Научная статья на тему 'Организационно-педагогические формы профессионального самоопределения молодежи в Германии'

Организационно-педагогические формы профессионального самоопределения молодежи в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / SELF-IDENTIFICATION OF YOUNG PEOPLE / VOCATIONAL GUIDANCE / VOCATIONAL TRAINING / THE DUAL SYSTEM OF TRAINING / SOCIAL INSTITUTIONS OF VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акиншина Инна Брониславовна, Исаев Илья Федорович

Представлен анализ опыта профессионального самоопределения молодежи Германии, его организационно-педагогические формы. Выделяются критерии престижа рабочих профессий в Германии. Кроме того, в статье рассматривается практика дуальной системы обучения учащихся в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Определяются основные задачи социальных институтов в организации профессиональной ориентации молодежи и подготовки высококвалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FORMS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF SCHOOLCHILDREN IN GERMANY

The article presents the analysis of the experience of professional self-identification of young people in Germany, its organizational and pedagogical forms. The criteria of prestige of working professions in Germany are allocated in it. Besides, the article deals with the practice of dual system of training students in the sphere of high-technological working professions. It is determined the key problems of social institutions in the organization of vocational guidance and training of qualified young professionals.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические формы профессионального самоопределения молодежи в Германии»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.01(430)

И. Б. Акиншина, И. Ф. Исаев

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ В ГЕРМАНИИ1

Представлен анализ опыта профессионального самоопределения молодежи Германии, его организационно-педагогические формы. Выделяются критерии престижа рабочих профессий в Германии. Кроме того, в статье рассматривается практика дуальной системы обучения учащихся в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Определяются основные задачи социальных институтов в организации профессиональной ориентации молодежи и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: самоопределение молодежи, профессиональная ориентация, профессиональное образование, дуальная система обучения, социальные институты профориентации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта по профессионально-личностному самоопределению учащейся молодежи привел нас к выводу об интересном опыте организации самоопределения учащихся немецких школ и подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере высокотехнологичных рабочих профессий Германии.

Согласно информации Федерального министерства труда и социальных вопросов Германии, высококвалифицированные специалисты в целом обеспечивают внедрение современных инноваций и развитие национальной экономики. Однако в некоторых регионах и отраслях промышленности Германия испытывает нехватку в квалифицированных рабочих. Эта проблема связана прежде всего с демографическим кризисом в Германии. В этой связи федеральное правительство пытается изменить ситуацию посредством разработки целевых мероприятий и их финансирования из бюджета государства [1].

Германская школьная система образования обладает большим опытом в организации профессионально-личностного самоопределения молодежи в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Результат такой работы - подготовка высококвалифицированных специалистов, производящих качественную продукцию. Об этом свидетельствует высокая конкурентоспособность продукции германских компаний на мировых рынках в области машиностроения, электротехники, медицины, химии и в других наукоемких отраслях.

Теоретической основой профессионального самоопределения личности и ее подготовки к будущей профессии являются многочисленные труды

немецких ученых в области психологии, педагогики (Х. Беннер, С. Райхенбах, Т. Литт, Й. Мюнх, Г. Мюнстерберг, З. Фрейд, Д. Фроманн, Р. Штейнер, В. Штерн, К. Шульц и др.).

По мнению отечественных исследователей, в зарубежной психологии, в частности в Германии, профессиональное самоопределение рассматривается традиционно в контексте психологии труда и профессионального обучения. Речь идет о работах

В. Штерна, который занимался изучением вопросов психологии труда, профориентацией и профотбором, т. е. психотехникой. Другой немецкий психолог Г. Мюнстерберг также развивал теорию психотехники, содержанием которой были профессиональный отбор, профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда и другие понятия.

Педагогика роста Р. Штейнера до сих пор оказывает существенное влияние на современные педагогические концепции в вопросах воспитания человека как свободной личности, активно участвующей в социальной жизни. Немецкий философ и педагог Т. Литт как основоположник «педагогики культуры» предлагал содержательный анализ духовной организации отдельной личности и состояние культурной общности. В процессе обучения Т. Литт противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы активно-личностный подход [2].

