Научная статья на тему 'Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов'

Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТО / GTO / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / INTEGRATED PHYSICAL FITNESS RATE / "ПЛЕХАНОВСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС" / PLEKHANOV'S SPORT COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяр К.Э., Витько С.Ю., Пихаев Р.Р., Кондракова И.В.

В статье представлен проект комплексной оценки физической подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО. Разработан и внедрён в практику «Плехановский спортивный комплекс» (ПСК), который призван решить проблему постепенной подготовки лиц разных возрастных групп, с различным уровнем здоровья, физической подготовленности к сдаче нормативов ГТО. Дальнейшее внедрение ПСК по всем направлениям подготовки бакалавров показало достаточную добровольную активность студентов (запись на тестирование) и выполнение норм комплекса более чем 3000 студентов 2, 3 и 4-го курсов. Косвенным подтверждением эффективности ПСК также может служить 3-е место команды РЭУ им. Плеханова по ГТО на студенческих соревнованиях 30 мая 2015 г. Фактом общественного признания ПСК является решение ученого совета университета о его включении в состав балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов, как части творческого (спортивного) рейтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяр К.Э., Витько С.Ю., Пихаев Р.Р., Кондракова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов»

организационно-методические подходы

к комплексной оценке

физической подготовленности студентов

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 16.06.2016 г.

Информация для связи с автором: stolyar@tushino.com

Кандидат педагогических наук, доцент К.Э. Столяр1 С.Ю. Витько1 Аспирант Р.Р. Пихаев И.В. Кондракова1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

NEW INSTITUTIONAL AND PRACTICAL SYSTEM FOR STUDENTS' INTEGRATED PHYSICAL FITNESS RATING

Associate Professor, PhD K.E. Stolyar S.Yu. Vit'ko1

Postgraduate R.R. Pikhaev1 I.V. Kondrakova1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Аннотация

В статье представлен проект комплексной оценки физической подготовленности студентов к сдаче норм комплекса ГТО. Разработан и внедрён в практику «Плехановский спортивный комплекс» (ПСК), который призван решить проблему постепенной подготовки лиц разных возрастных групп, с различным уровнем здоровья, физической подготовленности к сдаче нормативов ГТО. Дальнейшее внедрение ПСК по всем направлениям подготовки бакалавров показало достаточную добровольную активность студентов (запись на тестирование) и выполнение норм комплекса более чем 3000 студентов 2, 3 и 4-го курсов. Косвенным подтверждением эффективности ПСК также может служить 3-е место команды РЭУ им. Плеханова по ГТО на студенческих соревнованиях 30 мая 2015 г. Фактом общественного признания ПСК является решение ученого совета университета о его включении в состав балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов, как части творческого (спортивного) рейтинга.

Ключевые слова: ГТО, комплексная оценка физической подготовленности, «Плехановский спортивный комплекс».

Annotation

The article presents a draft integrated rating system designed to assess the students' physical fitness for the GTO Complex tests. We have developed and implemented in practice the Plekhanov's Sport Complex (PSC) designed to train, in a reasonably phased manner, people of different age, health and basic physical fitness groups for the GTO tests. Practical implementation experience of the PSC in every discipline of the bachelors' training system showed the university students being fairly enthusiastic about the initiative (as verified by the signing-up lists for the tests) and, as a result, more than 3000 students of the second, third and fourth academic years were successful in the GTO tests. In addition, the PSC efficiency was indirectly proved by the 3rd place won by the Plekhanov Russian University of Economics team in the students' competitions of May 30, 2015. The popularity and benefits of the PSC was recognized by a decision of the University Academic Council to include the PSC into students' academic progress rating system as an integral part of the creative/ athletic rating component.

Keywords: GTO, integrated physical fitness rate, Plekhanov's Sport Complex.

Введение. Комплексная оценка физической подготовленности - не только эффективный способ привлечения различных слоёв населения к занятиям физической культурой: она предоставляет возможность исследовать уровень личной физической подготовленности, определить пути ее развития [1-3, 5].

