Научная статья на тему 'Организационно-методические подходы по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих деятельность в арктических условиях'

Организационно-методические подходы по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих деятельность в арктических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АРКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ И ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / OPTIMIZATION / TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACH / ARCTIC CONDITIONS / MULTI-CRITERIA ASSESSMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES / FUEL CONSUMPTION IN SUMMER AND WINTER / EXPERT EVALUATION / QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ASSESSMENT OF CARGO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов А. В., Тамер О. С., Лаптева С. В.

Статья посвящена одной из актуальных тем разработке организационно-методических подходов по оптимизации системы транспортно-логистических компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Арктики. Недостаточная разработанность существующих подходов по данному вопросу определили выбор и актуальность темы исследования. В ходе исследования были проведены комплексная оценка рынка транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера, и анализ функциональных областей логистического управления; осуществлена многокритериальная оценка транспортно-логистических услуг с учетом своевременности поставок, качества поставляемого товара и других критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES SYSTEM OPTIMIZATION TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES COMPANIES OPERATING IN ARCTIC CONDITIONS

The article is devoted to one of the topical issues the development of organizational and methodological approaches to optimize the system of transport and logistics companies operating in the Arctic. Insufficient development of existing approaches to this issue determined the choice and relevance of the research topic. In the course of the study, a comprehensive assessment of the market of transport and logistics services of companies operating in the Far North, and analysis of the functional areas of logistics management were carried out; a multi-criteria assessment of transport and logistics services was carried out taking into account the timeliness of deliveries, the quality of the delivered goods and other criteria.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические подходы по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих деятельность в арктических условиях»

УДК: 330; 656.02

ББК: 65.0; 38.18

Козлов А.В., Тамер О.С., Лаптева С.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Kozlov A.V., Tamer O.S., Lapteva S. V. ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES SYSTEM OPTIMIZATION TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES COMPANIES

OPERATING IN ARCTIC CONDITIONS

Ключевые слова: оптимизация, транспортно-логистические услуги, организационно-методический подход, арктические условия, многокритериальная оценка транспортно-логистических услуг, нормы расхода топлива в летнее время и зимнее время, экспертная оценка, количественная и качественная оценка грузоперевозок.

Keywords: optimization, transport and logistics services, organizational and methodological approach, Arctic conditions, multi-criteria assessment of transport and logistics services, fuel consumption in summer and winter, expert evaluation, quantitative and qualitative assessment of cargo.

Аннотация: статья посвящена одной из актуальных тем - разработке организационно-методических подходов по оптимизации системы транспортно-логистических компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Арктики. Недостаточная разработанность существующих подходов по данному вопросу определили выбор и актуальность темы исследования.

В ходе исследования были проведены комплексная оценка рынка транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера, и анализ функциональных областей логистического управления; осуществлена многокритериальная оценка транспортно-логистических услуг с учетом своевременности поставок, качества поставляемого товара и других критериев.

Abstract: the article is devoted to one of the topical issues - the development of organizational and methodological approaches to optimize the system of transport and logistics companies operating in the Arctic. Insufficient development of existing approaches to this issue determined the choice and relevance of the research topic. In the course of the study, a comprehensive assessment of the market of transport and logistics services of companies operating in the Far North, and analysis of the functional areas of logistics management were carried out; a multi-criteria assessment of transport and logistics services was carried out taking into account the timeliness of deliveries, the quality of the delivered goods and other criteria..

В настоящее время все мировое сообщество все больше и больше уделяют внимание арктическим территориям. Это связано с тем, что территория Крайнего Севера обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, привлекающим хозяйственные субъекты многих стран. Однако эффективное потребление невозможно обеспечить без развитой системы транспортно-

логистических услуг, которая представляет собой одну из основных социально-экономических составляющих современной

инфраструктуры арктических территорий.

Актуальность темы исследования обусловлена поиском оптимальных методов проектирования системы транспортно-логистических услуг с учетом:

- сбоев поставки и потребления в транспортно-логистической системе предприятия;

- технико-экономических мероприятий, повышающих топливную экономичность автотранспортных средств;

- выявленных закономерностей пре-

вышения норм расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг, в том числе связанных с влиянием организации транспортного процесса на расход ГСМ;

- конструктивных особенностей автомобилей и условий их эксплуатации и др.

