Научная статья на тему 'Организационно-экономическая модель развития логистического центра овощной продукции'

Организационно-экономическая модель развития логистического центра овощной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОВОЩНОЙ РЫНОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / MARKET INFRASTRUCTURE / REGIONAL VEGETABLE MARKET / LOGISTICS CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телитченко Д. Н.

В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития логистической инфраструктуры регионального овощного рынка через механизм создания консолидирующего звена в форме регионального логистического центра хранения и дистрибуции овощной продукции, а также обозначены возможные сценарии его развития и области минимизация рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT MODEL LOGISTICS CENTER OF VEGETABLES

The article describes the organizational and economic aspects logistics infrastructure of regional vegetable market through the mechanism of creation of consolidating link in the form of a regional logistics center storage and distribution of vegetable production, which identifying possible scenarios of its development and the field of risk minimization.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая модель развития логистического центра овощной продукции»

УДК 338.43

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

Д.Н. Телитченко

В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты развития логистической инфраструктуры регионального овощного рынка через механизм создания консолидирующего звена в форме регионального логистического центра хранения и дистрибуции овощной продукции, а также обозначены возможные сценарии его развития и области минимизация рисков.

Ключевые слова: рыночная инфраструктура, региональный овощной рынок, логистические центры.

В овощеводстве открытого грунта на уровне региона наиболее существенные факторы риска связаны с наличием инфраструктурных ограничений и неразвитостью рыночных механизмов в области сбыта и товародвижения овощной продукции до конечных потребителей. Фактическая разобщенность и отсутствие координации между производителями, переработкой, товаропроводящими звеньями и торговлей актуализирует необходимость формирования единой интегрированной консолидирующей системы на региональном рынке овощной продукции. Перспективным вариантом решения данной задачи может стать создание регионального логистического центра по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции [1, с. 97].

В госпрограмме «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы» отмечается необходимость развития системы логистических и оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей, фруктов и прочей сельскохозяйственной продукции [2]. При этом предусматривается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при условии выполнения установленного уровня финансирования из региональных бюджетов по следующим направлениям: 1) создание товаропроводящей инфраструктуры, расширение рынков сбыта картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции; 2) формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителями; 3) организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения; 4) организация сервисного обслуживания клиентов (информационного, банковского, транспортного и др.); 5) контроль качества и проверка на соответствие нормам безопасности реализуемой продукции.

В регионе уже имеется как негативный (не реализованный проект компании «Евразия Логистик» по строительству в Городищенском районе логистического комплекса класса «А») так и положительный (основанные на базе еще предприятий советского периода логистический центр «Волгоградский Хладокомбинат», Волгоградский оптово-продовольственный рынок или открытый в 2012 г. ультрасовременный логистический центр класса А группы компаний «Магнат», соответствующий мировым стандартам) опыт создания и функционирования современных логистических центров.

Правительство Волгоградской области заинтересовано в создании и успешной деятельности подобного логистического центра на рынке овощной продукции и оказывает соответствующую организационно-методическую и административную поддержку. Дополнительной мерой стимулирования, на наш взгляд, должна стать финансовые льготы при строительстве и эксплуатации центра или реализация проекта в форме государственно-частного партнерства.

Логистический центр овощного рынка - это организация, занимающаяся управлением и организацией грузопотоков, оказывающая соответствующие комплексные

услуги по ответственному хранению, транспортировке, оформлению (фитосанитарному, таможенному, сертификации) и дистрибуции через собственную дилерскую сеть и организации партнеров овощной продукции с соблюдением особых условий хранения.

Логистические центры бывают двух типов - региональные и логистические центры фирм. Организационно структура регионального логистического центра по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции может включать в себя основные, вспомогательные и сервисные подразделения, а также отдельные самостоятельные организации, функционирующие на его территории (рис. 1).

овощного рынка

Самостоятельные организации, функционирующие на территории логистического центра

I • фирмы оптовой торговли;

| • интернет-магазины;

! • производственные фирмы, | занимающиеся подработкой и I предпродажной подготовкой овощей | (например, фасовкой);

! • организации, занимающиеся ремонтом (в том числе гарантийным) и I обслуживанием транспортных средств и другой техники;

! • филиалы транспортных компаний и | компаний международных перевозок;

| • филиалы банков и страховых компаний;

[..•„рек.ламыые.фмрмы:.........................................................

Рис. 1.Возможная организационная структура регионального логистического центра овощн ого рынка

В основу предлагаемой организационной модели положен обобщенный опыт формирования региональных логистических центров распределения (Regional Logistics Center of Distribution - RLCD), локальных логистических центров распределения (LLCD) и логистических торгово-распределительных центров (Trade Logistics (Center of Distribution - TLCD).

Фактическая организационная структура регионального логистического центра овощного рынка, предполагаемого к формированию в Волгоградской области, очевидно, будет отличаться от приведенной. В зависимости от конкретных условий и уровня спроса часть из перечисленных функциональных подразделений может оказаться невостребованной.

