Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ '

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обращение с отходами / переработка отходов / нормативы накопления отходов / управление отходами / waste management / waste recycling / waste accumulation standards / waste management

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Е О. Вегнер-козлова

Сложившаяся в России ситуация в сфере образования и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) характеризуется существенным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов и, как следствие, значительным экономическим ущербом. Задача формирования эффективной системы сбора, транспортировки, переработки, вторичного использования и утилизации, с необходимостью учитывающая региональные экономико-географические особенности регионов, на практике сталкивается с рядом организационных и институциональных ограничений. Комплекс мер, предпринимаемый на федеральном и региональном уровне, ориентирован на достижение оптимальной эффективности в обращении с отходами. Однако, увеличение финансовой нагрузки на юридических лиц, связанное с завышением нормативов образования ТКО, может привести к негативным тенденциям в развитии экономики, обусловленным снижением конкурентоспособности предприятий, ухудшением инвестиционного климата и деловой активности. Целью работы является оценка регулирования сферы обращения с коммунальными отходами в контексте задач развития эффективной системы переработки и вторичного использования ТКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF WASTE MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION

The current situation in Russia concerning generation and disposal of municipal solid waste (MSW) is characterized by significant environmental pollution, irrational use of natural resources and, as a result, significant economic damage. The task of forming an effective system of collection, transportation, processing, recycling and disposal, which necessarily takes into account the regional economic and geographical features of the regions, in practice faces a number of organizational and institutional constraints. Measures taken at the federal and regional levels is focused on achieving optimal efficiency in waste management. However, an increasing financial burden on legal entities due to higher standards of MSW formation may lead to negative trends in economic development caused by lower competitiveness of enterprises, worsened investment climate and business activity. The study is aimed to assess regulating processes of municipal waste management in connection with the development of an effective system of recycling and reuse of MSW.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ »

6. Тахумова, О. В. Развитие предпринимательства на региональном потребительском рынке (на материалах Ставропольского края) : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тахумова Оксана Викторовна. - Ставрополь, 2006. - 20 с.

7. Чернявская С.А. Учет и анализ финансовых результатов / Чернявская С.А., Власенко Е.А., Бондаренко Е., Гаврилов А. // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 1 (27). С. 310-315

8. Чьи это поля: «Агрокомплекс» Ткачева занял 3 место в РФ по площади земель // РБК. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/26/05/2020/ 5eccb33f9a7947832a6beb96.

9. Адаменко А.А. Социально-экономические условия и территориальные особенности развития сельского хозяйства в Краснодарском крае / А.А. Адаменко, А.Д. Маркова // Деловой вестник предпринимателя. -2021. - № 2 (4). - С. 6-9.

10. Инюкин, А. Ф. Сущность и причины экономических рисков на предприятиях агропромышленного комплекса / А. Ф. Инюкин, Т. Е. Хорольская, В. А. Савельева // Вестник Академии знаний. - 2021. -№ 5(46). - С. 156-160.

References:

1. Vlasenko E.A. Some aspects of the analysis of income and expenses of agricultural organizations of Krasnodar Krai / Vlasenko E.A., Chernyavskaya S.A., Goncharova N.V. // Financial economics. 2019. No. 6. pp. 82-88.

2. Agriculture of the Krasnodar Territory. Statistical collection. 2019: Stat. sat. Krasnodarstat. Krasnodar, 2020. 234 p.

3. Mironov, O.A. Profitability as a key factor in assessing the effectiveness of economic entities / O.A. Mironov, S.A. Chernyavskaya // In the collection: Modern economy and its information support: state, problems and prospects of development materials of the International Scientific Conference of Young scientists and university teachers. 2019. pp. 246-249.

4. Takhumova, O. V. Theoretical foundations of investment attractiveness in the regional system / O.V. Takhumova, E. A. Kovryakova // Modern Economy Success. - 2017. - No. 4. - pp. 107-111.

5. Takhumova, O. V. World economy and international economic relations : Textbook / O. V. Takhumova. -Stavropol : North Caucasus Federal University, 2016. - 256 p.

