ЭКОНОМИКА
УДК 300.331
АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РОССИИ
© М.В. Лоскутова
В статье исследуется природа экономических циклов и кризисов, опираясь на которую, главной целью антикризисных преобразований и, одновременно, условием устойчивого развития необходимо считать регулирование процессов изменений элементов и взаимосвязей экономической системы в направлении обеспечения их синхронизации и сбалансированности.
Ключевые слова: антикризисное регулирование, антициклическое регулирование, макроэкономические системы.
К числу средств, обеспечивающих антикризисные преобразования на макроуровне, большинство исследователей относят экономические реформы, государственную антициклическую политику и антикризисные программы.
Основным из требований, предъявляемых к формированию целостной системы представлений об антициклических и антикризисных преобразованиях на макроэкономическом уровне, является упреждающий характер регулирующих воздействий. Действительно, на сегодняшний день задача органов регулирования более не состоит в разработке и реализации мероприятий, способствующих преодолению кризисной ситуации и ее последствий. Проведение в жизнь концепции устойчивого развития основывается на предвидении и недопущении неблагоприятного развития ситуации, что в корне меняет методологическую базу антикризисного управления. Ее неотъемлемыми составляющими становятся положения эволюционной теории, системный и ситуационный подходы. Одновременно растут требования к разработке качественных прогнозов, моделированию поведения экономических систем, планированию, а также к анализу результатов преобразований как важнейшему элементу самообучения и развития системы регулирования.
Другое требование согласовывается с непрерывностью и неравномерностью протекания процессов и изменений внутри эконо-
мической системы. Достижение состояния динамического равновесия системы и среды в этом пане предполагает непрерывное внесение изменений в систему. Причем в силу глубокой взаимозависимости и взаимообусловленности между элементами и процессами, протекающими в экономической системе, любое регулирующее воздействие не может быть реализовано без учета всех возможных последствий и взаимосвязей.
Определяя многообразие сфер и инструментов регулирования, их взаимосвязь и взаимообусловленность, при разработке форм и методов антициклических и антикризисных воздействий к числу необходимых требований следует отнести следующие: соответствие планируемых мер целевым установкам; единство подходов для выделенных направлений и участков управленческой деятельности; совместимость с организационной структурой, технологией, уровнем квалификации кадров, а также методической и информационной базой системы регулирования [1].
Опираясь на природу экономических циклов и кризисов, главной целью антициклических преобразований и одновременно условием устойчивого развития необходимо считать регулирование процессов изменений элементов и взаимосвязей экономической системы в направлении обеспечения их синхронизации и сбалансированности.
Главная роль в этих преобразованиях отводится государственному регулированию. Действительно, в руках государства сосредо-
точены эффективные рычаги влияния на процессы, протекающие в экономической системе и за ее пределами. К их числу следует отнести бюджет, налоги, кредитную политику, объем денег в обращении, цены, политику доходов и т. д. Совместно с внутренними рычагами воздействия широко используются возможности, открывающиеся за пределами национальной экономической системы. Так, правительства развитых стран используют глобализацию производства для выравнивания пропорций между возможностями производства и платежеспособным спросом внутри страны, между ресурсным потенциалом и потребностями производства в материальных и энергетических ресурсах (за счет использования ресурсной базы других стран). Параллельно решаются и проблемы улучшения воспроизводственных пропорций. Использование дешевых трудовых и материальных ресурсов других стран повышает удельный вес добавочного продукта, а закрепление за собой в международном разделении труда стадии разработки продукта позволяет повысить уровень образования и доходов населения, улучшить экологическую ситуацию.
В то же время имеющийся ресурс государственного регулирования используется далеко не полностью, что проявляется как в ограниченном выборе средств, так и в несовершенстве теоретико-методологической базы разработки системы антициклических и антикризисных преобразований. Так, к числу средств, обеспечивающих антикризисные преобразования на макроуровне, большинство исследователей относят экономические реформы, государственную антициклическую политику и антикризисные программы. При этом зачастую не проводится четких методологических различий между этими понятиями, не установлена их соотносительность.
Согласно точке зрения ряда экономистов [2-4], антициклическая политика представляет собой составной элемент экономической политики государства, систему мер законодательного и административного характера, воздействующих на спрос и предложение населения и других субъектов хозяйственной деятельности. В качестве главного инструмента реализации мероприятий антициклической политики рассматривается государственный бюджет.
Это определение вполне адекватно отражает взгляд классической теории на конъюнктурную природу циклов и кризисов, их органическую принадлежность капиталистическому способу производства. Как показывает практика, причины возникновения экономических кризисов и циклов гораздо глубже и разнообразнее, а сами кризисы захватывают значительно больший исторический интервал. Отсюда ограниченность классических представлений о способах и инструментах антикризисных и антициклических преобразований в макроэкономических системах.