Эффективное сочетание психолого-педагогиче-ских теорий и политики государства в области профессионального обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов дает положительные результаты в развитии экономики ФРГ.

1 Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А.18.21.0042.

Основной Закон Германии гарантирует своим гражданам получение бесплатного образования и постоянное повышение квалификации. Главная цель государства в области образовательной политики - оказать оптимальную поддержку молодому человеку и дать квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и потребностям. Школьная система образования организована таким образом, что после начальной ступени обучения происходит разделение детей по способностям и интересам. Учащиеся, имеющие интерес к рабочим профессиям, отправляются в основную школу (Наир18сЬи1е) для подготовки к профессиональной деятельности, где они получают базовое образование. Другие посещают реальную школу (Яе-а^сЬик). После ее окончания некоторые молодые люди могут начать работать, более успешные в учебе могут продолжить обучение в 10-11-м классах гимназии.

Потребность в профориентации совпадает по времени, когда молодые люди в выпускных классах должны решать образовательные проблемы: тестирование, экзамены. В этот период им необходимо найти время для поиска профессии. Анализ информационных материалов по профессиональной ориентации (БегиГ Акие11) Федерального агентства по труду показывает, что немецкие учащиеся должны иметь высокую мотивацию к учебе как один из критериев получить место в профессиональном училище, колледже; уже в школе найти контакты с производственным предприятием, предполагаемым в будущем местом работы; показать себя с лучшей стороны во время школьно-производственной практики [3].

Для самоопределения учащихся в основных школах Германии существует целый ряд продуктивных форм организации профессиональной ориентации. Это «уроки трудоведения, производственная практика на предприятиях, в организациях и учреждениях, дополнительные профессионально ориентированные курсы, деятельность школьных мини-предприятий, вариативные модели производственных экскурсий, проведение профессионально ориентированных праздников, ярмарок и др. Профессиональное самоопределение учащихся ориентировано на развитие самостоятельности, поэтапное получение практических навыков, а также на привлечение к организации профессионального самоопределения учащихся, психологов, родителей, представителей различных профессий, проф-консультантов и др.» [4, с. 9]. Таким образом, организационно-педагогические условия и формы работы немецких школ, взаимодействие всех субъектов процесса самоопределения позволяют молодому человеку определить свой путь в профессиональной деятельности.

Отечественные исследователи зарубежного опыта Германии, в частности Л. В. Гузенко, констатируют, что «профессиональная ориентация в Германии выступает в качестве основной категории при профессиональной подготовке и выборе профессии. Она применяется в качестве специального научного образования в отношениях к ситуациям, которые связаны с экономическими и профессиональными феноменами в сфере труда. Для разрешения подобных ситуаций необходимо искать помощь в области образования. В профессиональном образовании речь идет о ситуациях, которые являются частью мира труда и с которыми сталкиваются молодые люди при переходе от школы к миру профессиональной деятельности, где возникают проблемы с нехваткой опыта и специализации» [5].

В этой связи особо значимым фактором становится формирование престижа рабочих профессий у школьников образовательными и производственными учреждениями ФРГ по следующим критериям: ориентация на практику; формирование навыков работы, начиная с простого оборудования до ультрасовременных программных средств; относительно высокая заработная плата; воспитание своих высококвалифицированных специалистов, чем поиск таковых на рынке труда; высокий уровень профессиональных навыков; постоянная модернизация оборудования и технологий, расширение производства; освоение новых рынков.

По статистике около 40 % выбирают «реальную» школу, около 25 % - «основную» школу. Данные школы, по мнению участников семинара 2013 г. (г. Дюссельдорф), дают молодым людям качественное профессиональное образование и позволяют им рано начать карьеру. В 10-м классе гимназии уделяется также особое внимание производственной практике, где ученики уже начинают знакомиться с профессиональной жизнью. Выпускники после «реальной» и «основной» школ приходят в профессиональные училища. Здесь они на протяжении двух-трех лет получают среднее специальное образование. Эта система образования называется дуальной [6].

