References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 34.03.01 Sestrinskoe delo. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 sentyabrya 2017 g., № 971, 2017.
2. Sergeev I.S. Usloviya cifrovoj transformacii srednego professional'nogo obrazovaniya na osnove modeli smeshannogo obucheniya. Dopolnitel'noeprofessional'noe obrazovanie v strane i mire. 2020, № 4: 27-35.
3. Trudovojkodeks (Osnovnojzakon) Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 2001
4. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: suschnost', tehnologiya, organizaciya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universtiteta 'ekonomiki, statistiki i informatiki, 1999.
5. Sovremennaya klinicheskaya medicina. Vestniksovremennojklinicheskojmediciny. Kazan': Kazanskij GMU MZ RF, 2022; T. 15, Vypusk 4.
6. Totoonova M.H. Organizacionno-pedagogicheskaya model' processa proektirovaniya avtorskih tehnologij obucheniya studentov. VestnikAkademiiprava i upravleniya. 2015; № 3 (40).
Статья поступила в редакцию 09.07.24
УДК 378
Bogoslavets L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: gera1905@yandex.ru
Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: podanevatv@yandex.ru
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF CIVIL-PATRIOIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article is dedicated to a problem of developing the content of organizational and methodological support for civil and patriotic education of children in conditions of a preschool educational organization. The authors clarify the meaning of the concept of "methodological support for the organization of civil-patriotic education of preschool children" and identify typical difficulties of preschool teachers in organizing such education to children. The work presents a designed model and technology for methodological support of civic and patriotic education of preschool children and shows how it is tested in experimental preschool settings. The research defines the content and role repertoire of the activity of a methodologist (senior educator) in the structure of the implementation of methodological support of civic-patriotic education. The authors distinguish level scales of teachers' readiness to organize this type of activity.
Key words: methodological support, civic-patriotic education, preschool educational organization, teacher, model, technology, role-oriented activity
Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: gera1905@yandex.ru
Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: podanevatv@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме разработки содержания организационно-методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО). Авторами уточнена сущность понятия «методическое сопровождение организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»; обозначены типичные затруднения педагогов ДОО в организации гражданско-па-триотического воспитания детей; сконструированы и апробированы в условиях экспериментальных ДОО модель и технология методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания дошкольников; выявлены содержание и ролевой репертуар деятельности методиста (старшего воспитателя) в структуре реализации методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания; уточнены уровневые шкалы готовности педагогов к организации данного вида деятельности.
Ключевые слова: методическое сопровождение, гражданско-патриотическое воспитание, дошкольная образовательная организация, педагог, модель, технология, ролевая направленность деятельности
Динамические изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, ориентируют педагогические коллективы ДОО на необходимость пересмотра содержания жизнедеятельности в связи с введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования, разработки Программы воспитания, способствующей гармоничному личностному развитию ребенка на этапе дошкольного детства, «приобщение его к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, формирование основ его гражданской и культурной идентичности» [1].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что «патриотизм определяется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее успехам и достижениям, ее истории, культуре, миру природы» [2].
В дошкольном возрасте патриотизм трактуется как «потребность к активному участию во всех делах на благо семьи, ДОО, родного города, Родины; наличие у детей таких качеств, как гордость за свою страну, чувство собственного достоинства, гражданственность, сочувствие, осознание себя частью окружающей социальной действительности» [2].
Л.В. Кокуева под патриотическим воспитанием понимает «взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, ориентированное на раскрытие и формирование в ребенке нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природы родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим» [3].
В современных социокультурных условиях воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Модернизационные процессы дошкольного образования способствуют качественным изменениям в системе методической работы ДОО, в том числе при организации гражданско-патриоти-ческого направления.
Проблема проектирования и реализации содержания организационно-методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания детей на этапе дошкольного детства является одной из значимых в системе деятельности ДОО. Её решение предполагает проведение целого ряда дидактических, психо-
лого-педагогических, методологических и иных исследований. Вместе с тем опыт практической деятельности авторов данной статьи в должности руководителей ДОО свидетельствует о недостаточности детального рассмотрения содержания процесса методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОО при организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Отмечается недостаточность исследований по разработке и внедрению содержательного инновационно- и практико-ориентированного комплексов организационно-методического сопровождения процесса граждан-ско-патриотического воспитания детей-дошкольников, обоснования продуктивных направлений и форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, повышение качества образовательного процесса и совершенствования профессионально-педагогических компетенций при планировании и проектировании данного вида деятельности.
