Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
654
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА / КОМПЕТЕНЦИИ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ / ФАБРИКА ПРОЦЕССОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / LEAN MANUFACTURING / LEAN HOSPITAL / LEAN COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL / FACTORY PROCESSES / THE EFFECTIVENESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдова Н. С., Мазунина С. Д., Позмогова Н. П.

Бережливое управление в здравоохранении это не только бережливые проекты, это еще и работа на ценностном уровне, а также на уровне формирования системы управления. Мы тренируем в себе целостность видения и работу «под ключ». Рассматривая проекты в бережливом здравоохранении, становится ясно, что мы не только трансформируем рабочее пространство, но и самого человека он становится иным, более целеустремленным, более осознанным. Формируется модель компетенций бережливой личности, которая сложна и включает в себя достаточно большой перечень взаимосвязанных критериев. Прийти к целостному понятию бережливой личности невозможно без определенных знаний и навыков в философии Лин, формирующих особенности бережливого мышления и постоянного личностного роста и его совершенствования (кайдзен). Современным подходом к обучению и успешному применению бережливых технологий на практике является уникальный образовательный формат Фабрика процессов. Эффективность тренингового метода обучения достигает 90% и полностью отражает основное направление в подготовке квалифицированных медицинских кадров практико-ориентированность. Именно на фабрике процессов начинает происходить формирование бережливой личности. Что происходит с личностью посредством реализации бережливых проектов? Прежде всего, приходит понимание, что, применяя методы бережливого производства можно улучшить ситуацию в несколько раз: мы можем повысить качество, сократить время протекания процесса, увеличить производительность труда. Система бережливого производства это работа мотивированных команд на достижение заданных компанией целей и реализации обозначенной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдова Н. С., Мазунина С. Д., Позмогова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ISSUES OF APPLICATION OF LEAN TECHNOLOGIES IN MEDICINE FROM THE POINT OF VIEW OF PERSONNEL MOTIVATION AND TRAINING

Lean management in healthcare doesn’t mean lean projects alone, it also suggests value-based work, as well as management system formation. We develop the skills of holistic vision and turn-key work. When considering projects in lean healthcare, it becomes clear that we are not only rearranging the work place, but are also changing the person himself he becomes more motivated responsible. A model of competencies of a lean person is being formed, which is complex and includes a lot of interrelated criteria. To understand them certain knowledge and skills in Lin philosophy are necessary, which form lean thinking and help in constant personal devepopment (kaizen). A modern approach to training and successful application of lean technologies to practice is Business Process Workshop. The effectiveness of the training teaching method reaches 90% and fully reflects the main goal in the training of skilled medical personnel practical orientation. A lean person is developing. What happens to a person through the implementation of lean projects? First of all, he comes to understanding that using lean manufacturing methods can improve the situation a lot: we can improve the quality, reduce the process time, and increase labor productivity. The lean manufacturing system is the team work motivated to achieve the goals set by the company.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,

ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

УДК 614.2

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

'Давыдова Н.С., 2Мазунина С.Д., 3Позмогова Н.П.

'АО Производственная система Росатом, Москва, Россия (115191, г. Москва, Гамсоновский переулок 5), e-mail: [email protected]

2ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. Карла Маркса, 112), e-mail: [email protected]

3БУЗ УР «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», Ижевск, Россия (426076, г. Ижевск, ул. Свободы, 139), e-mail: [email protected]

Бережливое управление в здравоохранении - это не только бережливые проекты, это еще и работа на ценностном уровне, а также на уровне формирования системы управления. Мы тренируем в себе целостность видения и работу «под ключ». Рассматривая проекты в бережливом здравоохранении, становится ясно, что мы не только трансформируем рабочее пространство, но и самого человека - он становится иным, более целеустремленным, более осознанным. Формируется модель компетенций бережливой личности, которая сложна и включает в себя достаточно большой перечень взаимосвязанных критериев. Прийти к целостному понятию бережливой личности невозможно без определенных знаний и навыков в философии Лин, формирующих особенности бережливого мышления и постоянного личностного роста и его совершенствования (кайдзен). Современным подходом к обучению и успешному применению бережливых технологий на практике является уникальный образовательный формат - Фабрика процессов. Эффективность тренингового метода обучения достигает 90% и полностью отражает основное направление в подготовке квалифицированных медицинских кадров - практико-ориентированность. Именно на фабрике процессов начинает происходить формирование бережливой личности. Что происходит с личностью посредством реализации бережливых проектов? Прежде всего, приходит понимание, что, применяя методы бережливого производства можно улучшить ситуацию в несколько раз: мы можем повысить качество, сократить время протекания процесса, увеличить производительность труда. Система бережливого производства - это работа мотивированных команд на достижение заданных компанией целей и реализации обозначенной миссии.

