Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм взаимодействия партнеров по интеграции в системе «Агрообразование-агронаука-агропроизводство»'

Организационно-экономический механизм взаимодействия партнеров по интеграции в системе «Агрообразование-агронаука-агропроизводство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТНЕРОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / THE SCIENCE ORGANIZATION / THE ECONOMIC MECHANISM / INTEGRATION / INTERACTION OF PARTNERS / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саакян М. К.

В настоящей статье рассмотрены проблемы интеграционного взаимодействия сельскохозяйственных высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и хозяйствующих субъектов; предложен экономический механизм и организационная структура повышения эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF INTERACTION OF PARTNERS IN INTEGRATION IN SYSTEM "AGROFORMATION-AGROSCIENCE-AGROMANUFACTURE"

In the present article problems of integration interaction of agricultural higher educational institutions, research establishments and managing subjects are considered; the economic mechanism and organizational structure of increase of efficiency of their functioning is offered.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм взаимодействия партнеров по интеграции в системе «Агрообразование-агронаука-агропроизводство»»

333^^ Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011 г.^^ЦЩ^

Экономика

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРТНЕРОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ «АГРООБРАЗОВАНИЕ-АГРОНАУКА-АГРОПРОИЗВОДСТВО»

м. К. СААКЯН,

старший преподаватель, Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42;

тел. (343) 371-33-63; e-mail: academy@usaca.ru

Ключевые слова: организация науки, экономический механизм, интеграция, взаимодействие партнеров, эффективность, учебный процесс, инновации.

Keywords: the science organization, the economic mechanism, integration, interaction of partners, efficiency, educational process, innovations.

Процесс интеграции образования, науки и производства с точки зрения эволюционного развития подразделяется на три этапа.

На первом из них (1918-1929 гг.) существовала трехзвенная система организации науки: учреждения общенаучного профиля (фундаментальные исследования), которые концентрировались в первую очередь в университетах, а затем в Академии наук; организации, занятые прикладными исследованиями и разработками, которые принадлежали, в основном, производственным объединениям и трестам; связь фундаментальных и прикладных исследований осуществляли институты научно-технического управления.

Второй период (1929-начало 70-х гг.), начавшийся с создания промышленных наркоматов, характерен организационным обособлением отраслевой науки, которая в послевоенные годы обогнала по числу сотрудников и объему ассигнований фундаментальную. В составе последней ведущую роль заняли институты Академии наук. На этом этапе происходит переход к многозвенной организации отраслевой науки. Научно-исследовательские институты, проектные, конструкторские и технологические организации специализировались по отдельным фазам процесса «исследование-производство», имели свои специфические задачи, планы, фонды и ресурсы и представляли собой обособленные системы, взаимосвязь между которыми осуществлялась с помощью координационных планов. Подобная система позволила создать кадры советской науки, отделив ее на определенный период от текущих проблем производства.

На III этапе (начало70-х-начало 90-х гг.) происходит соединение науки с производством, результатом которого стало создание принципиально новой формы интеграции — учебно-научно-производственных комплексов. Они основывались на первичных организациях, которые объективно нуждались в объединении учебно-воспитательных, научно-исследовательских и производственных видов деятельности — в создании единой системы «наука-производ-ство-подготовка и повышение квалификации кадров». Сохраняя экономическую самостоятельность и юридическую независимость, вузы, промышленные предприятия и научные учреждения, взаимно заинтересованные в решении задач по подготовке и повышению квалификации кадров,

выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технической реконструкции и т. д., входят в кооперацию и становятся элементами единого учебнонаучно-производственного комплекса.

До настоящего времени не создано единой методологии для более широких интеграционных процессов, органично сочетающих образовательный, научный и профессиональный виды деятельности. Вместе с тем, появились организационноэкономические и правовые предпосылки интеграции науки, образования и производства, и чтобы их реализовать, необходимо:

•во-первых, разработать концепцию интеграции образования, науки и производства;

•во-вторых, провести эксперимент на базе одного из ведущих вузов, практикующих интегрированную («образование-производство») систему обучения и разработать соответствующие положения, регламентирующие экономические и иные взаимоотношения в партнерской цепочке «наука-образование-производство»;

•в-третьих, на основе концепции и проведенного эксперимента выработать детальные рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство с целью устранения препятствий и противоречий интеграции образования, науки и производства и развития инновационной экономики или принять отдельный самостоятельный, системообразующий федеральный закон об интеграции науки, образования и производства.

