Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у выпускников классического университета, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: "Начальное образование; социальная педагогика"'

Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у выпускников классического университета, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: "Начальное образование; социальная педагогика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ВЫПУСКНИК КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / A CLASSICAL UNIVERSITY'S GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Ирина Геннадьевна, Числова Светлана Николаевна, Корякина Галинаалександровна

В статье акцентируется внимание на организационно-педагогических условиях формирования профессиональных компетенций у выпускников классического университета, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: «Начальное образование; Социальная педагогика». Актуальность темы авторы связывают с основными характеристиками модернизации университетского образования. И прежде всего это касается классических университетов, обеспечивающих подготовку профессионалов с учетом региональной специфики. Правильный выбор пути профессионального развития выпускника университета, по их мнению, может быть предопределен особыми организационно-педагогическими условиями, способствующими формированию профессиональных компетенций. Представленные в статье результаты исследования, позволяют авторам сделать вывод о том, что профессиональные компетенции у выпускников могут быть успешно сформированы при создании особой образовательной среды, ориентирующей их на работу, как учителя начальных классов, так и работу социального педагога; в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной работы, обеспечивающих реализацию профессиональных функций (как учителя, так и социального педагога); при использовании диагностического инструментария, необходимого для определения уровня сформированности профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Ирина Геннадьевна, Числова Светлана Николаевна, Корякина Галинаалександровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION OF CLASSICAL UNIVERSITY’S GRADUATES SEARCHING BACHELOR’S DEGREE IN TWO TRAINING PROFILES: “ELEMENTARY EDUCATION; SOCIAL PEDAGOGICS”

The article is paid attention to organizational and pedagogical conditions of professional competencies formation of classical university’s graduates searching bachelor’s degree in two training profiles: “Elementary Education; Social Pedagogics”. The authors of the article connect relevance of its topic with the main characteristics of the modernization of university education especially classical universities which provide training of professionals in view of regional specifics. The authors consider correct choice of professional development of a university graduate is predetermined with special organizational and pedagogical conditions fostering the professional competencies. The results of the research presented in the article enable to conclude graduates’ professional competencies can be formed due to creation of a special educational environment which guides them to work as a teacher of elementary school and the work of a social teacher, in the course of classroom and extracurricular activities that ensure the implementation of professional functions(as well a teacher of elementary school as a social teacher), when diagnosing the level of professional competencies formation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у выпускников классического университета, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: "Начальное образование; социальная педагогика"»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В БАКАЛАВРИАТЕ ПО ДВУМ ПРОФИЛЯМ ПОДГОТОВКИ: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

И.Г. Алмазова, С.Н. Числова, Г.А. Корякина

Аннотация. В статье акцентируется внимание на организационно-педагогических условиях формирования профессиональных компетенций у выпускников классического университета, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: «Начальное образование; Социальная педагогика». Актуальность темы авторы связывают с основными характеристиками модернизации университетского образования. И прежде всего это касается классических университетов, обеспечивающих подготовку профессионалов с учетом региональной специфики. Правильный выбор пути профессионального развития выпускника университета, по их мнению, может быть предопределен особыми организационно-педагогическими условиями, способствующими формированию профессиональных компетенций.

Представленные в статье результаты исследования, позволяют авторам сделать вывод о том, что профессиональные компетенции у выпускников могут быть успешно сформированы при создании особой образовательной среды, ориентирующей их на работу, как учителя начальных классов, так и работу социального педагога; в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной работы, обеспечивающих реализацию профессиональных функций (как учителя, так и социального педагога); при использовании диагностического инструментария, необходимого для определения уровня сформированности профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, организационно-педагогические условия, выпускник классического университета.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION OF CLASSICAL UNIVERSITY'S GRADUATES SEARCHING BACHELOR'S DEGREE IN TWO TRAINING PROFILES: "ELEMENTARY EDUCATION; SOCIAL PEDAGOGICS"

I. Almazova, S. Chislova, G. Koryakina

Abstract. The article is paid attention to organizational and pedagogical conditions of professional competencies formation of classical university's graduates searching bachelor's degree in two training profiles: "Elementary Education; Social Pedagogics". The authors of the article connect relevance of its topic with the main characteristics of the modernization of university education especially classical universities which provide training of professionals in view of regional specifics. The authors consider correct choice of professional development of a university graduate is predetermined with special organizational and pedagogical conditions fostering the professional competencies.