Ключевые слова: бережливое производство, бережливая поликлиника, компетенции бережливой личности, фабрика процессов, эффективность обучения.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ISSUES OF APPLICATION OF LEAN TECHNOLOGIES IN MEDICINE FROM THE POINT OF VIEW OF PERSONNEL MOTIVATION AND TRAINING

'Davydova N.S., 2Mazunina S.D., 3Pozmogova N.P.

'Rosatom Production System, Moscow, Russia (115191, Moscow, Gamsonovsky Lane., 5), e-mail: [email protected] 2Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: [email protected] 3Republican Medical Information Analytical Center, Izhevsk, Russia (426076, Izhevsk, Freedom St., 139), e-mail: [email protected]

Lean management in healthcare doesn't mean lean projects alone, it also suggests value-based work, as well as management system formation. We develop the skills of holistic vision and turn-key work. When considering projects in lean healthcare, it becomes clear that we are not only rearranging the work place, but are also changing the person himself - he becomes more motivated responsible. A model of competencies of a lean person is being formed, which is complex and includes a lot of interrelated criteria. To understand them certain knowledge and skills in Lin philosophy are necessary, which form lean thinking and help in constant personal devepopment (kaizen). A modern approach to training and successful application of lean technologies to practice is Business Process Workshop. The effectiveness of the training teaching method reaches 90% and fully reflects the main goal in the training of skilled medical personnel - practical orientation. A lean person is developing. What happens to a person through the implementation of lean projects? First of all, he comes to understanding that using lean manufacturing methods can improve the situation a lot: we can improve the quality, reduce the process time, and increase labor productivity. The lean manufacturing system is the team work motivated to achieve the goals set by the company.

Key words: lean manufacturing, lean hospital, lean competence of the individual, factory processes, the effectiveness of training.

Первые шаги внедрения бережливых технологий в социальную сферу в России начались с отрасли здравоохранения, когда в 2016 году в Российской Федерации был запущен пилотный проект «Бережливая поликлиника». В понятие «бережливая поликлиника» вкладывается бережное отношение к персоналу, к имеющимся ресурсам для создания оптимальных, комфортных условий для пациента. Преобразования в первую очередь нацелены на усовершенствование процессов, увеличение эффективности и устранение существующих временных, финансовых и иных потерь.

На входе в любой процесс всегда пациент или сотрудник медицинской организации, их потребности, на выходе поток создания ценности для них. Что сегодня важно и ценно для пациента? Для посетителей поликлиник важно качество и доступность оказания медицинской помощи. В чем ценность внедрения бережливых технологий для сотрудников? Сотрудникам важна безопасность и комфортность работы. И на первоначальном этапе необходимо выявление проблемных участков работы, определение основных процессов, где требуются корректировки. Еще один немаловажный элемент получения обратной связи - лист проблем, через который в свободном режиме дают свои предложения и рекомендации заинтересованные сообщества.

Объективной оценкой существующей организации работы является анализ текущего состояния с применением инструментов бережливых технологий, таких как картирование процесса, выстраивание диаграммы спагетти и др., поиск коренных причин с использованием системы «5 почему», диаграммы Исикавы. В итоге для каждой медицинской организации определяются проекты, по которым ведется целенаправленная работа, определяются цели и выстраиваются мероприятия в системе Ганта.

