Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах северо-кавказского федерального округа'

Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах северо-кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
472
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агузарова Л.А.

В статье на основе полиаспектного исследования механизмов государственного регулирования воспроизводственных процессов в системе социально-трудового потенциала территории предлагаются направления и методы их совершенствования в депрессивных регионах, ориентированные на повышение доходности от использования региональных ресурсов и охватывающие все стадии их воспроизводственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах северо-кавказского федерального округа»

УДК 332

методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах северо-кавказского федерального округа

л. а. агузарова,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой налогов и налогообложения

E-mail:aguzarova. larisa@yandex. ги Оеверо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ

В статье на основе полиаспектного исследования механизмов государственного регулирования воспроизводственных процессов в системе социально-трудового потенциала территории предлагаются направления и методы их совершенствования в депрессивных регионах, ориентированные на повышение доходности от использования региональных ресурсов и охватывающие все стадии их воспроизводственного процесса.

Ключевые слова: социально-трудовой потенциал региона, государственное регулирование, воспроизводственные процессы, депрессивные регионы, механизмы.

эффективная региональная политика формирования и развития социально-трудового потенциала территории должна обеспечивать действенность механизмов, регулирующих равновесие спроса и предложения на рынке труда. По мнению м. В. Ештокина, под организационно-экономи-че скими механизмами управления трудовыми ресурсами следует понимать единую систему институциональных элементов иерархического уровня взаимодействия и совокупности инструментов, методов и рычагов, которые позволяют оптимизировать процесс воспроизводства социально-трудового потенциала территории и повысить эффективность управления трудовыми ресурсами [1]. При этом

важной задачей является формирование с помощью институциональных и экономических механизмов благоприятных условий для модернизации и инновационного развития социально-экономической сферы отсталых регионов. В связи с тем, что в настоящее время механизм саморегуляции национального рынка труда не в состоянии обеспечить устранение противоречий, порождаемых значительным оттоком населения из регионов, отличающихся низкими показателями социально-экономического развития, возникает необходимость государственного вмешательства в решение проблемы «избыточного предложения труда». • Для Северо-кавказского федерального округа характерна значительная региональная дифференциация рынка труда, обусловленная уровнем развития и структурой экономики, политическими и национально-этническими особенностями кавказских республик. В целях решения проблемы сохранения и развития трудового потенциала населения отсталых регионов Северного кавказа используется организационно-правовой инструментарий, включающий совокупность законодательных, экономических, социальных, институциональных методов и рычагов, предназначенных для решения целого ряда задач, направленных на содействие занятости населения, повышение его образовательного уровня,

социальную защиту экономически активной части населения.

Содействие занятости населения обеспечивается:

• на основе стимулирования процессов трудовой миграции;

• через содействие самозанятости на основе открытия предприятий среднего и малого бизнеса (льготное налогообложение, предоставление кредита на льготных условиях и т. п.);

• путем стимулирования спроса на рабочую силу на основе финансирования дополнительных рабочих мест [2];

• через организацию общественных работ, обеспечивающих временную занятость. Повышение образовательного уровня населения

реализуется:

• путем предоставления бюджетных мест в ведущих вузах страны;

• на основе развития системы профессионального образования в регионе.

Социальная защита экономически активной части населения осуществляется:

• посредством обеспечения минимального стандарта уровня жизни на основе установления величины минимального размера оплаты труда;

• через защиту определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности или потерей дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию;

• путем создания для предприятий налоговых стимулов для привлечения к трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);

• на основе установления льгот, проявляющихся в праве на снижение налогов, получение трансфертов.

