Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты управления природохозяйственной деятельности в городских условиях'

Организационно-экономические аспекты управления природохозяйственной деятельности в городских условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОБЪЕКТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / NATURAL RESOURCE MANAGEMENT / INFORMATION SYSTEMS / NATURAL RESOURCES / THE CADASTRAL VALUATION OF NATURAL RESOURCES / URBAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гейдор Виктория Станиславовна

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления природными ресурсами города с практическим определением права на городские природные объекты. Определено место и задачи мониторинга в системе регионального управления природными ресурсами по функциям управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гейдор Виктория Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic aspects of the natural economic activities in urban areas

The paper deals with the management of natural resources of the city with a practical definition of the right to the city natural objects. The role and tasks of monitoring the system of regional natural resource management to control functions

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты управления природохозяйственной деятельности в городских условиях»

Организационно-экономические аспекты управления природохозяйственной деятельности в городских условиях

В.С. Гейдор

Органы власти на местном уровне в настоящее время уделяют достаточное внимание постоянно растущей роли природоохранных отношений в общем комплексе экологических и экономических преобразований и системе управления собственностью муниципалитетов.[1,2] Имея определенные компетенции в области природоохранных отношений, органы местного самоуправления прогнозируют использование природных ресурсов, выступают организаторами в проведении работ по природопроизводству, оформляют соответствующие права на пользование этими ресурсами, принимают активное участие в осуществлении контроля, и взимают плату за пользование природными ресурсами и за их загрязнение. Между тем в Российской федерации природоохранные платежи в структуре общих доходов местных бюджетов составляют лишь малую долю, при этом в других странах налоги за природные ресурсы традиционно являются основным источником пополнения бюджета муниципального образования - города.[3]

Как известно, продуктивность работы органов местного самоуправления определяется, в первую очередь материально-финансовыми поступлениями. Соответственно, для повышения уровня достаточных финансовых средств в бюджетах, власти города должны принимать меры для совершенствования бюджетной и налоговой политики, прежде всего установлением размеров платы за пользование природными ресурсами.[4]

В настоящее время природные ресурсы городов, управляются с практическим определением права на городские природные объекты и их разграничение, в городских условиях.

На современном этапе рыночных отношений в нашей стране все природные ресурсы постепенно становится объектом хозяйственного оборота, т.е. товаром, и практически любая городская территория рано или поздно может перейти к новому пользованию. Известно, что каждый природный участок городской территории имеет стоимость и цену, а соответственно в этом аспекте рынок таких природных объектов, наделен рядом отличительных характеристик [5,6]:

1. Потенциальный рост цены на природные ресурсы характеризуется изменениями в системе природопользования, миграции населения, соответствующим дефицитом участков на городской территории, инфляционными процессами и другими факторами повышающими цену городской недвижимости, в т.ч. и природных ресурсов.

2. Непостоянный уровень денежных средств - инвестиций в природные ресурсы требуют неравномерных затрат: от отрицательных - затраченных на приобретение участка и сооружения объекта, до положительных, получаемых при эксплуатации и реализации.

3. Лояльные условия финансовых вложений и особая налоговая политика.

Учитывая все означенные характеристики и особенности природных ресурсов, главным инструментом управления ими в рыночных условиях должен служить мониторинг природных ресурсов.

Основные задачи мониторинга природных ресурсов в системе регионального управления представим в виде блок схемы показанной на рисунке 1.

Мониторинг природных объектов есть ни что иное, как систему наблюдений, обследований и изысканий за их экологическим и физическом состоянии, оценкой происшедших изменений, прогнозирование и разработку рекомендаций по вопросам предупреждения и устранения последствий таких процессов, а также систему информационного обеспечения ведения учета природных ресурсов, природопользования, природообустройства,

государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов, иных функций государственного и местного управления природными ресурсами [7].

Рисунок 1 - Место и задачи условия природных ресурсов

В настоящее время государство - основной собственник природных ресурсов неэффективно выполняет функции управления такими ресурсами страны. При этом за последнее десятилетие система сбора информации о состоянии природных ресурсов практически дисфункционирует и достоверная информация о качестве природных ресурсов России не отвечает настоящим требованиям и задачам государственного природопользования на

современном этапе [8]. Оценка природоресурсного потенциала основывается на данных об их качестве, полученных несколько лет назад, а органам государственной власти различных уровней для принятия эффективных управленческих, регулятивных и контрольных функций нужна достоверная информация в реальном времени о качественном, стоимостном положении и использовании природных ресурсов на городских территориях, которую можно получить, только создав систему оперативного мониторинга природных ресурсов и использования информационных технологий [9]. Главенствующую роль должны занять работы, направленные на получение объективной и оперативной информации о качественном и экологическом состоянии природных ресурсов. Рациональное природопользование возможно только при грамотном и своевременном обеспечении информацией о качестве, экономическом и экологическом состоянии природных ресурсов, вести мониторинг и учет для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов [10].

Литература:

1. Чешев А.С., Карпова Н.В. Основы городского природопользования. М; изд. «Вузовская книга», 2011.- 224 с.

2. Микрюкова М. Ю. Институциональные проблемы экологизации развития мезоэкономической системы//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 4, 2010 . Режим доступа: http://uecs.ru/ekonomika-prirodopolzovaniyz/item/225-2011-03-24-11-50-39 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Уварова, Г. Г. Теоретические основы экологически ориентированного управления национальной экономикой [Текст]: Дис. канд. экон. наук: 08.00.01: Ростов н/Д, 1999: защищена 22.01.1999: утв. 15.07.1999- Р-н-Д., 1999. - 140 с. - Библиогр.: С. 90-97.

4. Кириллов С.Н., Малыхин Д. А. Функционирование экономического механизма управления природопользованием на территории крупного города. Волгоград; изд. ВГУ, 2008 , 206 с.

5. Власенко Т.В. Влияние экологических факторов на экономическую оценку городских территорий// Земельный кадастр: Сб. науч. тр. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2005. - С. 37-39

6. R Keil. Progress report—urban political ecology - Urban Geography, 2005 - Bellwether Publishing: p.4-5

7. Власенко Т.В. Оценка эффективности рациональной организации и использования городских территорий [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (часть 1). - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1070 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Карпова Н.В. Основы формирования природохозяйственных систем в городских условиях [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №1. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2011/354 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Власенко, Т.В. Эколого-экономическое обоснование рационального использования городских территорий [Текст]: Дис. канд. экон. наук: 08.05.00 Ростов н/Д, 2006: защищена 25.05.05. : утв. 15.10.1999 -Р-н-Д., 2005. - 167 с. - Библиогр.: С. 100-105.

10. Article J. Delbeke, G. Klaassen, T. van Ierland, and P. Zapfel . The Role of Environmental Economics in Recent Policy Making at the European Commission Rev Environ Econ Policy (2010) 4(1): p.24-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.