Так, в ходе реализации первого этапа в пилотных медицинских организациях Удмуртской Республики произошли значительные перемены: изменился облик регистратуры, которая сейчас работает по типу «открытой регистратуры», созданы комфортные зоны ожидания для пациентов в холле регистратуры и в отделении профилактики, выделены отдельные помещения под «картохранилище». Организована работа «СаИ-центра»: теперь на поступающие звонки отвечает отдельный специалист, который не занимается регистрацией пациентов.

Время ожидания очереди в регистратуре сократилось до 2-4 минут, время первого посещения на диспансеризацию сократилось с 4 час. 30 мин. до 1 час. 30 мин. Стоит отметить, что сокращение времени проведения диспансеризации в 2,3 раза стало возможным за счет разделения потоков пациентов; внедрения системы 5S; рациональной маршрутизации пациентов; открытие отделения профилактики с отдельным входом, внедрения в электронной медицинской карте модуля «Диспансеризация», организующий электронный документооборот, что, в свою очередь, позволило исключить перенос бумажных носителей информации пациентов от одного специалиста к другому.

Сократилось время ожидания приема терапевта участкового в 3,1 раза с 25 минут до 8 минут, время ожидания приема педиатра участкового в 2,7 раза с 43 минут до 16,2 минут. В целях оптимизации работы врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового открыты кабинеты неотложной помощи, созданы шаблоны записей приема по нозологиям. Разработан и внедрен алгоритм по разделению функций врача и медицинской сестры. Произведена информатизация рабочих мест. Так, введена электронная медицинская карта, организована возможность формирования медицинских документов по утвержденным формам в электронном виде, в АРМ врача предоставлена возможность записи пациента на повторный прием, на прием к узким специалистам, на диагностические и лабораторные исследования с рабочего места.

Главный результат проделанной работы - повышение удовлетворенности посетителей качеством оказания медицинских услуг и повышение удовлетворенности сотрудников своей работой.

По итогам работы в 2017 году можно говорить о положительных изменениях в работе медучреждений, участвующих в тиражировании.

Основные направления, которые были взяты в работу: оптимизация работы регистратуры; процесса прохождения диспансеризации; оптимизация работы процедурного кабинета; работы кабинета вакци-нопрофилактики; оптимизация работы участковой службы.

В медицинских организациях, прошедших 1 этап внедрения бережливых технологий, процесс не остановился - в 2018 - 2019 годы началась реализация проектов следующего уровня, касающихся управления запасами, обслуживания оборудования, встроенного качества и другие.

Рассмотрим на примере проектной деятельности БУЗ УР «Городская поликлиника №2 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики». На втором этапе один из проектов, который был выбран для реализации это проект «Улучшение эффективности использования лабораторного и диагностического оборудования (ТРМ)». Обоснованием выбора проекта стало неравномерное распределение нагрузки на оборудование, отсутствие четкой системы контроля за проведением ремонтно-предупредительных работ, регламентов работы на оборудовании. И как следствие, низкая производительность оборудования, низкий уровень технического обслуживания, поломки, брак, перепроизводство и соответственно низкая доступность исследований для пациента. Для оценки текущего состояния рассчитали коэффициент эффективности использования оборудования. С целью выявления коренных причин использовали диаграмму Исикавы. В результате для достижения поставленных целей был проведен ряд мероприятий, в том числе составлен регламент технических работ на оборудовании, график ремонтно - предупредительных работ, стандартизированные формы работы на оборудовании. Вместе с тем, требовалось проведение мероприятий по потокам пациентов, логистики направлений на проведение исследований, эргономике пространства кабинетов, по электронному обмену

Вятский медицинский вестник, № 1(65), 2020

информации, начиная с записи пациентов на исследования до передачи результатов. В результате удалось повысить коэффициент эффективности использования оборудования с 66 - 79% до 71 - 100%, повысить доступность исследований для пациентов.

Необходимо отметить целесообразность организации проектной деятельности в медицинских организациях в соответствии с циклом Деминга (PDCA), что дает представление о том, когда и в ка-

кой последовательности нужно применять выработанные в рамках этого подхода инструменты менеджмента бережливых технологий (рис.1). Постоянное повторение PDCA и включение на этапе корректировки цикла SDCA позволяет не только систематизировать работу и достигать намеченных целей, но и улучшать в дальнейшем процессы. И в этом суть развития - постоянно совершенствуясь, мы выходим на другой виток [1].

