УДК 330.33
Н.Г. Барашов
НОВЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматриваются факторы и условия циклического развития современной экономики. Значительное внимание уделяется государственному антициклическому регулированию экономической системы и саморегулированию со стороны крупных корпораций. Раскрываются особенности современного финансово-экономического кризиса.
Экономический цикл, антициклическое регулирование, мировой экономический кризис, финансовый капитал, глобализация.
N.G. Barashov NEW FACTORS AND CONDITIONS OF THE MODERN ECONOMY CYCLE DEVELOPMENT
There factors and cycles of the modern economy development conditions are analyzed in the article. Special attention is paid to the government anticycle regulation of economic system and big corporation self regulation.
Modern financial-economic crisis issues are revealed in this text.
Economic cycle, anti-cycle regulation, world economic crisis, financial capital, globalization.
В последние несколько десятилетий экономический цикл приобрел новые черты, произошли изменения формы протекания кризиса, как в отдельных странах, так и в международном масштабе. Не вызывает сомнений, что колебания приняли меньший размах и в особенности сократилась продолжительность циклов, которые складываются из небольших циклов, квазициклов, и повторяются каждые 4-5 лет вместо 8-10. Вместе с тем, отличаясь меньшей интенсивностью, эти циклы выступают в виде рецессии, а не кризисов. Таким образом, в большинстве случаев государству удается предотвратить превращение рецессии в кризис.
Изменились и другие фазы цикла, а также форма перехода одних фаз в другие. В большинстве случаев продолжительность депрессии сократилась, короче стала и фаза оживления, зато увеличилась продолжительность фазы подъема. Переход от подъема к кризису происходит теперь более медленно и сравнительно плавно. За циклическими кризисами нередко следуют периоды длительного застоя капиталовложений, несмотря на оживление и рост производства. Эти изменения обусловлены качественными сдвигами в экономике.
В последнее время на кризисы и циклы все возрастающее влияние оказывает государственное антициклическое регулирование, которое включает в себя антикризисное регулирование, а также мероприятия, направленные на предотвращение «перегрева экономики», характеризующееся перенакоплением капитала, таящим в себе опасность кризиса.
Непосредственное влияние государства на цикл является трояким.
1) Государство оказывает воздействие на механизм цикла благодаря самому факту возрастания его доли в общественном воспроизводстве. Рост расходов государства расширяет рынок сбыта конечной продукции общества независимо от того, ставит ли себе государство сознательную цель стимулировать спрос или нет. Во время кризисов наличие государственного рынка ослабляет падение производства, даже если государственные закупки не расширяются. Через государство финансируется значительная часть научных исследований и опытно-конструкторских разработок на передовых рубежах научнотехнического прогресса. В этом же направлении действуют так называемые «автоматические стабилизаторы».
2) Г осударство прибегает к сознательной антициклической политике, что реализуется с помощью финансовых и денежно-кредитных рычагов.
3) Государственное страхование (гарантии выплат) вкладов физических лиц и предотвращение банкротства банков.
В 1930-40-е гг. задачи финансовой политики преимущественно сводились к антициклическому регулированию экономики, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежеспособного спроса. В последние десятилетия акцент сместился на достижение высокой занятости и стимулирование темпов экономического роста. В современной финансовой политике приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, сбалансированием государственного бюджета и др.
В условиях рынка финансовое регулирование экономики реализуется в двух основных формах: через механизм встроенных стабилизаторов и через целенаправленную финансовую (дискреционную) политику государства.
Под недискреционной формой финансового регулирования понимают ряд особенностей налоговой, трансфертной и институциональной систем к самостоятельной стабилизации, позволяющие корректировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Для сдерживания экономической конъюнктуры необходим бюджетный профицит, то есть превышение доходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы преодолеть спад, желателен дефицитный бюджет. Важным направлением достижения поставленных целей является регулирование государством налоговых поступлений. В первом случае речь идет об увеличении налогов, во втором - об их снижении. Но эти же задачи решаются и через механизм встроенных стабилизаторов.
