Научная статья на тему 'Организационно-методические задачи и условия проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра'

Организационно-методические задачи и условия проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУКЦИОН / РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / МЕТОДИКА / НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУКЦИОНА / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Елена Евгеньевна, Суходольская Татьяна Александровна

В последнее время в Российской Федерации идет активное обсуждение вопросов, связанных с проведением аукционов по распределению радиочастотного спектра (РЧС), что соответствует современным требованиям и условиям развития рынка. Сам процесс организации и проведения торгов по распределению РЧС предполагает участие в нем двух сторон. Эффективность проведения аукциона по распределению радиочастотного ресурса, также как и в любой другой сфере деятельности, связана с интересами этих сторон, имеющих прямо противоположные цели. В данном случае: с одной стороны интересами государства, как владельца и главного распорядителя радиочастотного ресурса, стремящегося получить достаточно средств для управления использованием радиочастотного спектра, с другой стороны интересами операторов связи, надеющихся получить наиболее выгодный для себя участок спектра по минимальной цене. Для обеспечения эффективности проведения аукционов необходимо обеспечить баланс интересов государства (аукционера) и пользователей РЧС (покупателей лотов), который зависит от рациональности разработанной процедуры торгов, своевременного решения организационно-методических задач и выявления влияющих факторов. Авторами разработана схема процедуры проведения торгов в форме аукциона по распределению радиочастотного спектра в Российской Федерации, а также определены функции и организационно-методические задачи участников. К основной задаче аукционера относится определение начальной цены аукциона для чего должна быть разработана соответствующая методика. Для покупателя лотов (потенциального пользователя РЧС) необходимо смоделировать результаты своей деятельности при условии приобретения спектра по начальной цене, указанной в извещении о проведении торгов и альтернативных вариантах цены. Авторами также определен ряд экономических, технических и правовых факторов, которые влияют на формирование условий и решение указанных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володина Елена Евгеньевна, Суходольская Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические задачи и условия проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНОВ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Володина Елена Евгеньевна,

к.э.н., доцент, профессор кафедры "Экономика связи" Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия, evolodina@list.ru

Суходольская Татьяна Александровна,

ведущий специалист в области ЭМС, ФГУП НИИР,

Москва, Россия,

sta@niir.ru

Ключевые слова: аукцион, радиочастотный спектр, методика, начальная цена, эффективность аукциона, организационно-методические задачи.

В последнее время в Российской Федерации идет активное обсуждение вопросов, связанных с проведением аукционов по распределению радиочастотного спектра (РЧС), что соответствует современным требованиям и условиям развития рынка. Сам процесс организации и проведения торгов по распределению РЧС предполагает участие в нем двух сторон. Эффективность проведения аукциона по распределению радиочастотного ресурса, также как и в любой другой сфере деятельности, связана с интересами этих сторон, имеющих прямо противоположные цели. В данном случае: с одной стороны - интересами государства, как владельца и главного распорядителя радиочастотного ресурса, стремящегося получить достаточно средств для управления использованием радиочастотного спектра, с другой стороны - интересами операторов связи, надеющихся получить наиболее выгодный для себя участок спектра по минимальной цене. Для обеспечения эффективности проведения аукционов необходимо обеспечить баланс интересов государства (аукционера) и пользователей РЧС (покупателей лотов), который зависит от рациональности разработанной процедуры торгов, своевременного решения организационно-методических задач и выявления влияющих факторов. Авторами разработана схема процедуры проведения торгов в форме аукциона по распределению радиочастотного спектра в Российской Федерации, а также определены функции и организационно-методические задачи участников. К основной задаче аукционера относится определение начальной цены аукциона - для чего должна быть разработана соответствующая методика. Для покупателя лотов (потенциального пользователя РЧС) необходимо смоделировать результаты своей деятельности при условии приобретения спектра по начальной цене, указанной в извещении о проведении торгов и альтернативных вариантах цены. Авторами также определен ряд экономических, технических и правовых факторов, которые влияют на формирование условий и решение указанных задач.

Для цитирования:

Володина Е.Е., Суходольская Т.А. Организационно-методические задачи и условия проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. - 2015. - Том 9. - №8. - С. 75-78.

For citation:

Volodina Е.Е., Sukhodolskaya Т.А. Spectrum auctions' organizational and methodological tasks and requirements. T-Comm. 2015. Vol 9. No.8, рр. 75-78. (in Russian).

В последние два года Администрацией связи РФ активно обсуждаются вопросы проведения аукционов по распределению радиочастотного спектра, что соответствует современным требованиям и условиям рынка. В силу того, что в Российской Федерации опыт по проведению таких аукционов на данный момент отсутствует, основным источником изучения данной проблемы является опыт зарубежных стран.

Сам процесс организации и проведения торгов по распределению РЧС предполагает участие в нем двух сторон. Понятие эффективности проведения аукциона по распределению радиочастотного ресурса, также как и в любой другой сфере деятельности, связано с интересами этих сторон, имеющих прямо противоположные цели. В данном случае: с одной стороны - интересами государства, как владельца и главного распорядителя радиочастотного ресурса, стремящегося получить достаточно средств для управления использованием радиочастотного спектра (РЧС), с другой стороны -интересами операторов связи (потенциальных участников аукциона), надеющихся получить наиболее выгодный для себя участок спектра по минимальной цене.