Рис.1 Процессы организаций управления в проектной деятельности медицинских

Учитывая массовость включения в проект медицинских организаций, выстраивается модель процессов и уровней управления проектной деятельностью. Мы выделяем уровни управления: операционный, оперативный, тактический, стратегический.

У каждого уровня есть свои конкретные задачи, инструменты управления и периодичность контроля.

Вместе тем, выделяем шесть вспомогательных процессов управления:

- управление мотивацией участников процесса;

- управление компетенцией участников процесса;

- управление коммуникациями проекта;

- управление рисками проекта;

- организационная и технологическая поддержка проектной деятельности.

Как показывает практика, при правильно выстроенной проектной деятельности достаточно че-тырёх-пяти месяцев для достижения улучшения процессов. Так, выстроив логистику процесса, создав комфортные условия, исключив временные потери, и таким образом, выстроив удобные условия прохождения диспансеризации, получили организованный поток пациентов, желающих пройти профилактические обследования что способствовало раннему и своевременному выявлению хронических неинфекционных заболеваний (рис.2).

Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека

"Удмуртия. Показатели результатов внедрения критериев БУЗУР «Городская поликлиника №2 МЗУР»

Исходный показатель Целевой показатель "Фактически достигнутый показатель

5

3 3

2

Целевой показатель

4,5

2

1,5

Количество визитов в поликлинику, необходимых Время проведения 1 этапа диспансеризации Количество пересечений потоков при для завершения 1 этапа диспансеризации (часы) прохождении 1 этапа диспансеризации с другими

потоками пациентов

От количественных показателей

К качественным показателям

Отказы пациентов от части мероприятий диспансеризации Удовлетворенность населения прохождением

диспансеризации на основании анкетирования страховыми медицинскими организациями (доля от 567 числа опрошенных)

96 98

259

92

•2017 «2018 ■5мес.2019

'2017 "2018 4мес. 2019

Впервые выявлено заболеваний (в пересчете на один случай диспансеризации)

0,023

0.016

12017 «2018

Рис. 2. Динамика показателей в рамках реализации проекта «Совершенствование процесса диспансеризации

отдельных групп взрослого населения»

Система бережливого производства - это работа мотивированных команд на достижение заданных компанией целей и реализации миссии. Эффективное внедрение принципов бережливого производства в здравоохранении региона возможно при наличии сильной команды. Сотрудники, реализуя проекты и анализируя реальные процессы, вырабатывают решения по повышению их эффективности, совершенствуют свои знания, что служит предпосылкой изменения их мировоззрения. В результате работы в проектной деятельности создается передовая школа лидерства. Лидеры обладают навыками теоретических знаний, которые умеют применять на практике в соответствии с поставленными задачами. В свою очередь в процессе реализации проекта они обучают членов рабочей группы всему спектру инструментария бережливого производства, применяя знания на практике и делегируя отдельные конкретно поставленные задачи каждому сотруднику, таким образом вовлекая в единый процесс весь коллектив. В данном процессе очень важен правильный подход в выборе стиля управления и мышления руководителей таким образом, чтобы приоритетными задачами становилось развитие творческого потенциала сотрудников и рабочих отношений, основанных на доверии.

Только объединенные усилия компетентных специалистов могут дать серьезные результаты.

При этом модель компетенций бережливой личности сложна и включает в себя достаточно большой перечень взаимосвязанных критериев. Прийти к целостному понятию бережливой личности невозможно без определенных знаний и навыков в философии Лин, формирующих особенности бережливого мышления и постоянного личностного роста и его совершенствования (кайдзен).

В современных реалиях нехватки времени, всё возрастающего потока информации, методы обучения в классическом представлении, такие как лекции, опросы, демонстрация, давно уже признаны малоэффективными, а в разрезе качественного образования вносят незначительный вклад в формирование человеческого капитала, являющегося основой развития профессионального общества. Кроме того, значимость активного и эффективного развития новых образовательных технологий является на сегодняшний день стратегическим направлением развития высшего образования в подготовке квалифицированных кадров в соответствии с реализуемыми в стране национальными проектами. Проведенные исследования показывают, что степень освоения необходимых знаний и приобретения навыков зависит от формы обучения - пассивной или активной [2] (рис.3).

