Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В СОСТАВЕ МАЛЫХ БОЕВЫХ ГРУПП'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В СОСТАВЕ МАЛЫХ БОЕВЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВАЯ ГРУППА / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко А.А., Клыкова Е.В.

Данная работа посвящена проблематике повышения качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к эффективным действиям в особых условиях, в составе малых боевых групп. В связи со стремительно меняющейся геополитической обстановкой в мире и в сопредельных с Россией государствах, на современном этапе не менее стремительно меняются и условия функционирования подразделений МВД России, появляются новые вызовы, требующие быстрых и эффективных ответных мер, направленных на пресечение противоправных проявлений и обеспечение безопасности граждан нашего государства. В целях быстрого и эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы возникает вопрос о возникшей необходимости ревизии организации и содержательного компонента профессиональной подготовки сотрудников ОВД к действиям в особых условиях в соответствии с реалиями настоящего времени. Прежде всего, это увеличение практической направленности обучения с акцентом на тактические действия в составе малых боевых групп, умелое владение как длинноствольным, так и короткоствольным огнестрельным оружием при решении различных тактических задач, способность оказывать взаимо- и самопомощь в условиях огневого контакта и др. Авторы статьи, основываясь на опыте реализации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина образовательных программ, направленных на повышение уровня профессиональной подготовленности различных категорий сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях, выделили ряд организационно-методических аспектов, позволяющих увеличить эффективность образовательного процесса рассматриваемой категории обучающихся и повысить профессиональную готовность сотрудников ОВД к действиям в составе малых боевых групп. Авторы предлагают и обосновывают систему этапности процесса обучения и формирования новых компетенций сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко А.А., Клыкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING LAW ENFORCEMENT OFFICERS TO ACT AS PART OF SMALL COMBAT GROUPS

This work is devoted to the problems of improving the quality of professional training of employees of internal affairs bodies for effective actions in special conditions, as part of small combat groups. Due to the rapidly changing geopolitical situation in the world and in the states adjacent to Russia, at the present stage, the conditions for the functioning of the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are changing no less rapidly, new challenges are emerging that require rapid and effective response measures aimed at suppressing illegal manifestations and ensuring the safety of citizens of our state. In order to respond quickly and effectively to new challenges and threats, the question arises about the need to audit the organization and the substantive component of the professional training of ATS employees to act in special conditions in accordance with the realities of the present time. First of all, this is an increase in the practical orientation of training with an emphasis on tactical actions as part of small combat groups, skillful possession of both long-barreled and short-barreled firearms in solving various tactical tasks, the ability to provide mutual and self-help in conditions of fire contact, etc. The authors of the article, based on the experience of implementing educational programs at the I.D. Putilin Belgorod Law Institute aimed at improving the level of professional readiness of various categories of employees of internal affairs bodies to act in special conditions, identified a number of organizational and methodological aspects that allow increasing the effectiveness of the educational process of the category of students in question and increasing the professional readiness of police officers to act in as part of small combat groups. The authors propose and substantiate a system of stages in the learning process and the formation of new competencies of law enforcement officers to act in special conditions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В СОСТАВЕ МАЛЫХ БОЕВЫХ ГРУПП»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ДЕЙСТВИЯМ В СОСТАВЕ МАЛЫХ БОЕВЫХ ГРУПП

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING LAW ENFORCEMENT OFFICERS TO ACT AS PART OF

SMALL COMBAT GROUPS

УДК 378:351.86

А.А. ТАРАСЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) А.А.Тarasenko777@yandex.ru

Е.В. КЛЫКОВА,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) klikova.ew@yandex.ru

ALEXANDER A. TARASENKO,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

ELENA V. KLYKOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: данная работа посвящена проблематике повышения качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к эффективным действиям в особых условиях, в составе малых боевых групп.

