Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучин Н.Е.

Поиск унифицированных механизмов вертикальной интеграции участников системы контроля качества и безопасности в медицинской отрасли с применением риск-ориентированных технологий - актуальная и востребованная научная задача, решение которой будет способствовать развитию национальной системы управления качеством и безопасности медицинской деятельности (КБМД). Материал и методы. С использованием методов организационно-правового анализа, аналитического и метода логического обобщения, на примере оценки медицинских организаций Челябинской области (n=123), предложена организационная технология определения характеристик субъектов внутреннего контроля качества с применением риск-ориентированного подхода. Результаты. При анализе требований законодательства установлено, что для медицинских организаций сохраняется возможность вариативности построения организационной системы внутреннего контроля. При этом в медицинских организациях Челябинской области наблюдается смещение ответственности за внутренний контроль от руководителя медицинской организации и курирующих лечебную работу заместителей к отдельно выделенным заместителям по внутреннему контролю и заместителям по клинико-экспертной работе и экспертизе временной нетрудоспособности с ростом категории риска медицинской организации (p=0,001). Обращает на себя внимание значительное количество медицинских организаций, в которых назначение ответственного за внутренний контроль не соответствует требованиям действующего законодательства. Обсуждение. В соответствии с принципами риск-ориентированного механизма вертикальной интеграции системы контроля КБМД в региональной системе здравоохранения, предложен дифференцированный подход к построению системы внутреннего контроля на основании категории риска медицинской организации. Заключение. Использование унифицированной технологии организации внутреннего контроля с применением рискориентированного подхода позволяет дифференцировано подходить к организации внутреннего контроля в каждой медицинской организации, учитывая индивидуальную специфику медицинской организации и используя оптимальное количество ресурсов, а также расширяет степень вертикальной интеграции участников системы контроля КБМД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL RISK-ORIENTED APPROACH TECHNOLOGY FOR IDENTIFYING THE CHARACTERISTICS OF THE INTERNAL QUALITY CONTROL SYSTEM SUBJECTS

The search for unified mechanisms of vertical and horizontal integration of participants in the medical industry quality and safety control system is an urgent and demanded scientific task, the solution of which will contribute to the development of the national quality and safety management system in medical activities. Material and methods. Using the methods of organizational and legal analysis, analytical method and method of logical generalization, using the example of assessment of medical organizations of the Chelyabinsk region (n=123), an organizational technology for determining the characteristics of subjects of internal quality control using a risk-oriented approach was proposed. Results. When analyzing the requirements of the legislation, it was established that the possibility of a certain variability in the construction of the internal control organizational system. At the same time, in medical organizations of the Chelyabinsk region, there is a shift in responsibility for internal control from the head of the medical organization and deputies in charge of medical work to specially allocated deputies for internal control and other deputies with the medical organization risk category increase (p=0.001). At the same time, a significant number of medical organizations that have appointed a person responsible for internal control from the list of specialists who do not meet the requirements of the current legislation draw attention to themselves. Discussion. In accordance with the principles of a risk-oriented mechanism for vertical integration of the medical activities quality and safety control system in the regional health care system, a differentiated approach to building an internal control system based on the risk category of a medical organization is proposed. Conclusion. The use of a unified technology for organizing internal control using a risk-oriented approach allows a differentiated approach to organizing internal control in each medical organization, taking into account the individual specifics of the medical organization and using the optimal amount of resources, and also expands the degree of vertical integration of participants in the system of quality control and safety of medical activities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Организационная технология выявления характеристик субъектов системы внутреннего контроля качества с применением риск-ориентированного подхода

Кучин Н.Е. Федеральное государственное бюджетное образова-

тельное учреждение высшего образования «ЮжноУральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 454092, г. Челябинск, Российская Федерация

Поиск унифицированных механизмов вертикальной интеграции участников системы контроля качества и безопасности в медицинской отрасли с применением риск-ориентированных технологий - актуальная и востребованная научная задача, решение которой будет способствовать развитию национальной системы управления качеством и безопасности медицинской деятельности (КБМД).

Материал и методы. С использованием методов организационно-правового анализа, аналитического и метода логического обобщения, на примере оценки медицинских организаций Челябинской области (п=123), предложена организационная технология определения характеристик субъектов внутреннего контроля качества с применением риск-ориентированного подхода.

