Научная статья на тему 'Организационная структура и внутренний контроль на предприятии: взаимосвязь и поиск оптимальных решений'

Организационная структура и внутренний контроль на предприятии: взаимосвязь и поиск оптимальных решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / CONTROL / ENTERPRISE / INTERNAL CONTROL / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / INTERNAL CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айтказина М.А., Каршалова А.Д., Сагыныш Д.А.

Развитие национальной экономики Казахстана в целом и каждого хозяйствующего субъекта в частности предопределяют необходимость осуществления контроля как одной из функций управления с целью максимизации прибыли предприятия. Одним из важных видов контроля, который требует дальнейшего совершенствования и приведения в соответствие к требованиям реальной рыночной экономики, является внутренний контроль. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях формирования рыночных отношений в Казахстане зависит от позиции и имиджа, которые оно сформировало и над которыми работает на перспективу. Все это соответствует задачам управления, важной функцией которого является внутренний контроль. В управлении внутренний контроль поддерживает взаимодействие, взаимосвязь различных видов деятельности внутри предприятия и отдельных его подразделений, стимулирует ее эффективность, активно воздействуя на подконтрольные объекты. В современных условиях обоснованность и действенность управленческих решений зависит от внутреннего контроля, который выполняет роль специального механизма «наблюдения» на предприятии. Целью статьи является определение взаимосвязи организационной структуры предприятия и системы внутреннего контроля и поиск на ее основе оптимальных решений по построению целостной системы внутреннего контроля, разработка подхода к оценке целенаправленности и эффективности его функционирования на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational structure and internal control at the enterprise: interrelation and search of optimal solutions

The development of the national economy of Kazakhstan as a whole and each business entity in particular predetermine the need for monitoring as one of the management functions in order to maximize the profits of the enterprise. One of the important types of control, which requires further improvement and alignment with the requirements of a real market economy, is internal control. Ensuring the competitiveness of the enterprise in the conditions of the formation of market relations in Kazakhstan depends on the position and image that it has formed and over which it works in the future. All this corresponds to the tasks of management, an important function of which is internal control. In management, internal control supports interaction, the interconnection of various types of activities within the enterprise and its individual divisions, and stimulates its effectiveness by actively influencing the controlled objects. In modern conditions, the validity and effectiveness of management decisions depends on internal control, which plays the role of a special mechanism of "observation" at the enterprise. The aim of the article is to determine the relationship between the organizational structure of the enterprise and the internal control system and search on its basis for optimal solutions for building a holistic internal control system, to develop an approach to assessing the focus and effectiveness of its functioning in enterprises.

Текст научной работы на тему «Организационная структура и внутренний контроль на предприятии: взаимосвязь и поиск оптимальных решений»

Организационная структура и внутренний контроль на предприятии:

взаимосвязь и поиск оптимальных решений

Айтказина Мадина Амангельдиновна

к.э.н., НАО «Университет Нархоз»

Каршалова Алма Дамеровна

к.э.н., НАО «Университет Нархоз»

Сагыныш Дина Алгабеккызы

магистрант НАО «Университет Нархоз», alma1984@mail.ru

Развитие национальной экономики Казахстана в целом и каждого хозяйствующего субъекта в частности предопределяют необходимость осуществления контроля как одной из функций управления с целью максимизации прибыли предприятия. Одним из важных видов контроля, который требует дальнейшего совершенствования и приведения в соответствие к требованиям реальной рыночной экономики, является внутренний контроль.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях формирования рыночных отношений в Казахстане зависит от позиции и имиджа, которые оно сформировало и над которыми работает на перспективу. Все это соответствует задачам управления, важной функцией которого является внутренний контроль.

В управлении внутренний контроль поддерживает взаимодействие, взаимосвязь различных видов деятельности внутри предприятия и отдельных его подразделений, стимулирует ее эффективность, активно воздействуя на подконтрольные объекты. В современных условиях обоснованность и действенность управленческих решений зависит от внутреннего контроля, который выполняет роль специального механизма «наблюдения» на предприятии.

