УДК 316:331.5:377
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА И СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
© Н. М. Карамышева
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453105 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Тел.: + 7 (3473) 43 73 29, факс: +7 (3473) 43 94 18.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается современное состояние рынка труда и системы профессионального образования в регионе, раскрываются причины сложившегося дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, обосновывается необходимость формирования интегральной системы «рынок — образование» на основе функциональной взаимозависимости и специализации ее составляющих.
Ключевые слова: рынок труда, профессиональное образование, квалифицированный персонал, профессиональные компетенции, дисбаланс, повышение квалификации.
Известный лозунг «Кадры решают все» хотя и несколько набил в свое время оскомину, но актуальности не теряет и по сей день. А может, ныне он даже более востребован, нежели раньше. Ибо Россия и ее регионы испытывают сегодня ощутимый голод в квалифицированных кадрах, соответствующих современным, достаточно жестким требованиям. Решение этой проблемы во многом связано с состоянием и направлениями дальнейшего развития системы профессионального образования. Вот почему социологический анализ процесса модернизации профессионального образования, поиск путей его взаимодействия с социально-экономическими процессами, происходящими в стране и ее регионах, на современном этапе приобретает особое значение.
Как показали наши исследования1, сложившаяся ситуация в Башкортостане отражает положение дел в масштабах страны, так и имеет определенные свои особенности.
С начала рыночных реформ большинство промышленных предприятий пережило серьезные экономические трудности. 1990-е гг. были периодом не просто сокращения численности кадров в промышленности, оттока в другие отрасли, но и утраты наиболее квалифицированной части. Потеряв значительную часть квалифицированного персонала, предприятия сегодня не могут заполнить вакансий, требующих высокой профессиональной подготовки.
В результате многолетнего «вымывания» трудовых ресурсов из промышленности, а также отсутствия притока в нее свежих, молодых сил возникла ситуация, которая сегодня оценивается как кадровый кризис. При этом парадоксальность российского рынка труда в том, что одновременно существует безработица и нехватка рабочей силы, есть свободные рабочие места без квалифицированных работников, а также средне- и низкоквалифицированные работники без рабочих мест. По данным Управления государственной службы занятости населения Республики Башкортостан на 1
января 2012 года зарегистрировано 30.2 тыс. незанятых граждан, из которых 56% составляют рабочие, 41% - служащие, 3% не имеющие профессии, впервые ищущие работу. При этом каждый четвертый (24.7%) безработный - это молодые люди от 18 до 29 лет. В то же время имеется потребность (вакансии) в работниках, заявленная в органы службы занятости - 28.6 тыс. [1].
Существуют как экономические, так и социальные причины кризиса. Самая главная экономическая причина - распад российской промышленности. «Распад предприятия» - это прекращение его функционирования как организации, производящей тот или иной вид промышленной продукции, замена производственного процесса чем-то другим. К их числу можно отнести, к примеру, такие предприятия г. Стерлитамака, как «Авангард», Машиностроительный, Высокоточных станков.
Из социальных причин - дезорганизация оплаты труда на предприятиях; регулярная недогрузка работников, простои; изменения в массовом сознании работников. Произошел сдвиг в системе ценностей: люди не хотят заниматься промышленным трудом, не хотят работать на производстве, они ищут более «чистую» и выгодную работу. И, пожалуй, главная причина кадрового кризиса - осложнение демографической ситуации в стране, регионе, городе.
Устранение причин кадрового кризиса предполагает серьезные перемены как на уровне предприятий, так и в системе профессиональной подготовки. Называя меры, которые могут повысить эффективность использования труда работников, руководители предприятий отмечают следующие: увеличение размера зарплаты (70%); обучение и переобучение работников (65%); обновление состава работников (более 50%); введение новых систем материального стимулирования (35%); улучшение социальных условий на предприятии (28%) и др.
Одним из важнейших факторов эффективности производства является квалификация работников. Однако система ее повышения нуждается в существенной модернизации, что требует прежде
всего реализации партнерских взаимовыгодных отношений между предприятиями и образовательными учреждениями. Постоянные изменения, даже незначительные, происходящие в производстве, требуют непрерывного обучения работников, являющегося условием и следствием его модернизации. В то же время среди опрошенных около 40% ни разу не повышали свою квалификацию.
