Научная статья на тему 'Improving the mechanism of information and Advisory services for agricultural producers of the Orel region'

Improving the mechanism of information and Advisory services for agricultural producers of the Orel region Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSULTING SERVICES / INNOVATION / ECONOMY / AGRICULTURE / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Antoshin K.A.

In article the main problems of development of an informational and consulting upkeep of agricultural producers in the Orel region are proved. Measures of the state support taking into account restrictions of the WTO are defined. The special attention is paid to criteria of an assessment of producers and consultants at selection of the state support. It is proved that regional financial means for support of development of an informational and consulting upkeep of the village need to be allocated in the following two directions: grant support of creation of the innovative consulting organizations; subsidizing of costs of innovative consultations. Also the offered organizational structure of management of agrarian and industrial complex of the Orel region and stages of support of development of informational and consulting providing agriculture are presented in article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Improving the mechanism of information and Advisory services for agricultural producers of the Orel region»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

IMPROVING THE MECHANISM OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES FOR AGRICULTURAL PRODUCERS OF THE OREL REGION

Антошин К.А., аспирант Antoshin K.A., Post-graduate student ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Орел, Россия

Orel Sate Agrarian University, Orel City, Russia E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье обоснованы основные проблемы развития информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных производителей в Орловской области. Определены меры государственной поддержки с учетом ограничений ВТО. Особое внимание уделено критериям оценки производителей и консультантов при выделении государственной поддержки. Обосновано, что региональные финансовые средства для поддержки развития информационно-консультационного обслуживания села необходимо выделять по следующим двум направлениям: грантовая поддержка создания инновационных консультационных организаций; субсидирование затрат на инновационные консультации. Также в статье представлены предлагаемая организационная структура управления АПК Орловской области и этапы поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства.

ABSTRACT

In article the main problems of development of an informational and consulting upkeep of agricultural producers in the Orel region are proved. Measures of the state support taking into account restrictions of the WTO are defined. The special attention is paid to criteria of an assessment of producers and consultants at selection of the state support. It is proved that regional financial means for support of development of an informational and consulting upkeep of the village need to be allocated in the following two directions: grant support of creation of the innovative consulting organizations; subsidizing of costs of innovative consultations. Also the offered organizational structure of management of agrarian and industrial complex of the Orel region and stages of support of development of informational and consulting providing agriculture are presented in article.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Консультационные службы, инновации, экономика, сельское хозяйство, эффективность.

KEY WORDS

Consulting services, innovation, economy, agriculture, efficiency.

Наиболее результативным механизмом развития информационно-консультационного обслуживания (ИКС) сельскохозяйственных производителей будет при регионально ориентированном и регионольно управляемом подходе. В этой связи считаем целесообразным основные элементы государственной поддержки развития ИКС в сельском хозяйстве строить именно на уровне региона. Так, например, организационную структуру управления АПК Орловской области необходимо трансформировать с учетом объективной необходимости развития информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства следующим образом (рис. 1).

Региональный отдел управления информационно-консультационным обслуживанием и инновационного развития сельского хозяйства

Районные отделения сбора и обработки научно-технической информации в сельском хозяйстве (24 сотрудника: по 1 в каждом районе)

Рисунок 1 - Предлагаемая организационная структура управления АПК Орловской области

а

г

о г н и и т

о р с

к о о

с т н

е и ь

ч н л

и о е

т м т

и я

л и е

а я д

н а л и н е й о в

е ч е о

д т г

п р

тО с е б о о т

* £

п

2 2 р ог

он т н ле ев тд тс От ес

б о

иеи « 3- £

8 2 с ван евн ? I «

^ I- с

па б

лаы ерм део

Ое п

л

е д

е л м е з

с и с

л

е д

о л о н х е т

о р

г а

а в

та сл де

вод ед

о ° н

е

лл

еп д

я

и

т

и

в

з

а

р

и а

с

и и

и в

ц р

а е

з с

и о

н р

а г

х а

е

м

л

е

д

т

тО

х

и

к

с

ь

л

е й

с и

я р

и о

т т

и и

в р

з р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а е

р т

л

е

д

т

тО

л

е д

ы в о с н а н

х ы

н р

а

агр йи

ГС I иа в

ик о кз иа мр об но

ое * &

л

е д

Причем важно чтобы прослеживалась взаимосвязь между уровнями власти и конкретными хозяйствующими субъектами аграрного сектора экономики. По нашему мнению информационные потоки по вопросам внедрения инноваций посредством информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства, оценки эффективности данного обслуживания должны идти от сельскохозяйственных производителей к органам управления АПК региона, а информация о наиболее эффективных консультирующих организаций, о механизмах государственной поддержки от органов власти.

