Научная статья на тему 'Система управления инновационным процессом на кафедре'

Система управления инновационным процессом на кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА / ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатина Н. Ю., Титов А. Г.

В статье представлена разработанная авторами технология управления инновационным процессом на кафедре. Показано, что менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом, а качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении качественных результатов управления кафедрой. Делается заключение о том, что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации вузов и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления инновационным процессом на кафедре»

Through the experiment the author comes to the conclusion that the use of digital education resources, the latter being represented by software products of different layout and methodological purpose, is advisable from the didactic point of view. While studying the special course in designing multimedia visualization means the creative project method is offered. This method consists in working out by every student a creative project aimed at designing the means of multimedia information visualization. Students also suggest pedagogical strategy and pedagogical scenario of the future means of multimedia visualization in a certain topic area of the subject under study. After that computer realization of the scenario is carried out. This realization is based on creative use of computer graphics, web sites and network technologies.

The key words: multimedia information visualization, computer graphics, creative project, digital education resources, creative modelling, multimedia form, software products.

Список литературы

1. Каптерсв A.M. Мультимедиа как социокультурный феномен. М, 2000. 140 с.

2. Христочевский С. А. Электронный учебник - текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. №6. 2001.

Об авторе

Л.В. Сидорова канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.11

Н.Ю. Соломатина, А.Г. Титов СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ

В статье представлена разработанная авторами технология управления инновационным процессом на кафедре. Показано, что менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом, а качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении качественных результатов управления кафедрой. Делается заключение о том, что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации вузов и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

Ключевые слова: объект управленческой деятельности, рефлексивный подход, педагогическая рефлексия, инновационный процесс, инновационный центр, глобальная интеграция, качество образования, инновационные технологии менеджмента, Европейская сеть обеспечения качества в высшем образования, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учреждений высшего образования, Национальный союз студентов в Европе, Национальный союз студентов в Европе, Болонский процесс.

Ускоренное развитие и глобальная интеграция общественного производства, информатизация общества требуют соответствующих изменений в образовании. Учитывая, что требования к уровню и качеству образования меняются в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни, характер образовательного процесса должен быть инновационным.

В Брянском государственном университете И.Г.Петровского, первостепенное внимание уделяется проблемам повышения качества образования в соответствии с основными направлениями модернизации, включения в Болонский процесс, который определил основные тенденции развития «зоны европейского высшего образования» на ближайшее время. В Берлинском коммюнике, с момента подписания которого в сентябре 2003 года Россия вошла в Болонский процесс, подчеркивает: «Качество высшего образования лежит в основе построения европейского пространства высшего образования» [1. С. 306].

Кроме того, министры образования поручили Европейской сети обеспечения качества в высшем образования (ENQA — European Network of Quality Assurance in Higher Education) в сотрудничестве с другими европейскими организациями: EUA (Европейская ассоциация университетов), EURASHE (Европейская ассоциация учреждений высшего образования), ESIB (Национальный союз студентов в Европе) разработать согласованные стандарты, процедуры и методики обеспечения качества, а также найти способы гарантировать качество образования системами внешней оценки.

В свою очередь, качество высшего образования определяется, наряду с рядом других факторов, инновациями в педагогическом процессе. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности исследовались в трудах Н. В. Кузьминой, В. И. Загвязинского, M. М. Фридмана и др.В настоящее время - Н. Ф. Вишняковой, М. В. Клариным, M. М. Поташником, С. Д. Поляковым, О. Г. Хомерики, В. И. Журавлевым, А. А. Арламовым, Н. Р. Юсуфбековой и другими. В зарубежной педагогике проблемы планирования инноваций и управления инновационными процессами изучают Р. Адам, Е. Роджерс, А. Кинг, Б. Шнайдер, Л. Андерсон, Л. Бриге, X. Барнет.

В современных условиях преподавателю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои собственные. Это возможно в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, получил соответствующую подготовку, владеет средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности, владеет средствами перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению разработанных им методов с уже имеющимися [3. С. 264].

Рефлексия, критика и проектирование деятельности преподавателя предполагают соотнесение целостности деятельности с целями, ценностями и идеалами, в рамках требований которых она строится и совершенствуется. Изменение характера деятельности на основе повышения уровня педагогической рефлексии является своевременным и актуальным.

В научной литературе отсутствуют сведения о возможности управления инновационным процессом на основе повышения уровня педагогической рефлексии преподавателей в реальных условиях работы кафедры. Решение этой проблемы является актуальной научной задачей. Педагогическая рефлексия связана с осознанием преподавателем противоречий в своей деятельности. Раскрытие этих противоречий позволяет определить направленность инновационного процесса и направленность самой педагогической рефлексии.