В зависимости от способов и критериев реализации государственной политики в отношении формирования и развития социально-трудового потенциала региона можно выделить следующие виды механизмов регулирования воспроизводства данного потенциала:

1) по степени охвата - общие и специфические;

2) по источнику финансирования - государственные, частные и государственно-частные источники;

3) по методу воздействия - прямые и косвенные;

4) по характеру воздействия - пассивные и активные;

5) по содержанию - экономические, социально-психологические, организационно-административные;

6) по целевой направленности - превентивные (предупреждающего характера), направленные на решение текущих задач и направленные на решение стратегических задач;

7) по направленности на стадию воспроизводства социально-трудового потенциала:

• направленные на формирование заданных количественных и качественных характеристик социально-трудового потенциала;

• направленные на пространственное распределение социально-трудового потенциала;

• направленные на регулирование процесса использования (потребления) трудовых ресурсов;

• обеспечивающие стадию обмена затраченного труда адекватно стоимости затраченной рабочей силы;

8) по характеру воздействия на рынок труда -формирующие спрос на рабочую силу и формирующие предложение рабочей силы. Общие механизмы воздействия на процесс

воспроизводства социально-трудового потенциала региона направлены на решение проблем, характерных для данного этапа развития всей национальной экономики. Прежде всего это проблемы старения населения, высокой демографической нагрузки, высокого уровня смертности, миграции населения и т. п. Для решения данных проблем разрабатываются и реализуются целевые программы федерального и регионального уровня, совершенствуются механизмы управления миграционными процессами, улучшается нормативно-правовая база и т. д.

Специфические механизмы направлены на решение проблем, характерных для конкретной территории и возникших под воздействием специфических региональных факторов и условий. Так, в частности, в отношении республик Северного Кавказа реализуется механизм подготовки квалифицированных кадров в ведущих вузах России. Специфическим механизмом решения задач миграционной политики в регионе является также достижение институционального компромисса законодательных прав, ответственности и интересов вынужденных переселенцев и беженцев, с одной стороны, и местного населения - с другой [3].

Реализация механизмов развития социально-трудового потенциала региона может осуществляться с

использованием средств государственного бюджета, а также с привлечением частных финансовых ресурсов. Для регионов Северного Кавказа характерна высокая дотационность местных бюджетов.

Доля трансфертов из федерального бюджета в доходах консолидированных бюджетов республик остается стабильно высокой, в частности, в Республике Ингушетия и в Чеченской Республике объем трансфертов превышает 90 %. Для сравнения: доля трансфертов из федерального бюджета в консолидированном бюджете Ставропольского края составляет 37,8 %. Безусловно, такая значительная дифференциация в поддержке развития республик Северо-Кавказского федерального округа в большей степени обусловлена политическими, а не экономическими факторами. Тем не менее большие масштабы поддержки предполагают большие затраты и на решение проблем развития социально-трудового потенциала территории, поддержку рынка труда. По оценке директора региональной программы НИИСП Н. В. Зубаревич, полученные дополнительные средства из федерального бюджета наиболее активно расходовались на развитие образования, здравоохранения и на поддержку ЖКХ [5].

Следует отметить, что не всегда федеральные средства были направлены на развитие самых проблемных территорий региона. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного Минрегионразвития России. Государственную поддержку за счет средств федерального бюджета в реализации программ занятости населения моногородов в 2010 г. получили преимущественно крупные города, которые имеют большее количество безработных (по абсолютному значению данного показателя), а организация поддержки населенных пунктов с количеством жителей менее 5 тыс. чел. была отдана на региональный уровень [6]. Ведь именно в малых монофункциональных городах и сельской местности (особенно в горных поселениях СКФО) проблема занятости населения стоит наиболее остро. Эти территории имеют ограниченные возможности создания новых рабочих мест, что вынуждает экономически активное население искать возможности сезонной и случайной занятости за пределами своих населенных пунктов. Такое положение не позволяет говорить об эффективности проводимой политики, поскольку не соответствует целям модернизации экономики отсталых территорий.

По методу регулирующего воздействия на развитие социально-трудового потенциала региона

можно выделить два типа механизмов: активные и пассивные. Активное воздействие включает мероприятия, связанные с разработкой механизмов, обеспечивающих сохранение рабочих мест, обучение и переподготовку кадров, создание новых рабочих мест, например, через систему общественных работ и т. п. Пассивные меры выражаются в оказании материальной помощи в виде социальных пособий, выплаты пособий по безработице. К пассивным мерам также можно отнести содействие поиску работы, формирование механизмов взаимодействия между работодателями и ищущими работу, развитие инфраструктуры информационной поддержки различных категорий населения (безработных, начинающих предпринимателей), проведение статистических исследований.