The results of the research presented in the article enable to conclude graduates' professional competencies can be formed due to creation of a special educational environment which guides them to work as a teacher of elementary school and the work of a social teacher, in the course of classroom and extracurricular activities that ensure the implementation of professional functions(as well a teacher of elementary school as a social teacher), when diagnosing the level of professional competencies formation.

Keywords: professional competencies, organizational and pedagogical conditions, a classical university's graduate.

Процесс формирования профессиональных компетенций у выпускников, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки (на примере классического университета) опирается на целый ряд нормативных актов и документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018г.) «Об образовании в Российской Федерации» [5]; Концепцию долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2025 года; План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»; государственную программу «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и др. В соответствии с этими документами, целью модернизации высшего образования является ее

(модернизации) обеспечение и инновационное развитие социальной сферы Российской Федерации.

Одна из проблем российского университетского образования - несоответствие подготовки будущих профессионалов потребностям современного Российского общества. То есть, модернизация высшего образования призвана способствовать решению не только актуальных, но и перспективных задач развития современного Российского общества.

В ходе нашего исследования мы установили, что к основным характеристикам модернизации университетского образования можно отнести: институциональную, обусловливающую

изменения в организации, управлении и финансировании университетов; структурную, предполагающую изменения инфраструктуры университетов, в том числе и ведущих классических, федеральных, национальных исследовательских, профильных университетов; содержательную, заключающуюся в реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО.

Миссия классического университета (в нашем случае Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина) в современных экономических и социокультурных условиях включает реализацию целого ряда ключевых компонентов, в том числе и подготовку «...конкурентоспособного специалиста в условиях рынка, где качество становится основным конкурентным преимуществом; оперативное решение задач кадрового обеспечения потребностей экономической и социальной сфер региона, дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки всех категорий населения; научное и методическое обеспечение инновационного развития вуза и региона, создание и поддержку инфраструктуры инновационного развития (бизнес-инкубатор, техноцентр, технопарк, конструкторское бюро и др.); формирование культурно-образовательной среды вуза и региона, возвращение, сохранение, обогащение и трансляцию социокультурного опыта поколений, на этой основе решение задач нравственного и патриотического воспитания молодежи; формирование здорового образа жизни, отношения к здоровью как ценности у студентов, преподавателей и других категорий населения; научно-методическое обеспечение и практическое участие в деятельности ОЭЗ разного типа федерального и регионального уровня» [9].

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» сегодня является ведущим вузом Липецкой области и Центрального Черноземья. Основанный в 1939 году как учительский институт, он вырос в классический университет, реализующий программы высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру направлений. Определение направлений и профилей подготовки бакалавров происходит на основе мониторинге, в котором учитываются потребности РФ и региона.

Проведённый нами анализ теории и практики модернизации университетского образования показал, что различные аспекты формирования компетенций, реализации компетентностно-ориентированного образования и компетентностного подхода были исследованы А.Г. Бермусом [1], А.Н. Дахиным [3], Н.Ф. Ефремовой [4], И.А. Зимней [6], Н.Н. Матушкиным [8], М.В. Рыжаковым [10], А.И. Субетто [11] и др. В научных публикациях этих авторов отражены такие значимые для нашего исследования вопросы, как обоснование содержательности образовательных программ по различным направлениям подготовки; характеристика методов формирования отдельных компетенций (в нашем случае -профессиональных), методик их формирования и оценки; разработка компетентностно-ориентированных заданий; определение общих подходов к формированию компетенций как одному из аспектов управления качеством образования в университете и т.п.

