Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яровова Т.В., Сидяков Д.Ю.

В статье на основе исследования организационно-экономических аспектов реализации национального проекта «Цифровая экономика» проведён анализ существующей методики реализации соответствующих федеральных проектов. Обозначена основополагающая роль стратегического государственного управления для Российской Федерации. Отмечено особое влияние модернизации существующей экономической системы на социально-экономическую и геополитическую обстановку. Сформирована рекомендательная стратегия поэтапной реализации федеральных проектов рассматриваемого национального проекта, направленных на максимально эффективное распределение существующих ресурсов и расширение инструментария путем качественного усовершенствования правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яровова Т.В., Сидяков Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "DIGITAL ECONOMY"

In the article, based on the study of the organizational and economic aspects of the implementation of the national project "Digital Economy", the analysis of the existing methodology for the implementation of the corresponding federal projects is carried out. The fundamental role of strategic public administration for the Russian Federation is outlined. The special influence of the modernization of the existing economic system on the socio-economic and geopolitical situation is noted. A recommendatory strategy for the phased implementation of federal projects of the national project under consideration has been formed, aimed at the most efficient allocation of existing resources and the expansion of tools through a qualitative improvement of the legal system.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»»

EDN: DMRECQ

Т.В. Яровова - к.пед.н., доцент, заместитель научного руководителя МИЭП, доцент кафедры управления инновациями Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, t.yarovova@odin.mgimo.ru,

T.V. Yarovova - PhD, Deputy Scientific Director of International Institute of Energy Policy and Innovation Management, Associate Professor of the Department of Innovation Management of the Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo;

Д.Ю. Сидяков - студент 3 курса бакалавриата Международного института энергетической политики Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, sidyakov.d@odin.mgimo.ru

D.Y. Sidyakov - 3nd year undergraduate student International Institute for Energy Policy of the Department of Innovation Management of the Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "DIGITAL ECONOMY"

Аннотация. В статье на основе исследования организационно-экономических аспектов реализации национального проекта «Цифровая экономика» проведён анализ существующей методики реализации соответствующих федеральных проектов. Обозначена основополагающая роль стратегического государственного управления для Российской Федерации. Отмечено особое влияние модернизации существующей экономической системы на социально-экономическую и геополитическую обстановку. Сформирована рекомендательная стратегия поэтапной реализации федеральных проектов рассматриваемого национального проекта, направленных на максимально эффективное распределение существующих ресурсов и расширение инструментария путем качественного усовершенствования правовой системы.

Abstract. In the article, based on the study of the organizational and economic aspects of the implementation of the national project "Digital Economy", the analysis of the existing methodology for the implementation of the corresponding federal projects is carried out. The fundamental role of strategic public administration for the Russian Federation is outlined. The special influence of the modernization of the existing economic system on the socio-economic and geopolitical situation is noted. A recommendatory strategy for the phased implementation of federal projects of the national project under consideration has been formed, aimed at the most efficient allocation of existing resources and the expansion of tools through a qualitative improvement of the legal system.

Ключевые слова: национальный проект, федеральные проекты, цифровая экономика, эффективность, реализация.

Keywords: national project, federal projects, digital economy, efficiency, implementation.

Введение. В эпоху перехода к новым принципам организации производства, непрерывному инновационному процессу, изменившимся видам спроса и общественного потребления и, в конечном итоге, к новому технологическому укладу, процесс цифровизации системы международных экономических отношений становится необходимым условием обеспечения стабильности и устойчивого развития стран мира. Учитывая данную тенденцию, а также нестабильность внешнеполитической и экономической ситуации, обусловленную пандемией COVID-19, для Российской Федерации аспекты обеспечения национальной безопасности, стабилизации внутриэкономических и политических отношений, а также глобальной конкурентоспособности остаются приоритетными. В данном контексте центральное место занимает процесс развития цифровой экономики в стране. Учитывая все вышесказанное, встает вопрос о поиске экономически-эффективной стратегии реализации проектов, стимулирующих развитие отрасли цифровых технологий, исходя из следующих основных задач.

Во-первых, необходимо исследовать организационно-экономические аспекты реализации национального проекта «Цифровая экономика».

Во-вторых, требуется выявить научную базу для определения наиболее перспективных стратегий реализации федеральных проектов в рамках рассматриваемого национального проекта, а также обоснованность эффективности проектного управления на территории Российской Федерации.

