Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе'

Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / ОЦЕНКА / ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасименко Наталья Александровна

В статье представлен подход к формированию организационно-экономического механизма развития инноваций в регионе в условиях нестабильной среды хозяйствования и экономических санкций. Предложен ряд показателей для определения потенциала, проведения мониторинга и составления матрицы оценки состояния организационно-экономического механизма развития инноваций в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасименко Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE REGION

The article represents the approach of forming organizational and economic mechanism of innovation development in the region during unstable economic environment and sanctions. It also offers a number of indicators for potential evaluation, monitoring and the matrix of state assessment of organizational and economic mechanism of innovation development in the region.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе»

Раздел III. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.35

на. Герасименко ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РЕГИОНЕ

Аннотация. В статье представлен подход к формированию организационно-экономического механизма развития инноваций в регионе в условиях нестабильной среды хозяйствования и экономических санкций. Предложен ряд показателей для определения потенциала, проведения мониторинга и составления матрицы оценки состояния организационно-экономического механизма развития инноваций в регионе.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, развитие, инновации, регион, оценка, потенциал, предприятия.

NataUa ^erasmenik) ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE REGION

Annotation. The article represents the approach of forming organizational and economic mechanism of innovation development in the region during unstable economic environment and sanctions. It also offers a number of indicators for potential evaluation, monitoring and the matrix of state assessment of organizational and economic mechanism of innovation development in the region.

Keywords: organizational and economic mechanism, development, innovation, region, evaluation, potential, ventures.

Необходимость формирования в России экономики инновационного типа в условиях нестабильности внешней среды и влияния факторов экономических санкций требует дальнейших теоретических разработок и решения конкретных практических задач по совершенствованию механизма развития инноваций в регионах [4, с. 18]. Большинству регионов страны в этой связи предстоит уточнять и обосновывать комплекс мер нормативно-правовой, управленческой, организационной, экономической и социальной обеспеченности инновационной сферы. Необходимо теоретически осмыслить и методически обосновать вызовы «новой экономики» [1], отразив ее возможности и ограничения в инновационной стратегии, отвечающей условиям и динамике XXI в. [2, с. 145]. Кроме того, следует повышать творческую активность населения, создавать рынки интеллектуальных продуктов и инновационных проектов, расширять возможности привлечения необходимых ресурсов, формировать полноценную научно-техническую инфраструктуру.

Особую важность эти условия приобретают для предприятий старопромышленных регионов или территорий, обладающих признаками депрессивности, нуждающихся в структурной модернизации производственной базы. Конечно, рыночный механизм в определенной мере решает многие проблемы путем саморегулирования деятельности хозяйствующих субъектов в процессе создания и реализации инноваций. Ограниченность регулирующих возможностей рынка и потенциала влияния государства приводит к целесообразности их тесного взаимодействия и концентрации усилий и ресурсов государственного и частного секторов по приоритетным направлениям решения задач инновационного развития страны [3, с. 74]. Кроме того, в условиях глобализации экономики и влияния факторов экономических санкций требуются усиление взаимодействия, налаживание координации действий государства и бизнеса в целях повышения конкурентоспособности товаров и услуг на региональных, межрегиональных, международных рынках [5, с. 11].

© Герасименко Н.А., 2014

Организационно-экономический механизм развития инноваций в регионе (ОЭМИ) понимается как составная часть хозяйственного механизма в виде форм, методов и инструментов взаимодействия органов власти и субъектов бизнеса, базирующихся на правовой основе, договорной системе, координации действий и усилий, взаимной выгоде для решения особо значимых задач инновационного развития общества. ОЭМИ должен отвечать основным интересам государства и бизнеса, которым присущи «юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение» [8, с. 2].

В ОЭМИ может быть применен ряд следующих методов регулирования процессов инновационного развития региона. Во-первых, прямое вмешательство государства (региона) в процесс создания инноваций, имеющих приоритетное значение, на основе: финансирования подготовки кадров, создающих инновации; поддержки науки, госзаказов на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, программно-целевые методы, означающие введение государственных целевых программ поддержки инноваций, заключение государственных контрактов на создание и приобретение инновационной продукции; долевое финансовое участие в организации эффективного взаимодействия академической, отраслевой науки и производства, организации инженерных центров, научных технологических парков и т.д. В-третьих, косвенные методы, направленные на стимулирование инновационной активности (например, путем налоговых льгот), создание привлекательного инвестиционного климата в инновационной сфере.

