Дронов Р.В., Ганчар Н.А.
ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ
Аннотация. В статье обоснован авторский подход к научной категории «экономическая безопасность приграничного региона» как к целостной системе на основе выделения ее общей, частных и специфических функций и определения содержания данных функций. Представлены матрица взаимодействий функций обеспечения экономической безопасности приграничного региона и схема взаимодействий субъекта и объекта обеспечения экономической безопасности приграничных регионов. Устойчивое развитие приграничного региона рассмотрено как объект обеспечения его экономической безопасности.
Ключевые слова. Экономическая безопасность, пограничный регион, функции обеспечения экономической безопасности.
Dronov R.V., Ganchar N.A.
APPROACH TO THE STUDY OF ECONOMIC SECURITY OF THE BORDER REGION AS A SCIENTIFIC CATEGORY
Abstract. The article substantiates the author's approach to the scientific category «economic security of the border region» as an integral system based on the allocation of its general, and specific functions and the definition of the content of these functions. The matrix of interactions of functions of ensuring economic security of the border region and the removal of interactions of the subject and object of ensuring economic security of the border regions is presented. Sustainable development of the border region is considered as an object of ensuring its economic security.
Keyword. Economic security, border region, functions of ensuring economic security.
Введение
Неполная предсказуемость мирового развития, сложные эффекты последствий для национальных экономик социально-экономических процессов и явлений, происходящих за рубежом, высокий уровень международной напряженности определяют специфическую роль приграничных регионов в обеспечении национальной безопасности и экономической безопасности страны. Практико-ори-ентированный подход к организации научного исследования проблем экономической безопасности приграничных регионов, конечной целью которого является разработка конкретных научно-методических рекомендаций, должен основываться на корректном определении базовых понятий, что требу-
ГРНТИ 06.39.02
© Дронов Р.В., Ганчар Р.В., 2020
Роман Владимирович Дронов - доктор экономических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Никита Александрович Ганчар - соискатель кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Дронов Р.В.): 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 17.04.2020.
ет уточнения представлений о структуре и содержании понятия «экономическая безопасность приграничного региона».
Анализ литературы
Множественность определений экономической безопасности затрудняет разработку научно обоснованных практико-ориентированных управленческих решений, необходимых для обеспечения защищенности экономики на национальном и региональном уровнях. В последние годы в специальной литературе можно выделить мощный пласт работ, которые посвящены обзору и анализу различий в подходах к характеристике сущности экономической безопасности [1-5 и др.].
Практически все авторы, подчеркивая, что наибольшее признание и распространение получили определения Л.А. Абалкина [6], С.Ю. Глазьева [7], А.В. Колосова [8], Е.А. Олейникова [9], В.К. Сен-чагова [10], пытаются предложить различные подходы к обобщению и классификации понятий. Например, Н.В. Цейковец [4] выделяет две группы представлений об экономической безопасности: как о состоянии защищенности некоторого субъекта от внешних и внутренних угроз; как об обеспеченности субъекта необходимыми ресурсами.
А.А. Кораблева и А. Ю. Курнышева, проведя анализ подходов к определению экономической безопасности, предлагают группировку подходов на основе выделения сходных факторов, определяющие суть категории «экономическая безопасность». Они выделяют следующие факторы: устойчивое, стабильное развитие и рост экономики, выживание, обеспечение минимальных стандартов и потребностей, независимость, самостоятельность, конкурентоспособность (как целевые установки); состояние экономики, защищенность, способность защищать; угрозы, ущерб, неблагоприятные условия, кризис [5].
Н.В. Артемьев предлагает иную классификацию подходов и выделяет две группы работ, в первой из которых экономическая безопасность рассматривается как некоторое состояние экономики (социально-экономической системы), характеризующееся заданными признаками. Работы второй группы рассматривают экономическую безопасность как процесс, обеспечивающий достижение оптимального состояния объекта ее обеспечения [1, с. 38].
О.Б. Ганин и И.О. Ганин выделяют два подхода к исследованию экономической безопасности: ресурсно-технологический и институциональный. Ресурсно-технологический подход базируется на оценке объема и эффективности использования факторов производства с учетом действия механизмов их использования и распределения. Институциональный подход заключается в исследовании роли в процессе общественного производства норм поведения, регламентов действий, взаимодействий институтов управления и принуждения, обеспечивающих общественное воспроизводство, разработку методов и механизмов пресечения отклоняющегося (девиантного) поведения субъектов экономических отношений [2].
Нечеткость и множественность определений базовой научной категории в исследованиях экономической безопасности приводят к тому, что экономическая безопасность как наука в настоящее время не является объективной и целостной системой логично обоснованных и системно организованных знаний о социально-экономических явлениях и процессах, поскольку каждое исследование в данной области вынужденно начинается с обзора определений экономической безопасности. В дальнейшем следуют либо обоснования необходимости и возможности солидаризации с существующим определением, либо уточнение существующего определения, либо формирование собственного.
