Научная статья на тему 'Транспортно-логистическое влияние на результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией'

Транспортно-логистическое влияние на результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ САНТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троилин В.В., Бададян Л.В.

Выявлены особенности обслуживания транспортных потоков, специфика транспортно-логистического обслуживания и степень его влияния на конечные результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией. Предложены варианты программ по оптимизации транспортного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортно-логистическое влияние на результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией»

УДК 658.51.012

Транспортно-логистическое влияние на результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией

Transport and logistics impact on the performance of the enterprises of wholesale trade of sanitary products

Троилин В.В.

д.э.н., профессор кафедры коммерции и логистики Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

V.Troilin

Doctor of Economic Sciences, professor of chair «Commerce and logistics»

«Rostov State University of Economics (RINH)» e-mail: profvvt@gmail.com

Бададян Л.В.

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Badadyan LV

«Rostov State University of Economics (RINH)» e-mail: lusine_badadj an@rambler.ru

Аннотация: Выявлены особенности обслуживания транспортных потоков, специфика транспортно-логистического обслуживания и степень его влияния на конечные результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией. Предложены варианты программ по оптимизации транспортного обеспечения.

Abstract: There were the features of the service transport streams, the specificity of transport and logistics services, and the extent of its influence on the final results of the enterprises of wholesale trade of sanitary products in the paper. The variants to optimize vehicle maintenance programs have been offered.

Ключевые слова: транспортное обеспечение коммерческой деятельности, транспортная логистика, предприятия оптовой торговли сантехнической продукцией, оптимизация транспортного обслуживания.

Keywords: transport service business, transport logistics, wholesale trade enterprises of sanitary products, optimization of transport services.

В современных экономических условиях объективно возникает необходимость обслуживания транспортных потоков на крупных оптовых торговых предприятиях для обеспечения непрерывного оборота ресурсов. Происходит усложнение экономических процессов на предприятиях, что обуславливает необходимость внедрение логистических систем,

направленных на различные сферы организации бизнес-процессов: от закупки продукции до логистической деятельности по сбыту.

Исходя из того, что любой рынок сбыта, ограничен пространственными рамками, транспортное обеспечение предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией является важнейшим элементом экономических процессов. В сущности, транспорт и логистика являются общей базой деятельности оптовых торговых предприятий, а транспортное обеспечение становится катализатором роста сбытовой активности предприятий. Разработки по данной тематике содержатся в различных источниках, в том числе и в научных работах таких авторов, как: Акопова Е. С., Альбеков А. У., Гиссин В. И., Митько О. А., Троилин В. В., Халын В. Г. и др. [1-3, 7, 8-10]. Проблема заключается в том, что динамично развивающиеся внешние (изменения в структуре экономики государства, колебания курсов валют) и внутренние условия (увеличение количества процессов на предприятиях) характеризуются возникновением новых факторов влияния, расстановкой новых приоритетов и задач. Таким образом, из-за объективной необходимости повышения качества обслуживания транспортных потоков с целью обеспечения устойчивости экономического положения и роста эффективности деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией исследование приобретает особую актуальность.

Исходя из вышеуказанного, представляется целесообразным рассмотреть основные показатели производства и продаж сантехнического оборудования в России (таблица 1).

Таблица 1

Показатели производства и продаж сантехнического оборудования в России,

2012-2017 г., изд. (составлено на основе [13])

Период 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (прогноз) 2017 г. (прогноз)

Объёмы производства сантехнической продукции, тыс. изделий 12 521,80 13 103,70 11 577,6 11 962,3 12 326,1 12 033,7

Динамика продаж на сантехническом рынке России, млрд. руб. 6,80 7,23 7,56 7,98 8,14 8,55

Соответственно из таблицы 1 можно сделать вывод, что объёмы производства сантехнического оборудования в России за 2012-2017 гг. имеют различные тенденции: как к росту, так и падению; динамика продаж - только восходящую тенденцию к росту. Таким образом, из выше обозначенной тенденции свидетельствуют об актуальности вопроса транспортного обеспечения предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией в условиях меняющегося рынка.

Отличительная черта транспортной логистики — кооперирование в применении подвижного состава всех видов участников транспортного процесса. Применение логистики в транспортной системе оптового торгового предприятия предполагает работы по транспортировке с применением интегрированных технологий, которые адаптируются к определённым меняющимся условиям внешней и внутренней среды предприятия.