Как показало исследование и обобщение опыта работы педагогов, методологов и психологов, инновационная практика наиболее эффективно реализуется при рефлексивном подходе к управлению творческим педагогическим процессом. Важные преимущества рефлексивного подхода к организации и управлению инновационной деятельностью заключаются в том, что он способствует максимально полному и достаточно глубокому вовлечению личности в сотворческое общение и индивидуально-созидательный процесс. Нами предложена технология управления педагогическим процессом на основе механизмов рефлексии.

При рефлексивном подходе объектом управленческой деятельности является не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на преподавателя. Основная мысль сводится к тому, что объектом управления является процесс творческой деятельности преподавателей. При таком подходе преподаватель стоит перед выбором реагирования на ситуацию, который влияет на личностный или социальный результат.

Педагогическая система - сложная многофакторная система, которая рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, способная «порождать» критически мыслящую творческую личность. Роль этой личности в деятельности коллектива весьма значительна: обладая высоким уровнем рефлексии, такой преподаватель осозна-

ет необходимость изменения профессиональной деятельности, стремится создать новую с помощью модернизации, рационализации или модификации.

Творческий человек, имеющий большой инновационный потенциал, как правило, создает ситуацию, в которой другим необходимо выбирать прежний стереотип или движение к новой деятельности. Те преподаватели, кто самоопределяется в пользу инновации, заимствуют точку зрения новатора, адаптируют ее к своей деятельности [2. С. 152].

Структура косвенного управления инновационным процессом включает основные этапы рефлексивной регуляции поиска новой идеи: этапы критики, осознанного переосмысления и нормирования деятельности. Организационная структура такого управления включает следующие этапы: диагностико-прогностический, регулирующий, анализирующий и верификационный.

Знание разновидностей структур и их основных этапов необходимо для определения всей системы рефлексивного управления, потому что инновационный процесс состоит из микроинновационных процессов, которые необходимо вариативно корректировать в общении.

Проектирование инновационной деятельности педагогической системы начинается с осознания руководителем существования противоречий и желания устранить их -это диагностико-прогностический этап. С этой целью руководитель анализирует позиции преподавателей, критикующих состояние системы, рассматривает их предложения, выстраивает перспективный путь развития кафедры с учетом ценностей в образовании. В управление вовлекается преподаватель-критик, имеющий высокую инновационную потребность и творческий потенциал. Преподаватель-критик существующей системы присваивает себе роль новатора-исследователя и подключается к исследованию обозначенных руководителем проблем.

На основе результатов проведенных исследований руководитель и новатор формируют новые требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов и к уровню квалификации преподавателя (Т'рук - требования к деятельности со стороны руководителя, Т'нов - требования к деятельности со стороны преподавателя-новатора, (рис. 1), после чего формулируют цели инновационного процесса. Понимание перестройки педагогической системы находится на уровне осознания представления результата деятельности участников образовательного инновационного процесса заказчиками: личностью, обществом, государством.

Обобщенная модель существующей деятельности и модель-образ необходимой перспективной деятельности позволяют разработать модель управления инновационным образовательным процессом. Модель-образ педагогической деятельности составляется на ограниченный промежуток времени и является «частной» моделью, учитывающей особенности развития определенной кафедры.

Главная причина недолгосрочности такой модели - ускоренный темп научно-технического прогресса и информатизация образования, которая влечет за собой развитие средств обработки информации. Все эти условия способны вносить существенные изменения в деятельность кафедры.

Рассмотрим деятельность по подготовке инновационного процесса на кафедре (рис.1):

Руководитель оценивает внешние условия и внутренние ресурсы для успешного внедрения инноваций, разрабатывает проект и технологию осуществления деятельности в реальных условиях работы коллектива кафедры. При этом:

1) преподаватель рассматривается как активный участник инновационного процесса, развивающий свои способности (в первую очередь - способность к рефлексии);

2) педагогическая рефлексия - это процесс, который может быть инициирован и направлен, и является основой управления деятельностью преподавателей;

3) инициирование направленности рефлексии происходит при осознании затруднений в процессе педагогической деятельности для снятия этих затруднений;

4) требования к уровню профессиональной компетентности преподавателя формируются в соответствии с потребностями личности (студента), общества, государства и с учетом современных тенденций развития образования.

Рис. 1. Деятельность по подготовке инновационного процесса

Реализация данной технологии осуществляется с помощью коммуникаций творческого типа (рис. 2), которые направлены на:

- расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя посредством осознания им существующих противоречий;

- выявление преподавателем причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;

- поиск способов разрешения обозначенных противоречий;

построение новой деятельности, позволяющей разрешить их.

Коммуникации могут быть диалоговыми, групповыми, коллективными, осуществляться в виде бесед, семинаров и заседаний кафедры. Основными требованиями к коммуникациям является их направленность и высокая степень подготовленности преподавателей к участию в коммуникациях. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия и мотивации.

Основные функции коммуникационного взаимодействия состоят в достижении коллективной общности при сохранении индивидуальности каждого. В коммуникации осуществляется переход к принципиально новой форме взаимоотношений. В связи с

несогласованностью понимания педагогической деятельности, существующих проблем в коммуникациях появляется потребность избежать крайних форм «взаимосопротивления», учесть отношение других, изменить деятельность каждого так, чтобы она была приемлемой для всех членов коллектива.

