Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение финансового оздоровления организации на основе управления денежными потоками'

Организационно-методическое обеспечение финансового оздоровления организации на основе управления денежными потоками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL RECOVERY / CASH FLOWS / MANAGEMENT / FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Оксана Григорьевна

В статье автором предложена схема проведения мониторинга и анализа обязательств в организационной структуре финансового оздоровления предприятия с выделением субъектов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROVISION OF FINANCIAL REHABILITATION OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF CASH FLOW MANAGEMENT

In the article the author suggests a scheme of monitoring and analysis of the obligations in the organizational structure of financial improvement of the enterprise with the release of the subjects of management.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение финансового оздоровления организации на основе управления денежными потоками»

является предоставление такой дополнительной услуги, как хранение на складе той части оплаченной клиентом продукции, которую он не в состоянии на момент покупки разместить на своих складских площадях. Эта услуга может побудить существующих клиентов повысить объем закупок продукции, так как в результате анализа было выявлено, что одним из факторов, влияющих на объем закупок, является наличие возможности хранения продукции, купленной у организации. Важным маркетинговым преимуществом здесь будет являться тот факт, что услуги по хранению части оплаченной продукции будет оказывать на безвозмездной основе. Никаких дополнительных затрат завод в данном случае не несет, так как затраты, связанные с хранением продукции на заводском складе пропорционально распределяются по всему объему произведенной продукции и тем самым включаются в цену потребления. Естественно, что здесь условная организация отказывается от возможных дополнительных доходов, которые можно было бы получить за хранение оплаченной продукции.

Рассрочка платежа является мероприятием стимулирования сбыта и для существующих клиентов. При этом все результаты остаются такими же, как и для новых клиентов.

Все вышеупомянутые мероприятия способствуют одной и той же цели - реализации продукции. Внедрение каждого из рекомендуемых предложений по управлению сбытом имеет свои достоинства и недостатки, опи-

санные выше. Для повышения эффективности деятельности целесообразно будет остановиться на том из мероприятий, чьи достоинства принесут наибольший эффект как с экономической точки зрения, так и с точки зрения создания стратегических маркетинговых преимуществ. Очевидно, что таким мероприятием является использование смешанного канала распределения продукции при ее сбыте, так как помимо экономического эффекта, ориентированного на получение прибыли, условная организация получает самое главное - нового клиента. К тому же, только это мероприятие дает стопроцентную гарантию реализации товара и получения денежных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии [Текст]/ Г. Асель. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 804 с.

2. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность [Текст]/ В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2007. - 224 с.

3. Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст]/ В.В. Годин. - М.: Мастерство, 2010. - 240 с.

4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика [Текст]/ З.П. Румянцева. -М.:ИНФРА-М, 2006. - 304 с.

5. Уткин Э.А. Маркетинг [Текст]/ Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2010. - 320 с.

6. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха [Текст]/ Х. Хершген. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 334 с.

OPTIMIZATION OF PLANNING AND MARKETING ORGANIZATION

© 2013

E.G. Velikaya, PhD, CEO Ltd. "Lady Doctor" Moscow Finance and Law University, Moscow (Russia) V.V. Churko, leading expert, graduate student of the Moscow Finance and Law University

FSUE "Protection" the Russian Interior Ministry, Moscow (Russia)

Annotation: This article describes approaches to creating marketing systems that can provide organizations with a high level of efficiency and adaptability in the market. In addition the proposed approaches to the creation of marketing systems are able to provide integrative in its overall management of the organization and provide a synergistic effect and the evolution of the marketing system .

Keywords: distribution system, consumer preferences, Sales, marketing activities, marketing information system, market dynamics, consumer preferences, responsibilities, intensification of cooperation, restructuring activities.

УДК 336.64

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ

© 2013

О.Г. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье автором предложена схема проведения мониторинга и анализа обязательств в организационной структуре финансового оздоровления предприятия с выделением субъектов управления.

Ключевые слова: финансовое оздоровление; денежные потоки; управление; финансовый менеджмент.

Ухудшение финансового состояния организации является, в частности, результатом отсутствия у него

эффективных экономических инструментов антикризисного финансового управления, основанных на разработке программ, позволяющих отслеживать динамику финансовых показателей, рационализировать учетную политику.

