Научная статья на тему 'Организационно-методические условия реализации дидактических систем'

Организационно-методические условия реализации дидактических систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / LEARNING TOOLS COMPLEXES / STRUCTURAL AND TECHNICAL CONDITIONS / MOTIVATION OF LEARNING / ACTIVATION / INDIVIDUALIZATION / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Юлдуз Ашуровна

Представлены результаты исследований комплексного применения дидактических средств обучения. Даны рекомендации по организации дидактического сопровождения процесса обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Methodical Conditions of Didactic Systems Implementation

The results of the didactic learning tools complex application research are presented. Recommendations to organize didactic support of students learning process are given.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические условия реализации дидактических систем»

Библиографический список

1. What is service-learning. URL: http://www.servicelearning.org/what-is-service-learning

2. Service-Learning an Hochschulen. URL: http://www.netzwerk-bdv.de/content/projekte/erfurt.html

3. Gutes tun und gutes Lernen: Buergerschaftliches Engagement und Service-Learning an Hochschulen. URL: http://www.his.de/pdf/pub_fh/fh-200907.pdf

4. Summary volunteering study. URL: http://www.jugendfuereuropa.de/.../summary_volunteering_ study.pdf

5. Всероссийская «Личная книжка волонтера». URL: www.social.jaba.ru

6. Nickolaus R., Gräsel C. Innovation und Transfer: Expertisen zur Transferforschung. Schneider Verlag, 2006.

7. Euler D. Transfer von Modellversuchensergebnissen: Bedingungen und Hinweise für die Gestaltung des Transfersprozesses // Modellversuchsforschung als Berufsbildungsforschung. 1995.

S. 269-295.

8. Bormann 1. Zwischenräume der Veränderung: Innovationen und ihr Transfer im Feld von Bildung und Erziehung. Habilitationsschrift - Berlin: Fachbereich Erziehungswissenschaft und Psychologie, 2009.

Yu.A. Mamedova Organizational and Methodical Conditions of Didactic Systems Implementation

The results of the didactic learning tools complex application research are presented. Recommendations to organize didactic support of students' learning process are given.

Key words and word-combinations: learning tools complexes, structural and technical conditions, motivation of learning, activation, individualization, differentiation.

Представлены результаты исследований комплексного применения дидактических средств обучения. Даны рекомендации по организации дидактического сопровождения процесса обучения студентов.

Ключевые слова и словосочетания: комплексы средств обучения, конструктивно-технические условия, мотивация обучения, активизация, индивидуализация, дифференциация.

УДК 371.3 ББК 74.202

Ю.А. Мамедова

ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

настоящее время рациональная организация учебного процесса профессиональной подготовки специалистов развивается на основе подходов, связанных с проектированием и комплексным применением средств обучения.

Дидактическая технология проектирования комплексов средств обучения и методика их применения являются ведущими факторами, определяющими их положительное влияние на эффективность и качество профессионального обучения. Результаты исследований, проведенных в Центре развития высшего и среднего специального профессионального образования Республики Узбекис-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 105

тан, показывают, что комплексное применение дидактических средств обучения способствует повышению мотивации обучения учащихся; обеспечению наглядности процесса обучения; мобилизации внимания учащихся, развитию у них навыков наблюдения, воображения, мышления; интенсификации процесса передачи и восприятия учебного материала и сокращению времени на обучение; активизации, индивидуализации и дифференциации самостоятельной учебнопознавательной и практической деятельности учащихся; научной организации и оптимизации процесса управления учебной деятельностью учащихся со стороны педагога; обеспечению обратной связи (внешней и внутренней) в процессе обучения и объективности контроля и самоконтроля за ходом и результатами обучения; повышению объема и качества усвоения и формирования профессиональных знаний, умений и навыков. При этом повышение эффективности и качества профессиональной подготовки зависит не столько от количества и многообразия используемых в учебном процессе средств обучения, сколько от научно обоснованного определения их роли и места, целесообразного их выбора и сочетания, а также от методически правильного применения средств обучения [1].

Под организационно-педагогическими условиями реализации дидактических систем, на наш взгляд, следует понимать совокупность исходных организационных, дидактических, методических и конструктивно-технических факторов, требований и правил, от которых зависит эффективность проектирования и комплексного применения средств обучения и которые необходимо учитывать в процессе их использования.