6. Takhumova, O. V. Development of entrepreneurship in the regional consumer market (based on the materials of the Stavropol Territory) : specialty 08.00.05 "Economics and management of the national economy : abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Takhumova Oksana Viktorovna. - Stavropol, 2006. - 20 p.

7. Chernyavskaya S.A. Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A. // Natural-humanitarian studies. 2020. No. 1 (27). pp. 310-315

8. Whose fields are these: Tkachev's Agrocomplex took 3rd place in the Russian Federation in terms of land area // RBC. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/26/05/2020 / 5eccb33f9a7947832a6beb96.

9. Adamenko A.A. Socio-economic conditions and territorial features of the development of agriculture in the Krasnodar Territory / A.A. Adamenko, A.D. Markova // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 2 (4). - P. 6-9.

10. Inyukin, A. F. Essence and causes of economic risks at the enterprises of the agro-industrial complex / A. F. Inyukin, T. E. Khorolskaya, V. A. Savelyeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 5(46). -S. 156-160.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-66-71

Е.О. Вегнер-Козлова - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Центра структурной политики, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, [email protected],

E.O. Wegner-Kozlova - Senior Researcher of the Center for Structural Policy of Region, Institute of Economics of the Ural Branch of RAS.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF WASTE MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION

Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием для Института экономики УрО РАН. The research has been carried out in accordance with the state task for the Institute of Economics of the Ural

Branch of the Russian Academy of Sciences.

Аннотация. Сложившаяся в России ситуация в сфере образования и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) характеризуется существенным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов и, как следствие, значительным экономическим ущербом. Задача формирования эффективной системы сбора, транспортировки, переработки, вторичного использования и утилизации, с необходимостью учитывающая региональные экономико-географические особенности регионов, на практике сталкивается с рядом организационных и институциональных ограничений. Комплекс мер, предпринимаемый на федеральном и региональном уровне, ориентирован на достижение оптимальной эффективности в обращении с

отходами. Однако, увеличение финансовой нагрузки на юридических лиц, связанное с завышением нормативов образования ТКО, может привести к негативным тенденциям в развитии экономики, обусловленным снижением конкурентоспособности предприятий, ухудшением инвестиционного климата и деловой активности. Целью работы является оценка регулирования сферы обращения с коммунальными отходами в контексте задач развития эффективной системы переработки и вторичного использования ТКО.

Abstract. The current situation in Russia concerning generation and disposal of municipal solid waste (MSW) is characterized by significant environmental pollution, irrational use of natural resources and, as a result, significant economic damage. The task of forming an effective system of collection, transportation, processing, recycling and disposal, which necessarily takes into account the regional economic and geographical features of the regions, in practice faces a number of organizational and institutional constraints. Measures taken at the federal and regional levels is focused on achieving optimal efficiency in waste management. However, an increasing financial burden on legal entities due to higher standards of MSW formation may lead to negative trends in economic development caused by lower competitiveness of enterprises, worsened investment climate and business activity. The study is aimed to assess regulating processes of municipal waste management in connection with the development of an effective system of recycling and reuse of MSW.

Ключевые слова: обращение с отходами, переработка отходов, нормативы накопления отходов, управление отходами.

Keywords: waste management, waste recycling, waste accumulation standards, waste management.

Сложившаяся в России ситуация в сфере образования и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) характеризуется существенным загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов и, как следствие, значительным экономическим ущербом. Комплекс мер, предпринимаемый на федеральном и региональном уровне, ориентирован на достижение экономической эффективности в обращении с отходами. Однако, увеличение финансовой нагрузки на юридических лиц, связанное с завышением нормативов образования ТКО, может привести к негативным тенденциям в развитии экономики, обусловленным снижением конкурентоспособности предприятий, ухудшением инвестиционного климата и деловой активности.

Очевидная задача формирования эффективной системы сбора, транспортировки, переработки, вторичного использования и утилизации, с необходимостью учитывающая региональные экономико-географические особенности регионов, на практике сталкивается с рядом организационных и институциональных ограничений.