К важнейшим задачам ОЭМИ следует отнести: обеспечение научной обоснованности стратегий, планов и проектов инновационного развития региона, объективный анализ качества их выполнения; предварительный и окончательный расчет экономической эффективности использования ресурсов (материальные, трудовые, финансовые) при создании инноваций; обеспечение соответствия принципам окупаемости, прибыльности, инвестиционной привлекательности; выявление, оценка и мобилизация резервов повышения эффективности деятельности участников инновационной сферы; оценку инновационного развития предприятий в целях диагностики и т.п. Организационно -экономический механизм развития инноваций в регионе представляет собой интегрированное образование, имеющее сложную иерархическую структуру и включающее в себя следующие составляющие: 1) подсистемы общего назначения, охватывающие элементы и функции механизма, осуществляющие инновационную политику, организацию и управление, ресурсное обеспечение, мониторинг, контроль, оценку деятельности; 2) специализированные комплексы развития отдельных направлений создания и реализации инноваций (институциональный, правовой, организационный, экономический, производственный, рыночный, инфраструктурный); 3) подсистемы специального функционального назначения, представляющие собой организации, обладающие набором необходимых возможностей специализированного характера, ориентированные на исполнение конкретных функций по созданию инноваций (образование и профподготовка кадров, исследования и разработки, выявление и накопление знаний, генерация и отбор идей и технологий, разработка и производство инноваций, реализация и продвижение инноваций).

Оценка эффективности ОЭМИ может проводиться на основе результатов мониторинга и диагностики. В качестве основных показателей оценки состояния ОЭМИ можно учитывать уровень затрат на инновации, полученный результат (экономический эффект) за счет применения инноваций, долю инноваций (новых технологий) в объеме или трудоемкости продукции, оснащенность труда работников на основе инноваций (фондовооруженность и энерговооруженность труда) и др.

Изучение деятельности предприятий России показывает, что широко применяемые критерии экономической оценки не всегда дают однозначный ответ на вопросы определения степени их инно-

вационного развития. Например, не совсем верной оказывается аксиома, согласно которой все большая доля основных производственных средств на одного работающего означает повышение эффективности производства [7, с. 157].

Отсюда возникает необходимость разработки метода определения состояния ОЭМИ. Экономические затраты на инновации (Ze) согласно постановлению Госкомстата России [6] могут быть определены по формуле:

Ze = Z0 + Z, + Zк , (1)

где Z0 - затраты общие, Zt - затраты текущие, Зв - затраты в виде капитальных вложений.

В составе экономических затрат учитываются средства, направленные на разработку и реализацию (внедрение) инноваций, которые могут быть созданы собственными силами персонала предприятий или приобретены у сторонних организаций.

Затраты текущие производятся в основном за счет себестоимости продукции (в том числе, затрат на приобретение сырья и материалов, оборудования, оплату труда, отчислений и т.п.), направляемых для производства инноваций.

Капитальные вложения или долгосрочные инвестиции в инновации направляются на приобретение основных средств и активов длительного пользования.

Экономические затраты на инновации входят в общую величину основных источников средств (S), содержание которых имеет вид:

S = Ss + Ds + Rs, (2)

где Ss - собственные оборотные средства, Ds - долгосрочные средства, К - средства краткосрочные.

С учетом вероятностного характера вложения затрат на создание инноваций следует предусматривать и непредвиденные суммы, которые могут быть предусмотрены в виде резервных (RI) или страховых источников средств (SI). В случае недостатка собственных оборотных средств для покрытия непредвиденных затрат могут быть привлечены кредиты и займы. Тогда общая величина основных источников средств (OI) примет следующий вид:

О1 = S + Ds + Rs + RI + SI. (3)

Для обеспечения устойчивого функционирования экономической системы региона организационно-экономический механизм должен учитывать закономерности создания знаний и технологий, а также перекрывать весь спектр состояний основных видов продукции в регионе на разных этапах их жизненного цикла. Поэтому общая величина основных источников средств ОЭМИ региона должна отвечать соотношению:

О1 > Zn , (4)

где Zn - затраты, необходимые для осуществления инноваций в данный момент времени.

Целесообразно, чтобы потенциал организационно-экономического механизма развития инноваций в регионе (Pm) мог обеспечивать весь спектр модернизационных изменений в основных областях экономики, что можно представить как:

Pm(Ptd, PSpi, Pyi, Pmi, Pp) ^ max, (5)

где Ptd - потенциал ОЭМИ по обеспечению текущей деятельности хозяйствующих субъектов, PSpi -потенциал создания пионерских (лидерских) инноваций, Pyi - потенциал ОЭМИ по созданию улучшающих инноваций, Pmi - потенциал ОЭМИ по созданию модифицированных инноваций, Pp - потенциал ОЭМИ по совершенствованию отдельных элементов производства.

Современной динамичной внешней среде функционирования предприятий и инновационным процессам атрибутивно присущи риски (в том числе в виде экономических санкций), существенно влияющие на фактический потенциал ОЭМИ. Риски оказывают различное воздействие на каждую

стадию инновационного развития, поэтому функциональная зависимость (5) может быть представлена в виде:

Рт(Ргй • ^,Р$рг • Я2,Руг • Я3,Ршг • И5,Рр • Я6) ^ тах, (6)

где И1-И6 - коэффициент возмещения потерь в потенциале ОЭМИ в результате негативного воздействия рисков.

Используя теорию нечетких множеств и нечеткую логику, представим ОЭМИ в виде экономической и организационной составляющих. Для нечеткой лингвистической оценки задаются терм-множества в виде шкалы неопределенности:

ТЕ = {ТЕ , Т2Е , ТЕ , ТЕ , ТЕ } , (7)

где ТЕ - шкала неопределенности состояния экономической составляющей ОЭМИ: ТЕ = {высокая экономическая развитость, хорошая экономическая развитость, удовлетворительное экономическое состояние, предкризисное экономическое состояние, кризисное экономическое состояние}.

