Научная статья на тему 'Организационно-экономическая роль механизма повышения конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине'

Организационно-экономическая роль механизма повышения конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (РЕГИОНА) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / THE COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM (REGION) / THE STATE''S REGIONAL POLICY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM TO IMPROVE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирва Ольга Григорьевна

В статье сделана попытка проанализировать особенности организационно-экономических механизмов по повышению уровня конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине. Проведенный анализ позволяет утверждать, что формирование организационно-экономического механизма обеспечения роста уровня конкурентоспособности региональных экономических систем государства повлечет их комплексное развитие на основе надлежащего использования конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чирва Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE ROLE OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FOOD ENTERPRISES IN UKRAINE

This paper attempts to analyze especially organizational and economic mechanisms to improve the competitiveness of the food enterprises in Ukraine. Our analysis suggests that the formation of organizational-economic mechanism for growth of competitiveness of regional economic systems of the state will lead their integrated development based on the proper use of competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая роль механизма повышения конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине»

УДК 658:338.45

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ

© 2013

О.Г. Чирва, кандидат экономических наук Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье сделана попытка проанализировать особенности организационно-экономических механизмов по повышению уровня конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине. Проведенный анализ позволяет утверждать, что формирование организационно-экономического механизма обеспечения роста уровня конкурентоспособности региональных экономических систем государства повлечет их комплексное развитие на основе надлежащего использования конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм по повышению уровня конкурентоспособности, конкурентоспособность региональной социально-экономической системы (региона), государственная региональная политика.

Формирование эффективного организационно-экономического механизма по повышению уровня конкурентоспособности региональных экономических систем государства создаст благоприятные условия для формирования оптимального их экономического структурного построения и обеспечит устойчивое развитие и конкурентоспособность отечественных предприятий пищевой промышленности как на внутреннем так и на внешнем рынках.

В научной литературе по сущности и структурному построению организационно-экономического механизма конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) отсутствует однозначная трактовка. Исследование вопросов формирования организационно-экономического механизма повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) свидетельствуют, что научные наработки не обеспечивают полного однозначного представления о целостности и системности данного механизма. Данной теме посвятили свои труды такие научные деятели как С. Ядчук, Е. Мишенин, И. Ришняк, П. Тархов и др.

Целью статьи является исследование особенностей организационно-экономических механизмов по повышению уровня конкурентоспособности пищевых предприятий в Украине.

Особые признаки организационно-экономического механизма на региональном и общегосударственном уровнях целесообразно исследовать как экономическую категорию по его составным элементам и их взаимодействием между собой. Однако, с начала целесообразно раскрыть суть самого понятия «механизм».

В экономических исследованиях, термин «механизм» начали применять со второй половины ХХ в. (60-е годы) [1, с. 210]. Так, было введено в оборот понятие «хозяйственный механизм экономической системы», который делал акцент на конкретной движущей силе функционирования системы. При этом считали, что механизму хозяйствования свойственно достаточно сложное структурное построение [1, с. 210]. Среди важнейших его структурных составляющих выделены следующие: формы организации общественного производства (специализация производства и его размещения, разделение труда, путем совершенствования которых общество оказывает влияние на уровень развития производительных сил и обеспечивает повышение эффективности их использования); виды хозяйственных связей, финансовые и кредитные отношения и т.д.; построение, методы и формы планирования хозяйственного управления, составляющими которых наряду с экономическими можно выделить также социально-психологические и правовые формы и методы; множество экономических стимулов и рычагов влияния на производство и участников процессов хозяйствования, через которые обеспечивается стимулирование и согласование хозяйственной деятельности [1, с. 210].

При этом С. Ядчук отмечал, что хозяйственный механизм представляет собой совокупность способов, ме-

тодов, приемов и форм ведения хозяйства, формирования хозяйственных связей, применения экономических законов, приобщение людей во время процессов производства к преодолению противоречий, применение юридических законов [2, с. 7].