Из тех, кто когда-либо повышал свою квалификацию, большинство (более 60%) проходили подготовку в учебных центрах на предприятии, а при помощи начального и среднего профессионального образования республики - всего 9%.
О недостаточности использования потенциала образовательных учреждений говорят и руководители предприятий, и эксперты. Проблема состоит в том, что учреждения начального профессионального образования не имеют собственной производственной базы для эффективного повышения квалификации, и обучение часто проходит формально. Поэтому для руководителей и их работников наиболее эффективной является организация учебных центров. Однако подобное оказывается возможным только на крупных предприятиях, хотя они, в свою очередь, испытывают трудности с их финансированием, обеспечением квалифицированными кадрами и современной техникой.
В этих условиях можно выделить две стратегии воспроизводства рабочих кадров, основанные на их карьерных и образовательных установках. Первая из них может быть обозначена как стабилизация воспроизводства рабочих и должна быть направлена на сохранение кадрового состава рабочих и укрепление их профессиональных и социальных позиций. В основе ее лежит качественная профессиональная подготовка, особенно в учреждениях начального профессионального образования, связь учебных заведений с предприятиями. Другой аспект - кадровая политика предприятий, основанная на поддержании преемственности, справедливой оплаты труда рабочих, развитии профессиональных традиций и института наставничества.
Очень значимо осознание руководителями предприятий важности вложений в социальную и образовательную сферы, связанных с регулярным повышением квалификации работников. При этом важно понимать, что стабильность работы предприятий может быть достигнута только путем развития человеческого потенциала, через повышение роли профессиональных знаний, создание благоприятных условий для самореализации работников.
Вторая стратегия может быть названа стратегией модернизации воспроизводства. Для ее реализации необходима модернизация профессиональной подготовки - она должна стать более мобильной и непрерывной, обеспечивая для молодых людей быстрое и эффективное вхождение в рабочую профессию, а также дальнейшее непрерывное повышение квалификационных и статусных характеристик.
Все это - необходимые шаги к тому, чтобы рабочая профессия стала привлекательной ступенью для повышения социального статуса, продолжения образования, самореализации. Сегодня эффективные механизмы реализации подобной стратегии затруднены в силу инертности системы профессиональной подготовки, длительности обретения профессиональных навыков рабочих, устаревших методов обучения и многих других факторов, вызванных ослаблением взаимосвязи между образованием и экономикой.
Выбор рабочей профессии в настоящее время, как правило, осуществляется без учета способностей и ориентаций школьника, чаще всего в силу невозможности получения более высокого образования. Низкий статус большинства учреждений начального профессионального образования и невысокий престиж рабочих профессий заставляют молодых людей любой ценой получить высшее или среднее профессиональное образование (вне зависимости от специальности). Если же это не удается в силу различных причин, прежде всего финансовых, обучение в училище становится всего лишь временным пристанищем, обеспечивающим социальную поддержку и занятость учащегося. Отсутствие механизмов целенаправленного регулирования профессиональных и ценностных ориентаций учащихся школ, слабость системы допрофессиональной подготовки и воспитательной работы с молодежью по формированию позитивных представлений о рабочих профессиях в системе общего образования является основной причиной подобной ситуации.
Низкая престижность рабочих профессий вызвана у молодых также невысоким уровнем квалификации выпускников, вследствие чего работодатель не может им предложить достойную зарплату. Поэтому для повышения качества подготовки и квалификации выпускников необходимо сотрудничество предприятий и училищ, в рамках которого учащиеся на старших курсах обучения могли бы в процессе производственной практики повысить свой разряд. Одним из направлений реализации подобных программ может стать создание ресурсных центров, выполняющих разнообразные функции: подготовку рабочих повышенной квалификации, формирование базы для производственной практики, переподготовки работников предприятий, аттестацию выпускников и работников, обучение безработных и т.д. В деятельности этих центров должны участвовать государственные структуры, предприятия и учебные заведения совместно с информационными службами, осуществляющими сбор информации о потребностях предприятий в квалифицированных рабочих различных специальностей. Создание подобных центров обеспечит как подготовку по наиболее широким специальностям, особенно востребованным на современном рынке труда, так и по специфическим узким специальностям, определяющим потребности конкретных предприятий.
