Научная статья на тему 'Система управления инновационным процессом на кафедре'

Система управления инновационным процессом на кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ СТУДЕНТОВ В ЕВРОПЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛАВНЕЙШИЕ / ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатина Н. Ю., Титов А. Г.

Авторы статьи предлагают разработанную технологию управления инновационным процессом на кафедре. Менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом. Качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. Улучшение качества образования в соответствии с уровнем современных и перспективных требований требует соответствующей системы управления результатами обучения. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении соответствующих результатов. Авторы приходят к заключению, что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления инновационным процессом на кафедре»

14

s

Ь S чР

О

о S m

т ш w

X о Ш

m Q. h

m S о

о fc 5

S Q. i

О. С ГО

о V s

^ h*

S n S

x о e

ffl S 3

о й с

> о 2

so

50 40 ЗО 20 Ю О

21 .7

54.3

1 -7 ВВЩЯ

■■■■■I. ■Hi

50

■И.

24

До эксперимента После эксперимента

Высокий

unnocsuu

Средний

unnnpuk

Низкий

unnnouk

Рис. I. Общие результаты опытно-экспериментальной работы

В заключение следует отметить, что системный подход к проектированию образовательного мультимедиа, опора на сформулированные выше принципы позволяет в противовес технократическому подходу подчинить процесс разработки мультимедиа-продукта основной задаче - эффективно представить, донести до целевой аудитории содержание рассматриваемой темы в мультимедийной форме языком экрана.

The article discloses the essence and organization of our work at the grant on creation of a set of digital educational resources on technology (for classes 10, 11 of secondary school) and also guidelines for the teacher on organization of the educational process on the basis of their application.

The key words: digital educational resource, technology, guidelines, software product, multimedia presentation, hypertext document, creative project bank.

Список литературы 1. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М., 2000. 14 с.

2. Христочевский С.А. Электронный учебник терные инструменты в образовании. 2001. № 6.

текущее состояние // Компью-

Об авторе

Л.В. Сидорова - канд. пед. наук, ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского. Hd09@yandex.ru.

УДК 370.176

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ

Н.Ю. Соломатина, А.Г. Титов

Авторы статьи предлагают разработанную технологию управления инновационным процессом на кафедре. Менеджмент качества процесса обучения и деятельность преподавателей является главным показателем системы качественного управления образовательным процессом. Качество образования выступает итогом деятельности университета в разных сферах деятельности. Улучшение качества образования в соответствии с уровнем современных и перспективных требований требует соответствующей системы управления результатами обучения. В статье рассматриваются основные факторы и обосновывается их роль в обеспечении соответствующих результатов.

Авторы приходят к заключению, что для возрастания качества образования необходимы соответствующее ресурсное обеспечение, так как нет иного пути успешной модернизации и включения в Болонский процесс на равноправных условиях.

Ключевые слова: Европейская сеть обеспечения качества в высшем образования, Европейская ассоциация университетов, Европейская ассоциация учреждений высшего образования, Национальный союз студентов в Европе, Национальный союз студентов в Европе, Глобальная интеграция, Качество обра-

зования. Инновационные технологии менеджмента, Болонский процесс, Главнейшие, основные факторы.

Ускоренное развитие и глобальная интеграция общественного производства, информатизация общества требуют соответствующих изменений в образовании. Учитывая. что требования к уровню и качеству образования меняются в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни, характер образовательного процесса должен быть инновационным.

В Брянском государственном университете И.Г.Петровского, первостепенное внимание уделяется проблемам повышения качества образования в соответствии с основными направлениями модернизации, включения в Болонский процесс, который определил основные тенденции развития «зоны европейского высшего образования» на ближайшее время. В Берлинском коммюнике, с момента подписания которого в сентябре 2003 года Россия вошла в Болонский процесс, подчеркивает: «Качество высшего образования лежит в основе построения европейского пространства высшего образования» [1, с.306].

Кроме того, министры образования поручили Европейской сети обеспечения качества в высшем образования (ENQA — European Network of Quality Assurance in Higher Education) в сотрудничестве с другими европейскими организациями: EU А (Европейская ассоциация университетов), EURASHE (Европейская ассоциация учреждений высшего образования), ES IB (Национальный союз студентов в Европе) разработать согласованные стандарты, процедуры и методики обеспечения качества, а также найти способы гарантировать качество образования системами внешней оценки.

В свою очередь, качество высшего образования определяется, наряду с рядом других факторов, инновациями в педагогическом процессе. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности исследовались в трудах Н. В. Кузьминой, В. И. Загвязинского, M. М. Фридмана и др.В настоящее время - Н. Ф. Вишняковой, М. В. Клариным, M. М. Поташником, С. Д. Поляковым, О. Г. Хомерики, В. И. Журавлевым, А. А. Арламовым, Н. Р. Юсуфбековой и другими. В зарубежной педагогике проблемы планирования инноваций и управления инновационными процессами изучают Р. Адам, Е. Роджерс, А. Кинг, Б. Шнайдер, JI. Андерсон, Л. Бриге. X. Барнет.

