Фролов А.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Определено, что в условиях экономического кризиса и посткризисного развития региональной экономики назрела необходимость совершенствования действующей модели социально-экономических отношений на основе кластерного механизма управления, обеспечивающего связь сопряженных предприятий различных отраслей экономики, взаимно способствующих росту конкурентоспособности региональной экономической системы. Предложено использование кластерного подхода к управлению, что позволит обеспечить экономический эффект за счет обмена информацией о рынке, технологиях, модификации мотиваций и качества человеческого капитала и приведет к созданию возможности инновационного развития предприятий.
Ключевые слова: кластерная политика, кластеризация, регион, региональная экономика, управление.
В условиях формирования региональных территориально-локализованных подсистем национального экономического пространства основной задачей становится разработка кластерной модели управления, представляющей собой территориальную концентрацию совокупности взаимосвязанных между собой бизнес-интересами предприятий, а также государственных и общественных социально-экономических институтов, необходимых для развития конкурентных преимуществ кластеров и региональных экономических систем в целом.
В основу современной региональной кластерной политики большей части субъектов РФ, на наш взгляд, должны быть положены сферы деятельности, составляющие основу перспективной специализации экономики регионов, имеющие высокий потенциал роста и конкурентоспособности. В продолжительной перспективе этому процессу региональные и муниципальные власти могут придавать большую управляемость благодаря комплексу инструментов обеспечивающих формирование «новых» кластеров. В минимальном воплощении этот комплекс инструментов должен включать группы организационно-коммуникативных, инвестиционных и организационно-правовых и организационно-правовых мероприятий.
В основе процесса функционирования и развития пространственно локализованных экономических систем (кластеров) лежит принцип территориального концентрации экономических ресурсов, обмен информацией о потребностях и технологиях между предприятиями смежных отраслей, покупателями и поставщи-
ками. Ключевым моментом образования кластера является сам рыночный механизм взаимовыгодного взаимодействия между предприятиями, расположенными на одной территории, что объясняется снижением ряда трансакционных издержек и возникновением оптимальных обратных связей, обеспечивающих интенсивное развитие всех предприятий в рамках кластера. В этой связи, позитивной стороной кластерного подхода является не только снижение трансакционных издержек, но и рост эффективности специализации комбинированного (в рамках кластера) производства за счет концентрации ресурсов, производства, потребителей и поставщиков в одном хозяйственном пространстве. Это актуализирует проблему использования кластерных подходов в управлении процессами формирования и развития региональных экономических систем, обусловливает потребность в научном обосновании алгоритмов создания предприятий кластерного типа, разработке организационно-экономических инструментов кластерного управления с учетом отраслевых и региональных особенностей развития территорий, а также анализа факторов внешней и внутренней среды региональной экономической системы [1].
В условиях экономического кризиса и посткризисного развития региональной экономики назрела необходимость совершенствования действующей модели социально-экономических отношений на основе кластерного механизма управления, обеспечивающего связь сопряженных предприятий различных отраслей экономики, взаимно способствующих росту конку-
рентоспособности региональной экономической системы. Указанный механизм способен обеспечить сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности в различных секторах экономики, что может гарантировать более высокие экономические показатели хозяйствующих субъектов за счет эффекта от масштаба деятельности.
Таким образом, кластер следует рассматривать как системно-объектный сложный элемент территориальной локализации взаимодействующих факторов производства, а также как основу формирования территориальной обеспеченности ресурсами в логической увязке с последовательностью действий, применения норм, правил, законов региональных территорий и корпоративных культур предприятий. Таким образом, кластер в пространстве является нацеленным на преобразование ресурсов, норм (правил).
Анализ российского и особенно зарубежного опыта указывает на положительное воздействие кластеров на экономику региона, что предопределяет возникновение так называемой кластерной инициативы. Под этой инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и рост регионального кластера с вовлечением в него все большего числа участников. Инициативы состоят из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности.
Кластерами в региональных экономических системах субъектов РФ являются инновационно-ориентированные производства, опирающиеся на передовые достижения мирового опыта в науке и технологиях, способные создать продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом потребителей, обеспечить получение преимуществ из тех возможностей, которые дает глобализация мировой экономики. Однако, при выявлении лидирующих кластеров и при планировании их формирования и развития, в частности, при целеполагании в кластере, должны учитываться границы и параметрические характеристики масштаба и вектора региональных стратегий экономической системы [2].
Объединение хозяйствующих субъектов в территориально-локализованный кластер, создающее синергетический эффект, характеризуется умножением возможностей всех предприятий, входящих в структуру кластера. Лежащий в основе формирования кластера принцип территориального единства позволяет дифференцировать традиционные вертикально интегрированные структуры и пространственно локализованные экономические системы кластерного типа. Преимущества последних определены реализацией эффекта масштаба используемых ресурсов; минимизацией отрицательного воздействия конкуренции; значительной централизацией капитала; возможностью диверсификации производства; объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства; возможностью осуществления согласованной финансовой, инвестиционной, кредитной политики; гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм и др.
Кластерный подход к управлению обеспечивает экономический эффект за счет обмена информацией о рынке, технологиях, модификации мотиваций и качества человеческого капитала, что создает возможность инновационного развития предприятий.