Частичному восполнению данного дефицита посвящена настоящая статья.
Её цель - сконструировать и обосновать структурно-функциональную модель и дополняющую её технологию методического сопровождения граждан-ско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, способствующих качественной организации воспитательно-образовательного процесса.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- охарактеризовать сущность понятия «методическое сопровождение организации гражданско-патриотического воспитания детей-дошкольников»;
- определить типичные затруднения педагогов ДОО в организации граж-данско-патриотического воспитания детей;
- сконструировать и внедрить в практику деятельности ДОО структурно-функциональную модель методического сопровождения гражданско-патрио-тического воспитания детей дошкольного возраста;
- обозначить технологический состав реализации содержания методического сопровождения организации гражданско-патриотического воспитания детей в условиях апробации экспериментальной ДОО;
- выявить содержание и ролевой репертуар деятельности методиста (старшего воспитателя) в структуре реализации содержания методического со-
Таблица 1
Методы диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в области гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Компоненты компетентности Критерии и показатели Методы
Мотивационно-ценностный Мотивационная готовность: понимание актуальности и значимости гражданско-патриотического воспитания детей; интерес и направленность к педагогической деятельности в данной сфере; информированность о национальной культуре, традициях, в вопросах гражданско-патриотического воспитания Анкетирование, интервью, опросы, беседы
Научно-методический Теоретическая готовность: знание целей, задач, содержания, принципов, форм планирования, методов, средств гражданско-патриотического воспитания дошкольников; содержания парциальных программ по гражданско-патриотическому воспитанию; педагогических технологий при формировании патриотических чувств и ценностных ориентаций у воспитанников; разработка авторских методик, направленных на зону ближайшего развития ребенка Анализ проектирования и планирования образовательного процесса, он-лайн-тестирование педагогов «Особенности организации гражданско-патри-отического воспитания на этапе взаимодействия с семьями воспитанников»
Деятельностный Практическая готовность: умение педагогов реализовывать целостный образовательный процесс в данной области; организовать виды детской деятельности и культурные практики по гражданско-па-триотическому воспитанию дошкольников; реализовывать новшества в образовательном пространстве с учетом индивидуальности интереса детей и поддержки их инициативы; осуществлять ресурсное обеспечение (дидактическое, информационное, психологическое, методическое); обеспечивать сопровождение семей воспитанников в данном направлении Наблюдение за деятельностью педагога при организации образовательного процесса и взаимодействии с семьей
провождения гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- определить шкалы и критерии, демонстрирующие уровень профессиональной компетентности педагогов при организации гражданско-патриотического воспитания детей;
- продемонстрировать требования в деятельности педагогов ДОО при организации гражданско-патриотического воспитания детей.
В ходе проведенного исследования были использованы различные методы: анализ психолого-педагогических источников по обозначенной проблеме, моделирование, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, обобщение, изучение педагогического опыта ряда ДОО Алтайского края.
Научная новизна исследования состоит в анализе организации граждан-ско-патриотического воспитания детей в условиях ДОО; создании и апробации модели методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания на основе технологических компонентов ее реализации, а также во внесении предложений по оптимизации данного вида деятельности в ДОО.
Теоретическая значимость статьи посвящена изучению и анализу организации методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания дошкольников в профессиональной деятельности педагогов ДОО, необходимости активизации работы учреждений дошкольного образования в данном направлении.
Практическая значимость обозначена тем, что авторами статьи рассмотрен процесс активизации методического сопровождения гражданско-патриотическо-го воспитания дошкольников в экспериментальных ДОО при апробации структурно-функциональной модели в интеграционном единстве с технологическими требованиями к ней, что позволяет повысить продуктивность и эффективность воспитательно-образовательного процесса и возможности ее использования в дошкольной образовательной практике.