Следовательно, актуальность проблемы разработки организационно-методических подходов по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, позволяющей повысить доступность грузоперевозок в районах арктической зоны, на современном этапе возрастает.

Недостаточная разработанность существующих подходов по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, как показал анализ, определили выбор и актуальность темы нашего исследования: «Организационно-методические подходы по оптимизации системы транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в арктических условиях».

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: методы изучения и анализа научно-технической, методической отечественной и зарубежной литературы по управлению системами транс-портно-логистических услуг компаний; методы математического и компьютерного моделирования транспортно-логистических процессов; методы статистической обработки экспериментальных данных.

Достоверность и научная аргументированность результатов работы обусловлены как методологической обоснованностью теоретических позиций, разработкой диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследования, так и репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Анализ научных исследований показал, что исследованию транспортно-логис-тических услуг посвящены работы ученых, в которых рассматриваются такие направления, как: системный анализ в логистике -выбор в условиях неопределенности и риска (Г.Л. Бродецкий); исследование функциональных областей логистического управления (Т.В. Алексинская); транспортно-экспе-

диционный бизнес: создание, становление, управление (А.М. Голубчик); оценка топливной экономичности и оптимизация режимов движения автомобиля (В.Н. Карнаухов, А.С. Гаваев и др.); исследование интегрированных логистических систем доставки ресурсов (И.Е. Елова, И.А. Лебедева).

Некоторые зарубежные ученые [N. Merminod, R.O. Large, G. Paché, (2019); A. J azairy, R.v. Haartman (2019)] рассматривают в своих исследованиях вопросы области управления поставками, особое внимание обращая на развитие отношений между поставщиками логистических услуг и грузоотправителями (потребителями услуг).

Также авторы рассматривают [T. Solakivi, E. Hofmann, J. Töyli, L. Ojala (2018); С. König, N.D. Caldwell, A. Ghadge (2017); M. Zhang, S. Pratap, G.Q. Huang, Z. Zhao (2017); N. Subramanian, M.D. Abdulrahman (2016)] динамику логистических издержек грузоотправителей за определенный период в качестве показателя экономии средств, а также различные технологии для оптимизации транспортно-логистических услуг.

В ходе проведенного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

- проведена комплексная оценка рынка транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера;

- проведен анализ функциональных областей логистического управления, эксплуатации автомобилей в зимних условиях, влияния низких температур окружающего воздуха на эксплуатационную топливную экономичность автомобиля, а также интегрированных логистических систем доставки ресурсов;

- разработаны технологические подходы по изучению технико-экономических мероприятий, направленных на оптимизацию системы транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера;

- проведена многокритериальная оценка транспортно-логистических услуг с учетом своевременности поставок, качества поставляемого товара и других критериев.

При решении задач исследования использовались следующие методы:

1. Методы изучения и анализа научно-технической, методической отечественной и зарубежной литературы по управлению системами транспортно-логистических услуг компаний, в том числе в условиях Крайнего Севера.

2. Производственные методы изучения процесса управления системами транспорт-но-логистических услуг компаний в условиях Крайнего Севера, в реальных условиях с учетом воздействия различных случайных факторов внешней и внутренней среды.

3. Методы математического и компьютерного моделирования транспортно-логистических процессов.

4. Методы статистической обработки экспериментальных данных.

При технико-экономическом обосновании систем транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в арктических условиях, в данном исследовании:

- были рассчитаны нормы расхода топлива автотранспортными средствами с учетом зимних надбавок арктического региона и сезонности;

- на основе закона Пуассона выявлены закономерности превышения норм расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в арктических условиях.

Исследования автотранспортных

средств на объектах предприятия позволили выявить количество АТС различных видов, превышающих нормы расхода топлива (таблица 1). В исследовании были выявлены закономерности превышения норм расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг на основе закона Пуассона. При этом учитывались нормы расхода топлива в летнее время и зимнее время для бортовых грузовых автомобилей, тягачей и самосвалов.