К числу организационных и дидактических условий относятся: подготовленность педагога к применению средств обучения; владение научно обоснованной дидактической технологией проектирования комплексов средств обучения; наличие практических умений по комплексному применению средств обучения в учебном процессе и их обслуживанию; оснащенность учебного процесса дидактическими средствами обучения. Методическими условиями являются: наличие методических рекомендаций и методически правильное применение дидактических средств; учет и реализация дидактических принципов и закономерностей процесса обучения; мотивация учебной деятельности учащихся и учет их индивидуальных психофизиологических возможностей в процессе учебно-познавательной и практической деятельности при использовании средств обучения; критерии оценки эффективности комплексного применения средств обучения и правильное их применение. В качестве конструктивно-технических условий могут быть названы: эргономичность и эстетичность дидактических средств обучения; надежность и безопасность эксплуатации средств обучения, их ремонтопригодность. Важнейшими внешними условиями успешной реализации дидактических систем являются: подготовленность педагога к проектированию и применению дидактических средств обучения; владение технологией дидактического проектирования комплексов средств обучения; наличие у педагога практических умений в использовании (эксплуатации и обслуживании) различных видов технических средств обучения [1; 2].

Выбор видов и комплексов средств обучения на каждый конкретный урок -процесс индивидуально-творческий. Главное место в нем отводится самой сущности (технологии) процесса выбора, которая заключается в умении устанавли-

106 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

вать связи средств с основными компонентами методической системы обучения. Фактор индивидуального стиля работы каждого преподавателя и достигнутый уровень подготовленности учащихся вносят в выбранный комплекс средств обучения свои коррективы. Указания, рекомендации, технологии по комплексному обеспечению учебного процесса средствами обучения призваны оказывать действенную помощь инженерно-педагогическим работникам учебных заведений, но не могут учесть всех факторов и условий, с которыми встретится преподаватель в своей практической деятельности [1; 2].

Эффективность обучения зависит не только от правильного, обоснованного определения вида, роли и места имеющихся дидактических материалов в учебном процессе, но и от технического, конструктивного совершенства средств обучения. Систематизирующим фактором этих внутренних условий выступает описанная в методических рекомендациях методика эффективного комплексного применения дидактических средств обучения. Методика комплексного применения средств обучения должна исходить из общих психологических условий и закономерностей формирования профессиональных знаний, умений и навыков, дидактических принципов, форм и методов обучения. В ней должны быть учтены основные положения и принципы успешности проведения педагогического процесса, цели и задачи обучения, методы, приемы и способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, место и роль, функциональные возможности средств обучения в их поддержке и реализации, контроле и управлении учебным процессом, критерии оценки достигнутых результатов усвоения знаний, умений и навыков [2; 3].

Многообразие видов средств обучения и широкие дидактические возможности создают условия для систематического использования комплексов на уроках теоретического и производственного обучения. Однако следует помнить, что качество учебных занятий и степень усвоения знаний учащимися, уровень сформи-рованности у них умений и навыков зависят от используемых методик, которые должны учитывать предметное содержание учебного материала, его специфику, тему, цели и задачи обучения, степень сочетания средств обучения с формами и методами работы преподавателя или мастера производственного обучения.

Для реализации общеметодических положений разрабатываются частные методики преподавания как способы и приемы изучения конкретной учебной дисциплины. В этих частных методиках обычно и должно указываться место, роль и способы применения различных видов и комплексов средств обучения. Такие методические указания, рекомендации и составляют методику комплексного применения средств обучения в процессе преподавания учебного предмета.

Методика применения средств обучения - производная часть, элемент частной методики обучения. Ее целью является обоснование и обеспечение выполнения комплексом средств обучения некоторых элементов совместной учебной деятельности педагога и учащихся. Методика применения этих средств в первую очередь должна дать ответ на следующие вопросы: где, когда, какими способами реализуются те или иные элементы учебной деятельности?

Только правильное сочетание средств обучения, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и учебно-познавательной деятельности учащихся, дает воз-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 107

можность достигнуть наилучших результатов. Комплексное применение средств обучения способствует повышению их роли в управлении процессом обучения.

Реализация факторов управления обычно осуществляется посредством использования педагогом различных методов обучения - словесных, наглядных, практических. При словесных методах преобладают слово и образ, при наглядных и практических - действие, образ и слово. Средства обучения позволяют педагогу более полно реализовать все эти факторы управления. Одновременно следует подчеркнуть, что средства обучения, применяемые в комплексе, дают возможность усилить и информационную функцию слова, образа и действия как структурных элементов значительной части учебного материала.