Отметим, что наряду с антициклической политикой в экономическую политику государства включают структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, ценовую, антимонопольную, внешнеэкономическую,
бюджетную, налоговую, социальную политику, политику в области труда и занятости. Состав структурных элементов в различных источниках варьируется в значительных пределах, однако независимо от этого подобное обособление элементов экономической политики вряд ли правомерно. Во-первых, все названные элементы по своей сути являются составляющими политики антициклических и антикризисных преобразований, а во-вторых, они не могут быть сформированы и реализованы изолировано друг от друга. Каждый из элементов должен быть обязательно вписан в общую концепцию регулирования макроэкономической системы.
Сама экономическая политика одними авторами определяется как проводимая государством (правительством) генеральная линия действий, система мероприятий в области управления экономикой, задающая определенную направленность экономическим процессам в соответствии с целями, задачами и интересами страны [5]. У других экономистов это система мероприятий, но уже в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране [6].
Государственное регулирование экономики, или государственная экономическая политика, в рыночном хозяйстве должно представлять собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учрежде-
ниями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [7].
В общем виде формы государственного регулирования экономических процессов в России на начальной стадии рыночных отношений представлены на рис. 1.
Изобщей экономической политики выделены три основные составляющие, определяющие активность товаров, труда и капиталов (хозяйственная, социальная и финансовая политика) на важнейших рынках.
На микроуровне макроэкономические составляющие экономической политики, адаптируясь, трансформируются в следующие политики: инвестиционную, кредитную (для рынка капиталов и товарного рынка), заработной платы и сбережений (для рынков товаров и рабочей силы), производительности (для рынков труда и капитала), которые, в свою очередь, образуются на основе комплекса мероприятий, разработанных правительством для систем денежного обращения и управления занятостью, а также для налоговой политики.
Схема позволяет определить принцип государственного регулирования. Таким образом, происходит мобилизация ключевых факторов и ресурсов. Но поскольку основными являются схемы, составляющие меж-рыночное пространство, то вместо директивно управляемой хозяйственной системы формируется рыночная, основанная, прежде всего, не на прямом, а на опосредованном воздействии государственного регулирования на экономику в целях максимального использования всех преимуществ рыночных механизмов.
Исходя из имеющегося потенциала и мировых тенденций общественного развития в качестве концепции социально-экономического развития России может быть избрано построение социально-ориентированной макроэкономической системы постиндустриального типа. Именно с позиций достижения этой долгосрочной цели следует подходить к разработке среднесрочных стратегий, формировать механизмы воздействия на темпы и направления протекания основных системообразующих процессов научно-тех-нического и производственного развития и развития системы экономических отношений.
Важнейшей характеристикой постиндустриальной экономики служит не столько опережающий рост непроизводственной сферы, прежде всего сферы науки и деловых услуг (инжиниринговых, консалтинговых, внедренческих и т. д.), сколько превращение науки в непосредственную движущую силу экономического развития. Статус постиндустриального государства определяется возрастанием роли НИОКР и наукоемких производств, высоким научно-техническим потенциалом страны и образовательным уровнем населения. Наука более не может рассматриваться как изолированная сфера деятельности.
Переход на постиндустриальную фазу развития, таким образом, требует коренной перестройки всей экономической системы России. Такая перестройка включает в себя формирование принципиально новых подходов к разработке и реализации стратегий социально-экономического развития страны, построению системы государственного регулирования, а также создание новых, адаптивных рынку организационных структур и механизмов.
Для решения задач антициклической политики, на наш взгляд, следует опираться на долгосрочное стратегическое планирование. Преимущества использования стратегического подхода состоят в открывающихся возможностях принятия обоснованных и взаимоувязанных решений по основным направлениям развития экономической системы исходя из ее текущего состояния и прогнозируемых изменений в факторах влияния.
Разработка стратегии развития включает в себя ряд последовательных шагов: формирование общей концепции развития или долгосрочного видения, постановку перспективных целей, выбор наиболее предпочтительных направлений и траекторий движения экономической системы к намеченным целям в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, определение состава мероприятий, обеспечивающих поддержку принятых решений [8].
Наиболее общее представление о целях и направлениях развития экономической системы дает концепция, отражающая генеральный замысел развития и связанных с ним преобразований, систему сформировавшихся в обществе взглядов на протекающие процессы и наблюдаемые явления.