Различия в трактовке понятий, положенных в основу научных исследований, приводит к сущностным различиям в их результатах и фрагментарности экономической безопасности как области научной деятельности, в которой О.Б. Ганин и И.О Ганин весьма логично выделяют три уровня исследования: системно-философский, в рамках которого осуществляется осмысление глубинной сущности понятия «экономическая безопасность» как устойчивости развития социально-экономической системы; аксиологический (ценностный), на котором изучается система ценностей, присущих конкретной социально-экономической системе, и ее защищенность от возможных угроз; официальный, определяющий содержание экономической безопасности в целях управления.
Большинство работ, освещающих состояние исследований содержания категория «экономическая безопасность», сосредоточено на системно-философском уровне. Аксиологический уровень, наиболее полно раскрытый в работах А.И. Позднякова [11] и И.В. Бейлина [12], в последние пять лет не поддерживается исследователями и практически на представлен в публикациях последних пяти лет.
Официальный уровень представлен Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с которой экономическая безопасность - это «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [13].
Приграничный регион как объект управленческих воздействия по обеспечению экономической безопасности будем рассматривать в смысле широко употребляющегося определения Л.Б. Вардомско-го, определяющего данный объект как регион, примыкающий к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства, содержащий участок пограничной зоны (цит. по [14]). Экономическая безопасность сложной социально-экономической системы - приграничного региона - раскрыта в работах отечественных исследований, и некоторые представления о ней представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание понятия «экономическая безопасность приграничного региона»
Автор Содержание понятия
Волошенко Е.В., Волошенко К.Ю. [15] Определенное состояние системы через сочетание (создание) условий и факторов, при котором обеспечивается защита от внутренних и внешних угроз, выполнение целей ее функционирования и изменения
Горочная В.В., Дружинин А.Г. [16] Комплекс адаптивных свойств, самоорганизационных и саморегулятивных механизмов, заложенных в региональной системе и обеспечивающих её своевременную (в том числе предикативную, основанную на ожиданиях) реакцию на любые внешние и внутренние изменения в той мере, которая достаточна для реализации её целей и интересов, поддержания преемственности и поступательности развития
Гордиенко Д.В. [17] Характеристика защищенности национального хозяйства на экономической территории региона
Немирова Г.Т. [18] Устойчивое и безопасное развитие территорий
Как следует из содержания таблицы 1, определения экономической безопасности приграничного региона могут быть классифицированы по тем же признакам (процесс-состояние; комплекс факторов и т.п.), что и общие подходы к определению экономической безопасности. Большинство работ носят прикладной характер и не содержат анализа содержания понятия «экономическая безопасность приграничного региона» как научной категории [19]. Краткий анализ малой части публикаций, посвященных исследованию сути экономической безопасности социально-экономических систем и экономической безопасности приграничного региона как частного направления в общих исследованиях, доказывает необходимость уточнения сущностных элементов данного понятия как категории экономической науки. Методика исследования
Методология научного исследования определяет научную категорию как «наиболее общие понятия, в которых отражены существенные стороны и свойства явлений» [20]. Таковыми наиболее общими понятиями являются: системное представление об экономической безопасности приграничного региона; анализ состава, содержания и взаимозависимостей функций обеспечения экономической безопасности приграничного региона; структурно-логический анализ элементов и взаимосвязей в системе обеспечения экономической безопасности приграничного региона.
Экономическую безопасность некоторого объекта обеспечивает система элементов, отношений и связей между ними, общая функция которой заключается в обеспечении состояния защищенности от воздействия таких явлений и процессов, возникающих и протекающих во внешней и внутренней среде объекта, которые способны причинить ущерб цели (целям) данного объекта. Общая функция экономической безопасности как системы реализуется посредством частных функций, к которым относятся следующие (данный перечень сформирован на основе работы [21, с. 67-68]):
• прогностическая, заключающаяся в выявлении «слабых сигналов» о возникновении возможных угроз, мониторинге их динамике и оценке потенциальной силы воздействия на интересы объекта обеспечения экономической безопасности;
• защитная, обеспечивающая противодействию внешним и внутренним угрозам;
• регуляторная, обеспечивающая взаимодействие, координацию и регулирование в соответствии с заданными целевыми установками развития объекта обеспечения экономической безопасности;
• инновационная, заключающаяся в стимулировании инновационной деятельности объекта обеспечения экономической безопасности как ответа не необходимость разработки новейших технико-технологических ресурсов противодействия угрозам;
• социальная, обеспечивающая формирование и развитие субъективного фактора устойчивого развития объекта обеспечения экономической безопасности.
Характеристикой, определяющей специфику приграничных регионов в составе субъектов федерации, является их прилегание к государственной границе, существенно влияющей на социально-экономическое развитие данных регионов и выполняющей две специфические функции: контактную, которая заключается в обеспечении взаимодействий между сопредельными странами и приграничными регионами государств; барьерную, реализация которой обеспечивает фильтрацию, ослабление или прекращение взаимодействий между сопредельными странами и приграничными регионами государств [22, с. 49]. Сопоставление двух групп функций позволяет сформировать матрицу взаимозависимостей общей, частной и специфических функций обеспечения экономической безопасности приграничного региона.