В-третьих, необходимо выявить сопутствующие проблемы и провести комплексный анализ, на основе результатов которого требуется сформировать единый план, подразумевающий поэтапную реализацию федеральных проектов национального проекта «Цифровая экономика» для повышения общего уровня эффективности реализации проекта.

Разработка и внедрение подобных национальных планов, проектов и стратегических программ обусловлено, прежде всего, масштабностью социально-экономических и геополитических вызовов, с которыми сегодня приходится столкнуться российскому государству [18]. В данном вопросе решающая роль отведена новой цифровой экономической модели, которая способна преодолеть

стагнационный тренд, дать начало положительной динамике экономического роста, обеспечить национальную безопасность и высокое качество жизни населения. В связи с этим, требуется проведение последовательной грамотной экономической политики государства, основанной на внедрении научно-технологических достижений и разработке инновационных систем цифрового управления, что позволит нивелировать последствия социальных и экономических потрясений, нарушения привычного образа жизни общества и дестабилизации международных политических и экономических отношений.

Отсутствие четкой согласованной программы действий даже в рамках одного проекта может привести к обострению целого ряда экономических проблем, связанных не только с отдельными экономическими отраслями, но и с самой системой государственного управления. Именно поэтому необходимо провести анализ существующих проблем и выявить наиболее действенный план реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Требуется выявить такую последовательность, при которой будут происходить изменения в большинстве ключевых направлений, что приведёт к повышению эффективности реализации рассматриваемого национального проекта.

Объект исследования. Объектом исследования статьи выступают организационно-экономические аспекты реализации национального проекта «Цифровая экономика» и соответствующих федеральных проектов.

Предмет исследования. Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации национального проекта «Цифровая экономика» и соответствующих федеральных проектов.

Цель исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе проведенного комплексного анализа выявить экономические аспекты и проблемы реализации национального проекта «Цифровая экономика», обозначить важность реализации для качественного улучшения социально-экономической обстановки в стране и на основе полученных данных разработать рекомендательную стратегию поэтапной реализации федеральных проектов соответствующего национального проекта.

Методологическая основа и методическая база исследований. Методологическую основу исследований составили положения по вопросам стратегического государственного управления и циф-ровизации российской экономической модели, получивших отражение в Авдеевой И.Л. [13], Авербуха В.М. [14], Афиногенова Д.А. [15], Бармана С.С. [4], Варнавского В.Г. [16], Васильева В.П. [5], Ведуты Е.Н. [6], Кудряшовой Е.В. [7], Ленчук Е.Б. [18, 19], Марковой В.Д. [8], Паньшина Б. [20], Прасолова В.И. [21], Савиной Т.Н. [22], Сироткина С.А. [10], Тебекина А.В. [11, 23, 24], Устюжиной Е.В. [26] и др.

Методическую базу исследований также составили известные результаты исследований по вопросам реализации национальных проектов на территории Российской Федерации [17, 25, 27].

Основные результаты исследований. Изначально стратегическое управление рассматривалось с точки зрения инструмента, который использовался для решения комплексных проблем предприятия. Создание новых производственных процессов, технологическое оснащение или обновление уже действующих производств, выход на новые рынки сбыта продукции — все это является основными направлениями развития предприятия, которые должны быть исполнены при непосредственном согласовании всех аспектов с разработанной ранее стратегией [10].

Однако на текущем этапе развития общества стратегическое планирование ассоциируется в большей степени со сферой государственного управления. Особенно интенсивно процесс интеграции данной управленческой теории в парадигму государственного управления наблюдался в начале двухтысячных годов в России, где в силу территориальной протяжённости, федеративной формы государственного устройства и многонационального состава стала одной из наиболее эффективных и широко используемых форм государственного управления.

Как известно, научное сообщество продолжает исследовать проблемы и перспективы применения данной управленческой методики в российском государстве. Отдельного внимания заслуживают работы Е.Б. Ленчук. В своих трудах «Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения», а также «Российская экономика: поиск эффективной стратегии» [18, 19] директор Института экономики РАН рассматривает меры ускоренной технологической модернизации промышленной и инфраструктурной составляющей страны за счёт цифровизации основных экономических процессов и внедрения инновационных разработок. В работах отмечена важность формирования стратегических приоритетов развития, где ключевым фактором является взаимодействие бизнеса и государства.