Целью статьи является определение взаимосвязи организационной структуры предприятия и системы внутреннего контроля и поиск на ее основе оптимальных решений по построению целостной системы внутреннего контроля, разработка подхода к оценке целенаправленности и эффективности его функционирования на предприятиях.

Ключевые слова: контроль, предприятие, внутренний контроль, организационная структура, система внутреннего контроля.

Введение

Деятельность предприятий должна подчиняться определенным требованиям современного состояния экономики Казахстана. Повышение эффективности деятельности по всем направлениям является необходимой составляющей современного развития экономических отношений.

Постоянное развитие рыночных отношений существенно влияет на систему экономического контроля в Казахстане. Это обусловлено экономическими трансформациями в казахстанском обществе, которые требуют от субъектов хозяйствования принятия своевременных и правильных управленческих решений на основе достоверной финансовой информации, получение которой предусматривает осуществление любой формы контроля. Таким образом, современный этап развития экономики Казахстана требует разработки и внедрения надежной системы внутреннего контроля, который является обязательным условием обеспечения стабильности функционирования предприятия в конкурентной рыночной среде. Его задачи заключаются в обеспечении выявления негативных тенденций и доведении информации о них до руководства предприятия, которое разрабатывает необходимые меры по устранению имеющихся недостатков. [1]

В экономической среде вопросы контроля тесно связанные с учетом, анализом и т.п. и представляют собой неотъемлемую составляющую управления предприятием. Надлежащая организация и понимание методики внутреннего контроля (ВК) способствуют существенному повышению эффективности деятельности, снижению рисков бизнеса и, как следствие, повышению конкурентоспособности субъекта хозяйствования. Такое утверждение требует комплексного подхода к рассмотрению основ организации ВК как составляющей организационной структуры предприятия. [2]

Трансформация и совершенствование методов деятельности предприятий обязывает руководство обеспечить непрерывный контроль процессов хозяйствования, что обусловливает многообразные проблемы организации контроля, в том числе внутреннего. Наиболее распространенной проблемой является то, что в теории и на практике отсутствует единый подход к определению понятия организации ВК во взаимосвязи с другими структурными подразделениями предприятия. Эта проблема становится все более актуальной вследствие необходимости обновления организационной структуры ВК в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды функционирования предприятий.

Изложение основного материала исследования.

Важность контроля в организационной структуре управления деятельностью предприятия определяли

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о es о es

РО

о ш m

X

<

m О X X

еще такие ученые, как А. Аренс и Дж. К. Лоббек. Они подчеркивали, что контроль обеспечивает руководство точной информации. Контроль помогает сохранить активы и документы предприятия, обеспечить эффективную хозяйственную деятельность согласно установленным учетным принципам. К предпосылкам возникновения функции контроля они относят: неопределенность; предупреждение кризисных явлений; поддержание успеха; стремление повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятия. [3] Можно дополнить этот перечень еще и необходимостью обеспечения законности и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, своевременного выявления отклонений и принятия корректирующих мер.

К.К. Арабян определяет, что контроль является той функцией управления, с помощью которой проверяется соответствие фактического состояния и результатов работы объекта нормам, стандартам, правилам, законам, инструкциям. Исследователь считает, что функция контроля определяется в сопоставлении и проверке соответствия фактических показателей развития нормам, которые закреплены в законодательстве [4].

На современном этапе хозяйствования ВК является одной из функций управления деятельностью предприятия в условиях конкурентной среды. Но ученые не всегда акцентируют внимание на организационных признаках в определениях ВК, которые выделяют его в системе организационной структуры предприятия в целом.

