Научная статья на тему 'Поэтапность формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий'

Поэтапность формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕНЕДЖЕР / СОДЕРЖАНИЕ / КОМПОНЕНТ / MANAGERIAL COMPETENCE / THE MANAGER / THE CONTENT KOMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильмушкин А. Г.

В статье обосновывается поэтапность формирования управленческой компетентно-сти менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных пред-приятий. При этом выявлены этапы: адаптивный, промежуточный и завершающий. Охарактеризован каждый из выделенных этапов и обоснованы средства педагогиче-ской коммуникации, используемые для формирования обозначенной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильмушкин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GRADUAL FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE MANAGER IN THE FIELD OF STRATEGIC MANAGEMENT DEVELOPMENT INDUSTRIAL PREDPRIYATIY

The article explains the gradual formation of managerial competence of the manager in the stra-tegic management of the development of industrial enterprises. In this case, identified stages: adaptive, intermediate and final. Characterize each of the selected stages and justified the means Pedal gogicheskoy communication used to generate labeled kompetentnosti.

Текст научной работы на тему «Поэтапность формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий»

лей учебно-методических объединений вузов Российской Федерации. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 102 с.

5. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. - М.: Прометей, 2000. - 169 с.

Поступила в редакцию - 31/03/2011 В окончательном варианте - 31/03/2011

UDK 378.147

COMPETENCE APPROACH TO PROCESS OF PREPARATION OF STUDENTS OF OILTECHNOLOGICAL PROFILE ON PHYSICS

E. V. Dubas

Samara State Technical University, Senior Lecturer, Dept. of General Physics and Physics of the oil and gas production

244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100 E-mail: dev575@mail.ru

In article process of training to physics of students of oiltechnological department on the basis of competence approach is considered. Justification of modular rate structure of physics, methods of training and the control of knowledges received by the students is led during employment.

Key words: physics, competence, competence approach, module, modular structure, independent work.

Original article submitted - 31/03 /2011 Revision submitted - 31/03/2011

Elena V. Dubas. Senior. Lecturer, Dept. General Physics and Gas Production.

УДК: 37.12.7(063)

ПОЭТАПНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.Г. Ильмушкин1

Димитровградский институт технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета 433510, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 293 E-mail: gera1946@yandex.ru

В статье обосновывается поэтапность формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий. При этом выявлены этапы: адаптивный, промежуточный и завершающий. Охарактеризован каждый из выделенных этапов и обоснованы средства педагогической коммуникации, используемые для формирования обозначенной компетентности.

Ключевые слова: управленческая компетентность, менеджер, содержание, компонент.

Рыночная экономика требует подготовки экономических кадров, способных конкурировать на современном рынке труда, прогнозировать процесс развития предпринимательской деятельности, а в случае кризисного развития событий разрабатывать оптимальные варианты выхода из этого состояния, непрерывно профессионально самосовершенствоваться в течение всего периода активной трудовой деятельности. Именно такой смысл, прежде всего, мы вкладываем в понятие «конку-

1 Ильмушкин Алексей Георгиевич, (к. э. н.), доцент каф. экономики и управления производством.

рентоспособный специалист экономического профиля». Поэтому проблему стратегического управления устойчивым развитием промышленного предприятия следует рассматривать в единстве с проблемой обеспечения его управленческим персоналом. Такой подход к экономическому становлению предприятия открывает новые пути и перспективы для эффективной реализации его социально-экономических программ, но в то же время совершенствование стратегического управления развитием промышленных предприятий с позиций подготовки управленческих кадров является малоисследованной проблемой на современном этапе развития российской экономики.

Процесс формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий прежде всего определяется целеполаганием, задачами и принципами. В основу данного процесса положено содержание образования.

Принято выделять несколько основных уровней проектирования содержания профессионального образования: уровень общетеоретического представления, уровень учебной дисциплины, уровень учебного материала [1].

«... структура и содержание образования должны рассматриваться с позиций современной концепции человека, структура человека должна определять основные направления содержания обучения» [4].

Федеральный и региональный компоненты основной образовательной программы изначально не должны существовать изолированно, ибо они взаимообусловлены целеполаганием и механизмами их реализации.