Немаловажным аспектом успешной реализации идеи создания регионального логистического центра овощной продукции является рациональное обоснование его территориального местоположения. Общепризнанный подход - размещение в местах пересечения транспортных путей и недалеко от крупных потребителей или производителей товаров, так как это позволяет существенно уменьшить транспортные расходы. Из рассматриваемых Министерством сельского хозяйства Волгоградской области вариантов

Региональным логистическим центр

• складские помещения, оборудованные климатическими системами для хранения овощей,

приспособления ми для разгрузки погрузки и комплектации заказов;

• открытые площадки временного хранения;

• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;

• парк авто- и электропогрузчико в, кранов;

производственные помещения, предназначенные для сдачи в аренду;

• гостиницы, кафе;

• служба связи;

• служба безопасности;

противопожарная служба;

• остановки общественного транспорта;

• охраняемая

автопарковка;

............................

необходимо в первую очередь выделить территорию Городищенского района, прилегающую к федеральной автодороге М6 «Каспий», соединяющую Волгоград и Астрахань с Москвой в границах наибольшего сближения с железной дорогой, проходящей в параллельном направлении. Конкретно перспективный участок может быть ограничен территорией между населенными пунктами Гумрак и Самофаловка, удовлетворяющий требованиям рациональной организации транспортных потоков, а также являющийся исторически сформировавшимся центром производства и мелкооптовой сезонной торговли овощами.

Отдельно необходимо остановиться на возможных вариантах развития функциональной сферы регионального логистического центра по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции, при определении которых нами в первую очередь учитывались такие факторы как состав потенциальных инвесторов и выделяемые ими объемы финансирования для реализации проекта. На наш взгляд, допустимо ограничить все возможные варианты тремя базовыми, ранжировав их в порядке возрастания степени защиты от потенциальных рисков как на региональном уровне, так и от внутренних (в частности маркетинговых) рисков отдельных сельхозтоваропроизводителей:

1) Логистический центр создается на средства частных инвесторов для последующей сдачи складских помещений в аренду отдельным сельхозтоваропроизводителям и поставщикам овощной продукции. Даже простая аренда склада в логистическом комплексе имеет ряд преимуществ, которые делают ее весьма привлекательной, поскольку овощехранилища будут созданы именно для ответственного хранения овощной продукции, а значит оборудованы в соответствии с современными технологическими требованиями. Однако на практике клиент логистического комплекса фактически, как правило, получает большее количество услуг, так как помещение в аренду без этих услуг просто не предоставляется. Конечно, стоимость комплексного обслуживания выше, чем стоимость простой аренды складского помещения, однако в большинстве случае она вполне конкурентоспособна по сравнению с затратами на содержание собственных обслуживающих и вспомогательных производств.

При данном варианте формирования логистического центра предлагаемые услуги, на наш взгляд, не будут выходить за пределы складских технологических операций. Соответственно с позиции минимизации рисков эффект от логистического центра, функционирующего в режиме склада, будет минимальным. Он может проявиться в частичной минимизации маркетинговых рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет оптимизации расходов, связанных с транспортировкой, хранением и реализацией овощей, расширения возможностей для поиска потенциальных покупателей и налаживания деловых отношений.

2) Логистический центр создается на средства частных инвесторов в форме организации, оказывающей услуги по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции (то есть полного цикла). Логистические услуги, которые осуществляют подобные центры обычно выходят за пределы технологических складских операций и применительно к рассматриваемому логистическому центру регионального овощного рынка могут включать:

- поддержание складских запасов овощной продукции на уровне соответствующем емкости регионального рынка и обеспечивающем равномерное удовлетворение потребностей торговых (перерабатывающих) организаций а течение года;

- контроль поставок (поступлений и отгрузки) для обеспечения ритмичности грузопотоков, рациональной загрузки овощехранилищ с соблюдением условий хранения;

- разгрузку транспортных средств, контроль документального и физического соответствия поступающей продукции с учетом качественных параметров, оформление поступающих партий через информационную систему комплекса с формированием складской грузовой единицы, принадлежащей конкретной сельскохозяйственной организации;

- внутрискладскую транспортировку между различными зонами складских помещений и овощехранилищ;

- ответственное хранение, включающее закладку овощей в овощехранилища, хранение с соблюдением соответствующих режимов температуры, влажности, газовой среды и прочих условий, контроль наличия запасов овощей через информационную систему;

- комплектацию (комиссионирование) и отгрузку заказов включая получение заказов клиентов (отборочных листов), отбор овощей каждого наименования по заказу клиента, комплектацию отобранного товара для конкретного клиента и подготовку к отправке (укладывание в тару), документальное оформление подготовленного заказа и контроль за его подготовкой, объединение заказов в партию для отправки и оформление транспортных накладных, отгрузку в транспортные средства;

- транспортировку и экспедицию (по сравнению с самовывозом клиентом централизованная доставка заказов более оправдана экономически - благодаря унитизации грузов и оптимизации маршрутов доставки минимизируются транспортные расходы и появляется возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что особенно актуально для овощной продукции с особыми условиями и ограниченными сроками хранения);

- сбор и доставку порожних товароносителей - при внутригородских перевозках тара может быть многооборотной, что требует ее возврата;

- информационное обслуживание, предполагающее логистику информационных потоков - обработку входящей документации, предложения по заказам поставщиков, их прием и оформление документации отправки, управление приемом и отправкой, мониторинг наличия продукции, диспетчерскую помощь (оптимизацию партий отгрузки, маршрутов доставки, обработку счетов клиентов, обмен информацией, внутреннюю статистику);

- контроль за выполнением заказов;

- продажное (сортировка, первичная подработка, фасовка и упаковка овощей, проверка качества поставляемой продукции, экспедиторские и транспортные услуги) и послепродажное (прием и замена некондиционной продукции) обслуживание покупателей.

