основе информации, предоставленной Министерству образования Центром кадрового обеспечения общего образования. Приведем примерную технологию такого планирования.
1. Первый шаг - наполнение единой базы данных Центра кадрового обеспечения общего образования информацией, собранной и регионе. При этом демографическая статистика должна охватывать не менее чем 16-летний период (например, для расчетов по 2004 году необходимы данные по рождаемости, начиная с 1988 года, в который родились нынешние условные одиннадцатиклассники). Статистика по планам приема должна охватывать 6-летний период (например, для расчетов по 200.1 /оду должны бьпь задействованы планы приема 1997-2000 гг., в зависимости от продолжительности обучения будущего педагога, т. е. специальности и типа профессионального педагогического образования).
2. Па следующем этапе по специальной методике рассчитываются точные значения коэффициентов по субъекту РФ. В случае невозможности получения тех или иных данных можно воспользоваться средними значениями коэффициентов по России. ( Гак. например, среднее число учащихся на одного учителя в начальной школе на 2003 году в РФ составляло 0.06; в средней школе 0.084.)
3. После внесения необходимых параметров в электронную базу данных производится автоматический расчет показателя несоответствия но каждой из специальностей высшего и среднего педагогического образования на определенное число лет вперед. Гак. например, показатели, определенные в расчете на 2009 год (проведенные на основе
текущих величин планов приема в педагогические вузы), позволят скорректировать план приема на 2004 год. Оперативно полу чая результаты расчетов по сети Интернет, вуз (ссуз) принимает решение изменить (или сохранить) планы приема в педагогические вузы. Данное решение согласовывается с Центром кадрового обеспечения общего образования и затем утверждается региональным органом управления образованием.
Перспективы работы над решением кадровых проблем общего образования достаточно широки. В числе таких проблем, рано или поздно подлежащих решению в ходе реализации Программы модернизации педагогического образования. совместительство учителей, превышающих иногда всякую меру; вопрос об учителях с возрастом, далеко превышающим пенсионный; массовая переквалификация учителей тех специальностей, спрос на которые падает, и др. Наконец, предстоит приступить к широкому и всестороннему анализу качественных показателей кадровой проблемы общего образования: начиная от мотивации учителя к своему профессиональному труду и завершая динамикой отношения общества и различных его групп к у чительской профессии.
По всем вопросам, возникшим по ходу чтения настоящей статьи, либо же в результате раздумий по ее прочтении. Вы можете обратиться к специалистам НМЦ кадрового обеспечения общего образования по адресу: ¡пРо^еасЬег^и.ги.
Поступила в редакцию 30.06.2004.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ
В.М. Передков
I’eredkov V.M. An organizational-pedagogical model of managing innovational processes in a regional university. The article suggests the organizational-pedagogical model of managing innovational processes in a regional university on the basis of the reflection mechanisms, the conditions of its realization and determines the inner and outer functions of the regional university and its interaction with the environment at the level of the region.
В данной работе нами предложена орга- ния инновационным процессом в региональ-низационно-педагогическая модель управле- ном вузе на основе механизмов рефлексии.
Моделирование процесса управления инновационной деятельностью
В научной литературе существует очень мало сведений о возможности управления инновационным процессом на основе повышения уровня педагогической рефлексии преподавателей в реальных условиях работы в инновационных структурных подразделениях. На уровне кафедры, как структу рного подразделения. пот вопрос рассмотрен в исследовании Н.Г. Иванцивской и В.Г. Бурова [1].
При рефлексивном подходе объектом управленческой деятельности является не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на преподавателя.
Основная мысль в данном случае сводится к тому, что объектом управления является процесс инновационной деятельности преподавателя. 11ри таком подходе преподаватель стоит перед выбором реагирования на ситуацию, который влияет на личностный или социальный результат. Такое управление является средством опосредованной регуляции продуктивного процесса, конструктивно влияющего на преподавателя, без жесткого регламентирующего воздействия, с представлением права выбора собственной стратегии организации деятельности. Это реализуется на основе рефлексии и сотворческого взаимодействия в процессе инновационной деятельности.
Структура управления инновационным процессом при рефлексивном подходе включает основные этапы рефлексивной регуляции поиска новой идеи: этапы критики, осознанного переосмысления и нормирования деятельности. Организационная структура такого управления включает следующие этапы: диагносгико-прогностический, регулирующий. анализирующий и верификационный. Знание разновидностей структур и их основных этапов необходимо для определения всей системы рефлексивного у правления инновационным процессом, так как этот процесс состоит из микроинновационных процессов, которые необходимо вариативно корректировать в процессе общения.
Проектирование инновационной деятельности педагогической системы начинается с осознания руководителем существова-
ния противоречий и желания устранить их -это диагностико-прогностический этап.