В современных условиях преподавателю необходимо не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и создавать свои собственные. Это возможно в том случае, если преподаватель обладает необходимыми способностями, получил соответствующую подготовку, владеет средствами и способами рефлексии по отношению к своей деятельности, владеет средствами перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению разработанных им методов с уже имеющимися [3, с.264].

Рефлексия, критика и проектирование деятельности преподавателя предполагают соотнесение целостности деятельности с целями, ценностями и идеалами, в рамках требований которых она строится и совершенствуется. Изменение характера деятельности на основе повышения уровня педагогической рефлексии является своевременным и актуальным.

В научной литературе отсутствуют сведения о возможности управления инновационным процессом на основе повышения уровня педагогической рефлексии преподавателей в реальных условиях работы кафедры. Решение этой проблемы является актуальной научной задачей. Педагогическая рефлексия связана с осознанием преподавателем противоречий в своей деятельности. Раскрытие этих противоречий позволяет определить направленность инновационного процесса и направленность самой педагогической рефлексии.

Как показало исследование и обобщение опыта работы педагогов, методологов и психологов, инновационная практика наиболее эффективно реализуется при рефлек-

сивном подходе к управлению творческим педагогическим процессом. Важные преимущества рефлексивного подхода к организации и управлению инновационной деятельностью заключаются в том. что он способствует максимально полному и достаточно глубокому вовлечению личности в сотворческое общение и индивидуально-созидательный процесс. Нами предложена технология управления педагогическим процессом на основе механизмов рефлексии.

При рефлексивном подходе объектом управленческой деятельности является не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на преподавателя. Основная мысль сводится к тому, что объектом управления является процесс творческой деятельности преподавателей. При таком подходе преподаватель стоит перед выбором реагирования на ситуацию, который влияет на личностный или социальный результат.

Педагогическая система - сложная многофакторная система, которая рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, способная «порождать» критически мыслящую творческую личность. Роль этой личности в деятельности коллектива весьма значительна: обладая высоким уровнем рефлексии, такой преподаватель осознает необходимость изменения профессиональной деятельности, стремится создать новую с помощью модернизации, рационализации или модификации.

Творческий человек, имеющий большой инновационный потенциал, как правило, создает ситуацию, в которой другим необходимо выбирать прежний стереотип или движение к новой деятельности. Те преподаватели, кто самоопределяется в пользу инновации, заимствуют точку зрения новатора, адаптируют ее к своей деятельности [2. с. 152].

Структура косвенного управления инновационным процессом включает основные этапы рефлексивной регуляции поиска новой идеи: этапы критики, осознанного переосмысления и нормирования деятельности. Организационная структура такого управления включает следующие этапы: диагностико-прошостический, регулирующий, анализирующий и верификационный.

Знание разновидностей структур и их основных этапов необходимо для определения всей системы рефлексивного управления, потому что инновационный процесс состоит из микроинновационных процессов, которые необходимо вариативно корректировать в общении.

Проектирование инновационной деятельности педагогической системы начинается с осознания руководителем существования противоречий и желания устранить их -это диагностико-прогностический этап. С этой целью руководи тель анализирует позиции преподавателей, критикующих состояние системы, рассматривает их предложения, выстраивает перспективный путь развития кафедры с учетом ценностей в образовании. В управление вовлекается преподаватель-критик, имеющий высокую инновационную потребность и творческий потенциал. Преподаватель-критик существующей системы присваивает себе роль новатора-исследователя и подключается к исследованию обозначенных руководителем проблем.

На основе результатов проведенных исследований руководитель и новатор формируют новые требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов и к уровню квалификации преподавателя (Г'рук - требования к деятельности со стороны руководителя, Г'нов - требования к деятельности со стороны преподавателя-новатора, (рис. 1), после чего формулируют цели инновационного процесса. Понимание перестройки педагогической системы находится на уровне осознания представления результата деятельности учас тников образовательного инновационного процесса заказчиками: личностью, обществом, государством.

Обобщенная модель существующей деятельности и модель-образ необходимой перспективной деятельности позволяют разработать модель управления иниовацион-

ным образовательным процессом. Модель-образ педагогической деятельности составляется на ограниченный промежуток времени и является «частной» моделью, учитывающей особенности развития определенной кафедры.

Главная причина недолгосрочности такой модели - ускоренный темп научно-технического прогресса и информатизация образования, которая влечет за собой развитие средств обработки информации. Все эти условия способны вносить существенные изменения в деятельность кафедры.

Рассмотрим деятельность по подготовке инновационного процесса на кафедре (рис Л):

|| 1 ' П',гм Г|:п'|(/. ■■: ■■..1. Г..М ■.[.-.■, ■■ . :■> .ч I ■•■:■/

Рис. 1. Деятельность по подготовке инновационного процесса

Руководитель оценивает внешние условия и внутренние ресурсы для успешного внедрения инноваций, разрабатывает проект и технологию осуществления деятельности в реальных условиях работы коллектива кафедры. При этом:

1) преподаватель рассматривается как активный участник инновационного процесса, развивающий свои способности (в первую очередь - способность к рефлексии);

2) педагогическая рефлексия - это процесс, который может быть инициирован и направлен, и является основой управления деятельностью преподавателей;

3) инициирование направленности рефлексии происходит при осознании затруднений в процессе педагогической деятельности для снятия этих затруднений;

4) требования к уровню профессиональной компетентности преподавателя формируются в соответствии с потребностями личности (студента), общества, государства и с учетом современных тенденций развития образования.