Практическая реализация указанной задачи с одной стороны требует осуществления серьезных исследовательских проектов, модернизации инфраструктуры и, следовательно, существенных объемов финансирования. С другой стороны, предприятия реального сектора «задавлены» высокими монопольными ценами на ресурсы, энергию и транспорт, на что регулярно обращает внимание бизнес-омбудсмен России. Тарифная нагрузка на реальный сектор обратно пропорциональна его эффективности и конкурентоспособности, что будет еще более явственно проявляться в условиях «covid-рецессии». Таким образом, исследования в области экономической целесообразности, обоснованности нормативов и тарифов, и их влияния на развитие конкурентоспособности в текущем времени приобретают особую актуальность.

В странах ЕС интерес к созданию устойчивых экосистем характеризуется переориентацией в процессах производства и потребления на принципы сокращения, повторного использования и переработки. Данный вектор реализуется во многих сферах производства и потребления, и конечно затрагивает проблематику образования отходов.

Экологические проблемы, связанные с потенциальными факторами риска и усилия по улучшению состояния окружающей среды стали приоритетными среди государственных и общественных организаций Европы. Появилась тенденция усиления экологически-ориентированного и экологически-ответственного поведения, конкретизирующиеся в целенаправленном снижении негативного воздействия на окружающую среду [1]. Активное развитие получили эколого-экономические концепции: устойчивое развитие, зеленая и голубая экономика, циркулярная экономика, концепция «от колыбели к колыбели». В этой связи стратегии и планы обращения с отходами в странах ЕС ориентированы на «иерархию отходов», представленную в Рамочной директиве по отходам (рисунок 1).

Минимизация у источника' предотвращение образования

Сжигание или захоронение с получением энергии

Захоронение без

получения

Рисунок 1 - Международная «Иерархия отходов» [2]

Европейские страны отдают предпочтение переработке, к которой относятся: рециклинг, компостирование и анаэробное сбраживание. Доля переработки бытовых отходов выросла на 28,6 % за период с 1995 г. по 2018 г., сохраняя положительную динамику со средним темпом роста 104 % (рисунок 2).

Рисунок 2 - Доля переработки коммунальных отходов в ЕС, %

Наибольшая доля переработанных отходов приходится на Германию (67,3 %), Словению (58,9 %), Австрию (57,7 %), Нидерланды (55,9 %). Данные Европейского агентства по окружающей среде (таблица 1) свидетельствуют о том, что странами-лидерами в Европе с наименьшими показателями по захоронению твердых коммунальных отходов являются Швейцария, Голландия, Германия, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Австрия.

Таблица 1 - Переработка твердых коммунальных отходов в европейских странах-лидерах отрасли (в процентах от массы образовавшихся отходов) [3]

Страна Произведено отходов (кг/чел.) Рециклинг, % Компостирование, % Сжигание (термическое обезвреживание), % Захоронено, %

Германия 617 47 % 17 % 35 % 1 %

Швейцария 702 34 % 17 % 49 % 0 %

Австрия 578 24 % 35 % 37 % 4 %

Голландия 526 24 % 26 % 49 % 1 %

Швеция 458 33 % 16 % 50 % 1 %

Бельгия 439 34 % 21 % 44 % 1 %

Дания 747 28 % 17 % 54 % 1 %

Норвегия 496 24 % 16 % 58 % 2 %

Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами в России за последние годы претерпела значительную модернизацию нормативно-правовой базы. Правовую основу государственного регулирования в сфере обращения с ТКО в России составляют нормативно-правовые акты, распоряжения, приказы и методические указания. Отраслевым документом стратегического планирования, определяющим приоритеты государственной политики в области развития отрасли по переработке отходов производства и потребления является «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» (далее - Стратегия).

Стратегия направлена на развитие отрасли промышленности, объединяющей предприятия по производству оборудования для переработки отходов, предприятия по переработке отходов, а также субъекты, применяющие отходы и продукты их переработки в качестве сырья в технологических процессах. Целью Стратегии является создание эффективной отрасли переработки отходов производства и потребления, базирующейся на промышленных производственно-технических комплексах по переработке отходов, обеспечивающей планомерную минимизацию количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и обезвреживанию, до «нуля».

