УДК 658.1 + 658.7 ББК У(9)2-55
СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В.А. Марковский
Изучены особенности построения логистических систем распределения и особенности выбора формы товародвижения во внешнеэкономической деятельности промышленный предприятий. Определены типы распределительных систем, сложившиеся в мировой практике в настоящее время. Представлены наиболее важные факторы, влияющие на выбор распределительной системы, установлены причины развития глобальных логистических систем, представлены критерии формирования дистрибутивного канала.
Ключевые слова- промышленные предприятия, международная торговля, экспорт, логистика во внешнеторговой деятельности, системы распределения, выбор формы товародвижения, формирование каналов сбыта.
В условиях обострения конкуренции между предприятиями промышленного комплекса одной из ключевых задач производителей становится вышвление резервов поддержания цен на продукцию на том уровне, который позволяет обеспечить конкурентоспособность предприятия. Фактически сложившиеся в настоящее время способы снижения конечной цены без удешевления производства и изменения характеристик продукции можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Снижение отпускной цены (на условиях ЕХ—) путем снижения уровня рентабельности. Следствием применения этого способа, наиболее вероятно, послужит уменьшение размеров прибыли и, как следствие, дефицит средств для развития предприятия с последующим снижением конкурентоспособности его продукции. Широкое использования этого способа поддержания цен на низком уровне может в перспективе привести к стагнации отрасли во всем географическом регионе.
2. Снижение доли транспортно-логистической составляющей в цене продукции и повышение скорости доставки. Этот способ позволяет поддерживать цену продукции на конкурентоспособном уровне без потерь прибыли и привлечения дополнительных инвестиций. Таким образом, высокая эффективность доставки продукции до покупателя становится одним из ключевых факторов развития предприятия-производителя и всей отрасли в целом.
Сокращение транспортно-логистических издержек достижимо следующими способами:
- оптимизация транспортно-технологических схем доставки товара от продавца покупателю путем выбора наиболее эффективного вида транспорта, оптимального маршрута доставки и т. п.;
- поддержание всей логистической системы распределения продукции на том уровне, который позволяет минимизировать затраты на движение грузов и увеличить скорость выполнения всех транспортно-логистических операций.
Принципиальное различие между этими двумя способами в том, что управленческие решения по этим направлениям должны приниматься на
разных уровнях. Управление транспортно-технологическими схемами доставки осуществляется на уровне предприятия, причем методика выбора транспорта и маршрутов транспортировки может отличаться в зависимости от особенностей отрасли промышленности, тогда как поддержание определенной эффективности всей логистической системы является задачей более высокого уровня.
Для управления логистической системой в первую очередь необходимо выявить ее границы и звенья. В российской науке наиболее распространено определение В.И. Сергеева, в котором под логистической системой подразумевается сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними и/или внешними целями [1]. Специфика формирования каналов сбыта на внешнем рынке заключается в увеличении их длины: как правило, расстояния в международной транспортировке больше расстояний во внутренней торговле. Кроме того, начальная и конечная точки материального потока находятся в разных странах, т. е. разделены между собой таможенными границами.
Одним из ключевых решений в области формирования системы распределения является решение относительно выбора канала распределения, или дистрибутивного канала. Под дистрибутивным каналом следует понимать упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи и их участки, проводящие материальные потоки продукции одного наименования или ассортимента, а также сопутствующий сервис от производителя до конечных или промежуточных потребителей [1]. Известно, что выбор дистрибутивного канала предполагает, в первую очередь, принципиальное решение относительно использования торговых посредников, однако также одной из ключевых проблем в рамках выбора канала распределения является проблема выбора формы товародвиже-
ния. Структуру логистической распределительной системы в общем виде можно представить следующим образом (рис. 1).
Система предполагает как наличие неограниченного числа собственных распределительных центров и/или торговых посредников, так и полное их отсутствие. Под торговым посредником следует понимать независимое предприятие (дилер, дистрибьютор, комиссионер, агент), выступающее связующим звеном между производителем и потребителем товара. Распределительным центром является складское хозяйство, принадлежащее предпри-ятию-производителю либо арендуемое им.
В любом случае, безотносительно наличия или отсутствия в системе независимых торговых посредников, процесс доведения товаров до потребителей может осуществляться в двух организационно-экономических формах: транзитной и складской. Складская форма товародвижения предполагает движение материального ресурса в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев. При транзитной форме товар производителя поставляется непосредственно в места продажи или потребления, минуя складские хозяйства.
В условиях сбыта продукции на внешние рынки проблема выбора формы товародвижения имеет свою специфику и выходит за рамки выбора транзитной или складской формы. В зависимости от дистрибутивных каналов, в мировой практике за последние десятилетия сложились 4 типа систем физического распределения продукции [2], представленные в графическом виде на рис. 2.
