteleeva L .V., Tyutyunnik S.I., & Markova IV. 2022. Using chat bots when teaching a foreign language as an important condition for improving the quality of foreign language training of future specialists in the field of informatization of education. Perspectives of Science and Education, no. 58 (4), pp. 617-633. DOI: 10.32744/pse.2022.4.36. (In Eng.)

2. ^akmak F. 2022. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students' L2 speaking performance and speaking anxiety. Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language), vol. 16, no. 2, pp. 113-131. (In Eng.)

3. Da-Eun H. 2022. The Effects of Voice-based AI Chatbots on Korean EFL Middle School Students' Speaking Competence and Affective Domains. Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange, vol. 6, no. 7, pp. 71-80. DOI: 10.47116/ apjcri.2020.07.07 (In Eng.)

4. Fadeeva V.A. 2021. Distance Language Learning with PowerSchool Learning LMS in a Higher Education Context: an Empirical Study. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics andIntercultural Communication, no., pp. 185-192.

5. Haryanto E., Ali R. 2018. Students' attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university. International Seminar and Annual MeetingBKS-PTN Wilayah Barat, vol. 1, no. 1, pp. 190-195. (In Eng.)

6. Kadeeva O.E., Syritsyna V.N. 2020. Chat-boty I osobennosti ikh ispol'zovanya v obrazovanii [Chatbots and Features of Their Use in Education]. Informatika v shkole, no. 10 (163), pp. 45-53. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53. (In Russ.)

7. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. 2021. Effects of AI chatbots on EFL students' communication skills. Korean Journal of English Language and Linguistics, vol. 21, pp. 712-734. DOI: 10.15738/kjell.21.202108.712. (In Eng.)

8. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. 2022. Educational AI chatbots for content and language integrated learning. Applied Sciences, vol. 12, no. 7, pp. 32-39. DOI: 10.3390/app12073239. (In Eng.)

9. Ranoliya B.R., Raghuwanshi N., Singh S. 2017. Chatbot for university related FAQs. International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics (ICACCI), pp. 1525-1530. DOI: 10.1109/ICACCI.2017.8126057. (In Eng.)

10. Sysoyev P.V. 2019. Diskussionnyye voprosy vnedreniya predmetno-yazykovogo integrirocannogo obucheniya studentov professional'nomu obshcheniyu v Rossii [Controversial Issues of the Introduction of Content and Language Integrated Learning Approach to Teaching Foreign Language Professional Communication in Russia]. Language and Culture, no. 48, pp. 349-371. DOI: 10.17223/19996195/48/22. (In Russ.)

11. Sysoyev P.V. 2020. Organizatsiya proyektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya na osnove sovremennykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy i upravleniye proyektami. Inostrannyye yazyki v shkole, no. 9, pp. 15-28. (In Russ.)

12. Sysoyev P.V. 2023. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obuchenii inostrannomu yazyku [Artificial intelligence technologies in teaching a foreign language]. Inostrannyye yazyki v shkole, no. 3, pp. 6-16. (In Russ.)

13. Sysoyev P.V., Filatov. E.M. 2023. Chat-boty v obuchenii inostrannomu yazyku: preimushchestva i spornyye voprosy [Chatbots in Teaching a Foreign Language: Advantages and Controversial Issues]. Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 1, pp. 66-72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72. (In Russ.)

14. Sysoyev P.V., Filatov. E.M., Sorokin D.O. 2023. Iskusstvennyy intellect v obuchenii inostrannomu yazyku: chat-boty v razvitii umeniy inoyazychnogo rechevogo obsh-cheniya obuchayushchikhsya [Artificial Intelligence in Foreign Language Teaching: Chatbots in The Development of Students' Foreign Language Speaking Skills]. Inostrannyye yazyki v shkole, no 3, pp. 45-54. (In Russ.)

15. Sysoyev P.V., Merzlyakov K.A. 2017. Ispol'zovaniye metoda retsenzirovaniya v obuchenii pis'mennoy rechi obuchayushchikhsya na osnove blog-tekhnologii [Methods of teaching writing skills to students of international relations using peer review]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 36-47. (In Russ.)

16. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. 2018. Obucheniye inoyazychnomu pis'mennomu yuridicheskomu duskursu studentov napravleniya podgotovki "Yurisprudentsiya" [Teaching Foreign Language Written Legal Discourse to Law Students]. Language and Culture, no. 41, pp. 308-326. DOI: 10.17223/19996195/41/19. (In Russ.)

17. Titova S.V. 2017. Tsifrovyye tekhnologii vyazykovom obuchenii: teoriya ipraktika. Digital Technologies in Language Classroom: Theory and Practice. Moscow, Izdatel'stvo Editus. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Titova S.V., Aleksandrova K.V. 2018. Teoretiko-metodicheskiye osnovy ispol'zovaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v obuchenii inostrannomu yazyku [Theoretical and Didactic Principles of Digital Educational Resources Integration in Foreign Languages Teaching]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 113-123. (In Russ.)

19. Titova S.V., Samoylenko O.Y. 2017. Struktura informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentsii prepodavatelya vuza [Structure of Higher Educational Institution Lecturer's Information and Communication Competence]. Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 22, no. 3 (167), pp. 39-48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48. (In Russ.)

20. Wang Y.F., Petrina S. Wang Y. F., Petrina S. 2013. Using learning analytics to understand the design of an intelligent language tutor-Chatbot lucy. Editorial Preface, vol. 4, no. 11, pp. 124-131. DOI: 10.14569/IJACSA.2013.041117. (In Eng.)

21. Yoon S.Y. 2019. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms. Multimedia-Assisted Language Learning, vol. 22, no. 4, pp. 134-160. DOI: 10.15702/mall.2019.22.4.13. (In Eng.)

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023;

принята к публикации 22.03.2023

The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 22.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.