Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Толкунов В. А.

В статье представлены результаты разработки основных элементов организационного механизма управления экономической безопасностью приграничных регионов. Определены основные положения перспективных документов тактического и стратегического планирования в исследуемой сфере. Обоснована структура системы экономической безопасности приграничного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Толкунов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR ECONOMIC SECURITY MANAGING OF BORDER REGIONS

The article presents the results of the development of the main elements of the organizational mechanism for managing the economic security of border regions. The main provisions of promising documents of tactical and strategic planning in the area under study are determined. The structure of the economic security system of the border region is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 96-106. Economic Systems. 2022;15(4(59)):96-106.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 338.246.2

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-96-106

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ

Владислав Александрович Толкунов

Российский университет кооперации, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты разработки основных элементов организационного механизма управления экономической безопасностью приграничных регионов. Определены основные положения перспективных документов тактического и стратегического планирования в исследуемой сфере. Обоснована структура системы экономической безопасности приграничного региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, приграничные регионы, геостратегические территории, развитие

Для цитирования: Толкунов В.А. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности приграничных регионов // Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 96-106. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-96-106.

ECONOMIC SECURITY

Original article

ORGANIZATIONAL MECHANISM FOR ECONOMIC SECURITY MANAGING OF BORDER REGIONS

Vladislav A. Tolkunov

Russian University of Cooperation, Moscow, Russia, [email protected]

© Толкунов В.А., 2022

Abstract. The article presents the results of the development of the main elements of the organizational mechanism for managing the economic security of border regions. The main provisions of promising documents of tactical and strategic planning in the area under study are determined. The structure of the economic security system of the border region is substantiated.

Keywords: economic security, border regions, geostrategic territories, development

For citation: Tolkunov V.A. Organizational mechanism for economic security managing of border regions. Economic Systems. 2022;15(4(59)):96-106. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-96-106.

Введение

Острота, а также масштабный характер рисков и угроз экономической безопасности, формирующихся во внешней среде приграничных регионов, требуют разработки соответствующих систем и механизмов, направленных на повышение уровня безопасности. Прежде всего, речь идет о материализации ряда угроз, связанных с формированием группы недружественных государств, и реализацией ими агрессивной экономической политики в отношении нашей страны. Следует также учитывать повышение уровня военных угроз, связанных с активизацией соответствующих структур стран - членов НАТО в непосредственной близости от наших границ.

В этих условиях было принято Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 г. № 25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций». Уже 1 марта 2022 г. председатель правительства подписал распоряжение об утверждении состава данной комиссии. В последующем с учетом характера действий недружественных государств 21 октября 2022 г. Президентом РФ был подписан Указ № 763 «О координационном совете при правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». Таким образом, управление экономикой нашей страны переходит к осуществлению в особом режиме, который с определенной долей условности может быть определен, как мобилизационный.

Очевидно, что принимаемые на федеральном уровне меры требуют соответствующей экстраполяции и на региональный уровень с последующей трансформацией экономической политики отдельных регионов. На наш взгляд, региональная экономическая политика в особых условиях должна быть акцентирована на обеспечение безопасности. В то же время некоторые приграничные регионы нашей страны, особенно располагающиеся на территории Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), являются в настоящее время объектом диверсионно-разведывательной деятельности специальных подразделений недружественных государств.

Отдельного внимания заслуживает также и тот факт, что агрессивная политика недружественных государств, санкции и приостановка транспортного сообщения потенциально являются факторами долгосрочного влияния. В этих

условиях требуется формирование специфического комплексного инструментария по обеспечению экономической безопасности приграничных регионов ЦФО РФ.

Основная часть

Проблематика экономической безопасности приграничных регионов находится в фокусе внимания таких российских и зарубежных авторов, как Е.А. Али-баев и М.Ю. Онучко [1], О.В. Борисова [2], О.Д. Угольникова [3], С.В. Васильчак,

A.А. Галаченко и О.А. Данило [4], А.М. Алклычев, К.Х. Зоидов и С.И. Богатырев [5],

B.В. Котилко, Г.И. Немирова и Ф.С. Пашенных [6], В.В. Горочная и А.Г. Дружинин [7], Н.А. Ганчар [8], А.Е. Суглобов [9, 10], С.В. Банк и Т.И. Музалева [9].

