Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Д.М., Рамазанова А.Г.

Условия либерализации энергетического рынка России актуализируют проблему формирова-ния организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедова Д.М., Рамазанова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

УДК 338.24:621.31

Д.М. Магомедова, А.Г. Рамазанова

Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях рыночных преобразований

Дагестанский государственный университет, djago1981@mail.ru

Условия либерализации энергетического рынка России актуализируют проблему формирования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики.

Ключевые слова: устойчивое развитие, региональная электроэнергетика, энергетический маркетинг.

Conditions of liberalization of the power market of Russia staticize a problem of formation of the organizational-economic controling mechanism a sustainable development of regional electric power industry.

Keywords: sustainable development, regional electric power industry, power marketing.

Современный этап развития региональной электроэнергетики характеризуется завершением реформ, проводимых в рамках перехода отрасли к рыночным условиям хозяйствования.

Преобразования электроэнергетики на всей территории России осуществлялись по единому сценарию без учета региональных особенностей, при этом не все энергосистемы оказались подготовлены к работе в условиях конкурентного рынка. Низкий уровень адаптивности энергокомпаний к новой системе хозяйственных отношений обусловил снижение устойчивости региональных энергосистем в процессе реорганизации.

В этих условиях особую актуальность приобретает задача формирования нового организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием регионального электроэнергетического комплекса (РЭК) в увязке с интересами развития региона.

Механизм управления устойчивым развитием рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных организационно-экономических методов, рычагов и средств, регулирующих экономические отношения поставщиков, потребителей и региональных властей с целью реализации синергизма их взаимодействия.

Главной целью развития РЭК является осуществление надежного, эффективного энергоснабжения потребителей региона по тарифам, экономически приемлемым как для потребителей, так и для поставщиков электроэнергии.

Электроэнергетический комплекс Республики Дагестан (ЭК РД), выступивший объектом нашего исследования, является важным инфраструктурным сектором экономики региона; его доля в общем объеме промышленного производства республики составляет около 20 %.

В рамках реформирования отечественной электроэнергетики вертикально-интегрированный электроэнергетический комплекс Республики Дагестан, представленный единой компанией - ОАО «Дагэнерго», был преобразован в 2005 году в комплекс экономически независимых профильных энергокомпаний.

Эффективное управление устойчивым развитием региональной электроэнергетики предполагает проведение комплексной оценки устойчивости входящих в ее состав энергокомпаний. Результаты оценки устойчивого развития РЭК, функционирующего в процессе реформирования, показали отрицательный синергетический эффект деятельности отрасли после реорганизации (см. табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателя интегральной устойчивости (Уинт) по электроэнергетическому комплексу РД за 2000-2009 гг.

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

(Уинт) - показатель интегральной устойчивости 0,547 0,64 0,969 1,1 1,257 0,346 0,095 0.08 0,11 0,13

Источник: рассчитано авторами по данным годовых отчетов энергокомпаний РД за 2000-2009 гг.

Анализ устойчивости РЭК в разрезе основных его субъектов показывает её высокий уровень лишь у региональной гидрогенерирующей компании, у остальных энергокомпаний - энергобытовой, сетевой и теплогенерирующей - наблюдается низкий уровень интегральной устойчивости с отрицательной динамикой. Оценка деятельности региональных энергокомпаний в разрезе частных показателей финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, технико-технологической устойчивости, социальной устойчивости и устойчивости энергоснабжения позволяет говорить о снижении значений данных показателей в динамике по всему кругу исследуемых компаний.

Анализ системы взаимоотношений субъектов электроэнергетического комплекса РД позволил нам выделить и классифицировать основные факторы, влияющие на устойчивость комплекса (см. табл. 2).