Обучение с наибольшей эффективностью может быть использовано для развития творческих способностей и потребностей человека только в том случае, если в учебном процессе отражена логическая взаимосвязь структуры содержания образования, структуры учебной деятельности и структуры личности [4].

Формирование управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий, необходимой для будущей профессиональной деятельности, должно происходить последовательно на всех этапах подготовки. Этапы формирования данной компетентности обусловливаются спецификой данного процесса, содержанием образования, а также требованиями ФГОС, предъявляемыми к выпускнику.

В то же время подготовка будущих менеджеров должна строиться с учетом логики происходящих изменений в сфере управленческой деятельности, а также тенденций её развития. Студенты должны находиться в курсе происходящих перемен, а также уметь мобильно реагировать на новейшие разработки в области современных управленческих технологий.

Содержание образования является одним из важнейших компонентов профессионального образования и образовательных систем. Тесно связанное с уровнем развития науки, техники и производства, оно подвергается наиболее интенсивным преобразованиям, вытекающим из изменений содержания труда, развития структуры рынка труда, уровня информатизации общества. Содержание образования можно рассматривать как определенное отражение социального заказа общества и государства.

При этом дисциплины по выбору должны занимать значительную часть времени, отведенного на подготовку менеджера, что позволяет обеспечить полифункцио-нальную подготовку. В свою очередь дисциплины регионального компонента обеспечивают учет региональных особенностей подготовки инженерных кадров. Факультативные дисциплины позволяют учитывать наиболее полно образовательные потребности и интересы студентов в профессиональном образовании, а также способствуют профессиональному самоопределению, саморазвитию и успешному самообразованию. В то же время дисциплины регионального компонента и факульта-

тивные дисциплины являются важным средством формирования системных обобщенных знаний в области управленческих технологий, в конечном итоге формирования исследуемой профессиональной компетентности.

Теоретическое осмысление проблемы формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий и требования ФГОС, предъявляемые к выпускнику, привели нас к пониманию целесообразности поэтапного формирования исследуемой компетентности будущих менеджеров с учетом целей, задач, содержания, методов, форм, технологии, управления, а также условий и результатов на каждом этапе.

В основу процесса формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий нами положена логика и стратегия, заключающаяся в комплексном формировании всех компонентов через поэтапное и строго последовательное формирование их составляющих. Это объясняется тем, что специфика подготовки менеджеров такова, что, начиная с первого курса, можно постепенно формировать все компоненты исследуемой компетентности, поскольку они отчётливо проявляются в процессе предметного обучения и организации поисково-исследовательской работы студентов. Данная стратегия базируется на идее последовательного формирования составляющих каждого компонента, так как практическая реализация содержания образования в процессе обучения студентов осуществляется в определенной иерархической последовательности. Тем самым исключается возможность комплексного формирования компонентов.

В соответствии с вышеизложенным целесообразно формирование управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий проводить в три этапа:

1 этап - 1 - 4 семестры (1 и 2 курсы) - адаптивный;

2 этап - 5 - 7 семестры (3 и 4 курсы) - промежуточный;

3 этап - 8 - 10 семестры (4 и 5 курсы) - завершающий.

Этапы формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий мы рассматриваем как совместный педагогический процесс, происходящий на субъект-субъектном уровне, между преподавателем и обучающимися, что определяет особенности их деятельности, которая складывается из преподавания (деятельность преподавателя) и обучения (деятельность студента). Мы предлагаем оптимизировать этот процесс исходя из целей и задач нашего исследования.

Итак, как же происходит формирование управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий?

Адаптивный этап. На данном этапе происходит адаптация студентов к новым условиям обучения в области стратегического управления развитием промышленных предприятий.

На характер, темпы, результаты адаптации студентов влияют различные факторы. В научной литературе факторами адаптации считают те условия и обстоятельства, которые более всего влияют на характер, темпы, результаты в конкретных условиях деятельности. Выделяются две группы факторов, влияющих на успешность хода адаптационных процессов: субъективные и факторы среды. К субъективным факторам относятся пол, физиологические и психологические характеристики личности, а к факторам среды - условия учебы, режим и характер деятельности, особенности социальной среды и т. д.

