Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ / ИНТЕРЕС К НАУКЕ / PRIMARY MEDICAL CARE / GENERAL PRACTITIONER / PROFESSIONAL ACTIVITY / PRIMARY LINK OF THE HEALTH CARE SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS QUALITY / MOTIVATION FOR CHOOSING A PROFESSION / INCREASE IN THE LEVEL OF KNOWLEDGE / INTEREST IN SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевцова В.В., Михневич Е.В., Алферова М.В., Колосова Т.В.

Здравоохранение сегодня характеризуется развитием первичной медицинской помощи как главной стратегии «достижения здоровья для всех» и ориентировано на решение таких медико-социальных проблем, как сохранение трудового потенциала страны, социальная защита и доступное медицинское обслуживание социально уязвимых слоев населения (детей, инвалидов и лиц пожилого возраста), снижение рисков развития важнейших неинфекционных заболеваний. Цель - выявление организационно-методических резервов повышения качества подготовки врачей общей практики (ВОП) в университете. Материал и методы. Было опрошено 180 студентов 6 курса, обучающихся в субординатуре по специальностям: общая врачебная практика, анестезиология и реаниматология, хирургия. Авторов интересовали: мотивация выбора студентами профессии врача; доля совпадений желаемой специальности с профилем субординатуры; дополнительные меры, предпринимаемые студентами для достижения своей цели; интерес к научным исследованиям; желаемые условия работы и должность; оценка студентами своих личных качеств, необходимых им для работы в будущем. Результаты. Было выявлено, что студенты, обучающиеся в субординатуре по специальности «общая врачебная практика», имеют низкую мотивацию относительно выбора профессии и наиболее высокий процент расхождения между желаемой и получаемой специальностями. Почти половина из них не проявляет интереса к научным исследованиям и ничего не делает для повышения уровня знаний по специальности и совершенствования практических навыков. Будущие ВОП меньше всего ориентированы на карьерный рост, однако в большей степени склоняются к организации частной медицинской практики; более трети из них высказали желание работать в амбулаторных условиях. Среди своих личных качеств выделяют коммуникабельность и трудолюбие. Выводы. Даны рекомендации по оптимизации подготовки врачей общей практики в университете: начиная с младших курсов, информировать студентов о приоритетных организационных формах деятельности системы здравоохранения и создавать положительный имидж ВОП; прививать понимание важной роли первичного звена в системе здравоохранения; акцентировать внимание будущих ВОП на вопросах бизнес-планирования и предпринимательской деятельности, а также профессиональной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL RESERVES FOR IMPROVING THE QUALITY OF GENERAL PRACTITIONERS TRAINING

Health care today is characterized by the development of primary medical care as the main strategy of «achieving health for all». It is aimed at solving such medical and social problems as preserving the country’s labor potential, social protection and affordable medical care for socially vulnerable segments of the population (children, disabled people and the elderly), reducing the risks of developing major noncommunicable diseases. Therefore, the most important task of higher medical education in the context of modernization of the primary link of the health care system is to identify organizational and methodological reserves for improving the quality of general practitioners (GPs) training at the university. During the study, 180 sixth-year students, serving their subinternship in the specialties: general medical practice, anesthesiology and resuscitation, surgery were surveyed. The authors were interested in: students’ motivation to choose the profession of a doctor; the proportion of matches of the desired specialty with the profile of the subinternship; additional measures taken by students to achieve their goal; interest in research; desired working conditions and position; students’ assessment of their personal qualities necessary for their future work. It has been revealed that subinterns mastering the specialty «general medical practice» have low motivation regarding the choice of profession and the highest percentage of discrepancy between the desired and received specialties. Almost half of them do not show any interest in scientific research and do nothing to increase the level of knowledge in the specialty and improve their practical skills. Future GPs are least oriented towards career growth, but are more inclined to organize private medical practice; more than one third of them expressed their desire to work in an outpatient setting. Among their personal qualities, they distinguish sociability and industry. Conclusions. Recommendations are given on optimizing the training of general practitioners at the university: starting from junior courses to inform students about the priority organizational forms of the health care system and to create a positive image of GPs; to instill an understanding of the important role of primary care in the health system; to focus the attention of future GPs on business planning and entrepreneurial activities, as well as professional communication.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2020A.90

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

ШЕВЦОВА В.В., МИХНЕВИЧ Е.В., АЛФЕРОВА М.В., КОЛОСОВА Т.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2020. - Том 19, №4. - С. 90-97.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL RESERVES FOR IMPROVING THE QUALITY OF GENERAL PRACTITIONERS TRAINING

SHEVTSOVA V.V., MIKHNEVICH E.V., ALFYOROVA M.V., KOLOSOVA T.V.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2020;19(4):90-97.