Коллектив авторов Е. Мишенин, И. Ришняк, П. Тархов в своей работе механизм определяют в нескольких плоскостях: как категорию управления комплексного характера - совокупность ряда основных категорий управления: как систему (совокупность) отдельных механизмов; как совокупность отдельных элементов (в частности, организационно-экономических форм) [3, с. 78].

В других работах отмечается, что фундамент организационно-экономического механизма формируют организационные и экономические отношения, возникающие в процессе организации общественного труда, отношениях с обмена, деятельностью и отношениях по управлению [4, с. 30].

В свою очередь, А. Чухном, применено категорию «хозяйственного механизма», исследуя его как механизм воздействия на применение экономических законов, многокомпонентную систему в роли функциональной части производственных отношений, отражающей взаимодействие последних с производительными силами и надстройкой [5; 6].

Исследуя проблематику организационно-экономического механизма, В. Худо, определил только категорию экономического механизма и, относительно экономического механизма предпринимательской деятельности, предоставляет характеристику ему как совокупности подсистемы государственного содействия, подсистемы инфраструктурного обеспечения развития предпринимательской деятельности, подсистемы региональной политики и подсистемы саморазвития структур предпринимательской деятельности [7].

Под организационно-экономическим механизмом развития любой региональной хозяйственной системы

А. Мельник понимает множество методов и форм, с помощью которых, в ней происходит организация общественного производства и целесообразна экономически согласованная деятельность его как единого целого [8, с. 58].

В экономической энциклопедии под механизмом понимается система, способ под которым определяется порядок определенного вида деятельности или как систему определенных элементов и звеньев, что приводит их в действие [9, с. 355].

Итак, подытожив вышесказанное, основой понятия «механизм» является множественно отдельных элементов, таких как методы управленческого воздействия на экономическую деятельность региона, способы достижения определенных целевых установок, инструменты регулирующего воздействия на конкурентные отношения между региональными социально-экономическими системами государства, организационные формы управления процессами повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической

системы (региона) и т.д., и их взаимодействие по формированию целостной системы.

Итак, в процессе исследования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) будем опираться на применение системного подхода, т.е. на исследования отдельных составляющих системы, из которых формируется единое целое. Именно поэтому, организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) предлагаем рассматривать как единую структурно-функциональную систему связей между отдельными составляющими, регулирующее влияние на их взаимодействие для повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона).

Организационными составляющими данного механизма являются: формирование региональной политики по повышению уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона), создание и регулирующее влияние на конкурентную среду, формирование организационной структуры управления процессами повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона). А вот экономическими составляющими, в свою очередь, являются: финансовая, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

В свою очередь, организационно-экономический механизм повышения уровня региональной конкурентоспособности должен содержать:

- государственное регулирование конкурентоспособности региональных экономических систем;

- комплексную оценку уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) и уровня экономической безопасности;

- формирование и реализацию региональной политики по повышению уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона).

Соответственно, механизм повышения конкурентоспособности региональных экономических систем государства, должен предусматривать данные диспропорции регионального уровня в будущем обусловливает необходимость индивидуализации поисков средств по ее повышению каждой региональной социально-экономической системой, в соответствии с ее потребностями и возможностями, и определение на основе этого системы целевых установок по повышение уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона).

Региональная политика повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) направлена на формирование и эффективное использование его конкурентных преимуществ без нарушения интересов других региональных социально-экономических систем страны и должна отражать структуру экономики региональных хозяйственных систем в соответствии с приоритетами его развития.

Таким образом, формирование государственной региональной политики заключается в том, чтобы:

- учитывая уровень региональной дифференциации по конкурентоспособности региональных экономических систем государства формировать надлежащую финансово-налоговую и внешнеэкономическую политику с целью повышения уровня их конкурентоспособности;

- осуществлять господдержку региональных социально-экономических систем, имеющих низкий уровень конкурентоспособности и тех региональных социально-экономических систем функционирование которых имеет исключительно важное значение для процессов повышения национальной конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве;

- определять направления развития региональных социально-экономических систем, которые должны быть отражены в региональной политике повышения 122

конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона).

