Процесс формирования муниципального природопользования на основе информационных
технологий
К.В. Тихонова
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики природопользования и кадастра Ростовский государственный строительный университет 344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д.162;
Э.В. Беляков
Соискатель, Ростовский государственный строительный университет.
344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, д.162;
Рациональное природопользование представляет собой процесс, посредством которого природные ресурсы, в том числе земля приносят наибольшую пользу, как их собственнику, так и пользователю. Иными словами, это процесс, при котором происходит минимизация затрат и максимизация выгод от использования земли всеми категориями землепользователей, собственников земли и иными субъектами земельных отношений.
В рамках города это подразумевает решение таких вопросов как: передача правового титула на недвижимость; принятие решений о закладных и инвестициях; оценка и определение стоимости земли; развитие и управление коммунальными системами и службами; проведение грамотной политики природопользования; проведение грамотной политики налогообложения; экологическая оценка; осуществление контроля.
Основными результатами реализации такой политики должны стать вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение защиты прав на недвижимость и баланса интересов субъектов правоотношений; привлечение инвестиций под обеспечение землей; обеспечение роста налоговых поступлений; функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости, что, в свою очередь, позволит реструктурировать и развивать территориально-хозяйственные системы городов.
В этой связи, немаловажным обстоятельством в развитии процесса регулирования муниципального природопользования является реализация органами местного самоуправления специальных программ, основными направлениями которых должны стать: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения природного, социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращения ее в мощный самостоятельный фактор влияния на изменение отраслевой структуры экономики. Систему программных мероприятий должны составлять следующие действия городских властей:
- стабилизация отношений собственности (передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц; приватизация земель и других природных ресурсов при приватизации государственных и муниципальных предприятий; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; кадастровое зонирование земель и др.);
- совершенствование системы земельных платежей (наиболее полное использование налогового и арендного потенциала земли при условии завершения инвентаризации муниципальных земель, проведения их оценки, учета и государственной регистрации);
- ведение государственного кадастра недвижимости и влияние этого процесса на формирование автоматизированных систем управления муниципального природопользования;
- оценка природных ресурсов с учетом экологических факторов, определения стоимостных показателей природно-ресурсного потенциала в рамках муниципального природопользования;
- усиление контроля за использованием природных ресурсов в сфере муниципального образования (улучшение профилактической роботы по предотвращению нарушений законодательства, информирование населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель и других природных ресурсов) [1].
В этой связи в современных условиях возникает необходимость информационной системы, обеспечивающей эффективное управление муниципальным природопользованием. Это может быть представлено в виде автоматизированной системы, соединяющей полную информацию о природно-ресурсном потенциале муниципального образования, что является очевидным в последнее время в связи со стремительным развитием информационных технологий, значительно расширивших возможности сбора и хранения данных для формирования этого муниципального природопользования.
Одним из основных последствий развития современных автоматизированных земельных информационных систем явилось формирование более тесной координации между организациями, несущими ответственность за формирование данных в своей сфере деятельности. Поэтому в ряде стран информация, необходимая для разных целей, сконцентрирована в единой информационной системе или организован обмен информацией между разными системами.
Таким образом, неотъемлемой частью процесса создания необходимых условий и эффективных механизмов управления природными ресурсами на современном этапе развития является организация информационной базы, требующая удовлетворения следующих условий:
1) создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач регулирования природных отношений;
2) надежное хранение и защита информационных ресурсов;
3) эффективное использование информационных ресурсом в деятельности органов власти государственных учреждений;
4) обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам [2].
Выполнение этих условий связано с решением большого числа комплексных задач, основными из которых являются:
- координация деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также организаций негосударственного сектора по формированию и использованию информационных ресурсов и создание, таким образом, условий для формирования единого информационного пространства;
- организация представления, сбора и обработки представляемой информации;
- учет информационных ресурсов и обеспечение доступности информации об их составе, размещении и условиях использования;
- организация финансирования и оптимизации затрат на формирование, использование и защиту информации;
- организация защиты информации, контроль ее состояния, сохранности и установленных в соответствии с законодательством режимов использования.
Т.о. создание эффективных автоматизированных информационных систем позволит поднять на более высокий качественный уровень развития муниципальное природопользование и охрану окружающей природной среды в городских условиях.