1. Прямая система (рис. 2А), позволяющая концентрировать готовую продукцию в стране производителя и разделять материальные потоки, работая напрямую с каждым индивидуальным покупателем на зарубежном рынке. Таким образом, преимущество этой системы для экспортера заключается в отсутствии необходимости складирования продукции в стране импорта, а также в возможности централизации товаров. С другой стороны, недостатком может служить достаточно продолжительное время доставки, а имеющая место в некоторых случаях необходимость срочного выполнения заказа ведет к нивелированию возможности минимизации издержек, возникающей при транспортировке крупных партий товара.
Прямую систему наиболее часто используют небольшие производители, для которых экспорт не является приоритетным направлением деятельности. Такие фирмы обычно выходят на внешний рынок эпизодически и работают с зарубежными покупателями напрямую, без использования посредников.
Эффективность данной системы можно рассмотреть на примере челябинской компании ПГ СМетран» занимающейся производством датчиков для добывающих отраслей промышленности. Предприятие поставляет часть своей продукции на рынки других стран, работая с покупателями напрямую. Из-за небольших размеров товара компания не имеет собственных структур непосредственно на рынках сбыта и не пользуется складами логистических операторов. Значительная часть товаров отправляется авиатранспортом и достигает грузополучателя, минуя торговых посредников и собственные распределительные центры.
2. Транзитная система (рис. 2Б), в которой поток готовой продукции первоначально достигает транзитного перевалочного пункта в стране импорта, что позволяет транспортировать товары более экономичными партиями до страны назначения, после чего доставлять их покупателям внутри этой страны. Перевалочным пунктом здесь следует считать складское хозяйство, в котором осуществляется минимум операций с материальным потоком.
Особенностью такой системы является то, что консолидированный материальный поток разукрупняется сразу же после достижения перевалочного пункта.
3. Классическая система (рис. 2В) является наиболее часто используемой крупными предприятиями в условиях ведения экспортной деятельности. В такой системе происходит распределение товаров на склады, расположенные в каждой из стран импорта, что предоставляет ряд преимуществ. Во-первых, транспортировка товаров со склада в стране покупателя занимает значительно меньше времени, чем транспортировка напрямую из страны производителя. Во-вторых, сроки отправки груза в страну покупателя перестают играть одну из первостепенных ролей, что дает возможность использования менее затратных способов перевозки и минимизации издержек за счет укрупнения партий груза. Наконец, поскольку движение товара между странами в такой системе
Производитель
Рис. 1. Общий вид логистической распределительной системы
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
происходит внутри одного предприятия, упрощается экспортно-импортный документооборот, и снижаются издержки, связанные с пересечением таможенных границ.
Отличием от транзитной системы является то, что склад используется не только как перевалочный пункт, но и как место обработки материального потока. На складе могут выполняться такие операции, как сортировка, упаковка, маркировка, комплектация товаров. Помимо логистических, подобный склад зачастую выполняет и маркетинговые функции: многие компании используют свои склады для рекламной деятельности, например, в качестве шоу-румов.
Примером классической системы может послужить крупный немецкий производитель бытовой химии и косметики Веіеге^гі" Лв, который реализует свою продукцию с собственных складских терминалов, находящихся непосредственно в странах импорта. Крупнейшие на этом рынке российские торговые посредники, компании «Мак-Дак» «Градиент □ и СЮнилэндП получают приобретенный товар на складе Веіеге^гі" Лв в Москве.
4. Система для нескольких стран (рис. 2Г), в основе которой лежит классическая система распределения, однако в данном случае складское хозяйство в стране импорта используется также для обеспечения товарами нескольких рынков сбыта в соседних странах. Подобная централизация складских операций позволяет снизить издержки, возникающие при реализации классической системы распределения.
Эта система получила широкое распространение в странах Европейского Союза (ЕС) в силу единого таможенного пространства и отсутствия необходимости таможенного оформления при пересечении границ внутри ЕС.
Таким способом реализует свою продукцию
Внешний рынок
итальянский производитель фурнитуры Баріш 8.р.Л., имеющий собственные склады на ключевых для компании рынках. В ЕС компания имеет представительства в Испании, Бельгии и Польше, обслуживающие рынки этих и соседних стран.
Создание распределительной системы, отвечающей текущим целям и задачам промышленного предприятия, является одним из приоритетных направлений работы логистического менеджмента компании. Исследователи обычно выделяют три этапа проектирования логистических распределительных систем:
- предварительный этап, на котором уточняются цели и исходные данные для проектирования;
- этап дивергенции, связанный с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций; на этом этапе формируется широкий спектр различных требований к будущему объекту;
- этап конвергенции, имеющий приоритетной целью упорядочение и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений.