Эффективная интеграция процессов транспортировки в систему сбыта предприятия возможна только при условии ориентации на транспортно-логистическую концепцию, сформированную для принятия управленческих решений, направленных на выполнение запросов рынка. Цель применения такой концепции в деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией обоснована тенденцией переориентации рынка на интересы покупателя, требующие тщательного мониторинга сложившихся ценовых условий и адекватной подстройки систем предприятия для их удовлетворения [8].

Акцент при перевозке грузов предприятий сантехнической продукции должен быть направлен на повышение степени эффективности интеграции участников процесса, а также на непосредственную зависимость движения товарно-материальных ценностей в экономической системе от применения рациональной транспортно-логистической схемы.

Функции объёма, времени и места передачи товара покупателю становятся элементом полезности продукции, и происходит их интеграция, как в ценность для покупателя, так и в рыночную стоимость товара.

Вследствие этого становятся более сложными процесс ценообразования, трансформация расходов на транспортировку в логистические затраты, включающие себестоимость продукции, а также расходы на её распределение в системах дистрибуции производителей и посреднических организаций. Становится очевидной определяющая роль транспортного обеспечения в становлении логистической системы.

Аспектами транспортной логистики в системе движения товаров обозначаются её цели и задачи. Обобщённо их можно обозначить, как достижение количественных, качественных, транспортных и временных показателей движения товаров к потребителям. Чтобы обеспечить миссию деятельности оптового торгового предприятия транспортная логистика решает соответствующие задачи (рис.1).

Рис. 1. Задачи транспортной логистики (составлено авторами)

Из рис. 1 следует, что организация процесса транспортировки и складирования взаимосвязана с процессом производства, а также с обеспечением синхронно складского и технологического, т.е. восприятие производства и транспортного обеспечения как единого фактора в деятельности предприятия и создание цепочки «производство-логистика-сбыт». Важными аспектами являются определение транспорта и маршрутов доставки.

Перемещение товаров определяется как основная транспортная составляющая, направленная на доставку ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции посредством определенного транспорта в логистической цепи, состоящая соответственно из сложных и простых операций, в том числе экспедирования, обработки грузов, упаковывания товаров, передачи права собственности на товар и т.д.

Элементы технологии процесса транспортировки описаны как в специальной литературе, так и в разработках, посвященных логистике [5].

Ключевые критерии логистической организации перемещения товаров, которые определяют выработку организационных решений выбора определённого способа транспортировки, выделены на рис.2.

Из рис. 2 следует, что существуют определённые критерии организации логистического сопровождения товаров, из которых определяется эффективность функционирования всей транспортной цепи оптовой торговли сантехнической продукцией. Таким образом, целью логистической службы такого предприятия должна быть организация транспортного обеспечения с ориентацией на вышеупомянутые критерии.

Логистическая система определяет задачи, решение которых требует

Рис. 2. Критерии логистической организации доставки грузов (составлено авторами)

определённого подхода. Без учёта потребностей складской логистики невозможно осуществлять организацию транспортного обеспечения предприятия.

Следовательно, интеграция различных направлений логистики движения товаров, которую можно определить, как транспортно-складское обеспечение предприятия — система организационных видов работ технологического характера, экономический смысл которых состоит в увеличении добавочной стоимости товаров. Дополнительная ценность определяется тем, что товар менее ценен, когда он не находится в нужном месте с определёнными характеристиками качества и количества (рис. 3).

логистикой (составлено авторами)

Совершенствование транспортного обеспечения происходит также посредством оптимизации экономической деятельности, которая обеспечивает грузооборот за счёт поддержки системы оборота товаров. К такому виду деятельности относится транспортно-экспедиционное обслуживание. Его развитие как сферы предпринимательской деятельности связано с высокими требованиями к транспортному обеспечению потребителей транспортных услуг, которые на современном этапе

заключаются как в транспортировке груза от поставщика к потребителю, так и в его переработке, страховании, охране, экспедировании, передаче информации и т.д.

Транспортное обеспечение, как и многие другие виды, производственно-хозяйственной деятельности современной экономической системы государства, основано на системном анализе и планировании данных процессов. Целесообразно выделить ряд основных направлений по управлению деятельностью транспортными потоками в организации транспортного обеспечения предприятия оптовой торговли сантехнической продукцией (таблица 2).