Представленное изменение организационной структуры связано с необходимость функциональной трансформации подхода к государственному управлению развитием информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных

производителей. На сегодняшний день отдел информационно-консультационного обеспечения АПК выполняет функцию сбора и анализа информации, получаемой от хозяйствующих субъектов. Мы считаем, что информационно-консультационное обслуживание должно быть в тесной взаимосвязи с внедрением инноваций. Поэтому функциональными задачами новой структурной единицы должны стать следующие:

- сбор заявок хозяйствующих субъектов о необходимости проведения консультаций;

- оценка организаций представляющих консультационные услуги;

- рекомендация консультирующих организаций, реализующих свою деятельность в рамках государственной поддержки с целью продвижения инноваций;

- формирование базы данных наиболее успешных инноваций в сельском хозяйстве региона;

- оценка качества оказываемых информационно-консультационных услуг.

Такая управленческая структура, подчинённая непосредственно руководителю Департамента сельского хозяйства и направленная на стимулирование внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство позволит реализовать ключевые направления развития сельского хозяйства региона на инновационной основе.

Рисунок 2 - Этапы поддержки развития информационно-консультационного обеспечения

сельского хозяйства

В районных управлениях созданные отделы позволят на уровне муниципальных образований отслеживать эффективность работы консультационных служб и результативность внедрения их рекомендаций на уровне хозяйствующих субъектов. Деятельность данных подразделений позволит реализовать предлагаемый механизм государственной поддержки развития информационно-консультационной деятельности инновационной направленности в сельском хозяйстве.

Таким образом, структурное и функциональное совершенствование системы управления АПК Орловской области и формирование информационной инфраструктуры должны происходить комплексно. Лишь в этом случае возможно формирование инновационно-ориентированной аграрной политики не только отдельно взятых муниципальных образований, но и регионального АПК в целом.

С учётом предложенных изменений нами предлагается следующий механизм государственной поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства. На рисунке 2 представлены этапы поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства.

Первый этап является ключевым при реализации механизма поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве на уровне региона. По нашему мнению региональные финансовые средства для поддержки развития информационно-консультационного обслуживания села необходимо выделять по следующим двум направлениям: грантовая поддержка создания инновационных консультационных организаций; субсидирование затрат на инновационные консультации.

Для создания инновационных консультационных организаций требуется создать мотивирующие условия для регистрации организации и создания условий работы для научных сотрудников. Как показал опыт государственной поддержки начинающих предпринимателей достаточно эффективным является выделение на грантовой основе 300 тыс. рублей безвозмездной субсидии. Для Орловской области достаточно будет выделение 5 грантов в год в течение двух лет реализации проекта развития информационно-консультационного обслуживания. Данные средства должны расходоваться по целевому направлению: на оргтехнику, научное и измерительное оборудование, научную литературу, повышение квалификации сотрудников. Данный вид поддержки позволит стимулировать регистрацию юридических лиц, оказывающих инновационно-направленные консультации. Критериями для выделения субсидии для консультационных организаций должны стать следующие:

- кадровый потенциал (наличие ученых степеней у консультантов, опыт работы в аграрной сфере или в ВУЗах или НИИ аграрного профиля, интенсивность и эффективность научной деятельности по аграрной тематике);

- наличие договорной или кадровой связи с аграрным ВУЗом или НИИ, которая позволит привлечение дополнительных интеллектуальных ресурсов или научного оборудования.

Еще одним направлением государственной поддержки является субсидирование затрат на инновационные консультации. Для этого в Орловской области необходимо создать региональный фонд из которого необходимо возместить часть затрат на привлечение консультантов. По нашему мнению необходимо выделение ежегодно для Орловской области порядка 3,5 млн. рублей на реализацию этой меры поддержки. Таким образом, на реализацию мер государственной поддержки развития консультационной деятельности в сельском хозяйстве Орловской области необходимо в бюджете заложить 5 млн. рублей.

На втором этапе необходимо определиться в направлениях консультационных услуг востребованных сельскохозяйственными производителями. Решение этого вопроса можно осуществить посредством сбора предварительных заявок с сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств о необходимости оказания консультационной помощи. Основным критерием для этих заявок должна явиться цель внедрение инноваций в производство продукции, а в качестве индикаторов планируемой эффективности изменение ресурсоёмкости,

повышение качественных показателей продукции, планируемое увеличение доходов. По нашему мнению заявка сельскохозяйственного производителя на оказание консультационной услуги должна состоять из следующих пунктов: наименование хозяйствующего субъекта; специализация и размеры производства; формулировка проблемы, решаемой посредством консультации; максимальная сумма, которую организация может потратить на консультационную услугу; желаемый результат от консультационной услуги.