Вятский медицинский вестник, № 1(65), 2020

Рис. 3. «Пирамида Обучения». Джиан Майстер «Корпоративный университет», исследование

Национального тренингового центра США

Изучение теории в формате очного обучения является роскошью, как в финансовых, так и временных затратах для организации в современном мире. Нельзя забывать и о развитии дистанционных методов обучения, а также максимальном использовании информационных технологий и геймефикации в образовании. Задача современного преподавателя максимально применять активные методы обучения с вовлечением обучающихся в процесс освоения новых знаний, таких как: метод кейсов, симуляционное обучение, тренинг, подготовка проектов в группах или индивидуально, в том числе на реальных производственных площадках. Такие методы обучения позволяют достичь основной цели образовательных продуктов, а именно максимальное применение полученных навыков на своих рабочих местах. Эффективность вышесказанного составляет более 90% и полностью отражает основное направление в подготовке квалифицированных кадров - практикоориен-тированность. В мировой образовательной практике метод получил название «field and forum», дословно означающее работу в аудитории с последующей реализацией на рабочем месте [3].

Современным подходом к обучению и успешному применению бережливых технологий на практике является уникальный образовательный формат - Фабрика процессов. Что же это такое? Фабрика процессов - это учебная площадка с использованием симуляционно-тренинговых технологий обучения принципам и инструментам бережливого произ-

водства, где каждый участник на практике, осваивая Лин-технологии, приходит к улучшениям предлагаемого процесса, формируя особое Лин-мышление, направленное на повышение эффективности и жизнеспособности как личности, так и организации в целом. Фабрика процессов - это вектор движения в кайдзен-проектах от освоения философии и методологии бережливых технологий до реализации личных проектов на практике. Фабрика процессов - это образец современных практикоориентированных методов образования. Представляя исходно из себя тренинговую площадку, с максимальным практическим контентом (70 и более %) Фабрика процессов позволяет погрузиться в изучаемый процесс, оценить его, найти проблемы и попробовать решить их, провести анализ улучшений, закрепить результат и предложить дальнейшие направления развития организации с применением методов бережливых технологий. Название «фабрика процессов» обозначает образовательное производство или моделирование разнообразных ситуаций от офисной работы до детской поликлиники с возможностью применения практически всех методов бережливости. Каждая фабрика (или по-другому тренинг) состоит из определенного количества раундов (этапов), как правило 3-4. Исходно команда обучающихся получает сложный процесс, перегруженный потерями и разнообразными проблемами. Каждый раунд команда начинает с прохождения процесса самостоятельно выполняя необходимые роли по существующим

правилам и сценариям. За процессом параллельно наблюдают «улучшатели» процесса, с помощью видео и онлайн-хронометража с определением существующих проблем. После этого команде необходимо используя методы бережливых технологий, таких как картирование потока создания ценности, выстраивание диаграммы Ямазуми, формирование схемы передвижений участников процесса, оценка первостепенных 20% причин, формирующих проблему (Парето), выявление коренных причин методом «5 почему» и многих других, провести анализ исходного состояния процесса и определить те цели, которые помогут сделать процесс эффективным и малопроблемным, а самое главное ценным для условного заказчика. Анализ исходного процесса определяет показатели эффективности условной организации, которые мониторируются в Инфоцентре в формате оперативного управления по целям SQDCM. Тренинг формирует в первую очередь управленческие решения и командную работу с целью роста показателей эффективности условной организации.