В связи со стремительно меняющейся геополитической обстановкой в мире и в сопредельных с Россией государствах, на современном этапе не менее стремительно меняются и условия функционирования подразделений МВД России, появляются новые вызовы, требующие быстрых и эффективных ответных мер, направленных на пресечение противоправных проявлений и обеспечение безопасности граждан нашего государства. В целях быстрого и эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы возникает вопрос о возникшей необходимости ревизии организации и содержательного компонента профессиональной подготовки сотрудников ОВД к действиям в особых условиях в соответствии с реалиями настоящего времени. Прежде всего, это увеличение практической направленности обучения с акцентом на тактические действия в составе малых боевых групп, умелое владение как длинноствольным, так и короткоствольным огнестрельным оружием при решении различных тактических задач, способность оказывать взаимо- и самопомощь в условиях огневого контакта и др.

Авторы статьи, основываясь на опыте реализации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина образовательных программ, направленных на повышение уровня профессиональной подготовленности различных категорий сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях, выделили ряд организационно-методических аспектов, позволяющих увеличить эффективность образовательного процесса рассматриваемой категории обучающихся и повысить профессиональную готовность сотрудников ОВД к действиям в составе малых боевых групп.

Авторы предлагают и обосновывают систему этапности процесса обучения и формирования новых компетенций сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, боевая группа, особые условия, тактическая подготовка сотрудников ОВД, формирование профессиональных компетенций.

Для цитирования: Тарасенко А.А., Клыкова Е.В. Организационно-методические аспекты подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в составе малых боевых групп // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 1. С. 50-55.

Abstract: this work is devoted to the problems of improving the quality of professional training of employees of internal affairs bodies for effective actions in special conditions, as part of small combat groups.

Due to the rapidly changing geopolitical situation in the world and in the states adjacent to Russia, at the present stage, the conditions for the functioning of the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are changing no less rapidly, new challenges are emerging that require rapid and effective response measures aimed at suppressing illegal manifestations and ensuring the safety of citizens of our state. In order to respond quickly and effectively to new challenges and threats, the question arises about the need to audit the organization and the substantive component of the professional training of ATS employees to act in special conditions in accordance with the realities of the present time. First of all, this is an increase in the practical orientation of training with an emphasis on tactical actions as part of small combat groups, skillful possession of both long-barreled and short-barreled firearms in solving various tactical tasks, the ability to provide mutual and self-help in conditions of fire contact, etc.

The authors of the article, based on the experience of implementing educational programs at the I.D. Putilin Belgorod Law Institute aimed at improving the level of professional readiness of various categories of employees of internal affairs bodies to act in special conditions, identified a number of organizational and methodological aspects that allow increasing the effectiveness of the educational process of the category of students in question and increasing the professional readiness of police officers to act in as part of small combat groups.

The authors propose and substantiate a system of stages in the learning process and the formation of new competencies of law enforcement officers to act in special conditions.

Keywords: professional training, combat group, special conditions, tactical training of police officers, formation of professional competencies.

For citation: Tarasenko A.A., Klykova E.V. Organizational and methodological aspects of training law enforcement officers to act as part of small combat groups // Problems of Law Enforcement Activity. 2023. № 1. Р 50-55.

Входе проведения специальной военной операции по демилитаризации киевского режима сотрудники ОВД приграничных с Украиной территорий и вновь образованных субъектов Российской Федерации столкнулись с новыми для себя условиями оперативно-служебной деятельности, требующими ускоренного формирования необходимых компетенций, позволяющих быстро и эффективно реагировать на вызовы, предъявляемые складывающейся оперативной обстановкой в перечисленных регионах [2].

Это прежде всего несение службы в условиях желтого уровня террористической опасности, в режиме «ни мира, ни войны», когда вроде бы обыденная мирная жизнь сопровождается ракетными и минометными обстрелами, артиллерийскими ударами, гибелью мирных граждан, деятельностью диверсионно-разведывательных подразделений сопредельного государства, наплывом беженцев, активным использованием ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов, работой подразделений Центра инфо-психологических операций ВСУ на информационном фронте в интернет-пространстве, значительным ростом нелегального оборота огнестрельного оружия.

Реалиями сегодняшнего дня становится необходимость подготовки сотрудников и подразделений ОВД к действиям в условиях военных конфликтов различной степени интенсивности как в качестве самостоятельной боевой единицы, так и в составе сводных отрядов совместно с подразделениями Росгвардии и Министерства обороны Российской Федерации.

