Исследование методов определения начальной цены аукциона на право пользования радиочастотным спектром
В связи с актуальностью развития рыночных методов регулирования использованием радиочастотного спектра в статье рассмотрены проблемы применения в Российской Федерации методических подходов к определению стартовой цены аукционов, проводимых за рубежом с целью распределения радиочастотного спектра. Выделены несколько подходов к решению данной задачи, применяемых в международной практике, а именно: метод экономико-математического моделирования, затратный метод и метод сравнительного анализа, рассмотрены достоинства и недостатки существующих методов. В соответствии с разработанным алгоритмом проведена апробация метода сравнительного анализа на примере расчета начальной цены лотов на право пользованием РЧС в диапазоне частот 2,5-2,6 ГГц в РФ. Анализ результатов показал, что метод сравнительного анализа может использоваться в России с существенными ограничениями в силу специфики российских условий. Для расчета аукционных цен с применением затратного подхода предложено использовать действующую методику определения платы за РЧС, отражающую расходы администрации на управление спектра. Полученные теоретические выводы и проведенные расчеты могут использоваться при подготовке аукционов по продаже лицензий на оказание услуг с использованием радиочастотного спектра в РФ.
Ключевые слова: аукцион, лот, радиочастотный спектр, начальная цена, подходы к определению стартовой цены, метод экономико-математического моделирования, затратный метод, метод сравнительного анализа, плата за использование РЧС
Девяткин Е.Е.,
начальник лаборатории ФГУП НИИР, к.э.н., [email protected]
Суходольская ТА,
научный сотрудник ФГУП НИИР [email protected]
Введение
Основными принципами, применяемыми в настоящее время за рубежом в сфере регулирования телекоммуникаций, являются: прозрачность процедур, недискриминационность и обеспечение конкуренции. В связи с этим при решении вопросов доступа к спектру и оказания услуг связи используются не административные, а в основном рыночные методы. Так, анализ международного опыта показал, что начиная с 2004 года, регуляторы при распределении лицензий все чаще отдают предпочтение торгам в форме конкурсов и аукционов.
Способы проведения аукционов, используемые регулирующими органами различны в зависимости от того, насколько тот или иной способ соответствует их задачам.
Одним из обязательных условий организации и проведения аукционов является определение начальной (минимальной или стартовой) цены, то есть такой цены, ниже которой лот не может быть продан.
Анализ методов определения стартовой цены
В международной практике можно выделить следующие основные подходы к определению начальной цены лицензии на использование радиочастотного спектра [1]:
• Экономико-математематическое моделирование.
• Сравнительный подход.
• Затратный подход.
Рассмотрим указанные подходы, их достоинства и недостатки.
Экономико-математическое
моделирование.
Данный подход предполагает построение экономико-математических моделей прогнозирования показателей деятельности потенциальных участников. Исходя из прироста прибыли оператора от использования дополнительного спектра, полученного по результатам моделирования доходов и затрат операторов, определяется потенциальная цена, которую готов заплатить оператор за спектр. С помощью этого же значения можно определить верхнюю границу диапазона возможной стартовой цены.
К достоинствам данного метода можно отнести:
• Возможность определить максимальную цену, за которую компания готова получить доступ к спектру.
• Информативность. Данный метод позволяет выявить влияние уровня стартовой цены на количество участвующих в аукционе. А именно, выявить тех участников, которые откажутся от участия в торгах при той или иной стартовой цене. Кроме того метод позволяет определить уровень цены, при котором спектр не будет продан.
Как недостатки следует отметить:
• Трудоемкость разработки экономикоматематических моделей показателей деятель-
ности потенциальных участников для организатора. Бизнес-модели разных пользователей могут существенно отличаться. Эта разница становится особенно значимой, когда речь идет о торгах на технологически-нейтральные лицензии. В этом случае ценность спектра для участника зависит от услуг, которые он планирует оказывать, и технологии, которую он предполагает использовать. Построение бизнес-моделей может усложниться, если планируется участие в торгах новых игроков рынка.
• Неопределенность полученных результатов.
• Сложность в обеспечении прозрачности расчетов, так как большая часть требуемой для построения бизнес-модели информации конфиденциальна.
Использование метода экономико-математического моделирования в Российской Федерации для регулятора затруднительно, так как моделирование доходов/затрат операторов даже для какой-то одной области использования РЧС будет очень трудоемким процессом в связи с размерами ее территории и разницей в уровне экономического состояния и развития отдельных регионов.