Таблица 2. Классификация факторов, влияющих на устойчивость развития электроэнергетического комплекса Республики Дагестан

Признак классификации факторов Состав группы факторов

Организационно-экономический 1. Организация управления РЭК 2. Система экономических отношений субъектов РЭК, платежная дисциплина в регионе 3. Налоговая, инвестиционная государственная политика в отношении энергокомпаний 4. Уровень экономической эффективности энергоснабжения 5. Уровень энергоэффективности на всех стадиях энергоснабжения 6. Методы тарифного регулирования 7. Направленность инвестиционной деятельности РЭК

Технико-технологический 1. Уровень оснащенности РЭК техникой и технологиями производства и передачи электроэнергии, состояние систем учета и контроля электропотребления 2. Степень износа основных фондов

Социальный 1. Уровень жизни населения в регионе 2. Менталитет потребителей в регионе 3. Кадровый потенциал энергокомпаний 4. Социальная ответственность энергокомпаний

Экологический Соблюдение экологических нормативов в процессе производства и передачи электроэнергии в регионе

На устойчивость регионального электроэнергетического комплекса в условиях переходного периода реформирования наибольшее влияние оказывает группа организационно-экономических факторов, в частности низкий уровень организации управления комплексом после реорганизации. Низкая эффективность функционирования электроэнергетики республики после реорганизации обусловлена рядом причин: высокими коммерческими расходами региональных энергокомпаний в новых условиях функционирования (большую часть которых составляют расходы на инфраструктуру); низкой платежной дисциплиной как потребителей, так и самих энергокомпаний; низким качеством приборов учета, не соответствующих техническому уровню; высоким уровнем потерь электроэнергии в сетях энергосистемы; ошибками в прогнозировании спроса на электроэнергию в республике; отсутствием новых рыночно-ориентированных методов управления. Отсутствует единая стратегия развития региональной электроэнергетики, предусматривающая механизм интеграции интересов всех субъектов РЭК. В новых условиях функционирования отечественной электроэнергетики изменилась система отношений внутри РЭК и между потребителями. Основными субъектами, от которых зависит надежность энергоснабжения конечных потребителей региона, становятся энергосбытовые и сетевые компании. Региональная генерирующая компания весь объем электроэнергии, за исключением продукции, производимой малыми ГЭС - субъектами розничного рынка, поставляет на оптовый рынок электроэнергии, снимая, таким образом, с себя территориальную ответственность за надежность энергоснабжения региона.

В регионе не наблюдается конструктивного взаимодействия властей региона, энергокомпаний и потребителей; договорные отношения между энергокомпаниями носят компенсационный характер; внутри энергокомпаний отсутствует эффективная система стратегического планирования; показатели развития планируются на год «от достигнутого», с учетом нормативов эффективности деятельности, устанавливаемых «сверху» (управляющими компаниями межрегиональных холдингов); нет ориентации на среднеотраслевые показатели и показатели конкурирующих энергокомпаний. Ситуация в электроэнергетическом комплексе усугубляется также наличием перекрестного субсидирования в регионе, суть которого заключается в дотировании низких тарифов для населения промышленностью, для которой тарифы завышены. В действительности издержки по электроснабжению населения намного выше из-за высоких потерь в обслуживающих эту группу потребителей сетях низкого напряжения. В результате региональная энергосбытовая компания, имеющая структуру потребителей с высоким процентом населения (38,8 %), несет колоссальные убытки.

Инвестиционная деятельность в энергосистеме региона направлена на строительство новых гидроэлектростанций, в частности малых ГЭС, при этом вопросы энергосбережения до сих пор оставались вне поля зрения. Увеличение вводимых энергомощностей не является гарантией надежности энергоснабжения в условиях постоянного снижения энергоэффективности и роста потерь в энергосистеме.

Несмотря на экономическую независимость региональных энергокомпаний друг от друга, потеря устойчивости одной компании неизбежно влечет за собой снижение устойчивости другой; та же закономерность наблюдается и во взаимоотношениях с потребителями электроэнергии. Так, низкая платежная дисциплина потребителей энергосбытовой компании приводит к нарастанию дебиторской задолженности последней, что, в свою очередь, ведет к увеличению кредиторской задолженности, в частности перед сетевой компанией ОАО «Дагэнерго» за передачу электроэнергии.