На этом этапе нами предлагается оценивать заказчика услуг по методике, представленной в таблице 1.

Таблица 1. - Основные характеристики сельскохозяйственного производителя и реализуемого им проекта с привлечением информационно-консультационной службы

Наименование критерия Показатель Отметить нужное Оценочный балл*

Направление хозяйственной деятельности зерновое 4

свекловодство 5

молочное скотоводство 7

мясное скотоводство 10

овцеводство, козоводство 8

свиноводство 8

Размер запрашиваемого гранта на привлечение ИКС до 100 тыс. рублей 5

свыше 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей 3

свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей 1

Создание при реализации проекта рабочих мест более 3 человек 5

3 человека 2

Наличие опыта внедрения инновационных технологий или привлечения ИКС есть 8

нет 0

Наличие статуса юридического лица 5

Участие в потребительском кооперативе да 5

нет 0

Период работы производителя Более 5 лет 2

От 3 до 5 лет 4

До 3 лет 2

Наличие поголовья скота на момент подачи заявки для участия в конкурсном отборе, условных голов нет

до 50 2

свыше 50до 100 4

свыше 100 6

Наличие земельных участков в собственности или долгосрочной аренде (на срок более 10 лет) нет 0

до 100 га 3

свыше 100 до 1000 га 5

свыше 1000 га 7

Доля собственных средств для привлечения консультантов 25% 2

От 25 до 50% 4

Свыше 50% 10

Наличие в собственности сельскохозяйственной техники, необходимой для реализации проекта, на момент подачи заявки для участия в конкурсном отборе нет 0

до 3 ед. 3

свыше 3 до 5 ед. 5

свыше 5 ед. 7

Наличие рекомендации от районного отделения сбора и обработки научно-технической информации в сельском хозяйстве 5

* балл для оценки критерия в каждом регионе можно устанавливать в зависимости от региональной специфики и приоритетов.

Таким образом, при отборе заказчика для субсидирования услуг необходимо выбрать сельскохозяйственного производителя с максимальным количеством баллов.

Третий этап поддержки развития информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства должен строиться на объективном и адекватном выборе исполнителей консультационных услуг в рамках 75% субсидирования стоимости услуг. Считаем, что субсидировать целесообразно информационно-консультационные услуги инновационной направленности, сформированные на научной базе. В этой связи помимо оценки заявки на услуги необходимо исполнителя подбирать на грантовой основе. Как уже отмечалось, главным критерием отбора консультантов должны являться их уровень квалификации. В этой связи в заявке на проведения услуг должно отражаться уровень образования исполнителей услуг, опыт работы. Причем целесообразно привлекать для консультаций ученых в соответствующей отрасли наук. В этой связи при выборе консультационной организации для оказания услуг в рамках поддержки, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими критериями, представленными в таблице 2.

Таблица 2. - Основные критерии выбора информационно-консультационной службы для оказания услуг в рамках государственной поддержки

Наименование критерия Показатель Отметить нужное Оценочный балл*

Юридический статус консультанта Самостоятельная коммерческая организация 3

ЦКП, кафедра (структурное) ВУЗа, отдел НИИ 5

Малое инновационное предприятие 7

Доля сотрудников ИКС, имеющих ученые степени до 10% 1

свыше 10% до 60% 4

свыше 60% 6

Наличие у консультанта сотрудников имеющих ученую степень по направлениям наук запрашиваемой услуги есть 5

нет 0

Наличие опыта внедрения инновационных технологий или привлечения ИКС есть 8

нет 0

Наличие у консультирующей организации специализированного оборудования для оказания услуг да 15

нет 0

Период работы производителя Более 5 лет 7

От 2 до 5 лет 4

До 2 лет 2

Данный подход при выборе консультантов позволит помимо поддержки консультирующих организаций стимулировать привлечению к консультационной деятельности ученых ВУЗов и НИИ.

Четвертый этап поддержки, это осуществление финансирования 75% затрат на оказание консультационных услуг инновационного характера. Цена на услуги формируется исходя из её трудоемкости, наукоёмкости и заявляется в формате тендера. При согласии сторон и согласовании с Департаментом сельского хозяйства Орловской области 75% этой суммы компенсируется сельскохозяйственному производителю из фонда поддержки развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение года после оказания информационно-консультационной услуги должна проводиться оценка качества оказанных консультационных услуг и формирование базы эффективных и неэффективных консультантов в сельском хозяйстве. Для этого нами предлагается использовать ряд показателей, характеризующих эффективность внедрения инноваций.

