Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления трудовыми ресурсами в регионе'

Организационно-экономический механизм управления трудовыми ресурсами в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1393
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ештокин М. В.

В статье рассмотрены методологические основы и методические подходы формирования механизмов управления трудовыми ресурсами в регионе и дано научное обоснование организационно-экономического механизма эффективного управления этими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT BY A MANPOWER IN THE REGION

In the article methodological bases and methodical approaches of formation of mechanisms of management by a manpower in the region are considered and scientific justification of organizational and economic mechanism of effective management by a manpower in the region is given.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления трудовыми ресурсами в регионе»

УДК 331.1

М.В. Ештокин* ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены методологические основы и методические подходы формирования механизмов управления трудовыми ресурсами в регионе и дано научное обоснование организационно-экономического механизма эффективного управления этими ресурсами.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, регион, механизм, управление, уровень жизни.

Развитие экономических отношений в России обусловило радикальные перемены всей институциональной системы, в частности системы управления трудовыми ресурсами регионов. Современные трансформации и тенденции мировой интеграции обуславливают формирование направлений национальной политики на принципах приоритетности развития человека и повышения интеллектуального уровня региона в целом. Однако концептуальная неопределенность относительно экономической модели развития и недостаточность реформ социальной направленности сдерживают эффективное использование человеческих ресурсов. Проблемы формирования и использования трудовых ресурсов требуют научного обоснования организационно-экономического механизма, взаимодействие существующих и внедрение новых рычагов которого обеспечит более эффективное использование трудового потенциала региона.

Все процессы на рынке труда происходят под влиянием современных принципов общественноэкономического развития, связанных с глобализационными процессами и проявлением признаков постиндустриального общества. Начало XXI в. характеризуется переходом к экономике знаний, где источником экономического роста являются научные и накапливаемые знания. Эре постиндустриального общества свойственна тенденция изменения статуса человека в общественном производстве, что обуславливает принципиально новую сущность и характер общественных отношений. Если до этого времени управление ресурсами труда определялось в первую очередь тем, к какому социальному слою принадлежит человек, то в сегодняшних условиях доминирующим критерием выступают личные способности работника, получившего самостоятельное право выбора отношений, в которые он вступает с другими людьми. Значит, стержневым элементом экономической системы становится собственность на интеллектуаль-

ный потенциал работника. Таким образом, действительное богатство современного региона, в отличие от ранее существующих взглядов, — это обогащенный технологиями, наукой и культурой интеллектуальный и духовный потенциал населения [1].

Следовательно, прерогативой государства должно быть создание благоприятных факторов для развития и реализации «потенциала человека», развития системы социальной защиты, образования, культуры, здоровья и семейного труда.

Дальнейшее приближение рыночной экономики к информационной требует поиска более приемлемых механизмов управления трудовыми ресурсами региона, адекватных новым условиям развития экономики. Это подтверждается и опытом развитых стран, в которых на смену классическим теориям постепенно пришли теории управления инновационного типа — «развитие потенциала человека», развитие информационных ресурсов и знаний, развитие нерыночной сферы, «гуманизация труда» и др. Их сущность проявляется в направленности на реализацию творческого индивидуального потенциала, предоставление возможностей работникам для большей свободы в развитии.

Формирование данной глобальной методологической доктрины может стать для новой российской экономической теории методологической основой совершенствования управления трудовыми ресурсами и формирования новой «информационной системы управления», главным инструментом которой является организационно-экономический механизм.

Сущность современного рынка труда отражают процессы занятости и безработицы, которые следует рассматривать как направляющие силы социально-экономического движения населения. Вместе с тем ситуация на рынке труда служит критерием оценки эффективности использования трудовых ресурсов.

* © Ештокин М.В., 2013

Ештокин Максим Викторович ([email protected]), кафедра маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

В экономической науке существуют два основных направления изучения процессов занятости и безработицы: экстенсивный анализ и интенсивный анализ. Экстенсивный анализ предусматривает всестороннее исследование вновь создаваемых объектов с позиции как демографического, так и социально-экономического взгляда. Следует отметить, что применение экстенсивного анализа для оценки эффективности использования трудовых ресурсов не предусматривает взаимосвязи создаваемых совокупностей с самим населением [3].

Применение к анализу эффективности использования трудовых ресурсов коэффициентов интенсивности дает возможность свести разные во времени и пространстве величины к одной основе — качественной характеристике социальных процессов. На основании расчета предлагаемых коэффициентов проводятся обобщение и сравнительный региональный анализ использования наличного и резервного трудового потенциала.

Таким образом, оптимальным вариантом оценки социально-экономического движения становится интенсивный анализ, что в достаточной степени отражает уровень эффективности использования трудовых ресурсов в каждом регионе, а в результате степень напряженности состояния экономики в целом.

