Научная статья на тему 'Организационно-экономические факторы, влияющие на логистические затраты системы управления предприятием строительного комплекса'

Организационно-экономические факторы, влияющие на логистические затраты системы управления предприятием строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирнос О. В., Ткач Т. В.

В статье систематизированы организационно-экономические факторы, формирующие логистические затраты системы управления предприятиями строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические факторы, влияющие на логистические затраты системы управления предприятием строительного комплекса»

УДК 69.003:658.012

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

О. В. Кирнос, асс., Т. В. Ткач, асс.

Ключевые слова: логистические затраты, организационно-экономические факторы, система управления предприятием.

Постановка проблемы. Капитальное строительство в условиях рыночной экономики объективно более восприимчиво к логистике, чем при командно-административной системе хозяйствования. Логистическая восприимчивость рыночно-ориентированного строительства обусловлена совокупностью факторов, среди которых можно выделить следующие:

— постоянно инициируемая рынком потребность в рационализации строительного производства, направленная одновременно как на сокращение продолжительности строительства, так и увеличение жизненного цикла объектов недвижимости;

— переориентация строительных организаций с узкофункционального строительства на решение проблем клиентов;

— унификация технологий строительства, вплоть до внедрения в сфере капитального строительства информационных технологий. Потенциальные возможности логистизации строительства, превращенные в реальные логистические системы, дают немалый экономический и социальный эффект. По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое применение методов логистического управления позволит: сократить время движения сырья и материалов в производственном цикле и сфере обращения примерно на 25-30 %; снизить уровень запасов продукции у потребителей на 30-50 %; обеспечить комплексный учет всех затрат в материальных потоках; повысить уровень обслуживания потребителей; сократить дефицит товаров и услуг [4].

В связи с этим совершенствование систем управления предприятиями строительного комплекса на основе логистического подхода является актуальным и своевременным.

Анализ последних исследований и публикаций. Строительство как потоковая система воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение, точнее через закупки материально-технических ресурсов и организацию их поставки на стройки. В снабжении принято выделять два блока: закупки и поставки.

Рыночно-ориентированное материально-техническое обеспечение строительства предполагает:

— высокоадаптивную систему снабжения строительного производства с учетом постоянно меняющегося спроса на строительную продукцию;

— высокоэффективную систему снабжения строительного производства, построенную с учетом минимально возможных затрат на материально-техническое обеспечение строительства при максимально достижимом уровне удовлетворения платежеспособного спроса потребителей строительной продукции;

— высоконадежную систему снабжения строительного производства, которая обладает достаточными резервами для компенсации потерь неопределенности хозяйственных связей по поставкам продукции производственно-технического назначения.

С целью превращения логистики в практику хозяйствования в рамках предприятия строительного комплекса необходимо реализовать ряд организационно-технических и социально-экономических мероприятий, прежде всего следующих:

— комплексный логистический анализ деятельности предприятия строительного комплекса, где центральное место занимает исследование материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков;

— разработка общей концепции логистизации строительства, включая определение целей, задач, функций и основных форм организации логистики предприятия строительного комплекса;

— проектирование логистических операций, цепей и систем на основе моделирования оптимальных экономических потоков предприятия строительного комплекса в сопряжении с логистическими системами контрагентов строительного производства;

— ранжирование и оценка проектов логистизации строительства по уровню их эффективности и степени реализуемости при имеющихся и прогнозируемых ресурсах предприятия строительного комплекса;

— разработка техники и технологии логистизации строительства в соответствии с утвержденными проектами;

— организационно-экономическая адаптация предприятия строительного комплекса к условиям логистизации строительства;

— социально-психологическая переориентация персонала предприятия строительного комплекса на работу с учетом требований логистики.

Анализ последних публикаций в области логистики в строительстве [1; 2; 3; 5] позволяет выделить следующие наиболее актуальные ее аспекты:

— разработка научно-методических рекомендаций по формированию логистических операций, цепей и систем;

— проектно-конструкторские разработки логистических технологий;

— разработка методики учета логистических затрат и оценки экономической эффективности логистизации строительства [4].