Полноценный региональный логистический центр по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции, рассматриваемый в данном варианте, сможет оказывать комплексные логистические (и частично маркетинговые) услуги сельхозтоваропроизводителям и поставщикам овощей. При этом тарифы на оказываемые услуги также могут быть достаточно низкими в связи с большим оборотом и наличием дополнительных источников финансирования (плата за аренду производственных и офисных помещений, за размещение на сайте центра рекламы и т.д.). Соответственно и с позиций минимизации рисков эффект от функционирования подобного регионального логистического центра будет гораздо более весомым. Помимо экономии на коммерческих расходах существенно минимизируются маркетинговые риски сельхозпроизводителей, поскольку они получают возможность пользоваться маркетинговыми услугами центра, что снижает вероятность маркетинговых ошибок и просчетов и особенно важно с учетом практически полного отсутствия маркетинговых подразделений в самих сельскохозяйственных предприятиях. Кроме того комплексный характер оказываемых услуг во многом будет способствовать снятию логистических, транспортных и инфраструктурных ограничений в развитии регионального рынка овощной продукции, минимизируя тем самым связанные с этими ограничениями риски его субъектов (в том числе сельхозтоваропроизводителей различных форм).

3) Логистический центр создается в формате государственно частного партнерства для оказания услуг по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции, а также для осуществления функций регулирования регионального рынка

овощной продукции. Вовлечение в инвестиционный процесс средств частных инвесторов и средств из регионального и федерального бюджетов (такая возможность предусмотрена госпрограммой на 2013-2020 годы) позволит, на наш взгляд, сформировать наиболее функциональную структуру регионального логистического центра овощного рынка.

Непосредственно технологии обслуживания сельскохозяйственных и торговых организаций, реализуемые таким центром, будут аналогичны рассмотренным в предыдущем варианте. Принципиальное отличие должно заключаться в развитии дополнительных функций маркетинга и регулирования регионального рынка овощной продукции, что на практике может быть реализовано через взаимодействие информационно-аналитического центра логистического комплекса с информационно-консультационной службой Министерства сельского хозяйства Волгоградской области. Интеграция информационных систем позволит отслеживать и прогнозировать конъюнктуру регионального овощного рынка, а государственное участие даст возможность оперативного и гибкого регулирования, например, представительства интересов сельскохозяйственных организаций и фермеров при заключении договоров с перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями. Тем самым будут обеспечены не только эффективное хранение, транспортировка и дистрибуция овощной продукции, но и наиболее полная минимизация рисков, в частности мониторинг конъюнктуры и интеграция функций госрегулирования в формируемую логистическую систему создадут условия для минимизации конъюнктурных рисков и рисков регулирования отрасли на уровне региона.

Основополагающим элементом региональной логистической системы является информационно-аналитический центр, осуществляющий логистические,

административно-управленческие, организационно-методологические, маркетинговые, информационно-консалтинговые, коммуникационные, сервисные и инновационные функции [3, с. 168]. Поэтому перспективы развития регионального логистического центра связаны с прохождением через него потенциально больших объемов информации и управление ею, оптимизация информационных потоков может дать значительный экономический эффект.

Таким образом, рассмотренные подходы к формированию организационной структуры и функциональной сферы регионального логистического центра по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции будут способствовать стабилизации конъюнктуры рынка овощей, увеличению доходов населения и сельхозтоваропроизводителей, увеличению доли местных продуктов на региональном рынке, снижению уровня рисков в отрасли и повышению устойчивости ее развития.

The article describes the organizational and economic aspects logistics infrastructure of regional vegetable market through the mechanism of creation of consolidating link in the form of a regional logistics center storage and distribution of vegetable production , which identifying possible scenarios of its development and the field of risk minimization. Keywords: market infrastructure, regional vegetable market, logistics centers.

Список литературы

1. Коробейников Д.А. Риски в овощеводстве открытого грунта: предметный анализ, направления минимизации: монография / Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова, Д.Н. Телитченко. Волгоград: Изд-во ООО «Феникс», 2012. 140 с.

2. «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717

3. Коробейников Д.А. Инфраструктурные возможности минимизации рисков субъектов регионального овощного рынка / Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова, Д.Н. Телитченко // Экономика и предпринимательство. 2013. №8 (37). С. 165-169.

Об авторе

Телитченко Д.Н. - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» в р.п. Светлый яр Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.