Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками-сиротами в условиях детского дома'

Организационно-методические аспекты проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками-сиротами в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беженцева Л. М., Ревякин Ю. Т.

The obtained results of investigations showed that presented methodic of training with the using of fitness aerobics and the elements of callithenics give positing results not only in keeping body from gifting into the state of lowered resistance of girls 10-11 years but makes a great contribution to the correction of heir psychioemotional sentiment and morpohofunctional condition and all-round development psychological process and motor fitness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Methodical Aspects of Conducting Aerobics Classes with Orphan-Girls in the Orphanages

The obtained results of investigations showed that presented methodic of training with the using of fitness aerobics and the elements of callithenics give positing results not only in keeping body from gifting into the state of lowered resistance of girls 10-11 years but makes a great contribution to the correction of heir psychioemotional sentiment and morpohofunctional condition and all-round development psychological process and motor fitness.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты проведения занятий по оздоровительной аэробике с девочками-сиротами в условиях детского дома»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ С ДЕВОЧКАМИ-СИРОТАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Томский государственный педагогический университет

Современный кризис (нарастание экологических, экономических проблем, сочетающихся с высокой социальной напряженностью к неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности и т.п.). охвативший все сферы жизни ь Российской Федерации, представляет серьезную проблему для нормального развития человека. При этом самой ранимой и уязвимой частью населения становятся дети. По статистическим данным в стране лишь 12 % здоровых детей. 33 % - больных и 55 % - с различными отклонениями в состоянии здоровья [1; 2. с. 45-47].

Наряду с этими проблемами в нашей стране за последние годы наблюдается значительное увеличение числа детей, оставшихся без родительского попечения. воспитывающихся в детских домах.

Дети этой категории по всем параметрам отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семьях: темпы психического развития замедлены: ниже уровень интеллектуального развитая; беднее эмоциональная сфера, воображение; не развита саморегуляция; слабое физическое развитие; низкая умственная и физическая работоспособность; низкий уровень двигательной подготовленности. Для них характерны следующие личностные проявления: отсутствие общественно значимых ценностных ориентаций, воровство, жестокость, агрессивность, лень, лживость, низкая самооценка, неверие в себя, нерешительность, потеря ценности человеческой жизни, утрата интереса к труду, отсутствие общественно значимых норм морали и нравственности, а также любознательности, дурные привычки (нецензурная брань; употребление алкоголя, наркотиков; токсикомания и т.п.). Все указанные недостатки присущи воспитанникам детских домов,

как показывают исследования многих авторов [3-5]. из-за отсутствия полноценного эмоционального общения ребенка со взрослыми, особенно с матерью, из-за недостаточного внимания, заботы, любви со стороны взрослых к отягощенной наследственности.

Психологические основы 'нормального формирования личности детей способна обеспечить дыгь семья с адекватной психологической атмосферой. Самой главной функциональной причиной отклонения в психическом развитии детей-сирот, по мнению психологов, является материнская депривация.

Материнская депривация ведет к сенсорной (обеднение среды, ее сужение), социальной (уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми), эмоциональной (снижение эмоционального фона при взаимоотношениях), психической (состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения основных психических потребностей) депривациям. Часто очень трудно выделить тип деприваций, оказывающий наиболее сильное влияние на развитие ребенка; как правило, они действуют в совокупности.

По данным авторов [6], к психотравмирующим факторам, вызывающим отклонения в психическом и общем развитии, которым дети подверглись в условиях неблагополучных семей, относят:

- шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности (драки, пьянство, избиение и т.п.);

- постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (противоречия в воспитании, появление отчима, мачехи, помещение в детские учреждения);

- эмоциональные депривации.

Последствия психотравм выражаются в изменении внутреннего мира ребенка, который трудно поддается коррекции.

Значение движений для организма детей с отклонениями в развитии столь велико, что двигательная активность для них выделена как ведущий признак жизни.

Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-сирот существенно важное место должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, активно-двигательным (мышечные и дыхательные, координационные и развивающие упражнения) гигиеническим и закаливающим мероприятиям.

Специалисты свидетельствуют, что для таких детей физкультура - один из основных способов устранения вторичных отклонений в физическом развитии и двигательной сфере за счет повышения двигательных возможностей. Особое место в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, должны занимать педагогически оправданные, экспериментально проверенные средства и методы физического воспитания. Важно начать эту работу вовремя, так как известно, что в более раннем возрасте процесс компенсации развивается успешнее [7, 8].

