слово и. дело
организационно-экономические аспекты развития
информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей
_Аннотация
Обоснованы основные направления развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей. Особое внимание уделено субъектам оказания консультационных услуг, так как на рынке этими видами деятельности могут и должны заниматься помимо специализированных организаций специализированные вузы, НИИ, малые инновационные предприятия. Представлены практические рекомендации по информационному сопровождению инноваций в сельскохозяйственное производство.
Ключевые слова: консультационные службы, инновации, экономика, сельское хозяйство, эффективность _
Организационно-экономический механизм развития информационно-консультационного обслуживания (ИКО) сельского хозяйства формируется на основе системы государственной поддержки, реализация которой входит в «зеленую корзину» ВТО.
Результат в продвижении
Организационно-экономический механизм информационного обеспечения сельского хозяйства представляет собой целый комплекс субъектов, каковой обусловливает необходимость тесной взаимосвязи между государством (стимулирование развития через механизмы государственной поддержки), наукой (стимулирование развития через коммерциализацию результатов научных исследований), консультирующими организациями и сельскохозяйственными организациями, являющимися потребителями консультационных услуг. Научные и образовательные организации при реализации предложенного механизма формируют научную базу и кадровый резерв для развития консультационных служб, специализирующихся на внедрении инноваций в АПК.
Антошин
Константин
Александрович
аспирант экономического факультета, Орловский государственный аграрный университет; генеральный директор, ООО «СпецМ» [email protected]
-развития
_информационно_консультационной
_деятельности
—в сельском хозяйстве позволяет полностью
_использовать
_конкурентные
_преимущества
Научное обеспечение развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве позволяет полностью использовать конкурентные преимущества российского аграрного сектора. Основной проблемой научного обеспечения развития считаем отсутствие эффективного механизма продвижения передовых научных достижений в сферу производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Отметим, что на региональном уровне довольно развита система высшего профессионального аграрного образования. В этой связи именно вузы должны стать основным связующим звеном между наукой и производством, тем более что в них ведутся научные исследования. Также повышению уровня научных исследований в вузах способствует создание совместно с НИИ малых инновационных организаций, основной целью которых является продвижение научных результатов в производство. Необходимо отметить, что как на всероссийском, так и на региональном уровне функционируют НИИ аграрного профиля, реализация потенциала которых позволит существенно продвинуться в повышении конкурентоспособности сельского хозяйства, продвижение результатов научной деятельности возможно через консультационные услуги. Нами сформулированы соответствующие информационные инструменты обеспечения деятельности сельскохозяйственных производителей (рис. 1). Эффективное функционирование организационно-экономического механизма информационного и инновационного обеспечения сельского хозяйства невозможно без государственного финансирования и управления. Как показала практика, государственная поддержка информационно-консультационных служб должна осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Прямое финансирование консультаций для сельскохозяйственных организаций целесообразно осуществлять через региональные структуры управления АПК на грантовой основе. Реализация механизма информационного обеспечения сельскохозяйственных производителей требует совершенствования системы управления АПК. Это связано как с необходимостью государственной поддержки развития консультирующих организаций и сельскохозяйственных организа-
© © © ©
Рис. 1. Система инструментов государственного стимулирования развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных
производителей
ций, осваивающих инновации, так и с необходимостью государственного мониторинга и оценки эффективности внедрения инноваций. Причем основная роль в государственном регулировании развития информационно-консультаци-
онной деятельности в сельском хозяйстве должна отводиться региональным органам управления, так как именно на этом уровне можно сформировать эффективный механизм информационного обеспечения отрасли с учетом региональной специфики. Мы считаем, что комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных производителей Орловской области, необходимо построить следующим образом (рис. 2). Как видно из представленного рисунка 2, одним из ключевых элементов системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных производителей является повышение роли государственного регулирования данных процессов.