Результаты. При анализе требований законодательства установлено, что для медицинских организаций сохраняется возможность вариативности построения организационной системы внутреннего контроля. При этом в медицинских организациях Челябинской области наблюдается смещение ответственности за внутренний контроль от руководителя медицинской организации и курирующих лечебную работу заместителей к отдельно выделенным заместителям по внутреннему контролю и заместителям по клинико-эксперт-ной работе и экспертизе временной нетрудоспособности с ростом категории риска медицинской организации (р=0,001). Обращает на себя внимание значительное количество медицинских организаций, в которых назначение ответственного за внутренний контроль не соответствует требованиям действующего законодательства.

Обсуждение. В соответствии с принципами риск-ориентированного механизма вертикальной интеграции системы контроля КБМД в региональной си-

стеме здравоохранения, предложен дифференцированный подход к построению системы внутреннего контроля на основании категории риска медицинской организации.

Заключение. Использование унифицированной технологии организации внутреннего контроля с применением риск-ориентированного подхода позволяет дифференцировано подходить к организации внутреннего контроля в каждой медицинской организации, учитывая индивидуальную специфику медицинской организации и используя оптимальное количество ресурсов, а также расширяет степень вертикальной интеграции участников системы контроля КБМД.

Ключевые слова:

медицинские организации; внутренний контроль; государственный контроль; качество медицинской деятельности; безопасность медицинской деятельности; обязательные требования; риск-ориентированный подход

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кучин Н.Е. Организационная технология выявления характеристик субъектов системы внутреннего контроля качества с применением риск-ориентированного подхода // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 1. С. 82-91. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-82-91 Статья поступила в редакцию 30.01.2023. Принята в печать 09.03.2023.

Organizational risk-oriented approach technology for identifying the

characteristics of the internal quality control system subjects

Kuchin N.E. South-Ural State Medical University of the Ministry of Health-

care of the Russian Federation, 454092, Chelyabinsk, Russian

Federation

The search for unified mechanisms of vertical and horizontal integration of participants in the medical industry quality and safety control system is an urgent and demanded scientific task, the solution of which will contribute to the development of the national quality and safety management system in medical activities.

Material and methods. Using the methods of organizational and legal analysis, analytical method and method of logical generalization, using the example of assessment of medical organizations of the Chelyabinsk region (n=123), an organizational technology for determining the characteristics of subjects of internal quality control using a risk-oriented approach was proposed.

Results. When analyzing the requirements of the legislation, it was established that the possibility of a certain variability in the construction of the internal control organizational system. At the same time, in medical organizations of

the Chelyabinsk region, there is a shift in responsibility for internal control from the head of the medical organization and deputies in charge of medical work to specially allocated deputies for internal control and other deputies with the medical organization risk category increase (p=0.001). At the same time, a significant number of medical organizations that have appointed a person responsible for internal control from the list of specialists who do not meet the requirements of the current legislation draw attention to themselves.

Discussion. In accordance with the principles of a risk-oriented mechanism for vertical integration of the medical activities quality and safety control system in the regional health care system, a differentiated approach to building an internal control system based on the risk category of a medical organization is proposed.

Gonclusion. The use of a unified technology for organizing internal control using a risk-oriented approach allows a differentiated approach to organizing internal control in each medical organization, taking into account the individual specifics of the medical organization and using the optimal amount of resources, and also expands the degree of vertical integration of participants in the system of quality control and safety of medical activities.

Keywords:

healthcare organizations; internal control; state control; quality of medical activity; safety of medical activity; mandatory requirements; risk-based approach

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of Interest.

For citation: Kuchin N.E. Organizational risk-oriented approach technology for identifying the characteristics of the internal quality control system subjects. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (1): 82-91. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-82-91 (in Russian) Received 30.01.2023. Accepted 09.03.2023.

Современные вызовы, которые стоят перед отечественной медицинской отраслью, обусловливают необходимость формирования единых национальных подходов к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности (КБМД), что требует объединение усилий от всех заинтересованных сторон [1].

При этом отмечается, что процесс управления КБМД в отечественном здравоохранении имеет целый ряд отличительных особенностей, обусловленных историческими, организационными и правовыми предпосылками, которые в первую очередь выражаются в имеющихся контрольных механизмах в сфере охраны здоровья, и среди них особое место занимает контроль КБМД [2].