Исследователи [9; 10, с. 20; 11, с. 19; 12, с. 20; 13, с. 20] утверждают, что недельная нагрузка учебных занятий в школах для успешного решения задач физического воспитания детей-сирот является недостаточной. Поэтому для таких школьников необходимо разработать программы дополнительного физкультурного образования [3, 14].

Как правило, практически у всех детей, поступающих в приюты, а в дальнейшем попадающих в детские дома, в результате обследования медико-пси-холого-педагогической комиссией выявляются диагнозы: умственная отсталость или задержка психического развития разных форм (конституционной, соматического происхождения, психогенной природы, церебрально-органического генеза). Воспитанники детских домов обучаются по специальной программе в коррекционных школах VII вида, предназначенных для детей с ЗПР, и VIII вида - для умственно отсталых.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие отечественные психологи, сотрудники института общей и педагогической психологии немало внимания уделяют проблеме психического развития детей, лишенных родительского попечения, но многие задачи, связанные с организацией форм, методов и средств развития и воспитания таких детей, особенно в сфере физического воспитания, обеспечивающих компенсацию отклонений и деформаций в их психическом и общем развитии, остаются все еще не решенными. Число публикаций в современных психологических журналах и отдельных изданиях явно не соответству-

ет возрастающим проблемам, возникающим в системе домов ребенка, детских домов, школ-интернатов по воспитанию и развитию детей разных возрастов.

Исходя из этого положения, мы попытались в ка-кой-то мере решить эту проблему.

Поэтому целью данного исследования являлась оценка эффективности предложенной методики занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики с девочками-сиротами 10-11 лет, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

На основе поставленной цели была выдвинута гипотеза - предположение о том, что предложенные организация, содержание и методика занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики как дополнительной формы двигательной активности с целью повышения двигательной подготовленности, с учетом вида и степени отклонений в состоянии здоровья, позволят провести коррекцию психоэмоционального и морфофункционального состояния и оптимизировать психические процессы.

Методы и организация исследования. Данное исследование проводилось на базе детского дома № 4 г. Томска в течение трех лет. В исследовании принимали участие девочки-сироты 10-11 лет, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья и обучающиеся в коррекционных классах VII вида.

Педагогические наблюдения и результаты предварительного исследования показали, что необходимо провести поиск наиболее адекватных педагогических мероприятий, обеспечивающих положительные изменения в физическом, морфофункциональном и психоэмоциональном состоянии, а также в развитии психических процессов девочек-сирот.

В основу методики занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики были положены следующие положения:

- оздоровительно-коррекционная направленность занятий;

- широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной интенсивности, амплитуды;

- использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску;

- использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и координации движений.

Данная методика разрабатывалась с учетом:

- интересов занимающихся;

- формирования потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями;

- развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и координационных способностей, уровень развития которых требовал коррекции;

- подготовленности функциональных систем занимающихся.

Физкультурные занятия с девочками-сиротами строились на основе общепедагогических принципов и методов обучения и тренировки [15].

При подборе видов двигательной активности мы руководствовались рекомендациями авторов [16, ! 7].

Результаты специальных исследований убедительно показали, что занятия аэробными упражнениями -Оказывают положительное влияние на показатели здоровья, эмоционального фона, физической подготовленности [18]. Регулярные занятия физическими упражнениями, а частности аэробикой, интенсивно влияют на органы .пищеварения./способствуя ускорению обменных процессов, улучшению работы кишечника [19].

Большое внимание на занятиях уделялось музыкальному сенровождению. Многочисленные научные исследования показывают, что музыка не только влияет на психику; но и оказывает сложные регулирующие воздействия на деятельность самых различных органов и систем (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную).

Определение и регулирование нагрузки в процессе занятия осуществлялось с помощью наиболее информативного показателя реакции организма на физическую нагрузку - частоты сердечных сокращений (ЧСС), а также внешних признаков утомления.

Строгое регулирование физических нагрузок и ах чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и систем организма детей.

Основное содержание-занятий состояло из комплексного сочетания средств оздоровительной .аэробики и элементов художественной гимнастики.