В немецкой литературе принято считать, что дуальная система профессионального образования возникла в начале XX века (1900 г.). Однако некоторые немецкие исследователи полагают, что в 1900 г. появились лишь элементы дуальной системы. Как система она оформилась с введением соответствующих нормативно-законодательных документов в сфере ремесленного производства. Причины введения дуальной системы кроются не только в быстром индустриальном развитии государства, но и в социально-экономическом преобразовании общества [7, с. 6].

Дуализм (лат. ^аП8 - двойственный) обозначает двойственность, раздвоенность [8, с. 349]. Это философская категория нашла свое место в педагогической сфере, а именно в области профессионального образования, разделив обучение на профессионально-школьное и профессионально-производственное, т. е. «разделение ответственности между школой и предприятием в вопросе профессионального обучения молодежи» [9, с. 244].

Как показал анализ научно-педагогической литературы по вопросам развития дуальной системы профессионального образования, понятие «дуальная система» в педагогике ФРГ закрепилось в 1960-х гг. Система прошла испытание практикой и успешно функционирует на современном этапе.

Дуальная система предполагает, что студент в учебном заведении овладеет сначала теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике. В Германии есть около полумиллиона предприятий, готовых обучать профессии, так как они добровольно участвуют в этой системе. Крупные предприятия имеют собственные центры подготовки, где постоянно внедряют новые методы обучения на рабочем месте. Работодатели сами определяют стандарты обучения, за качеством обучения следят независимые торговые палаты. Права и обязанности между предприятием, заводом, фирмой и обучающимся регламентируются Законом о профессиональном образовании (Бeгufsbi1dungsgesetz) [10]. Между ними заключается договор, в котором определяются практическая и теоретическая части образования. То есть ученик не поступает в учебное заведение начального и среднего профессионального образования, а заключает договор найма с предприятием, которое направляет его на учебу в соответствующее училище [11, с. 7].

Общая продолжительность профобразования составляет 3-3.5 года. Это, как правило, технически насыщенные профессии. Дуальная система обучения - это профессиональные знания, которые формируются на предприятии, теория - сфера профшколы. В первый год обучения ученик 16 недель находится на предприятии или в фирме, «это не стажировка, не практика, а процесс обучения», по мнению участницы семинара в г. Дюссельдорфе «Образование в Германии. Дидактика» Ханнелор Кресс, 14 недель в школе. После двух лет первая степень образования заканчивается, и упор делается на предприятие. На третий год студент получает аттестат о среднем профессиональном образовании. После этого он начинает трудовую деятельность и может повысить уровень своей квалификации [6].

Дуальная система позволяет подготовить столько специалистов, сколько требует рынок труда.

Германия является высокоразвитым индустриальным государством и не может обойтись без высококвалифицированных специалистов.

Исследуя профессиональное образование в западных странах, в том числе и в Германии, Г. Р. Иг-тисамова выделяет следующие «инвариантные принципы профессиональной подготовки специалистов: практико-ориентированного обучения,

личностно ориентированного обучения (компетен-тностный подход); трансформации методов и содержания обучения в процессе взаимодействия с работодателями; равных возможностей в получении профессионального образования; ранней профессиональной социализации в системе школьного или послешкольного образования» [12]. На наш взгляд, к вышеназванным принципам следует отнести и обучение в действии, непрерывное обучение, преданность своей профессии.

Целенаправленная работа центров и институтов профессиональной ориентации и образования, средств массовой информации уравновешивает баланс между рынком труда и образовательными учреждениями. Федеральный институт профессионального образования служит этим целям. Руководствуясь Законом о профессиональном образовании от 23 марта 2005 г., центр ежегодно проводит научные исследования в соответствии со своим профилем. Основными задачами института являются: 1) информирование об основах профессионального образования; 2) изучение европейского и международного опыта профессионального образования; 3) разработка целей и содержания профобразования; 4) дальнейшая модернизация профессионального образования с учетом общественных потребностей; 5) совершенствование методического инструментария и методов преподавания профессионального образования, а также знаниевый и технологический трансферт.