Сравнительный псщход.
Данный подход целесообразно применять по мере накопления информации о результатах проведения аукционов в аналогичных условиях.
При применении данного метода проводятся исследования и анализ существующего международного опыта, а именно осуществляется сбор данных о стартовых ценах и результатах
аукционов на частоты в том же диапазоне в других странах и последующая их корректировка для страны, где планируется проведение аукциона. Параметрами приведения данных в сопоставимый вид для различных стран являются социально-экономические и демографические показатели, учитывающие специфику стран, такие как ВВП, численность населения страны и сроки действия лицензий.
Достоинствами этого метода являются:
• Гибкость подхода. Можно использовать разные выборки и методы обработки данных.
• Отсутствие необходимости в получении конфиденциальной информации.
• Учет разных сценариев спроса на лицензии в рамках аукциона.
• Доступность исходных данных. В свободном доступе имеется большое количество эмпирических данных, которые дают возможность оценить стоимость спектра для пользователя и отразить ее в стартовой цене.
К недостаткам анализа существующего опыта относятся:
• Зависимость результата от исходных данных и метода их обработки. Результат зависит от того, за какой промежуток времени, для каких стран и для каких диапазонов взяты исходные данные.
• Наличие множества факторов, влияющих на стоимость спектра в разных странах. Так, на стоимость спектра в том или ином диапазоне влияют численность населения, плот-
ность населения, доходы на душу населения, конкуренция на телекоммуникационном рынке, конкуренция в рамках конкретного аукциона, тип спектра, выставленного на торги, технические условия/ограничения лицензий.
• Необходимость большого объема исходных данных.
Затратный подход
При использовании данного метода стартовая цена устанавливается на уровне затрат регулятора на управление использованием радиочастотного спектра, выставляемого на торги.
Достоинствами затратного административного подхода к определению стартовой цены являются:
• Привлечение большего числа участников. Это связано с тем, что чем меньше стартовая цена, тем больше количество возможных участников. Прирост затрат на управление спектром, который указан в лицензии, определяет нижнюю границу диапазона размера стартовой цены.
• Покрытие затрат регулятора на управление использованием РЧС.
К недостаткам этого метода можно отнести:
• Невысокий доход при низком спросе на выставляемые на торги лоты.
• Возможность сговора между участниками.
• Сложность в получении исходных данных. Из общего массива данных о затратах на управление спектром сложно выделить данные
о затратах в конкретной полосе частот.
• Вероятность того, что реальная стоимость спектра может быть гораздо выше.
Затратный метод определения стартовой цены используется при отсутствии данных о результатах проведения аукционов в аналогичных условиях, что характерно в настоящее время для российского рынка.
В большинстве стран затраты на управление спектром отражает плата за его использование. В таком случае, цену лота на аукционе можно рассчитать как сумму платежей за использование ресурса в период действия лицензии (с учетом дисконтирования), что представлено в формуле (1), а результаты торгов можно рассматривать как авансовое взимание этих платежей.
СЛИЦ = ^|=0ПЕЖ_1Х КДИОО' (11
где сЛиц — стоимость лицензии по результатам аукциона; Т — срок действия лицензии; ПЕЖ (— ежегодная плата оператора за использование РЧС в 1-ом году; КдиСК (— коэффициент дисконтирования. КдиСК (= 1/(1+^, где I — норма дисконта. Указанная информация сведена в табл. 1.
Применение сравнительного подхода для определения цен на аукционах по распределению РЧС в Российской Федерации.
Использование метода сравнительного
Таблица 1
Анализ существующих методов определения начальной цены
Метод Достоинства Недостатки Примечание
Экономико- математическое моделирование Возможность определить максимальную цену, за которую компания готова получить доступ к спектру. Информативность. Существенное различие бизнес-моделей разных пользователей. Трудоемкость разработки бизнес-моделей. Неопределенность результатов. Конфиденциальность исходных данных. Для Российской Федерации в связи с размерами ее территории и разницей в уровне экономического состояния и развития отдельных регионов моделирование доходов/затрат операторов будет очень трудоемким процессом, даже для какой-то одной области использования РЧС.