Резюме.

Здравоохранение сегодня характеризуется развитием первичной медицинской помощи как главной стратегии «достижения здоровья для всех» и ориентировано на решение таких медико-социальных проблем, как сохранение трудового потенциала страны, социальная защита и доступное медицинское обслуживание социально уязвимых слоев населения (детей, инвалидов и лиц пожилого возраста), снижение рисков развития важнейших неинфекционных заболеваний. Цель - выявление организационно-методических резервов повышения качества подготовки врачей общей практики (ВОП) в университете.

Материал и методы. Было опрошено 180 студентов 6 курса, обучающихся в субординатуре по специальностям: общая врачебная практика, анестезиология и реаниматология, хирургия. Авторов интересовали: мотивация выбора студентами профессии врача; доля совпадений желаемой специальности с профилем субординатуры; дополнительные меры, предпринимаемые студентами для достижения своей цели; интерес к научным исследованиям; желаемые условия работы и должность; оценка студентами своих личных качеств, необходимых им для работы в будущем.

Результаты. Было выявлено, что студенты, обучающиеся в субординатуре по специальности «общая врачебная практика», имеют низкую мотивацию относительно выбора профессии и наиболее высокий процент расхождения между желаемой и получаемой специальностями. Почти половина из них не проявляет интереса к научным исследованиям и ничего не делает для повышения уровня знаний по специальности и совершенствования практических навыков. Будущие ВОП меньше всего ориентированы на карьерный рост, однако в большей степени склоняются к организации частной медицинской практики; более трети из них высказали желание работать в амбулаторных условиях. Среди своих личных качеств выделяют коммуникабельность и трудолюбие. Выводы. Даны рекомендации по оптимизации подготовки врачей общей практики в университете: начиная с младших курсов, информировать студентов о приоритетных организационных формах деятельности системы здравоохранения и создавать положительный имидж ВОП; прививать понимание важной роли первичного звена в системе здравоохранения; акцентировать внимание будущих ВОП на вопросах бизнес-планирования и предпринимательской деятельности, а также профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: первичная медицинская помощь, врач общей практики, профессиональная деятельность, первичное звено здравоохранения, качество образовательного процесса, мотивация выбора профессии, повышение уровня знаний, интерес к науке.

Abstract.

Health care today is characterized by the development of primary medical care as the main strategy of «achieving health for all». It is aimed at solving such medical and social problems as preserving the country's labor potential, social protection and affordable medical care for socially vulnerable segments of the population (children, disabled people and the elderly),

reducing the risks of developing major noncommunicable diseases. Therefore, the most important task of higher medical education in the context of modernization of the primary link of the health care system is to identify organizational and methodological reserves for improving the quality of general practitioners (GPs) training at the university. During the study, 180 sixth-year students, serving their subinternship in the specialties: general medical practice, anesthesiology and resuscitation, surgery were surveyed. The authors were interested in: students' motivation to choose the profession of a doctor; the proportion of matches of the desired specialty with the profile of the subinternship; additional measures taken by students to achieve their goal; interest in research; desired working conditions and position; students' assessment of their personal qualities necessary for their future work.

It has been revealed that subinterns mastering the specialty «general medical practice» have low motivation regarding the choice of profession and the highest percentage of discrepancy between the desired and received specialties. Almost half of them do not show any interest in scientific research and do nothing to increase the level of knowledge in the specialty and improve their practical skills. Future GPs are least oriented towards career growth, but are more inclined to organize private medical practice; more than one third of them expressed their desire to work in an outpatient setting. Among their personal qualities, they distinguish sociability and industry.

Conclusions. Recommendations are given on optimizing the training of general practitioners at the university: starting from junior courses to inform students about the priority organizational forms of the health care system and to create a positive image of GPs; to instill an understanding of the important role of primary care in the health system; to focus the attention of future GPs on business planning and entrepreneurial activities, as well as professional communication.

Key words: primary medical care, general practitioner, professional activity, primary link of the health care system, educational process quality, motivation for choosing a profession, increase in the level of knowledge, interest in science.