Современные исследователи отмечают, что целостная модель управления КБМД, а также унифицированная нормативная база, регламентирующая осуществление контроля, в настоящий момент сформированы не до конца [3-9], а это не всегда позволяет достигать оптимального социально значимого результата.

При этом нередко отмечается, что изолированные усилия организаций и ведомств по совершенствованию отдельных составляющих системы контроля КБМД прилагаются без учета интересов, ограничений и возможностей других заинтересованных сторон, в свою очередь, это может вести к дополнительной дисгармонизации процессов и, как итог, к общему снижению результативности взаимодействия во всей системе.

Организованная в нашей стране система контроля качества медицинской помощи не является статичной [10]. В последние годы, следуя общемировым тенденциям и адаптируясь к происходящим изменениям, почти все формы контроля КБМД получили существенное развитие, главным образом это выразилось в переходе организации и обеспечении федерального государственного контроля КБМД (далее - государственный контроль) к риск-ориентированной модели [11], а также к внедрению единых федеральных требований к регулированию внутреннего контроля КБМД (далее - внутренний контроль) в медицинских организациях [12].

Риск-ориентированная модель государственного контроля, заключающаяся в переходе от сплошного инспекционного контроля к определению имеющихся рисков, мониторингу показателей деятельности, а также к выборочным проверкам с использованием точечных вмешательств в деятельность медицинских организаций, по мнению зарубежных авторов, является предпочтительной для стран с преобладающим компонентом государственного регулирования медицинской отрасли [13-14].

Согласно принятой в нашей стране методике риск-ориентированного государственного контроля [15], все медицинские организации ежегодно автоматически распределяются Росздрав-надзором по 6 категориям риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск), что в дальнейшем определяет интенсивность контроля их деятельности. При этом отнесение объектов контроля к определенной категории риска выполняется независимо, с учетом информации, содержащейся в Едином реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности (ИйрБ:// roszdravnadzor.gov.ru/services/Licenses), а показатель риска для конкретной медицинской организации определяется путем суммирования значения показателей риска, присвоенных выполняемым работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность.

Внутренний контроль КБМД осуществляется всеми медицинскими организациям нашей страны в соответствии с едиными унифицированны-

ми требования [16], которые регламентируют в том числе структуру внутреннего контроля в медицинской организации.

Базовой идеей вступивших в 2019 г. и действующих в настоящее время требований к внутреннему контролю является обеспечение перехода всех медицинских организаций от рутинных подходов к контролю КБМД к индустриальным, что соответствуют общемировой парадигме развития деятельности в сфере управления качеством и безопасностью медицинской отрасли. Вместе с тем предшествовавший введению единых требований длительный период самостоятельного выбора медицинскими организациями способов организации внутреннего контроля не всегда позволяет медицинским учреждениям легко адаптировать сформировавшиеся подходы и структуру к вступившим в действие нормам законодательства и требованиям органов государственного контроля.

Таким образом, научный поиск унифицированных механизмов вертикальной интеграции участников системы контроля КБМД на уровнях внутреннего и государственного контроля КБМД, которые могут быть воспроизведены на региональном уровне, является актуальной и востребованной научной задачей, решение которой будет способствовать развитию национальной системы управления КБМД.

Материал и методы

Методом организационно-правового анализа детерминирован алгоритм возможного выбора основных субъектов внутреннего контроля в медицинских организациях, согласно требованию действующего законодательства, в том числе ответственного за внутренний контроль, комиссии (службы) по внутреннему контролю, уполномоченного лица по КБМД.

Сведения о распределении в 2022 г. ответственных за внутренний контроль в медицинских организациях (п=123), подведомственных Министерству здравоохранения Челябинской области (источник - Барс^Ь-Мониторинг здравоохранения), были сопоставлены с данными о категории риска медицинских организа-

Выбор субъектов внутреннего контроля

Выбор ответственного за внутренний контроль

X

1

Руководитель медицинской организации

Уполномоченный заместитель руководителя медицинской организации

Выбор субъектов, осуществляющих внутренний контроль

1

Комиссия (служба) по внутреннему контролю

Уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности

Комиссия (служба) по внутреннему контролю и уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности

Рис. 1. Алгоритм выбора основных субъектов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

ций за 2022 г. (источник - АИС Росздравнадзо-ра). Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия х2 Пирсона с использованием статистического пакета StatTech V. 2.4.1 (разработчик - ООО «Статтех», Россия).