Затратный подход Привлечение большего числа участников. Покрытие затрат регулятора на управление спектром и проведение торгов. Невысокий доход при низком спросе. Возможность сговора между участниками. Сложность в получении исходных данных. Реальная стоимость спектра может быть гораздо выше. В РФ позволит стимулировать конкуренцию на рынке за счет участия в торгах большего количества компаний, обеспечить покрытие затрат регулятора на управление РЧС и проведение торгов. При использовании данного подхода целесообразно использовать утвержденную законодательством РФ Методику установления размеров разовой и ежегодной платы за использование РЧС.
Сравнительный подход Гибкость подхода. Нет необходимости в получении конфиденциальной информации. Учет разных сценариев спроса. Доступность исходных данных. Зависимость результата от исходных данных (период времени, диапазоны) и метода их обработки. Наличие большого количества факторов, влияющих на стоимость спектра в разных странах. Необходимость большого объема исходных данных. В РФ может использоваться для сравнительной оценки стоимости спектра. Однако при этом важно учитывать специфические условия российского рынка.
Определение удельного показателя, отражающего стоимость 1 МГц спектра в различных странах, С1МГц ,
Корректировка С 1МГц , с учетом разницы платежеспособности населения в ” разных странах, Сввп'т1МГц ,
Корректировка Сввп,т1МГц , с учетом разницы в сроках действия лицензий, выдаваемых в разных странах, СБВПЛ°1МГц ,
Определение среднего арифметического значений стоимости 1 МГц по всему массиву скорректированных исходных данных
том разницы в сроках действия выданных лицензий. В соответствии с ФЗ "О связи", максимальный срок выдачи разрешения на использование частот составляет 10 лет. В тоже время в странах Европы сроки действия выданных на аукционах лицензий составляли от 5 до 20 лет. Приведение стоимости лицензий к одному моменту времени осуществляется дисконтированием.
Учитывая, что первоначальная цена лицензии формируется суммированием платежей за период её действия, из формулы (1) следует, что стоимость лицензии, дающей право использования 1 МГц спектра сроком на Т лет можно определить следующим образом:
СЖ=пеж_[ х мм*) ,
(5)
Определение значения стартовой цены за 1 МГц для Российской
Федерации
Рис. 1. Алгоритм применения сравнительного подхода для определения стартовой цены
анализа в Российской Федерации для определения стартовой цены лотов по продаже блоков 2x5 МГц в диапазоне 2,6 ГГц осуществлено на основе разработанного алгоритма, представленного на рис. 1.
В качестве исходных данных используется информация международной базы данных, а также информация о результатах торгов в разных странах (табл. 2) [2-7].
Ниже приведены описание алгоритма и результаты (табл. 3) определения стартовой цены.
Шаг 1. На основе результатов аукционов, проведенных в разных странах, определяется удельный показатель, который характеризует стоимость 1 МГц спектра в диапазоне 2,6 ГГц на человека (табл. 2) в различных странах. Для этого используется формула:
С,
Ср
1МГц _
^РЧС і Х ^і
(2)
где С,
МГц_/"
■ стоимость 1МГц спектра на чело-
на человека, полученное на шаге 1, корректируется с учетом разницы в платежеспособности населения в Российской Федерации и той страны, опыт которой рассматривается. Корректировка осуществляется с помощью показателя ВВП:
СВВП,Т = С х К
С1МГи_| С1МГц_іх КВВП_І,
(3)
где СВМїї — скорректированное значение стоимости 1 МГц спектра для РФ с учетом разницы в ВВП, евро/МГц/чел; Т — срок действия лицензии, лет; Сщц^ — стоимость 1 МГц спектра на человека, евро/МГц/чел; Кввп і — корректирующий коэффициент, отражающий разницу уровней ВВП в разных странах.
КВВП_І ДВВПРФ/ДВВПІ,
(4)
века в /-ой стране, евро/МГц/чел; Срез ; — стоимость спектра по результатам аукциона в /-ой стране, приведенная к текущему моменту времени с помощью дисконтирования (норма дисконта — 10%), евр°; Срез_/ = СРЕЗ_/ _табл х Киск,
где Срез ; та6л — результат аукциона на момент его проведения; Урчс , — объем спектра, проданного на аукционе в /-ой стране по цене Срез /, МГц; ^ — численность населения /-ой страны, в которой проводился рассматриваемый аукцион, чел.
Шаг 2. Значение стоимости 1МГц спектра
где П^ (— ежегодная плата за использование радиочастотного спектра за ^й год.