С этой целью руководитель анализирует позиции преподавателей, критикующих состояние системы, рассматривает их предложения. выстраивает перспективный путь развития инновационной структуры с учетом ценностей в образовании. В управление вовлекается преподаватель-критик, имеющий высокую инновационную потребность и творческий потенциал. Преподаватель-критик существующей системы присваивает себе роль нова тора-исследователя и подключается к исследованию обозначенных руководителем проблем.
На основе результатов проведенных исследований руководитель и новатор формируют новые требования Трук., /нов., предъявляемые к уровню подготовки студентов и к уровню квалификации преподавателя (рис. I). после чего формулируют цели инновационного процесса. Понимание перестройки педагогической системы находится на уровне осознания представления результата деятельности участников образовательного инновационного процесса заказчиками: личностью, обществом, государством.
Обобщенная модель существующей деятельности и модель-образ необходимой перспективной деятельности позволяют разработать организационно-педагогическую модель управления инновационным процессом. Модель-образ инновационной деятельности составляется на ограниченный промежуток времени и является «частной» моделью. учитывающей особенности развития определенной инновационной структуры вуза. Главная причина не в долгосрочноети такой модели, а в ускоренном темпе научно-технического прогресса и информатизации образования, которая влечет за собой развитие средств обработки информации. Все эти условия способны вносить существенные изменения в деятельность любой инновационной структуры вуза.
Руководитель должен оценивать как внешние условия, так и внутренние ресурсы для успешного внедрения инноваций, разрабатывать проект и технологию осуществления деятельности в реальных условиях работы коллектива своего структурного подразделения. При этом:
Руководитель структурного подразделения вуза
Исследование проблем развития
Осознание противоречий и формирование требований к деятельности со стороны руководителя
Оценка людских ресурсов
Оценка позиции руководства вуза
Оценка технических и базовых ресурсов
Разработка плана развития структурного подразделения
Формирование целей инновационного процесса
11оватор-исследовател ь
Исследование проблем преподавания
Осознание противоречий и формирование требований к деятельности со стороны преподавателя-новатора
Модели-образы инновационной деятельности
Дополнительные инноваиион н ые исследования
Выбор методов исследования и критерии оценки деятельности педагога-новатора
Диаі носійка системы
Проект инновационного процесса
I
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВУЗА
Рис. 1. Деятельность по подготовке инновационного процесса
1) преподаватель рассматривается как активный участник инновационного процесса, развивающий свои способности (в первую очередь - способность к рефлексии);
2) педагогическая рефлексия - это процесс. который может быть инициирован и направлен, и является основой управления деятельностью преподавателей;
3) инициирование направленности рефлексии происходит при осознании заіруднс-ний в процессе педагогической деятельности дія снятия этих затруднений;
4) требования к уровню профессиональной компетентное ги преподавателя формируются в соответствии с потребностями личности (студента), общества, государства и с учетом современных тенденций развития образования.
Реализация данной модели осуществляется с помощью коммуникаций творческого типа (рис. 2), которые направлены на:
- расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя посредством осознания им существующих противоречий;
- выявление преподавателем причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;
- поиск способов разрешения обозначенных противоречий;
- построение новой деятельности, позволяющей разрешить их.
Коммуникации могут быть диалоговыми. групповыми, коллективными, осуществляться в виде бесед, семинаров и заседаний кафедры, факультета.
Коммуникации первой ступени носят информационный характер. Основная их задача - способствовать возникновению у преподавателя чувства неудовлетворенности деятельностью коллектива, его несоответствия современным требованиям, то есть осознанию наличия противоречий межту существующей деятельностью и требованиями, предъявляемыми к ней.
Па второй ступени коммуникации направлены на выявление причин противоречий. В результате преподаватели осознают, что разрешить противоречия можно за счет изменения их собственной деятельности. Организация коммуникаций третьей и четвертой ступеней проводится по той же схеме. Содержанием коммуникаций на третьей ступени является анализ деятельности коллег и самоанализ. В результате достигается высокий уровень рефлексии, преподаватели способны не только выявить противоречия и их причины, но и найти пути, позволяющие разрешить данные обозначенные противоречия, создать образ новой деятельности. Коммуникации четвертой ступени характеризуются тем, что происходит поиск способов осуществления деятельности, соответствующей новой норме.
После внедрения инновации в педагогический процесс неизбежно наступает этап замедления преобразований, появляется стабильность. Последователи нового направления продолжают начатое дело и поддерживают развитие инновации. При отсутствии последователей и единомышленников происходит отставание темпа развития инновации и постепенный спад ролевой активности новатора. Появляется доминирующее значение социально апробированных стереотипов и новое направление или гибнет, или становится традиционным. В это время система
(деятельность коллектива структурного подразделения), заботясь о своем развитии, «порождает» другого критика, выступающего против сформировавшегося стереотипа, он вскрывает новые противоречия гг создает условия для проведения новых коммуникаций другого направления и содержания. Таким образом, рефлексивный подход к упра&тению инновационной деятельностью коллектива преподавателей выступает в качестве саморегулирующею механизма ситуативного поведения и самокорректирующего процесса творческой деятельности преподавателя.