Регулирующее воздействие на процессы реализации региональной политики повышения конкурентоспособности имеет целью определенную, взаимосогласованность в деятельности специально уполномоченных органов власти регионального уровня, которая направлена на воплощение в жизнь системы мер и целей, которые определены программой повышения уровня региональной конкурентоспособности [10]. Для этого целесообразно формирование соответствующей финансовой, бюджетной, налоговой и таможенной политики. В свою очередь, финансово-бюджетная политика должна быть направлена на накопление, распределение и эффективное использование финансовых ресурсов с целью повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона). Основной целью которой является оптимальное распределение ВВП между территориями и видами экономической деятельности. Это послужит основой устойчивого роста экономики, как региональных социально-экономических систем, так и государства в целом.

Необходимо отметить, что уровень развития финансово-бюджетной политики оговариваются еще и внутренними и внешними факторами. В частности, к внешним факторам относят: экспортный потенциал государства, уровень его интеграции в мировое экономическое пространство, а к внутренним факторам: региональные социально-экономические системы, интеллектуальный и инновационный потенциал, уровень социального развития и система организации обращения денег.

Внешнеэкономическая политика имеет основу теории международной торговли, которая исследует основы внешнеэкономических операций и их влияние на хозяйственные события в стране и за рубежом. Полученные при этом знания являются основой для формулирования целей и принятия решений для эффективной внешнеэкономической политики государства в целом. Интеграция Украины в мировое экономическое пространство представляет собой одну из основных задач отечественной внешнеэкономической политики. Однако, только надлежащий уровень развития экономической стабильности отечественных пищевых предприятий позволит им эффективно конкурировать с зарубежными предприятиями

Внешнеэкономическая политика государства должна способствовать поступлению в государство элементов реального капитала, оказывать положительное влияние на уровень конкурентоспособности страны и ее региональных социально-экономических систем в частности [11, с. 953]. Внешнеэкономическая политика Украины должна быть политикой умеренного протекционизма, поскольку, лишь тщательные взвешенные меры по тарифному и бестарифному регулированию способствуют развитию конкурентной среды в пределах государства и защищать национальных производителей товаров [12].

Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения определенных целей и намеченных мероприятий региональной политики по повышению уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона). Он предусматривает установление критериев оценки уровня эффективности реализации региональной политики по повышению уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона), оценки состояния реализации программных мероприятий, идентификацию причин отклонения прогнозных показателей от планового уровня, формировании предложений для устранения отклонений [10, с. 451].

Важная особенность контроля за процессом реализации региональной политики по повышению уровня конкурентоспособности отечественных пищевых предприятий является его своевременность. Система контроля, которая не обеспечивает устранения серьезных отклонений, прежде чем они трансформируются в большие про-Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4

блемы, является нецелесообразной. Понятно, что корректировки должны быть направлены на устранение истинной причины отклонения. Если поставленных целей не достигнуто появляется необходимость пересмотреть региональную политику повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) с учетом допущенных просчетов и ошибок в процессе ее реализации в будущем.

Таким образом, предлагаемый механизм повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) позволит уменьшить региональные асимметрии, достичь баланса между конкурентоспособностью социально-экономической системы региона и уровнем ее экономической безопасности.

Таким образом, концепция механизма повышения конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона), должна включать государственное регулирование конкурентоспособности региональных экономических систем; комплексную оценку уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона) и уровня экономической безопасности; формирование и реализацию региональной политики повышения уровня конкурентоспособности региональной социально-экономической системы (региона).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мельник Н. И. Инвестиционный климат региона: теоретические и прикладные основы исследования: [Монография] / Мельник М.И. - Львов.: ИРД НАН Украины, 2005. - 304 с.

2. Ядчук С. В. Хозяйственный механизм аграрных формирований: учебное пособие / Ядчук С.В. - М.: Надстирье, 1996. - 212 с.

