Научная статья на тему 'Организационно экономический механизм управления инвестициями в сфере жилищного строительства'

Организационно экономический механизм управления инвестициями в сфере жилищного строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТУПНОСТИ / THE TARGET PROGRAM / ACCESSIBLE HABITATION / LEGAL BASE / AVAILABILITY INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полумордвинов О. А.

Система программных мероприятий, разработанных и направленных на реализацию стратегической задачи обеспечения комфортным, что уже присутствует и самое главное, доступным жильем граждан Астраханской области реализуется в рамках комплексных программ. За счет стимулирования жилищного строительства, модернизации строительной индустрии, совершенствования нормативно-правовой базы, организационно-экономических мероприятий планируется доведение индекса доступности до среднероссийских показателей уже к 2015 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INVESTMENTS INTO HOUSING CONSTRUCTION SPHERE

The system of the program actions, developed and directed on realization of a strategic problem of maintenance comfortable that already is present also the most important thing, by accessible habitation of citizens of the Astrakhan region is realized within the limits of complex programs. At the expense of stimulation of housing construction, modernization of the building industry, perfection it is standard legal base, organizational economic actions finishing of an index of availability to indicators of Russia by 2015 is planned/

Текст научной работы на тему «Организационно экономический механизм управления инвестициями в сфере жилищного строительства»

УДК 332

О.А. Полумордвинов

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Система программных мероприятий, разработанных и

направленных на реализацию стратегической задачи обеспечения

комфортным, что уже присутствует и самое главное, доступным жильем граждан Астраханской области реализуется в рамках комплексных программ. За счет стимулирования жилищного

строительства, модернизации строительной индустрии,

совершенствования нормативно-правовой базы, организационноэкономических мероприятий планируется доведение индекса

доступности до среднероссийских показателей уже к 2015 году.

Целевая программа, доступное жилье, правовая база, показатель доступности

O.A. Polumordvinov

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INVESTMENTS INTO HOUSING CONSTRUCTION SPHERE

The system of the program actions, developed and directed on realization of a strategic problem of maintenance comfortable that already is present also the most important thing, by accessible habitation of citizens of the Astrakhan region is realized within the limits of complex programs. At the expense of stimulation of housing construction, modernization of the building industry, perfection it is standard - legal base, organizational - economic actions finishing of an index of availability to indicators of Russia by 2015 is planned/

The target program, accessible habitation, legal base, availability indicator

Общей целью национального проекта формирование рынка доступного жилья является обеспечение комфортных условий проживания граждан. Основные цели ФЦП «Жилище» - формирование рынка жилья эконом - класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Инструментом реализации поставленных целей на территории региона стала разработанная программа «стимулирования развития жилищного строительства в Астраханской области на 2011-2015 гг.», направленная на: 1) обеспечение ежегодного роста объема ввода жилья; 2) развитие направление строительства жилья, доступного для широких слоев населения; 3) формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве и прежде всего в части реализации проектов комплексного освоения и развития территории; 4) развитие базы промышленности

строительных материалов с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, материалов, решений; 5) снижение административных барьеров в

строительстве; 6) стимулирование частной инициативы граждан; 6) выполнение

социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий; 7) создание условий для развития ипотечного жилищного

кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.

Реализация поставленных задач должна осуществляться только в комплексе совершенствованием нормативно-правовой базы, организацией финансирования капитальных и прочих расходов за счет федерального бюджета, бюджета Астраханской области, местных бюджетов и внебюджетных источников. За прошедший период (20062009 гг.) в ходе реализации всех вышеупомянутых программ и источников финансирования объем ввода жилья в регионе составил 2255 тыс. м2, а жилищная обеспеченность на одного жителя выросла с 19,6 м2 до 20,4 м2. Объем выдаваемых ипотечных кредитов и займов составил 5 924 млн. рублей. Почти 6 тыс. семей улучшили свои жилищные условия.

В современных рыночных условиях наиболее перспективным является вариант комплексного освоения земельных участков, предусматривающий не только строительство групп жилых домов, но и их обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой.

Это относится, в том числе, и к малоэтажной застройке. В дальнейшем малоэтажное домостроение закономерно станет преобладающим при достигнутом уровне автоматизации. Наша задача в 2010 - 2011 гг. достигнуть показателей ввода таких домов на уровне 60 %, хотя еще десять лет назад индивидуальное строительство едва превышало 6 % от всего сдаваемого жилья. Поставленные целевые показатели по вводу жилья в Астраханской области на период 2011 - 2015 гг. (см. рисунок) не могут быть достигнуты без модернизации предприятий стройиндустрии.

Промышленность постоянно

наращивает объемы производства, выпускаемые материалы, изделия, конструкции, способные конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах, необходимую надежность и долговечность.

В настоящее время строительная промышленность удовлетворяет потребности строительного комплекса области в полном объеме и не является, как в предыдущие годы, сдерживающим фактором наращивания объемов строительства (см. таблицу), тем не менее в связи с планируемым ежегодным увеличением объема ввода жилья на территории Астраханской области наращиваются объемы производства за счет введения новых мощностей.