Анализируя деятельность центров занятости населения, можно отметить, что она носит преимущественно пассивный характер в отличие от деятельности кадровых агентств, активно содействующих контактам между субъектами рынка труда. В этой связи следует отметить, что ключевое значение для стимулирования процессов модернизации экономики отсталых территорий будет иметь активная политика в отношении формирования и развития социально-трудового потенциала региона в целях активного вовлечения временно незанятого населения в трудовую деятельность, своевременной подготовки и переподготовки необходимых кадров. При этом социальная поддержка безработных должна стимулировать их к трудоустройству.

В зависимости от используемых инструментов можно выделить экономические, социально-психологические и организационно-административные механизмы управления воспроизводством социально-трудового потенциала региона.

Экономические механизмы связаны с формированием определенного уровня и качества жизни населения, а также с созданием благоприятных условий осуществления трудовой деятельности посредством финансово-кредитной и налоговой политики.

Социально-психологические механизмы направлены на стимулирование внутренней мотивации населения к труду, формирование предпринимательской культуры, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива.

Организационно-административные (институциональные) механизмы регламентируют трудовые взаимоотношения посредством трудовых договоров, законодательных актов, разработки критериев и нормативов, а также обеспечивают

создание и поддержку институтов, необходимых для реализации отдельных этапов воспроизводства социально-трудового потенциала территории.

По целевой направленности можно выделить следующие механизмы:

• носящие превентивный (предупреждающий) характер. В частности, к ним можно отнести механизмы социального страхования, предполагающие формирование широкой системы социальной поддержки граждан в случае потери трудоспособности, меры по предупреждению безработицы путем стимулирования создания новых рабочих мест и т. п.;

• направленные на решение текущих задач -обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, решение проблем занятости населения, снижение социальной напряженности и т. д. Такие механизмы в большей степени ориентированы на сглаживание воздействия лимитирующих факторов развития социально-трудового потенциала территории, а также на снижение негативных последствий, возникающих на региональном рынке труда;

• направленные на решение стратегических проблем развития территории, связанных с целевыми установками модернизации экономики и социальной сферы региона. Данные механизмы, как правило, находят отражение в целевых программах федерального и регионального уровня и носят долгосрочный характер. Представляют также интерес механизмы формирования и развития социально-трудового потенциала региона в зависимости от того, стимулирование какой стадии воспроизводственного процесса они обеспечивают. Соответственно этому можно выделить механизмы, направленные на формирование заданных количественных и качественных характеристик социально-трудового потенциала (стадия формирования). Данные механизмы должны способствовать созданию условий для улучшения демографической ситуации, повышению уровня качества жизни населения, развитию системы здравоохранения и образования, формированию мотивации к повышению квалификации, осуществлению предпринимательской деятельности и т. д.

Механизмы, направленные на пространственное распределение социально-трудового потенциала должны способствовать такой направленности миграционных потоков, чтобы обеспечить развитие отсталых территорий региона, создавая условия для

наиболее полного и эффективного использования внутреннего трудового потенциала. Данные механизмы должны обеспечивать диффузию инноваций от полюсов роста на периферию, создавая условия для закрепления инновационно активного населения в регионе. Важно отметить, что в настоящее время для республик СКФО наибольшее развитие получают механизмы, стимулирующие процессы внешней миграции населения, в то время как с позиций модернизации экономики отсталых территорий приоритетное значение приобретают проблемы регулирования трудовых потоков внутри региона.

Механизмы, направленные на регулирование процесса использования (потребления) трудовых ресурсов, в основном сконцентрированы на решении задач, возникающих в процессе осуществления взаимодействий между работодателями и наемными работниками. Данные механизмы получили наибольшее распространение при реализации задач микроуровня и охватывают вопросы, связанные с охраной труда, условиями профессиональной деятельности, регулированием возникающих трудовых конфликтов и споров и т. п.