Характер и источники угроз, выявленных в рамках авторских аналитических исследований экономической безопасности приграничных регионов [11, 12], различны. Угрозы формируются практически во всех сферах жизнедеятельности общества: в реальном секторе экономике, включая ее ключевые сектора: малый и средний бизнес, сферы науки и инноваций, социально-трудовая сфера, образование, здравоохранение. Решение накопившихся проблем требует применения системного подхода, четкой приоритизации региональной социально-экономической политики для обеспечения ее устойчивости, концентрации усилий на наиболее остро стоящих вопросах.

Решение выявленных проблем в силу их сложности и многофакторной обусловленности требует участия большого числа специалистов разных сфер управления. Их взаимодействие может быть осложнено разрывами, возникающими на границах ведомственной компетенции, преодолеть которые позволяет программно-целевой подход, предусматривающий разработку и применение соответствующих механизмов на протяжении полного цикла управления - от постановки задач до оценки результата и эффективности произведенных затрат. Применение данного подхода к укреплению экономической безопасности приграничного региона позволяет объединить усилия и материальные средства, скоординировать деятельность участников, исключить дублирование функций, уменьшить затраты времени, связанные с административными процедурами, что в конечном счете будет способствовать более быстрому решению поставленных задач и повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на определенные цели.

В системах управления, основанных на программно-целевом планировании, традиционно выделяются несколько ключевых звеньев: собственно, государственная программа, организационный механизм ее реализации и связывающий их механизм информационного межведомственного взаимодействия (рис. 1).

Построение любой системы управления начинается с определения ее цели и задач. Целью системы управления, направленной на повышение экономической безопасности приграничного региона, является нейтрализация соответствующих угроз и снижение рисков на основе развития экономического потен-

Программно-

целевое планирование

Инструменты

Подпрограмма

«Повышение качества

управления».

Подпрограмма

«Повышение

инвестиционной

привлекательности

региона».

Подпрограмма

«Развитие

трансграничного

сотрудничества

и обеспечение его

безопасности».

Подпрограмма

«Инновационное

развитие и модернизация

экономики».

Подпрограмма

«Новое качество жизни

и обеспечение

безопасности населения»

Механизм информационного межведомственного взаимодействия

Организационно-экономический механизм

Инструменты

Методики расчета показателей экономической безопасности региона. Мониторинг состояния экономической безопасности региона. Регламент межведомственного информационного взаимодействия. Методические рекомендации по формированию информационных запросов и предоставлению информации

Инструменты

Положения, инструкции, регламенты. Решения Совета по экономической безопасности при губернаторе области. Контроль исполнения решений Совета по экономической безопасности при губернаторе области

Рис. 1. Система управления экономической безопасностью приграничного региона

Источник: составлено автором.

циала региона. Необходимо создать экономическую основу для опережающего развития приграничного региона, что позволит не только преодолеть отставание в уровне социально-экономического развития, но и противостоять специфическим угрозам, связанным с его геостратегическим статусом.

Результаты проведенной автором диагностики состояния экономической безопасности Брянской области и других приграничных регионов ЦФО РФ позволили выявить риски и угрозы экономической стабильности регионов. Полученные результаты позволяют конкретизировать сформулированную цель системы управления, направленную на повышение экономической безопасности приграничного региона, в следующих основных задачах:

• повышение качества управления на всех его уровнях (от первичного хозяйственного звена до территориальных структур федеральных органов исполнительной власти);

• повышение инвестиционной привлекательности региона;

• развитие трансграничного экономического сотрудничества в соответствии со среднесрочными перспективами, а также переориентация стратегически уязвимых бизнес-потоков и инфраструктуры трансграничного сотрудничества на направления внутреннего рынка с потенциально меньшим риском;

• развитие науки и инноваций;

• существенное повышение уровня жизни в регионе, а также формирование системы антикризисной его поддержки в чрезвычайных ситуациях.

Достижение поставленных программных целей требует вовлечения в реализацию мероприятий значительного числа специалистов различных сфер управления, что требует координации их деятельности из единого центра. Кроме того, эффективность планирования в государственных структурах зачастую снижается из-за разрыва между стратегическим уровнем планирования и уровнем конкретных мероприятий вследствие того, что не всегда достигается необходимая взаимосвязь участников.

Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности исполнителей должен быть разработан четкий организационный механизм реализации Программы, который предусматривает:

- формирование соответствующей нормативной правовой базы (Указ о создании Совета экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации, утверждение Программы повышения экономической безопасности; утверждение регламентов межведомственного взаимодействия);

- создание организационной структуры обеспечения экономической безопасности (формирование Совета экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации, рабочего органа Совета экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации);

- закрепление функций за конкретными участниками программы;

- разработку регламентов межведомственного взаимодействия.