Для лицензии сроком на 10 лет:
СВХ = Пеж.х 1/((1+П
(6)
При условии, что значение ежегодной платы не меняется в зависимости от сроков действия лицензии, то ПЕЖ в соответствии с формулами (1) и (5) можно выразить как:
п„
СВ
С1М
п-1 1
(7)
■“(1 +1) ‘
тогда, подставив формулу (7) в (6), получим
-чВВП,10 _ /-чВВП,Т
I
1
,-0(1 + I) <
или
",-° (1+1)'
— СВ
у г
Кд
Кд
(8)
где ДВВПрф — валовой внутренний продукт на
душу населения Российской Федерации, долл.; ДВВП| — валовой внутренний продукт на душу
населения /-ой страны, опыт которой рассматривается, долл.
При определении стартовой цены региональных лицензий в Российской Федерации целесообразно использовать значения внутреннего регионального продукта, так как регионы РФ сильно отличаются по своему экономическому развитию друг от друга.
Шаг 3. Значение стоимости 1 МГц спектра, полученное на шаге 2, корректируется с уче-
где СВ,Мц0; — стоимость 1 МГц спектра на человека для /-ой страны, скорректированная с учетом ВВП и сроков действия лицензий;
С,ВМПІ — скорректированное значение стоимости 1 МГц спектра, полученное по результатам аукциона в /-ой стране, для РФ с учетом разницы в ВВП для лицензии сроком на Т лет, евро/МГц/чел; I — норма дисконта (для России 1=20%).
Шаг 4. Определяется среднее арифметическое значений стоимости 1 МГц спектра для диапазона 2,6 Гц по всему массиву скорректированных исходных данных (табл. 3).
Шаг 5. Полученное значение умножается на численность населения Российской Федерации (региона Российской Федерации).
Таблица 2
Исходные данные для расчета стартовой цены лота 2x5 МГц в диапазоне 2,6 ГГц в РФ
Страна Численность населения, чел. дввп Срок действия Стоимость 1МГц РЧС по
(РРР, долл., 2012г.) лицензии, лет аукциона, евро/М Гц/чел
Австрия 8 462 446 44207,74007 16 0,0249
0,046
Бельгия 11 142 157 39788.3 15 0.045
0,045
Великобритания 63 227 526 36901.17008 20 0.07568
0,0234
0,0233
0,0212
0.0212
0.0232
0.0233
Г ермания 8! 889 839 40901,3556 15 0,0233
0,0233
0,0232
0,0231
0.0217
0,0217
0.0217
0,0217
Дания 5 590 478 42086,10136 20 0,12852
0.0586
Италия 60 917 978 33110,5167 18 0,0594
0,0599
0.0596
0,0241
0,0248
0,0236
Испания 46 217 961 32681,6219 19 0.0245
0,0212
0,0212
0.022
Латвия 2 025 473 20968.56659 15 0.01
Финляндия 5 414 293 38654,64533 20 0,0031
0,1163
Франция 65 696 689 36104,09239 15 0.1036
0.1098
0.0765
Швеция 9516617 43180.19519 15 0.1568
Россия 143 533 000 23500,97892 10
В результате расчетов по указанному алгоритму стартовая цена за национальную лицензию сроком на 10 лет с правом использования 2x5 МГц спектра в диапазоне 2,6 ГГц может составлять примерно 27,8 млн евро, что в пересчете на рубли составит около 1,22 млрд руб.
Следует отметить, что применение сравнительного анализа цен лицензий по результатам аукционов в европейских странах для Российской Федерации является затруднительным, поскольку социально-экономические, географи-
ческие и демографические параметры российского рынка, а также техническое состояние регионов в основном не сопоставимы с зарубежными.
В то же время, при организации аукционов в России для определения стартовых цен на отдельные полосы частот в отдельных регионах результаты сравнительного анализа можно использовать как ориентировочные, требующие уточнения по отдельным параметрам.
Применение затратного подхода для опре-
деления цен на аукционах по распределению РЧС в Российской Федерации.
Проведем расчеты начальной цены лотов на планируемых аукционах в Российской Федерации по продаже блоков 2х5 МГц в диапазоне 2,6 ГГц с использованием затратного метода.