Не менее важными являются механизмы, направленные на регулирование трудовых отношений, возникающих на стадии обмена затраченного труда. Наиболее сложным в данном отношении является вопрос определения размера оплаты труда, адекватного стоимости затраченной рабочей силы. В настоящее время государством установлен только минимальный размер оплаты труда, гарантирующий обеспечение минимального стандарта уровня жизни работника. Игнорирование в исследованиях проблем формирования и развития социально-трудового потенциала такой фазы воспроизводства, как «обмен», сдерживает разработку и внедрение механизмов, обеспечивающих создание условий для полноценного воссоздания и развития человеческого капитала, мотивационных механизмов оплаты труда. В результате средняя заработная плата работников бюджетной сферы, осуществляющих социально значимые виды деятельности, оказывается значительно ниже средних доходов в бизнес-секторе.

Наконец, можно выделить механизмы, влияющие на формирование спроса, и механизмы, влияющие на формирование предложений на рынке труда. К числу основных механизмов, формирующих спрос на рабочую силу, относятся создание новых рабочих мест, организация общественных работ, стимулирование развития предпринимательства.

Стимулирование предложений рабочей силы осуществляется через содействие профессиональной подготовке и переподготовке работников, скоординированную миграционную политику.

В целом можно сказать, что механизмы, обеспечивающие воспроизводство социально-трудового потенциала территории, базируются на трех основных компонентах:

1) инновациях - нововведениях в развитие человека, его интеллектуальных и психофизиологических способностях, формировании нового технологического способа производства;

2) интеграции, т. е. сближении и объединении отдельных субъектов региональной системы в решении проблем формирования и развития социально-трудового потенциала территории;

3) интернационализации - стимулировании процессов трудовой и учебной миграции [7]. Таким образом, существующие механизмы

воспроизводства социально-трудового потенциала региона позволяют осуществлять государственную демографическую политику, политику занятости населения, обеспечить социальную защиту населения, создать социально-экономические условия для усиления мотивации к трудовой деятельности, повысить эффективность системы образования и здравоохранения. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику демографических показателей, устойчивый рост образовательного уровня населения, существующие механизмы не обеспечивают решение одной из главных проблем республик Северного Кавказа - значительного оттока экономически активного населения. Более того, в региональных программах основной акцент делается на стимулировании трудовой миграции в другие регионы страны. В частности, Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. не предполагает модернизационного прорыва, подчеркивая, что «...избыточное население предполагается ориентировать на выезд в другие регионы, для чего будет сформировано агентство по трудовой миграции». Создается впечатление, что и сами авторы стратегии понимают, что предлагаемые меры не снимают основных барьеров на пути развития регионов Северного Кавказа, не создают условий для устойчивого экономического роста [8].

Действительно, такая политика занятости в меньшей степени направлена на изменение рыночной конъюнктуры в регионе таким образом, чтобы обеспечивалась востребованность высококвалифи-

цированных специалистов. Неполное использование возможностей высокого профессионального потенциала работников приводит к его утрате в результате перехода в категорию безработных либо к оттоку высококвалифицированных кадров в другие регионы. Фактически утрачивается экономический и интеллектуальный потенциал региона. Вне сферы внимания остаются проблемы формирования рациональной структуры трудовых ресурсов и ее соответствия потребностям стратегического развития региональной экономики, обеспечения рациональности пространственного размещения трудовых ресурсов.

Представляется, что такое положение обусловлено преобладанием ресурсного подхода к управлению формированием и развитием социально-трудового потенциала региона, в соответствии с которым управление им как ресурсом предполагает преимущественную ориентацию на доходность этих ресурсов, а не на их капитализацию, повышение стоимости. В результате качественный (профессиональный) рост работников в условиях отсталого производства не представляет значительного интереса для работодателя, поскольку возможности повышения доходности производственно-хозяйственной деятельности от использования высококвалифицированного труда ограничены технико-технологической обеспеченностью предприятия, а дефицит финансовых и других ресурсов не позволяет поддерживать мотивацию сотрудников к интеллектуальному труду. Другими словами, экономический эффект от сокращения производственных затрат в случае привлечения высококвалифицированных работников в условиях отсталого производства не покрывает прироста затрат на оплату их труда и материальное стимулирование.