Развивая идеи социального образования, как новой отрасли педагогического образования, мы, разделяя позицию О.А. Коряковцевой и И.Ю. Тархановой, считаем необходимым пересмотр средств и содержания работы со студенческой молодежью в контексте их социализации и формирования профессиональных компетенций, так как «...сегодня стержнем социального образования становится помощь молодому человеку в выборе собственного уникального пути личностного, социального и профессионального развития, в решении актуальных и перспективных жизненных задач» [7, с.26]. Правильный выбор пути профессионального развития может быть предопределен особыми организационно-педагогическими условиями, способствующими формированию профессиональных компетенций у выпускников классического университета.

Профессиональные компетенции у выпускников, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: «Начальное

образование; Социальная педагогика», могут быть успешно сформированы, если создать особую образовательную среду,

ориентирующую студентов на работу, как учителя начальных классов, так и работу социального педагога; если в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной работы (научно-исследовательской деятельности;

деятельности в рамках студенческих объединений и т.п.) ориентировать студентов на реализацию профессиональных функций (как учителя, так и социального педагога); использовать диагностический инструментарий, необходимый для определения уровня сформированное™ ПК у обучающихся в бакалавриате [2].

Разрабатывая стратегию введения новых профилей подготовки, мы обратились к разнонаправленному мониторингу,

определяющему актуальность именно этих двух профилей подготовки: «Начальное образование; социальная педагогика».

Так в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов по Программе «Инновации в педагогическом и методическом сопровождении начального образования при реализации ФГОС НОО» в апреле 2018 года мы провели анкетирование среди слушателей. В анкетировании приняли участие 30 учителей начальных классов г. Ельца и Елецкого района Липецкой области. Мы предложили ответить на три вопроса: какие функции социального педагога вы считаете наиболее значимыми; какими качествами должен обладать социальный педагог современной школы (причем мы предложили выбрать из перечисленных качеств, только одно - наиболее важное, с точки зрения респондентов: любовь к детям; доброта; милосердие; отзывчивость;

коммуникабельность; порядочность; терпение; профессионализм; целеустремленность; чем может помочь социальный педагог учителю начальных классов.

Анализ ответов на первый вопрос показал, что к функциям социального педагога учителя начальных классов относят: диагностическую (изучает психологические и возрастные особенности детей, определяет их интересы, круг общения, условия жизни, выявляет проблемы); организаторскую (помогает в организации семейного и детского досуга, создает условия для успешной социализации детей); консультативную (оказывает или организует консультативную помощь как детям, так и их родителям, учителям); прогностическую

(участвует в проектировании процесса социального развития конкретного

микросоциума); предупредительно-

профилактическую (выявляет неблагополучные семьи, оказывает помощь детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.); организационно-коммуникативную (умеет грамотно вести беседу, улаживает конфликтные ситуации и др.); информационно-просветительскую (информирует детей и родителей о видах социальной поддержки, способствует их получению, организует родительский всеобуч и др.); защитную (обеспечивает защиту прав и интересов своих подопечных и др.).

Обработка ответов на второй вопрос показала, что наиболее важными качествами социального педагога, по мнению участников анкетирования, являются любовь к детям (30% от общего числа ответов) и коммуникабельность (20% от общего числа ответов).

При ответе на третий вопрос учителя определили виды работ с участием социального педагога. К числу таких видов они отнесли: воспитательную работу с обучающимися; всеобуч для родителей; посещение многодетных, неблагополучных семей, семей с детьми-инвалидами и др.; составление карты-характеристики класса, карты-характеристики ребенка, оформление нормативно-правовых документов на социальную поддержку; разработку программ социализации трудных детей, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, коррекционно-развивающих программ для детей с особыми возможностями здоровья.

Это позволило нам определить набор дисциплин для учебного плана по соответствующим профилям подготовки.

