УДК 947.084.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЧОН)
КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ 1919 - 1924 ГГ.
О.А. Лошманова
В статье рассматриваются организационно - кадровые проблемы становления Частей Особого Назначения Калужской губернии 1919 -1924 гг.. Части особого назначения (ЧОН) - это военно-партийные отряды, создававшиеся при райкомах, горкомах, и губкомах партии на основании постановления ЦК РКП (б) от 17 апреля 1919 г. Создавались чоны для оказания помощи органам Советской власти в борьбе с контрреволюционными выступлениями, в подавлении мятежей, несении караульной службы у особо важных объектов и т.п. Части особого назначения являлись силовым органом и действовали вместе с ЧК , ГПУ и милицией. В статье изложены основные этапы становления и укрепления ЧОН Калужской губернии 1919 - 1924 гг.., исследованы ранее не изучавшиеся архивные источники. Ключевые слова: Советская власть, большевики, коммунистические отряды осназ, Части Особого Назначения, всевобуч, чоновцы, Красная Армия.
История возникновения частей особого назначения и их боевая деятельность напрямую связана с борьбой большевиков за сохранение политической власти после революции 1917 г. С первых дней установления Советской власти перед большевиками встала проблема социально политической стабильности общества, как в центре, так и в провинции. В период потрясений, когда происходят изменения в политической жизни и общественном настроении народа, задача удержания власти большевиками была самой главной в 1917 - 1918 гг. В этот период молодое Советское государство не располагало регулярной политически надежной силой, которая способствовала бы закреплению достигнутых результатов после революции 1917 г.
Установление Советской власти на территории государства часто происходило вооруженным путем. Противостояние народа и власти в 1917 - 1920 - е годы отражавшееся как в вооруженных столкновениях, так и в неприятии крестьянством и рабочими политики правящей партии, все это способствовало углублению политического конфликта внутри общества, а общая политическая нестабильность в стране способствовала ужесточению политического режима.
При партийных организациях стали образовываться небольшие отряды, состоящие из членов партии и «сочувствующих». Они создавались по инициативе местных руководителей, в большинстве случаев имели временный характер и возникали преимущественно в городах при непосредственной угрозе советской власти. Партийные организации принимали решения, обязывающие коммунистов изучать военное дело, вооружаться, вступать в красногвардейские отряды и в создаваемые части Красной Армии. Появились военные отряды, состоящие только из коммунистов. Из этих коммунистических отрядов особого назначения (осназ) и возникли Части особого назначения.
Начало формированию отрядов особого назначения положила изданная в марте 1918 г. директива ЦК РКП(б) партийным организациям о вооружении коммунистов и обучении их военному делу. Позднее обосновывая причины возникновения первых отрядов начальник Центрального Управления Всеобуча Н. И. Подвойский в докладе ЦК РКП(б) писал: «Наблюдающаяся в период реорганизации Красной гвардии в Красную Армию в некоторых частях политическая неустойчивость привела Петербургский и Московский партийные комитеты и другие местные организации к мысли создания надежных частей из коммунистов и передовой части пролетариата, которые смогли бы с оружием в руках выступить на защиту завоеваний Октябрьской революции»[1].
Массовое формирование отрядов осназ началось в 1919 г. ЦК РКП(б) 17 апреля 1919 г. принял постановление о создании Частей особого назначения для оказания помощи органам Советской власти по борьбе с контрреволюцией[2]. Само создание ЧОН разрешалось только в столичных крупных городах при губкомах партии [3]. «Постановление» ЦК РКП(б) предусматривало создание Частей Особого Назначения всеми партийными организациями. Оно положило начало централизованному партийному руководству Частями Особого Назначения, заложило основные принципы их формирования и определило направление боевой деятельности.
Части особого назначения являлись силовым органом и действовали вместе с ЧК и ГПУ. Представление о степени значения коммунистических формирований для Советского государства можно получить исходя из того, что на них возлагались «самые срочные, самые ответственные, самые трудные задачи по решительному подавлению заговоров, мятежей, террористических актов, диверсий, организуемых контрреволюционными элементами на территории Советской республики, в стратегическом тылу Красной Армии»[4].
