ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МОДЕЛЬ УСЛОВИЙ ОТБОРА
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ШКОЛЬНИКОВ
В.А. ГОНЧАРОВ,
ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина»
(Тольяттинский филиал)
Аннотация
В статье обоснованы методологические вопросы модели совершенствования функции мониторинга и отбора учащихся общеобразовательных школ, базирующейся на выявленных закономерностях возрастного развития основных показателей мышечной системы детей с различным спортивным
потенциалом.
Ключевые слова: модель мониторинга, спортивный отбор школьников, интегральная оценка спортивного
потенциала.
Abstract
In article methodological questions of model of perfection of function of monitoring and selection of pupils of the comprehensive schools, based on the taped laws of age development of the basic parameters of muscular system of children with various sports potential are proved.
Key words: monitoring model, sports selection in school students, integral estimation of sports potential.
В период на 2010-2015 гг. стратегия Правительства Российской Федерации и национальные проекты «Здоровье», «Образование» направлены на оздоровление нации, формирование здорового образа жизни и физической культуры личности, привлечение школьников к физкультурно-спортивной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует требование формирования в рамках педагогического процесса ценностных ориентаций у подростков для сознательного физического совершенствования.
В последние 20 лет для укрепления здоровья и оптимизации спортивного состояния школьника рекомендуется организация двигательной активности, основанная на учете особенностей морфофункциональной конституции (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.Б. Рубанович, С.П. Левушкин и др.) [6, 7]. Опыт спортивной практики и экспериментальные исследования, посвященные анализу ориентации юных спортсменов в виды спорта, требуют поиска новых, более эффективных методических путей.
Современное развитие спорта высших достижений целиком и полностью опирается на массовый детско-юношеский спорт. Система спортивных школ в России охватывает около 4 тыс. школ различного типа, принадлежащих 9 ведомственным и спортивным обществам. На развитие массового спорта ориентированы 3 тыс. детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации - 920 специализированных учреждений. К систематическим занятиям спортом
привлечено более 2 млн детей, подростков, из них 34,5 тысячи - высококвалифицированные спортсмены. Таким образом, актуальность проблемы исследования состоит в необходимости получения и систематизации научных сведений о возрастных особенностях и благоприятных периодах развития физических резервов школьников с учетом возможности специализированной спортивной подготовки. Целью исследования определены разработка и обоснование методологических основ педагогической модели совершенствования функции мониторинга и отбора учащихся общеобразовательных школ, базирующейся на выявленных закономерностях возрастного развития основных показателей мышечной системы детей с различным спортивным потенциалом.
Изучение и выявление возрастных особенностей, благоприятных периодов развития резервов школьников с различным состоянием здоровья позволяют разработать базовую педагогическую модель совершенствования функций мониторинга и отбора, системообразующим фактором которой является естественная предрасположенность к легкоатлетическим видам спорта. Задача поиска таланта чрезвычайно сложна, поскольку в природе редко возникает такое уникальное сочетание, когда у одного человека имеются все необходимые задатки. Так, например, установлено, что вероятность выявления рослого и одновременно быстрого юноши равна одному на 100 тыс. обследованных. Если к нему же предъявить еще и требования выносливости, ловкости, то
ІШ)
отыскать такого юношу можно лишь одного из миллиона его сверстников. Разработки на основе единой модели педагогических методик коррекционно-развивающей и легкоатлетической направленности, внедрение их на разных формах физического воспитания специальных (олимпийского резерва) и массовых школ будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса, расширению аэробных и анаэробных возможностей при физической деятельности, повышению уровня физической работоспособности и спортивных результатов [7]. Практическая значимость исследований определяется тем, что полученные результаты позволяют: 1 - рекомендовать в практику физического воспитания применение методики интегральной и дифференцированной (с учетом легкоатлетической предрасположенности и поло-возрастных характеристик) оценки функционального состояния системы дыхания, а также шкал дифференцированной оценки изучаемых показателей школьников; 2 - рекомендовать в практику спортивных тренировок специализированных спортивных школ использование методики мониторинга, способствующей повышению эффективности отбора талантливых школьников в сфере легкоатлетических видов спорта.
Современный спортсмен-юниор в настоящее время достигает высокого уровня, который является результатом многолетней эволюции и совершенствования технико-тактического мастерства. За последние сто лет легкая атлетика претерпела большие изменения, превратившись в научно обоснованную мультидисциплинарную систему поиска талантливых детей и последующего взращивания спортсменов-профессионалов мирового уровня. Таким образом, подготовленность спортсмена представляется весьма многоплановой и емкой. В ней условно можно выделить в качестве самостоятельных три блока: блок 1 - психофизиологические и интеллектуальные качества; блок 2 - морфофункциональные характеристики; блок 3 - специальная физическая подготовленность. Подобный методический подход рассматривается как одно из важнейших условий эффективности целенаправленной спортивной подготовки в длительном многолетнем процессе [5].