Главным управлением по работе с личным составом МВД России для подготовки сотрудников полиции к деятельности в особых условиях был оперативно разработан ряд образовательных программ для различных категорий обучающихся, но с единой целью - совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих полицейским эффективно действовать в соответствии с современными требованиями оперативной обстановки и в новых для себя условиях оперативно-служебной деятельности. Результатом освоения данных программ должно стать формирование у сотрудника новых компетенций:

- в области взрывобезопасности;

- в области огневой подготовки (освоение новых видов вооружения и приемов гранатометания);

- знаний и умений в противодействии беспилотным летательным аппаратам и тактики использования беспилотных летательных аппаратов для решения оперативно-служебных задач;

- знаний и умений в области тактической подготовки при действиях в особых условиях, в том числе при решении оперативно-служебных (служебно-боевых задач) в отрыве от пунктов постоянной и временной дислокации;

- способов оказания первой помощи, самопомощи и оперативной эвакуации пострадавшего;

- знаний и умений по противодействию незаконным вооруженным формированиям и диверсионно-разведывательным группам противника.

Значительная часть содержания данных образовательных программ направлена именно на развитие тактических навыков при действиях сотрудников полиции в условиях возможного огневого контакта и в составе малых боевых групп, эффективное решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач на территориях, сопредельных с районами проведения специальной военной операции.

Анализ ведения боевых действий на территории Украины показал высокую эффективность применения малых боевых групп численностью 8-12 человек, но с достаточно высоким уровнем индивидуальной подготовки и с хорошей слаженностью внутри подразделения.

Сочетание достаточной огневой мощи и высокой маневренности обеспечивает малой боевой группе довольно обширный спектр оперативно-служебного (служебно-боевого) применения. Это и патрулирование местности, проведение поисковых и разведывательных мероприятий в отдельных районах, блокирование небольших объектов, организация временных блок-постов или опорных пунктов, обеспечение охраны объектов жизнеобеспечения и других важных объектов, осуществление рейдовых мероприятий и многое другое [5, 8, 9].

Но все это возможно лишь при необходимом уровне подготовленности личного состава группы. Малая боевая группа, не имеющая достаточного уровня слаженности внутри подразделения или низкий уровень индивидуальной боевой подготовленности хотя бы части личного состава, как правило, становится легкой мишенью в первые минуты огневого контакта с подготовленным противником.

Опыт проведения контртеррористических и специальных операций показывает, что первыми гибнут, получают ранения и увечья наименее подготовленные в профессиональном плане сотрудники силовых ведомств либо сотрудники, не имеющие психологической готовности действовать в ситуациях, связанных с

реальной угрозой для жизни и здоровья. Таким образом, можно говорить, что профессиональная некомпетентность и психологическая неготовность сотрудника к действиям в условиях, сопряженных с реальным риском для жизни и здоровья являются основными субъективными, негативными факторами, снижающими эффективность деятельности как самого сотрудника, так и подразделения в целом [3, 4, 6].

В 2022-2023 учебном году профессорско-преподавательский состав кафедры тактико-специальной подготовки Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина принимал активное участие в реализации целого ряда образовательных программ, направленных на повышение уровня профессиональной подготовленности различных категорий сотрудников органов внутренних дел к действиям в особых условиях, в том числе решению оперативно-служебных (служебно-боевых) задач в составе малых боевых групп. На основании анализа накопленного опыта организации и проведения практических занятий по данному направлению подготовки можно выделить следующие организационно-методические особенности:

- в связи с краткосрочностью обучения необходимо нивелировать влияние ограниченности временного периода освоения учебного материала и не допускать чрезмерного насыщения дидактическими единицами тем учебных занятий, изучать и осваивать только тот учебный материал, который необходим для эффективных действий в особых условиях;

- фундаментом для рассмотрения нового учебного материала, как теоретического, так и по формированию ранее не изученных двигательных действий, должен стать уже имеющийся опыт оперативно-служебной деятельности (принцип положительного переноса): учить новому, не отвергая старое;

- в процессе обучения сотрудников ОВД действиям в составе малых боевых групп должно быть обеспечено не только формирование необходимых компетенций, но и овладение достаточным уровнем компетентности (т.е. способности применять полученные компетенции в изменяющихся условиях оперативной обстановки).