В педагогических коллективах МБДОУ «Детский сад № 56» г Барнаула и МБДОУ «Детский сад № 43» г Славгорода Алтайского края было проведено изучение профессионально-педагогической компетентности педагогов в решении задач и организации видов детской деятельности по гражданско-патриотическо-му воспитанию детей. В 2023 году данные учреждения, согласно конкурсному отбору, вошли в состав инновационного кластера региональной стажировочной площадки «Детский сад - маршруты развития» Алтайского государственного педагогического университета.
В педагогическом эксперименте приняли участие 62 педагога. На основе работ Э.Ф. Зеера для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере гражданско-патриотического воспитания дошкольников мы уточнили критерии формирования уровня их готовности к данному виду деятельности: мотивационная, теоретическая и практическая [4; 5]. Оценка выделенных критериев профессиональной компетентности педагогов осуществлялась при помощи методик, представленных в табл. 1.
Наиболее оптимальным способом организации методической деятельности в условиях ДОО выступает реализация методического сопровождения профессиональной деятельности педагога.
В рамках проведенного исследования были разработаны и апробированы модель и технология методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
М.Р Битянова считает, что «сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия» [6].
«Методическое сопровождение организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» мы понимаем как организацию целост-
ной, комплексной, системно-организованной деятельности, которая ориентирована на создание оптимальных условий развития профессионально личностной компетенции педагогов в области гражданско-патриотического воспитания.
Процесс организации методического сопровождения организации граждан-ско-патриотического воспитания детей содержит выявление проблем, типичных профессиональных затруднений педагогов при реализации целостного образовательного процесса и культурных практик; внутрифирменное обучение и профессиональное развитие педагогов; обобщение и дессиминацию передового педагогического опыта в направлении гражданско-патриотического воспитания дошкольников для качественного обеспечения эффективности и реализации содержания разделов Федеральной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОО.
Результатом реализации содержания методического сопровождения граж-данско-патриотического воспитания детей выступает становление индивидуальной, авторской, высокопродуктивной системы педагогической деятельности, когда педагоги овладевают умениями анализировать свою деятельность, способствовать ее принятию на личностном уровне при конструктивном взаимодействии педагогического, родительского и детского сообществ и на основе этих данных моделировать целостный образовательный процесс, при котором результаты деятельности отличаются объективной новизной.
В ходе исследования были выявлены уровни готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания детей. Исследование предусматривало следующий порядок действий:
1) разработку критериев и показателей оценки уровня сформированности у педагогов готовности к организации гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
2) определение показателей уровней готовности педагогов к организации гражданско-патриотического воспитания детей.
В результате были обозначены две группы критериев: субъектная позиция педагогов к организации направлений и целевых ориентиров гражданско-патри-отического воспитания дошкольников и сформированный уровень готовности педагогов к осуществлению этой деятельности.
Следует отметить, что значимыми приоритетами субъектной позиции педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников выступают:
1) профессиональная компетентность: знания, умения, навыки, готовность к реализации гражданско-патриотического воспитания при формировании ценностного отношения педагогов к своей профессиональной деятельности, в основе которой положены механизмы саморазвития;
2) личностная значимость организации гражданско-патриотического воспитания, его результативность при интеграции, координации общей цели развития всех субъектов образовательного процесса;
3) креативная составляющая: творческое и активное участие в граждан-ско-патриотическом воспитании, конкретизация методов, форм и средств деятельности, рефлексивная активность в оценке ее результатов.
На констатирующем этапе исследования были выявлены типичные затруднения педагогов в организации гражданско-патриотического воспитания детей на основе самооценки профессиональных дефицитов (табл. 2).
В табл. 2 представлены показатели готовности, по которым выявлены наиболее типичные затруднения педагогов при организации гражданско-патриотиче-ского воспитания детей в условиях ДОО. Данные результаты свидетельствуют о том, что у педагогов недостаточно сформированы мотивационно-ценностный, научно-методический и деятельностный компоненты профессиональной компетентности в процессе организации гражданско-патриотического воспитания детей.