Перед агропромышленным комплексом Российской Федерации в целом и его центральным звеном — сельским хозяйством, в частности, стоит серьезная стратегическая задача по осуществлению модернизации производства в ключевых отраслях этого важнейшего сектора экономики.

Сдержать происходящие процессы падения сельскохозяйственного производства, поддержать отечественного товаропроизводителя и обеспечить рынок конкурентоспособной продукцией возможно (и это доказывает мировой опыт) через одно из важнейших стратегических направлений, а именно через внедрение в производство научных достижений и целенаправленных эффективных нововведений.

В настоящее время значительный потенциал аграрной науки используется не в полной мере, что отрицательно сказывается на реформировании и модернизации

аграрного сектора экономики. Основными причинами снижения наукоемкости отрасли стали:

•финансовая и организационноэкономическая слабость современных товаропроизводителей, невостребован-ность ими научных разработок;

•несоответствие сложившейся системы научного обеспечения новым рыночным условиям и многоукладности сельского хозяйства;

•отсутствие отлаженного механизма реализации научных разработок в производстве;

•неразвитость информационносервисной сферы в муниципальных образованиях, хозяйствах и на предприятиях АПК;

•недостаточная государственная поддержка аграрной науки;

•старение научных и научнопедагогических кадров;

•отсутствие льготного налогообложения новаций и др.

Назрела необходимость совершенствования системы научного обеспечения АПК. Ключевой элемент реформирования системы управления сферой науки — совершенствование механизмов финансирования и организации научных исследований. Система научного обеспечения АПК должна быть эффективной, гибкой, многоуровневой и органично встраиваться в организационно-экономический механизм функционирования агропромышленного комплекса государства. Многосубъектная и многоуровневая система научного обеспечения АПК должна быть представлена как головными научными учреждениями, разрабатывающие фундаментальные и приоритетные прикладные проблемы, имеющие значение для развития агропромышленного комплекса страны и его отраслей, так и зональными научно-исследовательскими учреждениями (станциями), внедряющими свои технологии для соответствующих регионов и адаптирующих разработки головных научно-исследовательских институтов. Последние создают модели реформирования хозяйств и базовых объектов, эффективно работающих в рыночных условиях, системы ведения сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство, кормопроизводство, животноводство), селекции и семеноводства, племенного дела.

Опытные и проектно-изыскательские о р га н и з а ци и , сп е ци а л и з и р о ва н н ы е

^£>-Аграрньш вестник Урала №3 (82), 2011 г.—<^££&~-

Экономика ^т!

подразделения наряду с зональными институтами и станциями разрабатывают конкретные технологии возделывания сельскохозяйственных культур и сортов, применения удобрений и других средств химизации, содержания животных.

Для сохранения и развития научнотехнического потенциала в сельскохозяйственных вузах следует проводить исследования на конкурсной основе, осваивать завершенную научнотехническую продукцию, организовывать экспериментально-производственное внедрение.

Таким образом, в ведении Минсельхоза России должны находиться учреждения и предприятия, выполняющие государственные контрольные, нормативно-правовые, информационно-консультативные и внедренческие функции, а также другие структуры, способствующие внедрению инноваций. Необходимо уточнение функций научных учреждений, задач и приоритетов в зависимости от их принадлежности, устранение параллелизма и дублирования, интеграция научно-исследовательских институтов и сельскохозяйственных вузов, ликвидация неэффективных и создание новых научных учреждений.

Для успешного функционирования аграрной науки и повышения эффективности научного обеспечения АПК необходимо принятие нормативно-правовых документов, т. е. законов «О сельскохозяйственном научном учреждении и его опытно-производственной базе», «О сельскохозяйственном высшем учебном заведении и его учебно-опытном хозяйстве», «О статусе молодого специалиста, выезжающего на работу в сельскую местность». Реализационные научные программы, особенно первоочередного достижения конкретных производственных целей на основе использования имеющихся (или разрабатываемых) результатов исследований, в зависимости от актуальности и масштабов задачи, на наш взгляд, должны финансироваться из бюджета и за счет средств заинтересованных заказчиков с привлечением в необходимых случаях других источников.

В целях объединения научных и научнопроизводственных потенциалов, устранения дублирования научной тематики, параллелизма в организационных структурах; сосредоточения общих усилий ученых и специалистов на решении приоритетных научных и производственных проблем, целесообразно создать в субъектах Российской Федерации зональные образовательно-научно-производственные комплексы, в которых на ассоциативной основе (на первом этапе интеграции) будут эффективно взаимодействовать агрообразовательные учреждения, научноисследовательские и консультационные структуры, а также хозяйствующие субъекты регионального АПК.