Далее с использованием аналитического метода и метода логического обобщения предложена организационная технология определения характеристик субъектов внутреннего контроля качества с применением риск-ориентированного подхода, которая позволяет обеспечить дифференцированный подход к организации данной деятельности с учетом требований действующего законодательства и специфики медицинской организации.

Результаты

При организационно-правовом анализе требований приказа Минздрава России № 785н от 31.07.2020 «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» установлено, что с закреплением в правовом поле достаточно жесткой конструкции про-

водимых мероприятий внутреннего контроля сохраняется возможность определенной вариативности построения самой организационной системы данной деятельности внутри медицинской организации.

Согласно действующим требованиям, в медицинской организации должен быть назначен ответственный за организацию и проведение внутреннего контроля, в роли которого может выступать руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель.

Кроме назначения ответственного за организацию и проведение внутреннего контроля КБМД, в медицинской организации должна быть сформирована комиссия (служба) по внутреннему контролю или назначено уполномоченное лицо по КБМД.

При этом законодательство допускает одновременное создание в медицинской организации Комиссии (службы) по внутреннему контролю и назначение уполномоченного лица, что, в свою очередь, требует четкого разграничения полномочий и функций между данными субъектами контроля.

Вместе с тем действующим законодательством не оговорены критерии и способы опти-

■ 6.2 | 053

ши

ш

[25.0|

И

Низкий Умеренный Средний Значительный Высокий Категория риска

Ответственный за ВККиБМД

■ Заместитель главного врача по ВККиБМД

■ Заместитель главного врача по КЭР (ЭВН)

□ Заместитель главного врача по лечебной работе

□ Главный врач

■ Иной специалист

Рис. 2. Анализ распределения показателя категории риска общебольничных медицинских организаций в зависимости от уровня оказания медицинской помощи

Расшифровка аббревиатур дана в тексте.

мального выбора данных субъектов внутреннего контроля исходя из текущих особенностей деятельности медицинской организации, а также из имеющихся рисков. Алгоритм возможного выбора основных субъектов внутреннего контроля представлен на рис. 1.

Был проведен анализ доступных сведений о текущем распределении ответственных за внутренний контроль лиц в медицинских организациях Челябинской области, результаты которого были сопоставлены с данными о категории риска медицинских организаций.

При сопоставлении данных о распределении ответственных за внутренний контроль (в иллюстративном материла - ВККиБМД) по их должностям в медицинской организации в зависимости от показателя категория риска были выявлены статистически значимые различия (р=0,001; используемый метод - х2 Пирсона).

Так, при повышении категории риска медицинской организации наблюдается смещение ответственности за внутренний контроль от руководителя медицинской организации (главного врача) и заместителей, курирующих лечебную работу (заместитель главного врача по медицинской части/лечебной работе/по терапии/

хирургии/поликлинической работе/акушерству и гинекологии), к специально выделенным заместителям по внутреннему контролю и заместителям по клинико-экспертной работе (КЭР) и экспертизе временной нетрудоспособности. Данные представлены на рис. 2.

Кроме того, обращает на себя внимание значительное количество медицинских организаций, осуществивших назначение ответственного за внутренний контроль из перечня иных специалистов, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Отмечено, что данная тенденция увеличивается со снижением категории риска медицинской организации.

Обсуждение

При построении системы внутреннего контроля качества медицинские организации имеют определенную степень свободы, что необходимо в условиях реализации единых для всех медицинских организаций требований.

Вместе с тем сделанный руководителем медицинской организации выбор организационной структуры внутреннего контроля не всегда

87

Чрезвычайно высокий/высокий риск

Значительный/средний риск

Заместитель главного врача по контролю качества и безопасности медицинской деятельности

1) Заместитель главного врача по организационно-методической работе

или

2) Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

Умеренный и низкий риск

1) Заместитель главного врача по медицинской части/лечебной работе/ отдельным профилям лечебной работы

или

2) Главный врач

Рис. 3. Способ оптимального выбора ответственного за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях по категориям риска

может соответствовать особенностям деятельности медицинской организации и имеющимся рискам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В государственном секторе здравоохранения причинами этого может служить не столько недобросовестность медицинских организаций, сколько ограниченное количество ресурсов, отсутствие актуального и неприменимость накопленного опыта, недостаток методической поддержки, а также низкое положение внутреннего контроля в системе локальных приоритетов медицинской организации.