В Российской Федерации концептуальную основу для организации системной работы в сфере стратегического управления формирует ФЗ № 172 от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в

Российской Федерации» [1]. Многие учёные отмечают рамочный характер данного акта, что связано в основном со сложностью и вариативностью стратегического государственного управления.

Получается, что одним из главных условий обеспечения положительной динамики стабильного экономического роста является укрепление стратегических и проектных основ, которые должны учитываться при формировании экономической политики государства. В этом процессе важную роль занимает усовершенствование нормативно-правового регулирования данной сферы, которое позволит в большем объеме использовать инструментарий, обеспечивающий вариативность процесса решения поставленных стратегических целей и задач.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] было поручено обеспечить разработку и реализацию 12 национальных проектов, включающих в себя также федеральные проекты и планы мероприятий, которые должны быть реализованы в соответствии с разработанной стратегией.

Вместе с этим, следует учитывать корректировки, прописанные в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Сейчас профильными министерствами и ведомствами активно разрабатывается единый план реализации национальных проектов до 2030 года. Решение о сдвиге сроков реализации принять из-за пандемического кризиса, что подтверждает факт обострения социально-экономических проблем в российском обществе. Именно для противостояния подобным вызовам и обеспечения стабильности развития внутриэкономических отношений и был создан национальный проект «Цифровая экономика».

Итак, на текущем этапе развития национальный проект «Цифровая экономика состоит из 6 федеральных проектов: «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Нормативное регулирование цифровой среды» [30]. Для более полного понимания ситуации в сфере реализации соответствующих федеральных проектов обратимся к таблице 1.

Таблица 1 - Бюджет федеральных проектов национального проекта «Цифровая экономика»

(Источник: составлено автором на основе данных сайта «Национальные проекты: Будущее России» [29])

Наименование федерального проекта Бюджет

1. Информационная инфраструктура 772,4 млрд руб.

2. Цифровые технологии 451,8 млрд руб.

3. Цифровое государственное управление 235,7 млрд руб.

4. Кадры для цифровой экономики 143,1 млрд руб.

5. Информационная безопасность 30,2 млрд руб.

6. Нормативное регулирование цифровой среды 1,7 млрд руб.

Общий бюджет всех федеральных проектов составляет 1837,7 млрд руб. Данный проект является одним из наиболее финансируемых, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности государства в развитии системы цифровой экономики.

До сих пор в международной практике не сложилось однозначное определение понятия цифровой экономики. В большинстве случаев делается акцент на внедрение передовых технологий и их последующее использование во взаимодействии экономических агентов. Так, группа Всемирного банка заявляет о том, что цифровая экономика - это новый экономический уклад, основанный на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которого формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства [28]. Здесь ключевым фактором выступает охват сразу нескольких общественных сфер. В данном определении затронуты новые возможности как в социальной и экономической сфере, так и в отрасли государственного управления. Именно в этом аспекте и просматривается главная причина, по которой национальный проект «Цифровая экономика» должен быть реализован с максимальной эффективностью. Технологическая модернизация экономической сферы оказывает совокупный положительный эффект на остальные отрасли общественного взаимодействия. Развитие цифровой экономики - мощнейший импульс, повышающий конкурентоспособность страны, качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, обеспечивающий устойчивый экономический рост, стабилизацию внутренних экономико-политических отношений и, как следствие, национальный суверенитет. В связи с этим, данное направление и соответствующий национальный проект можно считать вектором и необходимым условием социально-экономического развития Российской Федерации.

Для оценки результативности соответствующих мероприятий, рассмотрим действующую концепцию реализации рассматриваемых федеральных проектов. Счетная палата в 2019 году выявила нарушения при выполнении бюджета национального проекта [31]. За рассматриваемый период Мин-комсвязь потратила 73,3 % выделенных бюджетных средств. В заключении Счетной палаты также отмечено, что крупная часть расходов по национальной программе пришлась лишь на последние три дня 2019 года. Из шести разработанных федеральных проектов наименьшее кассовое исполнение наблюдалось у «Информационной безопасности», «Нормативного регулирования цифровой среды» и «Кадров для цифровой экономики». Ни по одному из перечисленных федеральных проектов степень реализации выделенных денежных средств не превысила 50 %. Из 64 результатов национального проекта, которые должны были быть исполнены до 31 декабря 2019 года, удалось достигнуть только 36. К иным проблемам Счетная палата отнесла многочисленные нарушение законодательства о контрактной системе и недостаточное взаимодействие профильного министерства с органами государственной власти.