В определенный мемент времени деятельность колпаикза

соответствует требованиям

Д-т

1 г • • •

1

Новые 1р*бсвания

Проти д? »речия йТ

I

|Г-»Т'

дТг

Д'вГ

Новая деятельность

С

Л"

Коммуникации, направленные на процесс и способы построения новой длительности

-тв&Р-

Каи.иушацж тпршвнныена поиск способов разрешешяобажчешьк противоречий

сопл «то« ИЦ" Прсподаатли - уромхь

мфадри р «флексии «достаточнь<и

Коммуникации, направленные на выявление причин противоречий в изменяемом компоненте деятельности

калл «стыв пфедоы ИЦ' Прмод»ггели - урамнь рефлепяи «средний»

Коммуникации, напрашмнншна расшатывание стереотипов в деятельности

"О-N.

I Ухедмеиетшы >

—^

коллектив ИЦ Прелсдемтели -уровень

гафедры рефлексии «мизкхй»

Рис. 2. Схема организации инновационного процесса: ИЦ - инновационный центр

Коммуникации первой ступени носят информационный характер. Основная их задача - способствовать возникновению у преподавателя чувства неудовлетворенности деятельностью коллектива, ее несоответствия современным требованиям, то есть осознанию наличия противоречий между существующей деятельностью и требованиями, предъявляемыми к ней. На второй ступени коммуникации направлены на выявление причин противоречий. В результате чего преподаватели осознают, что разрешить противоречия можно за счет изменения их собственной деятельности.

Организация коммуникаций третьей и четвертой ступеней проводится по той же схеме. Содержанием коммуникаций на третьей ступени является анализ деятельности коллег и самоанализ. В результате достигается высокий уровень рефлексии, преподаватели способны не только выявить противоречия и их причины, но и найти пути, позволяющие разрешить данные обозначенные противоречия, создать образ новой деятельности. Коммуникации четвертой ступени характеризуются тем, что происходит поиск способов осуществления деятельности, соответствующей новой норме.

Для обеспечения непрерывной инновационной деятельности преподавателя на основе повышения уровня педагогической рефлексии необходимо наличие внутренних условий (на уровне кафедры) и внешних (на уровне университета). Внутренние условия:

- заведующий кафедрой, обладающий методами рефлексивного управления и высокой инновационной потребностью;

- преподаватель-исследователь, способный выявить противоречия и разработать новую норму деятельности, позволяющую снять их;

- условия для обмена мнениями и опытом работы на основе открытости и доступности результатов деятельности;

- система стимулирования и социальной защиты. Основными требованиями к внешним условиям являются:

- четкое разграничение управленческих функций между администрацией вуза, факультета и кафедры;

- система стимулирования и социальной защиты;

- наличие документа, гарантирующего своду прав и невмешательства в творческий процесс;

- гарантирование определенных материальных ресурсов, необходимых для поддержания инноваций;

- гуманистическая направленность развития университета;

- акцентирование внимания вузовского управления на учебном процессе. После внедрения инновации в педагогический процесс неизбежно наступает

этап замедления преобразований, появляется стабильность. Последователи нового направления продолжают начатое дело и поддерживают развитие инновации.

The authors work out the technology of managing the innovation process in the university chair. Educational quality management and teacher s activity are proved to be the main factors of the system of educational quality management The quality of education is the bottom line of university activity in different spheres. The article outlines the basic factors and justifies their role in providing the qualitative results in managing a university chair. The authors come to the conclusion that in order to increase the quality of education it is necessary to have the appropriate resources provision because this is the only way of succeeding in modernization of higher education establishments and becoming a part of the Bologna Process on equal terms.

The key words: the subject of management activity, reflexive approach, pedagogical reflection, innovation process, innovation centre, global integration, education quality, innovation technologies of management, ENQA (European Network of Quality Assurance in Higher Education), EUA, EURASHE, ESIB, the Bologna process.

Список литературы

1. Лукичев Г.А. США и Европейский союз: конкуренция в образовании и исследованиях // Россия и мир: институциональные проблемы экономического развития. Сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: РУДН, 2004. С.303-308.

2. Наводное В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие. М.: Центр государственной аккредитации Минобразования России, 2006.

3. Alma Mater. Вестник высшей школы. 2007. №1. С. 6-40.

Об авторе

Н.Ю. Соломатина - ассистент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru

А.Г. Титов - канд. экон. наук, проф., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

УДК 378.14:42/48

В.А. Солоненко

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье изложен опыт работы по балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов по иностранному языку. Показано, что балльно-рейтинговый контроль позволяет установить уровень подготовки и качества знаний студента относительно других студентов в сопоставимых условиях. В статье представлена схема перевода баллов технологической карты в традиционные оценки, а также указано, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.