На основании выявленных затруднений и изученных дефицитов в организации гражданско-патриотического воспитания детей нами была определена
Таблица 2
Результаты выявленных затруднений педагогов в организации гражданско-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста
Показатели готовности Кол-во педагогов, испытывающих затруднения (в %)
Понимание термина «гражданско-патриотическое воспитание» 59,6
Знания в области российской культуры и ее традиций 92
Интерес к теоретическим и практическим проблемам организации гражданско-патриотического воспитания детей 77,4
Понимание задач гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, умение их формулировать в процессе планирования и разработки мероприятий 82,2
Умение планировать детские виды деятельности, мероприятия-события в гражданско-патриотическом воспитании с привлечением семей воспитанников и социальных партнеров 66,1
Умение организовывать виды деятельности, разрабатывать проекты гражданско-патриотической направленности 71
Умение вовлекать родителей воспитанников в организацию гражданско-патриотического воспитания детей 51,6
Владение инновационными технологиями гражданско-патриотического воспитания детей 67,7
Популяризация знаний в области гражданско-патриотического воспитания дошкольников среди родителей 85,5
необходимость в разработке содержания методического сопровождения деятельности педагогов ДОО, способствующего совершенствованию воспитательно-образовательного процесса в данном направлении, и создана его структурно-функциональная модель (далее - модель).
Модель включает взаимосвязанные элементы: цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, результат (рис. 1).
Уточним сущность содержания понятия «модель». Г. Клаус определяет модель как «отображение фактов, вещей и отношений конкретной области знаний в виде более простой, более наглядной материальной структуры» [7]. В.А. Што-ффом под моделью понимается «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что изучение модели дает новую информацию об объекте» [8].
Рис. 1 Моделыметодическогосдпровджддния гражданско-патриотическоговоспитания детей дошколнаого вдвданда и дяловрпс ДОО
Анализ изменившихся социально-культурных условий, миссии, цели и задач ДОО на современном этапе создает возможность систематизировать, конкретизировать и использовать в сконструированной модели все ценное, что имеет место в дошкольной образовательной практике.
На основе сконструированной модели была разработана технология методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания детей в условиях ДОО (далее - Технология), которая является её содержательным дополнением (рис. 2).
Образовательную технологию вслед Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, ПН. Шибановой мы понимаем как процессную систему совместной деятельности воспитанников и педагога по проектированию (планированию, организации, ориентированию и корректированию) воспитательно-образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при организации гражданско-патриотического воспитания [9].
Представленная технология в основе содержит взаимосвязанное сочетание цели, направлений, традиционных и инновационных форм методического сопровождения деятельности педагогов при организации граж-данско-патриотического воспитания, результата.
В течение 2023-2024 учебного года осуществлялась апробация разработанных Модели и Технологии в педагогических коллективах ДОО. Для педагогов были подготовлены и проведены обучающие семинары-практикумы и образовательные эдутоны: «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе патриотического воспитания дошкольников», «Как воспитать патриота», «Маленький патриот», «Я живу в России», «Я - гражданин России», «Традиции и ценности моей семьи»; разработана серия консалтинговых мероприятий, которые подробно освещали содержание гражданско-патриотического воспитания, тематика которых была продиктована запросами педагогов и выявленными затруднениями в работе с детьми; педагоги приняли участие в марафоне «Пин-код успешности: открытое пространство гражданско-патрио-тического воспитания детей»; проводились виртуальные экскурсии в Исторический парк «Россия - моя история» г. Новосибирска; организован конкурс «Театр русского костюма».
Воспитательно-образовательная составляющая данных мероприятий-событий в структуре методического сопровождения организации гражданско-патрио-тического воспитания - важный сегмент формирования опыта практической, познавательной, творческой деятельности всех участников образовательных отношений.
На контрольном этапе эксперимента для определения показателей уровня готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания детей нами было проведено повторное исследование по выявлению уровней их готовности к данному виду деятельности с учетом действия сконструированных Модели и Технологии.
При апробации разработанных Модели и Технологии мы уточнили шкалу, определяющую уровни готовности педагогов к организации гражданско-патриотического воспитания детей, включающую оптимальный, допустимый, критический уровни (табл. 3).