Исходя из вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод о низкой степени эффективности выполнения национального проекта «Цифровая экономика» с учётом использования существующей методики реализации. Стремление охватить, обеспечить исполнение всех предусмотренных мероприятий в рамках 6 федеральных проектов приводит не только к снижению общего уровня реализации проекта, но и к нецелевому использованию денежных средств. Здесь важно обеспечить не только высокую скорость принятия грамотных управленческих решений, но и поэтапную реализацию федеральных проектов в целом. Для начала, необходимо обеспечить выполнение наиболее приоритетных проектов, которые в будущем, при условии достаточно эффективной их реализации, способны будут обеспечить синергетический эффект в контексте всего национального проекта. Необходимо локально устранять недостатки каждого федерального проекта в отдельности, уделяя внимание проработке всех необходимых сопутствующих моментов. Такая система лежит в основе создания максимально продуктивной стратегии реализации в контексте достижения мультипликативного действия взаимодействующих федеральных проектов.

В связи с вышеизложенной концепцией предложено сформировать новую стратегию реализации федеральных проектов национального проекта «Цифровая экономика» исходя из необходимости обеспечения поэтапного исполнения соответствующих аспектов. Отметим, что максимальное число одновременно исполняемых федеральных проектов в данной концепции не превышает трёх.

В первую очередь необходимо обеспечить нормативное регулирование цифровой среды путём реализации соответствующего федерального проекта. Без фундаментального правового обеспечения профильные министерства не смогут в полном объеме использовать необходимые инструменты, что в существенной степени увеличит сроки реализации соответствующих аспектов. Действенной мерой будет создание единого документа, в котором могут быть, как уточнены отдельные этапы, так и определены направления и базовые принципы перехода к цифровой экономике. Однако необходимо также учитывать факт того, что различные регионы Российской Федерации находятся на разных этапах перехода к новой экономической системе. Чтобы сократить разрыв между регионами, рекомендуется рассмотреть федеральный закон, способный давать право регионам самостоятельно издавать нормативно-правовые акты, способствующие плавному внедрению цифровой экономики.

После разработки соответствующей институциональной отрасли следует начать развитие инфраструктуры и цифровых технологий в целом путём реализации соответствующих национальных проектов. В данном вопросе первоначальной задачей является создание устойчивого фундамента для дальнейшего ускоренного развития, которое будет обеспечиваться за счёт мультипликативного эффекта, возникающего при поэтапном исполнении стратегии. На этой стадии одновременно выполняются мероприятия проектов «Информационная инфраструктура» и «Цифровые технологии». Необходимо качественное технологическое обновление большинства сфер экономической деятельности за счёт внедрения инновационных разработок. Чем больше внимания будет уделено созданию крепкого фундамента, способного обеспечить устойчивое развитие, тем больший синергический эффект будет получен в будущем.

Следующим этапом данной стратегии является обеспечение уже налаженной и высокотехнологичной инфраструктуры качественным человеческим капиталом и современными системами безопасности. На данном этапе одновременно реализуются проекты «Кадры для цифровой экономики» и «Информационная безопасность». Здесь основная роль отведена людям, которые будут обслужить уже созданную инфраструктуру, технологическое превосходство которой позволит совершить модернизацию большинства внутриэкономических процессов. Система информационной безопасности способна обеспечить устойчивость цифровой экономической системы и защитить национальный суверенитет Российской Федерации. Реализация соответствующих этапов поможет повысить цифровую грамотность населения, обеспечить всю территорию России покрытием сети Интернет, совершен-

ствовать развитие отечественного оборудования разработать систему безопасности для гармоничного внедрения цифровой экономики в существующую систему.

Четвёртым и заключительным этапом данной стратегии является модернизация самой системы стратегического государственного управления и соответственно реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление». В рамках данного этапа само понятие модернизации системы государственного управления подразумевает возможность принимать грамотные и максимально эффективные решения в условиях модернизации и цифровизации отечественной экономики. Крайне важным аспектом здесь будет дальнейшее сопровождение всех предыдущих этапов и соответствующих федеральных проектов. В конечном итоге, органы государственной власти продолжают поддержку всех предшествующих федеральных проектов для дальнейшего их развития, но уже с минимальными затратами.