УМЦ «Фабрика процессов» Кировского меду-ниверситета работает для практического здравоохранения и для подготовки будущих медицинских кадров уже два года. За это время через центр прошло более 900 слушателей из более чем 19 регионов нашей страны. Обязательным условием работы центра является научно-методологические подходы к формированию образовательных продуктов в цепочке подготовки квалифицированных медицинских кадров «студент-ординатор-врач», а также к анализу возможностей влияния Фабрики процессов на трансформацию личности. В ходе наблюдения, анкетирования и проведения тренингов нам удалось получить интересные результаты, связанные с восприятием различных образовательных технологий со стороны наших слушателей. Сотрудниками центра были разработаны анкеты для выявления у слушателей циклов ДПО отношения к разным образовательным форматам и те изменения, которые они получают на Фабрике процессов. В ходе анализа нами были проанкетированы 183 слушателя. Анкетирование проводилось в первый и последний день цикла обучения на Фабрике процессов. Анализ полученных результатов включал в себя описательную статистику количественных и качественных данных. Ведущей формой в последипломном образовательном пространстве оказалось обучение в формате лекций (73,3%) и в формате дистанционного обучения (42%). При этом за последние три года слушатели проходили обучение в формате лекций три и более раз. Обучение по типу тренингов заняло последнее место, составив всего лишь 6,67% в структуре всех форм обучения. По мнению слушателей, до начала обучения на Фабрике процессов наиболее эффективным форматом обучения скорее всего является дистанционный формат (15%) и формат в сочетании лекций с практическими заданиями (18,3%). Формат тренингов был актуален только для 11,7% слушателей. К сожалению, 33,3% опрошенных вообще не смогли ответить на этот вопрос в начале обучения. А на вопрос «знаете ли вы что такое тренинг» 60% ответив «да» уточнили что это собрание, «воспитывание» (именно «воспитывание») и пояснения, и только 36% из них смогли сформулировать понятие тренинг, как искусственные ситуации для отработки различных практических навыков. Понятие

«обучение на фабрике процессов» в целом вызвало затруднение, и лишь 28,3% опрошенных попытались описать эту форму обучения как какой-то практический тренинг. К очному формату обучения как оказалось готовы далеко не все и в целом 48,3% отметили, что было бы неплохо учиться без отрыва от работы, скорее всего в дистанционном формате.

После обучения на Фабрике процессов слушателям циклов было предложено повторное анкетирование с практически однотипными вопросами от исходного блока. Слово «тренинг» и «фабрика процессов» уже не вызвали затруднений, что отразилось в 100% подробном описании этой формы обучения. На повторный вопрос об эффективном формате обучения были получены противоположные результаты - 76,5% пришли к мнению, что тренинги действительно очень интересный и актуальный для них формат обучения (против 11,7% в начале обучения). Большинство (88%) опрошенных отметили эффективность Фабрики процессов и обязательное участие в таких образовательных форматах, а также максимальную полезность для своей практической деятельности (92,3%). Большинство слушателей (98,4%) отметили обязательное прохождение обучения на Фабрике процессов для своих коллективов, пояснив это тем, что такой формат позволяет не просто освоить инструменты Лин-технологий, а переворачивает своё личностное отношение к освоению новых управленческих компетенций и позволяет получить необходимый заряд для успешной и более осмысленной реализации кайдзен-проектов на своих практических площадках.

Именно на фабрике процессов происходит формирование бережливой личности, то есть прежде всего, приходит понимание, что применяя методы бережливого производства можно улучшить ситуацию в несколько раз: мы можем повысить качество, сократить время протекания процесса, увеличить производительность труда. Амбициозная цель устанавливается на уровне «невозможное - возможно». Талант постановки амбициозных целей заключается в снятии ментальных ограничений, в разрушении привычных границ возможного и в убеждении сотрудников в реальности достижения данной цели. Поскольку цель ставится амбициозная, для ее достижения необходимо менять деятельность, применять новые методы и инструменты [4].

Правильная цель заряжает нас энергией, мы готовы свернуть горы. На этапе постановки целей приходится много работать с людьми. Некоторые просто не знают, чего они хотят. Порой они просто устали, и сейчас у них нет ни энергии, ни желания задумываться о целях. Иногда знают, что чего-то хотят, но нет навыка определения конкретной и ясной цели. Часто бывает так, что цель сформулирована, но мы в нее не верим. Или ее должен достичь кто-то другой. На этом этапе крайне важно проговорить идеи и вдохновить команду. Кроме того, цель должна сопровождаться смыслами, то есть за каждой целью должен стоять понятный ответ на вопрос о смыслах.