Адаптация всегда связана с переходом в новый режим, вхождением в новые социальные роли, то есть с определенной перестройкой личности. Особенно часто первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к условиям обучения, они еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, ощущают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности.

Решение проблем адаптации должно строиться с учетом диалектического взаимодействия главных видов адаптации с выделением ведущего элемента на каждом этапе при интегральной роли главного звена - профессиональной адаптации.

На данном этапе происходит активное формирование системных обобщенных знаний в области общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, а также общепрофессиональных дисциплин. При этом циклы общих математических и естественно-научных дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин непосредственно связаны с объектом будущей профессиональной деятельности.

Предлагается изучение студентами спецдисциплин с первого курса. То есть учебный план составлен таким образом, что изучение спецдисциплин происходит непрерывно на протяжении всего периода обучения. Такой подход позволяет системно формировать исследуемую компетентность, последовательно охватывая всё новые и новые составляющие компонентов данной компетентности. В этом видится достоинство и преимущество такого подхода формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий.

Безусловно, первый этап формирования данной компетентности имеет развивающую направленность, так как основная часть студентов впервые сталкивается с объектами будущей профессиональной деятельности, достаточно сложным материалом в области естественно-научных и общепрофессиональных знаний, что требует от студента развития творческого мышления, работоспособности, формирования гибкости мышления. Это в конечном итоге должно обеспечивать готовность обучающегося к проектированию объектов управленческой деятельности. При этом развитие студента в процессе обучения происходит путем его включения в активную адаптацию.

Развивающая функция обучения занимает важное место на каждом этапе формирования исследуемой компетентности. Однако на начальном этапе формирования данной компетентности этот аспект занимает ведущее место, т.е. является доминирующим, поскольку вчерашние школьники не готовы к обучению в вузе. Это обуславливает формирование определенных личностных качеств, необходимых для успешного освоения естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Данный этап в какой-то мере является подготовительным для дальнейшего успешного профессионального становления студентов.

Особенностью первого этапа является то, что на этом этапе студентами уже изучаются специальные дисциплины. Это позволяет им приобщаться к объектам профессиональной деятельности практически с первого курса, что способствует опережающему формированию профессионально-деятельностного компонента, в конечном итоге обеспечивает целостное формирование всех компонентов.

Важную роль на данном этапе играет развитие у студентов управленческих способностей, поскольку для дальнейшего профессионального образования необходимы эти качества.

Однако формирование управленческих знаний, умений невозможно без мотивационно-ценностного отношения к познавательной, учебной деятельности и ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности. Поэтому

формирование мотивационно-познавательной сферы занимает ведущее место. Развитие мотивации учения способствует быстрой адаптации студентов к новым условиям образовательной среды и профессиональному самоопределению, самообразованию, а также формированию системных обобщенных знаний.

Безусловно, развитие творческих способностей студентов в процессе обучения имеет первостепенное значение. Именно на этом этапе имеются возможности и ресурсы для формирования составляющих креативного компонента, так как естественно-научные дисциплины имеют высокий потенциал для развития данного компонента посредством участия студентов в олимпиадах, в работе научных кружков, участия во всевозможных творческих конкурсах, выставках, поисково-исследовательской работе и т.д. Большое значение придается формированию творческих способностей посредством участия в поисково-исследовательской работе с активным применением средств вычислительной техники и программного обеспечения, так как исследовательская работа занимает важное место в подготовке менеджеров. Поэтому необходимо на данном этапе формировать первоначальные навыки выполнения исследовательской работы (этапы проведения исследовательской работы, работа с научной литературой, проведение эксперимента, первичная обработка результатов эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций по итогам исследования и т.д.). При этом процесс предметного обучения осуществляется посредством реализации принципов системности, фундаментальности, а также междисциплинарных связей, поскольку естественно-научные дисциплины пронизаны междисциплинарными связями. Такой подход оптимизирует процесс обучения как по содержанию, так и по временному параметру. Кроме того, происходит уплотнение знаний, что в свою очередь способствует формированию системных обобщенных знаний. В этом видится основное достоинство реализации данного этапа.