Необходимо отметить, что механизмы формирования и развития социально-трудового потенциала региона призваны обеспечивать одновременно все стадии его воспроизводства, т. е. в управлении социально-трудовым потенциалом региона должен преобладать воспроизводственный подход. Учитывая, что социально-трудовой потенциал является одним из компонентов воспроизводственного потенциала региона, эффективный механизм его развития предполагает не только формирование определенных качественных характеристик в процессе профессионального образования, но и создание условий для достойной их реализации.

На современном этапе развития национального рынка труда сформировались новые тенденции,

характерные для регионов Северного Кавказа. В их числе можно выделить:

• усиление противоречий между достаточно высоким уровнем образования и профессиональной квалификации населения и низкими условиями и качеством рабочих мест;

• потребность в специалистах индустриального типа, что обусловлено восстановлением региональной системы хозяйства, пострадавшей при реструктуризации российской экономики в результате распада СССР, а также по причине военных действий;

• наличие дисбаланса между системой образования и производственными потребностями в регионе;

• необходимость повышения содержательности труда, его интеллектуализации для обеспечения процессов модернизации и формирования инновационно ориентированной траектории развития;

• информатизация производственной деятельности, предполагающая наличие способностей эффективного использования современных информационных технологий;

• отказ современного производства от узкого разделения труда, быстрое моральное устаревание знаний, предполагающее необходимость постоянного самообразования и повышения квалификации.

Данные тенденции предполагают необходимость создания гибкой системы управления воспроизводством социально-трудового потенциала, обеспечивающей постоянное повышение интеллектуально-образовательного уровня работников, направленной на решение задач модернизации и инновационного развития региональной экономики. В этих целях представляется необходимым:

1) шире использовать комплексные усилия государства, сферы образования и бизнеса для решения проблем формирования качественных характеристик трудовых ресурсов, включая разработку образовательных программ, финансирование программ подготовки и переподготовки специалистов, повышения их квалификации;

2) усилить ориентацию федеральных и региональных целевых программ на решение стратегических задач развития регионов с учетом особенностей лимитирующих и ростоформи-рующих факторов;

3) обеспечить формирование условий для удовлетворения потребностей населения в творческом интеллектуальном труде на территории региона в интересах его стратегического развития;

4) стимулировать инвесторов к использованию внутреннего трудового потенциала при реализации проектов модернизации и инновационного развития территорий региона. Очевидно, что в ситуации, сложившейся в Северо-Кавказском федеральном округе, необходимы совершенствование механизмов формирования и развития социально-трудового потенциала, стимулирование отношений социального партнерства между государством, бизнесом и образованием. При этом наибольшее значение в условиях модернизации экономики отсталых территорий приобретает необходимость адаптации системы образования к потребностям рынка труда, что предполагает разработку механизмов, обеспечивающих повышение эффективности взаимодействия институтов профессионально-квалификационной подготовки населения, регулирующих его занятость.

Список литературы

1. Белокрылова О. С., Залозная И. Н., Янжино-ва Н. А. Модернизация государственной политики на рынке труда депрессивных регионов в посткризисной экономике. Ростов-н/Д., 2005. С. 110-111.

2. Васильченко В. С., Гриненко А.М., Гриш-нова О. А., КербЛ. П. Управление трудовым потенциалом. Киев, 2005.

3. Зубаревич Н. Социально-экономическое развитие республик Северного Кавказа: количественные и экспертные оценки. URL: http://atlas. socpol. ru/portraits/r_sk. shtml.

4. Ештокин М. В. Формирование и развитие организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами в регионе // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2011. Вып. 3.

5. Овчинников В. Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008.

6. Официальный сайт Министерства регионального развития. URL: http://www. minregion. ru/press_office/terms/1449.html.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

8. Северный Кавказ: модернизационный вызов. М.: Дело. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.