Критический уровень Недостаточно понимает свою ответственность при организации гражданско-патриотического воспитания, трансляции исторической памяти своего народа; отличается пассивной позицией к воспитанию патриотических чувств у дошкольников; недостаточно использует региональный компонент в видах детской деятельности; неспособен самостоятельно разработать программы и адаптировать имеющиеся технологии по гражданско-патриотическому воспитанию
Теоретическая готовность
Оптимальный уровень Имеет необходимые психолого-педагогические знания на профессиональном уровне; творчески и активно их реализует при реализации детских видов деятельности, ориентированных на достижение результата; осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач гражданско-патриотического воспитания в зависимости от конкретных условий; умеет находить и выделять необходимую информацию при ознакомлении детей с историческим прошлым, известными людьми России, героями Отечества
Допустимый уровень Имеет поверхностные знания при организации данного вида деятельности, хаотично реализует их в воспитательно-образовательной деятельности; не умеет проектировать технологии гражданско-патриотического воспитания.
Критический уровень Имеющихся знаний недостаточно для комплексной организации гражданско-патриотического воспитания; не умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели гражданско-патриотического воспитания; слабое знание сущности гражданско-патриотического воспитания, его целеполагания, задач
Деятельностная готовность
Оптимальный уровень Творчески руководит деятельностью в детском коллективе; реализует новшества в образовательном пространстве с учетом индивидуально-личностного развития детей; качественно осуществляет ресурсное обеспечение гражданско-патриотического воспитания (дидактическое, методическое, информационное); активно реализует специфические виды детской деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания; использует творческий подход в организации гражданско-патриотического воспитания
Допустимый уровень В практической деятельности проявляет профессиональную осознанность гражданско-патриотического воспитания, но использует традиционные методы его организации; не регулирует и не корректирует пробелы и недостатки данного вида деятельности; не использует инновационные, авторские методики, ориентированные на процесс гражданско-патриотического воспитания
Критический уровень Педагогические действия профессионально не осознаются; гражданско-патриотическое воспитание реализуется бессистемно, в работе отсутствует целенаправленность и комплексность педагогических действий; на недостаточном уровне проявляется взаимодействие с семьями воспитанников
Рис. 2.Технология методическогосопровождения гражданско-патриотического воспитания детейдошкольноговозраставусловияхДОО
Таблица 3
Шкала определения уровня готовностипедагоговк организации гражданско-патриотическоговоспитания детей дошкольного возраста
В ходе апробации сконструированных Модели и Технологии было уточнено содержание ролевой направленности в деятельности методиста (старшего воспитателя) в организации гражданско-патриотического воспитания детей с целью осуществления его целенаправленности, взаимодополняемости, комплексности и продуктивности (табл. 4).
На итоговом этапе эксперимента отмечается положительная динамика действия сконструированных Модели и Технологии: выделяется повышение уровней готовности педагогов к более качественной организации гражданско-патриоти-ческого воспитания детей (рис. 3); значительно повысился мотивационный компонент уровня готовности педагогов к организации гражданско-патриотического воспитания.
Анализ результатов, представленных на рис. 3, свидетельствует, что значительно снизился критический уровень готовности педагогов в организации граж-данско-патриотического воспитания детей: если на констатирующем этапе этот уровень был зафиксирован у 47 педагогов, то на контрольном этапе он выявлен у 7 респондентов.