Т0 ={т0, Т2°, Т30, Т4°, Т5° } , (8)

где ТО - шкала неопределенности состояния организационной составляющей ОЭМИ: Т0 = {инновационно неразвита, инновационно пассивна, есть элементы инновационной активности, инновационно динамична, инновационно развита}.

Оценка эффективности ОЭМИ может проводиться на основе мониторинга с использованием ряда ключевых показателей: уровня капитальных вложений и затрат на разработку и создание инновации, полученного результата (экономический эффект), доли инноваций (новых технологий) в объеме или трудоемкости промышленной продукции, среднего возраста применяемого оборудования и технологических процессов, влияния инноваций на коэффициенты использования сырья и материалов, влияние инноваций на производительность оборудования и др.

Интегральную оценку состояния ОЭМИ можно визуализировать на основе матрицы, в которой по вертикали отражаются оценки экономической составляющей, а по горизонтали - оценки организационной составляющей механизма создания инноваций (см. рис. 1).

Экономическая составляющая Всего, %

Высокая экономическая развитость

Зона 4 ШШШШш щшШш

Хорошая экономическая развитость 16 1 17 18 19

Зона 3

Удовлетворительное экономическое состояние 11 12 13 14 111111111 ■и

Зона 2

Предкризисное экономическое состояние 6 7 8 9 11111111 ШШ1Ш111

Зона 1

Кризисное экономическое состояние 1 2 3 4 ^11111111

Всего, % 100

Инновационно неразвита Инновационно пассивна Есть элементы ин-новацион-ной активности Инновационно динамична Инновационно развита

Организационная составляющая

Рис. 1. Содержание матрицы состояния организационно-экономического механизма развития

инноваций в регионе

На матрице группируются квадранты и выделяются следующие зоны, отражающие состояние ОЭМИ: зона 1 - неразвитое состояние механизма; зона 2 - удовлетворительное состояние механизма; зона 3 - хорошее состояние; зона 4 - развитое состояние.

В матрице отражается доля предприятий (в процентах) региона в их общем числе по экономическому состоянию (объемы выручки, прибыли и т.д.), а также по степени инновационной развитости.

Матрица состояния организационно-экономического механизма создания и реализации инноваций в промышленности на примере одного из регионов России - Республики Северной Осетии -Алании - по состоянию на 2014 г., имеет следующий вид (см. рис. 2).

Экономическая составляющая Всего, %

Высокая эконо-

мическая разви- „о 2

тость 2

Хорошая экономическая развитость 8 О 7 О 2 О 18

Удовлетворительное экономи- 9 О 7 о 3 о

ческое состояние и 36

Предкризисное экономическое 11 О 5 О 3 О

состояние 19

Кризисное эконо- 40

мическое состоя- 21

ние 25

Всего, % 41 34 17 7 1 100

Организационная Иннова- Иннова- Есть эле- Иннова- Иннова-

составляющая ционно не- ционно пас- менты ин- ционно ди- ционно раз-

развита сивна новацион- ной активности намична вита

Рис. 2. Оценка состояния организационно-экономического механизма развития инноваций

в конкретном регионе

Как мы видим, 41 % предприятий республики находятся в сложном экономическом состоянии, что во многом обусловлено их низкой инновационной развитостью (75 % предприятий).

При определении эффективности экономического механизма создания и реализации инноваций необходимо также учитывать его влияние на социальную сферу региона (создание новых рабочих мест, повышение квалификации работников и т.д.). Использование матрицы позволяет получить характеристику состояния организационно-экономического механизма создания и реализации инноваций, определить динамику инновационного развития за несколько лет, рассмотреть возможные стратегии инновационного развития региона.

Библиографический список

1. Авдокушин Е.Ф. Новая экономика: сущность и структура / Экономическая теория на пороге XXI века - 5: Неоэкономика / под ред. Ю.М. Осипова [и др.]. - М.: Юристъ, 2001. - 624 с.

2. Алексеев А.В. Инновационная стратегия 2020: новые возможности или старые ограничения? // Россия и современный мир. - 2013. - № 1. - С. 145-157.

3. Гладышевский А.И. Производственный аппарат России: основные характеристики и перспективы использования // Проблемы прогнозирования. - 2001. - № 1. - С. 74-85.

4. Ковальчук Ю.А. Роль государственного регулирования и институциональной среды в условиях инновационной экономики / Ю.А. Ковальчук [и др.] // Инновации. - 2013. - № 3. - С. 18-25.

5. Медведев А.С. Управление экономическим потенциалом предприятий: монография / А.С. Медведев [и др.]. - Владикавказ: Олимп, 2014. - 216 с.

6. Постановление Госкомстата России от 22.07.2002 г. № 156 «Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

7. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов / С.М. Пясто-лов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.

8. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство. Понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppceNoter.ru/ru/press-се-№ет/smi-o-ce№tre

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.