Современный этап функционирования здравоохранения в Республике Беларусь характеризуется модернизацией и приоритетным развитием первичной медицинской помощи, что выражается в повышении роли врача общей практики (ВОП) и постепенном переводе первичного звена системы здравоохранения на работу по принципу общей врачебной практики (ОВП) [1]. Это, в свою очередь, требует от высших медицинских учреждений образования повышения качества подготовки специалистов данного профиля, о чём свидетельствуют нормативные правовые акты, принятые в течение последних нескольких лет [2, 3].

В своей профессиональной деятельности врачи общей практики испытывают трудности, связанные с недостатком коммуникативных навыков, проведением дифференциальной диагностики во время приёма пациентов и др. [4]. Кроме того, деятельность любого врача отличается повышенной стрессогенностью в связи с высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье пациентов, необходимостью работы в условиях высокого интеллектуального и психоэмоционального напряжения, дефицита времени и информации [5].

Поэтому важнейшая задача высшего медицинского учреждения образования в условиях модернизации первичного звена системы здравоохранения - подготовка конкурентоспособных специалистов (врачей общей практики), обладающих необходимыми компетенциями для

оказания первичной медицинской помощи населению, способных эффективно взаимодействовать с врачами других специальностей, а также организовывать свою работу и работу других специалистов, составляющих Команду врача общей практики [6-8]. Для решения вышеуказанной задачи необходимо изучить психосоциальный портрет будущих врачей с целью выявления тех «точек приложения», воздействовав на которые, можно повысить качество подготовки врачей общей практики на университетском этапе.

Цель исследования - выявление организационно-методических резервов повышения качества подготовки врачей общей практики в университете и определение направлений оптимизации системы обучения будущих специалистов данного профиля.

Материал и методы

Для реализации цели исследования был использован метод опроса, который проводился в форме анкетирования. В качестве целевой аудитории выступили 180 студентов 6 курса лечебного факультета, обучающихся в субординатуре по специальностям: общая врачебная практика (n=60), анестезиология и реаниматология (n=60), хирургия (n=60). Для обработки результатов использовалась программа Excel, осуществлялся анализ относительных величин.

Результаты и обсуждение

Изучение мотивации выбора профессии врача показывает, что почти для половины опрошенных основной причиной такого выбора является большое желание стать врачом [9, 10]. Однако в группе анестезиологов-реаниматологов (АиР) данный вариант выбрали 50% респондентов, а в группах хирургов и врачей общей практики (ВОП) 45% и 35% соответственно. 15% из числа всех опрошенных выбрали медицину, основываясь на примере родственников, причём данному варианту отдали предпочтение 23,3% ВОП и всего лишь 11,7% хирургов, 10% анестезиологов-реаниматологов. В группе ВОП только 1 респондент (1,7%) указал на интерес к профессии в качестве основного мотивационного фактора, а в группе будущих анестезиологов-реаниматологов данный фактор не назвал никто. Из числа будущих ВОП 4 студента (6,7%) отметили, что оказались в медицине случайно, тогда как в группе хирургов и анестезиологов-реаниматологов такой ответ дали соответственно 3,3% и 0% опрошенных (табл. 1).

Анализ предпочтений субординаторов относительно желаемой специальности показывает (табл. 2), что в группе ВОП предпочтение таким специальностям, как общая врачебная практика или терапия, отдают 22 респондента (36,7%). Также 22 студента (36,7%) рассматривают в последующем узкую специализацию терапевтического профиля. Однако 15 субординаторов (25%) из числа будущих ВОП хотели бы получить в будущем специальность, не относящуюся к терапии (эндоскопия, онкология, офтальмология, гинекология, хирургия, реаниматология), а 1 ре-

спондент (1,7%) вовсе не планирует работать врачом. Студенты считают специальность «общая врачебная практика» недостаточно престижной, требующей слишком многих навыков и умений, выражают неуверенность в своей надлежащей подготовке и в определённости перспектив.

Субординаторы-хирурги в 100% случаев указывают в качестве желаемой специальность, соответствующую профилю субординатуры (табл. 2). Свой выбор они обосновывают тем, что считают данную специальность перспективной, интересной, способствующей реальной помощи пациентам.