Как считает Д.М. Львов, ВК - это процесс, который обеспечивает качественную разработку и эффективное достижение целей, намеченных организацией, путем реализации принятых управленческих решений [5]. Ю.А. Данилевский утверждает, что ВК - это постоянная, ежедневная работа, которая делает невозможным допуск злоупотреблений и дает возможность использовать ресурсы предприятия, включая человеческий капитал, в его пользу согласно принятых планов, а также защищает интересы работающих [6]. В.Д. Андреев рассматривает ВК как контроль хозяйственной деятельности внутри системы. То есть это проверка правильности принятия и исполнения решений на предприятии, благодаря которой получается информация о функционировании организационных звеньев системы. С помощью ВК осуществляется обратная связь между субъектом и объектом управления, между центром системы и ее звеньями [7]. Л.А. Белозерова считает, что ВК - это контроль, осуществляемый владельцами, бухгалтерскими, финансовыми и другими функциональными службами предприятий [8].

В развитых странах контроль выступает методом для усовершенствования управления деятельностью предприятий, который пронизывает все уровни. Так, например, в США и Великобритании действуют стандарты, обязывающие предприятия создавать систему внутреннего контроля [9]. В 1985 г. комиссия COSO разработала концепцию, согласно которой ВК выступает процессом, который является результатом действий совета директоров, менеджеров всех уровней и других сотрудников компании, необходимым для обеспечения достижения поставленных целей по следующим направлениям: эффективность операционной деятельности, достоверность финансовой отчетности, соблюдение соответствующих норм законодательства. Что касается места ВК, то он рассматривается специали-

стами Института внутренних аудиторов (США) как одна из функций работника (исполнителя, руководителя) на своем рабочем месте в пределах полномочий, которые ему предоставлены [10].

Организация ВК на различных предприятиях подразумевает поиск оптимальных решений и может иметь свои отличия и особенности. Собственник предприятия самостоятельно решает вопросы создания, структуры и объемов задач Вк. Единой, унифицированной структуры ВК не существует, поскольку на организационную структуру системы ВК воздействует целый ряд факторов, которые, собственно, являются критериями ее построения.

Субъектами ВК выступают руководитель предприятия и должностные лица, на которых возложены соответствующие обязанности. В частности, это может быть конкретный сотрудник или отдельное подразделение (отдел), что зависит от потребностей и возможностей субъекта хозяйствования. Рассмотрим отдельные направления контроля и сгруппируем характерные задачи, которые возникают в том или ином случае перед исполнителями.

Контроль соответствия хозяйственных процессов, по нашему мнению, наиболее характерен для предприятий частной формы собственности. Он предусматривает проверку законности, соответствия уставным нормам, обеспечение отражения в учете и своевременности осуществления хозяйственных операций на предприятии. Функции выполнения такого контроля могут быть возложены на руководителя и сотрудников отделов управления предприятием (главный бухгалтер, юрист), а также на должностных лиц других подразделений согласно возложенных на них служебных обязанностей. Контроль соответствия хозяйственных процессов должен осуществляться непрерывным методом, что обеспечит достоверность результатов деятельности.

Контроль обеспечения сохранности и эффективного использования активов предприятия предусматривает изучение вопросов ответственности материально-ответственных лиц, обеспечение объемов материальных активов для стабильной деятельности предприятия, контроль условий сохранности активов предприятия и т.п. Учитывая важность такого контроля, выполнение его задач возлагается на руководителя или его заместителя с последующим делегированием функций контроля руководителям отделов, подразделений, которые непосредственно отвечают за операции с теми или иными активами (руководитель цеха, заведующий складом и т.п.). При условии четкой и качественной организации операций с активами предприятия контроль обеспечения их сохранности и эффективного использования проводится периодически.

Контроль выполнения персоналом возложенных на уполномоченных должностных лиц функций обеспечивает слаженную работу предприятия как «единого организма». Заметим, что для обеспечения эффективности деятельности субъекта хозяйствования целесообразно учитывать принципы научной организации труда. Основной задачей в контрольной деятельности в этом направлении является оптимизация процессов использования труда сотрудников, четкое распределение обязанностей, определение функций и полномочий. Периодичность контроля выполнения персоналом возложенных на него функций определяет руководитель предприятия в зависимости от направления деятельности, количества работающих и т.п.