Значительную роль в устойчивости энергокомпаний играют технико-технологические факторы. Низкое качество и несоответствующий уровень приборов учета, установленных в региональной энергосистеме, приводит к расхождению показаний первичного и вторичного учета электроэнергии и, как следствие, к дополнительным финансовым потерям у энергосбытовой и распределительной сетевой компаний. Значительное превышение фактических потерь (33 % за 2009 г.) электроэнергии над плановыми (15,38 %) обусловлено также высоким уровнем износа электрических сетей ОАО «Дагэнерго». Проблемы потерь электроэнергии в сетях существовали и ранее, в условиях вертикальной интеграции, когда высокие потери в энергосистеме компенсировались за счет собственной гид-

рогенерации с низкой себестоимостью. Выделение профильных энергокомпаний делает прозрачными затраты на образование тарифа в рыночных условиях, и компании вынуждены вести жесткий учет всех расходов, а также каждого киловатта потерь электроэнергии. Деятельность энергокомпаний также значительно усложняется в условиях трансформационного периода реформ за счет высокого уровня динамики изменений правил, нормативов, регламентов поведения на рынке и соответствующей неопределенности.

Таким образом, низкий уровень управления развитием РЭК после реорганизации, отсутствие эффективного взаимодействия его субъектов обусловили возникновение отрицательного синергетического эффекта деятельности отрасли.

Устойчивое развитие РЭК в условиях либерализации энергетического рынка, по мнению авторов, предполагает формирование соответствующего организационно-экономического механизма, включающего рыночные методы, основанные на принципе самоорганизации (используемые для конкурентных сегментов РЭК - генерирующей и сбытовой компаний), и методы государственного регулирования (рис. 1).

Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием ЭК РД

Рыночные методы управления

Установление дифференцированных тарифов по уровню надежности

Управление спросом на электроэнергию методами энергетического маркетинга

Разработка ценовой стратегии для минимизации стоимости электроэнергии, закупаемой на ОРЭМ

Государственные методы управления

Активизация инвестиционной и инновационной деятельности в РЭК методами налогового стимулирования, совместными инвестиционными соглашениями

Разработка региональной программы энергосбережения

Устойчивое развитие электроэнергетического комплекса РД

Субсидирование малообеспеченного населения

Рис. 1. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием электроэнергетического комплекса Республики Дагестан

В настоящее время государственное регулирование взаимоотношений между энергосбытовыми компаниями и потребителями региона осуществляется посредством тарифной политики. Федеральной службой по тарифам (ФСТ) методом индексации устанавливаются тарифы на продажу генерирующими компаниями и покупку энергосбытовыми компаниями электроэнергии на оптовом рынке, на региональном уровне в рамках установленных ФСТ предельных индексов региональными службами по тарифам устанавливаются тарифы по группам потребителей. Другим методом государственного регулирования является поддержка программ ликвидации перекрестного субсидирования в регионах, в т. ч. в РД. На протяжении ряда лет в РД устанавливались низкие тарифы для потребителей по сравнению с другими регионами, что объяснялось низкой себестоимостью собственной генерации. После выхода дагестанских гидроэлектростанций на ОРЭМ тарифы искусственно сдерживаются до полной либерализации рынка, таким образом, республика является объектом территориального перекрестного субсидирования. К моменту полной

либерализации рынка государственное тарифное регулирование сохраняется только в естественно-монопольном секторе (передача электроэнергии и диспетчеризация); поставка электроэнергии потребителям региона будет осуществляться по рыночным ценам, в связи с этим прогнозируется высокий темп роста тарифов в ближайшие годы для РД по сравнению с другими регионами.

Становление конкурентного рынка электроэнергии не исключает необходимости государственного регулирования отрасли на уровне региона, т. к. в условиях переходного периода реформирования именно региональное управление является фактором, сглаживающим диспропорции развития энергосистемы. Государственное регулирование процесса достижения устойчивости регионального электроэнергетического комплекса должно осуществляться в виде адресной поддержки малообеспеченных слоев населения с применением социальной нормы потребления электроэнергии, разработки и реализации региональной программы энергосбережения, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в РЭК методами налогового стимулирования, совместными инвестиционными соглашениями, договорами, представляющими экономические интересы субъектов РЭК и региона.

Необходимость в таком регулировании тем выше, чем ниже темпы экономического развития региона, и, напротив, в условиях высоких темпов развития высока вероятность самоорганизации.

В качестве основных рыночных методов управления устойчивым развитием РЭК нами предлагаются: установление дифференцированных тарифов по уровню надежности электроснабжения для потребителей региона в соответствии с уровнем их платежеспособности, управление спросом на электроэнергию методами энергетического маркетинга, разработка оптимальной ценовой стратегии с целью минимизации стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке энергосбытовой компанией, предоставление потребителям дополнительных услуг (энергоаудит, энергоколсантинг, биллинг).