Консультация для обновления
Миссией такого регулирования является повышение эффективности управления сельскохозяйственным производством по направлению стимулирования использования в производственном процессе инноваций посредством задействования ресурсов консультационных организаций. Основными задачами государственного регулирования являются:
1) совершенствование методической и нормативной базы применения эффективных технологий в АПК;
2) формирование федеральных и региональных баз информационных ресурсов аграрной направленности и обеспечение доступа к ним;
3) обеспечение поддержки развития консультирующих организаций, ориентированных на внедрение инноваций в сельском хозяйстве;
4) создание условий, мотивирующих сельскохозяйственных производителей инвестировать в инновации;
5) постоянный мониторинг эффективности работы консультирующих организаций.
Мы считаем, что одним из ключевых индикаторов при реализации стратегических направлений развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей до 2020 года может стать система, позволяющая связать экономическими взаимоотношениями
Ът^к-
креативная экономика, 2014, № 12(96)
_государственная
поддержка информационно-консультационных
-осуществляться как на федеральном, так
_и на региональном
_уровнях
Формирование стратегии развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей Орловской области
Внедрение результатов научных исследований.
Объектами являются ОрелГАУ и его научные подразделения, малые инновационные предприятия, региональные НИИ.
Сельскохозяйственные организации, внедряющие инновации.
и
1 е X "в-
1_ О тч
1 1 Р
1— тз 1
1 в п о й
и я м В
и Я в п
>1 «
1_ и •8 0 ё 1 и о ц О 3 9 1 П 5 а и
И | С О Ш Л
|! Ш В
|! я
Создание базы инноваций для сельского хозяйства
Государственное стимулирование информационного обеспечения сельского хозяйства за счет бюджетных средств
Усиление контроля за отраслями АПК и расходованием бюджетных средств
Повышение роли государственного регулирования информационного обеспечения сельского хозяйства
Совершенствование системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей Орловской области
Создание информационного портала для сельского хозяйства
Продвижение инноваций в сектор сельскохозяйственного производства
Создание условий по
популяриз алии внедрения инноваций и использованию
услуг консультационных служб
О существ ление экономической оценки эффективности консультационных услуг и внедрения инноваций в сельском хозяйстве
Организация электронной площадки, стимулирующей сбыт сельскохозяйственной продукции
Рис. 2. Приоритетные направления совершенствования системы информационно-консультационного обеспечения
сельскохозяйственных производителей Орловской области
_информационно-
консультационное
_обслуживание
_должно быть
в тесной взаимосвязи
_с внедрением
_инноваций
ювош
производителей инноваций и сельскохозяйственных производителей путем создания инфраструктурных единиц, таких как консультационные организации в виде малых инновационных предприятий, центров коллективного пользования, самостоятельных консультирующих организаций. Информационно-консультационное обслуживание должно быть в тесной взаимосвязи с внедрением инноваций. Поэтому функциональными задачами новой структурной единицы должны стать следующие:
• сбор заявок хозяйствующих субъектов о необходимости проведения консультаций;
• оценка организаций представляющих консультационные услуги;
• рекомендация консультирующих организаций, реализующих свою деятельность в рамках государственной поддержки с целью продвижения инноваций;
• формирование базы данных наиболее успешных инноваций в сельском хозяйстве региона;
• оценка качества оказываемых информационно-консультационных услуг.
Такая управленческая структура, подчиненная непосредственно руководителю Департамента сельского хозяйства и направленная на стимули-вание внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство позволит реализовать ключевые направления развития сельского хозяйства региона на инновационной основе. В районных управлениях созданные отделы позволят на уровне муниципальных образований отслеживать эффективность работы консультационных служб и результативность внедрения их рекомендаций на уровне хозяйствующих субъектов. Деятельность данных подразделений позволит реализовать предлагаемый механизм государственной поддержки развития информационно-консультационной деятельности инновационной направленности в сельском хозяйстве. Таким образом, структурное и функциональное совершенствование системы управления АПК Орловской области и формирование информационной инфраструктуры должны происходить комплексно. Лишь в этом случае возможно формирование инновационно-ориентированной аграрной
__
политики не только отдельно взятых муниципальных образований, но и регионального АПК в целом. С учетом предложенных изменений нами предлагается следующий механизм государственной поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства, включающий 5 этапов (рис. 3).