Таблица 2
Матрица взаимозависимостей функций обеспечения экономической безопасности приграничного региона
Частные функции Специфические функции
Барьерная Контактная
Прогностическая Прогнозирование угроз изменения режима доступа на территорию страны и приграничного региона в рамках приграничного сотрудничества Прогнозирование социальных и экономических эффектов от развития международного, двухстороннего и приграничного сотрудничества
Защитная Противодействие проникновению на территорию страны лиц, транспортных средств, товарных потоков, антагонистичных интересам национальной и региональной экономической безопасности Обеспечение форм, условий и механизмов международного, двухстороннего и приграничного сотрудничества
Регуляторная Обеспечение соответствия деятельности легитимных институтов, реализующих барьерную функцию, стратегическим и текущим интересам национальной и региональной экономической безопасности Обеспечение соответствия деятельности легитимных институтов, реализующих контактную функцию, стратегическим и текущим интересам национальной и региональной экономической безопасности
Инновационная Обеспечение легитимных институтов, реализующих барьерную функцию, новейших технико-технологических ресурсов противодействия угрозам Развитие международного, двухстороннего и приграничного сотрудничества в области инновационной деятельности
Социальная Противодействие распространения угроз снижения качества жизни населения страны и приграничного региона, возникающих на территориях сопредельных стран Повышение качества жизни населения страны и приграничного региона за счет развития международного, двухстороннего и приграничного сотрудничества
Разработано авторами.
Функции управления экономической безопасностью приграничного региона реализуются в системе взаимодействий объекта и субъекта управления, обеспечиваемых легитимными уполномоченными институтами управления и принуждения. Авторское представление о таких взаимодействиях представлено на рисунке.
Заключение
Устойчивое развитие приграничного региона как объект обеспечения его экономической безопасности соответствует тем подходами к определению данного понятия, которые были рассмотрены выше,
поскольку характеризует и определенное состояние социально-экономического развития, и процесс. Такое представление позволяет установить взаимно однозначное соответствие между экономической безопасностью приграничного региона, как механизмом обеспечения устойчивого развития, и устойчивым развитием, как с возможностью удовлетворения текущих потребностей без создания угроз удовлетворения потребностей будущих поколений.
Рис. Взаимодействия в системе обеспечения экономической безопасности региона
Методология научного исследования предполагает его организацию по принципу «от общего к
частному», поэтому использование элементов системного подхода для раскрытия содержания наиболее общих понятий при исследовании экономической безопасности приграничных регионов представляется нам вполне корректным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьев Н.В. Экономическая безопасность как научная категория // Микроэкономика. 2015. № 2. С. 36-41.
2. Ганин О.Б., Ганин И.О. Экономическая безопасности муниципалитета: генезис, сущности и содержание понятия // Ars Administrandi. Искусство управления. 2015. № 1. С. 61-84.
3. Каменский А.Ю. Институциональное содержание понятие «Экономическая безопасность» // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 4 (9). С. 97-101.
4. Цейковец Н.В. Концептуальные подходы к пониманию и обеспечению национальной экономической безопасности: научные теории и государственные стратегии // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 1 (29). С. 129-157.
5. Кораблева А.А., Курнышева А.Ю. Сущность обеспечения экономической безопасности региона // Актуальные тренды в экономике и финансах. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 53-56.
6. Абалкин Л.А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражения // Вопросы экономики. 1996. № 12. С. 10-29.
7. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. Т. 1. М.: Мысль, 2005. С. 113.
8. Колосов А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем. М.: РАГС, 2012.
9. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2010.
10. СенчаговВ.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: Изд-во «Дело», 2005. 896 с.
11. Поздняков А.И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.
12. Бейлин М.В. Аксиологический дискурс экономической безопасности общества // Экономика. Общество. Человек / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород, 2014. С. 314-324.
13. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/1d8dcf5824d5241136fa 09b9e9c672ac5d325365 (дата обращения 11.10.2019).
14. Ангапова О.Б. Классификация приграничных регионов Российской Федерации // Вестник БГУ. 2014. № 2.
15. Волошенко Е.В., Волошенко К.Ю. Оценка и измерений экономической безопасности приграничных регионов России: теория и практика // Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 3. С. 96-118.
16. Горочная В.В., Дружинин А.Г. Индикация экономической безопасности приграничного региона в условиях геоэкономической турбулентности (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 96-106.
17. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка перспектив изменения уровня экономической безопасности приграничных дальневосточных районов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5 (338).
18. Немирова Г.И. Экономическая безопасность приграничного региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8 (58). С. 211-217.
19. Сагиндиков Р.Е. Межгосударственное российско-казахстанское сотрудничество в сфере экономической безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2014. № 4.
20. Саттарова Н.А. Понятие «безопасность» как научная категория теории государства и права // Юридическая мысль. 2015. № 2 (88). С. 36-40.
21. Самаева Е.В., Абушинов Д.В. Политика обеспечения экономической безопасности регионов: зарубежный опыт // Результаты научно-практических исследований экономического факультета КалмГУ. Материалы научно-практических мероприятий экономического факультета. Элиста, 2019. С. 68-71.
22. Осмоловская Л.Г. Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1.