Через постановку правильных целей рабочее пространство человека наполняется идеей развития, созидающим смыслом, мы помогаем ему ответить на критически важные вопросы смысла жизни и деятельности на работе. Ясность и понимание целей деятельности и самого рабочего процесса позволяет каждому отдельному человеку и командам создавать

Вятский медицинский вестник, № 1(65), 2020

своими действиями новую качественную реальность. В нашем случае работа выступает в качестве способа преображения своей личности и пространства.

Бережливое управление - это не только бережливые проекты, это еще и работа на ценностном уровне, а также на уровне формирования системы управления. Мы тренируем в себе целостность ви-

Характерные черты

дения и работу «под ключ». Рассматривая проекты в бережливом здравоохранении, стало ясно, что мы не только трансформируем рабочее пространство, но и самого человека - он становится иным, более целеустремленным, более осознанным. Основные характерные черты бережливой личности приведены в таблице.

Таблица.

:режливой личности

Характеристики Точка зрения Описание

Миссия. Сила личности Мировоззренческая Осознанность в жизни. Самосознание. Понимание и признание своей миссии. Счастье. Развитие. Созидание. Этика работы и служения обществу. Ощущение себя гражданином мира.

Приверженность ценностям и принципам БП Ценностная Уважение к человеку. Ориентация на создание ценности для клиента. Единая команда. Эффективность. На шаг впереди. Безопасность.

Умение определять и достигать цели Проактивная Уверены, что мы способны что-то изменить и чувствуем важность своих поступков. Амбициозность цели. Видение долгосрочной цели и постоянный кайдзен в тактике. Решение проблем на пути достижения цели. Ориентация на качество и сервис. Инициативность (начинай с себя). Настойчивость в достижении целей.

Проектное, процессное и потоковое мышление Процессная Понимание причин и следствий. Умение видеть поток создания ценности для клиента и управлять им. Аналитическое мышление. Краткосрочность и эффективность проектов. Стремление к завершенности проектов. Кроссфункциональность.

Знание и владение методами бережливого производства Инструментальная Картирование потока создания ценности. Организация рабочего пространства. Стандартизированная работа. Канбан. TPM. SMED и др.

Креативность и инновационность Творческая Гибкость мышления. Способность учиться/разучиваться / переучиваться. Обладать soft skills. Обучение через деятельность. Адаптивность. Умение видеть мир как возможности.

Взаимодействие с людьми Коммуникативная Командное взаимодействие. Мотивация. Эмоциональный интеллект. Согласованные действия с другими людьми. Ведение переговоров.

Эффективность Деятельностная Персональная эффективность. Самоконтроль. Акцент на качество и время протекания процесса. Умение ориентироваться на ценности клиента. Целостное образование и развитие.

Особое внимание уделяется мировоззренческим и ценностным вопросам развития личности, особенностям мышления, а также конкретным навыкам в области методов и инструментов бережливого производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При тиражировании успешных бережливых образцов есть трудности. Прежде всего, хочется взять готовое, и повторить. Бережливое производство - это не готовый рецепт успеха, не список инструкций, который позволяет нам быть более эффективными. Без некоторых умственных усилий, без готовности размышлять над собственным опытом, деятельность по формированию производственной системы вряд ли окажется полезной. Нет, и в данном случае, не может быть готовых рецептов, применимых в любом учреждении образования, есть лишь методы и инструменты, которые

целесообразно применять для решения конкретной проблемы. Применение инструментов ради самих инструментов лишь способствует увеличению отчетности и дискредитирует саму идею бережливого управления. Поэтому каждой организации приходится создавать свою производственную систему на основании уникальных, амбициозных целей развития, которые достигаются посредством решения возникающих на этом пути проблем и препятствий. Без креативного подхода по формированию производственной системы организации не обойтись, как, к примеру, счастливая жизнь - это результат творчества конкретного человека, она не может быть воссоздана по рецепту, должны быть личные усилия и творчество.