Рынки факторов производства
Рис. 1. Механизм воздействия государства на экономическую систему1
В концепции I закладывается общая философия развития, уровень притязаний в процессе реализации управленческих решений. Концепция не ориентирована на достижение определенных производственных, финансовых или иных показателей, но она дает чувство перспективы, объединяет идеалы членов общества в единый эталон ценностей и тем самым создает импульс для постоянного прогресса. В сравнении с другими инструментами управления она носит более описательный характер и не ограничена определенными временными рамками. Вместе с тем формирование концепции обеспечивает:
- основу выработки эффективных стратегий и механизмов их реализации;
- выбор направлений изменения архитектурно-планировочных решений в экономике;
- конкретизацию требований к макроэкономическим условиям функционирования экономики;
- четкое представление членов общества о перспективах его развития;
- преемственность в целеполагании и планировании;
- мотивацию членов общества, объединение их усилий в достижении поставленных целей.
В отличие от концепции стратегия развития дает более четкое представление о будущих направлениях и траекториях движения экономики, определяет долговременные и наиболее важные установки, планы, воплощает в конкретные показатели и действия намерения правительства и администраций регионов. Задача стратегии состоит также в поддержании таких взаимоотношений между системой и ее окружением, которые позволяют добиваться поставленных целей, соответствуют внутренним возможностям системы и делают ее восприимчивой к внешним требованиям. Исходя из своего содержания и роли в процессе антициклических преобра-
1 По методике А.Н. Колмакова.
зований, стратегия должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать общей концепции развития общества;
- исходить из объективной оценки складывающейся ситуации, существующих рисков и открывающихся возможностей, прогнозируемых изменений в факторах влияния;
- увязывать постановку долгосрочных целей и задач развития с имеющимися возможностями и ресурсами;
- обладать внутренней совместимостью с системой регулирования;
- содержать обоснованную систему мероприятий, с указанием сроков их осуществления и ожидаемых последствий [9].
С антициклической и инвестиционной политикой смыкается государственное прогнозирование и программирование. Их функциональное предназначение состоит в общей ориентации развития бизнеса и рыночной экономики в целом, в определении основных направлений научно-технического прогресса и вызванных им структурных преобразований. Программирование реализуется в форме конкретных народнохозяйственных программ как общего, так и отраслевого характера и является составной частью регулирования рыночных механизмов.
Антиинфляционная политика на современном этапе связана, как правило, с моделями инфляции спроса и инфляции издержек. Как уже отмечалось, инфляция издержек возникает при повышении стоимости одного или нескольких компонентов факторных цен на стадии производства, что в итоге приводит к росту рыночных цен и обесценению денег со всеми вытекающими негативными экономическими и социальными последствиями. Поэтому регулирование денежного обращения направлено на максимально возможную стабилизацию условий воспроизводства и роста, с одной стороны, и социальной обстановки - с другой. При регулировании издержек обычно принимается во внимание, что в ВВП основную часть (60-70 %) составляют заработная плата и жалованье и их рост приводит к увеличению издержек и цен. Следовательно, в первую очередь надо регулировать зарплату и жалованье, не допуская их чрезмерного повышения. Однако валовые издержки не ограничи-
ваются оплатой живого труда. В структуре производственных (факторных) издержек главная часть приходится на амортизационные отчисления и затраты сырья, энергии, материалов, транспортные и накладные расходы.
При решении проблем инфляции спроса нельзя не учитывать практику олигополистического сговора. Противовесом ему может служить лишь рынок покупателя в виде основной формы экономического процесса, отрицающей рынок производителя как условие данного типа инфляции.
Принципиально важное значение имеет еще одно направление государственной экономической политики - обеспечение режима рыночной конкуренции как фактора технологического и экономического прогресса. Для эффективной конкуренции необходим рынок покупателя. Однако процессы концентрации и централизации производства и капитала создают в ряде случаев ситуацию рынка производителя, или, иначе, господства монополистических структур. Поэтому государство должно регулировать процессы концентрации и запрещать различного рода соглашения и сговоры предпринимателей, предотвращая тем самым недобросовестную конкуренцию. Ныне соответствующие законы действуют в более чем 40 государствах с развитой и развивающейся рыночной экономикой.
Опыт показал, что чем острее, напряженнее и ближе к кризису экономическое положение, в т. ч. его разбалансированность, тем выше роль административных внеэкономических методов. И наоборот, чем стабильнее положение, чем лучше обеспечиваются необходимые пропорции в механизме воспроизводства, тем выше роль рыночных методов, дополняемых административно-
экономическими косвенными методами руководства.
Существенное увеличение бюджетных расходов должно сопровождаться эффективной антиинфляционной политикой, пресекающей неизбежные попытки монополистов перераспределить в свою пользу прирост конечного спроса. Она должна включать: кардинальное ужесточение контроля над ценообразованием в естественных монополиях; борьбу с картельными сговорами; расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам; стимулирование НТП и роста производства
товаров конечного спроса; расширение системы гарантирования банковских вкладов.
