Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боготов Хамидби Лябидович

В статье анализируются концептуальные положения организационно-экономического механизма функционирования и государственного регулирования АПК. Дается оценка хода реализации мер, предусмотренных в Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Предложены механизмы формирования среды стратегического функционирования АПК, инвестиционной политики, которые в совокупности могут с достаточной эффективностью обеспечить дальнейшее развитие АПК региона. В статье также отражены конкретные направления стабилизации АПК КБР с учетом требований рынка, а также особенностями влияния диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями народно-хозяйственного комплекса. Обосновывается необходимость нового подхода к формированию механизма государственной поддержки, способствующей эффективному использованию бюджетных средств и финансовому оздоровлению отраслей АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL POSITION OF ORGNAIZATSIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF OPERATION AND THE STATE REGULATION OF AIC OF REGIONS

The article is analyzed the conceptual provisions of the organizational-economic mechanism of functioning and state regulation of AIC. It is given assessment of implementation of measures envisaged in the State Program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. It was suggested mechanisms for the formation of strategic environment of functioning of agro-industrial complex, of investment policy, which together can with sufficient effectiveness provide further development of agribusiness in the region. The article is also reflected specific directions of the stabilization of AIC of KBR with the requirements of the market, as well as the peculiarities of the influence of the disparity of prices between agriculture and other sectors of the national economy. It is justified the necessity of a new approach to the formation of mechanism of state support for promoting the effective use of budgetary funds and the financial recovery of branches of AIC.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНОВ»

УДК 338.436

Боготов Х. Л. Bogоtov Kh. L.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

АПК РЕГИОНОВ

THE CONCEPTUAL POSITION OF ORGNAIZATSIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF OPERATION AND THE STATE REGULATION

OF AIC OF REGIONS

В статье анализируются концептуальные положения организационно-экономического механизма функционирования и государственного регулирования АПК. Дается оценка хода реализации мер, предусмотренных в Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Предложены механизмы формирования среды стратегического функционирования АПК, инвестиционной политики, которые в совокупности могут с достаточной эффективностью обеспечить дальнейшее развитие АПК региона. В статье также отражены конкретные направления стабилизации АПК КБР с учетом требований рынка, а также особенностями влияния диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями народно-хозяйственного комплекса.

Обосновывается необходимость нового подхода к формированию механизма государственной поддержки, способствующей эффективному использованию бюджетных средств и финансовому оздоровлению отраслей АПК.

Ключевые слова: АПК, госрегулирование, сельское хозяйство, стратегия развития.

The article is analyzed the conceptual provisions of the organizational-economic mechanism of functioning and state regulation of AIC. It is given assessment of implementation of measures envisaged in the State Program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. It was suggested mechanisms for the formation of strategic environment of functioning of agro-industrial complex, of investment policy, which together can with sufficient effectiveness provide further development of agribusiness in the region. The article is also reflected specific directions of the stabilization of AIC of KBR with the requirements of the market, as well as the peculiarities of the influence of the disparity of prices between agriculture and other sectors of the national economy.

It is justified the necessity of a new approach to the formation of mechanism of state support for promoting the effective use of budgetary funds and the financial recovery of branches of AIC.

Key words: AIC, government regulation, agriculture, development strategy.

Боготов Хамидби Лябидович -

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой «Торговое дело и право», ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Bogоtov Khamidbi Lyabidovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor, head of the department of commerce and law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Введение. В настоящее время социально-экономическое положение основных отраслей агропромышленных комплексов субъектов РФ не в полной мере отвечает современным требованиям повышения эффективности в части организационно-экономического механизма функционирования и оптимального использования как собственных так и привлеченных инвестиционных средств, в том числе государственных [2].

Основная концепция социально-экономической сущности АПК включает ряд методологических принципов и положений, в числе которых: процесс рассмотрения развития АПК необходимо рассматривать с позиций единства его отраслей и сфер в целевой системе функционирования; при этом, исходя из уровня взаимодействия, необходимо обособлять сферы или блоки по обеспечению АПК средствами производства и другими материально-техническими ресурсами; следует формировать обеспечивающие взаимодействие специализированные отрасли инфраструктуры; учитывая высокий уровень риска производства агропромышленной продукции необходимо предусмотреть компенсационные механизмы на случай форс-мажорных ситуаций; учитывая исключительную роль сельского хозяйства необходимо объективно встраивать финансовый менеджмент АПК регионов в инвестиционную политику государства [6].

Методы исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в статье подтверждаются использованием методологии системного подхода для проведения анализа фактического материала с применением методов: абстрактно-логического, диометрического, аналитического, графического и др.

Ход исследования. В основных направлениях агропродовольственной политики государства на 2013-2020 годы отмечается необходимость формирования развитых сельскохозяйственных рынков, эффективного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны [3, 5].

Анализ практики государственного регулирования сельского хозяйства и других отраслей АПК позволил выделить и обосновать следующие перспективные направления его совершенствования.

Первое направление повышения эффективности механизма государственного регулирования - совершенствование кредитной и налоговой политики.

Второе направление совершенствования экономического механизма государственного регулирования - целевое финансирование.