При организации процесса обучения сотрудников органов внутренних дел тактическим действиям в составе малых боевых групп можно рекомендовать следующую последовательность (этапированность) освоения учебного материала:

1. Этап индивидуальной подготовки.

2. Этап подготовки к действиям в составе первичных боевых единиц (боевая двойка, боевая тройка).

3. Этап освоения тактических приемов (связок) в составе малой боевой группы.

4. Этап слаживания подразделения при решении тактических вводных. Совершенствование тактических действий с боевой стрельбой (тактико-огневая подготовка).

Этап индивидуальной подготовки

Индивидуальная подготовка сотрудника ОВД к действиям в составе малых боевых групп является той основополагающей базой, на которой будет выстраиваться вся дальнейшая боевая подготовка подразделения. Поэтому именно на этом этапе преподавателю (инструктору) особое внимание следует уделять качественному формированию необходимых компетенций (знаний, умений и навыков). Вовремя не исправленная ошибка в технике либо тактике действий со временем перерастет в неверный навык, могущий привести к получению ранения или гибели сотрудника и снижающий общий уровень боеспособности группы.

На данном этапе обучения должны быть в полной мере задействованы основные методы обучения двигательным действиям: словесное и наглядное воздействие, практические методы формирования двигательного действия [6, 7].

В процессе освоения учебного материала не следует перегружать обучающихся излишним объемом новых знаний, каскадом технических и тактических действий с различными видами оружия, всеми известными способам перемещения на поле боя, тактическими приемами и действиями подразделения в различных условиях и т.д.. Необходимо помнить, что в процессе практического занятия обучающиеся могут эффективно освоить не более 3-4 новых двигательных действий. На занятиях по тактико-специальной подготовке преподавателю необходимо умело сочетать и дозировать подачу теоретического материала и работу по освоению новых двигательных действий.

В целях осуществления качественного индивидуального контроля практические занятия проводятся в составе учебной группы из расчета не более 15 обучающихся на одного преподавателя.

Этап подготовки к действиям в составе первичных боевых единиц (боевая двойка, боевая тройка) [5]

На данном этапе обучения сотрудники ОВД продолжают закреплять ранее сформированные двигательные умения и осваивают элементарные приемы и способы взаимодействия в составе первичных боевых единиц при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Основной целью рассматриваемого этапа обучения должно стать формирование на основе ранее полученных знаний и освоенных

двигательных действий умения слушателей эффективно действовать в составе боевой двойки (боевой тройки) и освоение способов коммуникации (вербальной и невербальной) в процессе решения оперативно-служебных (служеб-но-боевых) задач. По мере повышения уровня слаженности действий обучающихся в составе первичной боевой единицы количество речевых команд, проговариваемых вслух, уменьшается, пока они не доводятся до необходимого минимума1.

Преподавателю необходимо добиться, чтобы при решении хотя бы простых тактических задач боевая двойка (боевая тройка) действовала быстро, слаженно и уверенно, как единое целое. Это возможно достичь только при грамотном построении практических занятий, с постепенным усложнением тактических задач, предлагаемых обучающимся.

Этап освоения тактических приемов (связок) в составе малой боевой группы

После того как у обучающихся будут сформированы на необходимом уровне умения действовать в составе первичной боевой единицы (боевая двойка, боевая тройка), допустимо переходить к освоению коллективных тактических действий в составе малой боевой группы.

На данном этапе подготовки сотрудники ОВД должны быть обучены основным комплексам тактических приемов (связок) в составе подразделения (малой боевой группы), обеспечивающих выживаемость группы в условиях огневого контакта с противником и высокую эффективность действий при решении оперативно-служебных (служебно-боевых) задач. Выполнение данных тактических приемов (связок) должно быть доведено до автоматизма и отработано вне зависимости от места, которое занимает сотрудник в строю.

Наличие в запасе у сотрудника ОВД необходимого минимума хотя и элементарных, но в достаточной степени отработанных тактических действий в составе группы, позволит достичь вариативности действий подразделения в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.

Помимо ранее рассмотренных методов формирования двигательных действий на данном этапе необходимо активно применять равномерный, переменный и интервальный методы, а также метод повторного упражнения.