Таблица 1

НТормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей в зимнее время

№ п/п Общий пробег S, км х1 Транспортная работа W,т*км х2 Нормированный расход топлива V _, л

ЗИЛ-43410 КамАЗ -5320 ГАЗ-3309 Magirus 232 Б19Ь МАЗ-437041 -268 1уесо -БаПу 35С12Н 2.3Б ЯепаиН -Ргетшш 450БХ1 8сата -Я420Ь В 6x2 НМЛ

1 217 820 90,4 70,1 51,4 67,8 67,8 38,5 64,2 57,4

2 190 360 71,4 56,4 39,9 54,3 54,3 28,7 51,2 45,3

3 250 720 99,3 77,6 56,0 74,9 74,9 41,2 70,9 63,0

4 249 525 94,7 74,6 53,1 71,9 71,9 38,3 67,9 60,1

5 245 540 93,7 73,7 52,6 71,1 71,1 38,0 67,1 59,4

6 350 630 130,8 103,3 73,1 99,6 99,6 52,3 93,9 82,9

7 234 625 91,8 72,0 51,7 69,4 69,4 37,8 65,6 58,3

8 267 720 104,9 82,2 59,1 79,3 79,3 43,3 75,0 66,6

9 285 740 111,4 87,3 62,7 84,3 84,3 45,8 79,6 70,7

10 312 735 120,3 94,6 67,6 91,2 91,2 49,1 86,1 76,4

11 346 635 129,6 102,3 72,4 98,6 98,6 51,9 93,0 82,2

12 267 619 102,8 80,8 57,7 77,9 77,9 41,9 73,6 65,2

13 235 725 94,3 73,6 53,3 71,1 71,1 39,4 67,3 59,9

14 238 714 95,1 74,3 53,7 71,7 71,7 39,6 67,9 60,4

15 187 738 78,5 60,9 44,7 58,8 58,8 33,6 55,8 49,9

16 227 850 94,4 73,2 53,6 70,8 70,8 40,1 67,1 60,0

17 256 750 101,9 79,7 57,5 76,9 76,9 42,3 72,7 64,7

18 265 748 104,9 82,1 59,2 79,2 79,2 43,4 74,9 66,6

19 235 756 95,0 74,1 53,8 71,5 71,5 39,8 67,7 60,4

20 348 812 134,0 105,4 75,3 101,6 101,6 54,6 96,0 85,1

Продолжение таблицы 1

21 315 760 121,9 95,7 68,5 92,3 92,3 49,8 87,2 77,3

22 325 745 124,9 98,2 70,1 94,7 94,7 50,8 89,4 79,3

23 314 675 119,7 94,3 67,1 90,9 90,9 48,5 85,8 75,9

24 415 810 156,4 123,4 87,6 118,9 118,9 62,9 112,2 99,2

25 398 735 149,1 117,8 83,4 113,5 113,5 59,8 107,0 94,6

26 368 715 138,7 109,4 77,6 105,4 105,4 55,7 99,5 87,9

27 356 726 134,9 106,3 75,6 102,5 102,5 54,4 96,7 85,6

28 265 826 106,6 83,1 60,3 80,3 80,3 44,5 76,0 67,7

29 268 816 107,4 83,8 60,7 80,9 80,9 44,7 76,6 68,2

30 218 738 88,9 69,2 50,4 66,9 66,9 37,4 63,3 56,5

31 227 718 91,5 71,4 51,8 68,9 68,9 38,3 65,2 58,1

При выявлении закономерностей оне степень расхождения теоретических и превышения норм топлива автотранспорт- эмпирических частот оценивается с помо-ными предприятиями в арктическом реги- щью критерия согласия К. Пирсона.

Таблица 2 - Выявление закономерностей превышения норм топлива автотранспортными предприятиями ООО «Севердорстрой» на основе закона Пуассона_

Проценты отклонения от нормы расхода топлива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого

Число видов автотранс-

портных средств, превышающих нормы расхода 1 3 0 4 2 4 1 0 0 1 16

топлива

Таблица 3 - Эмпирические и теоретические частоты

Число видов автотранспортных средств, превышающих нормы расхода топлива Число партий „

Эмпирические частоты / Теоретические частоты

0 1 1 0 0,085

1 3 2 1 0,219

2 0 4 -4 0,000

3 4 4 0 0,000

4 2 3 -1 0,000

5 4 2 2 0,000

6 1 1 0 0,000

7 0 0 0 0,000

8 0 0 0 0,000

9 1 0 1 0,000

16 16 0,304

Степень расхождения теоретических и ется с помощью критерия «хи-квадрат» (х2) эмпирических распределений рассчитыва- к Пирсона:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученное значение критерия (j^ac4.)

сравнивается с табличным значением = . При вероятности P=0,95 и числе степеней свободы

к=10-3=7хт2а6л., = 14.1:

Следовательно, гипотеза близости эмпирического распределения к распределению Пуассона не отвергается.