Третье направление - стимулирование инвестиционной деятельности и лизинговых операций.

Четвертое направление совершенствования организационно-экономического механизма - государственное регулирование развития аграрной сферы АПК.

Пятое направление совершенствования организационно-экономического механизма - регулирование цен.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса трансакционных издержек в цене реализации конечной продукции АПК. В связи с этим приобретает особую актуальность минимизация экономически необоснованных тран-сакцизыонных издержек. Сделан вывод о том, что данная проблема, прежде всего, должна решаться на местном и региональном уровнях на основе осуществления следующих мер: развитие кооперации и интеграции предприятий АПК, способствующих появлению эффективных структур и рациональных схем управления товарными потоками; формирование государственных структур по маркетингу и управлению товарными потоками.

Реализация указанных мероприятий по своему экономическому содержанию приводит к замене экономически необоснованных трансакционных издержек необходимыми. Однако без целенаправленной государственной поддержки развитие указанных процессов не будет динамичным.

Целесообразно выделить следующие направления государственного регулирования этих процессов: создание консолидированных групп налогоплательщиков с выделением управляющей компании, производящей и реализующей конечную продукцию и являющейся основным налогоплательщиком по товару данного производственного цикла; предоставление экспортных кредитов консолидированным группам, производящим на экспорт продукцию высокой степени переработки и качества.

Для дальнейшего наращивания производства сельскохозяйственной продукции необходимо реализовать комплекс мероприятий, главными из которых являются: совершенствование структуры производства; осуществление земельной реформы; широкое внедрение современных технологий в производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Важнейшими условиями достижения главной цели - обеспечения населения продовольствием является формирование полноценной рыночной экономики, поощрение инициативы и предприимчивости, эффективное использование ресурсов, изменение мотивации поведения и всей системы соци-

альных отношений, обеспечение экологической безопасности производства, а также совершенствование управления АПК республики. Одним из приоритетных и актуальных направлений обеспечения стратегического развития АПК региона остается формирование и реализация механизмов:

- формирование среды стратегического функционирования (см. схему 1);

- государственного регулирования и обеспечения стратегического развития АПК (см. схему 2);

- концептуальный механизм инвестиционной политики АПК региона (см. схему 3).

Схема 1 - Механизм формирования среды стратегического функционирования АПК

В совокупности названные механизмы с достаточной эффективностью обеспечат стратегию развития и управления АПК в новых условиях хозяйствования и добросовестной конкуренции, дефицита денежных средств и низкого уровня инвестиционной привлекательности АПК в целом и отдельных его формирований.

Реализация Программы развития АПК зависит от действенного экономического механизма, направленного на совершенствование ценовой, кредитной и налоговой поли-

тики, бюджетного финансирования целевых программ.

Основными факторами стабилизации АПК региона являются:

- восстановление естественного плодородия и экологизация производства;

- создание в хозяйствах цехов и модулей малой мощности для приближения переработки сельхозпродукции в места ее производства;

- стимулирование частного предпринимательства в аграрном секторе;

Схема 2 - Механизм государственного регулирования и обеспечения стратегии развития АПК

Схема 3 - Концептуальные положения инвестиционной политики АПК

- оптимизация структуры производства продукции и платежеспособного спроса, импорт техники и новых технологий;

- финансирование государственных капитальных вложений на развитие сельскохо-

зяйственной науки и реализацию приоритетных целевых программ; формирование уставных капиталов создаваемых крестьянских банков и страховых обществ;

- льготное кредитование сельских товаропроизводителей;

- создание республиканского фонда продовольствия и сельскохозяйственного сырья, организация межрегионального товарообмена, экспортных поставок;

- принятие законодательных актов по обеспечению правовых положений обеспечения эффективного функционирования продовольственного рынка;

- поддержка малого агробизнеса, параллельного государственным структурам; предоставление крестьянским хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам квот и лицензий на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, полученных ими в обмен на собственную продукцию;

- сохранение на ближайшие два года дотаций на продукцию животноводства, поставляемую в федеральные и региональные фонды, а также дотаций на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводства, ведение элитного семеноводства; субсидирование части кредитов, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение высокоэффективной техники и новых технологий;

- регулирование межрегионального ценового паритета и межотраслевых отношений в АПК [1];

- создание совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции с использованием инвестиций из других регионов и стран;

- создание рыночной инфраструктуры АПК на основе организации оптовых продовольственных рынков, коммерческих банков;

- создание специального республиканского фонда за счет средств земельного налога по развитию горного земледелия и поддержке производства особенно зерновых культур в равнинной части республики;

- для эффективности развития республиканского АПК следует практиковать программно-целевой принцип выделения государственных средств для финансовой помощи сельскому хозяйству и структурной перестройки аграрной экономики с целью более эффективного контроля за использованием бюджетных средств и дифференцированной поддержки различных групп товаропроизводителей;

- для целей повышения благосостояния села следует создать систему контрактной торговли промышленными товарами народного потребления в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

Назрела острая необходимость создания кооперативных организаций по закупке, хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции, с учетом объединения сельских товаропроизводителей в независимые ассоциации, кооперативы, способные отстаивать интересы крестьян на всех уровнях. Особенно это важно для мелкотоварного частного сектора АПК, который сможет быстрее утвердиться лишь путем создания кооперативных интегральных структур.