На выбор системы международного физического распределения влияет множество факторов, среди которых целесообразно выделить следующие наиболее значимые:
1. Тип зарубежного покупателя: так, например, если в качестве покупателей выступает небольшое число крупных предприятий, приобретающих крупные партии продукции, наиболее обоснованным будет выбор прямой системы распределения.
2. Общий объем экспорта продукции, так как затраты на зарубежное складское хозяйство будут оправданы только при значительном объеме экспорта.
3. Отношение затрат на товародвижение к стоимости продукции; В целом, операции по между-
□ продавец О □ зарубежный покупатель В □ перевалочный пункт □ □ складское хозяйство
Рис. 2. Международные системы физического распределения
народной транспортировке являются более дорогими и сложными, чем на внутренних рынках. Затраты на них могут в 2-2,5 раза превышать стоимость операций с аналогичными товарами, предназначенными для отгрузки на внутреннем рынке. Кроме того, значительное влияние оказывает страна, в которой осуществляется перевозка. Так, по оценкам экспертов, в России доля затрат на транспортировку продукции в среднем в два раза выше, чем в странах ЕС [З].
4. Логистическая инфраструктура предполагаемого рынка сбыта. Исследование логистической инфраструктуры разных стран мира ежегодно проводится Всемирным Банком. По результатам исследования публикуется рейтинг стран по коэффициенту LPI: Logistics Performance Index. Рейтинг составляется на основе опроса логистических компаний по совокупности таких показателей, как работа таможни, скорость и стоимость доставки, задержки при транспортировке, развитость транспортной инфраструктуры. В 2010 г. ведущими странами по уровню развития логистики были признаны Германия, Сингапур и Швеция, худшими □ Сьерра-Леоне, Эритрея и Сомали. Россия заняла в рейтинге 94-е место из 155, расположившись между Грузией (9З-е место) и Танзанией (95-е место) [4].
5. Требования покупателей к скорости выполнения заказа. Очевидно, что в большинстве случаев выполнение заказа в прямой системе распределения займет значительно больше времени, чем поставка со склада в стране покупателя по причине большего расстояния и временных затрат на таможенную очистку товара. Кроме того, в некоторых случаях, например, при доставке скоропортящейся продукции в секторе пищевой промышленности, критерий скорости доставки становится доминирующим над экономичностью транспортировки.
При формировании дистрибутивных каналов и системы распределения в целом также следует учитывать, что в своей внешнеэкономической деятельности предприятие взаимодействует с глобальными логистическими системами, охватывающими предприятия и организации, расположенные в разных странах. На современном этапе такие системы постоянно совершенствуются, создавая условия для достижения целей логистического менеджмента отдельно взятого предприятия. На развитие глобальных логистических систем оказывает влияние множество факторов внешней среды, среди которых наиболее значимыми являются [5]:
1. Развитие информационных технологий, постоянная модификация информационных систем управления цепями поставок.
2. Глобализация рынков и развитие инфраструктуры международной торговли.
3. Широкое распространение и активное развитие контейнерных перевозок. Так, в период наиболее активного роста международных контейнерных перевозок, с 1990 по 2008, мировой контейнерный трафик увеличился на 4З0 %: с 28,7 млн TEU (единица, равная эквиваленту двадцатифутового контейнера) в 1990 году до 152 млн TEU в 2008 [б].
4. Развитие свободных портов и свободных торговых зон, в которых товары могут находиться без необходимости таможенного оформления.
5. Постоянное улучшение макрологистиче-
ской инфраструктуры, способствующее развитию мульти-модальных перевозок: модернизация и
открытие новых морских и воздушных портов, развитие дорожных и железнодорожных сетей, обслуживающих эти порты и т. д.
6. Развитие глобальных компаний-операторов на рынке транспортно-логистических услуг.
7. Появление и развитие региональных торговоэкономических блоков, способствующих товародвижению на территориях, входящих в эти блоки стран.
Кроме определения типа логистической распределительной системы, важным этапом построения дистрибутивного канала является принятие решения относительно использования независимых торговых посредников (дистрибуторов).
Дистрибутор □ это фирма, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и сбыт товаров на региональных рынках. Обычно дистрибутор:
- располагает собственными складами;
- устанавливает длительные контрактные отношения с производителями;
- представляет фирму-производителя на региональном рынке;
- обладает преимущественным правом приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение.
В развитых странах в настоящее время сформировались 3 основные группы дистрибуторов [7].
