Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORTATION / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ / ISSUES / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / РЕГИОН / REGION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / IMPROVING / INCREASING EFFICIENCY / TRANSPORTATION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е., Сотов А. Н.

В статье рассмотрена сущность и роль транспортного комплекса в решении социально-экономических проблем территорий; определены тенденции, влияющие на современный транспортный комплекс; выявлены организационно - экономические проблемы развития транспортных услуг; охарактеризована транспортная инфраструктура Нижегородской области; установлены обстоятельства, объективно ограничивающие инвестиционную активность транспортного комплекса региона; определены основные направления повышения эффективности функционирования транспортного комплекса Нижегородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

The article considers the essence and role of the transport complex in the decision socially-economic problems of the territories, the tendencies influencing modern transport complex organizational and economic problems of development of transport services, described the transport infrastructure Nor-Nizhny Novgorod oblast, identified the circumstances objectively limiting investment activity of the transport complex of the region, the main directions of increase of efficiency of functioning of the transport complex of the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

УДК 332.1:338.47:656

Н.Е. Жигалова, доцент, к.э.н. ФГБОУ ВО «ВГУВТ» А.Н. Сотов, студент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс, проблемы, тенденции, регион, повышение эффективности, совершенствование.

В статье рассмотрена сущность и роль транспортного комплекса в решении социально-экономических проблем территорий; определены тенденции, влияющие на современный транспортный комплекс; выявлены организационно - экономические проблемы развития транспортных услуг; охарактеризована транспортная инфраструктура Нижегородской области; установлены обстоятельства, объективно ограничивающие инвестиционную активность транспортного комплекса региона; определены основные направления повышения эффективности функционирования транспортного комплекса Нижегородского региона.

Транспорт - важная составная часть экономики любой страны, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Большую роль транспорт играет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Взаимодействие сферы транспортных услуг и общества происходит в различных сферах и выражается в совокупности результатов. Важным последствием развития транспорта является экономический рост, который обусловливают следующие факторы: низкие транспортные издержки; мобильность населения; инвестиции в транспортный комплекс.

Рынок транспортных услуг - один из самых динамичных в мире. Усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Речь идет не просто о реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры, а о согласованном развитии и организации взаимодействия различных видов транспорта и пользователей транспортных услуг. Необходимо активно развивать транспортные коридоры и комплексные транспортные узлы. Совершенно очевидно, что без развития транспортной инфраструктуры об экономическом росте не может быть и речи.

Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

В ходе исследования были определены организационно-экономические проблемы развития транспортных услуг, а именно: непосредственное выживание в условиях динамичного рынка услуг; поиск партнеров по бизнесу и интегрирование с ними своих интересов при дифференцированном разделении рынка на сферы влияния; формирование эффективного производства услуг; повышение мотивации и творческого характера труда работающих; получение полезных синергических эффектов; обеспечение реализации поставленных целей развития транспортных предприятий; поиск механизмов и инструментария успешного развития транспортных предприятий регио-нов.[1]

Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в настоящее время нельзя считать удовлетворительными.

Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем: состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам; транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры; уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны. Общественный пассажирский транспорт в городах и в пригородных зонах не в состоянии обеспечить спрос на качественные пассажирские перевозки. Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью; наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.

Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам; основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы; сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, не до конца используется транзитный потенциал Российской Федерации.

Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах Российской Федерации; показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню.

В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее

7-8 % ВВП; значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.

Анализ современных проблем и диспропорции развития внутреннего водного транспорта указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. К числу приоритетных из них следует отнести: несоответствие между протяженностью и разветвленностью внутренних водных путей России и интенсивностью их транспортного использования; продолжающаяся деградация основных средств отрасли - транспортного и технического флота, судоходных гидротехнических сооружений, перегрузочной техники речных портов, систем связи и информационного обеспечения; дисбаланс между возможностями инфраструктуры ВВТ по обеспечению перевозок и структурой существующего и потенциального спроса на предоставляемые водным транспортом услуги; низкий уровень инвестиций в основные фонды предприятий отрасли на фоне необходимости их модернизации; низкая степень интеграции с другими видами транспорта, недостаточная организация перевозочного процесса; несоответствие современным требованиям информационных технологий и применения вычислительной техники для управления транспортным процессом и другие проблемы, которые снижают конкурентоспособность внутреннего водного транспорта.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской инфраструктуры. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов.

Указанные проблемы не позволяют в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны. В связи с перспективой открытия внутренних водных путей России и вовлечением экономики страны в процесс международной экономической интеграции эти проблемы резко ослабят позиции российских судоходных компаний в конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами за обслуживание экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящих по водным путям России [2].

Транспортная инфраструктура является одной из важнейших отраслей и экономики Нижегородской области, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависит социально-экономическое развитие и условия жизни населения.

Транспортная инфраструктура Нижегородской области - одна из крупнейших в Российской Федерации. По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородская область входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.