Состоявшийся в марте VIII съезд РКП(б) принял решение - обязать партийные и советские организации «немедленно мобилизовать свои силы и быть готовыми ответить беспощадным ударом на всякую попытку использовать трудные месяцы для срыва государственного строительства пролетариата»[5].Создание отрядов особого назначения в Калуге обусловлено тем, что в губернии объявили чрезвычайное положение и создали Ревком.
Согласно циркулярного письма ЦК РКП от 23 апреля 1919 г. об организации отрядов особого назначения ответственным за формирование отрядов осназ при каждом партийном комитете назначался инструктор - организатор. Губком Калужской губернии приказом 25 августа 1919 г. [6] назначил ответственным организатором отрядов осназ Алмазов Николая Георгиевича. Который в 1919 г. занимал должность Калужского военкома, а с 1920 г. был председателем исполкома.
В августе под руководством Алмазова Н. Г. была образована рота осназ. 1 сентября при Калужском Губернском комитете РКП(б) в районе Красного городка был создан отряд осназ и штаб при нем в количестве трех человек.
В 1919 году согласно основным положениям постановления от 23 апреля предлагалось организовываемые боевые единицы именовать отрядами.
Конкретная программа деятельности партийных органов по созданию ЧОН была развернута в специальной
«Инструкции по формированию отрядов осназ». Эта инструкция была утверждена 14 мая 1919 года ЦК РКП(б) и разослана на места[7]. Исходя из этих документов местные партийные органы проделали значительную работу по организационному укреплению и повышению боеспособности отрядов осназ. Апрельское постановление 1919 года способствовало созданию отрядов особого назначения почти при всех партийных организациях в 33 губерниях Советской республики[8]. К концу декабря 1919 г. в ЧОН насчитывалось около 30, 5 тысячи человек[9]. Но численный состав был непостоянным, он менялся в связи с массовыми партийными мобилизациями коммунистов на фронт. Однако, как свидетельствуют изученные документы первые результаты боевой деятельности коммунистических отрядов (осназ) показали не только положительные стороны, но и выявили недостатки, которые нужно было исправлять в кратчайшие сроки, так как политическая обстановка в Советском государстве была все еще нестабильной. Сформировавшиеся в 1918 - 1919 гг. отряды не имели четкой организационной структуры, общего военного центра, не было определено их взаимодействие с Красной Армией, войсками ВЧК и милицией. Недостаточная численность бойцов, плохое вооружение - все это отразилось на боеготовности коммунистических отрядов осназ.
В конце 1919 года отряды особого назначения Калужской губернии были включены в состав территориальных бригад Всевобуча. Командиры отрядов осназ подчинялись Всевобучу и в то же время Калужскому комитету партии.
Проведенные ЦК РКП(б) мероприятия способствовали укреплению ЧОН. Предполагалось, что улучшится военная подготовка отрядов осназ, так как Всевобуч имел существенный учебно - организационный аппарат, которого не было в ЧОН.
Нестабильная политическая обстановка в стране требовала от партии коренных изменений в вопросах военного дела. На IX съезде РКП(б) было принято решение о реорганизации армии на милиционных началах. Фундаментом новой армии должны были стать территориальные кадры всевобуча и находившиеся в его составе коммунистические отряды особого назначения.
Реорганизация отрядов особого назначения проходила до осени 1920 года под непосредственным руководством партии. На протяжении 1920 года продолжалось укрепление и развитие коммунистических формирований.
К середине 1920 года в Калужской губернии численности отрядов осназ возросла за счет вливания в ряды рабочих. Изученные документы свидетельствуют о том, что «численный состав отрядов по Калужской губернии за период с декабря 1919 г. по май 1920 г. увеличился на 16 %. [10] Вместе с тем в деятельности отрядов особого назначения наметились существенные изменения, прежде всего в том, что утрачивались специфика и назначение отрядов особого назначения, а так же особенности их обучения. И к тому же в 1920 г. авторитет и отношение народа и самих же коммунистов к ЧОН заметно ухудшилось.