1. Малое количество крупных национальных дистрибуторов, зачастую объединившихся с международными дистрибуторами. Эти дистрибуторы специализируются на минимизации затрат.
2. Небольшое количество крупных и средних региональных дистрибуторов, предлагающих наиболее высокий уровень логистических услуг в своих регионах.
3. Большое количество специализированных дистрибуторов, конкурентное преимущество которых □ умение работать с конкретными группами товаров.
С коммерческой точки зрения основными преимуществами использования независимых дистрибуторов являются:
- снижение затрат на организацию сбытовой системы;
- высокая скорость выхода на внешний рынок;
- возможность обеспечения максимального розничного покрытия;
- снижение затрат на изучение нового рынка.
Следует учитывать, что при этом значительно
снижается степень контроля над сбытом продукции, поэтому предприятиям, для которых важно контролировать дистрибуцию, следует развивать собственную систему доведения продукции до розничных продавцов. Основным преимуществом собственной дистрибуции является максимальный
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
контакт с розницей, и, как следствие, высокая гибкость системы в целом.
Собственная дистрибуция также снижает риски, связанные со сбоями, происходящими во внешних системах □ производитель получает возможность осуществлять контроль над транспортировкой и хранением продукции на стадии ее движения к розничным точкам.
В обобщенном виде основные преимущества и недостатки использования независимых дистрибуторов и создания системы собственной дистрибуции представлены в таблице в категориях «выше» и «ниже □ одно относительно другого.
ния логистических систем, создание международной распределительной системы требует особого подхода и учета множества дополнительных факторов.
Основной задачей после создания логистической распределительной системы станет поддержание ее функционирования на максимально эффективном для всех предприятий-элементов уровне. Полностью отвечающая целям и задачам промышленного предприятия макрологистическая распределительная система позволит удерживать конкурентоспособность предприятия при работе на внешнем рынке.
Сравнение использования оптовых посредников с созданием собственной дистрибуции
Показатель Независимые дистрибуторы Собственная дистрибуция
Финансовые, временные и трудовые затраты Ниже Bbrac
Наценка для производителя Ниже Bыше
Скорость выхода на рынок Bыше Ниже
Количество контактов Ниже Bыше
Возможность обеспечения максимального розничного покрытия Bыше Ниже
Доступность рыночной информации Ниже Bыше
Степень контроля сбыта Ниже Bыше
Гибкость системы сбыта Ниже Bыше
Возможность контроля цен Ниже Bыше
Несмотря на то, что уровень большинства перечисленных показателей при работе с независимыми дистрибуторами ниже, чем при создании собственной дистрибуции, говорить о преимуществе одной системы над другой некорректно, так как для одной части этих факторов снижение является положительным процессом, а для другой, соответственно □ отрицательным. Так, работа с независимыми дистрибуторами позволяет снизить уровень затрат и во многом упрощает систему сбыта в целом. При этом снижается степень всего, что касается контроля над дистрибуцией, а также уменьшается доля производителя в конечной цене товара.
Таким образом, при проектировании логистической распределительной системы необходимо определить число ее структур и число элементов. Однако построение системы распределения в условиях дви жения материальных потоков между различными странами становится задачей, существенно отличающейся от аналогичной задачи на внутреннем рынке. При сохранении общих принципов построе-
Литература
1. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев. ОМ.: ИНФРА-М, 2001. □ 608 с.
2. McKinnon, A.C. Physical Distribution Systems / A.C. McKinnon. □Routledge, London, 1989. □ 316p.
3. Основные характеристики рынка грузопе-
ревозок автомобильным транспортом [Электронный ресурс]. □ Режим доступа:
http://www.mitiko.ru/articles/1-rusart/56-harautotr.html (дата обращения: 18.11.11).
4. Documents & Reports [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www-
wds.worldbank.org (дата обращения: 18.11.11).-
5. Branch, Alan E. Export practice and management /Alan E. Branch. □Thomson Learning, 2006. □656p.
6. World Container Traffic and Throughput
[Электронный ресурс]. □ Режим доступа:
http://www.people.hofstra.edu/geotrans/eng/ch3en/co nc3en/worldcontainertraffic.html (дата обращения: 18.11.11).
7. James Morgan. Purchasing’s annual report on distribution //Industrial Distribution, August 2005.
Поступила в редакцию 20 октября 2011 г.
Марковский Владимир Андреевич. Ассистент кафедры «Экономика торговли»] Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ логистика во внешнеэкономической деятельности.
Markovsky Vladimir Andreevich is an assistant of Economics of Trade department of South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: logistics of foreign economic activity.
Тел. (8-351) 267-93-03, e-mail: [email protected]