Проведя мониторинг сайтов

образовательных организаций г. Ельца, мы установили, что из 12 государственных и двух частных образовательных организаций в восьми (67% от общего числа образовательных организаций) в штатном расписании есть должность социального педагога. В остальных образовательных организациях функции социального педагога разделяют педагог-психолог и классные руководители.

Тем самым, мы в очередной раз убедились в том, что в большинстве школ г. Ельца должность социального педагога востребована.

Кроме того, в феврале 2018 года мы провели анкетирование 50 обучающихся выпускного и предвыпускного курсов института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина (направление

подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование). При ответе на первый вопрос: как вы полагаете, необходима ли в образовательной организации должность социального педагога, по мнению большинства опрошенных (40 респондентов - 80%), должность социального педагога необходима в образовательной организации. Необходимо отметить, что 10 респондентов ответили: «Не знаю».

При ответе на второй вопрос: Назовите одно организационно-педагогическое условие,

необходимое, на ваш взгляд, для успешной деятельности социального педагога, были получены ответы, которые мы объединили и представили в четыре группы: первая группа ответов связана с необходимостью разработки программы деятельности социального педагога с учетом специфики образовательной организации (15 респондентов - 30%); вторая группа

ответов указывала на необходимость создания единой психолого-медико-педагогической

консультативной службы в образовательной организации (10 респондентов - 20%); третья группа ответов указывала на необходимость осуществления поддержки со стороны руководства образовательной организацией и родительского сообщества (10 респондентов -20%); четвертая группа ответов сводилась к необходимости хорошей профессиональной подготовки, обеспечивающей использование инновационных социально-образовательных технологий (15 респондентов - 30%).

Результаты второго вопроса, касающегося организационно-педагогических условий,

необходимых для успешной деятельности социального педагога в образовательной организации представлены на рисунке 1.

30 25 20 15 10 5 0

□ первая группа ответов П вторая группа ответов

□ третья группа ответов

□ четвёртая группа ответов

Рисунок 1. - Результаты распределения ответов респондентов на вопрос «Назовите одно организационно -педагогическое условие, необходимое, на ваш взгляд, для успешной деятельности социального педагога»

При ответе на третий вопрос: выберите наиболее значимые функции, реализуемые социальным педагогом в своей деятельности из предложенных (диагностическая;

координационно-организационная и

кооперационная функция; коррекционно-реабилитационная; защитная; предупредительно-профилактическая) мы получили следующие результаты: 5 респондентов (10%) остановили свой выбор на диагностической функции; 3 респондентов (6%) отдали предпочтение координационно-организационной и

кооперационной функции; 15 респондентов (30%) отметили значимость коррекционно-

реабилитационной функции; защитная функция оказалась важна для 22 респондентов (44%); на профилактическую функцию обратили внимание соответственно 5(10%) респондентов.

Результаты ответов на четвертый вопрос: выберите из предложенного перечня наиболее значимые направления деятельности социального педагога в образовательной организации, мы получили следующие результаты: (социально-диагностическое (изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся, его микросреды и условий жизни) (50 респондентов - 100%; содействие созданию комфортной образовательной среды для оптимального развития личности обучающегося (50 респондентов - 100%); осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства обучающегося (40 респондентов - 80%); выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем

обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки (45 респондентов - 90%); установление сотрудничества с органами социальной защиты населения, правоохранительными органами и др. (35 респондентов - 70%); социально-педагогическое сопровождение образовательного

и воспитательного процесса в образовательной организации и по месту жительства обучающихся (50 респондентов - 100%); установление сотрудничества с семьей обучающегося и социальным окружением (35 респондентов - 70%). Результаты ответов по четвертому вопросу представлены на рисунке № 2.

100 80 60 40 20 0

■ социально-диагностическое

□ содействие созданию комфортной среды

н осуществление комплекса мероприятий

И выявление интересов и потребностей

И установление сотрудничества с органами соц. Защиты

□ социально-педагогическое сопровождение

и установление сотрудничества с семьей

Рисунок 2. - Результаты распределения ответов респондентов на вопрос «Выберите из предложенного перечня наиболее значимые направления деятельности социального педагога в образовательной организации»

Проведенное исследование убеждает нас в необходимости создания организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональных

компетенций у выпускников, обучающихся в бакалавриате по двум профилям подготовки: «Начальное образование; Социальная педагогика» (на примере классического университета).

