УДК 377.4
Нечаева Н.Ю.
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград
Nechaeva N.Y.
Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad
E-mail: nat-bilyucheva@yandex. ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE GRADUATE
TECHNICAL COLLEGE
Аннотация: в статье рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие успешному формированию управленческой компетентности у студентов технических вузов.
Abstract: the article examines the organizational and pedagogical conditions that contribute to the successful development of managerial competence at students of technical universities.
Ключевые слова: управленческая компетентность, организационно-педагогические условия, выпускник технического вуза, формирование управленческой компетентности.
The key words: managerial competence, organizational and pedagogical conditions, an engineering graduate, the formation of managerial competence.
В основе современного профессионального образования в России лежит компетентностная модель обучения, в рамках которой компетентность выпускников представляется как результат образования и предполагает формирование определенного уровня владения обучаемым технологиями профессиональной деятельности, а также наличие у него соответствующих этой деятельности качеств личности внепредметного характера. Вместе с тем, действующая сегодня в России двухступенчатая система высшего образования привела к тому, что базовое бакалаврское образование стало носить узкопрофильный характер. Так из программы обучения специалистов технического профиля были исключены некоторые экономические, управленческие дисциплины или сократилось количество их часов. В то время как формирование управленческой компетентности студентов технического вуза становится особо актуальным в условиях глобализации современного мира, размывания организационных и профессиональных границ.
Формирование управленческой компетентности - это целенаправленный процесс развития личности обучаемого, результатом которого становится определенный уровень владения обучаемым организационно-управленческой деятельностью, формирование у него определенных мотивационно-ценностных установок, личностных качеств. Формирование компетенций у выпускников вузов возможно только в ходе активной, осознанной деятельности обучаемого [3, с. 196]. При этом существенную роль играет организация учебного процесса, создание в учебном заведении необходимых педагогических условий. Педагогические условия включают в себя содержание, формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, обстоятельства, которые способствуют успешному формированию компетенций студентов.
Эффективному формированию управленческой компетентности у студентов технических специальностей способствует создание в процессе обучения следующего комплекса организационно-педагогических условий:
1. Разработка и реализация комплексного учебно-методического обеспечения, направленного на формирование управленческой компетентности студентов технического профиля, которое включает содержание обучения студентов в процессе прохождения дисциплин, самостоятельную работу студентов, систему контроля знаний, их систематизацию, практическое применение.
Изучение мнений педагогов профессионального образования относительно формирования компетенций выпускников технических вузов, опыта обеспечения практикоориентированным обеспечением этого процесса, выявил недостаточное методическое обеспечение, направленное на формирование управленческой компетентности. Поэтому для успешного формирования управленческой компетентности в первую очередь необходима подготовка учебно-методических материалов, программ, адаптированных для студентов технических вузов, а также методических разработок проведения практических занятий с использованием пакетов прикладных программ по управленческим дисциплинам.
При составлении учебных программ возможно привлечение представителей профильных компаний - работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей с учетом дополнительного набора компетенций и умений в соответствии с предъявляемыми требованиями к выпускникам технических вузов. Это позволит максимально адаптировать учебно-методические программы к требованиям работодателей, а студентам ориентироваться на конкретные запросы рынка труда.
2. Введение в программы обучения студентов технических вузов управленческих дисциплин в более расширенном объеме относительно существующего. Однако, формирование управленческих компетенций возможно только в рамках деятельностного подхода, поскольку компетенции студентов формируются в результате их самостоятельной, осознанной и активной деятельности. Большим потенциалом при формировании управленческих компетенций обладает практическое обучение. Следовательно, в программы обучения выпускников технических вузов необходимо не просто включение управленческих дисциплин, но достаточное количество практических часов, тренинговых занятий, производственной практики. Единство теоритической и практической подготовки выпускников технической специальности позволит добиться необходимого уровня организационно-управленческой компетентности выпускников технических вузов.