Оценка уровня физического здоровья населения России как государственная задача отражена во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Возрожденный комплекс продолжает национальные российские традиции здоровьесбережения нации, принятые в 30-х гг. ХХ в. Однако перерыв более чем в 20 лет отучил людей следить за уровнем своего физического и психического здоровья, активно применять средства физической культуры и спортивной деятельности для его улучшения. Поэтому существует проблема формирования готовности студентов, сотрудников, преподавателей вузов заняться самоподготовкой и тестированием (самоконтролем) в рамках ВФСК ГТО [3, 4, 6, 7].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать проект комплексной оценки физической подготовленности студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. На основании проведённых в 2013/2014 учебном году тестирований по ГТО студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова были выявлены следующие проблемы:

• не для всех упражнений существуют условия полноценного и безопасного выполнения, в частности отсутствуют беговые дорожки длиной 120-130 м и места для проведения легкоатлетического кросса;

• практика проведения учебных занятий по дисциплинам физической культуры, сложившаяся в последние 20 лет, не предполагает выполнения нескольких тестирующих упражнений в течение одного дня, практически в режиме соревнований по многоборью;

• у студентов нет методической подготовки к выполнению упражнений, требующих проявления различных физических способностей;

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

• студенты не могут поддерживать физическую готовность на протяжении времени, необходимого для проведения тестирования по нескольким видам упражнений. Результаты опроса выявили неудовлетворённость большинства тестируемых (более 75%) показанными результатами. На учебных занятиях, в рамках сдачи контрольных нормативов по дисциплине «Физическая культура», результаты 1-2-го тестов были субъективно более высокими. Это связано с тем, что студенты не привыкли к соревновательному методу и этот фактор для них является стрессовым, снижающим результат.

В то же время студенты заинтересованы в успешной сдаче норм ВФСК ГТО и получении соответствующих знаков и поощрений. Однако педагогические наблюдения свидетельствуют о низкой мотивации к проявлению максимальных усилий для того, чтобы показать лучший для себя результат в тестах.

Для устранения возникших проблем был разработан и внедрён в практику учебного процесса «Плехановский спортивный комплекс» (ПСК), который призван решить следующие задачи:

1. Увеличить число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, не только бакалавров, но и магистров и аспирантов.

2. Увеличить количество студентов, имеющих уровень физической подготовленности «выше среднего», до 90%.

3. Повысить мотивацию студентов к самооценке физических способностей на основе информационных технологий.

4. Сформировать у студентов общий уровень знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных тренировочных занятий для сдачи норм ГТО.

5. Развить формы проявления двигательной активности в соревновательном режиме.

6. Сформировать ответственность студентов перед государством за уровень своего физического и психического здоровья.

Внедрение проекта ПСК включало несколько этапов: На первом этапе (2013/2014 учебный год) осуществлен отбор тестирующих упражнений для проверки основных физических способностей: силы, быстроты, гибкости и выносливости, соответствующих возможностям спортивной инфраструктуры университета; разработана предварительная шкала оценок; создан соответствующий антураж - разработана символика ПСК. На этом же этапе были опробованы отобранные тестирующие упражнения в условиях реального учебного процесса.

На втором этапе (2014/2015 учебный год) добавлены упражнения, тестирующие координационные способности. Систематизирована и доработана шкала оценок. Комплекс вошёл в содержание учебного процесса как средство повышения рейтинговой оценки студента по элективным дисциплинам.

На третьем этапе (2015/2016 учебный год) конкретизировалась шкала оценок. Добавлены упражнения, тестирующие прикладные двигательные навыки, - стрельба из электронного оружия и плавание.

В результате в состав ПСК включены следующие тестирующие упражнения для оценки:

• развития быстроты (челночный бег 4 х 10 м);

• силовых способностей (подтягивание на высокой перекладине для мужчин и сгибание-разгибание рук в упоре лежа для женщин);

• гибкости (наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке);

• скоростно-силовых способностей и координации (прыжок в длину с места);

• прикладных двигательных навыков (плавание свободным стилем на дистанцию 50 м и стрельба из электронного оружия на дистанцию 10 м).

По каждому из видов программы тестирования разработана дифференциация по четырем уровням: третий («бронзо-

Уровень физической подготовленности студентов по направлению подготовки «Таможенное дело», п= 64

Контрольное упражнение Результаты

2014/2015 учеб. г. 2015/2016 учеб. г.

Развитие быстроты

Челночный бег 4х10 м, с

мужчины 10,6±0,4 10,1±0,3

женщины 11,7±0,4 10,7±0,4

Развитие силы

Подтягивания, колич. раз, мужчины 11±3 14±4

Сгибание рук в упоре лежа, колич. раз, женщины 13±4 18±4

Развитие гибкости

Наклон вперёд, см

мужчины - 2±3 -3±3

женщины - 5±2 - 7±4

вый»), второй («серебряный»), первый («золотой») и «Мастер ПСК». Числовые показатели соотносятся с аналогичными из ВФСК ГТО. Для того чтобы выполнить нормативы степени «Мастер ПСК», студентам необходимо выполнить все нормативы по высшему уровню. Студенты, имеющие такую степень, должны успешно выполнить нормативы ВФСК ГТО на «золотой» значок.