Технический/технологический ВК деятельности предприятия - контроль соответствия технического уровня и текущего состояния техники и оборудования, используемых в процессе хозяйствования. Технический контроль предполагает изучение вопросов качества оборудования и потребности в его ремонте и модернизации, анализ обеспечения предприятия средствами труда и эффективности использования мощностей. Задачи технического контроля выполняет специалист соответствующего уровня согласно техническим характеристикам объектов контроля.

Технологический ВК предусматривает проверку соответствия уровней технологического обеспечения подразделений, соблюдение технологического процесса, уровня квалификации технолога и выполнения им возложенных на него функций. Это направление ВК направлено на определение «слабых» мест в технологической политике предприятия. Указанные направления контроля присущи производственным предприятиям, использующим специальные средства или деятельность которых связана с применением определенной технологии (лицензия, разрешение, разработка, ноу-хау и т.п.).

В зависимости от многих факторов владелец или руководитель может самостоятельно определить другие задачи и определить направления контроля с целью обеспечения детализации, систематизации или структуризации информационных потоков для целей управления. Задачи конкретной службы контроля могут быть различными в зависимости от специфики работы предприятия, от особенностей его организационной структуры и от задач, которые ставит перед собой администрация в конкретный момент времени. ВК должен, прежде всего, обеспечить периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью отдельных подразделений предприятия, проверку отчетности подразделений и предприятия в целом.

Важной задачей службы ВК является финансово-экономический анализ деятельности предприятия и содействие в разработке финансовой стратегии. Это дает возможность повысить эффективность работы отдельных подразделений и предприятия в целом, способствует выполнению основной цели ВК.

Обычно на предприятиях ВК осуществляют собственники, менеджеры, наблюдательный совет, служба внутреннего аудита, руководители и специалисты предприятия, руководители центров ответственности, учетно-экономический и планово-финансовый отделы [11]. ВК на предприятии - это процесс, который должен реализовываться постоянно полномочными органами управления (начиная с наблюдательного совета, менеджеров всех уровней) и сотрудниками предприятия с применением определенных процедур и методов контроля на базе доступной информации [12].

Для поиска оптимальных решений организации ВК на предприятии уместно выяснить методические приемы, которые применяются во ВК для получения, проверки и согласования информационных потоков на предприятии. Заметим, что эти приемы тесно связаны с функциями управления предприятием. Методы, используемые системой ВК, обеспечивающие реализацию целей и задач предприятия, условно можно поделить на три группы [13]:

- учетные методы (применение плана счетов и двойная запись, проведение инвентаризации и документирования хозяйственных операций, балансовое обобщение). ВК предполагает изучение информации о

соответствии осуществления хозяйственных операций, и именно учет предоставляет такую информацию;

- управленческие методы (определение центров ответственности и центров возникновения затрат, нормирование расходов). Применение этой группы методов позволяет определить и распределить функции контроля между ответственными лицами, определить их полномочия, отследить соблюдение должностными лицами требований по применению и периодичности осуществления процедур контроля;

- контрольные методы (проверка документов, арифметической точности расчетов; анализ соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос, запрос и подтверждение и т.п.). Эти методы касаются процесса изучения и обработки информации для целей управления.

В зависимости от целей Вк уточняется применение определенных способов и приемов изучения информации в пределах каждой группы методов, что обеспечивает полноту полученного результата.

Во многих случаях отечественные предприятия используют интегрированные системы управления, которые являются адаптированными к нашим условиям зарубежными программными продуктами. Интегрированные системы управления включают в себя определенную совокупность подсистем, в частности, управления финансами, материальными ресурсами, производственными процессами, качеством, проектами, сервисным обслуживанием, персоналом.