Формы интегрированного взаимодействия могут быть различными: от заключения договора о намерениях до генерального соглашения, договора о сотрудничестве, договора на проведение НИР, договора НИОКР, договора на передачу законченной научной разработки, договора на осуществление научного сопровождения

и др. Партнеры по интеграции могут создавать совместные кафедры и научноисследовательские лаборатории и центры; это могут быть и научно-образовательные структуры — типа НОЦ, ИКЦ, бизнес-инкубатор, проблемная лаборатория, центры мониторинга. К более сложным интегрированным структурам следует отнести формирующиеся агротехнопарки и научнообразовательные кластеры.

Интеграция образовательных учреждений, НИИ и высокоэффективных хозяйствующих субъектов происходит в основном с целью обеспечения качественно нового уровня подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, активизации и развития научных исследований и

инновационной деятельности, повышения их результативности и эффективности для нужд реального сектора экономики, воспитания специалистов с высокой культурой мышления, широким кругозором, активным и сознательным отношением к жизни, превращения университетов и академий в центры подъема и стабилизации экономики, духовного и культурного развития регионов.

Такой многофункциональной инновационной структурой, позволяющей реализовать вышеприведенные направления, может быть учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). О преимуществах данной интеграционной структуры свидетельствует некоторый опыт, к сожалению, накопленный в других отраслях, т. е. не в сферах АПК и

I. Этап инновационного маркетинга

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Инновационный менеджмент Формирование бизнес-идеи Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК

II. Этап выбора разработчика проекта

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Оценка комплексности разработки инновационного проекта Предварительная оценка коммерческой и социальной эффективности проекта Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК

III. Этап привлечения инвесторов и кредиторов

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Разработка организационноправовых, техникотехнологических решений и бизнес-планов Представление инвесторам бизнес-плана Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК; коммерческие структуры, отделение Росселхозбанка

IV. Этап выбора поставщиков необходимого оборудования, сырья и т.д.

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Разработка материальнотехнической базы Контрольно- договорная документация Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК; фирмы-поставщики; заводы-изготовители

I

V. Этап разработки инновационного проекта и нормативной документации

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Инновационный проект Комплект рабочей проектно-сметной документации Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК

VI. Этап освоения (внедрения) проекта

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Освоение технологии и организации производства, реализация продукции Землеустроительные, строительные, монтажные, наладочные работы, продвижение продукции на рынок Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК; ИКЦ; подрядные организации

VII. Этап возврата инвестиций, кредитов и получение прибыли

Содержание этапа Цели Ответственные исполнители

Управление производством, сбытом и финансовыми потоками Эксплуатация объектов инновационного проекта. Получение выручки. Обеспечение платежей. Партнеры по УНПК: агровуз, НИИ, хоз. субъекты АПК; ИКЦ

рисунок1

Алгоритм разработки и освоения инновационного проекта в унпк

Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011

аграрной науки и агрообразования. На наш взгляд, требует пристального изучения опыт организации таких учебно-научнопроизводственных комплексов, как УНПК ОрелГТУ; УНПК НОУ ВПО «РОСИ»; УНПК «БелАКРО»; УНПК «Техноград»; УНПК «Силиконовая Долина» и другие.

В АПК пока не разработаны ни внятная методология, ни методическое обеспечение для создания подобного рода структур — УНПК. Отсутствует и должная нормативно-правовая база.

Взаимодействуя в рамках единой организационно-управленческой модели, агровуз, научно-исследовательские учреждения, хозяйствующие субъекты АПК, объединившись на новой качественной основе, способны решать задачи по обеспечению нового, более эффективного уровня подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров; в среднем в 5-10 раз сократить путь от научной разработки до выпуска опытной и серийной партии новой продукции; уменьшить финансовые расходы на процесс обучения специалистов, а также на разработку и внедрение в производство ноу-хау.

В системе УНПК хозяйствующему субъекту гораздо легче и выгоднее внедрить инновационный проект, направленный на повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В рамках интеграционного взаимодействия с большей вероятностью и меньшими затратами будут реализованы все принципы инновационного проектирования (системности при разработке, долевого участия, формирования точек роста и экономического роста, минимизации рисков и др.), этапы разработки и освоения инновационного проекта (рис. 1).