При выходе предприятия из кризиса необходима эффективная и логически выстроенная схема формирования механизма антикризисного финансового управления предприятием, включающего в себя основные принципы и инструменты. Данный механизм несет системный подход, позволяющий воссоздать из частей целое. Одной из таких частей является управление денежными потоками в условиях финансового оздоровления предприятия, основанное на разработке определенного антикризисного механизма и разработанного инструментария, но не противоречащее основным принципам антикризисного финансового управления в целом.

Современный этап экономического развития страны

характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях, что в свою очередь непосредственно влияет на увеличение непогашенных обязательств (просроченной кредиторской задолженности). Поэтому мы считаем, что одной из важнейших задач управления денежными потоками в условиях финансового оздоровления является эффективный менеджмент именно обязательствами предприятия.

Каждое предприятие имеет свою организационную структуру, которая обладает своими специфическими особенностями. Однако можно выделить и общие черты управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия, которые характерны для любого хозяйствующего субъекта. Управление обязательствами предприятия является одной из подсистем общей организационной структуры антикризисного финансового управления. Данная подсистема представляет собой единство управляемой (объект) и управляющей (субъекты) структур.

Инструментом воздействия субъекта (институциональная структура управления обязательствами предприятия) на объект (обязательства предприятия) для достижения конечных целей (оптимизации уровня обязательств предприятия) служит механизм антикризисного финансового управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия.

В состав институциональной подсистемы антикризисного финансового управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия входят структуры, вовлеченные в процесс регулирования обязательств предприятия, с определенными функциями, которые они выполняют, и ответственностью, которую несут. К ним относятся: собственники предприятия, руководство предприятия, отдел мониторинга и анализа обязательствами предприятия [1].

Под механизмом управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия нами понимается совокупность методов, рычагов, уровней управления, а также ресурсного, нормативно-правового, информационно-аналитического обеспечения антикризисного управления обязательствами предприятия.

Методами управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия являются: анализ и мониторинг обязательств предприятия, регулирование обязательств предприятия, контроль в сфере антикризисного управления обязательствами предприятия.

Управление обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия охватывает несколько уровней взаимодействия:

- предприятия и его внутренних пользователей (персонал, учредители или акционеры и т.д.);

- предприятия и его внешних пользователей (кредитные учреждения, федеральные и региональные бюджеты, государственные контролирующие органы, покупатели и поставщики и т.д.).

Рычагами антикризисного финансового управления обязательствами предприятия являются:

- мониторинг и анализ обязательств предприятия в организационной структуре антикризисного управления предприятием;

- составление и исполнение бюджета денежных поступлений и выплат (платежного календаря);

- разработка кредитной политики предприятия (политика управления дебиторской задолженностью);

- выработка политики управления кредиторской задолженностью;

- проведение ревизии обязательств предприятия, их реструктуризацию.

Ресурсное обеспечение антикризисного финансового управления обязательствами предприятия включает в себя:

- собственные денежные средства предприятия;

- имущество в собственности предприятия;

- ценные бумаги в распоряжении предприятия;

- привлеченные средства юридических и физических лиц;

- средства финансовых организаций.

Нормативно-правовое обеспечение представляет собой совокупность различных документов, принятых на федеральном и региональном уровнях, а также принятых на предприятии административных и других нормативно-правовых актов, методических разработок.

Информационно-аналитическое обеспечение включает в себя:

- систему оперативных экономических показателей, справочных материалов, принятых на предприятии;

- систематизированную оперативную бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия;

специализированные аналитические программы, используемые в автоматизированном компьютерном учете;

- основные макро- и мезоэкономические показатели;

- сведения о состоянии финансовых рынков;

- результаты мониторинга и анализа обязательств предприятия [2].

Важной составляющей управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия является проведение мониторинга и их анализ.

В связи с этим, нами предложена схема проведения мониторинга и анализа обязательств в организационной структуре финансового оздоровления предприятия с выделением субъектов управления.

Рассмотрим данную схему более подробно:

На первом этапе формируется группа специалистов. В эту группу могут входить сотрудники, как предприятия, так и приглашенные со стороны консультанты. Группа формируется из финансовых аналитиков, экономистов, бухгалтеров, финансовых менеджеров и т.д. Состав группы определяется целью, задачами мониторинга и анализа обязательств предприятия или уже существующей проблемой (например, существующей просроченной задолженностью).