Разработка организационно-методических подходов к исследованию рынка транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в арктических условиях, осуществлялась на основе моделей управления поставками, моделей управления запасами с фиксированным размером поставок, моделей управления запасами с фиксированным размером поставок.

При разработке организационно-методических подходов к исследованию рынка транспортно-логистических услуг учитывалась:

1. Классификация применения моделей управления поставками с помощью распределений АВС и XYZ.

2. Сбой поставок и потребления в логистической системе предприятия.

3. MRP - планирование потребностей предприятия в материалах.

4. DRP - планирование потребностей распределения.

По результатам анализа рынка транспортных услуг и расчета параметров системы управления поставками проводится многокритериальная оценка грузоперевозок, которая осуществляется по следующим направлениям:

1. Многокритериальная оценка поставщиков по результатам работы с целью принятия решения о возможности продле-

ния договорных отношений с одним из них.

2. Многокритериальная количественная и качественная оценка грузоперевозок. Часть критериев, по которым проводится оценка, - качественные (готовность перевозчика к переговорам по вопросу изменении тарифа; наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) и пр.; другая часть - количественные (надёжность времени доставки (транзита); тарифы (затраты) транспортировки; общее время транзита, финальная стабильность переводчика). С помощью интегральной оценки определяются наиболее приемлемые поставщики для объектов.

3. Многокритериальная оценка грузоперевозок на основе экспертного метода по следующим критериям: своевременность поставок; качество поставляемого товара; условия платежа (наличный, безналичный расчет, и т.п.); финансовое состояние поставщика; ценовой фактор; сохранность груза; возможность внеплановых поставок.

В качестве примера рассмотрим применение многокритериальной оценки поставщиков по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них и моделирование транспортно-технологических процессов при расчете оптимальных величины затрат и постов погрузки автотранспортной техники.

Выбор поставщика - одна из важнейших задач фирм. Результаты работы по уже заключенным договорам учитываются в дальнейшем в расчете рейтинга поставщиков. Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика.

Таким образом, среди критериев можно выделить: надежность поставки, цену, качество товара, условия платежа, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние поставщика (таблица 4).

Таблица 4 - Контроль в сфере закупочной деятельности и принятия решений по размещению заказов

Критерий Вес кри- Оценка критерия по Произведение веса критерия на оценку

выбора по- терия десятибалльной шкале

ставщика 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Надежность 0,30 7 6 5 9 4 8 2,1 1,8 1,5 2,7 1,2 2,4

поставки

Продолжение таблицы 4

Цена 0,25 8 7 8 6 9 5 4,0 1,75 4,0 1,5 2,25 1,25

Качество товара 0,15 6 7 8 6 7 8 0,9 1,05 1,2 0,9 1,05 1,2

Условия платежа 0,15 4 5 4 6 7 6 0,6 0,75 0,6 0,9 1,05 0,9

Возможность

внеплановых 0,10 9 7 8 5 6 8 0,9 0,7 0,8 0,5 0,6 0,8

проверок

Финансовое

состояние по- 0,05 3 5 4 3 7 8 0,15 0,25 0,20 0,15 0,35 0,40

ставщика

Для расчета рейтинга также можно использовать систему оценок, где более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных факторов поставок.

В этом случае предпочтение отдается поставщику, имеющему наименьший рейтинг. Исследуем темпы роста негативных характеристик работы поставщиков (таблицы 5-9).

Таблица 5 - Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Вес критерия Вид товара (номер) Объем поставки, ед./мес. Цена за единицу, руб.

1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

1 2 квартал 20 30 24 18 2050 1800 2010 1900 9 7 8 6

2 2 квартал 20 30 24 18 1900 2100 1800 2200 10 7 7 4

3 2 квартал 20 30 24 18 2100 2200 1800 1300 7 6 8 6

4 2 квартал 20 30 24 18 1600 1800 1900 2100 8 5 9 3

5 2 квартал 20 30 24 18 1700 1800 1600 1900 7 6 6 5

1 3 квартал 20 30 24 18 1980 1900 2050 2050 8 7 9 4

2 3 квартал 20 30 24 18 1800 2050 1700 2050 9 8 7 5

3 3 квартал 20 30 24 18 2010 2100 1900 1200 8 5 8 6

4 3 квартал 20 30 24 18 1550 1750 1850 2100 7 5 8 3

5 3 квартал 20 30 24 18 1650 1750 1750 1850 8 5 7 5

Таблица 6 - Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены)