Таблица 2

Основные направления деятельности по организации грузовых потоков в транспортном обеспечении (составлено на основе [6, 7, 10-14])

1. Анализ транспортных средств, используемых для транспортировки грузов технико-экономические показатели работы транспортного обеспечения

анализ согласованности транспортных работ, а также факторов, влияющих на синхронизацию операций

определение потенциала погрузочно-разгрузочных работ, включая грузоотправителя и грузополучателя

выявление резервов рационализации транспортной логистики

определение тенденций и динамики потоковых процессов по обобщающим факторам и структурным характеристикам

2. Изучение системы потребителей классификация потребителей по видам: грузоотправители, грузополучатели; по характеру потребления: постоянные, сезонные, временные; по объемам перевозимых грузов; по характеру перевозок: транзитные, складские; по видам перевозимых грузов; по ритмичности генерируемых потоков и т.д.

составление базы данных по информации о потребителях и деловых контактах с ними.

3. Составление карт потребительского рынка и транспортных структур обслуживания.

4. Расчёт расстояний по неограниченному количеству вариантов перевозок.

5. Выявление усреднённых объемов отправления грузов за определённую единицу времени, а также их согласование с заказчиками.

Продолжение таблицы 2

6. Классификация потребителей по направлениям, объемам перевозок и др. характеристикам исходя из имеющихся и прогнозных данных.

7. Обоснование и выбор вида транспорта для обеспечения грузоперевозок.

8. Маршрутизация грузопотоков на основе расчётных данных.

9. Создание комплекса логистических услуг, который будет сопровождать транспортные работы.

10. Разработка алгоритмов для выполнения логистических операций.

11. Формирование стратегии ценообразования на все виды транспортных услуг .

12. Обоснование и утверждение графиков грузовых перевозок.

13. Введение мер мотивации сотрудников, участвующих в транспортно-логистическом процессе.

14. Мероприятия по взаимодействию с государственными органами и структурами.

Цель транспортного обеспечения предприятия — осуществление движения ресурсов и товаров по определённому графику, оптимизируя затраты для предприятия и его контрагентов. Для того чтобы данная цель была достигнута, необходима синхронизация производства, транспортных и сбытовых процессов по максимальному количеству параметров за счёт объединения снабжения, производства, транспорта, продажи, потребления системы информационного обеспечения.

Развитие механизмов транспортного обеспечения и системный подход к их реализации, позволит найти пути решения ряда сложных задач, как в текущем моменте, так и на перспективу. Таким образом, алгоритм решения задач нахождения оптимальных сроков, мест и объёма производимых ресурсов актуален, и для каждого сбытового предприятия, и для экономики страны в целом. Направлением транспортного обеспечения является оптимизация задач потоковых процессов (рис.4).

г оптимизация вида и типа транспортных средств

совмещение элементов различных транспортных систем

с > комплексное планирование транспортно-складских и

производственных процессов

рационализация маршрутов продвижения материальных (грузовых) потоков

г > интеграция транспортных и складских процессов в

единый технологический алгоритм

Рис. 4. Задачи, связанные с оптимизацией потоковых процессов

(составлено авторами)

На основании анализа результатов работы предприятия разрабатываются программы и планы мероприятий, направленных на оптимизацию процесса транспортного обеспечения предприятия. На рис. 5 представлены возможные варианты подобных программ.

Рис. 5. Варианты программ по оптимизации транспортного

обеспечения (составлено авторами) Цель транспортного обеспечения - совершенствование управления движением материальных потоков на предприятии. Это определяется

рационализацией транспортных потоков, соблюдением сроков поставки транспортировки, повышением надежности перевозок, взаимосвязью транспортных работ с производственными процессами.

Прогнозируемый результат оптимизации процесса транспортного обеспечения снижение издержек, влияющих на стоимость продукции для конечного потребителя, улучшение качества обслуживания потребителей, повышение конкурентоспособности отечественных оптовых торговых предприятий сантехнической продукцией, соблюдение логистических принципов за счёт оптимизации перевозок.

Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть логистическую цепочку создания материальных и финансовых активов, т.е. конечные результаты деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией (рис.6.)