При заранее зафиксированной величине ставок подоходного и других налогов с крутой прогрессивной шкалой на стадии подъема будет постоянно образовываться бюджетный излишек: рост доходов в этом случае означает еще более высокое увеличение налоговых поступлений в бюджет (в силу прогрессивного характера налогообложения). Часть эффективного спроса будет откачиваться из экономики, подъем затормозится.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности приводят экономическую систему в состояние равновесия. Среди них выделяют следующие:
а) Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают в период экономического подъема, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд, предназначенный для социальных выплат, растет в период экономического бума и оказывает сдерживающее влияние на платежеспособный спрос общества и инфляцию. Наоборот, в период низкой занятости резервный фонд более интенсивно используется для социальных выплат, что увеличивает доходы граждан и их потребление, ведет к снижению темпов падения производства. Другие виды социальных пособий по характеру своего действия также относятся к стабилизирующим.
б) Выплаты компенсационного характера в аграрном секторе экономики.
Программы оказания поддержки фермеров предусматривают следующее: если
платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственную продукцию падают, правительство субсидирует фермеров путем закупки излишков продукции, когда же наблюдается рост цен, государство реализует на рынке закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет дестабилизирующие процессы в экономике.
в) Эффект надежности компаний. С целью создания имиджа стабильности корпорации, они сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, хотя их доходы могут резко изменяться в течение относительно короткого периода времени. Это ведет к стабилизации спроса на товары и услуги, который был бы иным в случае повышения или понижения доходности ценных бумаг.
г) Инертность склонности к потреблению. Так, потребитель стремится поддерживать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
Несмотря на значительные потенциальные возможности стабилизации через действие механизмов встроенных стабилизаторов, без целенаправленного воздействия государства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Саморегулирование совершенно недостаточно при критическом изменении экономической ситуации. Кроме того, к активным действиям правительства в сфере финансов подталкивают политические и идеологические факторы. Поэтому проведение дискреционной финансовой политики, несмотря на возражение экономистов, проповедующих принцип невмешательства в экономику, представляется объективно необходимым.
Под дискреционной финансовой политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Во время подъемов с целью ограничения опасного расширения производства правительственные органы пытаются сокращать государственные расходы с таким расчетом, чтобы не только избавиться от бюджетного дефицита, но и чтобы превышение доходов над расходами покрывало дефицит, образовавшийся во время кризиса.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики в области государственных расходов являются: общественные работы и другие программы, связанные с бюджетными расходами; социальные программы; правительственные закупки; государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного и перераспределительного характера.
Общественные работы широко применялись ранее, когда экономике западных стран угрожали серьезные кризисы и безработица. И в настоящее время происходит возврат к политике общественных работ, однако, очень важным здесь является фактор времени. Так, правительство обычно узнает о наступлении экономического спада, когда последний уже поразил народное хозяйство страны. Получив достоверную информацию об экономическом кризисе, государственные органы начинают вырабатывать программы общественных работ, но очень часто к тому времени, когда они будут разработаны и начнут реализовываться, потребность в них уже исчезнет, ибо время кризиса станет подходить к концу. Такие программы имеют своей целью, прежде всего, увеличить занятость и зачастую являются весьма расточительными и неэффективными. Однако, в условиях кризиса, охватившего российскую экономику, нельзя отказываться от этого инструмента дискреционной финансовой политики.
Другим ее инструментом являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выплаты дополнительных социальных пособий в период инфляции, что позволит снизить общий потребительский спрос населения. Во время же кризиса и депрессии оно повышает ассигнования на
социальные нужды. Однако существенным недостатком использования социальной помощи (увеличение во время кризиса) для краткосрочных целей стабилизации является то, что её впоследствии сложно сократить, когда положение в экономике улучшится.
Важнейшим рычагом, с помощью которого осуществляется воздействие финансовых расходов на экономический рост, выступают правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных закупок и инвестиций стимулирует развитие материального производства и сферы услуг, что, в конечном счете, выражается в росте ВВП, других макроэкономических показателей.
Следует подчеркнуть, что дискреционная финансовая политика, как и финансовое регулирование с помощью механизмов встроенных стабилизаторов, также имеет определенные недостатки. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением государственного бюджета на следующий год и принятием законов об изменении ставок налогов и др., существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом производства проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе чрезвычайно трудно повысить налоги после преодоления спада.
Таким образом, увеличивая заказы, снижая налоговые ставки, регулируя учетную ставку, государство старается ослабить силу кризиса. Иногда государство методами фискальной и кредитной политики старается сбить подъем, ослабить размах биржевой спекуляции, ограничить разбухание кредитной надстройки.