Правовое обеспечение экономической безопасности региона производится в рамках Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Для координации деятельности органов исполнительной власти по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности региона с учетом наличия значительного числа существенных угроз предлагается сформировать Совет экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации. В его состав следует включить руководителей региональных органов исполнительной власти, а также территориальных органов федеральных государственных структур. Распределение функций по обеспечению экономической безопасности региона с учетом выявленных в ходе проведенного анализа угроз может быть следующим:

1. Департамент (министерство) экономического развития - разработка Программы обеспечения экономической безопасности региона с определением ре-

ального периода достижения такого состояния; расчет финансового обеспечения Программы, установление перечня индикаторов, подлежащих оценке в целях обеспечения экономической безопасности территории, их плановых значений и др.; утверждение методик определения целевых индикаторов; приведение всех региональных стратегических документов и программ в соответствие с целями, установленными Программой повышения экономической безопасности региона.

2. Департамент (министерство) финансов - организация бюджетного финансирования с учетом выявленных рисков на основе соответствующих решений Совета по экономической безопасности при главе субъекта Российской Федерации.

3. Департамент (министерство) сельского хозяйства - разработка Программы продовольственной безопасности региона с выявлением причин низкой эффективности отдельных отраслей сельскохозяйственного производства и выделением комплекса мер по повышению продовольственной безопасности и развитию экспортного потенциала агропромышленного комплекса региона.

4. Управление государственной службы по труду и занятости - разработка плана содействия расширению занятости.

5. Региональный центр поддержки предпринимательства - разработка Программы содействия развитию предпринимательской деятельности с выделением подпрограммы «Развитие молодежного и социального предпринимательства».

6. Департамент (министерство) региональной безопасности - разработка плана по сокращению экономической преступности с выделением раздела «Нарушения в сфере трансграничного сотрудничества».

7. Департамент (министерство) семьи, социальной и демографической политики - разработка плана поэтапного повышения уровня жизни населения региона до среднероссийского уровня.

8. Департамент (министерство) образования и науки - разработка плана повышения качества и доступности всех форм и видов образования с выделением раздела «Организация образования сельской молодежи».

9. Департамент (министерство) физической культуры и спорта -разработка плана развития и создание условий для занятий физической культурой и спортом.

10. Департамент (министерство) здравоохранения - разработка плана конкретных мероприятий по совершенствованию системы охраны здоровья с выявлением причин высокой смертности и низкой продолжительности здоровой жизни жителей региона.

11. Региональное управление Федеральной таможенной службы (по согласованию) - разработка плана по усилению контроля над теневым оборотом товаров.

12. Региональное управление Федеральной антимонопольной службы (по согласованию) - усиление контроля над необоснованным ростом цен.

13. Региональный институт экономического развития (прим. АО «Корпорация развития») (по согласованию) - разработка плана по содействию развития инноваций в производственной сфере с выявлением причин неудовлетворительной инновационной активности хозяйствующих субъектов региона.

14. Департамент (министерство) промышленности, транспорта и связи - разработка плана-графика по обеспечению доступа жителей региона к широкополосному интернету в соответствии с национальными целями развития.

15. Руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики (по согласованию) - разработка методик расчета и показателей, принятых для оценки состояния экономической безопасности региона с возможностью агрегирования показателей; разработка целевых показателей и прогнозирование их динамики; подготовка аналитических докладов (записок) о состоянии экономической безопасности региона с периодичностью, установленной в зависимости от степени риска.

Для координации деятельности участников Программы предлагается создать при главе приграничного субъекта Российской Федерации Совет экономической безопасности, функциями которого станут принятие решений в сфере обеспечения экономической безопасности, контроль над исполнением принятых решений, при необходимости - корректировка Программы. В сложившихся условиях заседания Совета экономической безопасности должны проходить с периодичностью не реже 1 раза в квартал. По мере решения поставленных задач и снижения остроты рисков частота заседаний может быть изменена.

На каждом из таких заседаний на основе аналитических докладов (записок), характеризующих динамику ситуации в сфере экономической безопасности, подготовленных рабочей группой, дается оценка реализованным мерам, принимаются решения по корректировке социально-экономической политики с учетом выявленных изменений.

Таким образом, возникает возможность формирования структуры организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности приграничных регионов, схематическое изображение которого представлено на рис. 2. Структура разработанного механизма включает три уровня субъектов управления, которые реализуют соответствующие стратегии и программы. Также предполагается формирование ресурсов обеспечения экономической безопасности приграничных регионов и их использование на основе специфического инструментария в целях выполнения мероприятий. направленных на ликвидацию вызовов, угроз и рисков, формирующихся во внешнем контуре безопасности.