- Занятия проводилисьлри раза в неделю по 60 мин, подготовительная часть длилась 1-0—15 %, основная 60-70 % и заключительная 10-15 % общего времени занятий. Темп музыкального сопровождения составлял от 80 до 160 музыкальных акцентов в минуту. По данным исследований различных авторов [20, 21], такой режим занятий, физическими упражнениями является достаточным для возникновения оздоровительного эффекта и повышения работоспособности.

Пользуясь- рекомендациями автора [22], для разучивания базовых элементов аэробики использовались методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных движений: метод усложнения, метод сходства, метод блоков, метод «калифорнийский стиль».

На основе результатов предварительного исследования было, выявлено, что все показатели психоэмоционального состояния выше нормы, поэтому в процессе занятий дг»я норматизаиии психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности) наряду с физическими упражнениями использовались педагогические при-

емы: занимающиеся с высоким уровнем тревожности и фрустрации расставлялись на вторые, третьи линии; комплектование пар производилось с учетом уровня подютовденпости и симпатий друг к: другу-скрытие недостатков и подчеркивание положительных сторон занимающихся; поэтапное разучивание упражнений позволяло исключить боязнь, робость, излишнее напряжение; поощрение; исключение лидерства, отрицательных оценок; использование шуток, юмора; цветных предметов преимущественно желтого цвета, так как этот цвет способствует успокоению возбужденного состояния, стимулированию мозга, активизации умственной работы: использование релаксационных упражнений в сочетании с медленной музыкой с целью снятия утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения и проведение специальных игр («Сороконожка» — направлена на взаимодействие со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива; «Волшебный шарик» - способствует снятию эмоционального напряжения; «Мой .хороший попугай» - направлена на развитие чувства эмпатии; «Липучка» - способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения; «Псхвалилхи» -способствует повышению- самооценки ребенка).

С целью оптимизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображений) занимающихся на занятиях проводились специально по-

- добранные подвижные игры и упражнения («Слушай сигнал». «Вызов номеров», «Все ли на месте». «Отгадай движение», «Запрещенное движение», «Следи за командой); и т.д,).

Выполнение упражнений динамического характера/характерных для художественной гимнастики (вы-

- тягивание стопы, поднимание на носки, пружинистые движения) способствовали укреплению мышц и связок стоп, помогали их правильному' формированию.

Коррекция моторики пальцев рук и развитие координации движений занимающихся осуществлялась при помощи использования упражнений с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

. Восстановлению ритма дыхания после выполне-ния высокоинтенсивных упражнений, укреплению дыхательной му скулату ры и повышению жизненной -емкости легких способствовали упражнения на дыхание.

Повышение уровня кондиционных способностей осуществлялось при помощи целенаправленного

выполнения упражнений иа отстающие физические качества (силовая выносливость мышц брюшного пресса и верхних извечностей, скоростно-силовые способности).

В заключительной--яасти?зашшМ,-даяшсетанов-ления организма занимающихся после длительной работы, проводились упражнения на расслабление.

Предложенная методика и организация зшшшм была проверена в ходе ‘естественного зяенеряишта.

Таблица 1

Распределение времени и упражнений по частям занятия

Часть занятия т, мин Должная ЧСС, уд./мин Темп музыкального сопровождения, акц./мин Рекомендуемые упражнения

Подготовительная 15-20 110-140 80-140 1) базовые шаги аэробик низкой интенсивности, ударности; 2) элементы хореографии; 3) предварительный стретч

Основная 30-40 130-150 140-160 1) базовые шаги аэробики высокой интенсивности, низкой, высокой ударности; 2) дыхательные упражнения; 3) упражнения с предметами; 4) игры для развития внимания, памяти; 5) упражнения для развития физических качеств

Заключительная 10-15 80-100 100-110 1) глубокий стретч; 2) упражнения на расслабление; 3) дыхательные упражнения

Для этого определялась динамика исследуемых показателей и проводился сравнительно-сопоставительный анализ.

Методика исследования

Определение морфофункционального состояния испытуемых проводилось по общепринятой методике [23] в конце каждой учебной четверти в течение года.

Общий уровень двигательной подготовленности определялся при помощи батареи тестов [24]. Тесты использовались для характеристики различных сторон двигательной подготовленности.

Для определения психических состояний был использован опросник Айзенка, позволяющий определить уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.

Для определения уровня развития психических процессов использовались методики оценки устойчивости внимания на основе таблицы Шульте-Горбова и кратковременной памяти с помощью методики «12 слов».