Проблема совершенствования спортивной ориентации в настоящий момент со стороны специалистов различного профиля нашла большую поддержку как у нас в стране, так и за рубежом [2, 3, 6]. Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов дается на основе комплексных исследований детей, подростков, юношей, девушек, так как не существует какого-то критерия спортивной перспективности. Даже такой интегральный показатель, каким является спортивный результат (победа на отдельном соревновании в области или регионе), не может иметь решающего значения в процессе отбора спортсменов, особенно если это касается детей и подростков с еще не завершившимся полностью формированием организма. Отдельно рассматриваемые морфологические, функциональные, биомеханические, педагогические, психологические показатели недостаточны для проведения рационального спортивного отбора [4]. Под спортивным отбором в общем виде
понимается система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в спорте. Основная задача спортивного отбора среди школьников состоит во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта. Спортивный отбор школьников - это многоступенчатый, массовый процесс, охватывающий все периоды начальной спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении морфо- и физических способностей школьников, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного подхода в системе школьного физического воспитания, который предполагает необходимость разработки новых педагогических технологий с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом виде спорта. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора. Как было отмечено выше, проблема отбора юных спортсменов в общеобразовательной школе для последующего перевода в специализированные спортивные школы должна решаться комплексно, на основе применения ряда методов исследования: педагогических, физико-биологических и социологических.
В этой связи считаем актуальным обозначить следующие принципиальные положения методики мониторинга спортивно-двигательных способностей школьников.
Во-первых, за необходимый минимум программы мониторинга спортивного развития принят набор из нагрузок, направленных на развитие циклических способностей двигательных единиц различного типа.
Во-вторых, рациональное соотношение нагрузок разной направленности в соответствии с принципом гармоничности предусматривает равнозначное и максимальное развитие циклических способностей медленных двигательных единиц, быстрых двигательных единиц вида II - А и быстрых двигательных единиц вида II - В.
В-третьих, интенсивность физических упражнений при развитии двигательных способностей соответствует критическим зонам функционирования двигательных единиц.
В-четвертых, продолжительность выполнения физических упражнений для получения оптимального тренировочного эффекта должна соответствовать критерию «максимальный развивающий объем нагрузки», или «100%-ная развивающая нагрузка».
В-пятых, чередование нагрузок разной направленности во времени определяет следующую последователь-
(шШ>
ность внутри цикла физической подготовки учащихся: занятие, направленное на развитие циклических способностей медленных мышечных волокон; промежуточных мышечных волокон; быстрых мышечных волокон и систем, обеспечивающих их деятельность.
В решении проблем эффективности физической подготовки занимающегося первостепенную роль играет
система планирования и лежащая в ее основе классификация физических качеств. Разделение двигательных способностей в избранной классификации должно производиться в соответствии с объективными закономерностями функционирования растущего организма школьника [7].
Литература
1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. - 1993. -№ 4. - С. 21-23.
2. Бондарь С.Б. Педагогические подходы синергизма в учебном процессе по физической культуре / С.Б. Бондарь, А.В. Мещеряков, В.А. Смирнова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. - Ульяновск: УлГУ, 2008. -С. 51-54.
3. Жуков О.Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / О.Ф. Жуков, В.А. Гончаров, Н.Ю. Глухова // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4.
4. Забелина Л.Г. Взаимосвязь конституциональных особенностей - основа дифференцированного подхода в развитии выносливости школьников // Актуальные вопросы подготовки специалистов физической культуры и спорта: материалы межрегиональной научно-
практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. - С. 38-40.
5. Курамшин Ю.Ф. Акмеология спортивных достижений: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Курамшин, Юрий Федорович; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. -80 с.
6. Левушкин С.П. О проекте создания компьютерной программы мониторинга и коррекции морфофункционального развития и здоровья школьников / С.П. Левушкин // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. - Ч. 2. - С. 188-190.
7. Гончаров В.А., Левушкин С.П., Казаков А.Ю. Эффективность влияния различных двигательных режимов на физическую подготовленность и работоспособность школьников 14-17 лет, имеющих разную структуру моторики / Гончаров В.А., Левушкин С.П., Казаков А.Ю. // Материалы Международной научной конференции «Физиология развития человека». - М., 2009. - С. 31-32.