Таблица 1

Протяженность путей сообщения [3] (на конец года; километров)

2009 2010 2011 2012 2013

Железнодорожные пути 1) - всего 2022,9 2017,1 1998,3 1971,7 1959,5

в том числе:

общего пользования 1213 1213,2 1213,2 1213,2 1208,2

необщего пользования 809,9 803,9 785,1 758,5 751,3

2009 2010 2011 2012 2013

Автомобильные дороги - всего 21457,6 20394,0 20318,6 31977,4 33152,6

в том числе:

общего пользования 18907,0 18020,0 18286,0 30008,7 31311,3

необщего пользования 2550,6 2374,0 2032,6 1968,7 1841,3

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего 17896,5 17223,7 17189,4 23285,9 23803,6

в том числе:

общего пользования 15482,2 14990,2 15254,5 21425,0 22052,8

из них:

федерального значения 458,2 458,2 458,2 458,2 458,2

регионального или межмуниципального значения 13059,0 12967,7 12848,3 12853,9 12867,9

местного значения 1965,0 1564,3 1948,0 8112,94) 8726,7

Не общего пользования 2414,3 2233,5 1934,9 1860,9 1750,8

Внутренние водные судоходные пути - всего 1111 1054 1054 1054 1054

1) Эксплуатационная длина.

В настоящее время сложились обстоятельства, объективно ограничивающие инвестиционную активность транспортного комплекса региона. К их числу можно отнести:

- высокую капиталоемкость объектов материально-технической инфраструктуры и продолжительный временной лаг, требующий длительного отвлечения значительных объемов инвестиционных ресурсов;

- отсутствие как общегосударственной, так и региональной стратегии развития инфраструктуры;

- несовершенство и нестабильность федеральной и региональной нормативно -правовой базы, значительно повышающие уровень рисков для инфраструктурных проектов;

- ограниченное действие рыночных конкурентных механизмов в ряде отраслей инфраструктуры;

- негибкую государственную тарифную политику в отношении продукции и услуг инфраструктурных отраслей-монополистов и др.

Сопутствующим развитию услуг транспортного комплекса, дорожной сети и других элементов инфраструктуры является формирование в регионе высокоэффективного комплекса вспомогательных услуг. В первую очередь это создание крупных современных центров, обслуживающих внутренние и международные грузопотоки, с предоставлением всего комплекса транспортно-экспедиционных услуг по размещению, хранению, таможенному оформлению, декларированию, транспортировке и сопровождению грузов, таможенными и консигнационными складами, складами временного хранения. Создание подобных центров, вместе с формированием развитой сети мелких сервисных предприятий, повысит рыночную привлекательность услуг, оказываемых местными грузоперевозчиками, привлечет дополнительный объем грузов, следующих через территорию области. [4]

Повышение эффективности функционирования транспортного комплекса Нижегородской области возможно за счет внедрения следующих направлений: проведение реструктуризации системы управления пассажирским комплексом на основании принципов рыночной экономики и ориентации этой системы на потребности пассажира; совершенствование правовой базы пассажирского комплекса государства путем 270

принятия на уровне Правительства РФ необходимых законов, а также ежегодное определение индексации пассажирских тарифов и размеров компенсаций транспортных расходов в государственном бюджете; изъятие из эксплуатации морально и физически изношенных транспортных средств (подвижного состава) и замена их новыми; обеспечение максимальной координации и интеграции всех элементов перевозочного процесса каждого вида транспорта, а также взаимодействия всех видов транспорта между собой; внедрение комплексных автоматизированных систем управления пассажирскими перевозками; рационализации организации пассажирских перевозок с целью обеспечения высокого уровня и качества обслуживания населения в сочетании с эффективным использованием подвижного состава; рационализации графиков движения транспортных средств; внедрение экономически обоснованных тарифов, которые с одной стороны имеют не быть убыточными, а с другой - обеспечивать доступность общественного транспорта для всех слоев населения и не ухудшать благосостояние людей; формирование и внедрение целесообразной системы сервисного обслуживания пассажиров, которая предусматривала бы расширение и повышение качества услуг, развитие рекламной деятельности и т.п.; разработки и внедрения в работу подвижного состава системы экономической деятельности транспортных предприятий, которая предусматривает определение технико-экономических показателей для каждого подразделения, транспортного средства.

Список литературы:

[1] Правдин Ю.В. Концепция развития транспортной инфраструктуры. - 1 текс/файл. - Режим доступа: - http://www.pravda-nn.ru/news/transportnaja-infrastruktura/

[2] Жигалова Н.Е. Оптимизация путей экономического развития инфраструктуры транспортных региональных услуг// Транспортный комплекс России: современное состояние и перспективы развития (юбилейный выпуск, посвященный 70-летию кафедры Экономики и менеджмента): сборник статей участников Восьмых Прохоровских чтений, Н.Новгород, 25 ноября 2011 г.

- Н.Новгород: Изд-во Литера, 2012. - 286 с.

[3] Федеральная служба государственной статистики по Нижегородской области. -1 текс/файл.

- Режим доступа: - http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources

[4] Жигалова Н.Е. Проблемы устойчивого функционирования транспортного комплекса региона// Проблемы развития транспортной инфраструктуры территорий (регионов): сборник статей участников Шестых Прохоровских чтений, Н.Новгород, 25 ноября 2009 г. - Н. Новгород: Изд-во Автор, 2010. - 339 с.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT COMPLEX OF THE REGION

N.E. Zhigalova, A.N. Sotov

Keywords: transportation, transportation industry, issues, trends, region, increasing efficiency, improving.

The article considers the essence and role of the transport complex in the decision socially-economic problems of the territories, the tendencies influencing modern transport complex organizational and economic problems of development of transport services, described the transport infrastructure Nor-Nizhny Novgorod oblast, identified the circumstances objectively limiting investment activity of the transport complex of the region, the main directions of increase of efficiency offunctioning of the transport complex of the Nizhny Novgorod region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.