Исследование трудовой активности трудовых ресурсов и использование трудового потенциала целесообразно проводить на основании анализа численности экономической активности населения, так как данный показатель включает непосредственно занятых экономической деятельностью, которая приносит доход, и отражает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на основании предложенной методики показал существенные различия в региональном управлении трудовыми ресурсами, напряженность на рынке труда большинства регионов, наличие территорий с недостаточным уровнем социального обеспечения и социальной защиты [2].

Современный социально-экономический кризис утвердил и продолжает развивать деструктивные явления в обществе, формируя тем самым принадлежность нашего государства с позиции демографического взгляда стран мира к статусу неблагополучного. Вследствие того что демографическая ситуация в России считается кризисной, а депопуляция сопровождается ухудшением качественных характеристик населения, возникает необходимость исследовать, как данные тенденции оказывают непосредственное влияние на процесс формирования трудовых ресурсов и развитие трудового потенциала страны. Для формирования концепции эффективного управления трудовыми ресурсами и возможности использо-

вания механизма высоких характеристик трудового потенциала необходима действенная и результативная государственная политика в направлениях, способствующих качественному формированию трудовых ресурсов и решению актуальных проблем развития трудового потенциала России.

Методологически важную роль при формировании организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами играет модель воспроизводства трудовых ресурсов, построение которой необходимый этап создания любого направления теории управления трудовыми ресурсами.

Традиционные взгляды на систему управления трудовыми ресурсами как составную часть управления социально-экономическим развитием государства предполагают, что трудовые ресурсы общества являются динамическим единством трех фаз трансформации своего состояния: формирования, распределения и использования. С учетом трансформации экономической системы России в соответствии с социально-экономическими и научно-технологическими параметрами XXI века структура перспективного организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами должна представлять собой более динамическую модель.

В статье рассмотрена агрегированная модель воспроизводства трудовых ресурсов, основой которой является пять взаимосвязанных и взаимообусловленных фаз трансформации трудовых ресурсов. Основное свойство модели заключается в обеспечении производительной и продолжительной трудовой жизнедеятельности трудовых ресурсов на рынке труда, которая является циклом реализации трудового потенциала. Качественную основу каждой стадии жизненного цикла трудовых ресурсов обеспечит концепция их развития, что детерминируется экзогенными и эндогенными факторами.

Каждому региону свойственны свои особенности воспроизводства и развития трудового потенциала. Исходя из этих особенностей формируется система управления и этапы концепции развития трудовых ресурсов в регионе, которая детерминируется экзогенными и эндогенными факторами. Эндогенные факторы представляют собой среду развития региона, в которой формируется его экономический потенциал. Экзогенные факторы характеризуют уровень социально-экономического развития государства и общемировые тенденции влияния. Таким образом, в основу концепции стабилизации социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни населения должна быть положена методология замещения текущего социального стандарта определения фонда социальных выплат наиболее незащищенным сло-

ям населения, в качестве которого на данном этапе развития используется прожиточный минимум, прогрессирующей минимальной заработной платой.

Совершенствование управления трудовыми ресурсами, а соответственно, и формирование перспективного организационно-экономического механизма управления должно основываться на следующих основных фундаментальных принципах:

1) общецивилизационных условиях и факторах, которые создают систему координат современного мирового рыночного хозяйства. Любые преобразования в стране не могут формироваться вне общемировых процессов. Более того, сегодня априори ряд глобальных взаимосвязей влияет на социальную и экономическую жизнь регионов и государств;

2) национальных приоритетах и особенностях, которые имеют глубокие исторические и ментально-этнические источники;

3) реальном состоянии экономики и потенциалом РФ, на котором строится экономическая система. Там, где имеет место ограниченность ресурсов, формы и направления государственного регулирования должны особенно взвешенно анализироваться.

Направления системы совершенствования управления трудовыми ресурсами структурированы в концепцию развития трудовых ресурсов в регионе, которую следует рассматривать как систему элементов, которая включает формирование, распределение и использование трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения эффективной занятости и снижения уровня безработицы, формирование социальной структуры общества. Каждая подсистема решает определенные проблемы, тем не менее они все направлены на решение задач воспроизводства трудового потенциала, распределение и перераспределение его в регионах России и рациональное использование. Эффективность системы управления трудовыми ресурсами зависит от того, насколько продуктивно будет функционировать каждая подсистема и насколько интегрирована в рамках целостности работа каждого элемента подсистемы.