В секретной переписке командир калужского коммунистического батальона осназ Сытников В. Г. докладывал командующему чон губернии: «отношение к осназ со стороны партийных организаций заметно ухудшилось, военное обучение коммунистов отошло на второй план и на них смотрели как на ненужную и неприятную трату времени. Ссылались на то, что коммунисты достаточно обучены военному делу и приобрели достаточный боевой опыт в Гражданской войне. Между тем целый ряд событий говорят, что коммунисты представляют силу только тогда, когда они представляют сплоченную боевую организацию, в одиночку они бессильны» [11]. Сытников В. Г. указывал на отсутствие взаимодействия отрядов осназ, как между собой, так и с другими силовыми органами, что отрицательно сказывалось на боеготовности. Таким образом, все недостатки организационные и кадровые вынуждали ЦК РКП(б) принимать меры, по реорганизации отрядов осназ.
Состоявшийся в марте 1921 г. Х Съезд РКП(б) принял курс на укрепление партийных отрядов «путем придания им правильной штатной организации, повышения их боевой выучки, улучшения их вооружения». Постановил неорганизованные, разрозненные отряды особого назначения переформировать в стройные части с единством управления и аппарата и поручил Н. И. Подвойскому представить доклад о реорганизации войск ЧОН. Подвойским был разработан проект «Положения о коммунистических частях РСФСР», в котором говорилось о задачах ЧОН, обосновывалась необходимость укрепления и реорганизации управления ЧОН, а также большое внимание уделялось вопросам военного обучения кадрового и переменного составов, комплектования, системе организации и руководству ЧОН. С этого времени начинается качественно иной этап развития частей особого назначения.
В мае 1921 года ЦК РКП(б) в связи с сокращением Армии обязал Реввоенсовет передать из рядов Красной Армии лучшие силы для укрепления отрядов особого назначения. 7 мая 1921 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) был назначен начальником отрядов осназ Республики А. К. Александров[12].
11 августа 1921 г. в соответствии с приказом штаба Московского военного округа от 1 августа 1921 г. для руководства и командованием всеми отрядами особого назначения Калужской губернии был создан « Штаб отрядов особого назначения Калужской губернии[13]. Командующими частями особого назначения с 1920 г - по 1921 год был Гужов С. И., а с 1922 г. - по 1924 г. - Мусатов Дмитрий Сергеевич, начальником штаба ЧОН губернии - Келин Захар Васильевич. Это были коммунисты, вступившие в партию до Октябрьской революции 1917 г., участвующие в событиях 1917 г. имевшие боевой опыт.
При Калужском губернском Штабе ЧОН была канцелярия. Начальник канцелярии штаба ЧОН непосредственно подчинялся Комчонгуб. При Штабе ЧОН губернии в 1922 г. было служащих - 30 человек, лошадей - 2, обоз - 1, автомобиль - 1, мотоциклов - 2. Штаб был полностью укомплектован кадровым составом, инструкторами и оружием. Штат управления ЧОН губернии состоял из: 1) оперативно - строевого отделения; 2) отделения учетно - мобилизационного и снабжения; 3) связи; 4) комендатуры.[14]
К середине 1922 года наступил новый сложный период, связанный с к реорганизацией и сокращением численного состава ЧОН по всей стране.
В обосновании необходимости сокращения кадров ЧОН в приказе Командующего ЧОН РСФСР Александрова указывалось, что «срочность сокращения, исполнительность по ней и проявленная гибкость приемов и расчета в
этой работе бесспорны к настоящему моменту, ...должны быть отмечены как верный признак общего успеха в деле строительства частей и форм управления ими». [15]
Укрепление частей особого назначения продолжалось и в 1922 и в 1923 годах. Большинство их превратилось в войсковые части и соединения, отличавшиеся боеспособностью, составлявшие политическое и военное ядро милиционно - территориальных войск Красной Армии.
В конце 1923 года политическая обстановка в стране стабилизировалась. В Калужской губернии, по данным «Журнала боевых действий ЧОН» за период с сентября 1923 года - по январь 1924 г. антибольшевистских восстаний вооруженных конфликтов и столкновений с властью не было. Чоновцы в основном привлекались для охраны государственных учреждений, складов, ж/ д вокзалов и других важных объектов.[16] Таким образом, возник вопрос о целесообразности и дальнейшем функционировании ЧОН.