Для успешного и эффективного проведения аукционов по распределению радиочастотного ресурса важно сбалансировать интересы регулятора (государства) и операторов.

На рис. 1 представлена разработанная авторами схема проведения аукциона по распределению радио-

частотного спектра, в которой авторы раскрыли организационные задачи, стоящие перед его участниками, и условия его проведения.

Государство определяет параметры спектра (в том числе диапазон и объем), которые необходимы для формирования лотов, условия участия в торгах (кто может участвовать, размер задатка), условия проведения торгов (формат аукциона, размер начальной цены, шаг аукциона, правило окончания торгов) [1-2].

Для определения размера начальной цены согласно действующему российскому законодательству должна быть разработана и утверждена методика определения начальной цены предмета аукциона [3].

В международной практике можно выделить несколько подходов, которые могут быть положены в основу такой методики, а именно: метод экономико-математического моделирования, затратный метод и метод сравнительного анализа.

Анализ преимуществ и недостатков указанных подходов на предмет возможности их применения в Российской Федерации, а также предварительно проведенные расчеты позволили авторам сделать вывод, что в российских условиях целесообразно применение затратного подхода, который в ряде случаев определяет размер начальной цены лота аукциона равным величине платы за использование РЧС в течение срока действия лицензии [4].

С

Организация и проведение торгов го распределению РЧС и форме аукциона

Государство

Методика определения начальной цены предмета аукциона £—

Определение полос частот,

которые планируется распределить по результатам _аукциона_

Определение условии участия, проведения аукциона. в том числе начальной иены

Публикация информации об _аукционе_

Организация аукциона

Нет

| Да

1_

Оператор

Информация об аукционе *__

Определение потребности r РЧС, который выставлен на аукцион

Прогнозирование результатов экономической деятельности с учетом начальных и альтернативных условий аукциона

Подача заявок на участие в аукционе от операторов_|

-ш участие в торгах подано5" ! заявки?

Процесс торгов в форме аукциона

от участия в

аукционе

Признание горгов .........сленне в бюджет денежных

несостоявшимися средств от победителя аукциона

1риобретенне лицензии на оказание услуг святи с использованием РЧС

Рисунок 1

T-Comm Том 9. #8-2015

В настоящее время в Российской Федерации для применения предлагаемого подхода существует необходимая методическая база в виде утвержденных нормативно-правовых документов, при разработке которых полагалось, что плата за радиочастотный ресурс должна отражать стоимость прав на его использование [5]. К таким документам относятся Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, утвержденные Постановлением Правительства №171 от 16 марта 2011 г. и Методика установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование РЧС, утвержденная приказом Министерства связи и массовых коммуникаций № 164 от 30 июня 2011 г.

Информацию о начальной цене предмета торгов и других условиях участия в торгах операторы должны получить из официально опубликованного регулятором извещения о проведении аукциона.

Принятие оператором решения об участии в торгах связано с задачей определения потребностей в ресурсе, который выставлен на аукцион и последующей задачей определения финансовых возможностей приобретения необходимого лота. В связи с этим участнику аукциона следует разработать инструментарий моделирования финансовых результатов своей деятельности при различных ценовых условиях приобретения прав на использование спектра. Методическую основу такого инструментария должны составлять научные положения экономико-математического моделирования и теории финансового анализа с целью прогнозирования показателей деятельности оператора, в том числе показателей его финансовой устойчивости и угроз банкротства. Если участие в аукционе вероятнее всего приведет к отрицательным экономическим результатам, то оператору участвовать в торгах не целесообразно.

В случае принятия положительного решения об участии в торгах разработанный инструментарий поможет обеспечить выбор эффективного решения при назначении очередной цены и покупке требуемого лота в ходе торгов. Иными словами - поможет оценить предельную для себя цену приобретения спектра, которая в процессе проведения аукциона может изменяться по сравнению с начальной ценой лота в зависимости от складывающейся ситуации (число оставшихся конкурентов, оставшиеся лоты и т.д.).

При моделировании необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на процесс торгов, которые можно разделить на три группы (рис. 2):

• Экономические;

• Технические;

• Правовые.

• К экономическим относятся такие факторы, как потребность в частотном ресурсе (спрос), платежеспособность и макроэкономические показатели экономики страны (ВВП/ВРП).

К техническим факторам относятся диапазон, технология, срок действия лицензии и разрешения на использо-

вание РЧС, а также территория, где используется спектр. При прогнозировании результатов торгов важно учитывать, что ценность участка спектра (цена, которую он готов предложить) как для самого оператора, так и для его конкурентов может зависеть от того в каких диапазонах у него уже есть спектр, какой объем спектра ему необходим, какие технологии он планирует развивать и т.д.