3. Использование в процессе подготовки будущих специалистов инновационных методов обучения, которые позволяют сегодня не только развивать познавательный интерес обучающихся, они также служат эффективным методом апробирования полученных обучаемыми знаний на практике. Возможности производственной практики, в ходе которой предполагается закрепление полученных студентами знаний, часто ограничены: занятостью, незаинтересованностью руководителя практики от производства, невозможностью выполнения практикантом определенных заданий в виду отсутствия необходимого опыта, формальным отношением руководителя практики или студента к прохождению производственной практики и др. Использование инновационных методов обучения (ролевые игры, моделирующие ситуации, дискуссии, решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм», использование видеоматериалов) позволяет в ходе учебного процесса восполнить некоторые
недоработки производственной практики [1, с. 14]. Так, инновационные методы обучения способствуют самостоятельному поиску обучаемым путей и вариантов решения поставленной задачи, позволяют смоделировать необычные для студента условия, ситуации в которых ему придется принимать решения в будущем, применять теоритические знания в заданной ситуации, что особо значимо при формировании управленческой компетентности студентов технических вузов.
4. Развитие систем самоуправления в вузах, участие студентов в структурах студенческого самоуправления. При этом происходит формирование мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого компонента структуры управленческой компетентности студента технического вуза:
- развитие лидерских качеств, авторитета выпускника среди преподавательского состава и студентов;
- формирование навыков ведения переговоров, устанавливания деловых контактов, мотивирования команды;
- развитие организаторских способностей.
5. Мотивация профессорско-преподавательского состава, предоставление возможности повышения квалификации по использованию инновационных, информационных технологий в образовательном процессе. Создание эффективной системы мотивирования преподавательского состава способствует привлечению в высшие учебные заведения высококвалифицированных кадров, внедрению инновационных программ и технологий обучения, повышению качества образования, поэтому выступает одним из важных условий формирования компетенций будущих специалистов.
6. Использование личностно-ориентированного подхода при формировании управленческой компетентности студентов технических специальностей, обеспечивающего возможность становления, эффективного функционирования
и профессионального роста личности в постоянно меняющихся условиях. Использование дифференцированных форм работы и методов обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей в процессе формирования профессиональных компетенций способствует самоорганизации и саморазвитию студента, актуализации его творческих способностей и создание условий для профессиональной и жизненной реализации [2, с. 39].
7. Мониторинг полученных студентами знаний, постоянное получение студентами обратной связи о результатах его деятельности. Эффективным методом мониторинга и получения обучаемым обратной связи могут служить тесты достижений, компетентностные тесты, кейс-измерители, которые позволят не только оценить уровень конкретных знаний и навыков требуемой профессии, но и развить у студента умение к самоуправлению, навыки критического мышления, сформировать у студента потребность к развитию собственных профессиональных позиций и самостоятельному приобретению знаний. Так, компетентностные тесты могут содержать компетентностно-ориентированные задания со свободно конструируемым ответом междисциплинарного характера для выявления уровня организационно-управленческих навыков студентов технических специальностей. Кейс-измерители включают конкретные проблемные ситуации, не имеющие однозначно правильного решения. Работа над проблемными ситуациями побуждает студентов искать оптимальные пути решений, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода, что, в конечном счете, позволяет студенту сделать вывод о своей профессиональной готовности к решению управленческих задач [4, с. 207].
Формирование у выпускников технических вузов управленческих компетенций является одной из основных составляющих их профессиональной подготовки. Управленческие компетентности выпускников технических специаль-
ностей являются обязательным условием эффективной адаптации будущих специалистов в рабочей среде, их развитие повысит качество выполнения молодыми специалистами управленческих функций, а следовательно, приведет к карьерному росту. Поэтому создание выявленных организационно-педагогических условий формирования управленческой компетентности выпускников технических вузов является одним из важных составляющих учебного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аксенова, Л.Н. Формирование управленческой компетентности у будущих педагогов-инженеров /Л.Н. Аксенова, П.В. Гончаревич // Инновационные образовательные технологии. - 2012. - №4(32). - С. 13-18.
2. Губина, Г.Г. Личностно-ориентированный подход к обучению в современных условиях: учебно-методическое пособие / Г.Г. Губина. - Ярославль : Издво ЯГПУ, 2004. - 74 с.
3. Карпов, В.Б. Особенности формирования управленческих компетенций в современных условиях / В.Б. Карпов, М.Ю. Касавцев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6(60). - С. 195-197.
4. Сарафанова, И.Е. Оценка сформированности организационно-управленческой компетентности менеджера / И.Е. Сарафанова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №2. - Том II. - С. 205-209.