Важнейшим средством антикризисного применения кредитной политики является понижение учетной ставки, т.е. процента, который взимают центральные банки при предоставлении ссуд. Уменьшение учетной ставки обусловливает снижение процента по всем видам кредита, включая потребительский кредит, и таким образом способствует увеличению инвестиций и расширению продаж в кредит, а это стимулирует рост производства.
Однако понижение учетной ставки способствует расширению инвестиций лишь в той мере, в какой предприятия пользуются заемными средствами. А поскольку в период кризиса спрос резко сокращается, трудности сбыта потребительских товаров не снимаются, и корпорации в настоящее время предпочитают самофинансироваться, постольку эффективность этой меры существенно снижается. В этом же направлении действуют и меры государственного налогового регулирования посредством ускоренной амортизации основного капитала, когда в амортизационный фонд включается не только перенесенная стоимость элементов основного капитала, но и часть прибыли. Такое завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования, т. е. способствует росту капиталовложений. Кроме того, понижение учетной ставки с целью расширения производства неизбежно сопровождается увеличением эмиссии банкнот и усилением инфляции.
Другим способом использования кредитной политики в антикризисных целях является снижение нормы предусмотренных законом денежных резервов, которые банки должны иметь в наличности. Снижение обязательных банковских резервов позволяет расширять кредит, а, следовательно, и производство. В качестве средства борьбы с «перегревами» используется политика ограничения инвестиций и спроса, а следовательно, и производства, которое осуществляется, главным образом, путем сужения кредита, что достигается повышением учетной ставки процента. Орудием сжатия кредита является также законодательное увеличение нормы резервов, которые банки должны иметь в наличности. Увеличение обязательных резервов уменьшает возможности кредитования и тем самым сокращает производство.
Таким образом, на пути использования кредитной политики в качестве антициклической меры возникают серьезные препятствия.
Если обеспечение банковских депозитов охватывает 80% и более вкладов, то это позволяет избежать явления, бурно проявившегося во время кризиса 1929 и 2008 гг., т.е.
лихорадочного изъятия вкладов, банковской паники, что в свою очередь вызвало обострение других сторон кризиса. И подобно тому, как сдерживание процессов, рождающих банкротства, уменьшает их количество, таким же образом, если принимаются превентивные меры по оздоровлению экономики и не допускается банкротство банков и важных отраслей производства, государству удается предотвратить крах предприятий.
Практика показывает, что, как правило, государственные расходы недостаточны, чтобы предотвращать кризисы. Так, например, государственное строительство в той или иной степени компенсирует кризисное сокращение частных капиталовложений. Но в большинстве развитых стран государственное строительство составляет небольшую долю. Даже в странах, где доля его наибольшая (Англия, Франция, Япония), строительство ведется, главным образом, частным капиталом. Поэтому государственные расходы не могут оказывать существенного стабилизирующего влияния на кризисы. Противоречивость антициклической бюджетной политики углубляется еще и тем, что попытки ее осуществления сопровождаются увеличением государственного долга.
Качественные сдвиги в экономике, влияющие на модификацию экономического цикла, выражаются в более широком и эффективном использовании методов внутрифирменного регулирования в особенности крупнейшими корпорациями, в ускоренном внедрении в производство современных достижений научно-технической революции, в процессах глобализации мировой экономики и др.
Существенную специфику в механизмы экономического цикла вносит деятельность современных транснациональных корпораций, которые занимают господствующее положение в современной мировой экономике. Как известно, фирмы (предприятия, организации), на основе изучения рыночной конъюнктуры, самостоятельно решают основные производственные, финансовые, инвестиционные, социальные и другие проблемы. Они осуществляют сознательное антициклическое регулирование по двум направлениям: внутреннее и внешнее упорядочение хозяйственных отношений.
Подчинив значительную часть сферы обращения и реализации своих товаров, осуществляя большую часть своих продаж по предварительным заказам покупающих фирм, усовершенствовав систему прогнозирования рынка с помощью новейших экономико-математических методов и электронно-вычислительных машин, корпорации осуществляют приспособление производства к возможным колебаниям спроса. Распространенной стала практика заблаговременного сокращения производства в предвидении экономического кризиса. Это ведет к уменьшению размеров перепроизводства товаров. Сокращение размеров товарного перепроизводства позволяет более быстро рассасывать излишки нереализованной продукции и уменьшает падение производства во время кризисов. Сжатие производства наступает раньше, чем созрели предпосылки для глубокого кризиса.