В соответствии с международной практикой данный метод для расчета начальной цены использует величину платы за РЧС, отражающей затраты на управление спектром. В Российской Федерации согласно статье 23 Федерального закона "О связи" разовая плата и ежегодная плата за использование РЧС устанавливается в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот (п.4 ст.23 ФЗ о связи) [8]. Иными словами в основу определения размера такой платы положен затратный подход. В связи с этим в Российской Федерации при проведении торгов в форме аукциона на лицензии на оказание услуг связи для установления стартовой цены целесообразно использовать методику установления размеров разовой и ежегодной платы за использование РЧС [9].
Сумма платежей, которые оператор перечислил бы в государственный бюджет за 10 лет деятельности в рамках лицензии, выданной не по результатам аукциона, а например, на основе конкурса на приведенный момент времени (Пш) составит:
Піо=4о(Прдз_, + Пг>1/((1+1)' ), (9)
где Прдз f Пг t — размер разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. В соответствии с методикой установления размеров разовой и ежегодной платы за использование РЧС и формулой (9) были рассчитаны значения стартовых цен на лицензии по регионам РФ в диапазоне 2,5-2,6 ГГц, которые приведены в табл. 4. Исходя из принципа затратного подхода, следует утверждать, что величины стартовых цен на аукционе должны быть не менее полученных значений.
Сравним оценки начальной цены лотов на аукционах по распределению радиочастотного ресурса в диапазоне 2,5-2,6 ГГц в РФ для технологии подвижной связи стандарта LTE, полученные методом сравнительного анализа и затратного метода (табл. 4).
Из таблицы 4 видно, что в регионах с большой численностью населения размер стартовой цены, полученный методом сравнительного
Результаты расчетов стартовой цены на основе сравнительного подхода (диапазон 2,6 ГГц, РФ)
Страна Год проведения аукциона Коэффициент дисконтирования Удельная стоимость 1 МГц РЧС. свро/МГц/чсл
для приведения к 2013 г. для корректировки с учетом разницы в сроках действия лицензии По итогам аукциона в ¡-ой стране Приведенная к 2013 г. Скорректированная для РФ
С учетом ДВВП С учетом сроков действия лицензии
Австрия 2010 0,7513 5,68 0,0249 0,0187 0,0099 0,0088
Бельгия 2011 0,8264 5,61 0,046 0,0380 0,0225 0,0201
2011 0,8264 5,61 0,045 0,0372 0,0220 0,0197
2011 0,8264 5,61 0,045 0,0372 0,0220 0,0197
Великобритания 2013 1,0000 5,84 0,07568 0,0757 0,0482 0,0415
Германия 2010 0,7513 5,61 0,0234 0,0176 0,0101 0,0091
2010 0,7513 5.61 0.0233 0.0175 0.0101 0.0090
2010 0,7513 5,61 0,0212 0.0159 0.0092 0,0082
2010 0,7513 5,61 0,0212 0.0159 0.0092 0,0082
2010 0,7513 5,61 0,0232 0.0174 0.0100 0,0090
2010 0,7513 5,61 0,0233 0,0175 0.0101 0,0090
2010 0,7513 5,61 0,0233 0,0175 0,0101 0,0090
2010 0,7513 5,61 0,0233 0,0175 0,0101 0,0090
2010 0,7513 5,61 0,0232 0,0174 0,0100 0,0090
2010 0,7513 5,61 0,0231 0,0174 0,0100 0,0089
2010 0,7513 5,61 0,0217 0,0163 0,0094 0,0084
2010 0,7513 5,61 0,0217 0,0163 0,0094 0,0084
2010 0,7513 5,61 0,0217 0,0163 0,0094 0,0084
2010 0,7513 5,61 0,0217 0,0163 0,0094 0,0084
Дания 2010 0,7513 5,84 0,12852 0,0966 0,0539 0,0464
Италия 2011 0,8264 5,77 0,0586 0,0484 0,0344 0,0299
2011 0,8264 5,77 0,0594 0,0491 0,0348 0,0304
2011 0,8264 5,77 0,0599 0,0495 0,0351 0,0306
2011 0,8264 5,77 0,0596 0,0493 0,0350 0,0305
Испания 2011 0,8264 5,81 0,0241 0,0199 0,0143 0,0124
2011 0,8264 5,81 0,0248 0,0205 0,0147 0,0128
2011 0,8264 5,81 0,0236 0,0195 0,0140 0,0121
2011 0,8264 5,81 0,0245 0,0202 0,0146 0,0126
2011 0,8264 5,81 0,0212 0,0175 0,0126 0,0109
2011 0,8264 5,81 0,0212 0,0175 0,0126 0,0109
2011 0,8264 5,81 0,022 0,0182 0,0131 0,0113
Латвия 2012 0,9091 5,61 0,01 0,0091 0,0102 0,0091
Финляндия 2009 0,6830 5,84 0,0031 0,0021 0,0013 0,0011
Франция 2011 0,8264 5,61 0,1163 0,0961 0,0626 0,0561
2011 0,8264 5,61 0,1036 0,0856 0,0557 0,0500
2011 0,8264 5,61 0,1098 0,0907 0,0591 0,0530
2011 0,8264 5,61 0,0765 0,0632 0,0412 0,0369
Швеция 2008 0.6209 5,61 0,1568 0.0974 0.0530 0,0475
Россия 5,03 0.0194
* РРР паритет покупательной способности.