Целью мониторинга и анализа обязательств предприятия является построение заключения о состоянии объекта исследования.

Основными задачами мониторинга и анализа обязательств предприятия являются:

- разработка и последовательность процедур мониторинга и анализа;

- совершенствование, адаптация и разработка методов и приемов мониторинга и анализа;

- выявление изменения уровня обязательств предприятия в результате внутренних и внешних воздействий, его видах, причинах возникновения;

- исследование финансового потенциала предприятия;

- изучение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, его равновесного финансового положения;

- диагностирование, исследование существующих финансовых диспропорций, структурных, обменных, функциональных нарушений, их видов, причин возникновения и др.[3]

На втором этапе осуществляется сбор, накопление, обработка информации, изучение ее динамики.

Третий этап является одним из основных в технологии мониторинга. В его рамках осуществляется комплекс исследований объекта мониторинга, включающий в себя следующие операции:

- изучение и анализ просроченной задолженности с учетом факторов внутренней и внешней среды;

- исследование причин отклонения от нормального финансового состояния; развитие отклонений, их виды; факторы, на это повлиявшие;

- исследование платежеспособности хозяйствующих субъектов дополнительными методами. В ходе проведения исследования информация при необходимости пополняется.

На четвертом этапе происходит формирование предварительного заключения о состоянии обязательств предприятия на основе проведенных ранее исследований.

В рамках пятого этапа осуществляются операции и процедуры, сопровождаемые уточнением, корректировкой дополнительных данных. Проводится предварительная разработка тактики и стратегии поведения.

На шестом этапе осуществляется формирование окончательного финансово-экономического заключения с определенной детализацией выводов. Заключение принимается с учетом взаимодействия предприятия со всеми контрагентами и исходя из их интересов.

Заключительный этап представляет собой процесс разработки планов реализации финансово-экономических решений по результатам проведенного мониторинга и анализа обязательств предприятия.[4]

Применительно к мониторингу и анализу обязательств предприятия под механизмами понимается система мер, нацеленная на укрепление или формирование

финансового контроля, в которую будут входить:

- система санкций;

- система распределения обязанностей по осуществлению контроля;

- источники финансирования (если в этом существует потребность) и т.д.

На данном этапе разрабатываются также схемы рекомендуемых финансовых операций, тактических и стратегических мероприятий в отношении обязательств субъекта хозяйствования.

Для предотвращения появления просроченной задолженности на субъекте хозяйствования необходимо применение таких инструментов управления как финансовый менеджмент, основой которого является финансовое планирование.

В постоянно меняющихся условиях хозяйствования, финансовое планирование все больше приобретает характер аналитического, поскольку производственная система (предприятие) является динамической структурой и находится в непрерывном изменении.

Необходимо спланировать работу таким образом, чтобы в любой момент можно было увидеть состояние обязательств предприятия и суметь принять правильное решение для того, чтобы изменить направление движения денежных потоков, если это необходимо. Большую помощь в этом может оказать эффективный мониторинг и анализ обязательств субъекта хозяйствования, способствующий результативному проведению финансового планирования.[5]

Финансовое планирование начинается с анализа итоговых статистических данных прошлого года и изучения внешней среды. Задача финансового планирования заключается в оптимизации управления движением оборотных средств для поддержания уровня ликвидности и платежеспособности предприятия в заданных параметрах.

В отличие от официального бухгалтерского учета финансовый менеджмент с использованием мониторинга и анализа обязательств позволяет:

- не констатировать факты понесенных потерь и убытков через 1-2 месяца после их свершения, а оперативно управлять денежными потоками предприятия;

- постоянно контролировать прибыльность или убыточность;

- осуществлять управление задолженностью;

- достигать требуемых результатов или, по крайней мере, своевременно предотвращать нежелательное развитие событий.

Финансовое планирование предполагает составление планов, которые пересматриваются ежемесячно. Необходим также специалист по прогнозированию и прогнозному планированию, который должен регулярно составлять данные об объемах обязательств предприятия, а так же формировать планы погашения задолженности предприятия с осуществлением постоянного контроля статей отклонения от плановых показателей.