Выводы. Таким образом, проведённый в рамках данного исследования комплексный анализ свидетельствует о ряде проблем, существенно усложняющих реализацию национального проекта «Цифровая экономика». С целью решения данных задач была разработана стратегия поэтапной реализации федеральных проектов в рамках рассматриваемого национального проекта. Данная стратегия предполагает четыре этапа, на протяжении которых реализуются соответствующие федеральные проекты. Отдельное место отведено созданию институциональной и инфраструктурной базы, что в будущем, благодаря использованию квалифицированного человеческого ресурса, позволит обеспечить максимальный совокупный результат от исполнения проекта в целом.

Реализация предлагаемой стратегии позволит эффективно и в кратчайшие сроки добиться максимального совокупного результата с учетом грамотного распределения имеющихся ресурсов. Безусловно, уже выполненные проекты необходимо сопровождать и поддерживать в дальнейшем, что только усилит положительное влияние внедрения цифровой экономики на все сферы жизни современного российского общества.

Источники:

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4. Берман С.С., Воробьев А.А. Стратегическое государственное управление: учеб. пособие / С.С. Берман, А.А. Воробьев. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 172 с.

5. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 325 с.

6. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики. М.: Академический проект, 2016. -239 с.

7. Кудряшова Е.В. Правовое регулирование стратегического планирования в сфере государственных финансов: Монография / Е.В. Кудряшова; отв. ред. И.И. Кучеров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019. - 304 с.

8. Маркова В.Д. Цифровая экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. -186 с.

9. Новые траектории развития финансового сектора России: Монография / Под ред. М. А. Эскиндарова,

B. В. Масленникова. - М.: Когито-Центр, 2019. - 367 с.

10. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Стратегическое планирование: учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. Екатеринбург: УрФУ, 2011 - 298 с.

11. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.) - 431 с.

12. Цифровизация экономических систем: теория и практика: Монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. -СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - 796 с.

13. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 19-25.

14. Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор). Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 71. - С. 159-166.

15. Афиногенов Д.А., Кочемасова Е.Ю., Сильвестров С.Н. Стратегическое планирование: проблемы и решения. Мир новой экономики. - 2019. - Т. 2. - № 13. - С. 23-31.

16. Варнавский В.Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики // Друкеровский вестник. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 73-80.

17. Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы // Финансовый журнал. - 2019. - № 4. - С. 36-49.

18. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения // Инновации. - 2020. - Т. 256. - № 2. -

C. 24-28.

19. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Российская экономика: поиск эффективной стратегии // Мир новой экономики. - 2018. - Т. 12. - № 1. - С. 6-21.

20. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. - 2016. - Т. 3. - № 157. - С. 17-20.

21. Прасолов В.И. Цифровая экономика как ответ на вызовы XXI века // Экономика и общество. - 2017. - № 2. - С. 44-52.

22. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24. - № 3. - С. 579-590.

23. Тебекин А.В. Анализ кризисов с позиций экономической теории. Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. -№ 12. - С. 3-9.

24. Тебекин А.В. Вероятное влияние тенденций развития мировой экономики на развитие экономики России в 2020-м году. Журнал исследований по управлению. - 2019. - Т. 5. - № 5. - С. 91-97.

25. Туликова И.В. Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы // Финконтроль. - 2017. - № 4.

26. Устюжанина Е.В., Сигарев А.В., Шеин Р.А. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - Т. 16. - № 12. - С. 2238-2253.

27. Чепик О.В. Механизм программно-целевого подхода как инструмент государственного управления регионом // Потенциал современной науки. - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 78-87.

28. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерения, [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 82 с.

29. Национальные проекты: Будущее России [Электронный ресурс]. URL https://futurerussia.gov.ru.

30. Официальный сайт правительства России [Электронный ресурс]. URL http://government.ru/info/35568.

31. РБК: Счетная палата объяснила плохое выполнение бюджета «Цифровой экономики» [Электронный ресурс]. URL https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/07/2020/5f1c0f2a9a7947d98ca023d5.

References:

1. Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» dated 28.06.2014 N 172-FZ.

2. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030».

3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 «On National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024».

4. Berman S.S., Vorobyev A.A. Strategic public administration: studies. manual / S.S. Berman, A.A. Vorobyov. - Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 2018. - 172 p.

5. Vasiliev, V. P. State and municipal management: textbook and workshop for academic bachelor's degree. - M.: Yurayt Publishing House, 2019. - 325 p.