Основной задачей формирования муниципального природопользования в условиях экологической загрязненности городских территорий является осуществление комплекса мероприятий по созданию эффективной природоохранной деятельности.
Важнейшим фактором качества природной среды является воздействие на них различных экологических факторов, во многом обусловленных промышленной ориентацией большинства муниципальных образований.
Эколого-экономический механизм муниципального природопользования является основой формирования природоохранной деятельности обеспечивающей согласованное взаимодействие с другими составляющими единой системы охраны окружающей природной среды в городских условиях. экономического механизма природопользования, и он должен быть согласован с другими экономическими механизмами и природными процессами, происходящими в единой системе. Среди мероприятий по обеспечению экологически устойчивой природоохранной деятельности, улучшению качества окружающей природной среды, формирования экологически безопасных мероприятий особое место занимает развитие городского природопользования на основе информационных технологий.
В современных условиях значительная роль отводится рациональному использованию земель и других природных ресурсов городов и населенных пунктов, с одной стороны, как территориального базиса проживания населения, размещения объектов муниципальной собственности и рыночной инфраструктуры и, с другой - как базы, определяющей бюджетные поступления всех уровней.
Решение задачи повышения эффективности использования природных ресурсов должно основываться на разработке комплексных программ природохозяйственной, природоохранной и природозащитной деятельности с учетом формирования и развития эффективного природопользования на муниципальном уровне.
При этом следует отметить что выполнение данных программ не возможно без оперативной и достоверной информации о состоянии земель городских территорий.
Модель эколого-экономического механизма муниципального природопользования состоит из экологической и социально-экономической подсистем, которые описывают процессы, протекающие в системе «город - природа - природопользование». Структуру эколого-экономического механизма муниципального природопользования иллюстрирует рисунок 1.
Рис. 1. Концептуальная схема эколого-экономического механизма муниципального
природопользования
Экологическая составляющая модели должна описывать: техногенное загрязнение воздуха; трансграничный перенос загрязняющих веществ; накопление загрязняющих веществ в почве; негативные природные и техногенные процессы, ухудшающие
территорию города (эрозия почв, оползни, карстовые явления и др.); влияние вредных выбросов на здоровье населения; вероятность возникновения техногенных катастроф.
В свою очередь, социально-экономическая составляющая модели должна содержать сведения о размещении производительных сил; о развитии транспортных систем; данные о динамике использования земельных ресурсов; экономическую оценку земельных ресурсов; данные об изменении системы расселения в городе.
Эффективность использования городских земель существенно зависит от решения задач мониторинга земель и других природных ресурсов, который призван обеспечить формирование пространственно распределенных данных о состоянии природных ресурсов города, включая данные о: престижности территории; экологическом состоянии
природных ресурсов; пригодности для создания объектов инженерной и рыночной инфраструктуры; привлекательности для реализации инвестиционных проектов.
Информация о качестве природных ресурсов и его динамике должна использоваться уполномоченными органами в оперативном управлении муниципальным природопользованием и при формировании природоохранной политики на современном уровне (рис. 2).
Рис. 2. Механизм эколого-экономического управления муниципальным
природопользованием
Обоснование методологии совершенствования информационного обеспечения эколого-экономического управления развитием муниципального природопользования является приоритетной в общей системе природоохранной деятельности с учетом повышения качества окружающей природной среды.
В Ростовской области в настоящее время ни в одном муниципальном образовании не используется принцип управления земельными и другими природными ресурсами на основе достоверной и систематической информации о состоянии окружающей среды. С учетом полномочий федеральных и региональных организаций на непосредственное ведение работ по экологическому мониторингу, широкое применение расчетноаналитических методов оценки состояния окружающей среды и расширение программ мониторинга представляются наиболее перспективными направлениями развития экологического мониторинга в Таганроге. Основой для этого может стать автоматизированная система, объединяющая данные мониторинга, данные по источникам воздействия на окружающую среду и разнообразную справочную информацию. Развитие системы путем интеграции в региональную систему экологического мониторинга существенно расширит правовую базу ее функционирования.
Литература:
1. А.С. Чешев, Т.В. Власенко, О.Ю. Шевченко. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий монография / - М.: Вузовская книга, 2012г.
2. Шевченко О.Ю., Власенко Т.В. Муниципальные геоинформационные системы - основа эффективного управления городскими территориями. / Экономика и экология территориальных образований. 2010 г № 5-1, с 134-139.