Финансовый менеджмент - это практический инструмент как текущих, так и стратегических планов. При такой системе руководитель предприятия обладает не только полной информацией о состоянии дел, но и получает от аналитиков варианты решения с указанием последствий. Это дает возможность разрабатывать стратегические бизнес-планы.

Именно в области стратегического планирования находятся основные резервы повышения эффективности деятельности предприятия. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации компании к новым реалиям уже недостаточно, предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не сможет ни усилить свои конкурентные позиции на рынке, ни даже выжить. Применение целостной системы финансового менеджмента и бизнес-планирования в управлении обязательствами компании способствует: 16

- повышению возможности предприятия выполнять все свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и других платежей по мере наступления сроков погашения;

- управлению дебиторскими долгами компании путем составления отчета о дебиторских счетах по периодам просрочек, выявления отрицательных факторов и разработки мероприятий по улучшению позиций организации по работе с долгами;

- определению потребностей в дополнительном источнике денежных средств для погашения обязательств и его привлечения (денежный кредит, инвестор, эмиссия векселей и акций, продажа активов и др.);

- целевому использованию денежных средств - согласно утвержденному графику погашения обязательств;

- обеспечению контроля за исполнением финансовых планов предприятия;

- постоянному осуществлению успешного стратегического планирования обеспечению контроля за исполнением финансовых планов.[6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большую роль в механизме управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия играет разработка кредитной политики организации (политика управления дебиторской задолженностью), поскольку рост объема просроченной дебиторской задолженности непосредственно влияет на увеличение непогашенных обязательств предприятия (просроченной кредиторской задолженности).

Одна и та же кредитная политика предприятия в разных ситуациях может способствовать как предотвращению кризиса, так и ухудшению финансового положения. Например, увеличение продаж в кредит, с одной стороны, расширяет объемы продаж и может привести к улучшению финансовых показателей, а с другой стороны, увеличивает риск неплатежей дебиторов.

Неплатежеспособность предприятия в основном напрямую связана с их слишком мягкой кредитной политикой. В то же время ужесточение предприятием своей кредитной политики может либо привести к снижению продаж и выручки, т.е. ухудшить ее финансовое положение, либо ускорить период погашения дебиторской задолженности, сократить цикл обращения денежных средств.

Выборка кредитной политики полностью зависит от конкретной ситуации. В то же время, изучение технологии управления дебиторской задолженностью и специфических приемов анализа последствий выбора той или иной политики позволяет овладеть инструментарием принятия решений, наметить обязательные этапы формирования партнерских связей.

Кредитная политика фирмы представляет собой комплекс решений ее руководства по следующим вопросам:

1. Объемы продаж и кредит, цены на продукцию.

2. Сроки кредита.

3. Скидки, предоставляемые за быструю оплату продукции.

4. Политика взыскания дебиторской задолженности.

5. Стандарты предприятия для оценки кредитной надежности покупателей.

Данные вопросы невозможно решить обособленно, все они тесно взаимосвязаны, влияют на скорость оборота денежных средств и посредством этого - на эффективность работы и прибыльность предприятия. Однако в методических целях рассмотрим подходы к принятию решений по данным вопросам последовательно:

1. Объемы продаж в кредит и средние сроки кредита, цены на продаваемую в кредит продукцию зависят: от сложившихся в отрасли и регионе условий кредитования покупателей; степени агрессивности предприятия в завоевании рынка; склонности предприятия к риску; налаженности практики применения санкций за просрочку оплаты; срока годности продаваемой продукции; потребительского спроса; кредитного риска (чем выше, тем меньше сроки кредитов); объема закупок (чем он Карельский научный журнал. 2013. № 2

больше, тем и срок кредита может быть больше); конкуренции на рынке (посредством удлинения срока кредита привлекаются новые клиенты); размера банковских процентных ставок (при условии "дорогих" денег поставщик может увеличить цены на товары, принимая во внимание высокие издержки, связанные с наличием дебиторской задолженности).[7]

2. Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату, (например, в течение 10 дней) или предоплату, так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать - дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит. Если предприятие-дебитор может взять в банке кредит дешевле и рассчитаться с кредитором в течение 10 дней, это будет выгоднее, чем пользоваться деньгами кредитора в течение еще 20 дней. Можно считать, что дебиторская задолженность подразделяется на бесплатный коммерческий кредит (в течение действия скидок) и дорогостоящий коммерческий кредит (по окончании льготного периода, в течение последующих 20 дней). Покупатель начинает платить за кредит только после того, как истечет срок действия скидки. Для контроля за состоянием дебиторской задолженности необходимо проводить постоянный мониторинг и анализ соблюдения сроков поступления денежных средств, осуществлять контроль за средним сроком погашения задолженности. Для этих целей возможно построение таблиц, классифицирующих задолженность по срокам и учитывающих дельный вес задолженности каждого вида, сумму и долю безнадежных долгов.