В группе анестезиологов-реаниматологов 58 респондентов (96,6%) выбрали специальность осознанно, посчитав её динамичной, интересной, высокооплачиваемой, разносторонней, дающей возможность спасать жизни пациентов (табл. 2).

Важным является выявление мероприятий, которые студенты предпринимают дополнительно для достижения своей цели (табл. 3). Почти половина из числа будущих ВОП (48,3%) ничего дополнительно не предпринимает. Соответственно, 31 респондент из этой группы (51,7%) использует различные способы дополнительного получения знаний и опыта, самым популярным из которых является чтение специальной литературы [10].

В отличие от ВОП, в группах хирургов и анестезиологов-реаниматологов только 6,7% и 10% опрошенных соответственно не предпринимают никаких дополнительных мер, а наибольшее число респондентов в обеих группах участвует в дежурствах совместно с преподавателями с целью повышения уровня знаний и совершенствования практических навыков (табл. 3).

Таблица 1 - Основные мотивационные факторы выбора профессии врача

Причины ВОП % от общего Хирурги % от общего АиР % от общего Всего

Пример родственника 14 23,3 7 11,7 6 10,0 27

Настояние родителей 6 10,0 2 3,3 3 5,0 11

Большое желание быть врачом 21 35,0 27 45,0 30 50 78

Помогать людям 4 6,7 8 13,4 8 13,3 20

Востребованность 3 5,0 2 3,3 0 0 5

Мечта 3 5,0 6 10,0 13 21,7 22

Призвание 3 5,0 0 0 0 0 3

Интересно 1 1,7 4 6,7 0 0 5

СМИ 1 1,7 2 3,3 0 0 3

Случайно 4 6,7 2 3,3 0 0 6

Итого: 60 100 60 100 60 100 180

Таблица 2 - Структура выбора специальности респондентами относительно собственного желания

Специальность ВОП % от общего Хирурги % от общего АиР % от общего Всего

ОВП или терапия 22 36,7 22

Кардиология 3 36,7 3

Ревматология 1 1

Дерматовенерология 7 7

Косметология 2 2

Психиатрия 4 4

Неврология 2 1 1,7 3

Инфекционные болезни 1 1

Гастроэнтерология 1 1

Узкая специальность, любая 1 1

Эндоскопия 1* 25 1

Онкология 3* 1 1,7 4

Гинекология 4* 4

Хирургия 2* 59 98,3 61

Офтальмология 4* 4

Реаниматология 1* 58 96,6 59

Нет желания работать врачом 1 1,7 1 1,7 2

Итого: 60 100 60 100 60 100 180

Таблица 3 - Дополнительные меры, предпринимаемые студентами для повышения профессионального мастерства

Мероприятие ВОП % от общего Хирурги % от общего АиР % от общего Всего

Работают в качестве среднего мед. персонала 3 51,7 18 30 17 28,3 38

Участвуют в дежурствах с преподавателями 8 24 40 28 46,7 60

Читают дополнительную литературу 18 14 23,3 6 10 38

Посещают элективный курс (лаборатория профессионального мастерства) 2 2 3,3 4

Пишут дипломную работу 1 1,7 1

Ничего не делают дополнительно 29 48,3 4 6,7 6 10 39

Итого: 60 100 60 100 60 100 180

Относительно предложений по улучшению качества образовательного процесса, около трети будущих ВОП (31,7%) высказались за увеличение количества практики, однако 20% опрошенных считают, что не надо ничего менять. Среди прочего, респонденты высказывали такие предложения, как сокращение часов занятий (5%), сокращение количества лекций (1,7%), свободное посещение лекций (5%), специализация, начиная

со 2 курса (3,3%). В группах хирургов и анестезиологов-реаниматологов также большинство опрошенных хотело бы иметь больше практики: 40% и 18,3% соответственно.

Что касается желаемых условий работы, то в группе ВОП 36,7% опрошенных рассматривают работу в амбулаторно-поликлинических условиях в качестве приоритета, однако 50% респондентов хотели бы начать работать в стацио-

нарных условиях (табл.4). Абсолютное большинство студентов в группах будущих хирургов и анестезиологов-реаниматологов ориентированы на работу в качестве врачей стационара: 83,3% и 98,3% соответственно.