На протяжении истории Российского государства содержание понятия «патриотизм» менялось; каждый период его развития оставлял потомкам свое ценностное наследие. В настоящий период одна из трудностей организации граж-
Мотивационная готовность
Оптимальный уровень Убежден в необходимости организации гражданско-па-триотического воспитания; имеет активную жизненную гражданскую позицию; любит свою Родину; знаком с историей и культурой своего народа; постоянно находится в поиске новых идей, творческих разработок в решении задач гражданско-патриотического воспитания; способен самостоятельно разработать программы и адаптировать имеющиеся технологии по гражданско-патриотическому воспитанию; владеет навыками педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса гражданско-патриотического воспитания
Допустимый уровень Актуализирует вопросы гражданско-патриотического воспитания, но в этом участвует неактивно; повышает свои знания и умения в данном направлении; мотивирован к обогащению знаний о российской культуре, ее традициях, но они используются нерегулярно и не в полном объеме; недостаточно владеет навыками педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса гражданско-патриотического воспитания
Таблица 4
Содержание ролевой направленности деятельности методиста (старшего воспитателя) в организации гражданско-патриотического воспитания детей
Цель С^ядни
Фасилитатор Организовать работу в микрогруппе, группе по достижению поставленной цели гражданско-патриотического воспитания Предоставление методических средств, с помощью которых педагог находит реше-ьгепдидзaимoеeüдтгикcкoккeгaми иpчеутаaтспвпкoвecœ-paидoнcзo-ьaтвпе-тического воспитания
Консультант Помочь педагогу в осуществлении инновационных изменений в сфере гражданско-патриотического воспитания Советы,о-кирerдaции,виaгиcст ькь,pыя¡оlcпгe еыичнет зэтиуднен инв оргвти-а-ции гражданско-патриотического воспитания
Коуч Способствовать обновлению содержания образовательного процесса в сфере гражданско-патриотического воспитания ^хими-гна GTOWpçjbMl екьcтаиьикcцеаи; гоаУо-онвлиз пгaепдoсти; оptiono-ЬЧзpьKoтвкьмуиaидoв язйсткиB;еill- pтввмжДетнпкeгcтваKгнpчвкcœ грщмон-ытo-сaтaвoтьтecаoroвocкнтькия
Тьютор Создавать локальную образовательную среду для самостоятельного получения педагогом знаний, умений в процессе организации гражданско-патриотического воспитания ПoмиаУкси органы аци ивиючдaезcкo Bae-тeльиеpтс,l-лагтaоныpпьaктие опраде-ление целей и задач, плана действий, анализ результатов работы. Консультирование, пoодерпкь,вoздaнгккcпо вкУдaсккo рчествн.ибзнеиади нфдaмaцpт,уoвоты, работа с периодическими профессиональными изданиями, интернет-ресурсами
Тренер Обеспечить контакт в микрогруппе; помочь педагогу обосновать свои цели и способы их достижения в процессе граждан-ско-патриотического воспитания Tьтдскoиюкиe матиоаг-всляабесаетлнюр ьобплт-истр, гиМгости и вacкютивноотн организации гражданско-патриотического воспитания.
Модератор Организовывать работу в группе и направлять ее к достижению поставленной цели Фотли-ч-ниио ьппlpькиopкьcгнаaдaтельинпо. жеoraщeииeинpимeгeнргввдага-гического опыта в нестандартных ситуациях. Саморазвитие профессиональной де-яоeггоезки. Baпючьдьoетв в oиневюкиoзiным пaгввaьы
данско-патриотического воспитания в системе деятельности ДОО заключена именно в том, что это понятие требует очеред ногопиреьтмысления
Понимание нами гражданско-патриотичеоксговрсьтрынлявевнтсьстедая-ной статьи включает специфическую педа ногимоскую деятдоьтнеиь при оередаче подрастающему поколению ценностного отношения к истории, культуре, творчеству, то есть гражданско-патриотическое всодьоедиетнееддвонслдчсговозрас-та выступает базисом ценностно-смысловмтх осанвиежези и.
Задачи организации гражданско-патриотического воспитания традиционно всегда решались в системе деятельности ДОО, но именнолегодия инициир°отся объективная необходимость оптимизироватьрабоедв данномеапенллеачл, едь-лать ее более целенаправленной, содержательной, интересной для всех участников образовательных отношений.
Эффективность организации граждаьокл-пагнаотьчдскогд ьмнеотаниядо-школьников взаимосвязана с личностью д °ляеогнаоссчю педогогн о гоаяоогс субъекта гражданско-патриотического тво кчдтгеа.
Личность педагога - значимый фактор формирования личности ребёнка на этапе дошкольного детства. В профессионально-педагогической деятельности педагог наглядно транслирует усвоенные им ценностные отношения и ориентации, модели поведения.