В соответствии с принципами риск-ориентированного механизма вертикальной интеграции системы контроля КБМД в региональной системе здравоохранения был предложен дифференцированный подход к построению системы внутреннего контроля на основании категории риска медицинской организации, присвоенной Росздравнадзором.

Согласно предложенному подходу, в медицинских организациях чрезвычайно высокого и высокого риска оптимальным выбором ответственного за внутренний контроль будет являться выделение отдельного заместителя руководителя, отвечающего за данную деятельность в медицинской организации.

В медицинских организациях значительного и среднего риска ответственность за данную деятельность может быть дополнительно возложена на заместителей руководителя, отвечающих за КЭР или организационно-методическую работу.

В медицинских организациях, где риск является умеренным или низким, ответственными за внутренний контроль могут выступить заместитель главного врача по медицинской части или непосредственно руководитель медицинской организации.

Способ оптимального выбора ответственного за организацию и проведение внутреннего контроля КБМД в медицинских организациях в зависимости от их категории риска представлен на рис. 3.

В соответствии с требованиями законодательства по предложенной методике перераспределение ответственности за внутренний контроль будет способствовать построению системы внутреннего контроля качества, где ответственный за внутренний контроль руководитель медицинской организации или его заместитель будет являться ключевым звеном, связывающим медицинскую организацию с региональной системой контроля КБМД.

Аналогичный способ организации внутреннего контроля качества с использованием риск-ориентированного подхода может быть использован при выборе способа организации субъектов, осуществляющих внутренний контроль в медицинской организации, а именно: комиссии (службы) по внутреннему контролю и (или) уполномоченного лица по КБМД.

Так, в медицинских организациях чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска оптимальным выбором субъекта организации

и проведения внутреннего контроля будет служба (комиссия) по качеству. В медицинских организациях умеренного и низкого риска достаточным может быть наличие уполномоченного по качеству лица. Способ оптимального выбора основного субъекта организации и проведения внутреннего контроля КБМД представлен на рис. 4.

Случай одновременного наличия службы (комиссии) по качеству и уполномоченного лица может быть рассмотрен при наличии в медицинской организации чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, удаленных структурных подразделений - для осуществления самостоятельного внутреннего контроля уполномоченным лицом на территориально удаленных объектах, а также индивидуально при наличии других особенностей деятельности медицинских организаций.

В соответствии с риск-ориентированной моделью государственного контроля, при повышении (снижении) категории риска медицинской организации организационная модель внутреннего контроля может быть пересмотрена руководителем медицинской организации по представленной технологии, что позволит своевременно реагировать на имеющиеся риски и оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

• Чрезвычайно высокий риск

• Высокий риск

• Значительный риск

• Умеренный риск

• Низкий риск

Рис. 4. Способ выбора основного субъекта организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Заключение

Использование унифицированной технологии организации внутреннего контроля КБМД с применением риск-ориентированного подхода позволяет дифференцировано подходить к организации внутреннего контроля в каждой медицинской организации, учитывая имеющиеся риски и индивидуальную специфику деятельности, а также используя оптимальное количество ресурсов.

Кроме того, данный подход позволяет расширить степень вертикальной интеграции участников системы контроля КБМД между субъектами внутреннего и государственного контроля КБМД.

Служба/Комиссия по качеству

Уполномоченное лицо

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кучин Никита Евгеньевич (№№а E. КисМп) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Российская Федерация

Е-таН: kuchinne@gmaiL.com http://orcid.org/0000-0002-3206-0214

ЛИТЕРАТУРА

1. Мурашко М.А., Самойлова А.В., Швабский О.Р., Иванов И.В., Минулин И.Б., Щеблыкина А.А. и др. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации как национальная идея // Общественное здоровье. 2022. № 2 (3). С. 5-15. DOI: https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-3-5-15