Объемы строительства

Наименование предприятия Мощность предприятия на 01.11.2010 Увеличение мощности на 01.11.2010 Объем выпущенной продукции на 01.11.2010 (% к 2009) % использования мощности

Сборный железобетон, тыс. м3

2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

■ 502 1522 1553 1587 1676 1789

Изменение показателей ввода жилья в Астраханской области по годам

ЗАО ЗЖБК-2 ООО УСК «Стройкомплекс» 26 0 4,16 (43%) 19

ОАО ПСК «Строитель Астрахани» 67,4 0 7,65 (22%) 14

ОАО «Аксоль» 50 0 7,69 (65,2%) 18

ООО АДСК» 40 0 3,3 (79,7%) 10

ООО ПО «Железобетон» 92 0 30,82 (72,5%) 40

ООО «Евростройсервис - А» 30 0 12,13 (57%) 49

ООО «Аркес-Астрахань» 70 0 0,304 (8,71%) 1

ЖБК-7, ООО ПСК «Зодчии» 40 0 0,467 2

ООО СМФ «Строитель» 33 0 Стадия банкротства

ИТОГО 448,4 66,521 19

Панели с применением несъемной опалубки (технология УБТ) тыс. м2

ОАО ПСК «Строитель Астрахани» 80 80 17,548 31

Товарный бетон тыс. куб.м.

Основные производители 300 70 57,24 (125,8%) 23

Стеновые материалы, млн. шт. усл. кирпича

ООО «Мострансстрой» 24 4 6,44 (76%) 32

ООО «Мабиком» 20 0 0

ООО «Кирпичный завод «Инициатор» 20 10 6,4 (120,8%) 38

ООО УСК «Стройкомплекс» 8 25 0,82 (100,8%) 12

ООО ПО «Железобетон» 22,1 0 3,7 (26,7%) 20

«Кирпичный завод» ИП Шахабасов п. Зверева 2 0 0

ООО «Керамика Поволжья» 7 0 0,03 (3%) 1

ООО «Кирпичный завод «Сизый бугор» 3,5 0,5 0,74 (72,5%) 25

ООО «Гончар» 3 0 0,87 (53%) 35

ООО СМФ «Строитель» 45 45 Стадия банкротства

ООО «Евростройсервис-А» 0,36 0,36 0

ИТОГО 154,96 62,36 23

Г ипсовый камень

ОАО «Кнауф Г ипс Баскунчак» 1170 0 427,4 (100,8%) 44

Керамзит, тыс. куб. м.

ОАО ПСК «Строитель Астрахани» 58 0 28,7 (74,4%) 59

ООО «Кирикилинский керамзитовый завод» 27 0 15,92 (72,8%) 71

ИТОГО 85 0 44,62 65

Панели для строительтва каркасно-щитовых домов, тыс. м2

ООО УФ «Тинстрой» 20,0 20,0 7,5 45

УФ «Русская усадьба» 18,3 18,3 1,05 7

ИТОГО 38,3 38,3 8,55 26

Таким образом, на территории Астраханской области планируется: 1) запустить новый цех по производству керамического кирпича мощностью 10 млн. шт. усл. кирпича в год на кирпичном заводе ООО «Сизый бугор»; 2) запустить новый цех по производству керамического облицовочного кирпича мощностью 8,0 млн. шт. усл. кирпича в год на кирпичном заводе ООО «Инициатор»; 3) построить новый цех мощностью 3, 0 млн. шт. усл. кирпича в год на кирпичном заводе ООО «Рамс»; 4) построить новый цех мощностью 10 млн. шт. усл. кирпича в год на кирпичном заводе ООО «Тавакал-4»; 5) создать производстве по изготовлению панелей на основе металлического профиля и цементно-стружечных плин для строительства общественных зданий в ООО УФ «Тинстрой»; 6) строительство цеха в ОАО «ПСК «Строитель Астрахани» по производству конструкций с применением несъемной опалубки мощностью 120-160 тыс. м2 общей площади строений в год; 7) строительство завода ООО «Интерхимгрупп» (г. Москва) по производству керамического кирпича в с. Черный Яр Черноярского района мощностью 12

млн. штук усл. ед. в год; 8) строительство завода ЗАО «АЗКИ «Михайловская керамике» по производству керамическому кирпича в с. Чаган Камызякского района мощностью 60 млн. штук усл. ед. в год.

На уровне организационного обеспечения реализации поставленных задач необходимо решение вопросов вовлечения в оборот дополнительных участников, развития частно-государственного партнерства в их инфраструктурном обеспечении, дальнейшего снятия административных барьеров.

Все это позволит обеспечить улучшение жилищных условий и достигнуть увеличение годового объема ввода жилья до 1 м2 на одного жителя, поднять показатель обеспеченности до 21,49 м2 общей площади помещений уже в 2015 году, довести индекс доступности жилья с 4,5 в 2009 году до 3,2 в 2015 году.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полумордвинов О.А. Выбор рационального состава исполнителей сквозных бизнес-процессов строительной организации / О.А. Полумордвинов, И.Ю. Квятковская // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2010. № 1. С. 198.

2. Модернизация регионов России6 инвестиции в инновации : материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. Октябрь 2010 года / Астрахан. инж.-строит. ин-т. Астрахань, 2010.

3. Портал органов госурственной власти Астраханской области. www.astroble.ru

Полумордвинов Олег Анатольевич —

заместитель председателя Правительства Астраханской области, министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

Статья поступила в редакцию 04.10.10, принята к опубликованию 19.10.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.