Среди перечисленных методов особую актуальность приобретают методы энергетического маркетинга, позволяющие согласовать интересы энергокомпаний и потребителей их услуг в регионе. Суть энергетического маркетинга заключается в системном подходе, предполагающем взаимосвязь двух основных процессов: 1) всестороннего исследования и прогнозирования рынка, спроса и потребностей пользователей энергии; 2) активного воздействия на существующий рынок энергии и энергетических услуг [1, с. 17]. Данный подход предполагает не только реагирование энергокомпании на изменение запросов потребителей электроэнергии в регионе, но и управление их спросом для достижения эффективного взаимодействия.

Система методов управления энергопотреблением включает выполнение следующих мероприятий:

- стимулирование роста энергоэффективности путем реализации программ энергосбережения на региональном уровне;

- внедрение системы тарифов, дифференцированных по периодам суток, либо с выделением оплаты пиковой мощности, а также с помощью специальных тарифов (скидок), компенсирующих контрактные ограничения.

Применение тарифного меню, которое предоставляло бы потребителям возможность выбора одного из многоставочных тарифов, является действенным инструментом защиты населения с низкими доходами в условиях ожидаемого повышения цен на электроэнергию в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования в регионе.

Существующая модель ценообразования на розничном рынке, реализуемая согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики [2], предполагает зависимость формирования розничной цены от цен на оптовом рынке электроэнергии (мощности). С 1 января 2011 г. электроэнергия в полном объеме поставляется по свободным («нерегулируемым») ценам. При этом стоимость закупаемой по нерегулируемым ценам электроэнергии не транслируется на население до 2014 г. Разница между ценой приобретения электроэнергии на

оптовом рынке и низким тарифом для данной категории потребителей в регионе компенсируется государством.

Основной проблемой в процессе синхронной либерализации оптового и розничного рынка электроэнергии для энергосбытовой компании является риск неприятия региональными потребителями новой системы отношений. Этот риск заключается в возможности возникновения кассовых разрывов, неплатежей потребителей, отказа от перезаключения договоров. Негативное отношение региональных властей к либерализации рынка также создает риск неприятия в будущем целевой модели рынка электроэнергии.

Все вышесказанное актуализирует необходимость разработки оптимальной ценовой стратегии энергосбытовой компании на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В рамках первого направления энергокомпанией могут использоваться различные варианты поведения на ОРЭМ с целью минимизации затрат на покупку электроэнергии. Основным условием эффективности деятельности энергосбытовой компании на оптовом рынке является равенство планируемого объема покупки (Упл) и фактического (Уфакт). Отклонения в сторону превышения Уфакт над Упл или в сторону уменьшения приводя к дополнительным потерям ОАО «ДЭСК». В первом случае дефицит электроэнергии восполняется на балансирующем рынке по максимальной цене, излишки же электроэнергии продаются по минимальной цене, т. е. стоимость продажи ниже стоимости первоначальной покупки.

Оптимальная ценовая стратегия энергосбытовой компании на региональном рынке предусматривает применение методов энергетического маркетинга как основного инструмента взаимодействия с потребителями. С учетом значительной разницы цен на электроэнергию в различные периоды суток наиболее перспективными для энергосистемы РД, по нашему мнению, являются многоставочные тарифы, дифференцированные по времени, отвечающие принципу максимизации функции общественного благосостояния при условии достижения энергокомпанией заданного уровня прибыли.

Тарифы, дифференцированные по зонам суток, являются эффективным инструментом управления спросом. Кроме денежной экономии потребителей, они способствуют разгрузке распределительных сетей республики, считающейся регионом пиковых нагрузок, путем уплотнения графика нагрузки (заполнение ночного спада нагрузки, смещение нагрузки из пиковой зоны).

Таким образом, именно сочетание государственных и рыночных методов управления развитием РЭК позволит реализовать синергизм взаимодействия поставщиков и потребителей электроэнергии в регионе и обеспечить устойчивое развитие регионального электроэнергетического комплекса в целом.

Литература

1. Алиева Д.М. Формирование организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием электроэнергетического комплекса региона: Автореф. дис. ... к. эк. н. - Махачкала, 2008.

2. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «О правилах функционирования розничных рынков электрической энергии».

Поступила в редакцию 14.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.