Средства обучения не заменяют и не могут заменить педагога, а их использование дает положительный педагогический эффект лишь в том случае, если они в полной мере связаны с изучаемым материалом и если учащиеся в состоянии определить, выявить эти связи. Поэтому очень важно, чтобы каждый вид средств, включенных в комплекс, составлял органичную его часть и способствовал активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их наблюдательности, внимания, способности к анализу и обобщению учебного материала, к осмыслению практической деятельности [2].

Следовательно, важно особо подчеркнуть роль преподавателя на уроке с использованием комплекса средств обучения. Комплексное применение средств обучения вызывает изменения в структуре урока, в содержании деятельности преподавателя и учащихся, при этом уменьшается, например, время, в течение которого преподаватель сам излагает учебный материал, и увеличивается время, отводимое на самостоятельную работу учащихся. Поскольку в процессе обучения не только передаются знания, вырабатываются умения и навыки, но и осуществляется воздействие личности преподавателя на учащихся, в ходе которого формируются их мировоззрение, нормы поведения, то замена педагога средствами обучения неизбежно обеднит и нарушит учебно-воспитательный процесс [2; 3].

Педагогический эффект комплексного использования средств обучения зависит и от частоты их применения. При систематическом комплексном их использовании у учащихся вырабатывается умение работать с ними, устанавливается устойчивое внимание. Для достижения максимальной эффективности комплексов средств обучения, кроме оптимального их объединения и систематического применения, необходимо учитывать еще два важных дидактических условия: 1) постоянное повышение уровня инженерно-технической и методической подготовки преподавателей и мастеров; 2) целенаправленную подготовку учащихся к восприятию и усвоению информации, получаемой ими при помощи комплекса средств обучения [2].

Комплексы средств обучения позволяют успешно реализовать две основные формы наглядности - зрительную и слуховую, если при использовании комплекса обеспечивается рациональное сочетание показа, рассказа (объяснения) и звукового сопровождения. Основными компонентами подобных комплексов являются аудиовизуальные средства или средства новых информационных технологий обучения. Они способны одновременно воздействовать на слуховые и зрительные анализаторы, повышая работоспособность учащихся и порождая

108 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

эффект присутствия, ощущения соучастия и сопричастности, подготавливая эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к абстрактному, логическому мышлению [1].

Необходимо проектировать, создавать и применять такие комплексы средств обучения, которые в полной мере отвечали бы образовательным стандартам и требованиям учебной программы, учитывали бы современное состояние производства, уровень его интеграции, новейшие достижения науки, техники и технологии. Своим содержанием и построением комплексы должны способствовать восприятию и усвоению учащимися отображенной в них информации, содействовать преподавателю в управлении учебно-познавательной деятельностью и формированием профессиональных умений и навыков у обучающихся. Педагогически обоснованный выбор средств обучения, рациональное объединение их в комплекс, методически правильная длительность и частота применения в значительной степени определяют прямое и эффективное воздействие этих дидактических условий на результаты учебного процесса и профессиональной подготовки в целом.

Библиографический список

1. МархельИ.И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 1985.

2. Новые средства обучения в учебно-воспитательном процессе: (трудовое обучение): метод. рекомендации / А.Я. Сова [и др.]. М., 1991.

3. Сопин В.И. Модель системы дидактического проектирования и применения комплексов средств обучения в процессе профессиональной подготовки по интегрированным группам профессий // Многоуровневое профессиональное образование: сб. статей и метод. рекомендаций. Сыктывкар, 1999. С. 60-76.

A.F. Naumov Innovational Analysis as a Scholarly Discipline:

Subject and Method

The subject and method of innovational analysis are considered as a component of the complex economic analysis of economic activities of an organization (enterprise).

Key words and word-combinations: analysis, innovational activities, innovations.

Рассматриваются предмет и метод инновационного анализа как составной части комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации (предприятия).

Ключевые слова и словосочетания: анализ, инновационная деятельность, инновации.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 109

УДК 330:657.0/.5 ББК 65.011:65.052.2

А.Ф. Наумов

ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА:

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

современных условиях инновации и инновационная деятельность являются единственной альтернативой инерционного энергосырьевого развития страны. Востребованность анализа проблем и оценки результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.