Необходимая информация о сути региональных процессов и региональных последствиях проводимых реформ не может быть получена только из массива официальной государственной статистики — региональные ситуации специфичны, а в ряде случаев уникальны. В условиях гибких рынков труда, скрытой безработицы, наличия огромного числа бедных и трудностей получения достоверных данных надежность показателей безработицы уменьшилась. Новые подходы к анализу ситуации в регионе требуют пересмотра существующей традиционной базы данных, иной система-

тизации и классификации статистической информации.

Сравнительный анализ полученных результатов на примере 2011 г. позволяет сделать вывод, что предложенная нами методика оценки эффективности использования трудовых ресурсов отражает более достоверную информацию о ситуации на рынке труда РФ, чем общепринятые методики расчета критериев, характеризующих процессы занятости и безработицы, и доказывает необходимость совершенствования организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами в регионе.

Интервал эффективности занятости населения колеблется от 0,70 до 0,87 ед., а согласно данным, полученным на основании рекомендаций МОТ для расчета исследуемых показателей, интервал эффективности занятости населения колеблется в пределах от 0,73 до 0,9. Полученные результаты доказывают необходимость совершенствования существующего организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами в регионах России и пополнения законодательной базы регулирования миграции рабочей силы в целях контроля эффективного распределения и использования трудового потенциала, а также социальной защиты трудовых мигрантов.

При сопоставлении показателей занятости и безработицы, определенных органами государственной статистики и службой занятости, а также рассчитанных в ходе исследования на основании методологии МОТ, с целью получения более достоверной информации о состоянии рынка труда эвристический подход позволяет предложить обобщенный критерий анализа процессов на рынке труда — коэффициент эффективности использования трудовых ресурсов.

Расчеты региональных коэффициентов эффективности использования трудовых ресурсов (КЭ )

осуществлялись как отношение коэффициентов эффективности занятости населения в регионе

(КЭз) к аналогичному среднему показателю в РФ

(Кэз):

Кэ =

Э КЭз ’

где КЭ — коэффициент эффективности использования трудовых ресурсов в регионе; КЭз — коэффициент эффективности занятости населения в регионе; КЭз — средний коэффициент эффективности занятости населения в России.

Первая группа — лидирующие регионы, в которых уровень эффективности использования трудовых ресурсов превышает 1,1. Вторая группа — регионы, где уровень эффективности использо-

вания трудовых ресурсов соответствует интервалу от 1 до 1,1. Третья группа — проблемные регионы, в которых уровень эффективности использования трудовых ресурсов меньше среднего значения по России и, соответственно, коэффициент меньше 1.

Предложенная методика ранжирования регионов РФ дает возможность научного обоснования принятия управленческих решений по разработке и внедрению программ регионального развития, реализации направлений оптимизации занятости и регуляции миграционных процессов, формированию основ организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами в регионах России.

Выявленные тенденции использования трудовых ресурсов в России позволяют сделать вывод, что масштабы государственного вмешательства следует определять исходя из результатов ранжирования. Так, для первой группы регионов характерна концепция невмешательства государства в экономические процессы. Вторая группа регионов требует методов «ограниченного вмешательства государства в развитие трудового потенциала» (пассивная политика). Для улучшения тенденций использования трудовых ресурсов регионы третьей группы нуждаются в активной роли государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная с управления ограниченными производственными ресурса-

ми до проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики.

Методика оценки эффективности использования трудовых ресурсов, предложенная в статье, позволяет раскрыть более достоверную информацию о ситуации на рынке труда России, чем общепринятые методики, и доказывает необходимость совершенствования организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами в регионе.

В рамках эффективного управления трудовыми ресурсами необходимо разрабатывать свойственную данной политике «социальную линию» типологии регионов, которая будет отражать уровень устойчивости и развития социальной сферы, эффективность управления трудовым потенциалом, защиту малообеспеченных слоев населения, уровень жизни населения.

Библиографический список

1. Бородин А.И., Шаш Н.Н. Сравнительный анализ базовых характеристик моделей управления трудовыми ресурсами в организациях // Человек и труд. 2012. № 6. С. 18-22.

2. Ендовицкий Д.А., Беленова Н.Н. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала. М.: Кнорус, 2011. 528 с.

3. Чемеков В. Грейдинг: Технология построения системы управления персоналом. М.: Вершина, 2008. С. 120-123.

M.V. Eshtokin*

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT BY A MANPOWER IN THE REGION

In the article methodological bases and methodical approaches of formation of mechanisms of management by a manpower in the region are considered and scientific justification of organizational and economic mechanism of effective management by a manpower in the region is given.

Key words: manpower resources; region; mechanism; management, standard of living.

* Eshtokin Maxim Viktorovich ([email protected]), the Dept. of Marketing and Human Resources Management, Kursk State University, Kursk, 305000, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.