Первый этап является ключевым при реализации механизма поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве на уровне региона. По нашему мнению, региональные финансовые средства для поддержки развития информационно-консультационного обслуживания села необходимо выделять по следующим двум направлениям:
1 этап Формирование регионального фонда денежных средств, направляемых на финансирование части затрат на консультационные услуги
2 этап Определение потребности сельскохозяйственных производителей в консультационных услугах, направленных на инновационное развитие
и_и
3 этап Подбор наиболее компетентных консультирующих организаций для осуществления консультационной деятельности по направлениям
и_и
4 этап Финансирование 75% стоимости консультационной услуги за счет средств регионального фонда
и и
5 этап Оценка качества оказанных консультационных услуг и формирование базы эффективных и неэффективных консультантов в сельском хозяйстве
Рис. 3. Этапы поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства
_на реализацию мер
_государственной
—поддержки развития
_консультационной
_деятельности
—в сельском хозяйстве
_Орловской области
_необходимо
заложить в бюджете _5 млн рублей
гово ни
1. Грантовая поддержка создания инновационных консультационных организаций.
2. Субсидирование затрат на инновационные консультации.
Для создания инновационных консультационных организаций требуется создать мотивирующие условия для регистрации организации и оптимальной работы научных сотрудников. Как показал опыт государственной поддержки начинающих предпринимателей, достаточно эффективным является выделение на грантовой основе 300 тыс рублей безвозмездной субсидии. Для Орловской области достаточно будет выделения 5 грантов в год в течение двух лет реализации проекта развития информационно-консультационного обслуживания. Данные средства должны расходоваться по целевому направлению: на оргтехнику, научное и измерительное оборудование, научную литературу, повышение квалификации сотрудников. Это позволит стимулировать регистрацию юридических лиц, оказывающих инновационно-направленные консультации. Критериями выделе-я субсидий для консультационных организаций лжны стать следующие:
адровый потенциал (наличие ученых степеней консультантов, опыт работы в аграрной сфере или в вузах или НИИ аграрного профиля, интенсивность и эффективность научной деятельности по аграрной тематике);
• наличие договорной или кадровой связи с аграрным вузом или НИИ, которая позволит привлечение дополнительных интеллектуальных ресурсов или научного оборудования.
Совет - путь к решению
Еще одним направлением государственной поддержки является субсидирование затрат на инновационные консультации. Для этого в Орловской области следует создать региональный фонд, из которого возмещать часть затрат на привлечение консультантов. По нашему мнению, ежегодно для Орловской области необходимо выделение порядка 3,5 млн рублей на реализацию этой меры поддержки. Таким образом, на реализацию мер государственной поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве
Орловской области необходимо заложить в бюд- _
жете 5 млн рублей. _
На втором этапе необходимо определиться в _
направлениях консультационных услуг, востре- _
бованных сельскохозяйственными производите- _
лями. Решение этого вопроса можно осуществить _
посредством сбора предварительных заявок с _
сельскохозяйственных организаций и крестьянс- _
ких (фермерских) хозяйств о необходимости ока- _
зания консультационной помощи. Основным кри- _
терием для этих заявок должно быть внедрение _
инноваций в производство продукции, а в качестве _
индикаторов планируемой эффективности изме- _
нение ресурсоемкости, повышение качественных _
показателей продукции, планируемое увеличение _
доходов. По нашему мнению, заявка сельскохо- _
зяйственного производителя на оказание консуль- _
тационной услуги должна состоять из следующих _
пунктов: _
• наименование хозяйствующего субъекта; _
• специализация и размеры производства; _
• формулировка проблемы, решаемой посред- _
ством консультации; _
• максимальная сумма, которую организация _
может потратить на консультационную услугу; _
- желаемый результат от консультационной услуги. _
На этом этапе нами предлагается оценивать заказчи- _
ка услуг по методике, представленной в таблице 1. _
Таким образом, при отборе заказчика для субси- _
дирования услуг необходимо выбрать сельско- _
хозяйственного производителя с максимальным _
количеством баллов. _
Третий этап поддержки развития информаци- _
онно-консультационного обеспечения сельско- _
го хозяйства должен строиться на объективном и _
адекватном выборе исполнителей консультацион- _
ных услуг в рамках 75%-го субсидирования стои- _
мости услуг. Считаем, что субсидировать целесооб- _
разно информационно-консультационные услуги _
инновационной направленности, сформирован- _
ные на научной базе. В этой связи помимо оценки _