Формирование российской инвестиционной системы. В современных условиях в качестве основного механизма повышения инвестиционной активности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Другие механизмы обеспечения инвестиционной активности, прежде всего частные банки и фондовый рынок, могут функционировать как дополняющие первый. В дальнейшем, по мере роста производства и инвестиций, накопления сбережений, развития рыночной инфраструктуры, их значение будет возрастать.
Государственная система банков развития призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Она должна состоять из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в приоритетные направления экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечивающих поддержание необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инвестиционного и военно-технического сотрудничества за рубежом, малого бизнеса и жилищного строительства; привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства.
Формально некоторые из этих банков -Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк - созданы, но ни один из них как институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков, включающую механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.
Необходима также активизация инвестиционной политики правительства, включающая восстановление бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проек-
тов, возложение функций его исполнения на банк развития.
В общем виде предлагаемая система будет функционировать следующим образом. На макроуровне политика денежного предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферы при желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. При этом организация денежного предложения осуществляется Центральным банком через каналы рефинансирования текущей производственной деятельности (с использованием технологии кредитования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий), инвестиций в основной капитал с целью модернизации и расширения производства (через банки развития), внешнеэкономической деятельности (через приобретение иностранной валюты). Для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк - банки развития - производственные предприятия; сбережения населения - Сбербанк - банки развития - производственные предприятия. Таким образом, большая часть накапливаемых и вновь создаваемых денежных ресурсов трансформируется в кредитование производства и инвестиции, авансируя экономический рост.
В условиях углубляющейся тенденции глобализации производства и потребления в мировом хозяйстве в значительной степени актуализируется роль регулирования отношений с внешней средой, а внешнеэкономическая политика во многом определяет приоритеты внутрисистемных преобразований.
Реализация внешнеэкономической политики базируется на ряде мер административного и экономического порядка. При этом к числу административных мер можно отнести субсидирование государством производства и экспорта товаров, установление порядка прохождения таможенных и административных процедур, технические препятствия проникновению зарубежных товаров на внутренний рынок, количественно-лицензионные ограничения. Экономический механизм включает в себя меры таможеннотарифной, валютной и налоговой политики. Таможенно-тарифное регулирование при
этом призвано сформировать эффективную структуру экспорта и импорта, налоговая политика обеспечивает поддержку перспективных с точки зрения улучшения структуры экспорта производств и видов деятельности, а целями валютного регулирования являются защита национального производителя, формирование благоприятных условий инвестирования и развития экспорта, поддержка на заданном уровне покупательной силы и конвертируемости национальной валюты. В числе инструментов валютного регулирования используются валютный курс, процентная ставка и состояние платежного баланса страны.
В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа; создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства; ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.
1. Мищенко Л.Я. Теория и практика антикризисных преобразований в экономике. Краснодар, 2003.
2. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2001.
3. Рязанов В. Т. Реформы и циклы модернизации российской экономики // Российский экономический журнал. 1992. № 10.
4. Таранников В.В. Антикризисное регулирование экономики в условиях рыночной трансформации. Ростов н/Д, 2002.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1997.
6. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Арзилияна. М., 2002.
7. Колмаков А.Н. Государственная антикризисная стратегия: базовые принципы и национальные интересы. М., 2005.
8. Стратегия развития России до 2010 г. // Экономические стратегии. 2000. Сент.-окт.
9. Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М., 1996.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Loskutova M.V. Anti-recessionary regulation of macroeconomic systems in Russia. In the article the nature of business cycles and crises is investigated, leaning on which, it is necessary to consider as an overall objective of anti-recessionary transformations and, simultaneously, a sustainable development condition of regulation of processes of changes of elements and interrelations of economic system in a direction of maintenance of their synchronisation and equation.
Key words: anti-recessionary regulation, countercyclical regulation, macroeconomic systems.
УДК 330.144.1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
© В.В. Чернова
В статье проблема обеспечения экономической безопасности рассмотрена в рамках обеспечения равновесной реализации национально-государственных интересов страны, в данном контексте анализируются сущность и содержание национально-государственных интересов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национально-государственные интересы.
В законе РФ «О безопасности» подчер- ности, общества и государства [1]. Соответ-
кивается, что понятие безопасности предпо- ственно, определение национально-государ-
лагает обеспечение жизненно важных инте- ственных интересов является ключевым эле-
ресов личности, общества, государства, а ментом в системе базовых приоритетов раз-
система национальных интересов России оп- вития экономики и институциональных ме-
ределяется как совокупность интересов лич- ханизмов государственности, поскольку лю-