Перспективным направлением в этом плане, на наш взгляд, представляется также кластерный подход - формирование системы подготовки квалифицированных кадров, социально и профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов в организационно-экономических рамках образовательно-производственного кластера. В последнее время этот термин из сферы экономики все чаще звучит в профессиональном образовании. Важным уровнем модели кластера (корпоративной подготовки кадров) является взаимосвязь науки и профессионального образования.
В основе кластерной модели лежит концептуальная идея подготовки профессиональных компетенций специалиста как инновационного, интеллектуального «продукта», вооруженного современным инструментарием, технологиями и методиками профессиональной деятельности и проектного управления, соответствующими современным требованиям формирующейся информационной экономики и процессов глобализации. В центре кластера находится крупное предприятие, вокруг которого объединяются учебные заведения начальной, средней и высшей профессиональной подготовки. Примером реализации данной модели является создание производственно-образовательного кластера в Стерлита-маке на базе взаимодействия станкостроительного завода, политехнического техникума и Стерлита-макского филиала Уфимского государственного авиационного технического университета.
В условиях рыночной экономики укрепление взаимосвязи между образованием и экономикой во многом зависит от деятельности власти, органов местного самоуправления, которые должны выступать координаторами рынка труда, с учетом прогноза развития экономики - сколько и каких специалистов, рабочих кадров необходимо - совместно с менеджментом предприятий и руководителями учебных заведений перестраивать систему подготовки и переподготовки кадров.
Прогнозирование потребностей в кадрах - это системно организованный процесс выявления и определения перспектив рынка труда и обоснование расчетов по определенным профессиям и специальностям на основе уточнения тенденций развития производств и видов деятельности в отраслевом разрезе. Целью прогнозирования является определение потребности рынка труда в специалистах с высшим, средним и начальным профессиональным образованием.
В Башкортостане рассчитаны долгосрочные прогнозы потребностей экономики республики в кадрах и возможности их подготовки в учреждениях профессионального образования. Так, потребность в специалистах с высшим образованием на сегодня почти в три раза меньше, чем их выпускается вузами республики, что является главной причиной перенасыщения рынка работниками одних специальностей, и, наоборот, нехватки других. Следовательно, на рынке труда республики по-прежнему сохраняется
профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Наибольший дисбаланс наблюдается по специальностям: экономика и управление, образование и педагогика, гуманитарные науки. Дефицит наблюдается по специальностям: транспортные средства, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, сельское и рыбное хозяйство и ряду других [2].
Оценка кадровых потребностей отраслей экономики и социальной сферы Южного региона Республики Башкортостан показала, что с учетом увеличения объемов производства спрос на высоко -квалифицированных рабочих и специалистов будет востребован преимущественно в промышленности, строительстве и торговле.
В химическом производстве будут востребованы специалисты в области химической технологии органических и неорганических веществ, машин и аппаратов химического производства, автоматизации технологических процессов и производств, охраны окружающей среды и др. В производстве машин и оборудования - технология машиностроения, оборудование и технология сварочного производства, автоматизация технологических процессов, промышленная электроника, мехатроника. Кроме того, практически во всех отраслях промышленности требуются специалисты в области маркетинга, электрооборудования, управления качеством.
Со средним профессиональным образованием востребованы специалисты организации обслуживания в общественном питании, по технологии продукции общественного питания, товароведы.
С высшим образованием - по технологии продуктов питания, машины и аппараты пищевых производств, экономика и бухгалтерский учет, товароведение и экспертиза товаров, маркетинг. Кроме того, отмечается потребность в специалистах по рекламе.