Профессиональное становление требует формирования определенных личностных качеств. Решающую роль на начальном этапе обучения играет «ответственность», так как сформированность данного качества способствует качественному выполнению всех видов учебной деятельности.

Далее остановимся на том, какие средства педагогической коммуникации и условия обеспечивают формирование данной компетентности на первом этапе.

На первоначальном этапе (особенно с первокурсниками) считаем целесообразным использовать такие формы учебной деятельности, как групповая, кооперирова-но-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуализировано-групповая, ибо реализация технологий коллективной формы обучения способствуют активному сближению обучающихся и формированию полноценного коллектива группы студентов в оптимальные сроки. На этом этапе такой подход обеспечивает достаточно быструю адаптацию.

Реализуемые нами педагогические технологии прежде всего ориентированы на эффективное обеспечение адаптивности студентов в процессе обучения. В свою очередь под педагогической технологией понимается проект определенной педагогической системы, реализованной на практике (В.П. Беспалько).

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической технологии (ПТ) позволяет выделить следующие ее наиболее существенные характеристики, учитываемые в данном исследовании: диагностичность целеобразо-вания, эффективность, экономичность, целостность, системность, устойчивость, надежность, возможность эффективной обратной связи и управляемость.

Из самой сущности и назначения педагогических технологий следует, что они представляют собой необходимое педагогическое средство для достижения целей и

задач формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий.

Исследование различных концепций теорий обучения и воспитания показало, что их можно разделить на две основные группы в зависимости от целей обучения: личностно ориентированная и профессионально ориентированная.

На первом этапе обучения, на наш взгляд, более приемлемо личностно ориентированное обучение, что вытекает из целевых задач подготовки на этом этапе.

Промежуточный этап. На втором и третьем этапах обучения могут быть успешно реализованы обе стратегии, то есть может происходить интеграция профессионально ориентированной и личностно ориентированной стратегий обучения. Актуальным в этом случае должен быть вопрос учета индивидуальных особенностей обучаемых при отборе учебной информации, где особая роль отводится формированию компетенций. Это продиктовано желанием придать личностно ориентированный характер обучению, т.к. влияние личностной ориентации приводит к изменению уровня мотивационной и познавательной составляющей деятельности, которые в свою очередь являются необходимыми условиями успешного обучения и подготовки менеджеров в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий. В основу стратегии обучения должны быть положены:

- предоставление свободы в выборе образовательных траекторий обучающихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями и возможностями;

- учёт потребностей заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;

- стимулирование развития образовательных учреждений, выстраивающих интегрированные образовательные программы.

Необходимым потенциалом для формирования ведущих компонентов управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий обладает профессионально ориентированная технология [2, 3].

На данном этапе активное формирование перечисленных составляющих происходит посредством изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, выполнения курсовых работ исследовательской направленности и масштабного приобщения студентов к поисково-исследовательской работе. Особую значимость приобретает поисково-исследовательская деятельность студентов, направленная на их творческое развитие, формирование мобильности, гибкости мышления.

Как мы видим, на этом этапе происходит формирование данной компетентности в иных условиях, с другими целевыми задачами и установками, что в свою очередь обуславливает необходимость применения других эффективных средств педагогической коммуникации, помимо технологий, используемых на предыдущем этапе. Педагогический опыт убеждает нас, что на данном этапе целесообразно применение модульной технологии обучения.

Завершающий этап. Безусловно, этот этап во многом отличается от предыдущих. У студентов сформированы определенные обобщенные предметные знания в области естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, а также специальных дисциплин. Студент осознаёт необходимость активного участия в поисковоисследовательской работе с применением объектов профессиональной деятельности, развития творческих способностей и адаптирован к условиям учебы в вузе, способен

адекватно оценивать свои поступки и действия, а также отвечать за себя. В основном состоялось профессиональное самоопределение личности, хотя оно этим не завершается, поскольку это процесс сложный и длительный. У студента сложились определенные ценностные отношения к познавательной и будущей профессиональной деятельности. Студент избирательно относится к содержанию предметного обучения и осознает свой профессиональный выбор, представляет собственную траекторию дальнейшего развития как в профессиональной сфере, так и в социальной. На завершающем этапе являются доминирующими спецдисциплины, преддипломная практика, выполнение проектных и дипломных работ.

