Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования'

Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселевич Ю. В.

Описаны значение и роль системы образования в экономике, основанной на знаниях, рассмотрено современное состояние системы профессионального образования в Российской Федерации, охарактеризованы особенности управления в системе профессионального образования, выявлены тенденции и факторы, влияющие на характер взаимодействия системы образования и рынка труда в современных условиях, охарактеризовано понятие компетентностной идентификации профессиональных квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования»

УДК 378.146

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях высоко развитая национальная система образования становится важным фактором, определяющим конкурентоспособность стран и регионов, усиливается значение человеческого капитала как фактора поступательного экономического роста; основную долю производительных сил сегодня составляют специалисты, чья эффективность и результативность труда напрямую зависит от их интеллектуального потенциала и способностей применения его на практике.

Будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов. Ответ на вызовы «информационной революции» видится в смещении конечной цели образования со знаний на компетентности.

В настоящее время обозначились новые тенденции современного производства и управления, вызванные переходом к информационному обществу и обусловленные научно-техническим прогрессом и современными экономическими формами деятельности. Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов, среди которых приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, креативных, рефлексивных, моральных качеств, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационнокогнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника вуза. Наиболее емким, отражающим это единство, стало понятие «профессиональная компетентность», формирование которой сегодня является стратегической целью высшего профессионального образования. Трансформация системы подготовки профессиональных кадров во многом обусловлена теми задачами, которые перед ней ставит рынок труда, зачастую испытывающий острую нехватку в квалифицированных специалистах различного уровня. Для того, чтобы рынок образования соответствовал запросам и потребностям рынка труда необходимо, прежде всего, формировать заказ к системе образования в терминах трудовых квалификаций; развивать возможности получения квалификаций, в том числе, на рабочем месте, обеспечивать адекватную оценку и сертификацию этих квалификаций. В последнее десятилетие происходит

Тульский

институт управления и бизнеса

им. НД. Демидова

Ю. В. Киселевич

Описаны значение и роль системы образования в экономике, основанной на знаниях, рассмотрено современное состояние системы профессионального образования в Российской Федерации, охарактеризованы особенности управления в системе профессионального образования, выявлены тенденции и факторы, влияющие на характер взаимодействия системы образования и рынка труда в современных условиях, охарактеризовано понятие компетентностной идентификации профессиональных квалификаций.

Ключевые слова: национальная система образования, компетенция компетентность профессиональное образование.

резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [3].

Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т. е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников средних общеобразовательных учреждений. Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенций как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Знания превращаются в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом, формируется рынок знаний, а инновации становятся основным источником экономического роста и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов разных уровней. Знания, информация выступают неисчерпаемым ресурсом, активно формирующим ВВП любо страны. Важным условием доступа к этому ресурсу являются способности отдельного человека к познавательной деятельности, приобретаемые путем качественного образования. Доля фактора образования в приросте национального дохода весьма велика.

Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е. В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования [1].

Компетентностный подход предполагает формирование компетенции, под которой А. В. Хуторской понимает «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [4].

В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Ж. Делор, сформулировав «"четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности [2]. Так, согласно Ж. Делору, одна из них гласит - «научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

Итак, под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. На наш взгляд, компетентность представляет собой полезную категорию, дающую возможность выстраивать альтернативные критерии качества выпускника в сфере профессиональной деятельности и количественно оценивать это качество. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А. Л. Андреев, в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1]. Иными словами, компетентностная парадигма образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. Компе-тентностный подход используется для решения чрезвычайно сложных задач, связанных с оценкой качества высшего образования и требующих создания моделей со многими исходными параметрами. Параметры таких моделей (критерии качества образования) должны определяться на основе использования Государственных образовательных стандартов, отражающих (внутренние) требования министерства образования

и науки РФ, и (внешние) требований предприятий той производственной отрасли, для которой вузом ведётся подготовка специалистов. Перед построением этих моделей важно выяснить, что представляет сегодня профессиональная сфера, которая делает заказ на выпускника и какие компетенции она от него требует. В этом смысле настоящее исследование, в котором выясняются различные аспекты внешних требований к выпускникам ВУЗа, также представляется актуальным.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Если раньше задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях.

Овладение студентом / будущим специалистом определенными компетенциями позволит представить учебную деятельность в виде общей системы задач. Каждый класс задач предполагает формирование соответствующих умений, которые позволяют судить о готовности специалиста к решению узких и широких профессиональных задач.

Национальная система образования должна рассматриваться как социальный институт, обеспечивающий доступные условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ, учитывающих особенности культуры страны и аккумулирующих позитивный опыт, традиции и технологии глобальной системы образования, предоставляя возможности получения образования и квалификации для социализации и профессиональной деятельности в современной экономике. То есть, национальная система образования должна строиться с учетом требований инновационной экономики, формировать специалиста, готового реализовывать свой интеллектуальный потенциал в экономике, построенной на знаниях, при этом сохраняя свои функции как основного института формирующего национальную и культурную идентичность населения страны.

Деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современном хозяйстве и общественной жизни как никогда важную роль. Знания превращаются в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом, формируется рынок знаний, а инновации становятся основным источником экономического роста и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов разных уровней. Роль знаний в современной экономике, достаточно наглядно продемонстрировали исследования, проведенные в странах ЕС, которые показали, что предприятия, которые интеллектуальный капитал считают базой стратегического развития, получают в среднем не менее 61 % прибыли от основной деятельности. Знания, информация выступают неисчерпаемым ресурсом, активно формирующим ВВП любо страны. Важным условием доступа к этому ресурсу являются способности отдельного человека к познавательной деятельности, приобретаемые путем качественного образования. Доля фактора образования в приросте национального дохода весьма велика. По оценкам экспертов участие отрасли образования собственно в формировании ВВП в развитых странах с рыночной экономикой составляет 6,1 %, в России этот показатель согласно статистическим данным не достигает 3 %. Отношение общества к образованию определяется в том числе затратами на его финансирование. Начиная с 1960-х гг. затраты на образование во всех странах растут гораздо быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства. В целом по странам ОЭСР с учетом затрат на всех ступенях образования инвестиции в знания составляют более 9 % ВВП [5]. Именно этим объясняется та роль образования и внимание к развитию этого института со стороны как государства в целом, так и отдельных социальных сообществ.

Национальная система образования должна рассматриваться как социальный институт, обеспечивающий доступные условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ, учитывающих особенности культуры страны и аккумулирующих позитивный опыт, традиции и технологии глобальной системы образования, предоставляя возможности получения образования и квалификации для социализации и профессиональной деятельности в современной экономике. То есть национальная система образования должна строиться с учетом требований инновационной экономики, формировать специалиста, готового реализовывать свой интеллектуальный потенциал в экономике, построенной на знаниях, при этом сохраняя свои функции как основного института формирующего национальную и культурную идентичность населения страны.

В мире постоянно растет количество образованных людей. Так, число жителей стран ОЭСР, получивших высшее образование с 1995 г. по 2008 г. увеличилось почти в 2 раза и составило 39 %, а в Канаде, Японии и Южной Корее - эта доля достигла 50 %. По показателю массовости высшего образования российская высшая школа стоит на первом месте в мире: численность студентов вузов на каждые 10 тыс. жителей России составляет 495 человек (в США - 445, Великобритании - 276, Германии - 240, Японии - 233).

По данным Росстата в РФ более 60 % населения страны имеют профессиональное образование, из них 22 % - высшее образование и 42 % - начальное или среднее профессиональное обзывание, в отраслях народного хозяйства работало почти 11 млн специалистов с высшим образованием, 10,3 млн специалистов со средним профессиональным образованием [5]. Если к ним добавить служащих и работников индивидуальных услуг, то численность работников преимущественно умственного труда сравняется с числом рабочих, занятых производством промышленной продукции. При этом, входя по образовательной компоненте индекса развития человеческого потенциала ПРООН в 15 % наиболее развитых стран мира, по показателю вклада человеческого капитала в создание общественного богатства Россия относится к 15 % наименее успешных по этому показателю стран.

К настоящему времени в России сформировалась целостная система образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» в России определено несколько основных уровней профессиональных программ: начального профессионального образования (НПО); среднего профессионального образования (СПО); высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования.

Процессы, протекавшие в последнее докризисное десятилетие, привели к значительным изменениям в деятельности учебных заведений профессионального образования, среди этих изменений можно выделить: расширение перечня направлений и изменение в содержании услуг, предоставляемых системой профессионального образования; создание условий и усиление партнерских отношений между учебными заведениями и предприятиями, обеспечивающими трудоустройство подготовленных для них специалистов; расширение практики объединения разноуровневых учебных заведений в единые образовательные комплексы.

При этом наблюдается и ряд явно негативных тенденций организационноэкономического характера, среди которых значительное недофинансирование профессиональных учебных заведений; вынужденная коммерциализация профессионального образования, что, в конечном счете, снижает его доступность; разрыв традиционных связей специальных учебных заведений с предприятиями и организациями соответствующего профиля деятельности - потенциальными работодателями, что негативно сказывается на конечном результате деятельности учреждений образования; недостаточное использование методов прогнозирования спроса на выпускников специальных учебных заведений со стороны рынка труда с дифференциацией по профи-

лю подготовки и специальности. Роль образования в воспроизводстве трудовых ресурсов зависит от точности социального заказа и гибкости системы образования. В условиях перестройки экономики, в ситуации структурной безработицы и структурного дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда существенными факторами решения указанных проблем являются переориентация профессионального образования и профподготовки на рынок труда, а также трансформация рабочей силы за счет целевого изменения ее профессионально-квалификационной структуры.