Они позволяют значительно повысить эффективность ВК. Для примера финансовая подсистема, которая включает финансовое планирование, финансовый контроль, контроль и реализацию финансовых процессов (операций), дает возможность оперативно выявлять отклонения от запланированных показателей, обеспечить контроль за хозяйственными операциями на всех фазах учетного процесса от момента регистрации до составления отчетности, анализировать движение денежных средств, следить за соблюдением экономических нормативов и учетной политики предприятия.

Динамическая модель предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, которые являются, по сути, совокупностью различных операций использования ресурсов с целью производства продукции как для собственных, так и сторонних нужд. ВК как составляющая система управления предприятия исследует эффективность осуществления бизнес-процессов, которые происходят на нем с учетом возможных значений параметров контрольных моментов бизнес-процессов.

Еще одним важным вопросом надежности системы ВК является обеспечение конфиденциальности учетной информации предприятия, ее защищенности от преднамеренных или непреднамеренных изменений, несанкционированного доступа, возможности выявления и устранения таких случаев. В то же время информация должна быть доступной для пользователей, наделенных соответствующими полномочиями.

Защита информации в автоматизированных системах может быть обеспечен комплексом мер, которые касаются контроля доступа к автоматизированным системам и целостности программных средств и обрабатываемой информации, регистрации и учета работы пользователей, шифрования конфиденциальной информации, обеспечение антивирусной защиты как программных продуктов, так и информации.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м о

о es о es

РО

о ш m

X

<

m О X X

Заключение

Организация ВК является очень ответственным участком процесса хозяйствования, который влияет на результативность предприятия. Обобщение основ организации ВК позволяет сделать вывод, что разнообразие форм и методов контроля, которые использует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, обусловлено объективными потребностями обеспечения управленческого персонала качественной информации для четкого управления. Необходимость совершенствования организации и методики системы Вк обусловлена необходимостью усовершенствования (а иногда и формирования) модели ВК с учетом специфики организации и особенностей деятельности отдельных субъектов хозяйствования.

Одной из особенностей ВК является его действенность. ВК ориентирован не на выявление негативных фактов, а на их предупреждение. Посредством ВК на основе детального изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на предотвращение потерь, сохранность денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возможностей отклонений от законодательных, нормативно-правовых актов и оптимальных режимов функционирования предприятия. Все это подтверждает мысль об интеграции каждой функции управления с функцией контроля.

Литература

1. Хуаныш Л. Проблемы организации внутреннего контроля на промышленных производственных предприятиях Республики Казахстан/Российское предпринимательство. 2018. Том 19. №4. С. 1065-1081.

2. Колесов Е.С. Внутренний контроль в системе управления организацией/Бухгалтерский учет, статистика. 2015. № 10(133). С. 123-130.

3. Друри К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учебник. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. - 735 с.

4. Арабян К.К. Теория и методология внутреннего контроля: Монография. М.: МЭСИ, 2015. 115 с.

5. Львов Д.М. Теория и методология внутреннего контроля: монография. - М.: Наука, 2016. - 171 с.

6. Данилевский Ю.А. Внутренний контроль в отраслях народного хозяйства. - М.: Олма-Пресс, 2016. 392 с.

7. Андреев В.Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. 2004. № 2. С. 35-41

8. Белозерова Л.А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации // Молодой ученый. 2019. №24. С. 316-320

9. Воропаев Ю.Н. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2003.№ 9. С. 56-60.

10. Агарков Г.А., Бессонов Д.А. Международные модели управления рисками: возможности применения и результаты/Международный бухгалтерский учет. 2016. № 13. С. 52-68.

11. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ // Аудитор. 2014. № 8. С. 49-60.

12. Евлоева М.А. Совершенствование организации системы внутреннего контроля предприятия // Вопросы науки и образования. 2018. № 15 (27). С. 22-34.