2. Кучин Н.Е., Тюков Ю.А. Аналитическая оценка развития системы внутреннего контроля качества и место в управлении медицинской организацией // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/analiticheskaya-otsenka-razvitiya-sistemy-

vnutrennego-kontrolya-kachestva-i-mesto-v-upravlenii-meditsinskoy-organizatsiey

3. Орлов А.Е. Современные проблемы качества медицинской помощи (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-problemy-kachestva-meditsinskoy-po-moschi-obzor-literatury

4. Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохра-

нения. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-neob hodimosti-bolshey-preemstvennosti-i-vzaimosvyazi-mezhdu-kontrolem-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-sisteme-oms-i-kontrolem

5. Сисигина Н.Н., Мельникова Л.С., Назаров В.С. Роль страховых медицинских организаций в управлении качеством медицинской помощи // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2015. № (1). С. 43-49.

6. Старченко А.А. Контрольно-надзорные функции органов сферы здравоохранения: анализ и предложения в части экспертизы качества медицинской помощи // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2016. № 2. С. 69-81.

7. Улумбекова Г.Э. Управление качеством медицинской помощи в РФ: от планирования до улучшения часть I. планирование качества медицинской помощи в РФ: анализ действующей нормативной базы и показатели качества медицинской помощи // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2016. № 2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-meditsinskoy-pomoschi-v-rf-ot-planirovaniya-do-uluchsheniya-chast-i-planirovanie-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v

8. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: итоги деятельности 2012-2016 гг. Неотложные меры в 2017-2018 гг. // ОРГЗ-ДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-rossii-itogi-deyatelnosti-2012-2016-gg-neotlozhnye-mery-v-2017-2018-gg

9. Косарева Е.А., Дехнич С.Н., Клыков А.И. Проблемные вопросы контроля качества медицинской помощи в системе здравоохранения Российской Федерации // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2021. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-kontrolya-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-sisteme-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii

10. Сунгурова Е.А., Чиркова И.А. Система оценки качества медицинской помощи в Российской Федерации // Вятский медицинский вестник. 2017. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/sistema-otsenki-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-rossi-yskoy-federatsii

11. Орел В.И., Каканов А.М., Рукавишников А.С. Риск-ориентированный подход при проведении проверок медицинских организаций // Медицина и организация здравоохранения. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-orientirovannyy-podhod-pri-provedenii-proverok-meditsinskih-organizatsiy

12. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н: на что необходимо обратить внимание руководителям медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2021. № 2. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/trebovaniya-k-organizatsii-i-provedeniyu-vnutren-nego-kontrolya-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-utverzhdyonnye

13. Kool R.B., Kleefstra S.M., Borghans I., Atsma F., van de Belt T.H. Influence of intensified supervision by health care inspectorates on online patient ratings of hospitals: A multilevel study of more than 43,000 online ratings // J. Med. Internet Res. 2016. Vol. 18, N 7. P. e198. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.5884

14. Richardson E., Walshe K., Boyd A. et al. User involvement in regulation: A qualitative study of service user involvement in Care Quality Commission inspections of health and social care providers in England // Health Expect. 2019. Vol. 22, N 2. P. 245-253. DOI: https://doi.org/10.1111/hex.12849

15. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности. Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 № 1048. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389053/

16. Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363867/

REFERENCES

1. Murashko M.A., Samoylova A.V., Shvabsky O.R., Ivanov I.V., Minulin I.B., Shcheblykina A.A., et al. Ensuring the quality and safety of medical activity in the Russian Federation as a national idea. Obshchestvennoe zdorov'e [Public Health]. 2022; 2 (3): 5-15. DOI: https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-3-5-15 (in Russian)

2. Kuchin N.E., Tyukov Yu.A. Analytical assessment of the development of the system of internal quality control and places in the management of a medical organization. Sovremennye problemy zdra-vookhraneniya i meditsinskoy statistiki [Modern Problems of Healthcare and Medical Statistics]. 2021; (2). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiticheskaya-otsenka-razvitiya-sistemy-vnutrennego-kontrolya-kachestva-i-mesto-v-upravlenii-meditsinskoy-organizatsiey (in Russian)

3. Orlov A.E. Modern problems of the quality of medical care (literature review). Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. Ele-ktronnoe izdanie [Bulletin of New Medical Technologies. Electronic edition]. 2015; (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovre-mennye-problemy-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-obzor-literatury (in Russian)