Определение твердых коммунальных отходов содержится в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Следует отметить, что указанный Федеральный закон, по содержанию более всего соответствует принципам «сокращения, повторного использования и переработки». Данный нормативно-правовой акт содержит определения процессов утилизации, рециклинга и регенерации отходов. Согласно данному закону, утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов.

Порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов содержится в Правилах определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269.

Принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения определены в Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (с изменениями и дополнениями) содержит методические указания для расчета предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно данному Приказу, (п. 7), тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Следует отметить, что в указанных документах отсутствуют инструменты и реальные механизмы для стимулирования модернизации сферы обращения с отходами, повышения ее эффективности, развития раздельного сбора ТКО. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО формируется, исходя из расходов регионального оператора. При расчете тарифа учитывается установленные законодательством нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. При этом, методика определения нормативов накопления (Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов Утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр) не предполагает определения морфологического состава отходов (способствующего развитию рециклинга, регенерации или рекуперации отходов), а также не устанавливает методику определения плотности отходов, что в конечном итоге сказывается на размере тарифа.

Таким образом, нормативно-правовая основа регулирования сферы обращения с ТКО в настоящее время, вопреки целям Стратегии, не способствует развитию системы переработки и вторичного использования отходов, что «приводит к ежегодной упущенной выгоде от переработки как минимум в 68 млрд. руб. (1,7 млрд. евро)» [4].

Объем образования коммунальных отходов в Свердловской области стабильно растет. Оценка фактического объема ТКО показала, что объем коммунальных отходов, образованных всеми категориями объектов (административными, учебными, культурно-развлекательными, спортивными учреждениями, предприятиями общественного питания, предприятиями сферы услуг, предприятиями различных отраслей промышленности, многоквартирными и индивидуальными домами) за рассматриваемый период вырос на 11,7 %, что в абсолютном выражении составило 161,2 тыс. тонн (таблица 2).

Таблица 2 - Объем образования коммунальных и твердых коммунальных отходов, образованных всеми категориями объектов, тыс. тонн [5]

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютный прирост 2018/2015 гг.

Объем образования коммунальных отходов (образованных всеми категориями объектов) 1765,8 1641,5 1760,5 1974,8 209

Объем образования твердых коммунальных отходов (ТКО) (образованных всеми категориями объектов) 1380,8 1285,5 1414 1542 161,2

Источником, генерирующим ТКО, является человек. Представляется целесообразным рассмотреть фактически накопленный объем ТКО в расчете на 1 жителя (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика фактического объема коммунальных и твердых коммунальных отходов в расчете на 1 человека

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абсолютный прирост 2018/2015

Население Свердловской области, всего, чел 4327472 4330006 4329341 4325256 -2216

Фактический объем коммунальных отходов тонн на человека в год 0,41 0,38 0,41 0,46 0,05

Фактический объем коммунальных отходов тонн на человека в месяц 0,034 0,032 0,034 0,038 0,004

Фактический объем ТКО тонн на человека в год 0,32 0,30 0,33 0,36 0,04

Фактический объем ТКО тонн на человека в месяц 0,027 0,025 0,027 0,030 0,003

Рост фактически образованного за год объема ТКО составил 12,5 %.

Согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 г. № 77-ПК (ред. от 28.06.2018) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования «город Екатеринбург»)»; постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 № 78-ПК (ред. от 28.06.2018) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах му-

ниципального образования «город Екатеринбург») нормативы накопления коммунальных для многоквартирных домов составляет 0,169 м3 в месяц, для индивидуальных жилых домов 0,190 м3 в месяц (для МО «город Екатеринбург» 0,213 и 0,261 м3 соответственно).