Изложенное выше обусловливает особенности формирования управленческой компетентности студента в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий. На этом этапе происходит активное формирование у студентов следующих основных составляющих компонентов данной компетентности:

1. Знания и умения в проектировании управленческой деятельности.

2. Мотивационно-ценностное отношение к проектированию управленческой деятельности.

3. Активное участие в проведении поисково-исследовательской работы в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий.

4. Выполнение курсовых проектов и дипломных работ по заявкам предприятий с последующим их внедрением, а также дипломных проектов исследовательского характера.

5. Мобильность и коммуникативность.

Формирование у студентов обозначенных выше составляющих осуществляется на основе интеграции профессионально ориентированной и личностно ориентированной стратегий обучения путем активного применения технологий модульного обучения с учетом особенностей подготовки студентов на данном этапе.

Обоснована целесообразность поэтапного формирования управленческой компетентности менеджера в сфере стратегического управления развитием промышленных предприятий с учетом целей, задач, содержания, методов, форм, технологии, управления, а также условий и результатов на каждом этапе. Раскрыта сущностная характеристика каждого из них, приняты во внимание возрастные особенности студентов и специфика организации педагогического процесса. При этом дисциплины по выбору должны занимать значительную часть времени, отведенного на подготовку менеджеров. В свою очередь дисциплины регионального компонента должны учитывать региональную специфику их подготовки. Тем самым обеспечивается по-лифункциональная подготовка менеджеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альшанская Т.В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2006. - 149 с.

2. Петухов М.А. Компетентностью основы профессионально-педагогического образования. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. - 215 с.

3. Петухов М.А. Поиск и проектирование эффективной педагогической технологии профессионального обучения: в 2 ч. - Ч. 2. - М.: Мастерство, 1996. - 84 с.

4. Шашков В.И. Педагогическая технология в учебном процессе: учеб. пособие. - Н. Новгород, 1998. - С. 57-101.

Поступила в редакцию - 10/03/2011 В окончательном варианте - 13/03/2011

THE GRADUAL FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE MANAGER IN THE FIELD OF STRATEGIC MANAGEMENT DEVELOPMENT INDUSTRIAL PREDPRIYATIY A.G. Ilmushkin

Dimitrovgrad Institute of Technology, Management and Design of Ulyanovsk State Technical University

293 Kuibyshev st., Dimitrovgrad, 433519 E-mail: gera1946@yandex.ru

The article explains the gradual formation of managerial competence of the manager in the strategic management of the development of industrial enterprises. In this case, identified stages: adaptive, intermediate and final. Characterize each of the selected stages and justified the means Pedal gogicheskoy communication used to generate labeled kompetentnosti.

Key words: managerial competence, the manager, the content komponent.

Original article submitted - 10/03/2011 Revision submitted - 13/03/2011

Il’mushkin Aleksey, PhD, assistant professor of economics and management.

УДК 378

ОБОСНОВАНИЕ СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОПЕРАТОРОВ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.И. Кардашевский1

Самарский государственный технический университет,

4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

E-mail: AIK1780@yandex.ru

В статье рассматривается обоснование совокупности профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов сложных технических систем. Представлен алгоритм обоснования совокупности профессиональных здоровьесберегающих компетенций операторов сложных технических систем.

Ключевые слова: профессиональные здоровьесберегающие компетенции, операторы технических систем, алгоритм обоснования.

Специфика труда операторов сложных технических систем состоит в управлении техническими установками и агрегатами, оснащенными десятками и сотнями дисплеев, указательными приборами и автоматическими пультами управления, в результате чего создается большая нагрузка на человеческий организм (зрение, слух, мышцы рук, кистей, ног и корпус тела).

Деятельность оператора сложных технических систем предусматривает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- непрерывное наблюдение за изображением на мониторе или за показаниями информационно-измерительных приборов;

- непрерывное движение кистей рук и пальцев.

1 Алексей Иванович Кардашевский, ст. преподаватель, каф. физического воспитания и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.