Поставщик Тц (№ 20), % Тц (№ 24), % Тц (№ 30), % Тц (№ 18), % 8 (№ 20) 8 (№ 24)

1 88,9 112,5 100,0 80,0 15840 18450

2 90,0 100,0 114,2 125,0 16200 11900

3 114,3 100,0 83,3 100,0 16080 15200

4 87,5 100,0 100,0 100,0 10850 14800

5 114,3 116,7 83,3 100,0 13200 12250

Поставщик 8 (№ 30) 8 (№ 18) Б (№ 20) Б (№ 24) Б (№ 30) Б (№ 18) Тц, %

1 13300 8200 0,284 0,331 0,238 0,147 98,046

2 16400 10250 0,296 0,217 0,300 0,187 105,975

3 10500 7200 0,330 0,310 0,214 0,146 101,15

4 8750 6300 0,266 0,364 0,215 0,155 96,675

5 8750 9250 0,304 0,282 0,201 0,213 105,7

Таблица 7 - Динамика поставки товаров ненадлежащего качества. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества)_

Количество товара Доля товара ненад-

Поставщик Квартал ненадлежащего качества, поставляемого в течение месяца, ед. Общая поставка, ед. лежащего качества в общем объеме поставок, % Тц, %

1 2 квартал 74 7760 0,95 -

2 2 квартал 180 8000 2,25 -

3 2 квартал 112 7400 1,5 -

4 2 квартал 202 7400 2,7 -

5 2 квартал 86 7000 1,2 -

1 3 квартал 90 1,1 115,8

2 3 квартал 172 7980 2,3 102,2

3 3 квартал 104 7600 1,4 93,3

4 3 квартал 180 7250 2,5 92,6

5 3 квартал 84 7000 1,2 100,0

Таблица 8 - Динамика нарушений установленных сроков. Показатель надежности поставки

Номер поставщика / Показатели Поставщик № 1 Поставщик № 2 Поставщик № 3 Поставщик № 4 Поставщик № 5

Квартал 3 4 3 4 3 4 3 4 3 4

Количество, ед. 7 12 10 12 7 6 8 12 17 12

Ожидание, дни 34 18 14 16 24 10 12 23 10 17

Темп роста показателя, % 31 95 48,7 128 99,2

Таблица 9 - Расчет рейтинга поставщика

Показатель Вес Оценка поставщика по данному показателю, %

показателя

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Цена 0,3 98,046 105,975 101,15 96,675 105,7

Надежность 0,35 31 95 48,7 128 99,2

Качество 0,35 115,8 102,2 93,3 92,6 100

Рейтинг поставщи- - - - - - -

ков

Показатель Вес Произведение оценки на вес

показателя

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Цена 0,3 29,41 31,79 30,345 29,00 31,71

Надежность 0,35 10,85 33,25 17,045 44,8 34,72

Качество 0,35 40,53 35,77 32,66 32,41 35

Рейтинг поставщи- - 80,79 100,81 80,05 106,21 101,43

ков

Сумма произведений дает нам рейтинг поставщиков. Наивысший рейтинг у поставщика с номером 1, наименьший рейтинг - у поставщика с номером 4. В нашем исследовании предпочтение отдается поставщику с наименьшим рейтингом.

При разработке технико-экономических мероприятий по оптимизации управле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния системой ресурсосбережения автотранспортных средств проводился многофакторный корреляционный и дисперсионный анализ транспортно-технологических процессов с учетом:

- климатических условий арктической зоны и рациональных интервалов суровости низкотемпературных условий эксплуатации;

- выявленных закономерностей изменения температуры топлива на входе в двигатель при эксплуатации автомобиля в низкотемпературных условиях на различных скоростных режимах движения;

- коэффициента приспособленности автотранспортных средств (в том числе спецтехники нефтегазодобывающей отрасли и гражданско-промышленного строительства) к отрицательным температурам окружающего воздуха, описываемой квадратичной моделью приспособленности.

Научная новизна исследования состоит в разработке технологических подходов по оптимизации системы транспортно-логистических услуг с учетом: моделей управления запасами с фиксированным размером поставок; моделей управления поставками с фиксированным интервалом времени между поставками; сравнения основных моделей управления запасами; выявленных закономерностей превышения норм расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг; методических основ проектирования эффективной логистической системы управления поставками; учета сбоев поставки и потребления в транспортно-логистической системе предприятия.