Таблица 4 - Сравнительный анализ нормативных значений и фактического объема накопления ТКО

Наименование категории объектов Нормативы накопления ТКО (постановление РЭК Свердловской области от 28 июня 2018 г. № 93-ПК)

В месяц В год

кг м3 кг м3

Многоквартирные дома /на 1 человека 33,586 0,169 403,032 2,028

Индивидуальные жилые дома /на 1 человека 30,246 0,190 362,952 2,280

Фактический объем ТКО*

Все категории объектов / на 1 человека 27,064 0,137 (р= 0,198 г/см3) 324,770 1,640 (р= 0,198 г/см3)

0,091 (р= 0,297 г/см3) 1,094 (р= 0,297 г/см3)

0,034 (р= 0,800 г/см3) 0,406 (р= 0,800 г/см3)

* Рассчитано по средней величине фактического объема ТКО в Свердловской области за период 2015-2018 гг.

Для расчета фактического объема ТКО в м3 взято три варианта значения плотности. Это связано с тем, что насыпная плотность ТКО в местах образования [6] (р=0,198 г/см3) отличается от плотности ТКО в уплотненном состоянии на полигонах [6] (р=0,800 г/см3). Так же следует принять во внимание, что с момента попадания ТКО в мусоровоз, отходы так же меняют плотность, зависящую от коэффициента уплотнения мусора, установленного производителем для каждой конкретной модели мусоровоза. В таблице использовано значение р= 0,297 г/см3, рассчитанное как произведение насыпной плотности ТКО в местах образования на коэффициент уплотнения 1,5 (однако, следует принять во внимание, что коэффициент уплотнения может варьироваться в границах от 1,5 до 7 в зависимости от модели мусоровоза [7]).

При минимальной насыпной плотности ТКО (р=0,198 г/см3) норматив, установленный для одной категории объектов (многоквартирных домов) превышает фактический объем образованных отходов всеми категориями объектов на 23 %.

Увеличение финансовой нагрузки юридических лиц, связанное с превышением нормативов образования ТКО может привести к негативным тенденциям для развития реального сектора экономики, связанных со снижением конкурентоспособности, ухудшением инвестиционного климата и деловой активности.

Выводы

Проведенный анализ продемонстрировал, во-первых, что поставленные в Стратегии цели, достижение которых возможно через развитие системы утилизации отходов (т.е. повторного использования или восстановления полезных свойств) ограничено нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу обращения с ТКО. И, во-вторых, расчет на примере Свердловской области показал, что установленные нормативы накопления ТКО, являющиеся основанием для определения величины тарифа в сфере обращения с отходами, не соответствуют фактическому объему образованных отходов.

Учитывая негативные социо-экономические тенденции (к которым относятся: отрицательная динамика численности населения, снижение реальных доходов населения, уменьшение числа малых и средних предприятий), для уточнения существующих нормативов ТКО, представляется необходимым:

- на основании п. 2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 № 254/пр дифференцировать норматив ТКО в зависимости от видов отходов (относящиеся к твердым коммунальным), которые определены Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) (утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242);

- проанализировать информацию о произведенных замерах ТКО, включенных в расчет установленного норматива. Провести сравнительный мониторинг объема фактически образованных ТКО для разных категорий объектов, с применением 1оТ технологий (датчиков контроля выгрузки мусорных контейнеров, датчиков наполненности контейнера для ТКО, автоматизированных систем организации вывоза ТКО);

- установить зависимость нормативов по типу населенного пункта, количеству проживающих, и плотности населения.

Следует отметить, что приближение нормативов ТКО к реально существующим объемам отходов, содействует в долгосрочной перспективе достижению целевых показателей национального проекта «Экология», так как финансовая заинтересованность потребителей в уменьшении объема ТКО будет способствовать снижению части отходов, направляемых на утилизацию, и увеличению доли отходов, пригодных для обработки.

Источники:

1. Гребенкин А. В., Вегнер-Козлова Е. О. (2019). Возможности и риски цифровизации для циркулярной

экономики // Материалы I международной научно-практической конференции Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии. Екатеринбург. 2019. С 153-161.

2. Европейская практика обращения с отходами: проблемы, решения, перспективы. [Электронный ре-

сурс] Режим доступа https://www.waste.ru/uploads/library/wb2.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. [Электронный ресурс] Режим доступа https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Proekt_Strategii_PPO_predlozheniya.pdf.