4. Piven' D.V., Kitsul I.S. On the need for greater continuity and the relationship between quality control of medical care in the compulsory health insurance system and quality control and safety of medical activity. Menedzher zdravookhraneniya [Healthcare Manager]. 2015; (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodi-mosti-bolshey-preemstvennosti-i-vzaimosvyazi-mezhdu-kontrolem-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-sisteme-oms-i-kontrolem (in Russian)

5. Sisigina N.N., Mel'nikova L.S., Nazarov V.S. The role of insurance medical organizations in managing the quality of medical care. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor [Medical Technologies. Evaluation and Choice]. 2015; (1): 43-9. (in Russian)

6. Starchenko A.A. Control and supervisory functions of healthcare authorities: analysis and proposals regarding the examination of the quality of medical care. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2016; (2): 69-81. (in Russian)

7. Ulumbekova G.E. Management of the quality of medical care in the Russian Federation: from planning to improvement, part I. Planning the quality of medical care in the Russian Federation: analysis of the current regulatory framework and indicators of the quality of medical care. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2016: 2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/up-ravlenie-kachestvom-meditsinskoy-pomoschi-v-rf-ot-planirovaniya-do-uluchsheniya-chast-i-planirovanie-kachestva-meditsinskoy-po-moschi-v (in Russian)

8. Ulumbekova G.E. Healthcare in Russia: results of activities in 2012-2016. Urgent measures in 2017-2018. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2017; 1 (7). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-rossii-itogi-deyatelnosti-2012-2016-gg-neotlozhnye-mery-v-2017-2018-gg (in Russian)

9. Kosareva E.A., Dekhnich S.N., Klykov A.I. Problematic issues of quality control of medical care in the healthcare system of the Russian Federation. Vestnik Smolenskoy gosudarstvennoy meditsin-

skoy akademii [Bulletin of the Smolensk State Medical Academy]. 2021; (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-vo-prosy-kontrolya-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-sisteme-zdra-voohraneniya-rossiyskoy-federatsii (in Russian)

10. Sungurova E.A., Chirkova I.A. System for assessing the quality of medical care in the Russian Federation. Vyatskiy medit-sinskiy vestnik [Vyatka Medical Bulletin]. 2017; 2 (54). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-otsenki-kachestva-meditsinskoy-pomoschi-v-rossiyskoy-federatsii (in Russian)

11. Orel V.I., Kakanov A.M., Rukavishnikov A.S. Risk-oriented approach when conducting inspections of medical organizations. Medit-sina i organizatsiya zdravookhraneniya [Medicine and Organization of Healthcare]. 2018; (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ risk-orientirovannyy-podhod-pri-provedenii-proverok-meditsinskih-organizatsiy (in Russian)

12. Piven' D.V., Kitsul I.S., Ivanov I.V. Requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities, approved by Order of the Ministry of Health of Russia dated July 31, 2020 No. 785n: what heads of medical organizations need to pay attention to. Menedzher zdravookhraneniya [Healthcare Manager]. 2021; (2). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/trebovaniya-k-organizatsii-i-provedeniyu-vnutrennego-

kontrolya-kachestva-i-bezopasnosti-meditsinskoy-deyatelnosti-ut-verzhdyonnye (in Russian)

13. Kool R.B., Kleefstra S.M., Borghans I., Atsma F., van de Belt T.H. Influence of intensified supervision by health care inspectorates on online patient ratings of hospitals: A multilevel study of more than 43,000 online ratings. J Med Internet Res. 2016; 18 (7): e198. DOI: https://doi.org/10.2196/jmir.5884

14. Richardson E., Walshe K., Boyd A., et al. User involvement in regulation: A qualitative study of service user involvement in Care Quality Commission inspections of health and social care providers in England. Health Expect. 2019; 22 (2): 245-53. DOI: https://doi. org/10.1111/hex.12849

15. On approval of the Regulations on the federal state control (supervision) of the quality and safety of medical activities. Decree of the Government of the Russian Federation of June 29, 2021 No. 1048. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389053/ (in Russian)

16. On approval of the Requirements for the organization and conduct of internal quality control and safety of medical activities. Order of the Ministry of Health of Russia dated July 31, 2020 No. 785n. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_363867/ (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.