Торгово-промышленные палаты федеральных земель Германии представляют собой объединения предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время торгово-промышленные палаты функционируют на уровне государственных организаций [13].

Государство возлагает на торгово-промышленные палаты выполнение многочисленных специальных задач, одной из которых является организация профессиональной подготовки, основанной на реальных условиях будущей работы, и ответственность за проведение соответствующих выпускных экзаменов [14].

Основными задачами в области профессиональной подготовки торгово-промышленной палаты являются:

- проведение экзаменов по всем специальностям и выдача свидетельства о присвоении соот-

ветствующей квалификации, организация курсов повышения квалификации для присвоения более высокого разряда и получения специальных знаний;

- помощь молодежи в поиске и получении подходящей специальности и рабочего места, организация биржи ученических мест, издание справочно-информационного материала и сотрудничество с предприятиями, занимающимися подготовкой рабочих кадров;

- анализ и регистрация договоров о профессиональном обучении между учениками и предприятием;

- многочисленные предложения по повышению квалификации;

- консультации в областях инновационной деятельности и технологий;

- поддержка коммуникационной платформы для обмена образовательной, научной и экономической информацией [14].

Несмотря на все достижения дуальной системы, образовательная политика Германии на современном этапе направлена на реформирование системы профессионального образования. Этот факт исследован в работе О. А. Зверевой, которая отмечает, что «последней разработкой по усовершенствованию системы профессионального образования является триальная система образования. Она основывается на идее обучения не только в профессиональном училище и на предприятии, но и в тренировочном центре, который помогает осуществлять необходимую подготовку, определять задачи, координировать и организовывать процесс обучения. Данная система представляет собой инновацию, которая является значительным дополнением дуальной системы, повышает качество образования» [15, с. 69].

Федеральное агентство по труду выполняет задачи по оказанию услуг гражданам, предприятиям и учреждениям в сфере образования и труда с целью развития кадрового потенциала. Основные задачи агентства: оказание помощи в поиске места обучения и работы, профессиональная профориентация, консультации работодателей, содействие профессиональной подготовке и переподготовке, услуги по сохранению и созданию рабочих мест,

помощь молодым безработным. Кроме того, агентство ведет мониторинг и статистику рынка труда.

Отечественные педагоги Е. Е. Федотова, М. А. Копытов, Л. А. Новикова, исследуя западный опыт трудоустройства выпускников, отмечают, что многократный опыт неудачной занятости выпускников профессиональных школ «может привести их к вхождению в группу риска на рынке труда, для которой характерны формы зависимости от общества или государства, уменьшение производительности труда, депрессивные состояния, поведенческие и эмоциональные проблемы, неизбежно сопровождающие безработицу, вынужденную неполную занятость, работу не соответствующую квалификации работника» [16, с. 54-55]. Поэтому процесс профессионального самоопределения, начатый еще в школе и заканчивающийся переходом выпускников профессионального образовательного учреждения в мир труда, является для ФРГ национальным приоритетом.

Многие немецкие и российские школы, вузы тесно сотрудничают в сфере образования и науки. Использование в России опыта, накопленного в системе школьного образования по вопросам профессионального самоопределения старшеклассников Германии, может способствовать обмену опытом и дальнейшему усовершенствованию работы в данном направлении. В рамках сотрудничества немецкими коллегами осуществляется экспорт профессионального образования, так как во многих городах России есть предприятия, работающие на немецком оборудовании и по немецким технологиям. Для работы на таких предприятиях молодые российские рабочие проходят обучение и практику в Германии, или специалисты из области профессионального немецкого образования обучают их в России.

Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что профессионально-личностное самоопределение школьника и «вхождение» его в будущую профессию, т. е. подготовка к профессиональной жизни в Германии является первостепенной задачей государства, образовательных институтов и школьных учреждений, производственных предприятий и субъектов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и действующих как единая социальная система.