4. Отходы в России: мусор или ценный ресурс? Сценарии развития сектора обращения с твердыми коммунальными отходами [Электронный ресурс]. Режим доступа http://biotech2030.ru/othody-v-rossii-musor-ili-tsennyj-resurs-stsenarii-razvitiya-sektora-obrashheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami.

5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году».

6. Гуман О. М., Грязнов О. Н., Макаров А. Б, Антонова И. А., Захаров А. В. Эколого-геологические условия и мониторинг окружающей среды полигонов твердых бы -товых отходов Среднего Урала. Екатеринбург: ООО «УИПЦ», 2013. ISBN 978-5-4430-0028-2. УДК 504.55.064.47.

7. Коэффициент уплотнения мусора и его значение при выборе мусоровоза. Сайт ООО «Центркоммаш». [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.sweeper.ru/articles/31904/ Дата обращения 31.01.2020 г. References:

1. Grebenkin A. V., Wegner-Kozlova E. O. (2019). Opportunities and Risks of Digitalization for the Circular Economy // Proceedings of the First International Scientific and Practical Conference "Digital Transformation of the Industry: Trends, Management, Strategies". Ekaterinburg, 2019. P. 153-161.

2. European Waste Management Practice: Issues, Solutions, Perspectives. [Electronic resource] Access mode https ://www.waste.ru/uploads/library/wb2 .pdf.

3. Industrial Development Strategy for Processing, Utilization and Neutralization of Production and Consumption Waste by 2030. [Electronic resource] Access mode https://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs /Proekt_Strategii_PPO_predlozheniya.pdf.

4. Waste in Russia: garbage or a precious asset? Scenarios of development of the municipal solid waste management sector [Electronic resource]. Access mode http://biotech2030.ru/othody-v-rossii-musor-ili-tsennyj-resurs-stsenarii-razvitiya-sektora-obrashheniya-s-tverdymi-kommunalnymi-othodami/.

5. Government Report "On the Situation and Protection of the Environment of the Russian Federation in 2018".

6. Guman O. M., Gryaznov O. N., Makarov A. B, Antonova I. A., Zakharov A. V. Ecological and geological conditions and environmental monitoring of Middle Urals solid domestic waste landfills. Ekaterinburg: Ural publishing and printing center LLC, 2013. ISBN 978-5-4430-0028-2. UDC 504.55.064.47.

7. Waste compaction density and its value when selecting garbage trucks. The website Centrkommash LLC. [Electronic resource] Access mode http://www.sweeper.ru/articles/31904/ accessed on January 31, 2020.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-71-74

К.Н. Вицелярова - к.э.н., доцент, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

K.N. Vitselyarova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Industry and Project Management, Kuban State Technological University;

А.А. Горовой - магистрант 2 курса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

A.A. Gorovoy - 2nd year undergraduate student, areas of training «State and Municipal Administration», Kuban State Technological University.

SWOT-АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ SWOT ANALYSIS OF MUNICIPAL EDUCATION BRYUKHOVETSKY DISTRICT AND PROSPECTS OF ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. В научной статье представлен SWOT-анализ муниципального образования Брюховецкий район, выявлены проблемы социально-экономического развития территории, определены меры регулирования, направленные на обеспечение устойчивого развития территории. Авторами доказано, что SWOT-анализ является инструментом координации внутренних возможностей, ресурсов региона и условий окружающей среды.

Цель данной работы - провести SWOT-анализ для дальнейшего выбора стратегии, инструментов управления и построения соответствующих прогнозов развития территории - муниципального образования Брюховецкий район.

Abstract. The scientific article presents a SWOT analysis of the municipality of Bryukhovetsky District, identifies the problems of socio-economic development of the territory, defines regulatory measures aimed at ensuring sustainable development of the territory. The authors have proven that SWOT analysis is a tool for coordinating internal capabilities, regional resources and environmental conditions.

The purpose of this work is to conduct a SWOT analysis for the further choice of strategy, management tools and the construction of appropriate forecasts for the development of the territory - the municipality of Bryukhovetsky District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.