Целью статьи является систематизация организационно-экономических факторов, формирующих логистические затраты системы управления предприятиями строительного комплекса.

Изложение материала. Логистические процессы влияют на формирование расходов на деятельность, продуктивность имущества, производительность труда, эффективность вложенных капиталов. Это определяется, в частности, следующими причинами:

— в логистических процессах задействованы значительные основные средства в виде складских зданий и сооружений, транспортных средств, машин и оборудования для манипулирования и хранения продуктов. Это вызывает, с одной стороны, появление затрат, связанных с поддержанием и эксплуатацией перечисленного имущества, а с другой -неизбежную упущенную прибыль от альтернативного размещения капиталов;

— в процессах физического продвижения, а также в информационных процессах задействовано большое количество работников, что вызывает значительные трудовые затраты;

— материальные запасы как составляющая оборотных средств также существенно влияют на результаты деятельности. Это влияние выражается в затратах на запасы и в капиталах, замороженных в запасах;

— совокупность логистических процессов ведет к возникновению затрат, о характеристике и структуре которых уже говорилось.

С учетом этих причин можно утверждать, что влияние логистических процессов на финансовые результаты деятельности предприятия определяется, прежде всего, величиной затрат на них, а также объемами задействованных основных и оборотных средств.

Влияние логистики на финансовые результаты деятельности предприятия может исследоваться при помощи:

— абсолютных показателей, которые позволяют определить влияние логистических затрат на образование прибыли, а также на изменения в задействованных ресурсах;

— относительных показателей, характеризующих рентабельность предприятия.

Возникает необходимость определить изменение (снижение или рост) логистических

затрат по отношению к изменениям масштабов хозяйственной деятельности [3].

В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:

— частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;

— общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;

— степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей;

— затраты на логистику (в процентах от общих расходов);

— период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);

— расходы на отправленную единицу продукции;

— расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

— загрузка склада и парка транспортных средств;

— степень риска, связанная с содержанием запасов.

Показатели поставок характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.

Показатели ритмичности - показатели, характеризующие отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.

Показатели работы склада - технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:

— показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);

— показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);

— показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев несохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада) [2].

Средний запас на складе - этот показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчитывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической:

_ Зн + З ^ _ 2

где Зср1 - средний запас за первый период;

Зн - запас на начало первого периода;

Зк - запас на конец первого периода.

Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:

_ Зр, + З^ +... + З.

'срп

Зср1 , (1)

_ ~ср1 ср 2 ...... срп

Зсрп _ , (2)

п

где Зсрп - средний запас за п периодов.

Товарооборачиваемость - характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обращения товаров.

Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:

Сто _ О , (3)

Зср

где О - товарооборот за период;

Зр - средний товарный запас за период.

Скорость товарооборота может рассчитываться по отдельным складам, по отдельным позициям ассортимента.

Если запас является производственным, то расчетный показатель будет называться скоростью оборота, который может рассчитываться отдельно по каждому виду ресурсов.

Время обращения ресурсов (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле:

Зср - (

Т = , (4)

О

где t - число дней в периоде.

Товарооборот здесь также должен быть освобожден от повторного счета. Следует отметить, что снижение Т позволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения.

Показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю скорости товарооборота, т. е.:

Т = —. (5)

С

то

Готовность к поставке (Гп) - данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщиком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике.

Гп = Чвз- -100%, (6)

пЧ

о

где Чвз - число выполненных заказов; Чо - общее число поступивших заказов.

т

Гп = — -100%, (7)

М

где т - фактический объем поставок в количественном выражении; М - объем заказа в количественном выражении.

Сф

Гп = Сф, (8)

Сз

где Сф - стоимость фактически реализованного товара, Сз - суммарная стоимость заказанного товара. Доля запасов в обороте (Д3):

Д =-Ч- -100%. (9)

3 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на связанный капитал (Ик) - этот показатель характеризует объем омертвленного в запасах капитала:

З -1 - К

И = *Р-. (10)

к 100

где tхр - период времени, в течение которого хранится запас; К - процентная ставка на капитал.

Характеристика дисциплины поставок - показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставок с соответствующими обязательствами по договору.

Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:

— наличие в поставленной партии дефектного товара;

— наличие в поставленной партии товара, который покупатель не заказывал;

— отсутствие в поставке полного комплекта заказанных покупателем товаров;

— наличие поставок с опозданием;

— наличие преждевременных поставок.

Могут использоваться также и другие показатели, отражающие степень исполнения поставщиком значимых условий договора.

Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота (Дл) - показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков:

С

дл _ 01°°, (11)

где Сл - затраты на логистику за период; О - товарооборот за период.

К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:

— размещение заказов;

— транспортировка на предприятие;

— склад снабжения;

— внутрипроизводственные перемещения;

— склад готовой продукции;

— операции по отгрузке;

— доставка покупателю.

Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических процессах, но не вошедшие в представленный выше список.

Характеристика работы склада представлена четырьмя группами показателей, характеризующих интенсивность работы склада, эффективность использования складских площадей, уровень сохранности грузов и общие финансовые показатели:

К показателям, характеризующим интенсивность работы склада, относят следующие: грузооборот склада, грузопереработка, удельный грузооборот склада, коэффициент неравномерности загрузки склада.

Грузооборот склада (Г) - показатель, характеризующий мощность склада:

Г _ 0-, (12)

где 0 - количество тонн, поступивших на склад (или реализованных со склада) за период времени Т ;

Т - продолжительность периода времени.

Грузопереработка (Гпр) - показатель, характеризующий трудоемкость работы склада:

Гпр _ £ Г, , (13)

где Г\ - грузооборот отдельного 1 -го участка склада.

При расчете грузопереработки необходимо учесть также объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками.

Удельный грузооборот склада характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м2:

Г

где 5 - площадь склада.

Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кн):

Гуд _-, (14)

К, _ , (15)

Гср

где Гмакс - грузооборот самого напряженного месяца; Гср - среднемесячный грузооборот склада. Суммарная работа склада:

Рск _ Зсрт ■ Зсрд , (16)

где Зсрт - запас средний в тоннах; Зсрд - запас средний в днях.

Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:

— вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые можно разместить на складе;

— полезная площадь склада;

— коэффициент использования площади склада;

— коэффициент использования объема склада;

— грузонапряженность склада характеризует использование грузовой площади склада.

Показатели, характеризующие уровень сохранности груза:

— число случаев хищения товаров;

— число случаев порчи товаров по вине работников склада.

Показатели, характеризующие финансовые результаты работы склада:

— расходы складов. Определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме административных расходов;

— себестоимость хранения грузов. Рассчитывается как средняя величина по всем складам и определяется отношением расходов, связанных с выполнением складских работ к числу тонно-суток хранения [1].

К наиболее часто применяемым за рубежом показателям логистики относятся:

— отношение числа заказов к выбранному периоду времени;

— потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;

— затраты на персонал, отнесенные к периоду;

— численность персонала;

— количество пропусков по болезни;

— доля запасов по отношению к обороту;

— стоимость заказов к периоду;

— среднее наличие на складе;

— различие в показателях инвентаризации количеству инвентаризаций;

— количество отсутствующих на работе;

— стоимость наличия на складах, отнесенная к связанному капиталу;

— число складских позиций;

— продолжительность оборота склада;

— среднее время восстановления запаса;

— количество (частота) оборотов;

— стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;

— уровень готовности к поставкам;

— доля запасов в обороте;

— доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);

— число позиций заказов за период

— средняя продолжительность хранения на складе;

— отношение затрат на складирование к площади склада;

— доля сторонних организаций в обороте.

Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т. д. [2].

Логистика оказывает существенное влияние на общие финансовые показатели организации. Мы можем привести множество примеров этого, но начнем с влияния логистики на доходность на активы (return on assets, ROA).

Доходность на активы определяется как прибыль, полученная организацией до выплаты налога, деленная на стоимость используемых активов.

Полученный показатель свидетельствует, насколько хорошо используются имеющиеся ресурсы, и в целом, чем выше показатель ROA, тем лучше результаты деятельности организации. Активы обычно подразделяются на оборотные средства (наличные деньги, счета к получению, запасы и т.д.) и долговременные (собственность, здания, оборудование и т.д.). Совершенствование материального потока приводит к сокращению запасов. Это непосредственно снижает оборотные активы, хотя можно утверждать, что это также снижает долгосрочные активы и повышает прибыль. В обобщенном виде эта ситуация показана на рисунке 1.