анализа, как правило, превышал размер стартовой цены, полученной затратным методом (табл. 4). Для малонаселенных регионов наблюдается противоположная картина. В то же время суммарная стоимость, полученная в результате расчетов обоими методами, приблизительно одинакова.
Заключение
Таким образом, по результатам анализа альтернативных подходов к определению стартовой цены, относительно возможности их применения в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
Использование метода экономико-математического моделирования является достаточно сложным, так как моделирование доходов/ затрат операторов даже для какой-то одной области использования РЧС будет очень трудоемким процессом в связи с размерами ее территории и разницей в уровне экономического состояния и развития отдельных регионов.
Применение метода сравнительного анализа международного опыта затруднительно, поскольку социально-экономические, геогра-
26
фические и демографические параметры российского рынка, а также техническое состояние регионов не сопоставимы с зарубежными. Тем не менее, его результаты можно использовать как ориентировочные для определения стартовых цен на отдельные полосы частот в отдельных регионах.
Как показало проведенное авторами исследование в качестве методики для определения начальной цены аукциона в РФ целесообразно использовать затратный подход, так как для его применения в настоящее время в России разработана соответствующая нормативноправовая база [8-10]. Кроме того, его использование позволит обеспечить покрытие затрат регулятора на управление радиочастотным спектром.
Литература
1. Liberalising the Future use of900 and 1800spectrum bands// Отчет компании DotEcon для регулятора ComReg: Ireland, 2009. — 276 c.
2. http://databank.worldbank.org/ 01.12.13.
3. Садилова А Аукционы 4G в 2011 году// Радиочастотный спектр, 2012. — №3(21). — С.34-36.
4. Таций А Аукционы. Австралия, Словакия, Чехия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Марокко, Конго, Кения, Южная Африка // Радиочастотный спектр, 2012. — №8(26). — С.32-36.
5. Таций А Аукционы Бразилия, Дания, Румыния, Польша, Норвегия, Ирландия, ОАЭ, Венесуэля, Австралия, Канада, Пакистан, Индия, Япония, Саудовская Аравия // Радиочастотный спектр, 2012. — №7(25). — С.20-27.
6. Хохлачева К. Аукционы. Испания, Швейцария, Бельгия, Австралия, Швеция, Франция // Радиочастотный спектр, 2011. — №4(16). — С.44-48.
7. http://www.gsma.com/spectrum/wp-con-tent/uploads/DigitalDiv'dend/DDtoolkit/auctions-sum-mary.html. //01.12.2013.
8. Федеральный закон №126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи".
9. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций №164 от 30 июня 2011 года "Об утверждении Методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра".
10. Постановление Правительства РФ N 171 от 16.03.2011 (в редакции от 13.11.2013) "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы".
T-Comm #7-2014
Результаты расчета начальной цены блока спектра 2?5МГц в диапазоне 2,5-2,6 ГГц (Российская Федерация), полученные на основе метода сравнительного анализа и затратного метода, руб.
