Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием'

Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
680
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ANTI-RECESSIONARY MANAGEMENT / ANTI-RECESSIONARY REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорин Д. С.

В статье рассмотрено экономическое, функциональное, организационное и социальное содержание процесса антикризисного управления, как составные элементы его организационно-экономического механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE ANTIRECESSIONARY OPERATION OF BUSINESS

In article the economic, functional, organizational and social maintenance of process of anti-recessionary management, as components of its organizational-economic mechanism is considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм антикризисного управления предприятием»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Зорин Д.С.

В статье рассмотрено экономическое, функциональное, организационное и социальное содержание процесса антикризисного управления, как составные элементы его организационно-экономического механизма.

Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисное регулирование.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE ANTIRECESSIONARY OPERATION OF BUSINESS

Zorin D.

In article the economic, functional, organizational and social maintenance of process of anti-recessionary management, as components of its organizational-economic mechanism is considered.

Keywords: Anti-recessionary management, anti-recessionary regulation.

Антикризисное управление является сложным процессом и имеет экономическое, функциональное, организационное и социальное содержание.

Экономическое содержание процесса антикризисного управления включает [2]:

- установление технико-экономических характеристик кризисной ситуации на предприятии;

- оценку наличия ресурсов всех видов и их распределение;

- сопоставление фактических или прогнозируемых значений технико-экономических показателей с заданными значениями.

Функциональное содержание процесса антикризисного управления включает определение последовательности реализации основных функций антикризисного управления: прогнозирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль и планирование. Каждая из функций включает совокупность конкретных повторяющихся видов управленческой деятельности, обязанностей (конкретных функций), обусловленных специфичностью структуры управления.

Прогнозирование в антикризисном управлении представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование -это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике кризиса прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация в антикризисном управлении включает в себя такие операции, как объединение людей, совместно реализующих программу по выходу из кризиса, создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик, выбор технических средств управления, регламентирование.

Регулирование в антикризисном управлении представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонении от заданных параметров. Регулирование главным образом охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.

Координация в антикризисном управлении представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления кризисом, аппарата управления и специалистов.

Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в управлении кризисными ситуациями представляет собой побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

Контроль в антикризисном управлении представляет собой проверку организации работ по выходу из кризиса. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действий, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию антикризисного управления.

Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по преодолению кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что система рассмотренных функций диалектически взаимосвязана со всеми сторонами процесса управления и отражает его содержание. Соотношения объема и содержания функций на разных ступенях антикризисного управления неодинаковы, они зависят от компетенции соответствующего субъекта управления. Функциональная система антикризисного управления находится в постоянном развитии, так как динамизм социально-экономических процессов порождает новые задачи, меняется характер связей, роль и значение функций.

Организационное содержание включает [2]:

- регламентирование (в том числе общеорганизационное, структурное, функциональное, должностное);

- инструктирование (постановка задач, предостережение о возможных ошибках, параметры кризисной ситуации, методическая и информационная помощь);

- определение и распределение прав, обязанностей и ответственности между членами группы антикризисных управляющих;

- определение структуры взаимосвязей и порядка взаимодействия.

Социальное содержание процесса антикризисного управления включает:

- формирование и развитие коллектива на базе социологических исследований формальной и неформальной его структуры;

- социальное регулирование в случае ликвидации предприятия;

- социальное стимулирование и повышение эффективности коммуникаций.

Процесс антикризисного управления

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников

Принципы

Согласованность процесса управления в пространстве и времени: равномерность распределения работ по этапам управления и звеньям системы и др.

В основе антикризисного управления лежит инновационная стратегия как процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия [3]. Исходя из этого, антикризисное управление может осуществляться по трем направлениям:

- обновление, предполагающее радикальное изменение существующего положения с максимизацией инновационной деятельности и минимизацией получения прибыли;

- развитие, которое означает оптимальное изменение существующего положения с оптимизацией инновационной деятельности и оптимизацией получения прибыли;

- поддержание, которое предполагает отсутствие или незначительное изменение существующего положения с минимизацией инновационной деятельности и максимизацией получения прибыли.

Таким образом, при эффективном менеджменте, имеющем стратегическую компоненту, высокой транспарентности рынка и предсказуемых действиях государства по регулированию тех или иных общественных процессов, «антикризисное начало» устойчиво воспроизводится как внутренний момент действующей на предприятии системы управления. И в этом смысле оно - действительно неотъемлемый элемент «хорошего» менеджмента;

При наступлении кризисных ситуаций в зависимости от степени угрозы их превращения в кризисы возможны два варианта организации управления: либо оно функционирует в прежнем режиме (когда опасность наступления кризиса оценивается как невысокая), либо начинает трансформироваться, приобретая дополнительные характеристики.