Для иллюстрации эффективности предложенного организационно-методического подхода - проекта «Плехановский спортивный комплекс» подготовки студентов к добровольной сдаче норм ВФСК ГТО был проведен эксперимент. В нем участвовали студенты по направлению подготовки «Таможенное дело». Выбор данного контингента обусловлен тем, что физическая подготовленность абитуриентов является одним из испытаний при поступлении в университет и одной из профессионально важных общекультурных компетенций выпускников.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты внедрения ПСК показали позитивную тенденцию по основным контролируемым критериям (см. таблицу).

Согласно представленным данным во всех испытаниях наблюдается устойчивый рост средних результатов по выборке, что свидетельствует об эффективности предложенного организационно-методического подхода к комплексной оценке физической подготовленности студентов.

Вывод. Дальнейшее внедрение ПСК по всем направлениям подготовки бакалавров показало достаточную добровольную активность студентов (запись на тестирование) и выполнение норм комплекса более чем 3000 студентов 2, 3 и 4-го курсов.

Косвенным подтверждением эффективности ПСК также может служить 3-е место команды РЭУ им. Плеханова по ГТО на студенческих соревнованиях 30 мая 2015 г.

Фактом общественного признания ПСК является решение ученого совета университета о включении ПСК в состав балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов как части творческого (спортивного) рейтинга.

Литература

Аверясова Ю.О. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования [Текст] / Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков, С.Ю. Витько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - С. 73-75.

Аверясова Ю.О. Нормативно-правовые основы самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» / Ю.О. Аверясова, С.В. Крашенинников. // Сб. науч. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. Брест, 24-26 октября 2013 г. «Современные проблемы формирования и укрепления здоровья». -Брест: Изд-во «Альтернатива», 2013. - С. 173-175.

1.

2.

10

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

3. Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 138 c.

4. Андрющенко Л.Б. Инновационные методы оценки знаний по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие / Л.Б. Андрющенко, И.В. Лосева и др. - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. - 98 с.

5. Андрющенко Л.Б. Мониторинг физического здоровья студентов / Л.Б. Андрщенко, П.Ю. Аллянова / Л.Б. Андрющенко // Сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф.. Брест, 24-26 октября 2013 года. «Современные проблемы формирования и укрепления здоровья». - Брест: Изд-во «Альтернатива», 2013. - С. 65-69.

6. Цуцаева М.В. Инновационные аспекты процесса обучения и контроля физического воспитания в учреждениях системы высшего образования: монография / М.В. Цуцаева, Т.Г. Вялкина. - Волгоград, 2016. - 163 с.

7. Шутова Т.Н. Фитнес технологии в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Т.Е. Симина, М.Ю. Точигин, А.Г. Буров «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / редкол. О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 143-146.

References

1. Averyasova J.O. Professionalno-lichnostnoe razvitie spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu v period modernizatsii vyisshego obrazovaniya (Professional personal development of physical education and sports specialists within higher education modernization) / J.O. Averyasova, G.B. Kondrakov, S.Yu. Vit'ko // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2016. - № 3. - P. 73-75.

2. Averyasova J.O. Normativno-pravovye osnovy samostoyatelnoy rabotyi studentov po distsipline «Fizicheskaya kultura» (Regulatory framework of students' self-learning of "Physical Education" discipline) / J.O. Averyasova, S.V. Krasheninnikov. // Sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Brest, 24-26 oktyabrya 2013

g. «Sovremennyie problemyi formirovaniya i ukrepleniya zdorovya» (Col. scientific papers of Intern. res.-practical conf. "Modern issues of formation and promotion of health") Brest, October 24-26 2013.

- Brest: Al'ternativa, 2013. - P. 173-175.

3. Aktualnyie problemyi i podhodyi k vnedreniyu Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone»: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Actual problems and approaches to implementation of Russian physical culture and sport complex "Ready for Labor and Defence": Proc. res.-pract. conf.) / Ural state ped. un-ty. - Yekaterinburg, 2014. - 138 p.