Следовательно, считаем необходимым акцентировать внимание всех

заинтересованных участников исследуемого процесса на охарактеризованных

организационно-педагогических условиях, способствующих успешному формированию профессиональных компетенций у

выпускников университета.

Содержательно данные организационно-педагогические условия, по нашему мнению, обязательно включают те положения, которые ориентированы на получение социального образования, связанного с выбором собственного пути личностного, социального и профессионального развития. Среди необходимых и достаточных условий, на основе проведенного исследования, мы выделяем важнейшие: создание особой

образовательной среды, ориентирующей студентов на работу, как учителя начальных классов, так и работу социального педагога; ориентация обучающихся на реализацию профессиональных функций (как учителя, так и социального педагога) в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной работы (научно-исследовательской деятельности; деятельности в рамках студенческих объединений и т.п.); использование диагностического

инструментария для диагностики уровня сформированности ПК у обучающихся в бакалавриате.

Кроме того, упомянутые организационно-педагогические условия не только способствуют формированию

профессиональных компетенций у будущих педагогов, но и предопределяют правильный выбор ими траектории профессионального развития.

Дальнейшие перспективы нашего исследования мы связываем с разработкой системы формирования компетенций у выпускников университета, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

Литература:

1. Бермус А.Г. Онтологические проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта / А.Г. Бермус // Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 3(15). - С. 41-49.

2. Гукасова Г.С. Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах / Г.С. Гукасова // Научный журнал «Молодой ученый». - М., 2012. - № 8(43). - С. 321-323.

3. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. - № 1(3). - Т.2. - С. 11-20.

4. Ефремова И.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании / И.Ф. Ефремова. - М., 2010. - 216 с.

5. Законы Российской Федерации. Систематическое собрание действующего законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-п-273^

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного

подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М., 2004. - 40 с.

7. Коряковцева О.А. Социальное образование молодежи - пространство инноваций / О.А. Коряковцева, И.Ю. Тарханова // Вестник педагогических инноваций. Всероссийский научно-практический журнал. - 2017. - № 3(47). - С. 26-32.

8. Матушкин Н.Н. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода / Н.Н. Матушкин, С.И. Пахомов, И.Д. Столбова // Университетское управление. - 2011. - № 1. - С. 58-63.

9. Программа развития ЕГУ им. И.А. Бунина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elsu.ru/uploads/files/2016-08/1471002711 _programma-razvitiya-egu-im. -i.a. -bunina.pdf

10. Рыжаков М.В. Модульно-рейтинговая система в профессиональном обучении: Методические рекомендации / М.В. Рыжаков. - М., 2005. - 362 с.

11. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. В 13 томах. Том шестой. Образование - высший императив ноосферного или устойчивого развития России в XXI веке. Книга 1; под ред. Л.А. Зеленова. - СПб. -Кострома. -2008. - 500 с.

Сведения об авторах:

Алмазова Ирина Геннадьевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования и социальных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: almazofa@mail.ru

Числова Светлана Николаевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования и социальных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: chislova67@mail.ru

Корякина ГалинаАлександровна (г. Елец, Россия), старший преподаватель кафедры начального образования и социальных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: galya139@mail.ru

Data about the authors:

I. Almazova (Yelets, Russia), candidate of pedagogical Sciences, the head of the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin, Yelets state University, e-mail: almazofa@mail.ru

S. Chislova (Yelets, Russia), candidate of pedagogical Sciences, the head of the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin, Yelets state University, e-mail: chislova67@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G. Koryakina (Yelets, Russia), senior lecturer at the Department of elementary education and social technologies of the Institute of psychology and pedagogy, FSBEI HE Bunin, Yelets state University, e-mail: galya139@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.