Кроме того, внутрифирменное планирование инвестиций и инноваций все более подчиняется долгосрочной стратегии концернов. Обновление их основного капитала проходит во времени более равномерно, чем такое же обновление у отдельных предприятий. Совокупные инвестиции корпораций имеют большую временную инерцию, нежели капиталовложения немонополизированных предпринимателей, меньше меняются от года к году, в меньшей степени падают во время кризисов. Это объясняется также большими финансовыми резервами монополий, их тесными связями с банковской системой. Поэтому мощные корпорации и финансово-промышленные группы могут продолжать накопление и позволить себе инвестиции в производственной сфере во время кризиса, причем эти действия не находятся в прямой зависимости от уровня цен и от условий рынка капиталов.
Таким образом, государственное антициклическое регулирование производства дополняется воздействием на него корпораций и других хозяйствующих субъектов, которые в самом начале кризиса начинают сокращать производство с целью предотвращения падения цен и прибылей. Вследствие преднамеренного сокращения
производства корпорациями современные кризисы больше проявляются в
перенакоплении производственных мощностей на предприятиях, чем в переполнении рынка товарами.
Существенное влияние на современный цикл оказывает научно-техническая революция. Появление новых отраслей, опирающихся на технический прогресс, постоянно сменяющих ассортимент своей продукции и оттесняющих старые, традиционные отрасли, осложняет картину современных кризисов. Кризисы в первую очередь и с наибольшей силой ударяют по старым отраслям, тогда как в новых отраслях может продолжаться рост производства. Постоянное внедрение в производство новых товаров повышает иммунитет данных отраслей к кризису, а диверсификация позволяет более гибко маневрировать производственными ресурсами корпораций, перемещая инвестиции из одной отрасли в другую. Систематическое, независимое от циклических колебаний появление на рынке новых товаров и услуг создает добавочный спрос. В годы кризисов этот фактор действует антициклически, увеличивая совокупный спрос на потребительские товары.
Научно-техническая революция внесла серьезные изменения в процесс обновления основного капитала. Она создала относительно устойчивый спрос на новейшее оборудование, ускорила его моральный износ. Это способствовало распространению обновления основного капитала за пределы оживления и подъема и повлекло за собой новые важные явления в движении цикла. Ускорение темпов научно-технического прогресса влечет за собой рост норм амортизации и выбытия основного капитала. Рост норм амортизации стимулируется и государством, что обеспечивает более интенсивную замену морально устаревшего оборудования. Рост доли амортизации в общем объеме капиталовложений ведет к ослаблению циклического движения основного капитала.
Правительства регулярно осуществляют мероприятия, направленные на либерализацию или дерегуляцию различных аспектов рынка капиталов. Технологический прогресс способствует интеграции и эффективности глобального рынка капиталов. Достижения в области телекоммуникационных систем позволяют связывать участников рынка из различных частей света. В результате заказы и распоряжения обрабатываются в течение нескольких секунд. Прогресс в области компьютерных технологий вместе с современными телекоммуникационными системами позволяет передавать большому количеству участников информацию о ценах активов и другую информацию в режиме реального времени. Таким образом, большинство инвесторов имеют возможность выходить на глобальный рынок и мгновенно отслеживать воздействие последней информации на характеристики риска и доходности собственных портфелей.
В условиях глобализации мировое хозяйство распадается на два блока: финансовый, демонстрирующий существование относительно самостоятельного транснационального рынка капитала, и производственный (технологический), являющийся отражением международного разделения труда и основанного на нем обмена товарами и услугами. Однако независимость эта достаточно условна. На самом деле товарные и финансовые рынки взаимосвязаны: зачастую за потоками банковского капитала стоят промышленные корпорации, равно как и за товарным обменом -финансовые круги.
Сфера финансов в настоящее время интернационализирована в гораздо большей мере, чем производство. Наблюдается опережающий по отношению к материальному производству рост объемов международных денежных потоков.