Целью этого этапа должно стать формирование у обучающихся умения четко и эффективно

1 Баранов А.Р., Маслак Ю.Г. Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск: учебно-практическое пособие / под ред. Ю.Г. Маслака. - Москва: Академический проект. 2020. - 368 с.

действовать в составе малой боевой группы в стандартных (шаблонных) ситуациях оперативно-служебной (служебно-боевой) деятельности независимо от занимаемого места в строю.

Этап слаживания подразделения при решении тактических вводных. Совершенствование тактических действий с боевой стрельбой (тактико-огневая подготовка)

На данном этапе обучающиеся совершенствуют и закрепляют ранее освоенные двигательные действия с оружием, тактические приемы (связки) при действиях в составе первичных боевых единиц и при коллективных действиях в составе подразделения. Новым становится то, что преподаватель постепенно уменьшает стандартизацию и шаблонность выполняемых упражнений и увеличивает процент тактических задач (вводных заданий), в которых обучающиеся на основе изученного теоретического материала и накопленного двигательного опыта должны сами найти решение или выбрать из нескольких решений самое эффективное в складывающейся оперативной обстановке.

Основной целью этого этапа должно стать формирование способности малой боевой группы к эффективному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в изменяющихся условиях оперативно-служебной обстановки. Т.е. можно говорить, что основным направлением данного этапа подготовки должно стать формирование определенного уровня компетентности обучающихся, основанного на комплексном применении ранее сформированных отдельных компетенций в изменяющихся условиях [3, 5, 6].

На данном этапе обучения значительно сокращаются объемы применения методов словесного и наглядного воздействия, равномерного метода и метода повторного упражнения, на первый план выходят игровой метод, методы ситуационного моделирования, наращивания обстановки в ходе решения тактической задачи и другие, позволяющие применять ранее сформированные компетенции в условиях резкого изменения оперативной обстановки.

Для повышения уровня общей подготовленности сотрудников ОВД, входящих в состав малой боевой группы, к эффективным действиям при решении оперативно-служебных (служеб-

но-боевых) задач положительно зарекомендовали себя методические приемы использования страйкбольного оружия, оборудования лазертаг, выполнение тактических приемов и действий в сочетании с боевой стрельбой.

На данном этапе, в отличие от предыдущего, недопустима работа по стандартам и шаблонам. Вводные тактические задачи должны изменяться в соответствии с изменениями условий оперативной обстановки в зоне проведения СВО и на прилегающих территориях (появление новых видов вооружения, изменения в тактике применения уже задействованных сил и средств противника, учет особенностей местности, условий предстоящего применения подразделения и т.д.).

В связи со стремительно меняющейся геополитической обстановкой в мире и в прилегающих к России государствах не менее стремительно меняются и условия функционирования подразделений МВД России, появляются новые вызовы, требующие быстрых и эффективных ответных мер. В этой связи можно говорить о насущной необходимости ревизии организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД к действиям в особых условиях. Прежде всего это увеличение практической направленности обучения, с акцентом на тактические действия в составе малых боевых групп, умелое владение как длинноствольным, так и короткоствольным огнестрельным оружием при решении различных тактических задач, включение в программу обучения освоение новых образцов коллективного оружия, формирование психологической готовности эффективно действовать в ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья, духовно-нравственное и патриотическое воспитание сотрудников полиции.

На наш взгляд, именно целенаправленное, планомерное развитие перечисленных профессионально значимых качеств, обеспечение сотрудников органов внутренних дел современными средствами бронезащиты, вооружения, техническими средствами разведки и наблюдения может в значительной степени повысить эффективность действий в современных реалиях при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в особых условиях.

Литература

1. Бакулев А.В., Романова И.В. Актуальные вопросы обеспечения личной безопасности сотрудника ОВД в особых условиях / Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XIII Международной научной конференции. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2020. С. 19-21.

2. Ильин Ю.И. Особенности охраны общественного порядка на территории проведения специальной военной

операции// Закон и власть. 2022. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/osobennosti-ohrany-obschestvennogo-poryadka-na-territorii-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii (дата обращения: 25.01.2023).