Именно поэтому педагоги должны владеть ио временными образовательными технологиями, коммуникативной, рефлексивной культурой, заниматься непрерывным самообразованием, избегать стереоти пов профессионального мышления и поведения, развивать самодиагностику и самоконтроль профессиональной деятельности с целью моделирования особого культурного образовательного пространства, где полноценными субъектами являются не только взрослые (родители, педагоги), но и дети.
Перспективы дальнейших исследований соязаны с разработкой проблем ценностных основ организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, дальнейшего совершенствования профессиональвых компетенций педагогов дошкольного образования при организации данного вв°а деятельности, разработке дифференцированной программы устранения профессиональных дефицитов педагогов. (доипослевнедрения Модели иТехнологии)
Библиографический список
1. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г № 1028. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
2. Богославец Л.П Воспитание патриотизма у детей в системе деятельности дошкольного образовательного учреждения. «...И помнит мир спасенный»: система образования, как залог победы советского народа в Великой Отечественной войне: сборник научных работ Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы. Уфа: Башкирскийгосударственныйпедагогическийуниверситетим. М.Акмуллы,2020: 117-121.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическоепособие.Москва:Сфера,2010.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024. Available at: https://urait.ru/bcode/541416
5. Зеер Э.Ф. Психология профессиональногоразвития: учебноепособиедлявузов.Москва:ИздательствоЮрайт, 2024. Availableat: https://urait.ru/bcode/541417
6. Битянова М.Р Организация психологическойработы в школе.Москва:Совершенство,1998.
7. Клаус П Кибернетика и философия.Москва:Издательствоиностраннойлитературы,1963.
8. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва: Наука, 1996.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова П.Н. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2005.
References
1. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya RF ot 25 noyabrya 2022 g. № 1028. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/
2. Bogoslavec L.G. Vospitanie patriotizma u detej v sisteme deyatel'nosti doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. '...I pomnit mir spasennyj": sistema obrazovaniya, kak zalog pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik nauchnyh rabot Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 75-letiyu Pobedy. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully, 2020: 117-121.
ОпдомолледЬ Доиундомдш КсодочтнаоЬ
■ КоендодосующоЬ этчл
■ КоедсоллеыЬ эдчс
Рис. 3. Сравнительный анализ уровня готовности педагогов к организации гражданско-патриотического воспитания детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
3. Mahaneva M.D. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov: metodicheskoe posobie. Moskva: Sfera, 2010.
4. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2024. Available at: https://urait.ru/bcode/541416
5. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo razvitiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2024. Available at: https://urait.ru/bcode/541417
6. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskojraboty v shkole. Moskva: Sovershenstvo, 1998.
7. Klaus G. Kibernetika i filosofiya. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1963.
8. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva: Nauka, 1996.
9. Shamova T.I., Davydenko T.M., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2005.
Статья поступила в редакцию 08.07.24
УДК 387
Prokofieva E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Federal Scientific Centre for Psychological and Interdisciplinary Research (Kazan, Russia),
E-mail: elena-kzn@list.ru
Shibankova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, senior researcher, Federal Scientific Centre for Psychological and Interdisciplinary Research
(Kazan, Russia), E-mail: luz7@yandex.ru
DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL WITHIN A UNIVERSITY'S ECOSYSTEM. Improvement of a human capital management system is an urgent problem of modern education. Universities are subject to increasingly high requirements for training specialists for the changing labour market, as it is the educational organisations of higher education that organise the system of professional training of future specialists. In this regard, in the new conditions of higher education development the problem of increasing efficiency of higher education functioning is actualised. In this context, the development of ecosystem approach in higher education is a necessary condition. The role of human capital development in the era of new globalisation, knowledge-based economy and progressive technological development cannot be underestimated. It is mainly due to the creative and adaptive capacity of human capital in bringing about multi-dimensional change and development for the individual, the organisation and the country as a whole. With the rapid development of the economy and society and the constant optimisation of industrial structure, the demand for highly skilled human resources is increasing. Education plays an indispensable role in the economic growth of Russia. Hence, it is very important to study mechanism and principles of human capital development through the educational ecosystem. In recent years, the contradiction between the coordinated development of vocational education in Russia and economic growth has also become apparent, such as the increase of population, the aging of population and the imbalance of population structure. How to enhance human capital development and deepen the transformation of supply-side higher education and improve its quality in universities is of great significance to economic development.