Антикризисное управление - особая форма управления, содержание которой детерминировано критическим состоянием предприятия и условиями его преодоления. Эта форма управления имеет отличительные черты. К наиболее значимым следует отнести:

- сочетание преимущественно оперативного характера организационного воздействия в силу сужения временных горизонтов принятия и реализации управленческих решений со стратегическим планированием выхода предприятия на траекторию развития;

- приоритетность цели выживания предприятия, что ограничивает возможности реализации стратегических решений, призванных обеспечить его будущее развитие. При данной форме управления стратегическое планирование имеет иной (меньший) временной горизонт;

- существенно расширенная сфера управленческого воздействия, осуществляемого с помощью административных и организационно-правовых методов; усиление значения морального стимулирования, направленного на консолидацию коллектива, созда-

ние атмосферы «командного духа»;

- значительно повышенная роль внешних факторов в детерминации состава, содержания и последовательности осуществления управленческих действий, обеспечивающих выход предприятия из кризиса;

- усиление зависимости сохранения предприятия от эффективности действий государства по преобразованию существующей институциональной среды и селективной поддержке субъектов хозяйствования;

- использование разных вариантов структуры управления: формируемой только штатными службами и работниками; специально создаваемой, отличающейся наличием внешнего управляющего, назначаемого судом в условиях действия законодательства о банкротстве (вариант инициируется кредиторами и обязателен в условиях несостоятельности предприятия). Особенностью второго варианта является то, что при сохранении базовой (традиционной) организационной структуры последняя работает не в режиме самоорганизации, а в принудительном режиме;

- дополнение содержания функции контроля состояния предприятия критериями, задаваемыми извне.

Литература:

1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве).

2. Букреев А.М., Кремер К.И., Дударев О.Е. Экономический механизм антикризисного управления предприятием. - Воронеж: Научная книга, 2007.

3. Кулакова И.С. Методологические подходы к оценке финансового состояния предприятия в период кризиса // Вестник Удмуртского университета, 2011, № 1.

4. Макаров А.С. К проблеме выбора критериев анализа состоятельности организации // Экономический анализ: теория и практика, 2008, № 23.

5. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: Специальная литература, 2006.

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА НОРВЕГИИ

Сбратова Н.С., аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Шпаков В.А., к.э.н., профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

В статье рассматривается опыт государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии. Дается его характеристика. Приводится динамика добычи, экспорта, импорта нефти и газа. Описываются основополагающие принципы государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии.

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, Норвегия.

THE EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF OIL AND GAS COMPLEX OF NORWAY

Sbratova N., the post-graduate student, Gubkin Russian State University of Oil and Gas Shpakov V., Ph.D., Professor, Gubkin Russian State University of Oil and Gas

The article reviews the experience of oil and gas industry state regulation in Norway with its characteristic. The dynamics of production, exports, imports of oil and gas is also presented. Describes the basic principles of state regulation of oil and gas industry in Norway

Keywords: government regulation, oil and gas, Norway.

Государственное регулирование нефтегазовой промышленности представлено различными моделями. В каждой стране выбор модели в любой период времени определяется совокупностью различных факторов, в частности ее историей, концепцией экономического развития, политикой в области энергетики. Можно выделить четыре основные модели государственного участия в нефтегазовой промышленности:

• Доминирование национальных государственных компаний: Франция, Ирландия, Италия, Испания. Сильная централизация государственного управления в вопросах разработки и осуществления энергетической политики;

• Децентрализованные системы, с явно выраженным участием регионального или муниципального правительства: Австрия, Да-

ния, Финляндия, Германия, Швейцария. Относительно мягкое регулирование энергетической политики на национальном уровне. Региональные власти осуществляют регулирование на своих территориях. Добыча и транспортировка газа осуществляются компаниями частного сектора;

• Наличие независимых органов контроля и регулирования в газовом секторе: США, Великобритания. Ответственность за контроль может быть возложена на определенное лицо или на комиссию;

• Использование государственного регулирования в рамках кооперации с газовыми компаниями: Бельгия, Нидерланды, Швеция. Национальное правительство контролирует главные аспекты энергетической политики 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.