Курс на усиление ответственности отдельных регионов за развитие социальной сферы определяет в качестве одного из приоритетов государственного управления необходимость комплексного развития регионов на основе наиболее полного использования их потенциальных возможностей, в том числе и системы профессионального образования, в целях повышения вклада в экономическое и социальное развитие общества в целом. Привязанность учреждения образования к отдельной территории обусловлена функциональной, территориальной, организационной приближенностью системы профессионального образования, составляющих ее учебных заведений к потребителям их услуг, широкой востребованностью данного вида образования со стороны местного населения, хозяйственных структур. Данные обстоятельства формируют высокую зависимость задач системы от существующего и развивающегося регионального рынка труда, определяют возможность целенаправленного и эффективного формирования образовательных программ с учетом конкретных запросов работодателей, базирующихся на системах обратной связи.

Ситуация на рынке труда, которая складывается в России в условиях экономического кризиса, требует использования разнообразных мер по сокращению безработицы и предотвращению прихода на рынок новых невостребованных кадров различного уровня квалификации. Значительную роль в этом процессе может сыграть система профессионального образования, как альтернативная рынку труда среда занятости населения. По оценкам Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет (занятые плюс безработные) в декабре 2010 г. составила 75,0 млн чел., или около 53 % общей численности населения страны. В такой ситуации особенно актуален вопрос о максимальной эффективности использования профессионального потенциала трудоспособного населения. Уровень безработицы, исчисленный как отношение числа безработных к числу экономически активного населения, в декабре 2010 г. составил 7,2 %. При этом в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн чел., или 10 % составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 37,1 % являются лицами, проходящими очный курс обучения в образовательных учреждениях. Данные о структурном составе безработных показывают, что уровень образования оказывает позитивное влияние на занятость населения в целом. Так, среди безработного населения минимальный процент составляют лица, имеющие высшее образование, и наибольший - лица, не имеющие профессионального образования вообще. Конечно, нельзя забывать, что последнюю группу во многом формируют выпускники средних школ, однако общая тенденция подтверждается тем, что лица со средним специальным и начальным профессиональным образованием в общей структуре безработных составляют почти 40 % [7].

В современной экономической практике индивидуум реализует свою потребность в занятости в той или иной форме на рынке труда. Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. В общем случае реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности, т. е. максимизации производительности, отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и необходимой для этого профессиональной подготовке.

Создание условий для формирования сбалансированных отношений системы профессионального образования, рынка труда и экономики региона в целом является важной задачей, решение которой может быть найдено только на пути тесного взаимодействия органов государственной власти, субъектов образовательной системы и работодателей, заинтересованных в привлечении квалифицированных кадров. Под профессионально-квалификационным углом зрения оценка деятельности системы профобразования, подготовки кадров в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования выглядит достаточно критично.

Образование как система может использоваться в качестве некоего буфера, минимизирующего риски, обусловленные проблемами рынка труда. Образовательные программы являются наиболее социально привлекательным антикризисным инструментом, поскольку создают оптимистический фон для полностью или частично безработных. Образовательные программы имеют значение не только как инструмент экстренного решения вопросов трудоустройства и снижения нагрузки на рынок труда, это серьезные инвестиции в будущее развитие экономики страны. Использование программ, полностью или частично, поддерживаемых государством, применение модели «занятость через любое образование» экономически и социально более оправдано, чем выплата пособий по безработице. В тоже время следует избегать долгосрочного использования подобной модели в обществе. Экономически и социально неоправданным будет формирование такой ситуации в отрасли, при которой антикризисные меры мобилизации ресурсов образовательной системы затормозят развитие профессиональной школы России и вхождение ее в мировое образовательное пространство на правах полноправного участника.

При этом встает серьезный вопрос об определении реального квалификационного уровня требуемых рынку труда работников, что в современных условиях может быть осуществлено за счет формирования системы описания уровней квалификации и соотнесения этих уровней со стандартами профессионального образования, используемыми при подготовке студентов. Ведущую роль в создании подобной гармонизированной системы должно играть государство, выступающее субъектом регулирования образовательных систем федерального и регионального уровней и финансирующее подготовку кадров в рамках государственного заказа.

Таким образом, высшее профессиональное образование XXI в. определяют следующие тенденции: интернационализация содержания образования, достижение стандартов международного уровня; содержание образовательной программы - не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых и профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23 - 31.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. //UNESCO, 1996.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

4.Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования //Народное образование. - № 5. -2003. - С. 58 - 64.

5. Статистическая база данных по российской экономике. [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://stat.hse.ru/hse/indexn.html

6. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/ rosstatsite/main/population/education/#

7. Федеральная служба государственной статистики. Занятость и заработная плата. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/mam/population/wages/

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASES OF MANAGEMENT COMPETENCE IDENTIFICATION IN VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

J.V.Kiselevich

Tula Institute of Management andBusiness ofN. D. Demidova

e-mail:

yukisel@mail.ru

Value and role of the education system in the economy based on knowledge are described in the paper. The article discusses the current state of system of vocational training in the Russian Federation, key fea- tures of management in vocational training system, and also tendencies and the actual factors of interaction of an education system and a labor market. The author also characterizes the concept competence identifica- tions of professional qualifications.

Keywords: national education system, competence, vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.