В условиях глобализации существенно возрастает роль денежного обращения, как составной части финансовой среды, в функционировании экономических отношений как во внутристрановом, так и мировом разрезе. Сильное влияние на такую мотивировку оказывают качественно возросшая роль транснациональных корпораций (ТНК) в экономике, ускоренное совершенствование глобальных информационных технологий, новый динамизм в структуре центров активной экономической политики.
Способствовал возрастанию всеобщего интереса к состоянию мировой денежнофинансовой системы современный экономический кризис, который начинался именно как финансовый. В этой связи происходит существенное смещение исходных данных анализа экономической жизни. Реальный сектор экономики уже не представляется определяющим, в общественном сознании формируется впечатление, что именно развитость денежно-финансовой системы, ее мощь делают государства и их народы богатыми и процветающими.
Вместе с тем, неустойчивое состояние денежного обращения в отдельном государстве в условиях сложившихся глобальных связей по всему миру неизбежно вызывает деструктивные процессы в государствах, отстоящих на многие десятки тысяч километров от эпицентров финансового возмущения.
Глобализация характеризуется опережающими темпы роста мировой торговли по сравнению с темпами роста национального производства. Статистические данные свидетельствуют о том, что на протяжении большей части второй половины XX в. темпы прироста мирового товарного экспорта опережают темпы прироста ВВП. Так, в 1950-е гг. это опережение достигало 1,4 раза, в 1960-е - 1,7 раза. В последующие 20 лет экспорт имел несколько более низкую динамику роста, чем производство, а затем вновь стал устойчиво опережать его [1].
Рост торговли товарами происходит параллельно с усилением обмена услугами -транспортными, туристическими, банковскими, страховыми, информационными, строительными, инжиниринговыми, услугами связи и другими. Постепенно увеличивается товарооборот между развитыми, ведущими странами. Ускоренное развитие новых индустриальных стран и Китая, Индии, еще не встроенных в мировую ритмику циклического движения, оказывает стабилизирующее влияние на воспроизводство других стран. Развитие собственной промышленности, особенно государственной, в развивающихся странах способствует росту закупок ими оборудования в развитых странах.
Еще более быстрыми темпами, чем международная торговля, увеличиваются в последние десятилетия объемы прямых иностранных инвестиций. Это результат отчасти либерализации и дерегулирования рынков во многих странах, а отчасти - более благожелательного отношения правительств к привлечению иностранных капиталов и технологий.
Следует также констатировать, что происходит нарастание открытости денежного обращения национальных хозяйств, тенденция к которому ясно обозначилась к концу XX века.
Одновременно возрастает институциональная или торгово-политическая открытость - степень либерализации национальных рынков. В результате поэтапного достижения многосторонних договоренностей в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), охватывавших все большее число стран, во второй половине нынешнего столетия были заметно либерализованы товарные рынки, затем - рынки услуг и, наконец, финансовые рынки (составной частью которых являются рынки денег) большинства стран мира. За время существования ГАТТ средневзвешенная ставка импортной пошлины в промышленно развитых странах, характеризующая уровень тарифной защиты национального рынка, снизилась, по данным ВТО, с 40 до 4-6% [2].
Возрастание экономической открытости меняет соотношение внутренних и внешних факторов развития национальных хозяйств. Если еще в середине прошлого века решающая роль принадлежала внутренним факторам, то в настоящее время экономическая ситуация за пределами национальных границ во все большей мере оказывает влияние на национальные экономики. Это означает, что национальные государства в современных условиях уже не могут регулировать экономическую жизнь внутри страны, не считаясь с процессами, происходящими в мировом хозяйстве.
Регулирующая роль национальных государств при усилении влияния экзогенных факторов так или иначе снижается.
В начале первого десятилетия XXI в. первые позиции по многим параметрам банковской деятельности (величина банковского капитала, объем активов банка) занимают крупнейшие транснациональные банки. Все это, в свою очередь, приводит к ускорению процесса денежного обращения и синхронизации экономических циклов денежного обращения в разных странах.