3. Политика взыскания дебиторской задолженности может быть разной. Так называемая мягкая политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций в случае нарушения сроков платежей, предоставление дополнительного льготного периода на определенных условиях. Она может использоваться финансово-устойчивыми, стабильно развивающимися фирмами при проведении агрессивной политики завоевания рынка. Так называемая жесткая политика предполагает строгий контроль за соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника в случае их нарушения. В любом случае для каждого клиента может быть рассчитан предел покупок в кредит - некое подобие кредитной линии для конкретного дебитора.

В то же время следует отметить, что при проведении жесткой политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут не окупиться. Одной из главных составляющих политики взыскания дебиторской задолженности и в целом управления ею в развитых странах является продажа и факторинг дебиторской задолженности. Специализирующиеся на факторинге организации выкупают дебиторскую задолженность у предприятий и взыскивают денежные средства с должников своего клиента в свой доход.

Факторинг целесообразно применять, когда выгода от немедленного поступления денег больше, чем от получения денег в неопределенный срок.

Наличие дебиторской задолженности перед предприятием не должно восприниматься как нормальное явление.

Неисполненные обязательства контрагентов могут быть проданы заинтересованным лицам (в порядке уступки права требования), переоформлены в более перспективные требования и т.п. Наконец, обращение в суд за взысканием задолженности тоже далеко не всегда является столь безнадежным делом.

Вопрос "безнадежной" дебиторской задолженности во многом создается самим же кредитором еще на стадии подготовки и заключения соответствующих договоров. Включение в них условий об обеспечении обяза-

тельств (залога, поручительства, банковской гарантии, оплаты по аккредитиву) способно заблаговременно решить проблему неисполнения обязательств.

4. Стандарты предприятия для оценки кредитной надежности определяют минимально приемлемую надежность предприятия-клиента при выдаче ему коммерческого кредита. Они могут быть различными в зависимости от того, какую (жесткую или мягкую) кредитную политику выберет предприятие. Сбор информации о клиенте и окружающей его среде идет по следующим направлениям: макроэкономические тенденции, условия предоставления коммерческого кредита в отрасли и регионе; финансовое состояние клиента, его платежеспособность, динамика развития его бизнеса; кредитная история клиента, своевременность и полнота выполнения им договоров.

Оценить финансовое состояние клиента в России иногда достаточно сложно, так как у нас нет традиций ознакомления партнеров со своей финансовой отчетностью. Кроме того, в случае финансовых затруднений партнер обычно стремиться скрыть истинное положение вещей. Поэтому большее доверие обычно вызывает финансовая отчетность предприятий, прошедших аудиторскую проверку.

Дебиторская задолженность (коммерческий кредит) может быть оформлена векселем, который повышает ответственность дебитора и фиксирует его обязательство оплатить товар в указанный срок. Дополнительные преимущества векселя - возможность расплатиться по своим долгам (т.е. погасить кредиторскую задолженность) векселем, а также возможность его досрочного учета в банке (дисконтирование векселя). В обоих случаях кредитор получает денежные средства раньше срока платежа, указанного в векселе, хоть и не в полной сумме: вексель дисконтируется в соответствии с номинальным сроком его погашения, величиной ставки дисконта, другими условиями. В зарубежной практике широко используется вексельный кредит-залог векселей, что может быть применимо и у нас.