Подавляющее большинство респондентов во всех группах рассматривают в перспективе карьерный рост, причём в группе ВОП этот показатель составил 63,3%, в группе хирургов - 83,3%, анестезиологов-реаниматологов - 80%. Из числа приверженных карьерному росту 16 будущих ВОП (26,7%) не уточнили, какой должности хотели бы достичь; 12 студентов этой группы (31,6%) хотят стать заведующими отделениями, 5 человек (13,2%) - главными врачами или заместителями главных врачей. Интересно, что на данном этапе никого из субординаторов ВОП не интересует возможность работы за рубежом, а также получения учёной степени кандидата или доктора медицинских наук [9], зато почти 8% из числа приверженных карьерному росту планируют организовать частную медицинскую практику.

Среди будущих хирургов и анестезиологов-реаниматологов наблюдается похожая картина с той лишь разницей, что в группе хирургов

в организации частной практики заинтересованы только 3,8% из числа приверженных карьерному росту, а в группе анестезиологов-реаниматологов данная возможность не заинтересовала никого.

Авторов интересовало, какими важными личными качествами, по мнению студентов, они уже обладают, что сможет обеспечить им успех в работе врача [9]. Анализ результатов показал, что респонденты из группы ВОП залогом успешной работы врача преимущественно считают свою коммуникабельность (66,7%) и трудолюбие (53,3%), но полагают, что в работе им пригодится и гуманность, и милосердие, и решительность (табл. 5).

Будущие хирурги в наибольшей степени мотивированы на достижение профессиональной успешности (46,7%), также важным своим качеством считают трудолюбие (41,7%), однако только 8,3% опрошенных отмечают у себя наличие стрессоустойчивости. Респонденты из группы анестезиологов-реаниматологов показали наиболее высокий уровень самооценки: более половины из них (53,3%) полагают, что обладают всеми вышеперечисленными качествами, однако наиболее важным считают наличие трудолюбия (68,3%).

Таблица 4 - В каких условиях хотели бы начать работу респонденты

Условия работы ВОП % от общего Хирурги % от общего АиР % от общего Всего

Врач стационара, зав. отделением 30 50 50 83,3 59 98,3 133

Врач поликлиники,

амбулатории врача общей 22 36,7 4 6,7 24

практики

Сотрудник кафедры 5 8,3 6 10 1 1,7 12

Не определились 3 5 3

Итого 60 100 60 100 60 100 180

Качество ВОП % от общего Хирурги % от общего АиР % от общего

Трудолюбие 32 53,3 25 41,7 41 68,3

Коммуникабельность 40 66,7 18 30,0 40 66,7

Желание быть успешным в профессии 21 35,0 28 46,7 37 61,7

Ответственно сть 14 23,3 14 23,3 35 58,3

Стрессоустойчивость 12 20,0 5 8,3 32 53,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целеустремленность 12 20,0 7 11,7 34 56,7

Решительность 11 18,3 7 11,7 32 53,3

Гуманность, милосердие 11 18,3 9 15,0 33 55,0

Таблица 5 - Наиболее значимые личные качества студентов, необходимые для успешной работы по специальности (кол-во упоминаний)

Интерес к научным исследованиям проявляют 17 респондентов из группы будущих ВОП (28,3%), 43 студента из группы хирургов (71,7%) и 41 (68,3%) - из группы анестезиологов-реаниматологов. При этом среди будущих хирургов 28 субординаторов (46,7%) уже занимаются наукой, в группе анестезиологов-реаниматологов данный показатель составил 41,7%, в группе ВОП - 15%.

Заключение

Анализ проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. В группе студентов, обучающихся в субординатуре по специальности ОВП, сравнительно менее выражена мотивация относительно выбора профессии и наиболее высокий процент расхождения между желаемой специальностью и профилем субординатуры. На фоне низкой мотивации неудовлетворённость будущей специальностью приводит к нежеланию почти половины из числа будущих ВОП заниматься научными исследованиями, предпринимать какие-либо действия для получения дополнительных знаний и совершенствования практических навыков.

2. С целью формирования у студентов осознанного подхода к выбору специальности ОВП и готовности осуществлять профессиональную деятельность в данной сфере необходимо, начиная с младших курсов, уделять особое внимание вопросам информирования студентов о приоритетных организационных формах деятельности системы здравоохранения и создавать положительный имидж данного врача-специалиста.