Список литературы

1. РасИкгаАеБюИегипд. 71е!е ипЬ МайпаИтеп Ьег ВипЬезгед1египд. иРЬМр^/тлл/.Ьтаз.Ье/БИагеЬОосз/Оом/гНоаЬв/ОЕЯасИкгаеАезюИегипд-

ziele-massnahmen.pdf?___Ь!оЬ=риЬ!1са11опР1!е

2. Энциклопедии и словари педагогические - Визуальный словарь. 11^: ИНр:\ллт^1оуаг.огд.ги>ре<^2064.ИЬт||

3. Вег^ АМиеН. 2011-12. 11^: http://www.arbeitsagentur.de/zentraler-Content/Veroeffentlichungen/Ausbildung/Lexikon-Ausbildungsberufe.pdf

4. Фисунова Н. В. Организация профессионального самоопределения учащихся основной школы Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2011. 23 с.

5. Гузенко Л. В. Развитие профессиональной ориентации в средней школе Германии на современном этапе // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Ле-сгафта. 2012. № 8 (90). С. 14-18.

6. Образование в Германии. Дидактика. Международный семинар. Дюссельдорф. URL: http://www.ica-amk.ru/despo/event

7. Schulz K. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik. Munchen [u.a.]: Grin Verl., 2004. 28 S.

8. Латинско-русский словарь. Ок. 50 000 слов / И. Х. Дворецкий. 2-е изд. перераб. М.: Рус. яз., 1976.

9. Шилина О. А. Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии // Изв. Пензенского гос. ун-та им. В. Г. Белинского. 2009. № 16. С. 234-248.

10. Berufsbildungsgesetz vom 23. Marz 2005 (BGBl. I S. 931), das zuletzt durch Artikel 24 des Gesetzes vom 20. Dezember 2011 (BGBl. I S. 2854)

geandert worden ist. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/bbig_2005/gesamt.pdf

11. Каракозова И. В. Дополнительное профессиональное образование в области строительства в Германии (по материалам научной стажировки) // Интернет-Вестник ВолгГАСУ. 2012. № 3. С. 1-13.

12. Игтисамова Г. Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России // Вестн. Майкопского гос. технол. ун-та. 2012. № 1. С. 120-125.

13. Куцевол Н. Г. Факторы формирования и изменения организационной культуры: учеб. пос. Казань: КГАСУ, 2010.

14. Мишакин Т. С. Повышение уровня социально-экономического развития региона через механизмы стимулирования деятельности бизнес структур (на примере торгово-промышленной палаты г. Лейпциг, Германия) // Фундаментальные исследования. 2012. № 3 (часть 2).

С. 473-477; Bundesregierung. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7982192

15. Зверева О. А. Подготовка специалистов для сферы туризма в профессиональных колледжах Германии // Среднее проф. обр-е. 2009. № 4. С. 68-69.

16. Федотова Е. Е., Копытов М. А., Новикова Л. А. Трудоустройство выпускников учебных заведений как педагогическая проблема (на опыте западных стран) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 54-59.

Акиншина И. Б., ст. преподаватель.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Ул. Студенческая, 14, Белгород, Россия, 308007.

E-mail: Akinshina@bsu.edu.ru

Исаев И. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Ул. Студенческая, 14, Белгород, Россия, 308007.

E-mail: isaev@bsu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 24.04.2013.

I. B. Akinshina, I. F Isaev

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL FORMS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF SCHOOLCHILDREN IN

GERMANY

The article presents the analysis of the experience of professional self-identification of young people in Germany, its organizational and pedagogical forms. The criteria of prestige of working professions in Germany are allocated in it. Besides, the article deals with the practice of dual system of training students in the sphere of high-technological working professions. It is determined the key problems of social institutions in the organization of vocational guidance and training of qualified young professionals.

Key words: self-identification of young people, vocational guidance, vocational training, the dual system of training, social institutions of vocational guidance.

Akinshina I. B.

Belgorod State National Research University

Ul. Studencheskaja, 14, Belgorod, Russia, 308007.

E-mail: Akinshina@bsu.edu.ru

Isaev I. F.

Belgorod State National Research University

Ul. Studencheskaja, 14, Belgorod, Russia, 308007.

E-mail: isaev@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.