Факторы, влияющие на процесс торгов

1

• 1 I

Экономические Технические Правовые

Спрос

Платежеспособность Макроэкономические показатели (ВВП/ ВРИ)

Диапазон Технология

Срок действия разрешения на использование РЧС Территория использования

рчс

• ФЗ«Ос&нзп»

• [ 1р£|ВИ !" проведения торгов

• Методика определения начально]! иены

• Прочие Е ¡ПА. регулирующее процесс торгов

Рисунок 2

К правовым факторам относятся положения действующих нормативно-правовых актов, регулирующие как использование радиочастотного спектра, так и процесс организации и проведения торгов: Федеральный закон от 7 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи», Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 480 «О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи» и др.

При разработке условий и правил проведения аукциона для регулятора важно привлечь как можно больше участников. При наличии только одной заявки торги признаются несостоявшимися. Анализ международного опыта показывает, что условия проведения торгов могут оказать сильное влияние на результаты аукциона. Например, при распределении лицензий UMTS в Великобритании и Нидерландах использовался один и тот же тип аукционов. В первом случае он имел огромный успех: в торгах принял участие новый участник рынка, доход от аукциона составил 30 млрд фунтов стерлингов или 650 евро на душу населения. В Нидерландах ситуация была иной: аукцион очень скоро завершился и принес доход в 170 евро на душу населения. Основная разница между указанными аукционами заключается в количестве участников торгов: в Великобритании было четыре игрока, в Нидерландах - пять [6].

Разработанная авторами схема может быть использована при организации торгов в форме аукциона по продаже лицензий на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра, В более ранних публикациях [4] авторами предложено методическое решение по определению начальной цены аукциона, а именно - б качестве базы для определения начальной цены использовать применяемую в РФ методику определения разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. Дальнейшие исследования предполагают разработку методического аппарата для прогнозирования экономической деятельности оператора с учетом участия в аукционах.

T-Comm Vol.9. #8-2015

Литература

1. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Особенности распределения радиочастотного спектра по результатам торгов в форме аукциона за рубежом // Сборник трудов НИИР. - 2013. - №4. - С.18-26.

2. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Классификация и характеристика типов аукционов по продаже радиочастотного спектра // Сборник трудов НИИР. - 2013. - №4. - С. 11-17.

3. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 480 «О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи».

4. Володина Е.Е; Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Международный опыт определения начальной цены предмета аукциона на получение лицензии на использование радиочастотного спектра // Сборник трудов 34-й Международной конференции РАЕН «Мобильный бизнес: перспективы и проблемы развития в России и за рубежом». - Маспаломас (Испания), ноябрь 2013 г.

5. Володина Е.Е,, Кузовкова Т.А., Нарукавников A.B. Возмещение использования радиочастотного спектра как экономический метод эффективного управления ограниченным природным ресурсом // Вестник РАЕН, 2011. - №4. -С.103-108.

6. Eric van Damme UMTS-auctïons in Europe. - 2000.

SPECTRUM AUCTIONS' ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL TASKS

AND REQUIREMENTS

Volodina E.E., professor, Moscow technical university of communications and informatics, Moscow, Russia,

evolodina@list.ru

Sukhodolskaya T.A., senior specialist, Radio research and development institute, Moscow, Russia, sta@niir.ru

Abstract

Recently active discussions of issues connected with spectrum auctions have taken place in Russian Federation. This goes in line with up-to-date market requirements and development conditions. The spectrum auction process involves two parties. The efficiency of spectrum auction is connected with interests of those parties that have opposite aims. From one side the government (auctioneer) as spectrum owner aims to get enough money for spectrum management. From the other side operators (buyer) want to have the most profitable spectrum at minimum price. For spectrum auction to be effective the interests of these two parties need to be balanced. Such balance depends on rationality of developed spectrum auction procedure, timely solved organizational and methodological tasks and requirements connected with auctions and identification of influencing factors. Authors have developed the scheme of spectrum auction procedure for Russian Federation, have identified participants' functions and organizational and methodological tasks. The main task for auctioneer is to define reserve price. For this purpose a methodology should be developed. The buyer needs to model the results of his activity provided that he has bought the spectrum at reserve price and at alternative price variants. Authors have also defined a number of economical, technical and legal factors that influence the solution of defined tasks.

Keywords: auction, spectrum, methodology, reserve price, auction efficiency, organizational and methodological tasks. References

1. Volodina, E Kuzavkova T, Narukavnikov A, 2011, 'Compensation of spectrum usage as economical method of effective limited nature resource management', Vestnik RAEN, pp. 103-108.

2. Volodina E, Devyatkin E, Sukhodolskaya T, 2013, ' International experience in defining reserve price at spectrum auctions', collected papers of 34th international conference of RAEN 'Mobile business: the perspectives and problems of development in Russia and abroad'.

3. Volodina E, Devyatkin E, Sukhodolskaya T, 2013, 'Classification and characteristic of different spectrum auctions', TRUDY NIIR, pp. 18-26.

4. Volodina E, Devyatkin E, Sukhodolskaya T, 2013, 'Specifics of allocating frequency spectrum using auction in different countries', TRUDY NIIR, pp. 11-27.

5. Eric van Damme UMTS-auctions in Europe. 2000.

6. Governmental regulation, 24.05.2014, 480, 'About tenders (auctions and contests) for communication licenses'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.