Результаты исследования и их обсуждения

Полученные показатели морфофункционального состояния девочек-сирот 10-11 лет за период педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что произошли незначительные изменения во всех показателях, но достоверно только в показателе, определяющем силу правой кисти (Р < 0.01). В остальных показателях прирост оказался недостоверный (Р > 0.01), так как наблюдается тенденция к росту' измеряемых показателей, т.е. приближения к среднестатистической норме, можно сказать о положительном влиянии предложенной методики занятий на организм девочек-сирот, имеющих отклонения в состоянии здоровья (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей морфофункционалъного состояния девочек-сирот 10-11 лет,

имеющих отклонения в состоянии здоровья за триод педагогического эксперимента

Показатель Х± т Абсолютный сдвиг Р (п = 25)

начальные конечные

Длина тела, см 135.4 ± 0.2 137.50 ±0.06 2:1 >0.01

Масса тела, кг 27.40 ± 0.09 28.10 ±0.08 0.7 >0.01

Окружность грудной клетки, см 63.00 ± 0.07 64.00 ± 0.06 1 >0.01

Динамометрия: сила правой кисти, кг; сила левой кисти, кг 9.4 ± 0.3 10.5 ±0.2 10.70 ±0.02 10.80 ±0.18 1.3 0.3 <0.01 >0.01

ЧСС в покое за 10 с, кол-во ударов 12.70 ±0.30 12.20 ±0.22 0.5 >0.01

ЖЕДмл 1570.0 ±0.2 1580.0 ±0.8 10 >0.01

Анализируя результаты тестирования общей двигательной подготовленности девочек этой категории, можно сказать, что во всех контрольных упражнениях произошли положительные изменения. Так, в тесте удержание в висе на согнутых руках, используемом для оценки силовой выносливости рук, наблюдается наибольший абсолютный сдвиг (АС) - 6.7 с, прирост оказался статистически достоверным (Р < 0.01). В остальных контрольных упражнениях также произошел достоверный прирост

Таблица 3

Динамика показателей общей двигательной

подготовленности девочек-еирот 10-11 лет за период педагогического эксперимента

Контрольное упражнение Х± ш Абсолютный сдвиг р (п = 25)

начальные конечные

Прыжок в длину с места, см 147.60 ±0.64 151.00*1.06 3.4 <0.01

Вис на согнутых руках, с 18.40 ± 1.16 25.10 ± 1.06 6.7 <0.01

Поднимание туловища из положения, лежа с согнутыми ногами за 60 с, кол-во раз 35.0 ±0.7 40.6 ±0.6 5.6 <0.01

Наклон туловища вперед ¡в положении 14.9 = 0.9 18.70 + 0.41 О© со < о сі

результатов соответственно: в тесте для оценки скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) АС - 3.4 см (Р < 0.01); в тесте для оценки силовой выносливости мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами) АС - 5.6 раза. (Р < 0.01); в тесте для оценки уровня развития подвижности в тазобедренных суставах (наклон туловища вперед в положении сидя) АС - 3.8 см (Р <0.01) (табл. 3).

С целью выявления влияния предложенной методики занятий на уровень развития психических процессов (кратковременной памяти и устойчивости внимания) определялась динамика полученных

показателей тестирования девочек-сирот 10-11 лет за период педагогического эксперимента (табл. 4).

Рассматривая полученные результаты повторного тестирования психических процессов, можно утверждать наличие влияния занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики на активизацию кратковременной памяти и устойчивости внимания у девочек-сирот с отклонениями в развитии. Результаты в тесте, определяющем кратковременную память, за период педагогического эксперимента достоверно улучшились на 2.4 (Р < 0.01), а результаты теста, позволяющего определить устойчивость внимания, достоверно улучшились на 4.1 балла (Р < 0.01).

Для выявления эффективности применяемых средств, методов и педагогических приемов на занятиях проводился повторный сравнительный анализ динамики показателей психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности) девочек-сирот 10-11 лет со школьницами такого же возраста, воспитывающимися в семьях (табл. 5 и гистограмма).

Значительные изменения произошли в показателе тревожности у девочек-сирот. данный показатель снизился на 3 балла и приблизился к среднему значению (10), а различия в гру ппах оказались статистически существенными (Р < 0.01). Это говорит о том. что воспитанницы детского дома все равно существенно отличаются по уровню тревожности от девочек, воспитывающихся в семьях.