13. Егорушкина Т.Н., Швецов С.А. К вопросу развития методов контроллинга и внутреннего аудита в условиях конкурентной среды // Концепт. 2017. Т. 44. С. 125-133.

14. Жариков В.Д., Жариков В.В., Безпалов В.В. Основы бизнес-планирования в организации : учебное пособие / Москва, 2016. (2-е издание, стереотипное).

15. Сысоева Е.В. Управление формированием конкурентоспособности трудового потенциала организации на основе разработки ее кадровой стратегии с учетом изменений во внешней и внутренней среде // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 85-90.

Organizational structure and internal control at the enterprise:

interrelation and search of optimal solutions Aytkazina M.A., Karshalova A.D., Sagynysh D.A.

NAO "Narxoz University"

The development of the national economy of Kazakhstan as a whole and each business entity in particular predetermine the need for monitoring as one of the management functions in order to maximize the profits of the enterprise. One of the important types of control, which requires further improvement and alignment with the requirements of a real market economy, is internal control. Ensuring the competitiveness of the enterprise in the conditions of the formation of market relations in Kazakhstan depends on the position and image that it has formed and over which it works in the future. All this corresponds to the tasks of management, an important function of which is internal control. In management, internal control supports interaction, the interconnection of various types of activities within the enterprise and its individual divisions, and stimulates its effectiveness by actively influencing the controlled objects. In modern conditions, the validity and effectiveness of management decisions depends on internal control, which plays the role of a special mechanism of "observation" at the enterprise. The aim of the article is to determine the relationship between the organizational structure of the enterprise and the internal control system and search on its basis for optimal solutions for building a holistic internal control system, to develop an approach to assessing the focus and effectiveness of its functioning in enterprises. Key words: control, enterprise, internal control, organizational

structure, internal control system. References

1. Huanysh L. Problems of organizing internal control at industrial

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

production enterprises of the Republic of Kazakhstan // Russian Entrepreneurship. 2018. Volume 19. No. 4. S. 1065-1081.

2. Kolesov E.S. Internal control in the organization's management

system // Accounting, statistics. 2015. No. 10 (133). S. 123-130.

3. Drury K. Management and production accounting. Introductory

course: textbook. - M.: UNITY-Dana, 2005.- 735 p.

4. Arabyan K.K. Theory and Methodology of Internal Control:

Monograph. M .: MESI, 2015.115 s.

5. Lvov D.M. Theory and Methodology of Internal Control: Monograph. - M .: Nauka, 2016 .-- 171 p.

6. Danilevsky Yu.A. Internal control in the sectors of the national

economy. - M.: Olma-Press, 2016.392 s.

7. Andreev V.D. The system of internal control: basic concepts //

Audit statements. 2004. No 2. S. 35-41

8. Belozerova L.A. The role and importance of internal control in

activities

9. Voropaev Yu.N. The system of internal control of the organization // Accounting. 2003.No 9.P. 56-60.

10. Agarkov G.A., Bessonov D.A. International risk management models: application possibilities and results / International accounting. 2016. No. 13. S. 52-68.

11. Egorova I.S. Features of the organization of internal control according to the recommendations of the Ministry of Finance of the Russian Federation // Auditor. 2014. No. 8. S. 49-60.

12. Evloeva M.A. Improving the organization of the enterprise's internal control system // Science and Education. 2018.No 15 (27). S. 22-34.

13. Egorushkina T.N., Shvetsov S.A. On the issue of developing controlling methods and internal audit in a competitive environment // Concept. 2017.Vol. 44.S. 125-133.

14. Zharikov V.D., Zharikov V.V., Bezpalov V.V. The basics of business planning in the organization: a training manual / Moscow, 2016. (2nd edition, stereotyped).

15. Sysoeva E.V. Management of the formation of the competitiveness of the labor potential of an organization based on the development of its personnel strategy taking into account changes in the external and internal environment // Innovations and Investments. 2017. No. 1. S. 85-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.