Key words: human capital, development, university, ecosystem approach
Е.Н. Прокофьева, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»,
г. Казань, E-mail: elena-kzn@list.ru
Л.А. Шибанкова, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр., ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»,
г. Казань, E-mail: luz7@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАМКАХ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА
Улучшение системы управления человеческим капиталом является актуальной проблемой современного образования. К университетам предъявляются все более высокие требования по подготовке специалистов для изменяющегося рынка труда, так как именно образовательные организации высшего образования организует систему-профессиональной подготовки будущих специалистов. В связи с этим в новых условиях развития высшего образования актуализируется проблема повышения эффективности функционирования высшей школы. В данном контексте необходимым условием является развитие экосистемного подхода в сфере высшего образования. Роль развития человеческого капитала в эпоху новой глобализации, экономики, основанной на знаниях, и поступательного технологического развития нельзя недооценивать. В основном это связано с творческой и адаптационной способностью человеческого капитала в обеспечении многомерных изменений и развития для человека, организации и страны в целом. С быстрым развитием экономики и общества и постоянной оптимизацией структуры промышленности растет спрос на высококвалифицированные кадры. Образование играет незаменимую роль в экономическом росте России. Следовательно, очень важно изучить механизм и принципы развития человеческого капитала с помощью образовательной экосистемы. В последние годы также проявилось противоречие между скоординированным развитием профессионального образования в России и экономическим ростом, такое как увеличение численности населения, усиление старения населения и дисбаланс структуры населения. То, как повысить уровень развития человеческого капитала и углубить трансформацию высшего образования в сфере предложения и улучшить его качество в университетах, имеет большое значение для экономического развития.
Ключевые слова: человеческий капитал, развитие, университет, экосистемный подход
Существуют теоретические исследования, касающиеся выявления степени важности человеческого капитала для развития нации. В глобальном масштабе страны с высоким индексом человеческого развития главным образом обусловленным образованием также имеют высокий уровень экономического развития, измеряемый доходом на душу населения [1, с. 414].
Серьезным оправданием поддержки развития человеческого капитала является его вклад в устойчивый экономический рост как ключевой фактор развития. В частности, существует веский аргумент в пользу того, что без адекватных инвестиций в человеческий капитал развитие становится всего лишь желанием, а не реальностью. Это поясняет важность и центральное место инвестиций в образование. Инвестиции в экосистему образования приносят пользу обществу, поскольку они оправданы в свете их вероятной отдачи в виде экономического роста.
Цель статьи - изучить механизм и принципы развития человеческого капитала в рамках экосистемы университета.
Задачи статьи:
- определение значимости развития человеческого капитала;
- анализ влияния экосистемы университета на развитие человеческого капитала.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изучения влияния развития экосистемного образования на уровень развития человеческого капитала в данной статье объединены теории развития человеческого капитала и оценка значения экосистемы университета в направлении развития человеческого капитала.
Теоретическая значимость статьи состоит в изучении теорий развития человеческого капитала, а также инструментов влияния экосистемы образования на человеческий капитал.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение данной темы позволит оценить результаты влияния экосистемы университета на уровень развития человеческого капитала.
Основой исследования явилось теоретическое изучение механизма и принципов развития человеческого капитала в рамках экосистемы университета и определение влияния образовательной экосистемы на результаты развития человеческого капитала.
В процессе исследования использовались теоретические методы: анализ научных трудов, обобщение, сравнение, систематизация полученных результатов.
Развитие государственного устройства и углубление реформ в направлении демократии, а также строительство общественных отношений, выделенные в стратегическом плане действий России, занимают центральное место в обеспечении социального прогресса. С этой точки зрения привлечение и использование человеческих ресурсов, то есть усиление подготовки специалистов, способных адаптироваться к современным условиям, становится критически важным.
Инновационные подходы в высшем образовании, которые включают в себя повышение уровня развития человеческого капитала, влияют на репутацию учебных заведений на национальном и международном уровнях, определяя их место в глобальном образовательном и научном сообществе.