Основной инструмент для обоснования принимаемых решений - мониторинг состояния экономической безопасности, представляющий собой форму непрерывного контроля над состоянием изучаемого объекта. Система мониторинга включает в себя: сбор информации, анализ показателей, выявление тенденций развития ситуации и прогнозирование усиления/ослабления угроз. Главными принципами организации мониторинга являются: непрерывность отслеживания информации о текущих изменениях наблюдаемой системы (процесса); фиксация происходящих изменений в строгом соответствии с установленной периодичностью; выявление динамики наблюдаемых изменений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект управления

Стратегический уровень

Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций

Координационный совет при правительстве РФ по обеспечению потребностей вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов

Тактический уровень

Совет экономической безопасности при главе _субъекта РФ_

Территориальные органы исполнительной власти

Оперативный уровень

Муниципальные _органы власти_

Предприятия, учреждения и организации

Подразделения субъектов сектора обороны и безопасности

Программно-целевой блок

Документы стратегического планирования федерального уровня

Стратегия экономической безопасности РФ _на период до 2030 г._

Стратегия пространственного развития РФ _на период до 2025 г._

Документы регионального уровня в сфере обеспечения экономической безопасности

Стратегия экономической безопасности региона

Региональная программа обеспечения потребностей гражданской и территориальной I

Документы оперативного уровня в сфере обеспечения экономической безопасности

Оперативные планы обеспечения экономической безопасности отдельных районов в особых условиях, а также в условиях чрезвычайного или военного

_положения_

Программы обеспечения потребностей гражданской и территориальной обороны муниципалитетов, предприятий, учреждений _и организаций_

Инструменты

Правовые Информационно-психологические

Административные

Методические Организационно-кадровые

Технические

Экономические Социальные

1 , Ресу| )СЫ

Информационные (СМИ) Энергетические

Материальные Финансовые

- Трудовые Мобилизационный резерв

Сырьевые Капитальные фонды

Инфраструктура

Внешний контур экономической

Выполнение мероприятий по повышению

Рис. 2. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности

приграничных регионов

Стратегические Тактические Риски

вызовы угрозы

Проактивное Нейтрализация Снижение

противодействие угроз рисков

вызовам

I §

I

аэ §

I £

Источник: составлено автором.

Для осуществления текущей деятельности и подготовки материалов к заседаниям Совета экономической безопасности должна быть создана рабочая группа. Важной задачей этого органа должно стать вовлечение научного сообщества в решение теоретических и практических вопросов обеспечения экономической безопасности региона, организация и проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам экономической безопасности Брянской области.

В задачи рабочей группы также должны входить подготовка рабочих материалов для проведения заседаний Совета экономической безопасности, обоснование проектов решений, докладов о состоянии экономической безопасности региона. Заседания рабочей группы могут проходить как в полном формате, так и в составе отдельных тематических блоков (экономика, наука и инновации, образование, здравоохранение, уровень жизни). Представляется, что в сложившихся условиях заседания рабочего органа должны проходить не реже 1 раза в месяц.

Заключение

Разработанный организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности приграничных регионов направлен на реализацию долгосрочных программных документов в особых условиях, связанных с действиями недружественных государств. Функционирование механизма предполагает мобилизацию ресурсов и направление их на достижение целей и выполнение задач обеспечения экономической безопасности на всех трех уровнях управления экономикой. Следует также учитывать возможность применения данного механизма в целях оперативной реализации мероприятий по переходу с режима максимального реагирования на режим военного положения.

Данный механизм позволяет реализовывать программы социально-экономического развития приграничных регионов с учетом долгосрочного действия внешних факторов неблагоприятного влияния. На основе механизма осуществляется адаптация региональной экономической системы к функционированию в любых условиях.

Список источников

1. AlibaevЕ.А., Onuchko М.Yu. State policy in the field of food security of the boundary regions of Kazakhstan: the impact and solutions of COVID-19 // Eurasian Union: Issues of International Relations. 2021. Т. 10, № 5 (39). С. 385-391.

2. Борисова О.В. Угрозы социальной безопасности населения приграничного региона России (на примере Амурской области) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2, № 8. С. 148-153.

3. Угольникова О.Д. Устойчивость и безопасность российских приграничных регионов: теоретические аспекты и новые практики // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 2 (48). С. 74-81.

4. ВасильчакС.В., Галаченко А.А., Данило О.А. Влияние трудовой эмиграции на экономическую безопасность приграничных регионов Украины // Формирование рыночных отношений в Украине. 2020. № 2 (225). С. 93-99.