3. Кириченко Ю.Н., Тарасенко А.А. О некоторых особенностях, направленных на повышение уровня личной безопасности сотрудников полиции в экстремальных условиях служебной деятельности / За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. Том 2. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 232-235.

4. Кириченко Ю.Н., Кузьминов Д.П., Карпушин О.Е. Особенности деятельности Министерства внутренних дел в военное время / Поколение будущего: взгляд молодых ученых - 2020: сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 341-345.

5. Кивилев А.Н., Маркин А.В. Ускоренная тактическая подготовка. Методика обучения. - Москва: Центр стратегической конъюнктуры, 2022. - 176 с.

6. Кутергин Н.Б., Тарасенко А.А., Воротник А.Н. К вопросу о формировании профессиональных компетенций сотрудников транспортной полиции / Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей / под редакцией С.Н. Баркалова. - Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 209-213.

7. Тарасенко А.А. Рукопашный бой как средство подготовки специальных подразделений МВД России к боевым действиям в условиях ограниченного пространства: учебное пособие / А.А. Тарасенко, Н.Б. Кутергин, А.А. Рябушенко; Белгородский юридический институт МВД Российской Федерации. - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2011. - 120 с.

8. Военная хроника [Электронный ресурс]. - URL: https://voenhronika.ru/ (дата обращения 23.01.2023).

9 54 правила выживания от спецназа ФСБ «Альфа» [Электронный ресурс]. - URL: https://lastday.club/pravila-vyzhivaniya-ot-spetsnaza-fsb/ (дата обращения 23.01.2023).

References =

1. Bakulev A.V., Romanova I.V. Aktual'nye voprosy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnika OVD v osobyh usloviyah / SHujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh: materialy HIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Ivanovo: Ivanovskij gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 19-21.

2. Il'in Yu.I. Osobennosti ohrany obshchestvennogo poryadka na territorii provedeniya special'noj voennoj operacii// Zakon i vlast'. 2022. № 3. [Elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ohrany-obschestvennogo-poryadka-na-territorii-provedeniya-spetsialnoy-voennoy-operatsii (data obrashcheniya: 25.01.2023).

3. Kirichenko Yu.N., TarasenkoA.A. O nekotoryh osobennostyah, napravlennyh na povyshenie urovnya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii v ekstremal'nyh usloviyah sluzhebnoj deyatel'nosti / Za nami budushchee: vzglyad molodyh uchenyh na innovacionnoe razvitie obshchestva: sbornik nauchnyh statej 3-j Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. Tom 2. -Kursk: YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2022. S. 232-235.

4. Kirichenko Yu.N., Kuz'minov D.P., Karpushin O.E. Osobennosti deyatel'nosti Ministerstva vnutrennih del v voennoe vremya / Pokolenie budushchego: vzglyad molodyh uchenyh - 2020: sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. - Kursk: YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 341-345.

5. KivilevA.N., Markin A.V. Uskorennaya takticheskaya podgotovka. Metodika obucheniya. - Moskva: Centr strategicheskoj kon»yunktury, 2022. - 176 s.

6. Kutergin N.B., Tarasenko A.A., Vorotnik A.N. K voprosu o formirovanii professional'nyh kompetencij sotrudnikov transportnoj policii / Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej / pod redakciej S.N. Barkalova. - Orel: Orlovskij yuridicheskij institut MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova, 2018. S. 209-213.

7. Tarasenko A.A. Rukopashnyj boj kak sredstvo podgotovki special'nyh podrazdelenij MVD Rossii k boevym dejstviyam v usloviyah ogranichennogo prostranstva: uchebnoe posobie / A.A. Tarasenko, N.B. Kutergin, A.A. Ryabushenko; Belgorodskij yuridicheskij institut MVD Rossijskoj Federacii. - Belgorod: Belgorodskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2011. - 120 s.

8. Voennaya hronika [Elektronnyj resurs]. - URL: https://voenhronika.ru/ (data obrashcheniya 23.01.2023).

9 54 ppavila vyzhivaniya ot cpecnaza FCB «Al'fa» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://lastday.club/pravila-vyzhivaniya-ot-spetsnaza-fsb/ (data obrashcheniya 23.01.2023).

(статья сдана в редакцию 28.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.