Алтайский край 2 398 751 20 429 202,77 18 172 960,00
Амурская область 816910 6 957 295,71 13 979 200,00
Архангельская область (без АО) 1 159 506 9 875 048,80 13 979 200,00
Астраханская область 1 013 840 8 634 469,74 18 172 960,00
Белгородская область 1 540 985 13 123 952,85 18 172 960,00
Брянская область 1 253 666 10 676 971,86 18 172 960,00
Владимирская область 1 421 742 12 108 407,92 18 172 960,00
Волгоградская область 2 583 002 21 998 394,83 25 162 560,00
Вологодская область 1 196 196 10 187 522,85 18 172 960,00
Воронежская область 2 330 377 19 846 888,76 18 172 960,00
Еврейская автономная область 172 671 1 470 569,84 1 397 920,00
Забайкальский край 1 095 169 9 327 116,31 11 183 360,00
Ивановская область 1 048 961 8 933 581,25 4 193 760,00
Иркутская область 2 422 026 20 627 426,63 25 162 560,00
Кабардино-Балкарская Республика 858 946 7 315 299,50 6 989 600,00
Калининградская область 954 773 8 131 419,73 13 979 200,00
Калужская область 1 005 585 8 564 165,21 13 979 200,00
Камчатский край 320 549 2 729 987,61 5 591 680,00
Карачаево-Черкесская Республика 471 847 4018 532.16 1 397 920,00
Кемеровская область 2 742 450 23 356 349,67 18 172 960,00
Кировская область 1 319 076 11 234 042,66 18 172 960.00
Костромская область 658 906 5 611 638,84 6 989 600,00
Краснодарский край 5 330 181 45 395 019,50 20 968 800,00
Красноярский край 2 846 475 24 242 288,99 20 968 800.00
Курганская область 885 759 7 543 655,10 4 193 760,00
Курская область 1 119 262 9 532 306,75 13 979 200,00
Ленинградская область 1 751 135 14913 716,34 41 937 600,00
Липецкая область 1 162 235 9 898 290,60 6 989 600,00
Магаданская область 152 358 1 297 572,14 2 795 840,00
Москва 11 979 529 102 024 856,68 41 937 600,00
Московская область 7 048 084 60 025 712,19 41 937 600,00
Мурманская область 780 401 6 646 363,16 13 979 200,00
Ненецкий автономный округ 42 789 364 416,80 1 397 920,00
Нижегородская область 3 289 841 28 018 259,86 25 162 560,00
Новгородская область 625 855 5 330 156,69 13 979 200,00
Новосибирская область 2 709 461 23 075 395,55 25 162 560,00
Омская область 1 973 985 16 811 640,65 25 162 560,00
Оренбургская область 2 016 086 17 170 198,03 18 172 960,00
Орловская область 775 826 6 607 399,71 13 979 200,00
Пензенская область 1 368 657 11 656 304,21 18 172 960,00
Пермский край 2 634 461 22 436 650,55 25 162 560,00
Приморский край 1 947 263 16 584 060,07 18 172 960,00
Псковская область 661 507 5 633 790,52 13 979 200,00
Республика Адыгея (Адыгея) 444 403 3 784 802,59 4 193 760,00
Республика Алтай 210 344 1 791 415,71 1 397 920,00
Республика Башкортостан 4 060 957 34 585 546,39 25 162 560,00
Республика Бурятия 971 810 8 276 517.05 13 979 200,00
Республика Дагестан 2 946 035 25 090 201,68 18 172 960,00
Республика Ингушетия 442 255 3 766 508,93 1 397 920,00
Республика Калмыкия 284 140 2 419 906,72 1 397 920,00
Республика Карелия 636 932 5 424 495,07 13 979 200,00
Республика Коми 880 639 7 500 050,11 13 979 200.00
Республика Марий Эл 690 349 5 879 426,29 6 989 600,00
Республика Мордовия 818 566 6 971 399,20 4 193 760,00
Республика Северная Осетия - Алания 706 123 6 013 767,14 4 193 760,00
Субъект Российской Федерации Численность населения региона (по сост. на 01.01.2013) Начальная цена (руб.), рассчитанная на основе:
Сравнительного анализа Затратного подхода
Республика Татарстан (Татарстан) 3 822 038 32 550 768,83 25 162 560,00
Республика Тыва 310 460 2 644 063,64 2 795 840,00
Республика Хакасия 533 025 4 539 560,72 4 193 760,00
Республика Якутия 955 580 8 138 292,63 2 795 840,00
Ростовская область 4 254 613 36 234 837,08 25 162 560,00
Рязанская область 1 144 650 9 748 526,19 6 989 600,00
Самарская область 3 213 289 27 366 297,10 25 162 560,00
Саратовская область 2 503 305 21 319 647,36 18 172 960,00
Санкт-Петербург 5 028 000 42 821 464,80 41 937 600,00
Сахалинская область 493 302 4 201 255,81 13 979 200,00
Свердловская область 4 315 830 36 756 197,78 25 162 560,00