5. Алклычев А.М., Зоидов К.Х., Богатырев С.И. Экономическая безопасность приграничного региона РФ: сущность, проблемы и способы обеспечения // Научное обозрение. 2019. № 6. С. 54-69. (Серия 1: Экономика и право).

6. Котилко В.В., Немирова Г.И., ПашенныхФ.С. Конкурентоспособность и экономическая безопасность приграничных регионов: реалии и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9, № 46 (235). С. 2-7.

7. Горочная В.В., ДружининА.Г. Индикация экономической безопасности приграничного региона в условиях геоэкономической турбулентности (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 96-106.

8. Ганчар Н.А. Индикаторный подход к оценке экономической безопасности приграничных регионов // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). С. 412-417.

9. Финансовый менеджмент : учеб. пособие. 2-е изд., перераб и доп. / А.Е. Суглобов, С.В. Банк, Т.И. Музалева [и др.] ; под общ. ред. Н.А. Адамова. М. : Экономическая газета, 2011.

10. СуглобовА.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 1 (337). С. 22-30.

11. Толкунов В.А. Анализ уровня жизни населения Брянской области с позиции обеспечения стабильности социально-экономического развития // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2020. № 4 (56). С. 201-211.

12. Толкунов В.А. Социально-демографическая ситуация в Брянской области в проекции экономической безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития : сборник. М., 2020. С. 719-723.

References

1. Alibaev E.A., Onuchko M.Yu. State policy in the field of food security of the boundary regions of Kazakhstan: the impact and solutions of COVID-19. Eurasian Union: Issues of International Relations. 2021;10(5(39)):385-391.

2. Borisova O.V. Threats to social security of the population of the border region of Russia (on the example of the Amur region). Social'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskom prostranstve = Social integration and development of ethnocultures in the Eurasian space. 2019;2(8):148-153. (In Russ.).

3. Ugolnikova O.D. Stability and security of Russian border regions: theoretical aspects and new practices. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa = Technical and technological problems of service. 2019;(2(48)):74-81. (In Russ.).

4. Vasilchak S.V., Galachenko A.A., Danilo O.A. The impact of labor emigration on the economic security of the border regions of Ukraine. Formirovanie rynochnyh otnoshenij v Ukraine = Formation of market relations in Ukraine. 2020;(2(225)):93-99. (In Russ.).

5. Alklychev A.M., Zoidov K.Kh., Bogatyrev S.I. Economic security of the border region of the Russian Federation: essence, problems and ways of ensuring. Nauchnoe obozrenie = Scientific review. 2019;(6):54-69. (Series 1: Economics and Law). (In Russ.).

6. Kotilko V.V., Nemirova G.I., Pashennykh F.S. Competitiveness and economic security of border regions: realities and prospects. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security. 2013;9(46(235)):2-7. (In Russ.).

7. Gorochnaya V.V., Druzhinin A.G. Indication of economic security of the border region in the conditions of geo-economic turbulence (on the example of the Rostov region). Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = State and municipal administration. Scientific notes. 2019;(1):96-106. (In Russ.).

8. Ganchar N.A. Indicator approach to the assessment of economic security of border regions. Экономика и предпринимательство = Economics and entrepreneurship. 2021;(5(130)):412-417. (In Russ.).

9. Financial management : studies. stipend. 2nd ed., pererab and add. / A.E. Suglobov, S.V. Bank, T.I. Muzaleva [et al.] ; ed. By N.A. Adamova. Moscow : Ekonomicheskaya gazeta, 2011. (In Russ.).

10. Suglobov A.E., Cherkasova Yu.I. Development of inter-budgetary relations in the Russian Federation. Finansy i kredit = Finance and credit. 2009;(1(337)):22-30. (In Russ.).

11. Tolkunov V.A. Analysis of the standard of living of the population of the Bryansk region from the perspective of ensuring the stability of socio-economic development. Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2020;(4(56)):201-211. (In Russ.).

12. Tolkunov V.A. Socio-demographic situation in the Bryansk region in the projection of economic security // Russia: trends and prospects of development : collection. Moscow, 2020. P. 719-723. (In Russ.).

Информация об авторе

В.А. Толкунов - соискатель.

Information about the author

V.A. Tolkunov - the applicant.

Статья поступила в редакцию 20.10.2022; одобрена после рецензирования 08.11.2022; принята к публикации 22.11.2022.

The article was submitted 20.10.2022; approved after reviewing 08.10.2022; accepted for publication 22.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.