Реализация данной технологии осуществляется с помощью коммуникаций творческого типа (рис. 2), которые направлены на:

- расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя посредством осознания им существующих противоречий;

- выявление преподавателем причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;

- поиск способов разрешения обозначенных противоречий;

- построение новой деятельности, позволяющей разрешить их.

-----------1

о ■р>*де/:««(ьи<

МОМ0-Т ЙЭВЫС-й

¿.ег'япьнгегь копл^^нчв

- I "■>

¡р'Сгг лч.>ам

Д=Т

Т

• • I

I

Т-»Г

Новые тревсвания

Противоречия

Д.ФГ

коллектив ИЦ Прегкдовател« - уровень

яфедры рефлексии «низкий»

Рис. 2. Схема организации инновационного процесса: ИЦ - инновационный центр

Коммуникации могут быть диалоговыми, групповыми, коллективными, осуществляться в виде бесед, семинаров и заседаний кафедры. Основными требованиями к коммуникациям является их направленность и высокая степень подготовленности преподавателей к участию в коммуникациях. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия и мотивации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные функции коммуникационного взаимодействия состоят в достижении коллективной общности при сохранении индивидуальности каждого. В коммуникации осуществляется переход к принципиально новой форме взаимоотношений. В связи с несогласованностью понимания педагогической деятельности, существующих проблем в коммуникациях появляется потребность избежать крайних форм «взаимосопротивления», учесть отношение других, изменить деятельность каждого так, чтобы она была приемлемой для всех членов коллектива.

Коммуникации первой ступени носят информационный характер. Основная их задача - способствовать возникновению у преподавателя чувства неудовлетворенности деятельностью коллектива, ее несоответствия современным требованиям, то есть осознанию наличия противоречий между существующей деятельностью и требованиями,

предъявляемыми к ней. На второй ступени коммуникации направлены на выявление причин противоречий, В результате чего преподаватели осознают, что разрешить противоречия можно за счет изменения их собственной деятельности.

Организация коммуникаций третьей и четвертой ступеней проводится по той же схеме. Содержанием коммуникаций на третьей ступени является анализ деятельности коллег и самоанализ. В результате достигается высокий уровень рефлексии, преподаватели способны не только выявить противоречия и их причины, но и найти пути, позволяющие разрешить данные обозначенные противоречия, создать образ новой деятельности. Коммуникации четвертой ступени характеризуются тем, что происходит поиск способов осуществления деятельности, соответствующей новой норме.

Для обеспечения непрерывной инновационной деятельности преподавателя на основе повышения уровня педагогической рефлексии необходимо наличие внутренних условий (на уровне кафедры) и внешних (на уровне университета). Внутренние условия:

- заведующий кафедрой, обладающий методами рефлексивного управления и высокой инновационной потребностью;

- преподаватель-исследователь, способный выявить противоречия и разработать новую норму деятельности, позволяющую снять их;

- условия для. обмена мнениями и опытом работы на основе открытости и доступности результатов деятельности;

- система стимулирования и социальной защиты.

Основными требованиями к внешним условиям являются:

- четкое разграничение управленческих функций между администрацией вуза, факультета и кафедры;

- система стимулирования и социальной защиты;

- наличие документа, гарантирующего своду прав и невмешательства в творческий процесс;

- гарантирование определенных материальных ресурсов, необходимых для поддержания инноваций;

- гуманистическая направленность развития университета;

- акцентирование внимания вузовского управления на учебном процессе.

После внедрения инновации в педагогический процесс неизбежно наступает

этап замедления преобразований, появляется стабильность. Последователи нового направления продолжают начатое дело и поддерживают развитие инновации.

The authors describe worked out innovation technologies of management. Management of the quality of teaching/learning process and teacher s activity is She main part of the system of educational quality management. The quality of education is a result of university activity in different spheres. The process of its increase to the level of modern and perspective requirements needs legible management that is based on system approach and considers all factors influencing on study results. The article presents these basic factors and there were formulated their role in providing prospective results of an education. The authors make a conclusion that for increasing quality of education it is necessary to have an appropriate resource provision because without it there is no choice to succeed modernization and become a participant of Bologna process on equal terms. The key words: ENQA - European Network of Quality Assurance in Higher Educationj, EUA, EURASHE, ESIB, Global integration, Quality of education, Innovation technologies of management, Bologna process, Basic-factors.

Список литературы

1. Лукичев Г.А. США и Европейский союз: конкуренция в образовании и исследованиях // Россия и мир: институциональные проблемы экономического развития. Сборник научных трудов. Выпуск 1. М.: РУДН, 2004. С.303-308.

2. Наводное В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.И., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие, М.: Центр государственной аккредитации Минобразования России, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.