3. Более трети будущих ВОП высказали желание работать в условиях амбулаторно-по-ликлинической организации. Однако количество желающих работать в стационарных условиях всё ещё преобладает (50% опрошенных). Это говорит о необходимости привития студентам, особенно обучающимся в субординатуре по специальности «общая врачебная практика», понимания важной роли первичного звена в системе здравоохранения.

4. По сравнению с субординаторами других специальностей, будущие ВОП меньше всего ориентированы на карьерный рост, однако в большей степени склоняются к организации частной медицинской практики. Среди своих личных качеств, которые могут помочь добиться успеха в профессиональной деятельности, на первое место ставят коммуникабельность и трудолюбие.

Учитывая эти аспекты, необходимо повышать заинтересованность и мотивацию к учёбе данной группы студентов, акцентируя на занятиях внимание на вопросах бизнес-планирования и предпринимательской деятельности, а также профессиональной коммуникации в здравоохранении.

Литература

1. Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, от 15 дек. 2016 г., № 466. - Режим доступа: https:// www.economy.gov.by/uploads/files/Programma-2020.pdf.

- Дата доступа: 14.05.2020.

2. Об организации работы врача общей практики : приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 27 февр. 2018 г, № 177 // Бизнес-инфо. Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2020.

3. Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 марта 2016 г, № 200 // Бизнес-инфо. Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». - Минск, 2020.

4. Алиманова, Ж. М. Проблемы в подготовке врачей общей практики и пути их решения / Ж. М. Алиманова, Д. О. Карибаева, Д. И. Купеншеева // Вестн. КазНМУ.

- 2017. - № 1. - С. 467-469.

5. В'юн, В. В. Проблема адаптацп лiкарiв-iнтернiв до професiйноi дшльноста в сучасних умовах / В. В. В'юн // Укр. вюн. психоневрологи. - 2015. - Т. 23, вип. 3. - С. 60-62.

6. Об утверждении положения о работе команды врача общей практики : приказ М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 16 нояб. 2018 г., № 1185 // Бизнес-инфо. Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». -Минск, 2020.

7. Шевцова, В. В. Предпосылки для формирования и развития предпринимательского потенциала студентов медицинского университета / В. В. Шевцова, Т. В. Колосова, М. В. Алферова // Медицинское образование XXI века: разработка модели «Университет 3.0» [Электронный ресурс] : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 1 нояб., 2019 г. / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [под ред. А. Т. Щастного].

- Витебск : ВГМУ, 2019. - С. 60-62. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Бойко, С. Л. Методика TCOB-4 в диагностике когнитивного стиля руководителя здравоохранения как личностного предиктора антикоррупционного поведения / С. Л. Бойко, М. Ю. Сурмач // Вестн. ВГМУ. - 2019. - Т. 18, № 6. - С. 77-84.

9. Алферова, М. В. Мотивация выбора профессии как фактор привлекательности и успеха в профессиональной деятельности / М. В. Алферова, Т. В. Колосова, В. В. Шевцова // Достижения фундаментальной, клини-

ческой медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 75-й науч. сес. ВГМУ (29-30 янв. 2020 г.) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [ред. А. Т. Щастный ; зам. ред. С. А. Сушков ; ред. совет: Адаскевич В. П. и др.]. - Витебск : ВГМУ, 2020. - С. 575-578. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Шевцова, В. В. Социально-личностные компетенции студентов лечебного факультета при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» /

References

1. On approval of the program of socio-economic development of the Republic of Belarus for 2016-2020 [Elektronnyi resurs]: Ukaz Prezidenta Resp Belarus' ot 15 dek 2016 g, № 466. Rezhim dostupa: https://www.economy.gov. by/uploads/files/Programma-2020.pdf. Data dostupa: 14.05.2020. (In Russ.)

2. On the organization of work of a general practitioner: prikaz M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 27 fevr. 2018 g, № 177. OOO Professional'nye pravovye sistemy. Biznes-info. Analiticheskaia pravovaia sistema [Elektronnyi resurs]. Minsk, RB; 2020. (In Russ.)

3. On approval of the State program «People's Health and Demographic Security of the Republic of Belarus» for 2016-2020: postanovlenie Soveta Ministrov Resp Belarus', 14 marta 2016 g, № 200. OOO Professional'nye pravovye sistemy. Biznes-info. Analiticheskaia pravovaia sistema [Elektronnyi resurs]. Minsk, RB; 2020. (In Russ.)