заявки на услуги необходимо подбирать испол- _
нителя на грантовой основе. Как уже отмечалось, _
главным критерием отбора консультантов должен _
являться уровень их квалификации. В этой связи в _
заявке на осуществление услуг должны отражать- _
Таблица 1
Основные характеристики сельскохозяйственного производителя и реализуемого им проекта с привлечением информационно-консультационной службы
Наименование критерия Показатель Отметить нужное Оценочный балл*
Направление хозяйственной деятельности зерновое 4
свекловодство 5
молочное скотоводство 7
мясное скотоводство 10
овцеводство, козоводство 8
свиноводство 8
Размер запрашиваемого гранта на привлечение ИКС до 100 тыс рублей 5
свыше 100 тыс рублей до 300 тыс рублей 3
свыше 300 тыс рублей до 500 тыс рублей 1
Создание при реализации проекта рабочих мест более 3 человек 5
3 человека 2
Наличие опыта внедрения инновационных технологий или привлечения ИКС есть 8
нет 0
Наличие статуса юридического лица 5
Участие в потребительском кооперативе да 5
нет 0
Период работы производителя Более 5 лет 2
От 3 до 5 лет 4
До 3 лет 2
Наличие поголовья скота на момент подачи заявки для участия в конкурсном отборе, условных голов нет
до 50 2
свыше 50до 100 4
свыше 100 6
Наличие земельных участков в собственности или долгосрочной аренде (на срок более 10 лет) нет 0
до 100 га 3
свыше 100 до 1000 га 5
свыше 1000 га 7
Доля собственных средств для привлечения консультантов 25% 2
От 25 до 50% 4
Свыше 50% 10
Наличие в собственности сельскохозяйственной техники, необходимой для реализации проекта, на момент подачи заявки для участия в конкурсном отборе нет 0
до 3 ед. 3
свыше 3 до 5 ед. 5
свыше 5 ед. 7
Наличие рекомендации от районного отделения сбора и обработки научно-технической информации в сельском хозяйстве 5
*балл для оценки критерия в каждом регионе можно устанавливать в зависимости от региональной специфики и приоритетов.
ся уровень образования исполнителей услуг, опыт работы. Причем целесообразно привлекать для консультаций ученых в соответствующей отрасли наук. В этой связи при выборе консультационной организации для оказания услуг в рамках поддержки, на наш взгляд, следует руководствоваться критериями, представленными в таблице 2. Данный подход при выборе консультантов позволит помимо поддержки консультирующих организаций стимулировать привлечение к консультационной деятельности ученых вузов и НИИ. Четвертый этап поддержки - это осуществление финансирования 75% затрат на оказание консультационных услуг инновационного характера. Цена на услуги формируется исходя из ее трудоемкости, наукоемкости и заявляется в формате тендера. При согласии сторон и согласовании с Департаментом сельского хозяйства Орловской области 75% этой суммы компенсируется сельскохозяйственному производителю из фонда поддержки развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве.
В течение года после оказания должны проводиться оценка качества оказанных консультационных услуг и формирование базы эффективных и неэффективных консультантов в сельском хозяйстве. Для этого нами предлагается использовать ряд показателей, характеризующих эффективность внедрения инноваций.
Проблема оценки результативности работы консультационных организаций напрямую связана с изменением эффективности деятельности пользователей данных услуг. Однако вычленить именно влияние консультанта на изменение эффективности достаточно сложно, а в ряде случаев и невозможно. В этой связи, по нашему мнению, можно согласиться с учеными, которые предлагают производить комплексный анализ работы консультационной службы, учитывая влияние ее деятельности на эффективность сельскохозяйственных производителей, бюджетную эффективность (с учетом налоговых поступлений от консультационных организаций и увеличение налоговых поступлений от сельскохозяйственных производителей). На рисунке 4 представлен авторский подход к оценке эффективности консультационной деятельности
главным_
критерием отбора консультантов должен являться
уровень_
их квалификации
Таблица 2
Основные критерии выбора информационно-консультационной службы для оказания услуг в рамках государственной поддержки
Наименование критерия Показатель Отметить нужное Оценочный балл*
Юридический статус консультанта Самостоятельная коммерческая организация 3
ЦКП, кафедра (структурное) вуза, отдел НИИ 5
Малое инновационное предприятие 7
Доля сотрудников ИКС, имеющих ученые степени до 10% 1
свыше 10% до 60% 4
свыше 60% 6
Наличие у консультанта сотрудников Имеющие ученую степень по направлениям наук запрашиваемой услуги есть 5
нет 0
Наличие опыта внедрения инновационных технологий или привлечения ИКС есть 8
нет 0
Наличие у консультирующей организации специализированного оборудования для оказания услуг да 15
нет 0
Период работы производителя Более 5 лет 7
От 2 до 5 лет 4
До 2 лет 2
в аграрной сферы с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.