6. Veduta E.N. Intersectoral balance. The mechanism of strategic planning of the economy. M.: Academic project, 2016. - 239 p.

7. Kudryashova E.V. Legal regulation of strategic planning in the field of public finance: Monograph / E.V. Kudryashova; ed. by I.I. Kucherov. - M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation : INFRA-M, 2019. - 304 p.

8. Markova V.D. Digital economy: Textbook. - M.: INFRA-M, 2018. - 186 p.

9. New development trajectories of the Russian financial sector: Monograph / Edited by M. A. Eskindarov, V. V. Maslennikov. -M.: Kogito-Center, 2019. - 367 p.

10. Sirotkin S.A., Kelchevskaya N.R. Strategic planning: textbook / S.A. Sirotkin, N.R. Kelchevskaya. Yekaterinburg: UrFU, 2011 - 298 p.

11. Tebekin A.V. Methods of managerial decision-making. Textbook / Moscow, 2019. Ser. 58 Bachelor. Academic course (1st ed.) - 431 p.

12. Digitalization of economic systems: theory and practice: Monograph / edited by Dr. of Economics, prof. A.V. Babkin. - St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2020. - 796 p.

13. Avdeeva I.L. Analysis of prospects for the development of the digital economy in Russia and abroad // Digital economy and Industry 4.0: problems and prospects proceedings of a scientific and practical conference with international participation. 2017. pp. 19-25.

14. Averbukh V. M. The sixth technological order and prospects of Russia (a brief overview). Bulletin of Stavropol State University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2010. - No. 71. - pp. 159-166.

15. Afinogenov D.A., Kochemasova E.Yu., Silvestrov S.N. Strategic planning: problems and solutions. The world of the new economy. - 2019. - Vol. 2. - No. 13. - pp. 23-31.

16. Varnavsky V.G. Digital technologies and the growth of the world economy // Drucker's Bulletin. - 2015. - Vol. 7. - No. 3. - pp. 73-80.

17. Kudelich M. I. System of regulatory requirements for evaluating the effectiveness of national projects: actual problems // Financial Journal. - 2019. - No. 4. - pp. 36-49.

18. Lenchuk E.B. Strategic planning in Russia: problems and solutions // Innovation. - 2020. - Vol. 256. - No. 2. - pp. 24-28.

19. Lenchuk E.B., Filatov V.I. Russian economy: search for an effective strategy // The world of the new economy. - 2018. - Vol. 12.

- No. 1. - pp. 6-21.

20. Panshin B. Digital economy: features and trends of development // Science and Innovation. - 2016. - Vol. 3. - No. 157. - pp. 17-20.

21. Prasolov V.I. Digital economy as a response to the challenges of the XXI century // Economy and society. - 2017. - No. 2. - pp. 44-52.

22. Savina T.N. Digital economy as a new paradigm of development: challenges, opportunities and prospects // Finance and credit. -2018. - Vol. 24. - No. 3. - pp. 579-590.

23. Tebekin A.V. Crisis analysis from the standpoint of economic theory. Journal ofEconomic Research. - 2018. - Vol. 4. - No. 12. - pp. 3-9.

24. Tebekin A.V. Probable influence of trends in the development of the world economy on the development of the Russian economy in 2020. Journal of Management Studies. - 2019. - Vol. 5. - No. 5. - pp. 91-97.

25. Tulyakova I.V. Evaluation of the effectiveness of state programs: problems and prospects // Fincontrol. - 2017. - № 4.

26. Ustyuzhanina E.V., Sigarev A.V., Shein R.A. Digital economy as a new paradigm of economic development // Economic analysis: theory and practice. - 2017. - Vol. 16. - No. 12. - pp. 2238-2253.

27. Chepik O.V. The mechanism of the program-target approach as a tool of state management of the region // Potential of modern science. - 2017. - Vol. 27. - No. 1. - pp. 78-87.

28. What is the digital economy? Trends, competencies, measurements, [Text]: dokl. to the XX Apr. international Scientific Conference on problems of economic and social development, Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 82 p.

29. National projects: The Future of Russia [Electronic resource]. URL https://futurerussia.gov.ru.

30. Official website of the Government of Russia [Electronic resource]. URL http://government.ru/info/35568.

31. RBC: The Accounting Chamber explained the poor implementation of the budget of the "Digital Economy" [Electronic resource]. URL https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/07/2020/5f1 c0f2a9a7947d98ca023d5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.