Из анализа прогноза количественной и структурной картины кадровой потребности в экономике и социальной сфере городского округа г. Стерлита-мака выявлены следующие тенденции: во-первых, наибольшую долю в общем объеме потребностей в рабочих и специалистах составляют кадры промышленности и строительства. Во-вторых, сохраняется тенденция малой привлекательности вакантных рабочих мест в некоторых предприятиях и организациях из-за низкого уровня заработной платы, неудовлетворительных условий труда; продолжается свертывание внутрипроизводственной системы подготовки и переподготовки кадров, нет банка данных об уровне обеспеченности и потребности в кадрах организаций малого и среднего бизнеса.
Формирование условий для развития интеллектуального потенциала, повышение конкурентоспособности, профессиональной компетенции,
обеспечение высокого качества подготовки специалистов во всех звеньях профессионального образо-
вания являются значимыми составляющими социально-экономического развития республики. Для реализации этих установок в соответствии с Указом президента Республики Башкортостан с 2008 г. функционирует правительственная комиссия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров РБ в зарубежных образовательных и научных центрах. В числе основных задач ее деятельности - координация действий органов исполнительной власти республики, предприятий и организаций, вузов и научных центров в реализации государственной политики по данному вопросу; определение приоритетных направлений и перечня учреждений для подготовки специалистов.
Повышение эффективности функционирования и развития профессионального образования возможно только при совершенствовании форм и методов обучения в системе подготовки кадров; сопряжении образовательных программ разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного); при реализации решений вышестоящих органов по реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги.
Преодолению (сокращению) разрыва между конечными целями образования и требованиями современного рынка труда должна способствовать реализация компетентностного подхода к образованию, который возможен, если соблюдаются следующие социально-экономические и организационно-педагогические условия:
- изучение образовательными учреждениями рынка труда;
- ориентация на стратегию социально-экономического развития территории;
- разработка стандартов с участием работодателей, поиск выгодных совместных проектов;
- содействие развитию специализированных рынков труда по профессиям и формирование организационно и юридически оформленных моделей перехода от профессионального образования к трудовой деятельности;
- формирование содержания образования «от результата» («стандарт на выходе»), реально отражающего целостную профессиональную деятельность,- от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности;
- использование личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий образова-
тельного процесса, организованного на основании культуры самоопределения обучающегося и обеспечивающего наименее болезненную адаптацию к выполнению трудовых обязанностей (профессиональных функций).
Реализация этих условий формирует интегральную систему «рынок-образование», развитие которой определяется в равной мере как функциональной взаимозависимостью ее составляющих, так и их специализацией. Другими словами, решение проблемы соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда достигается при наличии функциональных отличий частей системы. Поэтому система профессиональной подготовки выполняет свою образовательную функцию, а рынок - производственную, и действуют они не параллельно, а как целостная система [3].
Если профессиональное образование в процессе подготовки кадров направлено на овладение знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям или специальностям, то компетентностно ориентированное профессиональное образование -это процесс и результат формирования творческой, профессионально и социально ответственной личности, готовой к постановке и решению разнообразных общественных и профессиональных задач, непрерывному росту профессиональной компетентности, мастерства и развития способностей в различных областях человеческой деятельности. Именно такие работники, мобильные, способные перепрограммировать себя в условиях конкурентной рыночной среды, нужны сегодня нашей экономике.
Примечания
1 Исследования проводились в рамках Государственной научно-технической программы Республики Башкортостан на 2011-2012 гг. по теме «Актуальные вопросы социально-экономического, политико-правового, этнокультурного развития Республики Башкортостан на современном этапе». Автор осуществляет научное руководство подразделом «Развитие трудового и человеческого потенциала Южного региона РБ на современном этапе».
ЛИТЕРАТУРА
1. Шр://шшш.Ъа8112ап.т/т11ех.р11р?орйоп=сот_соп1еп1&1а8к= у1еш&1й=453&Кет1й=10
2. Нам нужны сильные кадры // Республика Башкортостан. 2009. 20 января.
3. Корчак Т. А., Ванштейн М. Л. Компетентностно ориентированное профессиональное образование как условие оптимизации взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2006. №5(41). С. 71.
Поступила в редакцию 15.03.2012 г.