Проблема оценки результативности работы консультационных организаций напрямую связана с изменением эффективности деятельности пользователей данных услуг. Однако вычленить именно влияние консультанта на изменение эффективности достаточно сложно, а в ряде случаев и не возможно.

В этой связи, по нашему мнению, можно согласиться с учеными, которые предлагают производить комплексный анализ деятельности консультационной службы, учитывая влияние её деятельности на эффективность сельскохозяйственных производителей, бюджетную эффективность (с учетом налоговых поступлений от консультационных организаций и увеличение налоговых поступлений от сельскохозяйственных производителей). На рисунке 3 представлен авторский подход к оценке эффективности консультационной деятельности в аграрной сферы, с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.

Показатели эффективности реализованных мероприятий

т

Прирост удельной прибыли

Снижение удельной

себестоимости

продукции

Объективный рост цен на продукцию

Прирост

производительности труда

Бюджетная эффективность

Положительный ЫРУ

Повышение урожайности культур или продуктивности животных

Рост плодородия почвы

Рост генетического потенциала семян растений или стада животных

Повышение качественных параметров продукции

Изменение рыночных позиций

Расчет эффекта должен проводиться со сдвигом во времени с учетом технологических особенностей сельского хозяйства

Корректировка на погодные условия в конкретном году, качество почв и на ценовые колебания на рынке

сельскохозяйственной продукции и производственных ресурсов

Рисунок 3 - Оценка эффективности консультационной деятельности в аграрной сферы с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.

Таким образом, мы считаем ключевым фактором развития информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве наличие «прозрачного» механизма государственной поддержки привлечения к консультационной деятельности и внедрению инноваций в сельскохозяйственное производства специалистов высокого уровня, желательно ученых. Поэтому предложенные организационно-экономические аспекты направлены на стимулирование внедрения результатов именно научной деятельности через консультационную деятельность в реальное производство.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Злобин, Е.Ф. Особенности рынка сельскохозяйственной техники Орловской области/Е.Ф. Злобин, А.А. Полухин// Экономические и гуманитарные науки.- 2010. -№5 с.78-84

2. Лисютченко Н.Н. Экономическая оценка реализации технического потенциала сельского хозяйства Орловской области / Н.Н. Лисютченко, А.А. Полухин, // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 1 (1) / 2012 pp. 18-20 http://www.rjoas.com/issue-2012-01.html.- 0,6 п.л. , в т.ч. авторских 0,3 п.л.

3. Лисютченко Н.Н. Организационно-экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве / Н.Н. Лисютченко, А.А. Полухин, // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, No. 4 (4) / 2012 pp. 20-26 http://www.rjoas.com/issue-2012-04.html

4. Попова О.В. Опыт создания и функционирования инновационных структур в агропромышленном комплексе Орловской области/ О.В. Попова, А.А. Полякова// Сборник научных трудов Sworld. 2008. Т. 6. № 3. С. 44a-47.

5. Полухин, А.А. Инновации в агропромышленном комплексе России / А.А. Полухин, А.Ю. Крутиков // Аграрная Россия. - 2013. - №6 с. 40-42

6. Полухин, А.А. Формирование технической базы для освоения ресурсосберегающих технологий в зернопроизводстве/ А.А. Полухин, А.Н. Ставцев// Вестник ОрёлГАУ. -2008. -№6 с. 23-26

7. Полухин, А.А. Особенности использования технического потенциала сельского хозяйства России на региональном уровне / А.А. Полухин // Образование, наука и производство. - 2013. - №2 с.22-29

8. Полухин, А.А. Конкурентные преимущества производителей сельскохозяйственной техники на рынке Орловской области / А.А. Полухин// Современная конкуренция. -2010. - №3(21) с. 97-109

9. Полухин, А.А. Перспективы развития аграрного рынка Орловской области / А.А. Полухин, А.И. Репичев // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.-№8(191) с. 13-18

10. Полухин, А.А. Технико-экономическая оценка способов содержания крупного рогатого скота / А.А. Полухин// Вестник ОрёлГАУ. - 2009. -№6 с. 56-59

11. Полухин, А.А. Основные направления воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства России / А.А. Полухин// АПК: экономика, управление. -2012. -№12 с.57-63

12. Полухин, А.А. Укрепление материально-технической базы производства зерна / А.А. Полухин, А.В. Алпатов, А.Н. Ставцев // АПК: экономика, управление. - 2013. -№10 - с. 53-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.