Рассмотрим региональный вуз как инновационно-образовательную среду. Одной из важнейших внутренних функции регионального университета, на наш взгляд, является создание орган и шционно-педагогичес-ких условий, которые связаны с формированием оптимальной структу ры и эффективной системы управления инновационными процессами. проходящими в данном конкретном вузе.
По нашему мнению, на первый план здесь выдвигается организация реализации инновационных мероприятий, для чего требуется разработать организационно-педаго-гические механизмы, способствующие обеспечению намеченных мероприятий.
Как показывает практика, вопросам отработки организационно-педагогических механизмов органы управления не уделяют должного внимания, хотя это является одной из важнейших функций управления инновационной деятельностью.
Организационно-педагогические механизмы реализации развития инновационной деятельности должны, по нашему мнению, обеспечить реализацию следующих фу нкций:
- доведение целей и задач инновационной деятельности до каждого участника инновационного процесса с учетом сроков и объемов финансирования;
- координация работы по реализации инновационных мероприятий;
- анализ хода выполнения инновационных мероприятий;
- корректировка отдельных отклонений от установленных сроков реализации;
- анализ реализации инновационных мероприятий;
о
ІЗ'
X
О
5
и
ш
о.
Высококвалифи-
цированные
специалисты
Новые знания
Наукоемкая
продукция
ТеЧНОШфКИ.
инновационные
центры
Консалтинг,
экспертиза
Материальные
ресурсы
Региона 1ьные норма гивно-правовые акты |4-------------------►
Прографи и цхюаы
рэтюкныюго
ргвнгия
Финансовая поддержка вуза региональными властями
\1 Ірантении в\лом
УНИВЕРСИТЕТ как инновационно-образовательная с рода
РЕКТОР
гит
Проректор по инновациям
Инновационно-образовательный центр
В определенный момент времени ДСЯТеТЬНОСТЬ
коллектива кафедры соответствует ___требованиям
Д = т
Новая
деятельность
Коммуникации, направленные на процесс и способы построения новой деятелт-ноети
Когіектив Преподаватели - уровень Д., Т<
кафедры рефтексии .'ВЫСОКИЙ»
ПГ
Гипотезы
Коммуникации. налравлснгоас на поиск разрешения обозначенных противоречий
Коллектив Преподаватели - уровень Дз, Т,
кафедры рефлексии »достаточный»
Новые
требования
X
Комму никашш, направленные на выявлен)« причин противоречий в изменяемом компоненте деятельности
Противоречия
Д*Т
Коллектив Преподаватели - уровень Дг,Т2
кафедры рефлексии '-средний»
Коммуникации, направленные на расшатывание стерео типов
в ТЛГГсиНПГП)
Учхтис Гфехтжиппей 1 I Копектив Преподаватели - уровень д., т.
ачисствеміости в 1 кафедры рефлексии «низкий»
СО
О
«=;
и
>.
ш
5
и
ш
-
о
и
<
=5
щ
с
•
о
¡г
х
о
§
<
X
X
<
и
о.
О
■О
0)
ш
^3
п>
I
Л>
•О
О)
н
(О
-1
Л)
X
н
ш
2
Рис 2. Организационно-педагогическая модель управления инновационным процессом в региональном вузе, где Д - деятельность коллектива кафедры. Т - требования, предъявляемые к деятельности
- уточнение отдельных мероприятий с учетом фактического выполнения.
Одним из важнейших элементов системы управления инновационной деятельностью должно стать соответствующее информационное обеспечение, в том числе создание системы информирования о ходе выполнения инновационных мероприятий.
К внешним функциям регионального вуза можно отнести следующие функции: образовательные, просветительские, научные. экономические.
Внутренние и внешние функции региональною университета являются системообразующей базой региона. Однако эти факторы взаимосвязи региональною вуза и региона (рис. 2) далеко не полно отражают всю гамму воздействия университета на жизнь региона, на формирование региональной инновационной системы. Многие из них нуждаются в уточнении и развернутой характеристике. Однако нам представляегся. что это задачи не только одного вуза, а целостного комплексного исследования.