Синхронизация находит свое выражение в одномоментности периодов подъемов и кризисов денежного обращения в разных странах, поскольку процессы глобализации увязывают экономическими связями денежные системы разных стран. Синхронизация экономических циклов денежного обращения проявила себя в 1970-х гг. прошлого века, когда сильно выраженная инфляция поразила все развитые государства Европы, Америку и Японию. То же самое мы наблюдаем в последнее время: в течение 2007-2009 гг. США и Европейский центральный банк совместно неоднократно снижали учетную ставку с целью обуздания инфляционных процессов и стабилизации денежного обращения. Таким образом, в современных условиях можно вести речь об интернационализации и транснационализации финансовых рынков.
Происходит это в силу формирования единого мирового рыночного пространства и глобальной экономической инфраструктуры: банки, расчетно-клиринговые системы, электронные каналы передачи информации и т. д. Качественные сдвиги в сфере производства и инфраструктуры предопределили динамичный рост объемов международного хозяйственного взаимодействия, структурные изменения в мировой торговле товарами и услугами заметно повысили быстроту перемещения капиталов с одних национальных рынков на другие. Существенно усилилось переплетение не только производственных и сбытовых связей, но также ссудных и фондовых капиталов, валютных сделок. В результате этого процесса значительно расширился объем инвестиционных ресурсов и возможности доступа к ним в любой точке мирового хозяйства.
Особым фактором, непосредственно воздействующим на механизм цикла, стал рост организованности рабочего класса, силы и эффективности борьбы трудящихся за свои права и насущные интересы. Наиболее важным результатом борьбы профсоюзов является систематический рост ставок денежной заработной платы. Если раньше ставки заработной платы сокращались в годы кризисов вследствие роста безработицы и неблагоприятной ситуации на рынке рабочей силы, то теперь они продолжают расти и в кризисные годы, отражая условия коллективных договоров, заключаемых на ряд лет.
Увеличение размера денежной заработной платы способствует поддержанию общественного спроса во время кризисов и, следовательно, их менее резкому протеканию.
Важнейшей особенностью современного экономического цикла стало все возрастающее воздействие на него рынка финансового капитала. На рынке денежных средств предложение представлено сбережениями, спрос - капиталовложениями (инвестициями), цена - нормой процента. Организация взаимодействия поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную и все усложняющуюся сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании. Их функцией является аккумуляция свободных денежных средств рыночных агентов и размещение их среди потребителей капитала.
Однако, в современных условиях, как показывает практика, деньги поставщиков и потребителей, в значительной их части, направляются не на развитие реального сектора экономики, а на финансовые спекуляции.
При этом избыточную ликвидность стали «утилизировать» за счет раздувания финансовых пузырей, то есть резкого увеличения доли финансовых активов, в общем их объеме. Опережающими темпами (по сравнению с темпами роста реальной экономики и ВВП) росли расходы на ипотеку и потребительский кредит, совокупные долги субъектов
хозяйствования. По этой причине, доля прибыли американских корпораций, полученной за счет финансового сектора, стала с 1980-х гг. прошлого века резко расти [3].
Разумеется, на долгосрочном интервале проблемы гипертрофированного роста финансового сектора должны были сказаться (что мы и видим сегодня).
Главным последствием внедрения этой системы стало то, что на протяжении нескольких десятилетий американская экономика существовала в условиях постоянного завышенного спроса, который не мог не создать под себя соответствующую систему производства запрашиваемых потребителем материальных благ и услуг.
По всей видимости, это связано с тем, что США начали нерыночную поддержку отдельных секторов экономики напрямую, минуя потребительский сектор. Оценить масштаб такой поддержки (в основном за счет государственного бюджета) достаточно просто. Если взять ситуацию 1998 г., то разрыв составлял как минимум 10% от ВВП США, то есть, на тот период, около 800 млрд. долл. в год. Поскольку эта поддержка происходит в США и других странах по долговому механизму, то государственный бюджет в большинстве стран сводится с дефицитом, что побуждает правительства прибегать к внутренним и внешним займам. Об этом свидетельствуют данные совокупного долга субъектов американской экономики, долги домохозяйств и федерального правительства США: темпы роста долга устойчиво превышают темпы роста американской экономики.
Таким образом, основной проблемой американской экономики является наличие «избыточной» части, которая «наросла» за последние 30 лет за счет постоянного и все время увеличивающегося эмиссионного стимулирования потребительского спроса. Сегодня США не могут ни финансировать эту часть экономики, ни «закрыть» ее, поскольку она стала слишком велика.