Поставщики основного сырья и вспомогательных материалов

Производители сантехнической продукции

Оптовое торговое предприятие сантехнической продукцией

Процесс поставки

т/

Приёмка и складирование товара

Поиск оптовых покупателей сантехнической продукции

Ы1Е

Рис.6. Влияние транспортных потоков на конечный результат деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией

(составлено авторами)

Распределение товаров является одной из важнейших функций предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией. Именно в сфере оптовой торговли спрос на продукцию находится в меньшей зависимости от приемлемости соотношения качества и стоимости, чем от возможности быстрой доставки непосредственно потребителю или посреднической организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что когда время доставки минимизируется и, соответственно, сокращаются издержки производства, происходит уменьшение складских затрат и рационализация путей доставки товаров. Интерес покупателя к продукции повышается за счёт определённых возможностей в этих сферах обслуживания. В отрасли оптовых продаж сантехнической продукции конкуренция достаточно высока, поэтому за счёт небольшого увеличения стандартного времени поставки могут возникнуть серьезные потери при сбыте.

Решение проблемы логистизации деятельности предприятий оптовой торговли сантехнической продукцией возможно только с использованием логистических методов и принципов. Во время движения товара от производителя к конечному потребителю осуществляются определённые транспортно-логистические операции, в большинстве которых задействован транспорт. Развитие механизмов транспортного обеспечения предприятия и системный подход к их реализации, позволит найти пути решения ряда сложных социально-экономических задач, как в настоящем времени, так и на перспективу. Иными словами, алгоритм решения задач нахождения оптимальных времени, места и объёма производимых ресурсов актуален, как для оптового торгового предприятия сантехнической продукцией, так и экономики в целом.

Библиографический список

1. Акопова Е. С. Особенности институционального механизма развития российских транспортно-логистических компаний / Е. С. Акопова, М. В. Василенко // Финансовые исследования. - 2012. - № 1. - С. 182-187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Альбеков А. У. Логистика в управлении коммерческим товарооборотом вторичных материальных ресурсов. А. С. Албеков. СПб.: Изд. «Нева», 2014. 112 стр.

3. Криволапова О. Ю. Анализ эффективности проектов совершенствования транспортной сети // Инженерный вестник Дона. - 2012. -№2. - С. 519-522.

4. Митько О. А., Гиссин В. И. Анализ транспортно-логистического сервиса при обслуживании потребителей // Учет и статистика. - 2012. - №1. -С. 28-32.

5. Митько О. А. Формирование и развитие рыночно-регулируемой логистической системы производства и реализации зерновой продукции: автореф. дис. ... д-р экон. экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2014.

6. Прокофьева Т. А., Адамов Н. А. Стратегия развития логистической инфраструктуры в транспортном комплексе России. - М.: «Экономическая газета», 2011. - 302 с.

7. Резников С.Н. Дефляция как фактор разбалансировки глобальных цепей поставок / Резников С. Н., Под ред. А. У. Альбекова. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2015. - 128 с.

8. Троилин В. В. Экономико-организационные основы развития промышленной инфраструктуры предприятий водного транспорта: дис. ... д-р экон. наук: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2002. - 41 с.

9. Троилин В. В. Методологические основы инвестиционной стратегии перевооружения и развития промышленных предприятий водного транспорта // Инженерный вестник Дона. - 2012. - №2. - С. 171-177.

10. Халын В. Г. Инновационное развитие региональной логистической системы складирования и грузопереработки: информационно-

процессный подход: учебно-методическая монография / В. Г. Халын. -Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2015. - 172 с.

11. Халын В. Г. Логистическая реструктуризация региональных распределительных центров в системе товародвижения (на прим. ЮФО) // Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. эк. наук [Электронный ресурс]: http://yandex.ru/clckjsredir?from=yandex.ru0/o3Bsearch0/o2F0/o3Bweb0/o3B0/o3B&t ext=&etext=1045.

12. Электронный ресурс: Производство санитарной керамики в России. Ceramic News. URL: http://www.ceramicnews.net/2015/01/11-2014-116.html (дата обращения - 27.11.2016 г.).

13. A. Rushton, P. Croucher, P. Baker. The Handbook of logistics and distribution management [Electronic resource] // URL: http://samples.sainsburysebooks.co.uk/9780749466282_sample_407629.pdf (дата обращения 20.11.2016).

14. Results and Findings of the 20th Annual Study. 2016 Third-Party Logistics Study [Electronic resource] // URL: https://www.kornferry.com/media/sidebar_downloads/2016_3PL_Study.pdf (дата обращения 20.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.