Структурные сдвиги в АПК КБР следует ориентировать на создание рыночной сбалансированной системы - «Сельское хозяйство -хранение - транспортировка - переработка»

[4].

Реформирование социальной сферы должно осуществляться по следующим направлениям: создание режима наибольшего благоприятствования при распределении товарных ресурсов для села; освобождение от налогообложения на прибыль промышленных и строительных организаций, работающих на селе; необходимо создать необлагаемые налогом фонды социального развития сельской местности.

Часть средств для развития социальной инфраструктуры села должны вносить предприятия, ведущие дачное или другое строительство в сельской местности; установление льгот по налогообложению для лиц, переселяющихся в горные районы для организации личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Основное содержание сегодняшнего состояния агропромышленного производства и факторов, обусловивших это состояние, можно представить в следующем: избранная модель аграрной реформы, основным содержанием которой стал переход на слабо регулируемые рыночные отношения, не привела к достижению ожидаемых результатов преобразований; падение производства, вылившееся в утрату экономических потенций, сопровождающееся деформацией межотраслевых связей, социальным напряжением, приняло устойчивый характер, что в течение достаточно длительного времени будет определять развитие АПК; количественные

параметры развития АПК определили и серьезные качественные изменения в сторону деградации применяемых в аграрном секторе технологий; состояние аграрного производства тормозит и решение блока социальных проблем, связанных с необходимостью поддержания определенного уровня благосостояния большинства граждан страны и ее регионов; регулирующий процесс в своей основе был недостаточно продуман, в результате чего, реализуемые государственные меры не увязывались с предыдущими решениями.

Результаты исследования. По итогам исследования получены результаты, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение.

На основе анализа практики государственного регулирования отраслей АПК выделены и обоснованы приоритетные направления, факторы стабилизации экономики и социальной сферы АПК на основе реализации, в первую очередь, целевых региональных и федеральных программ развития сельского хозяйства, как центрального звена аграрной экономики. Сформулированы и обоснованы роль государства в создании условий для адаптации сельхозтоваропроизводителей к импорто-

Литература

1. Гордеев А. Курсом стабилизации и развития АПК России // АПК: экономика, управление. 2000. № 4. С. 3-12.

2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики. М.: ВНИИЭСХ. 1993. С. 54.

3. Гугкаева С.С. Государственная поддержка и ее необходимость для эффективного развития предприятий АПК // Известия ГАУ. Владикавказ, 2014. Т. 51. Ч. 2.

4. Костяев В. Обеспечение приоритетности в развитии АПК России // АПК: экономика, управление.2006. № 2. С. 17-20.

5. Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2010 гг. М., 2012.

6. Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на период 2013-2020 гг. Нальчик: Изд-во Парламента КБР.

7. Строев Е. С. Концепция аграрной политики России в 1997-2000 гг. М.: ООО «Вершина - Клуб», 2000. С. 345.

замещению продукции и обеспечению продовольственной безопасности. Предложены механизмы госрегулирования с учетом стратегических задач развития АПК с применением предложенных концептуальных положений инвестиционной политики.

Область применения: предложения и рекомендации, содержащиеся в статье, могут быть использованы региональными органами управления при подготовке целевых программ развития АПК в области совершенствования механизма государственной поддержки отраслей АПК.

Выводы. Результаты исследования подтверждают недостаточности мер государственной поддержки АПК регионов для стабилизации экономики и дальнейшего обеспечения экономического роста. За последние годы показатели финансовой устойчивости и организационно-экономический механизм функционирования отраслей АПК позволяют сделать вывод, что без государственной поддержки не смогут реализовать текущие и стратегические задачи по выходу экономики из кризиса.

References

1. Gordeev A. Kursom stabilizacii i razvitiya APK Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. 2000. № 4. S. 3-12.

2. Gosudarstvennoe regulirovanie agropro-myshlennogo kompleksa v usloviyah rynochnoj ekonomiki. M.: VNIIEHSKH. 1993. S. 54.

3. Gugkaeva S.S. Gosudarstvennaya pod-derzhka i ee neobhodimost dlya effektivnogo razvitiya predpriyatij APK // Izvestiya GAU. Vladikavkaz, 2014. T. 51. Ch. 2.

4. Kostyaev V. Obespechenie prioritetnosti v razvitii APK Rossii // APK: ekonomika, upravlenie. 2006. № 2. S. 17-20.

5. Programma «Razvitie selskogo hozyajstva i regulirovanie rynkov selskohozyajstvennoj pro-dukcii syrya i prodovolstviya na 2013-2010 gg. M., 2012.

6. Programma socialno-ekonomicheskogo razvitiya Kabardino-Balkarskoj respubliki na period 2013-2020 gg. Nalchik. Izd-vo Parlamenta KBR.

7. Stroev E.S. Koncepciya agrarnoj politiki Rossii v 1997-2000 gg. M.: OOO «Vershina -Klub», 2000. S.345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.