В период становления экономики, основанной на знаниях, университеты играют значительную роль в функционировании ре-1Иональных инновационных систем [2]. Университеты являются производителями, распространителями. хранителями и потребителями знаний, а в настоящее время - субъектами инновационной деятельности. Отсюда и вытекают их функции в региональной инновационной системе:
а) университеты являются производителями и поставщиками новых научных знаний для региона, получая эти знания в процессе проведения НИОКР;
б) университеты выступают как поставщики высококвалифицированных специалистов для промышленных и государственных учреждений региона посредством их подготовки и переподготовки, а также участия преподавателей и исследователей университетов в деятельности промышленных компаний и местных органов власти в качестве консультантов;
в) университеты превратились в производителей и поставщиков не только информационной. но и материальной наукоемкой продукции, созданной на основе разработок вузовских исследователей;
г) университетами созданы новые инновационные высокотехнологичные фирмы (научные и технологические парки, иннова-ционно-технолог ические центры и т. д.):
д) результирующим всех перечисленных функций университетов является подъем технико-экономического уровня экономики региона и общего уровня ее организации. С этой точки зрения их можно рассматривать как системообразующие элементы в региональной инновационной системе.
Однако университет, со своей стороны, также испытывает на себе значительное влияние со стороны региона. Прежде всего, именно рег ион предоставляет университету материальные ресурсы (землю, здания, сооружения) на возмездной и безвозмездной основе. Региональные власти влияют на функционирование университета через принятие различных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, а также через реализацию программ и проектов регионального развития. Региональные власти, особенно в последние годы, чаще оказывают находящимся на их территории университетам прямую финансовую поддержку. Таким образом, между университетом и регионом существует сложный комплекс теснейших вии-модействий, от эффективности функционирования которого в значительной степени зависит благосостояние обеих сторон.
Условия реализации модели
Для обеспечения непрерывной инновационной деятельности преподавателя на основе повышения уровня педагогической рефлексии необходимо наличие определенных условий на уровне кафедры и на уровне университета. Условия на у ровне кафедры:
- руководитель, обладающий методами рефлексивного управления и высокой инновационной потребностью;
- преподаватель-исследователь, способный выявить противоречия и разработать новую норму деятельности, позволяющую снять их:
- условия для обмена мнениями и опытом работы на основе открытости и доступности результатов деятельности;
- система стимулирования и социальной защиты.
Основными требованиями к условиям на уровне у ниверситета являются:
- четкое разграничение управленческих функций между администрацией вуза, факультета и кафедры;
- система стимулирования и социальной защиты;
- наличие документа, гарантирующего свободу прав и невмешательства в творческий процесс;
- гарантирование определенных материальных ресурсов, необходимых для поддержания инноваций;
- гуманистическая направленность развития университета;
- акцентирование внимания вузовского управления на инновационном процессе;
- формирование организационно-педагогических условий для эффективного управления инновационными процессами.
Таким образом, проанализировав внешние условия, мы пришли к пониманию того, что применение предложенной модели, во многом зависящей от системы управления университетом, может дать положительные результаты. С этой целью вуз должен вести активную работу по совершенствованию управленческой системы. В качестве приоритетных направлений развития университета, на наш взгляд, должны быть обозначены:
- повышение качества образовательного процесса;
- совершенствование и развитие его технической оснащенности;
- формирование систем довузовского и послевузовского образования;
- децентрализация управления;
- развитие самостоятельности всех структурных подразделений, определение кафедры в качестве основного учебно-научного подразделения:
- активное участие в построении региональной инновационной системы.
Оценка людских, технических и базовых ресурсов, оценка позиции руководства вуза позволят разработать долгосрочный план развития инновационных структурных под-
разделений. осуществить организацию деятельности коллектива в соответствии с разработанной технологией и добиться определенных результатов, подтверждающих эффективность выбранного метода управления.
Предложенная нами модель управления инновационными процессами может быть использована в инновационных структурных подразделениях любого вуза, где:
1) руководитель осознает необходимость создания условий для внедрения инноваций в своем подразделении:
2) деятельность руководителя направлена на формирование атмосферы конструктивного отношения преподавателей к своему труду:
3) руководитель стремится к организации коллективного поиска разрешения возникших противоречий;
4) осуществляется формирование системы, в которой деятельность каждого преподавателя является подсистемой, направленной на развитие деятельности структурного подразделения и вуза в целом:
5) существует высокая инновационная потребность;
6) руководитель владеет методами рефлексивного управления.
Таким образом, предложенная модель будет эффективно функционировать только тогда, когда: руководитель и преподаватель будут владеть средствами и способами рефлексии к своей деятельности; региональный вуз будет способен создавать организационно-педагогические условия для эффективного управления инновационными процессами; региональный вуз будет стремиться к активизации своей инновационной деятельности и принимать активное участие в формировании региональной инновационной системы.
1. Иванцивская II.Г, Бурт В.Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре Университетское управление: практика и анализ. 2004. № I (30). С. 69-76.
2. Казакова Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов, 2002.
Поступила в редакцию 20.10.2004.