Формирование новых форм хозяйственных отношений в региональной экономической системе обусловлено необходимостью «приспособления» теоретического аппарата к реальной практике и создания инновационно-методологического инструментария. Особую значимость в рамках стратегического управления деятельностью кластера приобретает разработка системы эффективного управления предприятиями кластерного типа на основе организационно-экономических инструментов, в первую очередь, предназначенных для реализации качественно нового уровня управления деятельностью кластеров на региональном уровне.
Для успешной организации работы кластера огромное значение имеет его внутренняя среда. Высокая конкурентоспособность пространственно локализованных экономических систем достигается за счет трех факторов:
- активной кооперации мелких производителей через создание коллективных институтов, оказывающих поддержку фирмам округа;
- максимального использования потенциала дифференциации продукции;
- высокой инновационной активности предприятий, гибкости и быстрой реакции на новые потребительские запросы.
Преимущества организации бизнеса в кластере на уровне региональной экономической системы условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена. Вторая группа преимуществ кластера связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения: синергетический эффект объединения хозяйственных обществ в кластер, как систему, заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения ресурсного потенциала его участников, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру кластера [2].
В момент коренной трансформации социально-экономических отношений в рамках региональной экономической системы Оренбургской области определились предпосылки для развития отраслевых и межотраслевых рынков. Региональная структура экосистемы формируется как система территориального размещения производства товаров и услуг, на которые потребители предъявляют внутрирегиональный спрос. Это позволяет кластерам использовать рыночные механизмы балансирования спроса и предложения, учитывать местную специфику и интересы экономических субъектов.
Таким образом, кластер как пространственно локализованная экономическая система, представляющая собой производственно-хозяйственный комплекс, отвечает следующим условиям:
1) это объединение может выступать в качестве единого субъекта;
2) его участниками являются хозяйственные общества - самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
3) одно из хозяйственных обществ (ядро кластера) определяет решения, принимаемые другими хозяйственными обществами - участниками этого же кластера;
4) внутри кластера проводится единая политика (инвестиционная, технологическая, производственно-хозяйственная, финансовая).
В рамках кластерного подхода должна быть разработана финансовая программа развития кластера с учетом результатов диагностики.
Основные концептуальные положения адаптивного инструментария принятия управленческих решений включают в себя следующее:
- направления диагностики кризисных явлений не должны ограничиваться финансовой составляющей и должны включать в себя оценку кадрового, производственного потенциала, а также оценку внешней и внутренней маркетинговой среды;
- выявленные негативные тенденции с меньшими затратами и потерями предотвращаются на ранних стадиях их обнаружения;
- от организации системы диагностики зависит своевременность и качество принятия управленческих решений в области управления кластером.
Региональная кластерная политика Оренбургской области должна формироваться на основе «сборного» (комбинированного) сценария развития региона. С учетом существенной дифференциации уровня структурной перестройки и диверсификации экономической базы муниципальных образований Оренбургской области, часть территорий региона в текущей перспективе будут продолжать свое развитие благодаря эксплуатации существующей структуры экономической базы. Территории, включившиеся в процесс строительной модернизации, копирующие технологии и включающиеся в кооперационные сети своими процессинговыми функциями, со временем будут актуализировать инновационную составляющую развития посредством накопления человеческого капитала и профессиональных компетенций, развития организационного капитала и профессиональных компетенций, развития организационного капитала территорий взамен концентрации производственных активов (основных фондов), развития средовых условий. Развитие этих условий (факторов) будет обеспечивать формирование диссипативных экономических структур, основанных на инновационном радикализме, высокой степени экономической адаптации и синергии и состоянии неравновес-ности. Постоянная необходимость приспосабливаться к сильным факторам является источником неустойчивости (неравновесности). Неравновесное состояние представляет собой су-
щественный момент перехода в новое состоя- продуктивности. Когда возникают самооргани-
ние, в котором экономическая система приоб- зационные процессы формирования новых эф-
ретает более высокий уровень организации и фективных структур и качеств системы.
11.11.2011
Список литературы:
1. Жуков, Б.М. Кластеры как инструмент экономического развития регионов // Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров: сборник научных статей. - Краснодар: ЮИМ, 2009.- С. 151-152.
2. Паньков, В.С. Реализация методологии кластерных технологий в системе регионального менеджмента // Бизнес в законе. - 2010. - №1. - С. 271-274.
Сведения об авторе:
Фролов Александр Викторович, аспирант Оренбургского государственного университета 460018, пр-т Победы, 13, ауд. 6309, е-mail: [email protected]
UDC 334.021; 332.142.2 Frolov A.V.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL - ECONOMIC TOOLS FORMATIONS CLUSTERS IN REGIONAL ECONOMY
It is defined that in the conditions of an economic crisis and postcrisis development of regional economy has ripened necessity of perfection of the working model of social and economic relations on a basis clustered the mechanism of the management providing communication of the interfaced enterprises of various branches of economy, mutually promoting growth of competitiveness of regional economic system. Use clustered the approach to management that will allow to provide economic benefit at the expense of information interchange about the market, technologies is offered, to updating of motivations and quality of the human capital and will lead to creation of possibility of innovative development of the enterprises.
Key words: clustered a policy, clustering, region, regional economy, management.
Bibliography:
1. Zhukov, B.M. Klastery as the tool of economic development of regions // Problems of management of development of the organization and experience of preparation of managers: the collection of scientific articles. - Krasnodar: UIM, 2009. -Р 151-152.
2. Pankov, V.S. Methodology realization кластерных technologies in system of regional management // Business in zakone. -2010. - №1. - Р 271-274.