Более эффективная логистика сокращает оборотные активы снижением уровней запасов. Снижение инвестиций в запасы также может высвободить наличные денежные средства, которые в этом случае могут быть использованы более производительно, и снизить потребность в заимствованиях.

Рисунок 1. Влияние логистики на ROA

К долгосрочным активам относятся собственность, здания и оборудование. Логистика широко использует эти ресурсы, и склады, парки подвижного состава, оборудование для грузопереработки материалов, а также другие сооружения, необходимые для перемещения материалов через цепь поставок, составляют значительную долю долгосрочных активов.

Выпуская более привлекательный продукт или обеспечивая его наличие и более удобное получение, логистика может повысить объем продаж и обеспечить более высокую рыночную долю.

Более эффективная логистика обеспечивает более низкие операционные издержки, что в свою очередь приводит к более высокой марже прибыли.

Логистика может повысить воспринимаемую ценность продуктов: возможно, обеспечивая их более удобное получение, ускоряя доставку заказа или сокращая время его выполнения. Более привлекательные виды продукции позволяют устанавливать на нее наценку.

Первые два пункта работают на снижение необходимых активов, а три последних - на увеличение прибыли. Все это в совокупности приводит к увеличению показателя ROA и соответственно влияет на другие параметры деятельности, такие, как цена акций, доходность на инвестиции, заимствования и т. д. [5].

Выводы. Предприятия строительного комплекса должны постоянно совершенствовать свою логистическую деятельность с целью сохранения конкурентоспособности. В связи с этим необходимо формирование системы показателей оценки логистической деятельности, учитывающей комплексное влияние различных организационно-экономических факторов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гаджинский А. М. Логистика / А. М. Гаджинский. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 375 с.

2. Новиков О. А. Логистика: Учеб. пособие / О. А. Новиков, С. А. Уваров. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. - 208 с.

3. Сковронек Ч. Логистика на предприятии / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

4. Стаханов В. Н. Логистика в строительстве: Учеб. пособие / В. Н. Стаханов, Е. К. Ивакин. -М.: Приор, 2001. - 176 с.

5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. / Д. Уотерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 69.003:658.012

Оpганiзащйно-економiчнi фактори, як впливають на лопстичш витрати системи управлшня пiдприeмствами будiвельного комплексу / О. В. KipHOC, Т. В. Ткач // В1сник ПридншровськоТ державно"! академн будiвництва та аpхiтектуpи. - Дншропетровськ: ПДАБА, 2009. - № . - С. . - рис. 1. - Бiблiогp.: (5 назв.).

В статп систематизоваш органiзацiйно-економiчнi фактори, яю формують логiстичнi витрати системи управлiння пiдприeмствами будiвельного комплексу.

Kлючовi слова: логiстичнi витрати, органiзацiйно-економiчнi фактори, система управлшня шдприемством.

УДК 69.003:658.012

Организационно-экономические факторы, влияющие на логистические затраты системы управления предприятием строительного комплекса / О. В. Кирнос, Т. В. Ткач // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. -Днепропетровск: ПГАСА, 2009. - № . - С. . - рис. 1. - Библиогр.: (5 назв.).

В статье систематизированы организационно-экономические факторы, формирующие логистические затраты системы управления предприятиями строительного комплекса.

Ключевые слова: логистические затраты, организационно-экономические факторы, система управления предприятием.

STC 69.003:658.012

Organizational and economic factors influencing on logistics expenses of a control system the enterprises of a building complex / О. Kirnos, T. Tkach // The bulletin of Pridneprovskaya State Academy of Civil Engineering and Architecture. - Dnipropetrovs'k: PSACEA, 2009. - № . - P. . - fig. 1. - Bibliogr.: (5 names.).

In clause the organizational and economic factors forming logistics expenses of a control system by the enterprises of a building complex are systematized.

Key words: logistics expense, organizational and economic factors, control system of the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.