4. Andryushchenko L.B. Innovatsionnyie metodyi otsenki znaniy po distsipline «Fizicheskaya kultura»: ucheb. posobie (Innovative methods of assessment of knowledge in Physical Education: study guide) / L.B. Andryushchenko, I.V. Loseva et al. - Moscow: Timiryazev RSAU-MSAA (RGAU-MSKhA im. K.A. Timiryazeva), 2009. - 98 p.

5. Andryushchenko L.B. Monitoring fizicheskogo zdorovya studentov (Monitoring of students' physical health) / L.B. Andryushchenko, P.Yu. Allyanova / L.B. Andryushchenko // Sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Sovremennyie problemyi formirovaniya i ukrepleniya zdorovya» (Col. scientific papers of Intern. res.-practical conf. "Modern issues of formation and promotion of health") Brest, 24-26 October 2013. - Brest: Al'ternativa, 2013. - P. 65-69.

6. Tsutsaeva M.V. Innovatsionnyie aspektyi protsessa obucheniya i kontrolya fizicheskogo vospitaniya v uchrezhdeniyah sistemyi vyisshego obrazovaniya: monografiya (Innovative aspects of training and monitoring of physical education in higher education institutions: monograph) / M.V. Tsutsaeva, T.G. Vyalkina. - Volgograd: Pub. h-se, 2016. - 163 p.

7. Shutova T.N. Fitnes tehnologii v fizicheskom vospitanii studentov (Fitness technologies in university physical education) / T.N. Shutova, T.E. Simina, M.Yu. Tochigin, A.G. Burov «Nauchnoe i obrazovatelnoe prostranstvo: perspektivyi razvitiya»: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Proc. Intern. res.-practical conf. "Scientific and educational space: development prospects") / Ed. board O.N. Shirokov [ et al.].

- Cheboksary: Interaktiv plyus, 2015. - P. 143-146.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

УДК/UDC

Поступила в редакцию 15.05.2016 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Широбакина1 Доктор педагогических наук, профессор М.А. Вершинин1

волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Ключевые слова: обучаемость, мыслительные операции, конспектирование, инновационные образовательные технологии.

Введение. Продуктивность и качество учебной деятельности студентов и профессиональная мобильность выпускников вузов напрямую зависят от уровня их обучаемости, то есть сформиро-ванности мыслительных операций. В последние годы специалисты отмечают, что обучаемость является актуальной проблемой современного образования, для решения которой требуется владение студентами рациональной организацией и техникой информационного труда [1]. При этом исследования уровня сформированности мыслительных операций у студентов вузов первых курсов, проводимые на протяжении ряда лет, подтверждают необходимость целенаправленного развития творческого мышления, лежащего в основе способности к учению [1].

Цель исследования - подобрать образовательную технологию и определить учебную дисциплину, в рамках которой возможно целенаправленно осуществлять формирование мыслительных операций.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного анализа основных образовательных технологий были выбраны две: систематизация и визуализированная презентация знаний и развивающее обучение, основу которых составляет контекстно-компетентностная парадигма. К основным формам и методам реализации данных технологий относятся: подготовка рефератов; аннотирование литературы; анализ ситуаций и др. Они являются очень важными для осуществления учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности

и традиционно включаются в самостоятельную работу студента, как наиболее распространённые формы. Различные опросы, проводимые среди студентов вузов, показывают, что составление конспекта и написание реферата, особенно с использованием компьютера, являются для них приоритетными. Тем не менее проведенное исследование показало, что составление конспекта как вид деятельности не сформировано на должном уровне, то есть студенты не владеют операционным составом написания конспекта и реферата.

В качестве учебной дисциплины был разработан авторский курс «Методы обработки и сжатия информации», одной из основных целей которого является повышение уровня обучаемости студентов за счет формирования у них основных мыслительных операций. А именно: логический анализ, способность к сравнению, обобщению, систематизации и классификации понятий, поиск логических отношений, гибкость мышления.

Вывод. Освоение методов обработки и сжатия информации является необходимым условием деятельности человека, поскольку в современном обществе информация - не только знание, но и метод и средство воздействия. Главный критерий усвоения методов обработки информационных потоков - способность к обучению. В ее основе лежит творческое мышление, которое необходимо развивать.

Использованная литература

1. Широбакина Е.А. Формирование навыков эффективной работы с информацией и информационными потоками [Текст] / Е.А. Широбакина // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7 . - С. 14.

Информация для связи с автором: shirobackina_prepod@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.