Несмотря на попытки сохранить и реорганизовать ЧОН к 1924 году стабилизации международной и внутренней обстановки в стране, ликвидации основных очагов сопротивления Советской власти, повышению боевой мощи Красной Армии способствовали поднятию вопроса о надобности ЧОН, как боевой организации большевиков. Но главной причиной свертывания подобной формы вооруженных сил, было то, что ЧОН, по сути, были чрезвычайным институтом введенным большевиками, для сохранения своей власти в государстве. И теперь, когда Советская власть окрепла и усилила свои позиции в стране, то ЧОН должны уступить место, законным, прописанным в Конституции вооруженным силовым структурам. [17]
В конце марта 1924 года Реввоенсовет СССР издал приказ о ликвидации ЧОН и передачи личного состава в распоряжение территориально - милиционных частей Красной Армии.
19 июня началось упразднение окружных и губернских Штабов и Советов ЧОН. Согласно приказу по ЧОН СССР от 25 июня 1924 года расформирование Штабов ЧОН должно было закончиться к 1 июля 1924 г. Для ликвидации ЧОН была создана ликвидационная комиссия.
В Калужской губернии согласно приказу ликвидационной комиссии от 27 июня 1924 г. Части Особого Назначения расформировывались, весь кадровый и милиционный состав передавался в терчасть и в распоряжение военкомата. [18].
Штаб ЧОН был расформирован. Процесс расформирования Штабов ЧОН округов занял период с мая по август 1924 г. После чего свою работу закончила и ликвидационная комиссия.
Таким образом, существование ЧОН как вооруженной боевой силы перестало быть актуальным для большевиков. Переход к мирному строительству обусловил ликвидацию, созданных в чрезвычайных условиях гражданской войны и интервенции Частей осназ, необходимость в существовании которых отпала в связи с усилением Красной Армии и достаточно мощной системы правоохранительных органов.
The article deals with organizational and personnel problems of Special Forces formation of Kaluga Province in 1919-1924. Special Forces (SF) are military and party detachments set up by district committees, city committees and provincial committees of the Party under authority of decree of the Central Committee of the Russian Communist Party (bolsheviks) dated April,17,1919. SF were set up to help the authorities of the Soviet Power to struggle against counter-revolutionary actions, to suppress rebellions, to stand guard of high-security objects etc. Special Forces were popwer structures and acted together with The Cheka ( All-Russian Extraordinary Commission), GPU( State Political Directorate) and militia. The article states the main stages of formation and consolidation of SF of Kaluga Province in 19191924. Besides, there were studied archival sources, which had not been researched before.
Key words: Soviet Power, the Bolsheviks, the Communist Special Forces Detachments, Special Forces, general compulsory education, Special Forces members, the Red Army.
Список литературы
1. Государственный архив Калужской области (далее - ГАКО). ф. р - 966, оп. 1, д. 65, л. 15.
2. РГАСПИ. Ф. 17. оп. 65. д. 2. л.37.
3. РГАСПИ. Ф. 17. оп. 65. д. 2. л. 55.
4. ГАКО. Ф. р-966. оп. 1. д.1. «Приказы по частям и учреждениям Калужской губернии начато 17 мая 1919г. окончено 1920 г.» л. 2.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970. С. 86 - 87.
6. ГАКО. Ф. р- 966. оп. 1. д. 2. л. 7.
7. ЦАОДМ. Ф. 3. оп. 1. д. 152. л. 19.
8. РГВА. Ф. 65. оп. 10. д. 1. л. 62.
9. Найда С. Ф. Части особого назначения (1917 - 1925 гг.) //Военно - исторический журнал. 1969. № 4. С. 107.
10. ГАКО. ф. р - 966. оп. 1. д. 107. л. 4.
11. ГАКО. Р - 966. оп. 1. д. 1. «Первый коммунистический батальон. «Циркуляры приказы и секретная переписка»», л. 33.
12. РГАСПИ. Ф. 17. оп. 3. д. 160. л. 1.
13. ГАКО. ф. р - 966. оп. 1. д. 568. л.1.
14. ГАКО. ф. р - 966. оп. 1. д. 568. л. 1об.
15. ЦГАМО. Ф. 7677. оп. 1. д. 93. л. 139.
16. ГАКО. ф. р - 966. оп. 1. д. 1118. л.12.
17. Оганесян М.Н. Части особого назначения Московской губернии в 1917-1924 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2001.
18. ГАКО. ф. р-966. оп. 1. д. 1398. л. 12.
Об авторе
Лошманова О.А. - аспирант Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского,
loshmanova. oksana@rambler. ru