Смоленская область 975 188 8 305 286,12 13 979 200,00
Ставропольский край 2 790 785 23 767 999,53 18 172 960,00
Тамбовская область 1 075 748 9 161 715,42 18 172 960,00
Тверская область 1 334 061 11 361 663,91 18 172 960,00
Томская область 1 064 245 9 063 748,97 18 172 960,00
Тульская область 1 532 436 13 051 144,44 18 172 960,00
Тюменская область (без АО) 1 385 008 11 795 559,13 18 172 960,00
Удмуртская Республика 1 517 692 12 925 575,69 18 172 960,00
Ульяновская область 1 274 487 10 854 295,98 18 172 960,00
Хабаровский край 1 342 083 11 429 984,08 18 172 960,00
Ханты-Мансийский Автономный округ 1 584 063 13 490 830,95 13 979 200,00
Челябинская область 3 485 272 29 682 667,52 25 162 560,00
Чеченская Республика 1 324 767 11 282 510,63 13 979 200,00
Чувашская Республика - Чувашия 1 243 431 10 589 804,45 18 172 960,00
Чукотский автономный округ 50 780 432 472,95 2 795 840,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 541 612 4 612 692,76 2 795 840,00
Ярославская область 1 271 672 10 830 321,76 18 172 960,00
ИТОГО: 143 347 059,00 1 220 829 562,68 1 288 882 240,00
Research of approaches to setting the reserve price at spectrum auctions
Devyatkin E., head of laboratory at the CAEMS FSUE NIIR, Ph.D. in Economics Sukhodolskaya T., science researcher at the CAEMS FSUE NIIR
Abstract
Due to relevance of development of market spectrum management methods article focuses on applying approaches that are used in different countries for setting the reserve price when preparing spectrum auctions in Russian Federation. There are a number of methods defined that are used abroad for solving this task. These are economic modeling, administrative approach and benchmarking. Authors give advantages and disadvantages of existing approaches. Article describes application of benchmarking method for defining the reserve prices for frequencies in 2500-2600 MHz range in Russian Federation according to developed algorithm. The analysis of the results showed that in Russian Federation benchmarking could be applied with restrictions due to country's specific conditions. Authors suggest using the ex'sting methodology of calculating spectrum fees, which reflects the costs of spectrum management, when applying administrative approach to setting the reserve price. Received theoretical conclusions and calculations made can be used when preparing spectrum auctions in Russian Federation.
Keywords: auction, frequency spectrum, reserve price, methods of setting the reserve price, economic modeling, administrative approach, benchmarking.
References
1. Liberalising the Future use of 900 and 1800 spectrum bands Report by DotEcon for ComReg Ireland 2009 276 p.
2. http://databank.worldbank.org/, 01.12.13.
3. Sadilova A. 4G auctions in 2011 / Radiochastotnyi' spektr. №3(21) 2012. pp.34-36.
4. Tacyj A. Auctions Australia, Slovak Republic, Czech Republic, Sweden, Netherlands, UK, Morocco, Congo, Kenya, South Africa / Radiochastotnyj spektr. №8(26) 2012. pp.32-36.
5. Tacyj A Auctions Brazil, Denmark, Romania, Poland, Norway, Ireland, UAE, Venezuela, Australia, Canada, Pakistan, India, Japan, Saudi Arabia / Radiochastotnyj spektr. №7(25) 2012. pp.20-27.
6. Hokhlocheva K. Auctions Spain, Switzerland, Belgium, Australia, Sweden, France / Radiochastotnyj spektr. №4(16) 2011. pp.44-48.
7. hltp://wwwgsma.com/spectrum/wp-content/uploads/DigitalDividend/DDtoolkit/audons-summary.html. 01.12.2013.
8. Federal law №126 07.07.2003 "O svyazi".
9. Prikaz Ministerstva svyazi i massovyh kommunikaciy № 164 june, 30, 2011 "Ob utvergdenii metodiki rascheta razmerov razovoy platy i ejegodnoy platy za ispolzovanie v Rossijskoy Federacii radiochastotnogo spectra" .
10. Postanovlenie Pravitelstva RF № 171 march, 16, 2011 (redakciya 13.11.2013) "Ob ustanovlenii razmerov razovoy platy i ejegodnoy platy za ispolzovanie v Rossijskoy Federacii radiochastotnogo spectra i vzymaniya takoy platy".