Партнеры по УНПК, наряду с другими

преимуществами, получают возможность совместного использования уникального оборудования в учебных и научных целях; рационально использовать основные фонды ВУЗа, НИИ и предприятий в учебных, научных и производственных целях. Сотрудничество ученых, работающих на кафедрах ВУЗа — головного интегратора, со специалистами вошедших в УНПК структур может дать резкий импульс развитию научной деятельности и повышению эффективности результатов научных исследований. У агровуза появляется возможность привлекать к исследованиям и разработкам нетрадиционные ранее для него источники финансирования: кредиты банков, инвестиционные средства и др.; создавать новые рыночные структуры, активно работать на формирующемся рынке консультационных, маркетинговых услуг и инноваций; сформировать единую творческую среду для студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, конструкторов, технологов и специалистов производства; организовать УНПК в качестве центра подъема и стабилизации экономики АПК, сделать его головной структурой модернизации аграрного производства на инновационной основе.

Новизна такой организационноэкономической структуры состоит в том, что в ней четко прослеживается переход на новую ступень интеграции образования, науки и производства, при которой реализуется организационно-экономическая и финансово-правовая модель создания УНПК на базе университета (академии) с включением в его структуру юридически, организационно и экономически зависимых, значимых для отраслей и региона предприятий и организаций АПК, НИИ, финансово-экономических

фирм и других организаций, в которых вузу принадлежит вся или часть собственности, где процесс обучения непосредственно сопряжен с выполнением научной, конструкторско-технологической, финансово-экономической и производственной работы на основе интенсификации и интеграции фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности, образовательного процесса и производства.

Мы выделяем три основных типа УНПК: а) создается на ассоциативной основе без потери юридических лиц (по принципу консорциума); б) создается с головной интеграционной структурой, которой принадлежит часть собственности объединяющихся предприятий и организаций; в) предприятия и организации, объединяющиеся в УНПК, теряют юридическую самостоятельность и являются по отношению к головной организации ее дочерними предприятиями или филиалами. При третьем подходе организация-интегратор обеспечивает полную зависимость (экономическую, правовую, финансовую) партнеров, объединяющихся в УНПК, от головного ядра и тем самым создает условия для центростремительных, а не центробежных сил, что практически исключает возможность дезинтеграции.

Исследования показывают, что каждая из этих типов интеграции дает существенный экономический и социальный эффект в сравнении с суммой эффектов независимо функционирующих учебных, научных, производственных предприятий и организаций. В большинстве случаев научно обоснованное интегрирование приводит к синергетическому эффекту.

Литература

1. Сёмин А. Н., Рубцов С. Ф., Стахеева Л. М. Интеграция в системе непрерывного сельскохозяйственного образования. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 246 с.

2. Острецов В. Н. Формирование факторов производительности в агропромышленном комплексе региона (организационноэкономический аспект). Спб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. 132 с.

3. Инновационный образовательно-научно-производственный потенциал вузов Минсельхоза России: проблемы совершенствования и перспективы развития : науч. изд. М. : Росинформагротех, 2010. 188 с.

ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОТНИКАХ ПРИ РАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ВЫРАЩИВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

н. в. степных,

кандидат экономических наук, заведующий отделом экономики, Курганский НИИ сельского хозяйства

641325, Курганская обл., Кетовский район, с. Садовое, ул. Лесная, д. 9; тел. (35231)57622; e-mail: kniish@ketovo.zaural.ru

Ключевые слова: работники, трактористы-машинисты, численность, технологии. Keywords: workers, tractor operators-machinists, number, technologies.

Численность работников в сельском хозяйстве Курганской области, как и в целом по России, сокращается. С 2000 по 2006 годы во всех категориях хозяйств она снизилась со 124 до 76 тысяч человек, или на 39 % (рис.1).

Быстро сокращается численность работников, непосредственно занятых в

сельскохозяйственном производстве, в том числе трактористов-машинистов. В сельхозпредприятиях области их численность с 2005 по 2009 год уменьшилась с 6092 до 3486 человек, или на 43 %. Нагрузка обрабатываемой пашни с учетом ее увеличения за счет ввода в оборот ранее заброшенных земель растет еще быстрее. На

одного работника, занятого в сельхозпро-изводстве, посевная площадь увеличилась с 40 до 69 га, или на 72 %, на одного тракториста-машиниста — со 161 до 293 га, или на 82 % (табл. 1). В результате сельхозпредприятия стали испытывать острую нехватку работников.

В перспективе сокращение численности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.