__Выводы
__Ключевым фактором развития информацион-
__но-консультационного обслуживания в сель__ском хозяйстве является наличие «прозрач-
__ного» механизма государственной поддержки
__привлечения к консультационной деятель__ности и внедрению инноваций специалистов
__высокого уровня, желательно ученых. Поэтому
__предложенные организационно-экономичес-
__кие аспекты через консультационную деятель__ность направлены на стимулирование внедре-
__ния результатов именно научной деятельности
__в реальное производство.
%
Прирост удельной прибыли
Снижение удельной себестоимости продукции
Объективный рост цен на продукцию
Прирост производительности труда
Бюджетная эффективность
Положительный NPV
Повышение урожайности культур или продуктивности животных
Рост плодородия почвы
Рост генетического потенциала семян растений или стада животных
Повышение качественных параметров продукции
Изменение рыночных позиций
Расчет эффекта должен проводиться со сдвигом во времени с учетом технологических особенностей сельского хозяйства
Корректировка на погодные условия в конкретном году, качество почв и на ценовые колебания на рынке сельскохозяйственной продукции и производственных ресурсов
Рис. 4. Оценка эффективности консультационной деятельности в аграрной сфере с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств
Источники
1. Алексанов Д. С. Организация консультационной службы в АПК / Д.С. Алексанов, А.Ф. Корольков, В.М. Кошелев, В.В. Маковецкий [и др.]. - М.: КолосС, 2007.
2. Злобин Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области / Е.Ф. Злобин, А.А. Полухин // Экономические и гуманитарные науки, 2010. - № 5.
3. Попова О.В. Опыт создания и функционирования инновационных структур в агропромышленном комплексе Орловской области / О.В. Попова,
_в течение года после
базы эффективных
_и неэффективных
_консультантов
ювтя
А.А. Полякова // Сборник научных трудов Sworld, 2008. Т. 6. № 3..
4. Полухин А.А. Формирование технической базы для освоения ресурсосберегающих технологий в зернопроизводстве / А.А. Полухин, А.Н. Ставцев // Вестник ОрёлГАУ, 2008. - № 6.
5. Полухин А.А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне // Образование, наука и производство, 2013. - № 2.
6. Полухин А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области // Современная конкуренция, 2010. - № 3.
7. Полухин А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области // Региональная экономика: теория и практика, 2011. - № 8.
8. Садков В.Г. Методические основы целеориенти-рованной господдержки сельхозтоваропроизводителей // АПК: экономика, управление, 2007. - № 8.
. Савкин В.И. Формирование информационной базы устойчивого эколого-экономического развития как основы для анализа и принятия стратегических управленческих решений // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - № 16.
Konstantin A. Antoshin
Postgraduate, Department of Economics, Orel State Agrarian University «Oryol GAU»; Chief Executive Officer, LLC «SpecM»
Organizational and economic aspects of the development of information and advisory service for agricultural producers
Abstract
The article substantiates the main directionsfor the development of information and advisory service for agricultural producers. Special consideration is given to the subjects of advisory services, as these types of activity shall be performed in the market, apart from the specialized organizations, by the specialized higher education institutions, scientific research centers, and small innovative enterprises. The article also provides the recommended practices for the development of information and advisory activities intended to promote and implement the innovation in the agriculturalproduction.
Keywords: advisory services, innovation, economy, agriculture, efficiency