4. Alimanova ZhM, Karibaeva DO, Kupensheeva DI. Problems in the training of general practitioners and ways to solve them. Vestn KazNMU. 2017;(1):467-9. (In Russ.)

5. Vjun VV. Problem of adaptation of doctors-interns to professional activity in modern conditions. Ukr Visn Psikhonevrologii. 2015;23(vip 3):60-2. (In Ukr.)

6. On approval of the regulations on the work of the team of a general practitioner: prikaz M-va zdravookhraneniia Resp Belarus', 16 noiab 2018 g, № 1185. OOO Professional'nye pravovye sistemy. Biznes-info. Analiticheskaia pravovaia sistema [Elektronnyi resurs]. Minsk, RB; 2020.

7. Shevtcova VV, Kolosova TV, Alferova MV. Prerequisites for the formation and development of entrepreneurial potential

В. В. Шевцова, Т. В. Колосова, М. В. Алфёрова // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс] : материалы 74-й науч. сес. ВГМУ (23-24 янв. 2019 г) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. ордена Дружбы народов мед. ун-т» ; [ред. А. Т. Щастный ; зам. ред. С. А. Сушков ; ред. совет: Адаскевич В. П. и др.]. -Витебск : ВГМУ, 2019. - С. 501-502. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Поступила 01.04.2020 г.

Принята в печать 10.08.2020 г.

of medical university students. V: M-vo zdravookhraneniia Respubliki Belarus', UO Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t; Shchastny AT, red. Meditsinskoe obrazovanie XXI veka: razrabotka modeli «Universitet 3.0» [Elektronnyi resurs]: sb materialov mezhdunar nauch-prakt. konf, Vitebsk, 1 noiab, 2019 g. Vitebsk, RB: VGMU; 2019. R. 60-2. 1 elektron opt disk (CD-ROM). (In Russ.)

8. Boyko SL, Surmach MYu. The TCOB-4 technique in the diagnosis of the cognitive style of a healthcare leader as a personal predictor of anti-corruption behavior. Vestn VGMU. 2019;18(6):77-84. (In Russ.)

9. Alferova MV, Kolosova TV, Shevtsova VV. Motivation for choosing a profession as a factor of attractiveness and success in professional activities. V: M-vo zdravookhraneniia Respubliki Belarus', UO Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t; Shchastny AT, red, Sushkov SA, zam red, Adaskevich VP i dr, red sovet. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [Elektronnyi resurs]: materialy 75-i nauch ses VGMU (29-30 ianv 2020 g). Vitebsk, RB: VGMU; 2020. R. 575-8. 1 elektron opt disk (CD-ROM). (In Russ.)

10. Shevtsova VV, Kolosova TV, Alferova MV. The social and personal competencies of students of the medical faculty when studying the discipline «Public Health and Health Care». V: M-vo zdravookhraneniia Respubliki Belarus', UO Vitebskii gos ordena Druzhby narodov med un-t; Shchastny AT, red, Sushkov SA, zam red, Adaskevich VP i dr, red sovet. Dostizheniia fundamental'noi, klinicheskoi meditsiny i farmatsii [Elektronnyi resurs]: materialy 74-i nauch ses VGMU (23-24 ianv 2019 g). Vitebsk, RB: VGMU; 2019. R. 501-2. 1 elektron opt disk (CD-ROM). (In Russ.)

Submitted 01.04.2020 Accepted 10.08.2020

Сведения об авторах:

Шевцова В.В. - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Михневич Е.В. - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Алферова М.В. - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет;

Колосова Т.В. - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет.

Information about authors:

Shevtsova V.V. - Candidate of Medical Sciences, associate professor of the Chair of Public Health & Health Service

with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Mikhnevich E.V - senior lecturer of the Chair of Public Health & Health Service with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Alfyorova M.V - senior lecturer of the Chair of Public Health & Health Service with the course of the Faculty for

Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University;

Kolosova T.V - Candidate of Medical Sciences, associate professor of the Chair of Public Health & Health Service

with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical

University.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210009, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК. E-mail: kouzik.cat@gmail.com - Михневич Екатерина Викторовна.

Correspondence address: Republic ofBelarus, 210009, Vitebsk, 27 Frunze ave., Vitebsk State Order ofPeoples' Friendship Medical University, Chair of Public Health & Health Service with the course of the Faculty for Advanced Training & Retraining. E-mail: kouzik.cat@gmail.com - Ekaterina V. Mikhnevich.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.