Еще одним рычагом в механизме управления обязательствами в условиях финансового оздоровления предприятия является выработка политики управления кредиторской задолженностью, которая заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств, входящих в его состав [8-11]. Алгоритм управления кредиторской задолженностью предприятия состоит в следующем:

1) анализ кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2) определение величины и состава кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде;

3) установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности;

4) оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия;

5) обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Управление движением кредиторской задолженности в условиях финансового оздоровления предприятия - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Абсолютные значения дебиторской и кредиторской задолженности необходимы как для прогнозирования притока и оттока средств по каждому из клиентов и виду платежей, так и для комплексной увязки движения средств по срокам. Инструмент, позволяющий сделать это - платежный календарь.

Важное значение должно уделяться необходимости проведения ревизии долгов хозяйствующего субъекта. Поскольку далеко не все предъявляемые на практике требования являются обоснованными, по многим из них

кредиторы могут согласиться на уменьшение суммы требований путем, например, заключения мирного соглашения.

Особого внимания заслуживает задолженность по налогам. Во-первых, здесь существует огромное количество оснований оспорить законность того или иного начисления или санкции. Во-вторых, такая задолженность может быть реструктурирована, вследствие чего часть ее будет списана, а для другой части установлена рассрочка. В-третьих, задолженность по налогам может возникнуть из-за долга перед предприятием со стороны федеральных, региональных или местных органов власти. В данном случае существует возможность проведения взаимозачета. Алгоритм реструктуризации обязательств предприятия можно представить следующим образом:

1) проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;

2) выделение на основе результатов инвентаризации приоритетных направлений реструктуризации;

3) построение финансового плана в форме прогноза движения денежных средств;

4) анализ вариантов реструктуризации и построение оптимального графика погашения кредиторской задолженности;

5) анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями (оптимизация предлагаемых вариантов и выбор схем реструктуризации, приемлемых для кредиторов и предприятия-должника);

6) построение окончательного графика погашения задолженности и документальное оформление достигнутых договоренностей;

7) расчет эффективности проведенной реструктуризации.

Эффективность реструктуризации обязательств предприятия может быть представлена двумя показателями: отношением дисконтированного потока платежей по погашению обязательств к номинальной величине задолженности и отношением фактически выплаченной задолженности к балансовой величине задолженности.

Достижение и поддержание устойчивого функционирования предприятия опирается на мониторинг и анализ его финансово-экономической деятельности. Отслеживание ее индикаторов имеет целью наблюдение динамики располагаемых ресурсов и упреждение негативной тенденции изменения их структуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аюпов А.А., Коваленко О.Г. Направления и методы организации денежных потоков в системе антикризисного финансового управления // Вектор науки ТГУ.

2009. № 3. С. 57-60.

2. Анисимова, Ю.А., Кулагина, Е. А. Управление денежными потоками на предприятии ОАО «КУБЫЙШЕВАЗОТ» / Ю.А. Анисимова, Е.А. Кулагина // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С.5-11.

3. Изместьева О.А. Сущность и понятие финансово-информационной среды коммерческой организации // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4. С. 206 -210.

4. Коваленко О.Г. Совершенствование финансово-экономической деятельности организации на основе управления денежными потоками//Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. -М.: РИОР, 2011.

5. Курилов, К.Ю., Курилова, А.А. Формирование системы ключевых показателей финансового механизма управления [Текст]/К.Ю. Курилов, А.А, Курилова. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева,

2010. -№ 20. -С. 98-103.

6. Коваленко О.Г. Финансовое оздоровление коммерческих организаций на основе управления денежными потоками/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Самарский государственный экономический университет. Тольятти, 2009

7. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности// Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.

8. Макшанова Т.В. Сравнительная характеристика программ выпуска американских и глобальных депозитарных расписок// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -2013.- № 30.- С. 157-165.

9. Гришова И.Ю. Финансовое обеспечение перерабатывающих предприятий в контексте формирования финансовых потоков // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 22-25.

10. Орлов Л.С. Макроэкономические перспективы финансового рынка России // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 25-27.

11. Бутенко В.В. Финансовые стратегии компаний аграрного производства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 16-19.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROVISION OF FINANCIAL REHABILITATION OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF CASH FLOW MANAGEMENT

© 2013

O.G. Kovalenko, candidate of economic sciences, associate professor of the department

«Finance and credit»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In the article the author suggests a scheme of monitoring and analysis of the obligations in the organizational structure of financial improvement of the enterprise with the release of the subjects of management. Keywords: financial recovery; cash flows; management; financial management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.