В остальных показателях существенных различий между группами испытуемых не наблюдается (Р > 0.01). Так, показатель фрустрации у девочек-сирот составил 9.2 балла (на 0.8 балла ниже среднего), у девочек, воспитывающихся в семьях, 7.7 балла, а на предварительном этапе исследования этот показатель был значительно выше у девочек-сирот. Также незначительно снизились показатели агрессивности, но остались на уровне выше среднего, а различия в группах недостоверные (Р > 0.01), как и на предварительном этапе исследования. Это говорит о том, что данный показатель трудно поддается коррекции из-за того, что девочки, воспитывающиеся в детском доме, часто подвергаются оскорбле-

Таблица4

Динамика показателей психических процессов у девочек-сирот с отклонениями в развитии

Психическая функция Х± «п Абсолютный і сдвиг р (п =25)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начальные конечные

Кратковременная память, кол-во слов 5.70 ± 0.35 8.10 ±0.22 2.4 <0.01

Устойчивость внимания, баллы 52.5 ±0.8 56.6 ± 0.8 4.1 <0.01

Таблица 5 Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния испытуемых за период педагогического эксперимента

Состояние Х± ш Р (п = 25)

начальные конечные

Тревожность 7.80 ±0.56 10.00 ±0.27 <0.01

Фрустрация 7.7 ± 0.4 9.20 ± 0.56 >0.01

Агрессивность 11.5 ±0.5 И .10 ±0.57 >0.01

Ригидность 10.6 ±0.4 10.80 ± 0.34 >0.01

проявления агрессивности по отношению к сверстникам.

Показатели ригидности также существенно не различаются в обеих группах (Р > 0.01), как и в начале исследования, но незначительно снизились, т.е. у девочек-сирот уменьшились затруднения в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки благодаря систематическим занятиям, рациональному использованию средств, методов и педагогических приемов (см. гистограмму).

Вывод

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что предложенная методика занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики оказывает положительное влияние не только на уровень двигательной подготовленности девочек-сирот 10-11 лет, но и способствует коррекции их психоэмоцианального и морфофункциа-нального состояния, а также повышению уровня развития психических процессов.

Литература

1. Жбинковский Я. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции инвалидов: Дис. ... канд. наук. М., 1994.

2. Соладков А,С., Морозова О.В, Адаптационно-компенсаторные нарушения у детей-инвалидов и их коррекция средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1998. N8 1.

3. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И,В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

4. Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1997. № 3.

5. Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький, 1976.

6. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи поддержки // Прикладная психология и психоанализ. 1998. № 2.

7. Дмитриев А,А..Сермеев Б.В. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Красноярск, 1988.

8. Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. 1998. № 3.

9. Черник Е.С, Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы, М., 1992.

10. Сахоненко А.А. Общая физическая подготовка умственно отсталых школьников 8-11 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,

Омск, 1999,

11. Смоленская А.Н. Формирование уверенности в себе у неуспевающих младших школьников с ограничениями здоровья: Автореф. дис, ... канд. пед. наук. Кострома, 2002,

12. Бобылева Т.А. Коррекция двигательной сферы учащихся, имеющих ЗПР, в условиях общеобразовательной школы Крайнего Севера средствами физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.

13. Зак Г.Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития: Автореф, дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.

14. Сатышева С.Н. Компенсация отклонений и деформаций в психическом развитии воспитанников детского дома: Метод, руководство для воспитателей детских домов. Томск, 1999.

15. Ашмарин Н.В. Теория и методика физического воспитания. М., 1999,

16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1987

17. Хоули Э.Т., Дон Френке Б. Оздоровительный фитнесс. Киев, 2000.

18. Иноземцева Е.С. Влияние занятий физической культурой на уровень психоэмоционального напряжения // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2001.

19. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика // Физкультура и спорт. М., 1985.

20. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.

21. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

22. Филлипова Ю.С. Методическое пособие по оздоровительной аэробике. Новосибирск,' 1995.

23. Капрман В.Л. Спортивная медицина. М.,1980.

24. Лях В.И, Тесты в физическом воспитании школьников: Пос. для учителя. М.,1998.

□ Здоровые девочки, воспитывающиеся в семье

И Девочки с отклонением в развитии, воспитывающиеся в детском доме

ниям, оказываются в ситуациях, вызывающих отрицательные эмоции и подавляющих чувство эмпатии, а это ведет к увеличению количества случаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.