Первые месяцы 2008 г. практически все российские и зарубежные эксперты считали ситуацию в мировой экономике благополучной. Однако, с середины 2008 г. на американском ипотечном рынке разразился кризис, связанный с массовыми невозвратами ипотечных кредитов. Потерпевшими оказались банки, активно вкладывавшие средства в ипотечные облигации. Акции банков обрушились и «потянули» за собой весь фондовый рынок.
Проблемы американских банков привели к кризису доверия на межбанковском рынке США, а затем и на межбанковских рынках европейских стран. Развитие этих процессов привело к кризису ликвидности в международной банковской сфере.
В настоящее время наблюдается вторая волна мирового экономического кризиса. В наибольшей степени от кризиса пострадало национальное хозяйство США, повлияв на спад промышленного производства во всем мире. Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику началось с середины 2008 г., когда вслед за зарубежными рынками стал падать фондовый рынок в России. С локальных максимумов, наблюдавшихся в мае 2008 г., индекс ММВБ снизился к сентябрю на 56%, а индекс РТС -на 57% [4]. Ситуация усугублялась рыночным поведением участников рынка,
целенаправленно игравших в своих биржевых спекуляциях «на понижение». Это нанесло серьезный удар по тем российским банкам, которые имели значительные вложения в долевые ценные бумаги.
Другим российским банкам, которые были «завязаны» на зарубежные кредиты, в связи с проблемами на мировом межбанковском рынке пришлось замещать выбывшие средства заимствованиями на внутреннем рынке. Внутренний рынок межбанковских кредитов не справился с возросшей нагрузкой, в результате чего банки лишились доступа к краткосрочным заимствованиям, необходимым для осуществления платежей.
Нарушившиеся расчеты между банками и пошатнувшееся финансовое состояние некоторых из банков резко обострили проблему ликвидности и негативные явления начали приобретать масштабы кризисных.
Положение усугубилось начавшимся падением цен на нефть и соответствующим сокращением поступлений экспортной выручки. Ослабление рубля и укрепление курсов иностранных валют сократили поступление денег на внутренний рынок. Проводившаяся в последние годы в России либерализация валютного регулирования и, в частности, фактическая отмена обязательной продажи валютной выручки, оставили внутренний рынок не защищенным от данного вида угроз. Все это вместе взятое привело к тому, что к осени уже не единицы, а многие банки стали испытывать затруднения в выполнении своих обязательств перед клиентами.
Неадекватное отражение положения дел в российской экономике и постоянное муссирование темы мирового кризиса в средствах массовой информации, подогревавшее ожидание банковского кризиса, а также недостаточная правовая и экономическая грамотность основной массы вкладчиков, не осведомленных о существовании в России действенной системы страхования вкладов, привели к ажиотажу среди клиентов банков, что придало механизму развертывания банковского кризиса веерный характер.
Таким образом, первоисточником финансового кризиса в российской экономике стали внешние факторы. Кризис в экономике США повлек кризис на межбанковских рынках и рынках капиталов европейских стран. Это сказалось на российском фондовом рынке, традиционно зависевшем от иностранных инвесторов. Также «пострадали» российские банки, активно кредитовавшиеся за рубежом. Положение усугубилось начавшимся летом падением цен на нефть и укреплением иностранной валюты. Ничем не компенсированное сокращение притока на внутренний рынок свободных рублевых средств привело к перегреву российского рынка межбанковских кредитов, и в стране, в дополнение к кризису на фондовом рынке, начал развиваться банковский кризис неплатежей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортноориентированном развитии / А. Рей // Вопросы экономики. 2004. № 8. С. 45-61.
2. Мясникова Л. Смена парадигмы. Новый глобальный проект / Л. Мясникова // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 3-22.
3. The International Technology Roadmap for Semiconductors, Semiconductor Industry Association. San Jose. CA, 2005. 136 р.
4. Доу Ш. Психология финансовых рынков: кейнс, мински и поведенческие финансы / Ш. Доу // Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 99-110.
Барашов Николай Геннадиевич - Barashov Nikolay Gennadievich -
кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economic Sciences,
кафедры «Общая экономическая теория» Associate Professor of the Department
Саратовского государственного of «General Economic Theory»
социально-экономического университета of Saratov State Socio-Economic University
Статья поступила в редакцию 07.06.10, принята к опубликованию 14.07.10