3. Мишенин Е. В. Организационно-экономический механизм экологизации аграрной сферы / Мишенин Е.В.,

Ришняк И.Н., Тархов П.В. // Вестник Сумского национального аграрного университета. Серия «Экономика и менеджмент». - Вып.1-2. - 2002. - С. 77-81.

4. Основные принципы государственной стратегии регионального развития [Электронный ресурс]. - М.: Министерство экономики Украины, 2001. - Режим доступа: http://www.rambler.ru

5. Чухно А. А. Изменение характера и структуры занятости в условиях постиндустриального общества / Чухно А.А. // Экономическая газета. - XXI. - 2002. - № 1. - С. 42-45.

6. Чухно А.А. Переход к рыночной экономике / Чухно А.А. - К.: Наукова думка, 1993. - 275 с.

7. Худо В. В. Организационно-экономический механизм развития предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. экон. наук - Львов.: Институт региональных исследований НАН Украины, 1995. - 18 с.

8. Организационно-экономический механизм развития региона: трансформационные процессы и их институциональное обеспечение: [Монография] / [под ред. д.э.н., проф.

A.Ф.Мельник]. - М.: Экономическая мысль, 2003. - 608 с.

9. Экономическая энциклопедия: в трех томах / [сост.: С. В. Мочерный (ответ. ред.) И др.. ]. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - Т.2. - 848 с.

10. Герасимчук З. В. Региональная политика устойчивого развития: методология формирования, механизмы реализации: [Монография] / Герасимчук З.В. - Луцк.: Надстырье. - 2001. - 451 с.

11. Экономика Украины: стратегия и политика долгосрочного развития / [под ред. акад. НАН Украины

B. М. Гейца]. - М.: Ин-т экон. прогнозировать.; Феникс, 2003. - 1008 с.

12. Шнипко А. С. Национальная конкурентоспособность: сущность, проблемы, механизмы реализации /

© 2G13

Шнипко А. С. - К.: Наук.думка, 2003. - 334 с. ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF THE ROLE OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FOOD ENTERPRISES IN UKRAINE

O.G. Chyrva, Ph.D. in Economics

State Uman Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation: This paper attempts to analyze especially organizational and economic mechanisms to improve the competitiveness of the food enterprises in Ukraine. Our analysis suggests that the formation of organizational-economic mechanism for growth of competitiveness of regional economic systems of the state will lead their integrated development based on the proper use of competitive advantages.

Keywords: organizational and economic mechanism to improve competitiveness, the competitiveness of the regional socio-economic system (region), the state’s regional policy.

УДК 81

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОВАРЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ И ЛЕКСИКОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

© 2013

Г.Р. Чумарина, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Институт экономики управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В настоящее время проблема лексикографической презентации метаязыковых и фразеологических единиц признается одной из важнейших как в теоретическом, так и в практическом плане. Структура электронного словаря должна удовлетворять многим условиям. Так как этот тип словаря предназначен только для пользователя компьютеров, лексическая база данных, которую он включает в себя, должна быть абсолютно формальной. Лексические свойства должны быть максимально ясными и доступными для автоматического распознавания любого письменного текста.

Ключевые слова: Электронный словарь, мультимедийные элементы, бумажный словарь, он-лайн словарь, лексическая информация, лексическая база данных.

За последние годы мы стали свидетелями эволюции автоматизированной лингвистики: смещение интереса от чисто грамматического аспекта языка к лексике и к большим корпусам текстов. Мы присутствуем при так называемой параллельной эволюции, которая идет от «игрушечных систем» к развитию экспертных систем (более мощных, но работающих в лимитированном секторе и с большим словарным составом), и, далее, к очень

большим системам, таким как «система автоматизированного перевода», где выдвигаются требования к словарю с большим реальным объемом и необходимость общих знаний о мире. Эти две основные тенденции, выдвинутые как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практического применения, привели к тому, что работа с лексикой стала модной, и еще более работа с корпусом текстов. Появилась необходимость иметь не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.