Для успешного тиражирования нам необходимы следующие составляющие:

Следование ценностям и принципам;

Понимание целей;

Наличие и следование плану действий;

Наличие ресурсов;

Необходимые знания и навыки;

Материальная и нематериальная мотивация.

Только при соблюдении всех этих условий можно рассчитывать на успех.

В завершении хотелось бы отметить, что основная закономерность бережливых трансформаций - все изменения начинай с себя [4]. Все внешнее является отражением внутреннего состояния. Готов ли человек начать изменения к лучшему с себя? Ответ на этот вопрос не должен ограничиваться словами. Гораздо большее значение имеют новые мысли и новые действия. От изменения привычек - к новому образу мышления и жизни, и в бережливой медицине и в бережливом образовании.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 370 с. [Niv G.R. Prostranstvo doktora Deminga:printsipy postroeniya ustoichivogo biznesa. Moscow: Alpina Business Books; 2005. 370 p. (In Russ.)]

2. Meister J.C. Corporate Universities: Lessons in Building a World-Class Work Force, Revised Edition. McGraw-Hill, 1998.

3. Скотт Келлер, Колин Прайс. Больше, чем эффективность: как самые успешные компании сохраняют лидерство на рынке. / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 409 с. [Scot Keller, Colin Price. Bol'she, chem effektivnost':kak samye uspeshnye kompanii sokhranyayut liderstvo na rynke. Transl. from Engl. Moscow:Al'pina Pablisher; 2014. 409p. (In Russ.)]

4. Стивен Спир. Догнать зайца: как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь. / Пер. с анг. М.: Lean Enterprise Institute Russia, 2018. 296 с. [Steven J.Spear. Dognat' zaitsa:kak lidery rynka vyigryvayut v konkurentnoi bor'be i kak velikie kompanii mogut ikh nastich'. Transl. from Engl. Moscow: Lean Enterprise Institute Russia; 2018. 296 p. (In Russ.)]

УДК 616-053.2/.053.7:613.84:316.728

КУРЕНИЕ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Капустина Н.Р., Матвеева Л.П.

ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия Минздрава России, Ижевск, Россия (426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281), е-mail: [email protected]

Цель: изучение в динамике за 10 лет распространенности курения и образа жизни детей и подростков города Ижевска Удмуртской Республики.

Проведен сравнительный анализ распространенности курения среди детей и подростков в динамике за 10 лет. В исследовании приняли участие 1398 учащихся 9-11 классов. В 2009 году было опрошено 529 детей того же возраста. Распространенность курения в 2019 году составила 31,5% и была в 1,3 раза выше, чем в 2009 году. Доля курильщиков возросла за счет расширения спектра и легкой доступности средств доставки никотина. За исследуемый период в 2 раза увеличилась число курящих девушек. Причиной начала курения детей явились негативный эмоциональный фон и курящее окружение. Не смогли назвать себя здоровыми людьми 48,4% подростков, при этом, о вреде никотина были осведомлены 98,5% респондентов. Альтернативой курению для 27,8% школьников являлись регулярные занятия спортом, 36,0% учащихся считали целесообразным проведение мероприятий по борьбе с курением.

Ключевые слова: дети, подростки, курение.

SMOKING IN CHILDREN'S AND TEENAGERS' LIFESTYLE

KapustinaN.R., Matveeva L.P.

Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk, Udmurt Republic, Russia (426034, Izhevsk, Kommunarov St., 281), e-mail: [email protected]

A comparative analysis of smoking prevalence among children and adolescents for the period of over 10 years has been carried out. The study involves 1398 grade 9-11 students. In 2009, 529 children of the same age were interviewed. The prevalence of smoking in 2019 amounted to 31.5% and was 1.3 times higher than in 2009. The number of smokers has increased due to the expansion of the range and availability of nicotine delivery systems. The number of Smoking girls has increased twice for the last 10 years. The reasons why children started to smoke included a negative emotional background and the environment where their parents, grandparents and friends smoke. Although 98.5% of the respondents were aware of the dangers of nicotine 48.4% of them could admit they were unhealthy people. 27.8% of the students took up sport as an alternative to smoking; 36.0% of the students considered smoking control measures important.

Key words: children, teenagers, smoking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.