Прикладная значимость исследования заключается в том, что на основе многокритериальной оценки грузоперевозок разработаны организационно-методические подходы, учитывающие: своевременность поставок; качество поставляемого товара; условия платежа (наличный, безналичный расчет и т.п.); финансовое состояние поставщика, а также другие факторы, рассмотренные в данной статье.

К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке, следует отнести:

- проведение качественного и количественного многокритериального анализа по оптимизации систем транспортно-логисти-ческих услуг компаний, осуществляющих

свою деятельность в условиях арктической зоны;

- разработку алгоритмического и программного обеспечения по управлению системами транспортно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера.

Проведенная опытно-экспериментальная апробация результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Проведен анализ природно-климатических условий эксплуатации автотранспортных средств (в том числе спецтехники нефтегазодобывающей отрасли и гражданско-промышленного строительства), существующих интегральных показателей суровости, которые учитывают совместное влияние различных климатических факторов, а также условий эксплуатации автомобиля на топливную экономичность в арктической зоне.

2. Разработаны организационно-методические подходы к реализации технико-экономических мероприятий, направленных на оптимизацию системы транс-портно-логистических услуг компаний, осуществляющих свою деятельность в условиях Крайнего Севера.

3. Проведено математическое и компьютерное моделирование транспортно-технологических процессов по оптимизации управления системой ресурсосбережения автотранспортных средств (в том числе спецтехники нефтегазодобывающей отрасли и гражданско-промышленного строительства), позволяющей снизить затраты на топливо, смазочные материалы, затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу на предприятиях.

4. Проведена многокритериальная оценка поставщиков по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. - 116 с.

2. Вискова, А.Ю. Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг / А.Ю. Вискова, Е.Г. Веремеенко // Молодой исследователь Дона. -2018. - № 4 (13). - С. 36-39.

3. Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

4. Завадская, К.А. Модель развития деятельности логистических компаний России в сфере логистического провайдинга / К.А. Завадская // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 18 (100). - С. 33-41.

5. Кривякин, К.С. Механизм повышения эффективности организации логистической деятельности предприятия / К.С. Кривякин // Организатор производства. - 2018. - № 4.Т. 26. - С. 77-89.

6. Кузьмин, П.А. Классификация логистических издержек / П.А. Кузьмин // Инновационная наука. - 2017. - № 6. - С. 44-46.

7. Орлова, Н.А. Совершенствование логистической системы производственного предприятия / Н.А. Орлова, Т.А. Шиндина // Сибирский журнал науки и технологий. - 2018. -№ 1. - Т. 19. - С. 182-187.

8. Хмельницкая, З.Б. Построение логистической системы инструментообеспечения предприятий промышленности России / З.Б. Хмельницкая, Ю.В. Никифорова // Известия УрГЭУ. - 2014. - № 6 (56). - С. 95-100.

9. Jazairy, A., Haartman, R.v. (2019). Analysing the institutional pressures on shippers and logistics service providers to implement green supply chain management practices. International Journal of Logistics Research and Applications. Latest Articles.

10. König, С., Caldwell, N.D., Ghadge, A. (2017). Service provider boundaries in competitive markets: the case of the logistics industry. International Journal of Production Research. Latest Articles.

11. Merminod, N., Large, R.O., Pache, G. (2019). Procurement of advanced logistics services: proposition of a reasoned action model of individual buying behavior. Supply Chain Forum: An International Journal. Latest Articles.

12. Solakivi, T., Hofmann, E., Töyli, J., Ojala, L. (2018). The performance of logistics service providers and thelogistics costs of shippers: a comparative study of Finland and Switzerland. International Journal of Logistics Research and Applications. Volume 21, 2018 - Issue 4. P. 444463.

13. Subramanian, N., Abdulrahman, M.D. (2016). Logistics and cloud computing service providers' cooperation: a resilience perspective. Production Planning & Control: The Management of Operations. Volume 28, 2017 - Issue 11-12P. 919-928.

14. Zhang, M., Pratap, S., Huang, G.Q., Zhao, Z. (2017). Optimal collaborative transportation service trading in B2B e-commerce logistics. International Journal of Production Research. Volume 55, 2017 - Issue 18. P. 5485-5501.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.